Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Особенности психологической помощи лицам с зпр. Мамайчук И.И

Вдетском возрасте замедленный темп психического развития встречается значительно чаще, чем психическое недоразвитие. Обычно задержки психического развития (ЗПР) диагностируются у детей к окончанию дошкольного возраста или при поступлении в школу. ЗПР проявляется:

а) в снижении общего запаса знаний;

б) в ограниченности представлений; в) в малой интеллектуальной целенаправленности.

В отечественной психопатологии и психиатрии классификация ЗПР строится на этиопатогенетическом принципе, когда форма ЗПР определяется причиной ее возникновения. Например, В. В. Ковалев выделяет четыре основные формы ЗПР. Это дизонтогенетическая форма, энцефалопатическя форма, ЗПР в связи с недоразвитием анализаторов (слепота, глухота, недоразвитие речи и др.), культуральная форма ЗПР, обусловленная ранней социальной депривацией, педагогической запущенностью и др.

В работах К. С. Лебединской выделяются четыре основных варианта ЗПР:

Конституционального происхождения;

Соматогенного происхождения;

Психогенного происхождения;

Церебрально-органического генеза.

В структуре психического дефекта у детей с ЗПР на первый план могут выступать незрелость эмоционально-волевой сферы с неярко выраженными интеллектуальными нарушениями, а также замедленное развитие интеллектуальных процессов.

Клинико-психологическая структура каждого варианта ЗПР отличается своеобразным соотношением интеллектуальных и эмоционально-волевых нарушений.

ЗПР конституционального происхождения наблюдается у детей с психофизическим инфантилизмом. Термин «инфантилизм» был введен французским невропатологом Е. Lasegue в 1864 г. для обозначения сохраняющихся у некоторых взрослых людей физических и психических признаков, свойственных детям. Немецкий психиатр G. Anton (1908) применил термин «инфантилизм» по отношению к детям с задержкой психического развития. В современной психиатрической литературе термином «пси­хический инфантилизм» обозначают личностную незрелость.

Эмоциональная сфера детей с психофизигеским инфантилизмом как бы находится на более ранней ступени развития, соответствуя психическому складу ребенка более раннего возраста. Их эмоции отличаются яркостью и живостью, наблюдается преобладание эмоциональных реакций в поведении, игровых интересов, повышенная внушаемость и недостаточная самостоятельность. Особые трудности дети с психофизическим инфантилизмом испытывают в начале обучения в школе. Им трудно длительно сосредоточиваться на задании, усидеть на уроке, подчиняться правилам дисциплины.

Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с конституциональной формой ЗПР негативно влияют на формирование динамических характеристик восприятия. В исследованиях представителей когнитивной психологии доказано соотношение способов восприятия с личностной организацией человека. Недостаточная целенаправленность, повышенная эмоциональность детей с психофизическим инфантилизмом негативно влияют на эффективность восприятия предметов (Сафади, 1997).

Незрелость эмоционально-волевой сферы у детей с психофизическим инфантилизмом проявляется в особенностях их интеллектуальной недостаточности. У них наблюдается преобладание конкретно-образного мышления над абстрактно-логическим. Исследования показали у них достаточную сформированность мыслительных операций, но неравномерную познавательную активность, что снижает продуктивность их интеллектуальной деятельности (Лебединский, 1985). Немаловажное место в структуре задержки психического развития у детей с психофизическим инфантилизмом занимает выраженная истощаемость внимания, особенно при интеллектуальных нагрузках (Сафади, 1997). В процессе игровой деятельности продуктивность внимания у них улучшается. Это указывает на зависимость интеллектуальной продуктивности от мотивации у детей с психофизическим инфантилизмом.

В структуре особенностей психического развития у детей с соматогенной формой ЗПР, так же как и мри психофизическом инфантилизме, наблюдается эмоциональная незрелость.Если при психофизическом инфантилизме эмоциональная незрелость обусловлена, как правило, незрелостью мозга, то при соматогенной форме ЗПР причиной эмоциональной незрелости чаще всего являются длительные хронические заболевания, которые в значительной степени тормозят развитие активных форм деятельности и способствует формированию таких личностных особенностей, как боязливость, робость, неуверенность в своих силах. Постоянная астения, наблюдаемая у детей в связи с длительными соматическими недугами, в значительной степени негативно отражается на умственной работоспособности. У них наблюдается неустойчивое внимание, снижение объема памяти, нарушение динамики мыслительной деятельности.

психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания ребенка. Ранняя психическая и социальная депривация, которая наблюдается у большинства безнадзорных детей и детей-сирот, способствует снижению волевых компонентов личности и развитию импульсивности. У многих детей наблюдается выраженное снижение познавательной активности, что негативно отражается на интеллектуальной продуктивности.

Психотравмирующие условия воспитания способствуют формированию таких характерологических особенностей, как робость, боязливость, неуверенность. Это проявляется в отсутствии у ребенка инициативы, самостоятельности и крайне негативно отражается на познавательной активности ребенка или подростка.

Задержка психического развития церебрально-органигеского генеза наиболее часто встречается в детском возрасте и отличается большей выраженностью нарушений высших корковых функций в сравнении с другими формами ЗПР. Причина данной формы ЗПР - органическое поражение центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза. В западной литературе эта форма ЗПР описывается как «ранний детский органический синдром», «минимальная мозговая дисфункция».

Интеллектуальная недостаточность в данной группе связана главным образом с нарушениями интеллектуальной деятельности и предпосылок интеллекта, обусловленного остаточными явлениями органического поражения головного мозга вследствие мозговых инфекций и травм.

Возрастная динамика психического развития детей с ЗПР церебрально-органического генеза определяется как тяжестью поражения ЦНС, так и временем возникновения дефекта. У большинства детей наблюдается замедленный темп созревания психических функций, однако при умственной отсталости это ярче выражено.

Церебрально-органическая недостаточность определяет структуру психического дефекта и становится очевидной как в нарушении эмоционально-волевой сферы, так и в развитии познавательных процессов. В исследованиях клиницистов и психологов подчеркивается сложная иерархия структуры нарушений познавательной деятельности при ЗПР церебрально-органического генеза. Это проявляется в дефицитарности «предпосылок» интеллекта, а именно памяти, внимания, пространственного гнозиса и праксиса, речи.

Ряд авторов отмечают выраженные нарушения темпа восприятия у детей с ЗПР церебрально-органического генеза. Это прослеживается в замедленности процессов приема и переработки сенсорной информации (Шошин, Переслени, 1981 и др.)- Кроме того, у подавляющего большинства детей с задержкой церебрально-органического генеза заметны трудности синтеза воспринимаемых объектов, что обусловлено нарушениями интерсенсорной и сенсомоторной интеграции и координации (Мамайчук, Мендоса, 1989; Campbell, 1977 и др.).

Церебральная астения, которая присутствует при ЗПР церебрально-органического генеза, проявляется в повышенной утомляемости, в недоразвитии свойств внимания и памяти. В сравнении с другими формами ЗПР здесь наблюдается выраженное недоразвитие устойчивости, точности и распределения (Хасан, 1997). Качественный анализ показал разнообразные нарушения памяти у детей с ЗПР церебрально-органического генеза: повышенная заторможенность следов памяти и внутренней интерференции, уменьшение объема памяти и скорости запоминания (там же).

Нейропсихологические исследования детей с ЗПР церебрально-органического генеза позволяют более дифференцированно подойти к анализу структуры дефекта их познавательной деятельности (Марковская, 1982; Лебединский, 1985; Микадзе, Корсакова, 1994; Мамайчук, Симонова, 1997; Шипицына, 1997 и др.).

Нейропсихологический анализ гностико-праксических функций у здоровых детей выявил гетерохронность их развития и вариабельность проявлений, что обусловлено их индивидуальными особенностями (Мамайчук, 1992). У детей с ЗПР при незначительном церебрально-органическом поражении мозга в основе дефекта лежит нейродинамическая недостаточность, связанная в первую очередь с истощаемостью психических функций. При выраженном органическом поражении мозга прослеживаются более грубые нейродинамические расстройства, выражающиеся в инертности психических процессов. Кроме того, наблюдается первичная дефицитарность отдельных корковых и подкорковых функций. У детей отмечается определенная парциальнось, мозаичпость нарушений отдельных корковых функций (Марковский, 1982).

В последующих нейропсихологических исследованиях неуспевающих младших школьников были выделены две причины, обусловливающие недостаточную сформированность отдельных функциональных систем психики ребенка (Микадзе, Корсакова, 1994). Первая из них обозначается авторами как «иррегулярность» психического развития ребенка (что означает отклонение от нормального развития, неравномерность в развитии психических функций), которая возникает в силу индивидуальных особенностей онтогенеза ребенка, но при этом не связывается с какой-либо патологией мозга или психики ребенка.

Второй причиной неуспеваемости являются «минимальные мозговые дисфункции мозга», при которых происходит изменение функционирования отдельных мозговых структур или мозга в целом. Авторы разработали специальные методы нейропсихологи-ческой диагностики и нейропсихологической коррекции.

К исследованию особенностей психического развития у детей с ЗПР необходимо подходить дифференцированно с обязательным учетом формы задержки, так как нарушения познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, речи, лраксиса) при различных формах проявляются по-разному.

Проблемой оказания помощи детям, имеющим трудности в обуче­нии, педагоги занимаются многие десятилетия. Классы выравнивания, компенсирующего обучения, коррекции, педагогической поддержки, адаптации, здоровья и др. - все эти организационные формы свиде­тельствуют о поисках условий, адекватных психическим и физиче­ским возможностям учащихся. Классы выравнивания создавались с первого года обучения, все остальные формы - в основном на вто­рой ступени обучения, начиная с 5 класса.

Делались попытки изменить содержание образования: вводились новые курсы, разделы типа «Как учить учиться», «Как подготовиться к контрольной работе», сокращались курсы математики, физики, но значительного повышения эффективности в приобретении знаний, особенно у тех детей, которые испытывали стойкие трудности в обу­чении, не происходило.

Предпринятые в 1991-1993-х годах опросы учителей, работающих в классах компенсирующего обучения, показали, что педагоги не удов­летворены своим трудом: они не знают психологических особенностей детей; медицинская диагностика не помогает им в полной мере понять причины неуспеваемости и выбрать соответствующие методы работы; отсутствуют специальные методики, новые технологии, а удачные на­ходки, как правило, мало внедряются в школьную практику.

Все это привело к тому, что многие школы сохраняли такие классы лишь из-за небольшого количества учащихся. В 1993-1995-х годах в общеобразовательных школах Москвы компенсирующее обучение продолжали вести лишь 48 учреждений из 525.

Следует подчеркнуть, что изменения в сфере образования, связан­ные с новыми приоритетами социального развития общества, также имели негативные последствия. В результате обьективно положитель­ного фактора развития гимназий, лицеев происходит отток наиболее способных школьников в эти учебные заведения. В то же время на­блюдается наплыв учащихся с проблемами психического развития (главным образом интеллектуального и речевого) в массовую школу, вследствие чего она превратилась в полифункциональную: не только обучающую, воспитывающую, развивающую, но и в психокоррекци-онную, оздоровительную.

Система коррекционно-развивающего обучения - форма диффе­ренциации образования, позволяющая решать задачи современной ак­тивной помощи детям с трудностями в обучении и в адаптации к шко­ле. Эта форма дифференциации возможна при обычной традиционной организации учебно-воспитательного процесса, но более эффективна при создании специальных классов коррекционно-развивающего обу­чения. Они позволяют обеспечить оптимальные педагогические усло­вия для детей с трудностями в обучении и проблемами в соматиче­ском и нервно-психическом здоровье. Именно в этих классах возможно последовательное взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, учебно-профилактического и социаль­но-трудового направлений деятельности.


Отметим особенности обучения в классах коррекции. Каждый урок является продолжением предыдущего. Если отобрать главные вопро­сы темы и повторять их на каждом уроке, то к итоговому занятию все ребята усвоят тему. Многократное повторение основного материала - один из приемов работы. Оптимальны и репродуктивные методы, т. к. они позволяют детям увидеть главное в изучаемом материале, систе­матизировать, повторять по шаблону.

Необходимо помнить, что детям из класса коррекции необходим период «вживания» в материал. Нельзя их торопить. Надо учитывать низкую скорость чтения, счета и письма. Важно помнить, что ученики не в состоянии пересказывать даже понятый ими материал, поэтому приходится учить их всему: слушать, пересказывать и т. д. Педагог обязан вселять детям веру в то, что они обязательно поймут и запом­нят материал. Для лучшего запоминания чаще предлагаются однотип­ные задания (одно - решили с учителем, другое - сообща с классом, третье - каждый индивидуально). Излагать материал надо маленьки­ми дозами, каждую из них закреплять повторением, констатацией ска­занного, решением проблемного вопроса; 2-3 дозы изучаемого мате­риала связывать кратким пересказом. Учитель, работающий в классе коррекции, должен научиться придумывать задания, идущие от про­стого к сложному, не гнаться за обилием новой информации, уметь из изучаемого выбрать главное, доступно изложить его, повторить и за­крепить. Главная составляющая работы - общение. Не сумеет учитель расположить к себе ребят, не получит и результатов обучения.

Особенностью работы в классе коррекции является организация самостоятельной деятельности учащихся. Выполнение любого учеб­ного задания первоначально планируется, а затем предлагается имен­но как самостоятельное. Помощь включается только тогда, когда уче­ник оказывается не в состоянии выполнить задание самостоятельно. Сама помощь при этом дозируется и оказание ее происходит по прин­ципу от минимальной к максимальной. Целью такой организации ста­новятся: помощь ребенку в выполнении задания, уяснение, насколь­ко он чувствителен к этой помощи, принимает ли ее. Формы и виды помощи могут быть самыми разными. По форме следует различать помощь фронтальную (обращенную ко всему классу) и индивидуаль­но направленную (каждому конкретному ученику). Среди видов по­мощи условно можно выделить три основных:

1) стимулирующая;

3) обучающая.

Стимулирующий вид помощи происходит тогда, когда ученик не включается в работу после получения задания или когда работа завер­шена, но выполнена неправильно. В первом случае учитель подходит к ученику и помогает ему организовать себя, ободряет, вселяет уве­ренность в его способность справиться с работой. Во втором - он ука­зывает на наличие ошибки в работе и необходимость проверки решения. Направляющая помощь предусматривается в случае, когда уче­ник затрудняется сделать первый шаг и выполнить последующие дей­ствия. Учитель или обращает внимание ребенка на решение аналогичной задачи, или помогает наметить план действий Обучающая помощь не­обходима, когда надо показать, что и как делать для того, чтобы ре­шить учебную задачу или исправить допущенную ошибку. Многие исследователи отмечают, что дети с ЗПР не могут выполнить отдель­ные задания из-за неумения организовать себя в процессе деятельно­сти, хотя по уровню интеллектуальных возможностей должны легко справляться с ними. Во время фронтальной работы в классе ученик совершенно не справляется с заданием, но в условиях индивидуальной работы с помощью учителя выполняет то же задание правильно. Сказывается незрелость эмоционально-волевой сферы. Преодоление ЗПР зависит от характера стимулирования познавательной активно­сти ребенка со стороны взрослого. Эти особенности важно учитывать в работе с детьми с ЗПР.

Ребенок с любым типом задержки психического развития начиная с первых лет школьного обучения, а иногда даже со старшего дошкольного возраста находится в ситуации систематического неуспеха, отрицательно влияющей и на интеллектуальное развитие, и на личностное формирование. Не имея возможности достичь успеха в школе, такой ребенок отказывается от учебной деятельности, постоянно подтверждающей его несостоятельность, ищет признания в движении, игре, шалостях в компании таких же непризнанных и неудовлетворенных детей. Таким образом, неуспешность в учебе у детей с ЗПР нередко ведет к нарушениям поведения с отказом от посещения школы и асоциальными формами поведения. Противоречащими адекватной компенсации ребенка являются завышенные требования родителей, их ориентация на усредненные или даже высокие стандарты развития, нежелание принять ребенка таким, каков он на самом деле.

При благоприятных условиях воспитания задержка психического развития может быть преодолена силами дефектологов, школьных педагогов, социальных педагогов, психологов и врачей специальными методами, направленными на активизацию возможностей ребенка. Ребенку с ЗПР необходимо уделять много времени и внимания во избежание еще большего замедления развития в связи с педагогической и социальной запущенностью. Центральной фигурой в коррекции неуспешности в данном случае является педагог-дефектолог, выделяющий сохранные зоны психического развития и через них планомерно развивающий недостаточные психические функции. При невозможности систематических занятий с дефектологом специальные занятия с ребенком по разработанной дефектологом программе могут осуществлять и школьный педагог, и один из родителей. Задачи психолога заключаются в целенаправленном исправлении восприятия ребенка учителями и родителями как “ленивого”, “глупого”, “неполноценного”, “бесперспективного”, в повышении самооценки ребенка, помощи в создании ситуации успеха. Социальный педагог в этих случаях обеспечивает связь с семьей ребенка, улучшение эмоционального климата в семье, координацию коррекционных действий специалистов, необходимые консультации вне образовательного учреждения, режим занятий, дополнительные занятия, полноценный досуг ребенка. С учетом основной причины ЗПР и сопутствующих нарушений психиатром, психоневрологом или невропатологом назначается курсовое лечение. Задержки психического развития усугубляются при соматических заболеваниях, поэтому необходимы общеукрепляющее лечение и профилактика обострений частых и хронических заболеваний с помощью педиатра. Основой успеха комплексной работы с детьми, страдающими ЗПР, являются ранняя диагностика и ранее введение коррекционных мероприятий, способных предотвратить учебную несостоятельность.

Итак, главным при определении стратегии и технологии обучения детей с ЗПР являются профилактика и ранняя коррекция отставания в развитии. Практика показывает, что предупреждение трудностей в обучении и адаптации детей к школе целесообразно начинать в условиях детского сада. Для этого существует специальная модель дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида для детей с ЗПР, в котором коррекционная работа ведется в трех направлениях: диагностико-консультативная; лечебно-оздоровительная; коррекционно-развивающая.

В школе коррекционная работа строится по адаптированным программам и учебным планам в соответствии со специальным образовательным стандартом. Коррекционная направленность обучения достигается благодаря введению специальных предметов: ознакомление с окружающим миром и развитие речи, ритмика, трудовое обучение. Значительное место занимает индивидуальная коррекционная работа (логопедические занятия, занятия с психологом, занятия с педагогом по восполнению пробелов или дополнительная проработка новых и трудных тем). С целью развития индивидуальных склонностей ребенка вводятся факультативные курсы (музыкальные, спортивные, художественно-эстетические, трудовые и т.д.). Успех коррекционной работы с ребенком с ЗПР обеспечивается многими составляющими, среди которых важную роль играет педагогическое взаимодействие с семьей. Важно, чтобы родители стали активными участниками коррекционно-развивающего процесса, поверили в возможности своего ребенка и в возможность положительного результата обучения.

Основной целью психологической коррекции детей и подростков с задержкой психического развития является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.

Важным принципом психологической коррекции познавательных процессов и личности детей является учет формы и степени тяжести задержки психического развития.

Например, у детей с психофизическим инфантилизмом в структуре познавательного дефекта определяющая роль принадлежит недоразвитию мотивационной стороны учебной деятельности. Поэтомупсихокоррекционный процесс должен быть направлен на развитие познавательных мотивов. А у детей с ЗПР церебральноорганического генеза наблюдается тотальное недоразвитие предпосылок интеллекта: зрительнопространственного восприятия, памяти, внимания. В связи с этим в коррекционном процессе все внимание отдано формированию этих психических процессов, развитию навыков самоконтроля и регуляции деятельности.

Таблица 2. Направления и задачи психологической коррекции детей с различными формами ЗПР

Наименование блока
Содержание блока и приемы
Психокоррекционные задачи
Формы ЗПР
Мотивационный
Неумение ребенка выделить, осознать и принять цели действия
Формирование познавательных мотивов:
- создать проблемные учебные ситуации;
- стимулировать активность ребенка на занятии;
- обратить внимание на тип семей ного воспитания.
Приемы:
- создание игровых учебных ситуаций;
- дидактические и развивающие игры
Психофизический инфантилизм
Психогенные формы ЗПР
Блок регуляции
Неумение планировать свою деятельность во времени и по содержанию
Обучить ребенка планировать деятельность во времени.
Предварительно организовать ориентировки в заданиях.
Предварительно проанализировать с ребенком используемые способы деятельности.
Приемы:
- обучение детей продуктивным видам деятельности (конструированию, рисованию, лепке, моделированию)
Соматогенная форма ЗПР
Органический инфантилизм ЗПР церебральноорганического генеза
Блок самоконтроля
Неумение ребенка контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы по ходу их выполнения
Обучить контролю по результатам. Обучить контролю по способу деятельности.
Обучить контролю в процессе деятельности
Приемы:
- дидактические игры и упражнения на внимание, память, наблюдательность;
- обучение конструированию и рисованию по моделям
ЗПР церебрально-органического генеза
Соматогенная форма ЗПР.
Психогенная форма ЗПР

Психокоррекционные занятия с детьми с ЗПР по развитию познавательных процессов могут проводиться как индивидуально, так и в группе. Важным является единство требований к ребенку со стороны педагога, психолога и других специалистов, особенно при коррекции способности контроля своих действий. Это успешно достигается при тщательном соблюдении режима дня, четкой организации повседневной жизни ребенка, исключая возможность незавершения начатых ребенком действий.

По данным статистики, задержка психического развития у ребенка – это состояние, которому подвержены около 15-16% всех детей.

Диагноз «задержка психического развития» (ЗПР) означает, что развитие ребенка не соответствует нормам его возраста. Нарушена может быть, как интеллектуальная, так и эмоциональная сфера, но при этом могут отставать только отдельные психические функции ребенка: например, хорошо развитая моторика при отставании в речи или ребенок умеет читать и писать, но социально не адаптирован.

Дети с задержкой психического развития:

— плохо усваивают и запоминают информацию, медленно соображают, невнимательны;

— плохо понимают обращенную к ним речь, и не могут выразить свои желания с помощью речи. В целом, часто развитие речи у детей с ЗПР не соответствует возрасту, в этом случае говорят уже о задержке психического и речевого развития (ЗПРР);

— мало интересуются окружающим миром — не задают вопросов, не рассматривают предметы, игры однообразны и не имеют сюжета;

— не умеют взаимодействовать (играть и общаться) с другими детьми, часто избегают контакта.

Почему нужно корректировать ЗПР и ЗПРР?

Если отставание в психическом и речевом развитии вовремя не скорректировать, с ростом ребенка его психика все больше будет отставать от нормы. Это не только создаст ребенку проблемы при обучении и общении с ровесниками, но и серьезно ограничит возможность реализоваться во взрослой жизни.

Развитие психических процессов происходит у детей по-разному, поэтому диагноз ЗПР и ЗПРР, как правило, ставится в возрасте 4-5 лет. Однако, чем раньше начата коррекция, тем больше вероятность того, что ребенок сможет «догнать» свой возраст, развиваться наравне со сверстниками и учиться в обычной школе.

Наиболее эффективной является помощь в раннем возрасте (2-3 года), поэтому при подозрениях, что развитие ребенка не соответствует норме, обязательно обращайтесь к врачу.

ЗПР и ЗПРР являются теми состояниями, при которых необходима помощь специалистов, чтобы компенсировать отставание в развитии.

Работа психолога с ребенком с диагнозом ЗПР или ЗПРР может заключаться:

— психодиагностика по результатам которой определяются нарушения в развитии, их степень и направления работы с ними;

— консультации и занятия с детским психологом , которые направленно работают с теми сферами, где наблюдается отставание, будь то эмоциональное или интеллектуальное развитие ребенка;

если задержка психического развития сочетается с отставанием в речи — нужна и помощь логопеда.

Сегодня встречается у 7-18% детей, то есть практически у каждого пятого ребенка.

Родители гиперактивных детей знают, что воспитывать такого ребенка непросто:

— ребенок все время в движении, не способен сосредоточиться на каком-то одном занятии и постоянно отвлекается;

— у ребенка серьезные проблемы с обучением, он мгновенно забывает все, чему его учили, не усваивает информацию. При ярко выраженных симптомах СДВГ ребенок вообще не может обучаться в общеобразовательной школе;

— его практически нельзя оставить одного, потому что совершенно невозможно предсказать, что он сделает в следующую минуту;

— ребенок непослушный, ему сложно следовать правилам, из-за чего возникают сложности при посещении детского сада, а позже — и школы.

Что делать, если у ребенка выявлен синдром дефицита внимания с гиперактивностью?

Прежде всего, необходимо обратиться к врачам. Но кроме этого, при СДВГ ребенку нужна помощь психолога, который поможет гиперактивному ребенку развить те качества, которых ему не хватает: усидчивость, внимание, память, способность целенаправленной деятельности, умение слушать и многое другое. В результате ребенок научится контролировать себя, усваивать информацию, ему станет проще учиться и легче заводить отношения со сверстниками. Кроме того, психолог проводит работу и с родителями: обучает родителей методам взаимодействия с гиперактивным ребенком, подсказывает, как вести себя в общении с ним.

Детский аутизм

Что делать, если вашему ребенку поставлен диагноз «аутизм»?

За этим определением скрывается широчайший спектр расстройств. В зависимости от симптомов и степени их выраженности, различают несколько типов аутизма и целый ряд расстройств аутистического спектра, при которых симптомы выражены в более мягкой степени.

Дети с аутизмом могут испытывать сложности в самых разных сферах жизни, чаще всего родителей беспокоит, что:

— ребенок не говорит или говорит плохо, с трудом понимает обращенную к нему речь;

— ребенок испытывает трудности при взаимодействии с другими людьми, старается избегать общения, предпочитает одиночество;

— часто развитие ребенка отстает от норм, принятых для его возраста;

— ребенок проявляет агрессию и/или самоагрессию, и может причинить вред себе или окружающим;

— ребенок с трудом осваивает бытовые навыки — не может самостоятельно умыться, одеться или посещать туалет.

Это означает, что ребенку требуется помощь для развития коммуникативных и других навыков, которых ему не хватает. В этом и может помочь психолог, который поможет ребенку развить навыки социального взаимодействия и эмоционального восприятия. Кроме того, психолог обучает родителей, как обращаться с аутичными детьми и реагировать на те или иные ситуации.

Задачу психолога в том, чтобы помочь ребенку, страдающему аутизмом, приспособиться к реальности, приобрести необходимые навыки социального взаимодействия и самообслуживания, и в конечном итоге, улучшить качество жизни и ребенка, и его семьи.

Если Вам и Вашему ребенку необходима помощь — теперь Вы знаете, где можно ее получить.

Консультации и занятия психолога по вопросам задержки психического и речевого развития в Самаре! Скидки до 20 %!

Узнать цены на услуги психолога Вы можете на нашем сайте в разделе .

Ирина Кацюба
Психологическая помощь детям с задержкой психического развития

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР определяется в соответствии с их образовательными потребностями, обусловленными возрастом, степенью и многообразием нарушений, а также социально-культурными условиями жизни и воспитания.

Е. А. Стребелева выделяет специфические образовательно-воспитательные потребности детей с ЗПР. Прежде всего, необходимо учитывать, что такие дети особо нуждаются в постоянно поддерживаемой взрослыми ситуации успеха. Она должна относиться как к предметно-практической деятельности, в которой ребенок смог бы усваивать и переносить способы и навыки в новые ситуации, так и к межличностному взаимодействию. Неразвитость и специфичность коммуникативных потребностей детей с ЗПР требует параллельного ведения индивидуальной и коллективной работы. Наравне с познавательным должно идти эмоциональное развитие детей с ЗПР , что обусловлено незрелостью эмоционально-нравственной сферы личности этих детей.

Учет таких специфических потребностей будет способствовать безболезненной социализации детей.

Работа психолога строится с учетом специфики учреждения. Если в нем есть учитель-дефектолог, психолог акцентирует свое внимание на коррекции и развитии эмоциональной сферы и поведения детей, на развитии потребности в общении. В другом случае в индивидуальную работу включаются и занятия по коррекции познавательной сферы в соответствии с результатами диагностики.

Одно из основных мест в коррекционной работе должно отводиться всем формам ручной деятельности, включая рисование, лепку, аппликацию, конструирование, работу с мозаикой, пальчиковую гимнастику, шитье и т. д.

В рисовании можно использовать следующие игры-упражнения :

Срисовывание с образца;

Работа с трафаретами;

Обведение контура, обведение по внешнему и внутреннему контуру;

Раскрашивание и штриховка.

В аппликации можно использовать как метод отрыва (без использования ножниц, так и метод вырезывания. Развитие навыков работы с ножницами может выступать как самостоятельный вид деятельности.

Обосновывая взаимосвязь развития движений пальцев и интеллекта детей, А. Л. Сиротюк1 предлагает использовать пальчиковую гимнастику как метод коррекции интеллекта детей. Цель занятий - синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие потенциальных способностей, памяти, внимания, речи, мышления. Кроме того, методика А. Л. Сиротюк включает дыхательные упражнения и упражнения, развивающие мышцы языка . Автор также предлагает программу развития интеллекта старших дошкольников методами кинезиологии.

Детям с ЗПР полезны игры-упражнения, направленные на развитие тактильной чувствительности :

В емкости с крупой (например пшеном или рисом) прячется какая-нибудь мелкая игрушка, задача ребенка - найти ее и описать, не доставая;

Сортировка смешанных круп по отдельным коробочкам;

Выкладывание фигурок из круп;

Игры с кусочками различных материалов и тканей и т. д.

Кроме того, можно играть с различными видами конструктора, палочками, пазлами, мозаикой и т. д.

Особого внимания требует развитие речевого опосредования действий детей. Можно использовать следующие приемы :

Поощрение и поддержка правильных ответов на этапе ориентировки в задании;

Проговаривание вместе с ребенком того, что он будет делать, а также последовательности действий;

Повторение ребенком задания вслух;

Вспомнить и повторить задание после того, как оно выполнено;

Привлечение ребенка в качестве помощника другим детям .

В работе с детьми с ЗПР широко должны применяться дидактические игры, которые способствуют формированию самоконтроля, освоение сенсорных эталонов и навыков учебной деятельности. В книге А. А. Катаевой и Е. А. Стребелевой представлены дидактические игры, с помощью которых специалисты могут решать различные коррекционные задачи :

Формирование сотрудничества ребенка со взрослым и овладение способами усвоения общественного опыта;

- развитие ручной моторики ;

Сенсорное воспитание;

- развитие мышления ;

- развитие речи .

Ценность дидактической игры состоит в том, что сам процесс обучения она делает эмоциональным, при достаточно большом количестве повторений сохраняет интерес ребенка к заданию. Это особенно важно в работе с детьми с ЗПР.

Необходимо отметить, что выбор коррекционных методов зависит, прежде всего, от возраста и степени нарушения, выявленных в ходе диагностического обследования ребенка. Но не менее важным аспектом выбора являются уровень квалификации и опыт профессиональной деятельности самого специалиста.

Значимость налаживания тесного взаимодействия с семьей определяется тем, что именно она, как важнейший институт, обуславливает особенности социального развития ребенка .

Формирование и зоны ближайшего развития , и социальной ситуации развития определяется сложившейся в семье системой отношений ребенка с близкими взрослыми, системой ценностей, норм и правил. Поэтому ро-дители должны стать необходимым звеном в системе коррекционно-развивающей работы с ребенком .

Основными задачами работы психолога с родителями можно считать :

- помощь в осознании и принятии особенностей развития ребенка ;

Обучить способам и приемам эффективного взаимодействия и коррекции познавательной сферы в соответствии с культурным уровнем родителей;

Ознакомление с направлениями и содержанием программы работы специалистов дошкольного образовательного учреждения.

Начинать коррекционную работу необходимо с изучения родительских установок, их отношения к особенностям своего ребенка. Важно «стабилизировать» стиль воспитания, помочь родителям адекватно относиться к проблемам своего ребенка. Такая необходимость обусловлена частыми нарушениями стиля воспитания по линии гипо- или гиперопеки в семьях, в которых есть ребенок с ЗПР. С одной стороны, родители, считая своего ребенка серьезно больным, начинают опекать его, ограничивать и так неразвитую самостоятельность , чем еще более усугубляют ситуацию. С другой, родители не замечают или не знают своеобразия своего ребенка, думают, что с возрастом ситуация улучшится сама по себе. Такие семьи обычно характеризуются низким культурным уровнем. От особенностей родителей будет зависеть стратегия работы с ними и с ребенком.

Также необходимо помнить, что полноценный коррекционный эффект достигается при переносе положительных сдвигов со специальных занятий в реальную повседневную жизнь ребенка. А это возможно лишь тогда, когда родители знают о позитивной динамике и знают способы и методы закрепления выработанных навыков. Поэтому основной акцент в работе психолога и родителей будет сделан на просвещении.

Публикации по теме:

Индивидуальная образовательная программа развития ребенка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Введение. Проблема задержки психического развития и трудностей в обучении осознается как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических.

Психологическое сопровождение развития памяти у младших подростков с задержкой психического развития Психологическое сопровождение- это система профессиональной деятельности педагога- психолога, направленная на создание оптимальных условий.

Дети с задержкой психического развития в дошкольном учреждении ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Что такое задержка психического развития? ЗПР относится к разряду слабовыраженных.

Характеристика диагностической программы для развития памяти у младших подростков с задержкой психического развития В целях подробного исследования проблемы развития памяти у детей младшего подросткового возраста с задержкой психического развития в психологии.

Игры для развития внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Внимание – это сосредоточенность сознания.

Конспект индивидуального коррекционного занятия для ребенка 4–5 лет с задержкой психического развития Цель: пробуждение познавательной и творческой активности ребенка. Задачи: -закрепить знания о диких животных. -формировать умение соотносить.

Коррекционная направленность музыкального воспитания дошкольников с задержкой психического развития Коррекционная направленность музыкального воспитания дошкольников с задержкой психического развития. Использование коррекционной ритмики.

Особенности формирования математических представлений у детей с задержкой психического развития с 4 до 7 лет Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с ЗПР.

Особенности инклюзивного образования детей с задержкой психического развития В настоящее время современная система образования позволяет включить каждого ребёнка в образовательное пространство. Положения ФГОС предназначены.

Психологическая готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития Вопрос успешной адаптации детей с нарушением интеллекта приобрел особую социальную значимость в последнее десятилетие, так как количество.



© 2024 Идеи дизайна квартир и домов