Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Урок по поэме "Мцыри" план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему. Тема: Одиночество героя, его стремление к вольности – черты романтической личности (по поэме М.Ю

Тема урока : «М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри». История создания, тема и идея произведения. Композиция».

Цели урока:

    Образовательные: познакомить учащихся с историей создания поэмы «Мцыри», выявить структурные особенности произведения;

    Развивающие: развивать эмоциональную восприимчивость, навыки выразительного чтения лирического стихотворения, продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы.

    Воспитывающие: воспитывать интерес к творчеству поэта.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Мотивация.

– О творчестве какого поэта.

Что вы помните о жизни поэта?

Детство поэта было омрачено ранней смертью матери, разлукой с отцом. Его воспитанием занималась бабушка. Прожил короткую жизнь, но успел написать много прекрасных поэм, стихотворений. Некоторые из них вдохновили композиторов на создание романсов, опер.

– Всмотритесь в изображение Лермонтова, написанного художником П. Заболотским в 1837 году.
– Что старался передать художник в портрете поэта? (художник старательно пытался передать выражение глаз поэта).
– Почему? (Глаза – зеркало души. Именно они помогают передать внутренний мир человека).

3. Актуализация ранее изученного материала.

– Чувство одиночества сопровождало Лермонтова постоянно, и это чувство он передает во многих своих произведениях.
– Какие из них вы помните? Какие знаете наизусть? (чтение 1 стихотворения)
– Какие произведения на исторические темы вы читали? («Бородино», «Песня про купца Калашникова».)
– Почему поэт обращался к историческим событиям, историческим личностям?

(Его интересуют вечные проблемы чести и достоинства, власти и народа, личной воли и традиционной морали. В прошлом он старался найти идеалы, чтобы показать, как измельчало нынешнее поколение.)

4. Слово учителя.

Поколение Лермонтова оказалось в эпохе безвременья. В своих произведениях Лермонтов размышляет о судьбе современников, о разочаровании, бесцельности жизни. Отсюда его тяга к романтизации прошлого, к изображению сильных, гордых, мужественных людей.

Одним из них является герой поэмы «Мцыри», которую мы начинаем изучать.

5. Сообщение темы урока (запись на доске темы урока и эпиграфа), формулировка цели.

Вкушая, вкусив мало меда, и се аз умираю. 1-я Книга Царств

6. Формирование знаний и умений.

А) История создания поэмы. Индивидуальное задание (сообщение ученика ).

Б) Эвристическая беседа по прочитанной поэме.

Цель – выявить отношение учащихся к произведению Лермонтова.
– Каким вы назовете главное настроение поэмы?
– Какие сцены в поэме наиболее запомнились?
– Каким вы представляете себе главного героя?

– Какие чувства вызывает он у вас? Менялись ли они в процессе чтения?
– По жанру «Мцыри» – поэма. Вспомните определение поэмы.

Поэма – лиро-эпическое произведение, имеющее сюжетную линию и выражающее чувства лирического героя (переживания автора).

– В этом году мы познакомились с тремя литературными направлениями. Кто их помнит?
– К какому направлению вы отнесли бы поэму «Мцыри» и почему?

(Романтизм, т.к. Мцыри одинок, имеет яркий характер, стремится к свободе, его не понимает общество монахов. Кроме того, оказывается в необычайной обстановке, действие происходит на фоне яркой природы.)

В) Проверочная работа.

– Выяснить особенности поэмы невозможно без знания литературоведческой терминологии. Поэтому проведем небольшую проверочную работу

В карточках вам нужно установить соответствия литературоведческих терминов и их значений.

– Идею произведения позволяет раскрыть эпиграф.
– Перечитаем эпиграф к поэме. Он взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане. Познакомимся с этой легендой.

Г ) Индивидуальное задание. (Сообщение ученика “Легенда о царе Сауле”).

– Как вы думаете, с какой интонацией – смирения или протеста произнес эти слова Ионафан, отвечая Саулу?
– Первоначально эпиграфом к поэме Лермонтов хотел избрать французское изречение «Родина бывает одна».
– Почему, по-вашему, поэт отказался от такого эпиграфа и обратился к Библии? («Вкушая, вкусил мало меда, се аз умираю»)?

Д) Создание проблемной ситуации.

– Как эпиграф связан с темой произведения?

Тема “Мцыри” – изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней:

И в час ночной, ужасный час.
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал.

Тема поэмы перекликается с темой библейской легенды, ставит вопросы: волен ли человек свободно распоряжаться собой, своей жизнью, имеет ли он право на независимость?

– Определите идею.

Идея – борьба за свободу. Лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря. Где человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.

Е) Эвристическая беседа. Сюжет и композиция поэмы.

– В поэме 26 маленьких глав. Зачем же Лермонтову понадобились еще 24 главы, когда обо всех событиях жизни юноши уже рассказано в двух первых главах? (Раскрыть сложные переживания героя, когда он был на свободе.)
– Что видел Мцыри на свободе? (6-я глава.) Слайд 9-11.

– Что делал он, вырвавшись из монастыря? (8-я глава.)
– Что узнал о себе герой за три блаженных дня? Что он человек, для чего создан, зачем живет.
– Каков сюжет поэмы?
– В поэме такая последовательность в изложении сюжета не выдержана. Давайте определим, как построена поэма.

(Композиция очень своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой 2 главе рассказана жизнь героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трех днях, проведенных на свободе, написана целая поэма (11 глав). И это понятно, так как три дня вольности дали герою столько впечатлений, сколько не получал за многие годы монастырской жизни.)

Вывод: таким образом, композиция рамочная

– Как вы думаете, почему повествование передано герою?

(В центре поэмы – образ юноши, поставленного в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями, оно не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов. Автор обращает основное внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизни лишь помогают раскрытию характера. Его монолог позволяет проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя, хотя юноша вначале и заявляет, что по рассказу лишь о том, что он видел и что делал, а не что пережил (“душу можно ль рассказать? – обращается он к монаху).

Ж) Лексическая работа.

– Определите лексическое значение слова “исповедь”.

Слово “исповедь” имеет следующее значение:

1. покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем-нибудь;
2. сообщение своих мыслей, взглядов.

– В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?

7. Закрепление знаний и умений.

Аналитическая беседа.

– Композиция монолога – исповеди дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя.

Главы 3, 4, 5 – Мцыри говорит о своей жизни в монастыре и открывает то, что не было известно монахам. Внешне покорный, “душой – дитя, судьбой – монах”, он был одержим пламенной страстью к свободе, юношеской жаждой жизни со всеми ее радостями и печалями. За этими мечтами и стремлениями угадываются те обстоятельства и причины, которые вызвали его к жизни. Возникает образ мрачного монастыря с душными кельями, бесчеловечными законами и атмосферой, где подавляются все естественные стремления.

Главы 6, 7 – Мцыри рассказывает, что он увидел “на воле”. Открытый им чудный мир резко противопоставлен мрачному виду монастыря. Юноша так увлекается воспоминаниями о вечных им живых картинах, что как будто забывает о себе, почти ничего не говорит о своих чувствах. В том, какие картины он вспоминает и какими словами рисует, раскрывается его пламенная, цельная в своих устремлениях натура.

С 8 главы Мцыри рассказывает о внешних событиях трехдневного скитания, обо всем, что с ним случилось на свободе, и обо всем, что перечувствовал и пережил за эти дни своеобразной жизни. Теперь уже последовательность событий не нарушается, мы шаг за шагом движемся вместе с героем, живо представляем окружающий его мир и следим за каждым душевным движением Мцыри.

Главы 25–26 – прощание Мцыри и его завещание. Не сумев вернуться на Родину, Мцыри готов уйти из жизни. Но перед смертью он отказывается признать монастырское существование. Последние его мысли – о родине, свободе, жизни.

8. Подведение итогов. Выставление оценок.

Домашнее задание:

    Подготовить пересказ “Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши – послушника”.

    Раскрыть значение слова свобода по словарю.

    Ответить на вопросы:
    Какова цель побега Мцыри? (Выписать цитаты в тетрадь.)
    Найти пейзажные зарисовки. Определить их значение.
    Отметить художественные приемы, использованные Лермонтовым, при изображении своего героя.
    Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему?

Приложение

ФИО ученика:

1. Установите соответствия литературоведческих терминов и их значений.

А. Главная, обобщающая мысль в худ. произведении, отражающая отношение автора к действительности и выступающая через всю систему образов

Б. Построение художественного произведения

В. Основные эпизоды событийного ряда литературного произведения и их художественной последовательности

Г. Изображение характеров и ситуаций, взятых автором из реальной действительности и определенным образом преображенные в системе данного художественного мира. (то, о чем пишет автор)

«Романтический герой в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

Урок литературы в 8 классе .


Цель :

Ученик должен научиться характеризовать Мцыри как героя романтического произведения
Задачи:
1. Актуализировать знания о романтизме, особенностях романтического характера. Выявить способы раскрытия романтического характера в поэме.
2. Развивать навыки аналитической работы с текстом.
3. Воспитывать самостоятельность мышления, работоспособность, потребность образно выражать свои мысли. Прививать любовь к произведениям русской классической литературы.

Универсальные учебные действия: работа с текстом произведения, цитатное заполнение схемы, монологические высказывания, работа с репродукциями, составление синквейна.

Метапредметные ценности : развитие ценностных представлений (свобода – неволя, сила духа).

Планируемые результаты

Ученики научатся:

Характеризовать образ юноши-мцыри, привлекая для ответа текст поэмы и иллюстрации художников;

Комментировать иллюстрации к поэме, созданные разными художниками;

Использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

Извлекать необходимую информацию из литературного текста и переводить её из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму);

Координировать личную деятельность с другими участниками в совместной работе.

Тип урока : урок формирования знаний.
Вид урока: урок-диалог с элементами исследовательской и творческой деятельности.
Формы организации учебной деятельности : фронтальная, групповая.
Оборудование: текст М.Ю. Лермонтова «Мцыри», компьютерные презентации(кроссворд, фишбоун, аудиозапись отрывка из поэмы М.Ю. Лермонтова «Бой с барсом»).

Ход урока

1.Организационный момент
Создание групп, выявление спикеров.

2. Актуализация знаний
- На прошлом уроке мы начали изучение произведения М.Ю. Лермонтова «Мцыри», говорили о теме и композиции поэмы. Предлагаю вам решить кроссворд, который поможет вспомнить некоторые понятия, имеющие прямое отношение к теме нашего разговора.(См. приложение 1).

Отвечая на последний вопрос, выясняем, что романтизм – это направление в европейском искусстве, характерное для конца 18 – первой половины 19 века. Романтизм провозглашал устремленность к безграничной свободе, жажду совершенства, личную и гражданскую независимость. Основа романтического искусства – противоречие идеала и социальной действительности.

3.Операционно- деятельностный этап.
Сегодня мы поведём разговор о сложном типе человеческого характера, который появился в XIX веке, - романтическом характере. Мы знакомы с таким характером по поэме А.С. Пушкина «Цыганы». Давайте попробуем ответить на вопрос: «Можно ли Мцыри назвать романтическим героем?»

А) Для этого воспользуемся диаграммой «Фишбоун».
Схема, или диаграмма, «Фишбоун» придумана профессором Кауро Ишикава.

Этот приём позволяет «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость», «рыбий скелет» (отсюда и название). В голову «скелета» вписывается проблема, которая рассматривается в процессе работы над художественным произведением. На самом «скелете» есть верхние «косточки», на них фиксируются причины происходящих событий, и нижние – для записи фактов, подтверждающих наличие сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвосте» помещается вывод по решаемой проблеме.

Каждая группа имеет заготовку фишбоуна. Итак, в «голову» вписываем проблемный вопрос, на верхних «косточках» - причины, т.е. признаки,характеризующие романтизм в литературе (обсуждаем это фронтально), а на нижних «косточках» каждая группа самостоятельно выписывает из текста цитаты в качестве аргументов.
(См. приложение 2).

После окончания работы и обсуждения делаем вывод.

- Романтический герой – личность сложная, страстная, внутренний мир которой необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий. Низменной материальной практике романтики противопоставляли жизнь духа. Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души – характерные черты романтизма.

Б) Работа с иллюстрациями.

Ребята, какой эпизод можно назвать кульминацией поэмы?

Центральным эпизодом поэмы является бой с барсом. Это

кульминация трех «вольных» дней героя.

Какие качества героя проявились в схватке? Что символизирует бой с барсом?

Бой с барсом имеет глубокий психологический и философский смысл: это образное воплощение того, что происходит в душе героя. В ней враждуют два начала: неудержимое стремление к свободе и индивидуализм, пропитавший душу героя, «темничного», одинокого «цветка». Мцыри открыт для всего мира и одновременно замкнут, погружен в себя, не способен понять правду других людей. Мцыри не готов к диалогу с миром людей - в этом важнейшая причина его жизненной трагедии.

Прослушайте отрывок «Бой с барсом» в художественном исполнении и рассмотрите иллюстрации к поэме, выполненные разными художниками. Совпадают ли их представления о герое с вашими? (См. приложение 3)

Слово учителя:

М. Ю. Лермонтов наделил Мцыри множеством качеств и значений, посредством которых читатель понимает замысел поэмы. Поэт совместил в нем противоположные качества, например, он силен и слаб и т.д. Многозначительность героя осложняет его интерпретацию в иллюстрациях.
Мы можем обнаружить существенные отличия в изобразительных образах героя. У каждого художника свой Мцыри. Главное отличие заключается в передаче его внешних данных: черты лица, телосложение, возраст, этничность, настроение. Проблема, с которой сталкивается художник, заключается в неоднозначной характеристике героя. Возникает вопрос: каким изобразить героя?
44 художника создали иллюстрации в период с 1863 по 2005 годы.
Л. О. Пастернак изобразил Мцыри с чернецом. Герой с порывистым движением рукой, направленной за стены монастыря, в дикую природу, в родные края, противопоставлен статичной фигуре старца. Таким образом, художник показал «мир различных по духу людей с помощью индивидуализации и вариаций пластического метода». Устремленным, ликующим и смелым показал его Ф. Д. Константинов. И. С. Глазунов показал его в разных состояниях, радостным и напряженным.
В чем причина появления совершенно разных образов героя?
Герой поэмы имеет определенные качества, которые необходимо знать для понимания замысла поэта, для анализа имеющихся и для создания новых иллюстраций.
Мцыри, как отмечали разные исследователи, - это и бунтовщик, и чужестранец, и беглец, и «естественный человек», и жаждущий познания дух, и сирота, мечтающий о доме, и юноша, вступающий в столкновение с навязанными обстоятельствами;
Д. Е. Максимов отметил присущие ему огненную страстность, жизненность, свободолюбие, непреклонную волю, проявления «могучего духа» «его отцов». Все эти качества неотделимы от его физической хилости и болезненности, наследства монастырского режима. «В нем «юность вольная сильна», и вместе с тем он «слаб и гибок, как тростник»». Его угрюмая и дерзкая смелость сталкивается в нем с пугливостью («пуглив и дик», «боязливый взгляд» - говорится о нем в поэме). Он способен яростно биться, визжа, как барс, но легко утомляется и отчаивается до исступления.
Лермонтовед А. С. Немзер охарактеризовал героя так: « Могучий витязь, ловящий молнии, и темничный цветок, гибнущий от солнечного света, - два равно присутствующих в поэме обличия заглавного героя».

Изучив изобразительный и литературный образ Мцыри, можно сделать следующие выводы:
- каждый художник воплотил свое понимание образа героя;
- многозначительность образа позволяет изобразить его разным: юношей или мужчиной, слабым или сильным, показав этничность или нет и т.д.;
-в Мцыри поэт воплотил все, что, по его мнению, недоставало его современникам: «вечное искание», порыв к свободе, право на «беспокойное движение» духа; при всем многообразии сущностей Мцыри, он остается цельным плодом воображения поэта.

4. Подведение итогов урока. Рефлексия .

Какими романтическими чертами обладает Мцыри?

Предполагаемые ответы.

1. Сильная личность. Он отличается сосредоточенностью на идее жизни, страстью борьбы.
2. Характер юноши противоречивый, с внутренним конфликтом между человеческим и звериным. Главное в его характере - свободолюбие.
3. Главный герой одинок, он вступает в борьбу за свободу один.
4. Мцыри - герой исключительный, действует в исключительных обстоятельствах на фоне необычных картин.
5. М.Ю. Лермонтов использует пейзаж как средство характеристики героя и психологизм - углубление во внутренний мир героя.

Составление синквейна по теме «Мцыри»

Пример.

Мцыри

Свободолюбивый, страстный,

Страдает, мечтает, борется,

Стремится увидеть родину, слиться с природой-

Романтический герой.

5. Домашнее задание : 1. Изучить соответствующий раздел учебника.

2. Письменно ответить на вопрос: «Что
привлекает меня в характере Мцыри?»

3. Перспективное задание – выучить наизусть

Отрывок из поэмы.

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 8 КЛАССЕ

НА ТЕМУ

«СВОБОДОЛЮБИВЫЙ ХАРАКТЕР МЦЫРИ»

ПО ПОЭМЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА.

Учитель Хайло Е.В.

ЦЕЛИ:

образовательные : продолжить изучение поэмы, раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы его изображения, организовать деятельность уч-ся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы.

развивающие: продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы, развивать навыки выразительного чтения лиро-эпического произведения, закрепить навыки рассуждения на литературную тему.

воспитательные: воспитывать интерес к тв-ву поэта.

ТИП УРОКА: формирование знаний и умеий.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет М. Ю. Лермонтова, иллюстрации к поэме на электронном носителе, таблица, учебник литературы п\р Г. И. Беленького 8 кл., изд-во «Мнемозина» 1999г.

ПЛАН УРОКА

    ОРГМОМЕНТ

    МОТИВАЦИЯ

    ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

    ПРОВЕРКА Д/З

а) лексическая работа

б) сообщения учеников

    ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

а) аналитическая беседа

б) аудирование (слушание выразительного чтения в исполнении профессиональных чтецов)

в) самостоятельная работа

    ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ и УМЕНИЙ

а) создание проблемной ситуации

б) эвристическая беседа

    РЕФЛЕКСИЯ

    ОРГАНИЗАЦИЯ Д/З.

ХОД УРОКА

1. ОРГМОМЕНТ

2. МОТИВАЦИЯ

Соберите разрезанное высказывание

«ЧТО ТАКОЕ СВОБОДА, знают лишь те, кто готов умереть за нее».

Объясните смысл высказывания, принадлежащего французской писательнице 19 века Жермене де Сталь.

(ответы детей)

Одним из таких героев является грузинский юноша, которого готовят в монахи - Мцыри.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ.

Т. о. Тема сегодняшнего урока - СВОБОДОЛЮБИВЫЙ ХАРАКТЕР МЦЫРИ. Соответственно ЦЕЛЬ нашего урока - раскрыть особенности характера Мцыри.

А эпиграфом к уроку послужит высказывание известного русского критика В. Г. Белинского: «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри».

Как по вашему мнению, что значит исполинская натура?

(необычайно широкая, свободная).

А каково значение слова «СВОБОДА» по словарю В. И. Даля?

4. Д\З

а) ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА

У Даля «свобода» - своя воля, простор, возможность действовать по-своему, отсутствие стеснения, неволи, рабства, подчинения чужой воле.

А как трактует это понятие С. И. Ожегов, автор современного толкового словаря?

(возможность проявить свою волю, отсутствие стеснения и ограничений, состояние того, кто не находится в заключении, в тюрьме).

ОБЪЯСНЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ СМЫСЛА ЗАДАНИЯ.

Так что же значит СВОБОДОЛЮБИВЫЙ?

(Ценящий и любящий свободу).

Таков ли характер у Мцыри, мы постараемся сегодня на уроке разобраться. Но мы с вами знаем, что характер человека закладывается с детства (вспомним Петра Гринева). Поэтому предлагаю сначала вспомнить историю короткой жизни Мцыри, начав с того, каким образом тот попал в монастырь.

(Сообщения А. Бурлака или С Мельницкого)

Какое впечатление производит на вас Мцыри-ребенок?

(Это одинокий несчастный юноша, обреченный жить в монастыре, являющемся для него тюрьмой).

5. ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

а) АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА

Жизнь Мцыри в монастыре.

Но уже здесь формируется его характер. Что оказывает влияние на формирование его характера? (окружающая обстановка, люди и то, что заложено природой, передано с молоком матери, т. е на генетическом уровне).

Какие же это черты? Найдите в тексте.

.. он был, казалось, лет шести......

.. Бродил безмолвен, одинок...

ВЫВОД:

Его мы запишем в таблицу, отражающую черты хар-ра Мцыри. И главная его черта - это Могучий Дух. Вспомните: «Он тихо гордо умирал». (ТАБЛИЦА)

Подумайте, дает ли Лермонтов конкретный портрет героя? Почему нет? (Автор дает лишь обобщенный портрет, т. к. такова была судьба многих горцев).

Художественные приемы (эпитеты и сравнения), используемые автором, не поддаются образному восприятию, а только чувственному и являются тому подтверждением.

О чем же мечтает юноша? (Увидеть Родину)

Найдите в тексте и прочитайте, какой он ее представляет.

    И это не просто мечты: это одна, но пламенная страсть, которая сравнивается с червем.

  • Объясните это сравнение. (Страсть завладевает человеком, добирается до каждого уголка его души, поглощает его также, как червь лишает жизни яблоко. Т. о. Лермонтов подчеркивает всю силу и власть страсти Мцыри.

    Какова же цель побега Мцыри? Почему она его так гложет? Ответ подтвердите цитатами из текста.

* Я мало жил, но жил в плену..

Таких две жизни за одну

Но только полную тревог

Я променял бы, если б мог.

*Мою пылающую грудь

Прижать с тоской к груди другой,

Хоть незнакомой, но родной.

* Задумал я взглянуть на дальние поля...

* Я цель одну - пройти в родимую страну

Имел в душе.

ВЫВОД:

Какая же черта хар-ра двигала им?

(жажда свободы, воли, т. к. представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на Родину. Быть свободным - значит вырваться из монастырского плена, вернуться в родной аул.

    А объясните, почему Мцыри убежал в грозу?

(зов природы. Гроза - идеальное время для побега. Сама природа помогает Мцыри.

РОЛЬ ПЕЙЗАЖА В ПОЭМЕ.

(ГЛАВЫ 9, 10, 11).

    Что увидел Мцыри и узнал о жизни во время скитаний?

(гл. 6, 9, 10, 11).

ВЫВОД: Природа прекрасна, а значит, и жизнь прекрасна. Быть с Природой вместе - значит быть свободным. Значит, только там он свободен. Обратите внимание на сравнения, к которым прибегает Лермонтов, описывая Мцыри наедине с природой. Как характеризуют они юношу?

(подчеркивают его любовь к жизни, единение с природой, сочувствие всему живому: шакал кричал и плакал, как дитя). И барса он тоже сравнивает с человеком и говорит: «Обнявшись, крепче двух друзей». И даже когда юноша побеждает дикого зверя, все равно считает его достойным противником.

    Таким образом, личность Мцыри, его характер отражаются в том, какие картины привлекают его, как он о них говорит. Пейзаж в поэме играет важную роль, т. к. дан в восприятии героя, а значит, становится средством создания хар-ки Мцыри. Значит, через понимание природы раскрывается еще одна черта хар-ра героя. Какая?

ЧУТКОСТЬ ДУШИ, его любовь к жизни, ко всему прекрасному. Не каждый способен видеть, замечать красоту природы. Например, монахи.(ТАБЛИЦА)

    Эту черту мы видим благодаря использованному Лермонтовым приему АНТИТЕЗЫ, т. е. ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ. Мцыри поражает богатство и многообразие природы, выступающее контрастом монастырской жизни.

ВЫВОД: Итак, поэтически возвышенная натура героя, его стремление к свободе позволяет ему сравнить вольную жизнь с раем.

    Но природа не только прекрасна, она и опасна. (здесь водятся ядовитые змеи, дикие животные).

    Какую роль играют эти опасности?

(Подстерегая Мцыри, они все-равно близки его душе, как и молнии, к-рые озаряли его путь во время бегства из монастыря).

    Но ощущение счастья у Мцыри связано не только с тем, что он успел увидеть, но и с тем, что успел совершить.

    Что же совершил Мцыри и как раскрылся здесь его характер?

* Бегство из монастыря дало ему ощущение единения с природой.

* Встреча с грузинкой вызвала сладостную тоску - способность любить. (ТАБЛИЦА)

Почему же он не пошел за грузинкой в саклю, к свободным людям. К которым так стремился всю жизнь?

(Это еще не его родина, не его край отцов).

* Бой с барсом. Почему он с ним сразился? Ведь мог спокойно уйти или переждать, чтобы тот его не заметил.

(Мцыри хотел познать счастье борьбы, восторг победы, узнать свою силу, смелость). Еще одна черта - стремление к самопознанию. (ТАБЛИЦА)

    ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ОТРЫВКА В ИСПОЛНЕНИИ заслуженного артиста Чеченской республики РАМЗАНА УМАЕВА.

Итак, каким словом можно объединить все эти переживания? ЖИЗНЬ.

    Что же значит жить для героя?

(находиться в постоянных поисках, тревоге, бороться, побеждать и главное, испытывать блаженство свободы).

6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ.

    В начале урока Мы говорили о МЦЫРИ как о пленнике, жившем в монастыре. Он многого не знал о себе, т. к только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет.

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

    Что же узнал о себе Мцыри, очутившись на свободе?

* Глубже раскрылась любовь к родине, слившаяся со свободой. Если в монастыре он томился жаждой свободы, то на воле испытывает земное счастье, т. е становится целеустремленным.

* Он узнал, что смел и бесстрашен.

* Отказ от возможного счастья любви ради того, чтобы прийти в родимую страну.

* Что он вынослив. Истерзанный барсом, он собирает остатки сил и пытается выйти из леса.

    В чем же заключается особенность хар-ра Мцыри? Можно ли ответить словами Белинского?

    Да, Мцыри - это могучая натура. Он стремится к счастью, к-рое возможно только на свободе. Он живет лишь этой целью и готов на любые жертвы ради ее осуществления. Даже готов отдать жизнь.

ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА.

    Давайте вспомним, к какому литературному направлению относится поэма «МЦЫРИ»и почему?

(Это романтическая поэма, т. к. Мцыри одинок, имеет яркий хар-р, стремится к свободе, его не понимает общество. В данном случае монахов.

    Кроме того, действие поэмы происходит среди вольной и могучей природы Кавказа, символом величия, непокорности и свободы которой являются горы.

    А если поэма - романтическая, то кем будет герой?

(Романтиком, т. к. для романтика вся жизнь - борьба.

7. ОБОБЩЕНИЕ.

    • Почему же погиб этот мужественный герой? Ответить на этот философский вопрос вам поможет опора, данная в карточке.

КАРТОЧКА

    • Почему погиб Мцыри?

Истоки трагедии Мцыри - это условия.....

Обстоятельства, в которых он оказался с детства, лишили его …................................................................... .. и привели к …......................................................................

Его последним предсмертным желанием стало …...........................................................................................

Это не примирение, а победа. Жизнь обрекла его на.........................................................................................., а 3 дня на воле дали...........................................................

Поэтому его гибель вызывает............................................за Мцыри.

8. РЕФЛЕКСИЯ

    Вы тоже живете в районе Кавказских гор. Вы можете назвать себя романтиками? Чувствуете ли вы себя одинокими и в тюрьме? Стремитесь ли вы познать себя? Нужно ли вам для этого сразиться с барсом? Подумайте. Может быть, размышления об этом помогут написать сочинение - миниатюру.

    1. Что для Мцыри - свобода?

    2. Чем Мцыри близок самому Лермонтову и мне?

Я даю вам свободу выбора.

По теме:

Поэма « Мцыри » как романтическая произведение. Своеобразие поэмы . Образ главного героя.

Цели урока:

1) дать характеристику Мцыри, проникнуть в замысел автора, выявить способы раскрытия образа главного героя

2) сделать выводы об особенностях поэмы « Мцыри » как романтического произведения

ХОД УРОКА

I Опрос учащихся.

·Как жил Мцыри в монастыре?

·Характер и мечты юноши-послушника.

Комментарий учителя.

Лермонтов не даёт подробного описания монастырской жизни Мцыри. Монастырская жизнь означала, прежде всего, уход от людей, от мира, полный отказ от собственной личности, «служение Богу», выражающееся в однообразно чередующихся постах и молитвах. Главное условие жизни в монастыре – послушание. Принявший монашеский обет оказывается навсегда отрезанным от человеческого общества; возвращение монаха к жизни запрещалось.

Для героя монастырь – символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами, «кельями душными». Остаться жить в монастыре означало для него навсегда отказаться от родины и свободы, быть обречённым на вечное рабство и одиночество («быть рабом и сиротой»). Автор не раскрывает характер мальчика, попавшего в монастырь: он только рисует его физическую слабость и пугливость, затем даёт несколько штрихов его поведения, и личность пленника-горца вырисовывается отчётливо. Он вынослив(«Без жалоб он томился – даже слабый стон из детских губ не вылетал»), горд, недоверчив, потому что видит в окружающих монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы недетские чувства одиночества и тоски. Есть и прямая авторская оценка поведения мальчика, усиливающая впечатление, - Лермонтов говорит о его могучем духе, унаследованном от отцов.


·Какова цель побега? Что значит для Мцыри быть свободным? Найдите ответы в тексте.

А) Давным-давно задумал я В) Я мало жил, и жил в плену,

Взглянуть на дальние поля, Таких две жизни за одну,

Узнать, прекрасна ли земля, Но только полную тревог,

Узнать, для воли иль тюрьмы Я променял бы, если б мог.

На этот свет мы рождены.

Б) Мою пылающую грудь Г) …Я цель одну

Прижать с тоской к груди другой, Пройти в родимую страну
Хоть не знакомой, но родной. Имел в душе.

Делаем вывод:

Представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным – значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул, убежать из «семьи чужой». Живя в монастыре, юноша не переставал видеть «живые сны»:

Про милых близких и родных,

Про волю дикую степей,

Про лёгких, бешеных коней,

Про битвы чуждые меж скал…

В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного «чудного мира тревог и битв».

II Работа над образом Мцыри.

1 Слово учителя.

Поэма – романтическая. Его герой не похож на окружающих его людей, он отрицает их жизненные ценности, стремится к иному. Докажите эту мысль строчками из исповеди Мцыри.

Я знал одной лишь думы власть,

Одну, но пламенную страсть:

Она, как червь, во мне жила,

Изгрызла душу и сожгла.

Она мечты мои звала

От келий душных и молитв

В тот чудный мир тревоги битв.

Главная страсть героя – стремление жить полно, в мире борьбы и свободы, вне стен монастыря, на далёкой любимой родине.

2 Работа с текстом.

Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний?

Ответ в 6 главе, половина 9, 10, 11.

Делаем вывод:

Личность Мцыри, характер его отражаются в том, какие картины привлекают его и как он говорит о них. Его поражает богатство и многообразие природы, контрастирующие с однотонной монастырской обстановкой. И в пристальном внимании, с каким герой смотрит на мир, ощущается его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней, сочувствие всему живому.

В романтических произведениях исключительный герой действует в исключительных обстоятельствах. Перечитайте отрывок из 6 главы. Докажите, что поэт нарисовал романтический пейзаж .

(Со слов «Я видел груды тёмных скал» до слов «В снегах, горящих, как алмаз, седой, незыблемый Кавказ».)

Этот пейзаж, конечно, можно назвать романтическим, потому что каждая его деталь необыкновенна, экзотична, - «горные хребты, причудливые, как мечты», курятся на заре; по берегам горного потока – «груды тёмных скал», снежные вершины гор скрываются в облаках.

В начале урока говорилось о Мцыри – пленнике, жившем в монастыре. Уже тогда это был сильный, гордый юноша, одержимый «пламенной страстью», - любовью к родине и свободе. Но важно заметить, что тогда, в монастыре, он и сам не знал многого о себе, т. к. только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет.

Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе?

На свободе с новой силой раскрылась любовь Мцыри к родине, которая слилась для юноши со стремлением к вольности. Если в монастыре герой лишь томился желанием свободы, то на воле он познал «блаженство вольности» и укрепился в своей жажде земного счастья. Пробыв три дня на свободе, Мцыри узнал, что он смел и бесстрашен. Бесстрашие, презрение к смерти и страстная любовь к жизни, жажда борьбы и готовность к ней раскрываются в битве с барсом. «Пламенная страсть» Мцыри – любовь к родине – делает его целеустремлённым и твёрдым. Он отказывается от возможного счастья, любви, превозмогает страдания голода, в отчаянном порыве пытается через лес ради цели «пройти в родимую страну». Гибель этой мечты рождает у него отчаяние, но в отчаянном порыве Мцыри предстаёт не слабым и беззащитным , а гордым и отважным человеком, отвергшим жалость и сострадание. Мцыри вынослив. Истерзанный барсом, он забывает о ранах и, собрав остаток сил, вновь пытается выйти из леса.


Какие художественные средства использует поэт, рисуя своего героя? Приведите примеры.

Гиперболы : О, я, как брат,

Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнии ловил…

Метафоры : Я эту страсть во тьме ночной

Вскормил слезами и тоской,

Я грыз сырую грудь земли…

Сравнения: Я сам, как зверь, был чужд людей,

Полз и прятался, как змей.

Развёрнутые сравнения Мцыри с конём и тепличным цветком.

Эпитеты: Но юность вольная сильна

И смерть казалась не страшна.

III Особенности Мцыри как романтической поэмы.

Где происходит действие поэмы?

На Кавказе, среди вольной и мощной кавказской природы, родственной душе героя. Но герой томится в монастыре.

Очень важны в поэме картины пейзажа, упоминание о ветре, буре, птицах, зверях. Какова роль картин природы в произведениях?

Они родственны герою, и зов свободы оказывается непреодолимым, как зов природы – песню о любви ему поёт рыбка, «как брат» он готов обняться с бурей, «как зверь» он чужд людей. И, напротив, природа чужда и враждебна монахам монастыря: Мцыри убегает «…в час ночной, ужасный час, когда гроза пугала вас, когда, столпясь при алтаре , вы ниц лежали не земле».

Сюжет поэмы кажется привычным романтизмом – герой, искатель свободы, бежит из мира неволи. Мы встретимся с такой ситуацией в «Кавказском пленнике» и «Цыганах» . Но в поэме Лермонтова есть поворот, кардинально изменяющий традиционную ситуацию. Пленник и Алеко рвут связи со своим привычным окружением и уходят в чужой, экзотический мир вольности (на Кавказ, к цыганам), Мцыри же бежит из чужого, насильственно навязанного ему мира в мир родной, естественный.

Почему поэт, по-вашему, изменяет традиционную ситуацию?

Лермонтов воплотил в Мцыри страстную мечту героя, гордом, свободном и сильном человеке, противостоящем «постыдно-равнодушным» современникам, для которого «свобода» и «родина» означает одно и то же. Человек должен сам выбрать свой путь – таково кредо поэта.

Почему Лермонтов избрал форму исповеди?

Она помогает поэту психологически правдоподобно раскрыть внутренний мир Мцыри в системе образов – переживаний. Чтобы понять характер Мцыри, необходимо всё пережить вместе с ним: монастырскую неволю, радость свободы, упоение от боя с барсом, отчаяние от того, что не попал в родную страну; безнадёжность, когда вновь возвращается к своей тюрьме. Исповедь Мцыри занимает почти всё текстовое пространство поэмы (она лишь прерывается краткой авторской справкой) и обращена к определённому персонажу – старому монаху, которого Мцыри называет сначала отчуждённо-враждебно «старик», затем по-христиански – «отец». Точка зрения автора на происходящее не представлена, она исчезает после краткой экспозиции. Старый монах не произносит ни слова в ответ на исповедь Мцыри. Таким образом, читатель видит всё происходящее с героем только его глазами, что способствует характерной для романтического повествования субъективности. Исповедь является важным сюжетообразующим элементом.

Выводы:

1.Лермонтовский романтизм не был уходом от окружающей его современности, а напротив, означал жажду её изменения и являлся выражением передовых идеалов времени.

2.Пафосом романтической поэмы « Мцыри » было утверждение необходимости свободы для человека и отрицание рабства и смирения.

3.В центре поэмы « Мцыри » не законченный индивидуалист, а сильный человек, жаждущий счастья и жизни.

4.Поэт воспевает не столько самого героя, сколько его идеалы.

5.И характер героя, и обстановка действия являлись исключительными и в то же время художественно правдивы.

IV Тест.

1 Эпиграф к поэме « Мцыри » взят из:

А) былин В) древнерусских летописей

Б) Библии Г) стихотворения Горация

2 В чём заключается смысл эпиграфа?

А) восстание против судьбы, против Бога

Б) раскаяние, бесконечное смирение

В) защита прав человека на свободу

3 Определите жанр произведения.

Г) место действия отвечает романтической направленности поэмы

13 В чём заключается основная идея произведения?

А) отрицание религиозной морали аскетизма и смирения

Б) тоска по воле

В) утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти

Г) призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма

V Итог урока, домашнее задание.

Подготовиться к сочинению-отзыву по поэме « Мцыри ».

(обобщающий урок по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»)

Поурочная разработка

урока литературы в 8 классе

учитель русского языка и литературы

МОУ «Байглычевская СОШ

Яльчикского района

Чувашской Республики

Цели урока:


  • организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся в рамках темы;

  • закрепить навыки рассуждения на литературную тему.
Ход урока

I. Постановка учебной задачи.

Учитель. Помните, ребята, на прошлом уроке мы говорили о цветке, чем он говорит. Вы сказали, что он говорит запахами и цветом, а чем, по-вашему, говорит душа человека? (голосом, мыслями, взглядом, любовью, красотой, т.е. внутренним миром). Я бы хотела обратиться к стихотворению Фазу Алиевой «Душа»:

Душа – не вздох,

Не звук пустой,

Не приземленная работа.

Она окрылена мечтой
И жить не может без полета.

Ей надо, не жалея сил,

Парить, сроднившись с высотою,

Так, чтоб навстречу ветер был

Упруго сжатою волною,

И быть выносливой в пути,

И не бранить дождей постылых,

И горы снежные нести

На широко простертых крыльях.
Я сегодня неспроста начала урок с этого стихотворения. У каждого из нас есть душа, и у каждого она говорит своим голосом. А чем говорит душа Мцыри? (свободолюбивым характером)

Итак, мы определили цель нашего урока – разбирая характер Мцыри, мы должны доказать, что это свободолюбивый характер. Но чтобы верно судить о человеке, нужно знать его поступки и обязательно их причины. Поэтому наша задача – выявить истоки и проявление этого свободолюбия.

Как вы понимаете смысл словосочетания свободолюбивый характер ?

(т.е.человек любит свободу)
– Каково значение слова “свобода”?
– Свобода – своя воля, простор, возможность действовать по – своему; отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле.

II. Беседа по тексту.

Свободен ли Мцыри?

– Каким образом Мцыри попал в монастырь?
– Какое впечатление производит Мцыри – ребенок?
– Как рос?

Вывод. В основе произведения лежит противопоставление: рожденный среди вольного народа, Мцыри обречен на жизнь в монастыре, стены которого ассоциируются со стенами тюрьмы.

– Когда формируется характер?


– Что оказывает влияние на формирование характера? Окружающая обстановка, люди, а еще то, что генетически заложено в нас. Найдите в тексте описание тех черт, которые заложены в Мцыри и нарисуйте кластеры:

«Мцыри в детстве» «Мцыри в монастыре» «Мцыри на свободе»

(пуглив, дик, гибок, могучий дух, безмолвен, одинок, горд, силен волей)

Работа проводится в группах, по окончании работы представитель группы защищает кластер. Работы анализируются и выделяются черты, заложенные природой, характерные всем трем состояниям: могучий дух, гордость, сила воли.


– Каковы причины побега?(у него была мечта - вернуться на родину)


– Какая черта характера двигала им? Жажда свободы, воли.
Помогают ли эти черты характера герою во время побега?(Эпизод встречи с барсом становится гимном силе, мужеству. Мцыри предстает человеком необыкновенным: ему все по плечу, даже удается почти безоружному в рукопашной схватке победить хищного зверя).
– Почему Мцыри не пытался уйти, когда увидел барса, ведь тот не сразу почуял его? Докажите мысль свою цитатой из текста.
– Какая черта характера им двигала?

Вывод. Жажда подвига, удаль, смелость, отвага заставляют юношу вступить в смертельную битву. Лермонтов постоянно подчеркивает, что Мцыри чужой среди людей, но в мире дикой природы он чувствует себя своим.
– Какой художественный прием использует автор? (Сравнение)Выступление ученика.

Помощи людской я не желал,


Я был чужой для них навек,
Как зверь степной .

Я видел горные хребты


Причудливые, как мечты .
В снегах, горящих, как алмаз .
И солнце сквозь хрусталь земли
Сияло сладостней луны.
Едва взошла заря,
Палящий луч её обжег
В тюрьме воспитанный цветок.

Выступление ученика. Эпитеты.

Выступление ученика. Метафоры.

Он был “рад вздохнуть в свою измученную грудь” воздух полей, лесов. У Мцыри сверхчувственное восприятие. Он “видит” и “слышит” то, что обыкновенному человеку недоступно именно в силу того, что он чист душой и потому, что он – божий человек (“Судьбой монах”) Мцыри любит природу, понимает её и чувствует.

Я видел груды темных скал,
Когда поток их разделял,
И думы их я увидал:
Мне было свыше то дано.(стр.79)

Вывод. Все изобразительные средства направлены на то, чтобы показать внутреннее душевное богатство Мцыри, человека, умеющего понимать прекрасное. Только человек с богатым внутренним миром может так восхищаться природой, а любоваться природой он мог только на свободе.

– Какие черты характера проявляются при встрече с молодой грузинкой? (Мцыри нежный, способный любить. В монастыре он был одинок. И, вырвавшись из мрачных стен, он ищет дружбы, любви).

И мрак очей был глубок,
Так полон тайнами любви,
Что думы пылкие мои смутились.
Когда же я очнулся вновь
И отлила от сердца кровь,
Она была уж далеко.

– Итак, какими же чертами характера обладал Мцыри? Мы доказали, что Мцыри движет свободолюбие. Только на свободе он мог любоваться красотой природы, стремиться на родину, рисковать жизнью в поединке с барсом, общаться с родными и близкими ему людьми, любить, одним словом, жить. Ключевым словом нашего урока стали слова «свобода» и «душа».

Составьте синквейн с данными словами.(синквейн – пятистишие, где

первая строка – основное слово(имя существительное),

вторая строка – 2 определения к нему,

третья строка – 3 глагола к нему,

четвертая строка – фраза из 4 слов, выражающая отношение к этому

слову,

пятая строка – метафора к основному слову, выражающая его суть

, обычно – одно слово)

Свобода Характер

Желанная, окрыляющая Свободолюбивый, сильный

Помогает, дарует, воскрешает Заставляет, позволяет, поднимает

Свет во мне рождает В человека меня превращает

Жизнь Солнце


Душа Человек

Добрая, парящая Думающий, действующий

Переживает, любит, страдает Взирает, действует, отвечает

Несет людям только хорошее Свою судьбу сам выбирает

Свет Ваятель

III. Подготовка к написанию сочинения.

Примерный план раздается всем учащимся.


  1. Что значит слово «свобода»?

  2. Истоки и проявление свободолюбия.

    • Исповедь Мцыри.

    • Черты характера, заложенные природой.

    • Мцыри – человек с любовью к свободе и жаждой деятельности.

    • Чуткость души через понимание природы.

    • Бой с барсом – гимн силе. Мужеству.

    • Мцыри – человек, жаждущий любви.

  3. Для Мцыри настоящая жизнь – это жизнь вне мрачных стен и тесных келий, на свободе.
Домашнее задание. Написать сочинение на тему: “А душу можно ль рассказать?”.

© 2024 Идеи дизайна квартир и домов