Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Что нужно сделать на 40 день после смерти. Можно ли сорок дней поминать раньше? дней после смерти - что делать родственникам почившего

Когда близкий человек еще не переступил порог вечности, его родственники всячески пытаются оказывать знаки внимания, предлагать свою посильную помощь. В этом проявляется долг исполнения любви к ближнему, вменяющийся в обязательную ответственность христианским вероучением. Но человек не вечен. Для каждого наступает момент . Однако, этот переход из одного состояния личности в другое не должен быть ознаменован оставлением памяти об . Человек жив, пока его помнят. Религиозной обязанностью является организация поминальных обедов в память об для всех, кто знал последнего при жизни.

Смысловое значение 9 дня после смерти человека

Согласно православному вероучению, душа человека бессмертна. Этот подтверждается практикой в христианской традиции. Церковное Предание учит, что первые три дня после смерти душа пребывает на земле в тех местах, которые были ей особо любимы. Затем она возносится к Богу. Господь показывает душе райские обители, в которых блаженствуют праведники.

Личностное самосознание души умиляется, она дивится увиденному, а горечь от покидания земли уже не является настолько сильной. Это происходит в течение шести дней. Затем ангелами душа вновь возносится на поклонение Богу. Получается, что это девятый день, в который душа во второй раз видится со своим Творцом. В память об этом Церковь устанавливает поминки, на которых принято собираться в узком семейном кругу. Заказывается поминовение в храмах, возносятся молитвы Богу о помиловании умершего. Существует утверждение, что нет ни одного, кто прожил и не согрешил. Также смысловым значением числа девять является память Церкви о соответствующем числе ангельских чинов. Именно ангелы сопутствуют душе, показывая ей все красоты рая.

Сороковой день - время частного суда души

По истечении девяти дней душе показываются адские обители. Она наблюдает весь ужас неисправимых грешников, ощущает страх и трепет перед увиденным. Затем на сороковой день вновь возносится к Богу на поклонение, только в этот раз еще и происходит частный суд над душой. Эта дата всегда почитается самой важной в загробной участи умершего. Нет традиции переноса поминок, на какой бы день они ни пришлись.

Душа подвергается суду за все дела, совершенные человеком при жизни. И после этого определяется место ее пребывания до момента второго пришествия Христова. Особо важно в эти дни совершать молитвы и творить милостыню в память о покинувшем этот мир родственнике или знакомом. Человек просит Бога о помиловании, возможности дарования блаженной участи умершему человеку.

Число 40 имеет и свое значение. Еще в Ветхом Завете предписывалось хранить память об умершем 40 дней. В новозаветные времена можно провести смысловые аналогии с Вознесением Христовым. Так, именно на 40 день после Своего воскресения Господь вознесся на небо. Эта поминальная дата является также и памятью о том, что человеческая душа после смерти вновь отправляется к своему Отцу Небесному.

В целом проведение поминок является актом милосердия к живым людям. Предлагается обед, как милостыня в память об усопшем, совершаются иные обряды, свидетельствующие о вере человека в бессмертие души. Это является и надеждой на спасение каждой отдельно взятой личности.

Чтобы проводить душу усопшего, на сороковой день после смерти проводят специальные православные обряды, учитывая советы священников. Сороковой день после смерти — важная дата в православии, кода душа узнает, где она проведет время до второго пришествия Христа.По религиозным канонам 40 день – это грань перехода души усопшего от земной к вечной.

Считают, что в этот день она оставляет землю навсегда и переходит в место, которое ей отведут .

Что происходит на 40 день после смерти с душой

Никому достоверно не известно, почему именно эта дата настолько важна. Христиане верят, что молитва на сороковой день может изменить решение, которое Господь примет в отношении души.

Считают со дня смерти, т.е. он является первым, даже если человек преставился вечером. Вспоминают усопшего молитвой дома или в церкви, а также милостыней и поминальным обедом.

Предание гласит, что 40 дней - это период, за который душа готова принять Божественный дар от Господа. Это число встречается в Священном Писании чаще всего:

  • на Синае Моисей держал пост сорок дней перед разговором с Господом, во время которой он получил от Него 10 заповедей на скрижалях;
  • Христос после смерти вознесся на 40 день;
  • сорок лет евреи шли в землю обетованную.

Сопоставив эти факты, богословы решили, что душе нужно 40 суток, чтобы Господь определил, где она проведет время до второго пришествия Христа. За нее все это время возносят молитвы близкие и церковь, пытаясь выпросить у Творца помилование ей и простить грехи.

Душа в это время путешествует: на 40 день Он выносит ей приговор. Упокоившейся душе предстоит страшное испытание - увидеть мучения грешников в преисподней и пройти мытарства, на котором придется ответить за каждое слово и поступок. Пройти это испытание помогут Ангел-Хранитель и молитвы близких.

В храме нужно заказать:

  • псалтирь за упокой;
  • сорокоуст;
  • панихиду.

Но гораздо важнее горячая и искренняя молитва за покойного, которые возносят близкие .

Молитвы, которые следует читать на 40 день

Человек раскаивается в грехах, ходит на исповедь и причастие. Однако после смерти такой возможности уже не будет. Родственники молятся за упокой души, помогая ей избежать вечных мук в аду или обрести Царствие Небесное в раю.

Чтение святого писания придает душе сил. На 40 день принято заказывать литургию или панихиду в храме. Близкие молятся самостоятельно дома

Священники рекомендуют читать следующие молитвы за упокой души:

  • о новопреставленном;
  • об умершем до 40 дней;
  • псалтырь;
  • молитву об умершем родителе, ребенке или другом родственнике;
  • о прощении согрешений;
  • об умерших от тяжелой болезни;
  • за упокой воинов.

Поминальные молитвы читаются несколько раз в день .

Поминки на 40 день: порядок проведения

Душа умершего возвращается домой на сутки, затем покидает землю навсегда. В народе говорят, что дух будет вечно мучиться, если не увидит по себе поминок. В этот день обязательно нужно накрыть стол и пригласить близких и друзей, чтобы помянуть умершего. Однако делать это надо правильно.

Существуют определенные рекомендации для поминального обеда:

  • Собрать всех, кто был покойному дорог и близок за общим столом;
  • Приготовить блюда, которые подают на поминки;
  • Употребление алкоголя категорически запрещается;
  • Не петь песни и не плясать.

Поминки - это не праздник и не гулянка, это момент просьбы за душой умершего, и скорби по нем. Пить спиртное в это время, петь песни и плясать крайне неуместно. Поэтому важно, чтобы на обеде присутствовали христиане, которые смогут разделить это время скорби с родными и поддержать семью .

Как провести 40 день поминовения усопшего

Согласно христианской традиции, дух возвращается домой только на один день. Это сороковые сутки со дня смерти. После, он навсегда отправляется на небеса. К дате следует подготовиться заранее и узнать, как правильно поминать на сорок дней после смерти. Об этом можно подробно спросить у батюшки.

Народные предания гласят, что дух, заглянувший на один день, будет огорчен, если не увидит, что его поминают. Чтобы не обидеть усопшего, нужно почтить его память.

Вот несколько рекомендаций, которые дают священники родственникам умерших. Они просты и помогают понять, как правильно, по-христиански и с достоинством помянуть усопшего родственника на 40 дней.

  • Обязательно молиться за упокой. После сорока дней не забывать об ушедшем человеке, сохранить память о нем в мыслях.
  • Привести на могилу священника, дабы он совершил служение; заказать молитву в храме.
  • Делать посильные пожертвования на церковь.
  • Раздать милостыню нуждающимся. Деньгами, едой, одеждой.
  • Собрать за одним столом всех, кто был близок и дорог покойному.
  • На тризну готовить специальные блюда, которые символизируют поминки.
  • Принимать друзей и родственников можно дома, где жил усопший, или в кафе.
  • В этот день наводят порядок на могиле: убирают засохшие цветы и венки.
  • Для спасения духа родным и близким рекомендуется хотя бы на время отказаться от одного греха. К примеру, человек курит или любит употреблять спиртные напитки. На период траура откажитесь от пагубных привычек для пользы души. Это принесет радость покойному и очистит энергетику молящегося за упокой .

Можно ли помочь душе до 40-го дня

Православные убежденны, что умирает только телесная оболочка. Душа переходит иной мир, в ад или рай. Вещие сны, как считают священники — доказательство существования загробной жизни. Покойные могут предупредить живых об опасности, либо обратиться к ним с просьбами.

После смерти душа не может раскаяться в совершенных грехах. По молитвам друзей и родных, Господь прощает грехи покойного, дарует ему Царствие Небесное. Молитва, сорокоуст и панихида помогают душе. Милостыня – еще один способ помочь умершему. Во всех религиях принято угощать знакомых, детей, нуждающихся, попросив помянуть умершего.

За упокой усопшего молятся в 40 день смерти, на годовщину, в поминальные дни. В православии это: Радоница, Родительские субботы. Идут в храм, ставят свечи, заказывают сорокоуст. Это поможет душе и облегчит скорбь родственников. Не поминают усопших в Страстную неделю и на Пасху. Сила души становится крепче, определяется с местом дальнейшего пребывания .

Что готовить на 40 день поминок

Обед должен состоять из простых блюд, тем более, особенно если он приходится на общецерковный пост. Даже если его нет, рекомендуют избегать жирной мясной пищи и не жертвовать ее в храм.

Обед можно сделать дома, в столовой. Существуют определенные блюда, которые на поминки готовили еще наши предки. Они должны быть простыми и сытными.

Кутья – обязательное блюдо. Также подают рыбу в любом виде. Трапеза должна быть максимально простой, чтобы принести пользу не только телу, но и душе.

Кроме кутьи и рыбы, на стол можно поставить:

  • салаты из овощей: винегрет, оливье, сельдь под шубой;
  • сдобные блины;
  • перец, фаршированный рисом и мясом;
  • постные голубцы (начинка из риса, овощей и грибов);
  • сладкие и соленые пироги .

Кого нельзя поминать

В православии поминают тех, кто умер от естественной или насильственной смертью.

Не поминают:

  • людей, покончивших самоубийством;
  • погибших или покончивших с собой в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • тех, кто отступил от веры;
  • атеистов;
  • некрещеных;
  • людей другой веры.

Исключением являются лишь те, кто погиб из-за помутнения рассудка. Люди, чей разум в результате болезни был поврежден, от церковных таинств не отлучаются. Их поминают в храме и отпевают. Это объясняется тем, что лишившись ума, человек не ведал, что творил, а значит, не имел злого умысла.

Господь дает человеку великий дар – жизнь. И если он пренебрегает им, то лишается права на поминовение в церкви. Добровольный уход однозначно приводит к вечным мукам и страданиям души.

За самоубийц не заказывают панихиды и не ставят свечи. Родственники могут молиться за них келейно, дома. Просят Всевышнего, помиловать заблудшую душу, раздавая милостыню. Людям нужно постоянно помнить об этом, когда им приходит в голову мысль, покончить жизнь самоубийством, чтобы избавиться от проблем.

История понятия «40 дней» как сакрального начинается в библейские времена. Упоминаемый период нередко встречается в Церковном Предании - он необходим, чтобы приуготовить себя к достойному принятию особого дара от Господа и получению Его благодатной помощи.

Так, беседе пророка Божия Моисея с Творцом на Синайской горе и получение от Него скрижалей Завета предшествовал 40-дневный пост.

Далее - 40 дней оплакивали израильтяне смерть Моисея; столько же шел пророк Илия к горе Хорив. Но более понятным становится то, что Сын Божий вознесся на небеса тоже в 40-й день по Своем Воскресении.

Возможно, это все вкупе и предрешило установление Церковью особого поминовения новопреставленных именно в 40-й день после их ухода.

Зачем поминать?

Душа новопреставленного, представ на 9-й день перед Отцом Небесным и не получив еще окончательного решения относительно своей дальнейшей судьбы, отправляется на воздушные мытарства.

Что они собой представляют? На этом пути будут возникать всяческие преграды из , совершенных покойным при жизни, и представители темных сил будут стараться увлечь его к себе. Душа, сопровождаемая ангелом-хранителем, должна преодолеть их, доказав, что добрых дел у усопшего значительно больше и они перевешивают все «инкриминируемое» темными силами.

После этого нелегкого испытания душа снова предстанет перед Господом Богом, чтобы получить окончательный «приговор» о том, куда она будет определена - в рай или ад.

Понятно, что церковное поминовение в эту дату особенно актуально - как помощь и защита. Сам новопреставленный уже лишился возможности замолить совершенные им грехи, но это по силам тем, кто остался на земле. И молитвы их имеют для усопшего огромное значение: они испрашивают у Бога помилования его грешной души.

Когда поминать?

Молитвы помогут усопшему обрести покой. Сорок дней отсчитывается со дня смерти, т.е. он является первым днем отсчета (до полуночи). Если человек преставился ночью и это произошло после полуночи, датой смерти будет считаться уже день наступающий.

Можно ли поминать раньше/позже? В храме необходимо сделать это день в день. Что же касается поминок в смысле поминального обеда, то организовать его допустимо в любое удобное время - раньше ли, позже ли этой даты, ведь для новопреставленного главное - не накрытый, хоть и в его память, стол, а своевременная теплая молитва.

Бытуют мнения, что если сороковины выпадают на воскресенье или понедельник, то в эти дни поминать нельзя. Подобные установки безосновательны, тем более что в воскресный день в храмах служится Божественная Литургия, и это самый лучший способ поминовения. Что же касается понедельника, то если в ближайшей церкви литургии не служатся ежедневно, то в означенную дату можно специально заказать литию или панихиду.

Читайте также:

Виды поминовения

Как поминать на 40 дней после смерти? Христиан поминают:

  • молясь об упокоении их душ - в церкви и дома,
  • организованной по этому поводу особой трапезой,
  • милостыней.

Как правило, сорокоуст о новопреставленном заказывают в день смерти, и с этого дня в церкви умершего поминают ежедневно. Хорошо по истечении срока заказать новый сорокоуст.

Есть еще такая молитва как Неусыпаемая Псалтирь. Такое моление заказывают в монастырях, монахини читают Псалтирь в течение суток, сменяя друг друга. Днем во многих храмах подобным же образом читают Псалтирь и прихожане, такое чтение также можно заказать с целью поминовения.

Очень душеполезны дела милостыни, помощи ближним.

Православной традицией предусматривается раздача вещей умершего не после, а до 40 дней. Отдать их надо тем, кто в этом нуждается, и попросить их молиться за отшедшего в мир иной. Подобное действие будет зачтено в его «актив» как доброе дело.

На сороковины принято посещать кладбище, принести цветы на могилу, затеплить свечу или лампадку, помолиться.

Поминальный обед

Можно пригласить священника на поминки. Служба в храме прошла. Поминальный обед считается как бы продолжением богослужения, потому и проходить должен на достойном уровне.

Поминки сорокового дня, как и девятого, называют «незваными». На них не приглашают, приходят люди, которые желают отдать последний долг усопшему.

Блюда для поминального стола тоже с давних времен традиционны. Кроме кутьи, это рыба во всех видах. На столе присутствуют также:

Поминальный стол включает что-нибудь из таких напитков:

  • квас;
  • кисель - ягодный или овсяный;
  • компот;
  • лимонад;
  • морс;
  • сбитень;

Всех ли Церковь поминает?

  • самоубийц;
  • тех, кто ушел в состоянии опьянения (алкогольного или же наркотического);
  • некрещеных.

Самоубийц поминать в церкви нельзя. Самый главный дар Бога - это жизнь. И если некто самовольно решил пренебречь им, то Церковь не имеет права поминать его как верующего, служить по нему молебны. За такого человека можно молиться частным образом (но с благословения духовника), полезно в память о нем подавать милостыню.

Однако случаются ситуации, когда счеты с жизнью сводит душевнобольной или человек, которого довели до края притеснениями да издевательствами (скажем, в армии или тюрьме). Тогда правящий архиерей по письменному прошению может благословить отпеть и поминать его.

Употребление алкоголя и наркотиков - тяжкий грех, по сути это то же самоубийство, растянутое во времени, и поминать умершего в подобном состоянии грешника недопустимо.

Что касается некрещеных, то Церковь не вправе поминать и их, ведь они не являлись ее членами: не были возрождены к новой, духовной жизни посредством Таинства Крещения, не соединялись с Господом нашим Иисусом Христом в Таинстве Причащения, потому и не могут унаследовать тех благ, что Он обещал любящим Его.

Облегчить участь душ ушедших некрещеными (как и мертворожденных младенцев) православные могу домашней молитвой - св. мученику Уару, получившему благодатный дар от Всевышнего быть предстателем за тех, кто не сподобился Святого Крещения:

«О, святый мучениче Уаре досточудный, ревностию по Владыце Христу разжигаем, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне Церковь почитает тя, яко прославляемаго от Владыки Христа славою Небесною, Иже дарова тебе благодать великаго к Нему дерзновения, и ныне предстоиши Ему со Ангелы, и в Вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися, воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещенными, потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосерднаго Творца во веки веков. Аминь».

Согласно православным воззрениям, третий, девятый и сороковой дни после смерти человека особенно значимы для его души. Однако именно последний в сравнении с другими «поминальными сроками» наиболее важен. В этот период, пройдя все воздушные мытарства, душа перестает быть новопреставленной.

Для нее в эту третью встречу с Богом уже определится по ее делам дальнейшее место пребывания - до самого Страшного суда. И день ожидания этого решения представляется датой более трагичной, чем даже физическая смерть. Потому поминальные молитвы за усопших, за определение их душ «в месте злачне, в месте прохладне, в месте покойне» являются христианским долгом всех верующих.

В христианских традициях сороковой день после кончины считается намного важнее, чем день смерти. Именно в этот день новопреставленной душе на небесах выносится вердикт о ее дальнейшей участи. Поэтому родные и близкие, организуя поминки на 40 дней, могут оказать помощь в этот день, что-то исправить, изменить в лучшую сторону путь души ушедшего человека. Поминать человека в этот день принято молитвами, церковной службой, обедом и раздачей милостыни.

Что происходит с душой за это время

По традициям православия, когда дух покидает тело, с ним остаются все последствия, хорошие или плохие, которые он вольно или невольно причинил при жизни. Все привязанности, привычки и черты характера не забываются после смерти физического тела. 40 дней после кончины душа знакомится с прелестями Рая и ужасами Ада, чтобы осознать все свои поступки, грехи, и раскаяться. В этот период душа страдает, она может мучиться от сожалений и угрызений совести.

Искренне верующие люди всю сознательную жизнь готовятся к переходу в загробный мир и осознают, что за свои поступки придется отвечать. Они воспринимают смерть как момент встречи с Богом и отчета за свои деяния. Очень важно при этом, на каком духовном уровне душа находилась в момент перехода.

В православии считается, что поминовение усопшего на 40-й день может смягчить окончательное решение Творца и повлиять на то, где будет пребывать душа в вечности. Близкие и церковь молятся в этот день за ушедшую из жизни душу, просят Бога о милости к ней, желают ей очищения от грехов, и вымаливают для нее лучшей участи.

Церковное поминовение

Чтобы достойно провести умершего родственника, облегчить его переход в иную жизнь и вымолить ему прощение и упокоение, поминки на 40 дней включают специальную церковную службу. По желанию родственников можно выбрать один из следующих вариантов или же все вместе:

  • сорокоуст - ежедневная церковная молитва в течение 40 дней;
  • псалтырь по усопшему, или молитва «неусыпаемая» - особая молитва, которая читается в основном монахами в монастыре круглосуточно;
  • панихида - заупокойная служба с поминальными молитвами.

Заказывать панихиду можно в поминальные дни, а также в любой день, когда одолевает тоска по ушедшему близкому человеку. Так же и молиться за него дома или в церкви можно в любое время. В церкви ставят свечи за упокой души. Это считается одним из видов пожертвования. После зажигания свечи можно искренне помолиться своими словами или готовой молитвой, попросить прощения у Господа за грехи умершего.

Посещение могилы

Поминальные традиции включают обязательное посещение кладбища в определенные дни и выполнение ритуалов на могиле. Можно пригласить туда батюшку для проведения службы или съездить самим и просто помолиться. На кладбище обычно берут цветы и церковную свечку. Цветов в букете должно быть четное количество. Цветы возлагают на могилу, отдавая дань уважения ушедшему человеку.

Затем зажигают свечу и устанавливают на могиле. При зажженной свече произносят молитву, вслух или про себя, прося Господа об упокоении души. Можно побыть немного у могилы в тишине, вспоминая все хорошее, что было связано с усопшим человеком. Можно также мысленно пообщаться с ним, поблагодарить, пожелать добра.

На кладбище нельзя вести себя, как в обычной жизни, заводить посторонние разговоры, шутить, смеяться. Нельзя обсуждать похороны, могилу, присутствующих, поминки, правильность или неправильность их проведения. Сколько бы людей не присутствовало у могилы, здесь всегда уместна атмосфера умиротворения и спокойствия.

Организация стола

В день поминовения принято угощать всех окружающих поминальными кушаньями и раздавать милостыню. Поминальный стол готовится дома или в другом удобном месте. Считается, что в 40-й день дух умершего человека возвращается домой, именно на поминки, и после этого покидает земной мир навсегда.

Вот почему так важно собраться в этот день в кругу близких и родных и пережить вместе этот важный и скорбный момент прощания. Поминальный обед не является праздником и не устраивается для праздного времяпровождения с музыкой и песнями. Это продолжение церковного обряда, поэтому обед должен проходить чинно и достойно.

Первым и обязательным кушаньем готовится кутья на поминки. Это обычная каша, чаще всего рисовая, которую готовят в большой посуде с добавлением изюма, меда, орехов. Блюдо символизирует сладость вечной жизни.

Рекомендуют составлять меню на поминки из максимально постных блюд. Простая еда приносит пользу и телу, и духу. В этот день главная задача не наслаждение едой, а единение и утешение скорбящих. Люди собираются за поминальным обедом, чтобы вместе помолиться за упокой, а также поблагодарить всех присутствующих за помощь и сочувствие.

Если не получается устроить поминальный обед именно в 40-день, очень важно выдержать главную процедуру - церковное поминовение и молитвы об усопшем. Стол же можно перенести на любой другой день. Главное при этом сосредоточиться на простоте, не допускать неоправданных трат и обязательно отдать часть вещей или денег на благотворительность в память об умершем.

Поминальная речь

На обеде принято поминать усопшего и минутой молчания после нее. На поминках каждый желающий может выступить, но произнести главную речь должен человек, сохраняющий самообладание и умеющий сдерживать эмоции. Он же может затем давать слово желающим высказаться и сглаживать неловкие моменты, отвлекая внимание присутствующих, если кто-то не сможет сдержать плач.

Эту роль может выполнять как распорядитель, так и наиболее выдержанный и рассудительный член семьи. Сначала слово дают самым близким родственникам, затем друзьям и знакомым. К выступлению следует подготовиться заранее, так как импровизация может оказаться неудачной из-за нахлынувших эмоций.

Вещи умершего

Поминальные ритуалы могут соответствовать церковным правилам, а могут быть просто сложившейся традицией. Так в поминальные дни принято раздавать сладости и выпечку окружающим со словами «за царство небесное», чтобы те помянули покойного. Также, по прошествии 40 дней , перебирают вещи покойного и раздают нуждающимся или отдают в церковь.

Все поминальные ритуалы направлены на то, чтобы сохранить добрые воспоминания об ушедшем человеке и помочь его душе обрести успокоение и вечную райскую жизнь.

8.1. Как выдержать горе при смерти близкого человека? Скорбь разлуки с почившим может быть утолена лишь молитвой о нем. Христиане веруют, что жизнь со смертью не кончается, что смерть тела не есть смерть души, что душа бессмертна. Поэтому провожать душу усопшего надо в тихой молитве. «Не предавай сердца твоего печали; отдаляй ее от себя, вспоминая о конце. Не забывай о сем, ибо нет возвращения; и ему ты не принесешь пользы, а себе повредишь. С упокоением умершего успокой и память о нем, и утешься о нем по исходе души его» (Сир.38:20, 21, 23). 8.2. Надо ли закрывать зеркало, если кто-то из родных умер? Обычай завешивать зеркала в доме, где произошла смерть, частично происходит из поверья, что тот, кто увидит в зеркале этого дома свое отражение, тоже скоро умрет. «Зеркальных» суеверий много, некоторые из них связаны с гаданиями на зеркалах.

А там, где магия и колдовство, неизбежно появляются . Завешанное зеркало никак не влияет на продолжительность жизни, которая всецело зависит от Господа.

– Прощальное целование умершего происходит после его отпевания в храме. Целуют в венчик, положенный на лоб покойного или прикладываются к иконе в его руках. Крестятся при этом на икону.

8.4. Что делать с иконой, которая была в руках умершего при отпевании?

– После отпевания умершего икону можно взять домой, а можно оставить в храме. В гробу икону не оставляют.

8.5. Что положено употреблять в пищу на поминках?

– По традиции после погребения собирается поминальный стол. Поминальная трапеза является продолжением богослужения и молитвы об усопшем. Поминальная трапеза начинается с вкушения принесенной из храма кутии. Кутия или коливо – это вареные зерна пшеницы или риса с медом. Также вкушают блины, сладкий кисель. В постный день и пища должна быть постной. Поминальная трапеза должна отличаться от шумного пира благоговейной тишиной и добрыми словами о почившем.

К сожалению, укоренился плохой обычай поминать за этим столом усопшего водкой с обильной закуской. То же самое повторяется и в девятый, и в сороковой дни. Это грешно и постыдно со стороны христиан – совершать такое поминовение, приносящее невыразимую скорбь новопреставленной душе, которой в эти дни выносится решение Божьего Суда, и она жаждет особенно усердной молитвы к Богу.

8.6. Как помочь усопшему?

– Облегчить участь усопшего вполне возможно, если творить за него частые молитвы и . Хорошо ради усопшего потрудиться для Церкви или в монастыре.

– Если человек умер на Светлой седмице (от дня Святой Пасхи до субботы Светлой седмицы включительно), то читают Пасхальный канон. Вместо Псалтири на Светлой седмице читают Деяния святых апостолов.

8.8. Существует поверье, что до сорокового дня нельзя ничего отдавать из вещей умершего. Верно ли это?

– Ходатайствовать за подсудимого нужно до суда, а не после него. После смерти, когда душа проходит мытарства, совершается суд, надо ходатайствовать за нее: молиться и совершать дела милосердия. Надо делать добро за усопшего: жертвовать в монастырь, в церковь, раздавать вещи умершего, покупать священные книги и дарить верующим со дня его смерти до сорокового дня и после него. В 40 дней после смерти душа определяется в то место (блаженства или мучения), в котором она будет пребывать до Страшного Суда, до второго Пришествия Христова. До наступления Страшного Суда можно изменить загробную участь усопшего усиленной молитвой за него и милостыней.

8.9. Для чего нужна смерть тела?

«Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия» (Прем.1:13,14). Смерть появилась в результате грехопадения первых людей. «Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть: нечестивые привлекли ее и руками и словами, сочли ее другом и исчахли, и заключили союз с нею, ибо они достойны быть ее жребием» (Прем.1:15,16). Для многих людей смерть является средством спасения от духовной гибели. Так, например, дети, умирающие в раннем возрасте, не знают греха.

Смерть сокращает сумму общего зла на земле. Что представляла бы из себя жизнь, если бы вечно существовали убийцы-Каины, предающие Господа Иуды и другие им подобные? Поэтому смерть тела не «нелепа», как про нее говорят люди мира, а необходима и целесообразна.

8.10. Для чего совершается поминовение усопших?

– Пока человек жив, он способен каяться в грехах и творить добро. Но после смерти эта возможность исчезает, остается лишь надежда на молитвы живых. После смерти тела и частного суда душа находится в преддверии вечного блаженства или вечных мук. Это зависит от того, как была прожита краткая земная жизнь. Но многое зависит и от молитвы за умершего. Жития святых угодников Божиих содержат множество примеров того, как по молитве праведников облегчалась посмертная участь грешников – вплоть до их полного оправдания.

8.11. Какое поминовение усопших является самым важным?

– Святые отцы Церкви учат, что самое сильное и действенное средство к испрошению усопшим милости Божией – поминание их на Литургии. Необходимо в ближайшие дни по кончине заказать в храме сорокоуст, то есть поминовение на сорока Литургиях: сорок раз приносится Бескровная Жертва за почившего, из просфоры вынимается частица и погружается в Кровь Христову с молитвой об отпущении грехов новопреставленного. Это самое необходимое из того, что можно сделать для души усопшего.

8.12. Что означают 3-й, 9-й, 40-й дни после кончины человека? Что необходимо делать в эти дни?

– Святое Предание благовествует нам со слов святых подвижников веры и благочестия о тайне испытания души после отшествия ее от тела. Первые два дня душа преставившегося пребывает еще на земле и с сопровождающим ее ходит по тем местам, которые притягивают ее воспоминанием земных радостей и горестей, добрых дел и злых. Так проводит душа первые два дня, в третий же день Господь, во образ Своего тридневного Воскресения, повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему – Богу всяческих. В этот день благовременно церковное поминовение души усопшего, представшей пред Богом.

Потом душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии душа пребывает шесть дней – от третьего до девятого. В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред Престолом Всевышнего. Но и в это время Святая Церковь опять молится за усопшего, прося Милосердного Судию о водворении со святыми души преставившегося.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой день по смерти душа в третий раз возносится к Престолу Божию. Теперь решается ее участь – ей назначается определенное место, которого она удостоилась по делам своим. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими испрашивается прощение грехов и водворение души умершего в раю со святыми. В эти дни совершаются панихиды и литии.

Поминовение умершего в 3-й день после его смерти Церковь совершает в честь тридневного Воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы. Поминовение в 9-й день совершается в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему ходатайствуют о помиловании преставившегося. Поминовение в 40 -й день, по преданию апостолов, имеет основанием сорокадневный плач израильтян о кончине Моисея. Кроме того, известно, что сорокадневный период весьма знаменателен в истории и Предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, принятия особого Божественного дара, для получения благодатной помощи Отца Небесного. Так, пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали Закона лишь по прошествии сорокадневного поста. Пророк Илия достиг горы Хорив через сорок дней. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия по пустыне. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо в сороковой день по Воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение усопших в 40-й день по их смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведниками.

Во все эти дни очень важно на Литургию и (или) панихиду.

8.13. Можно ли заказать панихиду по усопшему, если он католик?

– Частная, келейная (домашняя) молитва об инославном усопшем не запрещается – можно поминать его дома, у гроба прочесть псалмы. В храмах не отпевают и не поминают тех, кто никогда не принадлежал к Православной Церкви: католиков, протестантов, иноверцев и всех, умерших некрещеными. Чин отпевания и панихиды составлены с уверенностью, что умерший и отпеваемый был верным членом Православной Церкви. Будучи вне Церкви при жизни, еретики и раскольники еще дальше отстоят от нее после смерти, ибо тогда для них закрывается сама возможность покаяния и обращения к свету истины.

8.14. Можно ли заказать панихиду по усопшему некрещеному?

– Некрещеных Церковь не может поминать по той причине, что они жили и умерли вне Церкви – не были ее членами, не были возрождены к новой, духовной жизни в Таинстве Крещения, не исповедовали Господа Иисуса Христа и не могут быть причастны к тем благам, которые Он обещал любящим Его.

Об облегчении участи душ умерших, не сподобившихся Святого Крещения, и младенцев, умерших во чреве матери или при родах, православные христиане молятся дома (читают канон) святому мученику Уару, имеющему благодать от Бога предстательствовать за умерших, не сподобившихся Святого Крещения. Из жития святого мученика Уара известно, что он своим ходатайством избавил от вечных мук родственников почитавшей его благочестивой Клеопатры, которые были язычниками.

8.15. Кто такой новопреставленный, приснопоминаемый?

– В течение сорока дней после кончины усопшего называют новопреставленным. В памятные для усопшего дни (кончины, именин, рождения) он именуется приснопоминаемым или приснопамятным.

8.16. Что можно сделать для усопшего, если его погребли без отпевания?

– Если он был крещен в Православной Церкви, то надо прийти в храм и заказать заочное отпевание, а также заказывать сорокоусты, панихиды.

8.17. Молятся ли за нас усопшие?

– Если усопший праведен, то сам он, находясь перед Престолом Божиим, ответит на любовь молящихся о нем и своей горячей молитвой.

8.18. Надо ли служить панихиду по младенцу?

– Умерших младенцев отпевают и по ним служат панихиды, но в молитвах просят не о прощении грехов (так как у младенцев нет сознательно совершенных грехов), а просят сподобить их Царства Небесного.

8.19. Можно ли молиться о упокоении самоубийц и поминать их в храме?

– В основе самоубийства лежит неверие в Промысл Божий и отчаяние – это смертные грехи. Смертные потому, что не дают места покаянию, удаляют от человека спасающую Божию благодать. Человек добровольно и всецело отдает себя во власть диавола, преграждает к себе все пути для благодати. Как же для него будет возможно воздействие этой благодати? Вполне естественно, что Церковь не может приносить за таких людей умилостивляющей Бескровной Жертвы и никакой молитвы вообще.

Если человек, лишивший себя жизни, был душевнобольным или был доведен до самоубийства издевательствами и притеснениями (например, в армии или местах лишения свободы), то его отпевание может быть благословлено правящим архиереем. Для этого надо подать письменное прошение.

Частная, домашняя молитва об упокоении самоубийц не запрещается, но это надо делать с благословения духовника.

8.20. Можно ли заочно отпеть погибшего в войну, если неизвестно место его захоронения?

– Если погибший был крещеным, то его можно заочно отпеть, а полученную после заочного отпевания землю надо крестообразно посыпать на любую могилку на православном кладбище.

Традиция совершать заочное отпевание и появилась в ХХ веке в России в связи с большим количеством погибших в войне, и так как часто бывало невозможно совершить последование отпевания над телом умершего по причине отсутствия храмов и священников, по причине гонения на Церковь и преследования верующих. Бывают и случаи трагической смерти, когда невозможно найти тело погибшего. В таких случаях допустимо заочное отпевание.

8.21. Правда ли, что на 40-й день поминовение усопшего надо обязательно заказать сразу в трех храмах, либо в одном, но последовательно три службы?

Сразу после смерти принято заказывать в Церкви сорокоуст. Это ежедневное усиленное поминовение новопреставленного в течение первых сорока дней – до частного суда, определяющего участь души за гробом. После сорока дней хорошо заказать годовое поминовение и потом каждый год его возобновлять. Можно заказать и более долговременное поминовение в монастырях. Есть благочестивый обычай – заказывать поминовение в нескольких монастырях и храмах, (число их не имеет значения). Чем больше будет молитвенников за усопшего, тем лучше.

8.22. Можно ли заказать панихиду по не отпетому усопшему?

– Если он был крещен в Православной Церкви, не был богоборцем и не покончил жизнь самоубийством, то можно заказать панихиду, можно и отпеть заочно.

8.23. Правда ли, что на Радоницу поминают самоубийц? Что делать, если, поверив этому, регулярно подавали в храм записки о поминовении самоубийц?

– За самоубийц Церковь не молится никогда. Надо покаяться в содеянном на Исповеди и больше так не поступать. Все сомнительные вопросы следует разрешать со священником, а не верить слухам.

8.24. Что такое родительская суббота?

– В определенные дни года Церковь поминает всех почивших христиан. Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни – Вселенскими родительскими субботами. Утром в родительские субботы во время Литургии поминаются все усопшие христиане. После Литургии бывают и общие панихиды.

8.25. Когда бывают родительские субботы?

– Почти все родительские субботы не имеют постоянной даты, а связаны с переходящим днем празднования Пасхи. Суббота мясопустная бывает за восемь дней до начала Великого поста. Родительские субботы бывают на 2, 3 и 4-й седмицах Великого поста. Троицкая родительская суббота – накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения. В субботу, предшествующую дню памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю) бывает Димитриевская родительская суббота.

8.26. Можно ли молиться о упокоении после родительской субботы?

– Молиться о упокоении можно и нужно всегда. Это долг живых перед усопшими, выражение любви к ним, так как сами усопшие уже не могут за себя молиться. Все субботы года, на которые не выпадают праздники, посвящаются поминовению усопших. Но молиться об усопших, подавать записки в храме и заказывать панихиды можно в любой день.

8.27. Какие еще есть дни поминовений усопших?

– Радоница – через девять дней после Пасхи, во вторник после Светлой седмицы. В Радоницу с усопшими делятся радостью Воскресения Господа, выражая надежду и на их воскресение. Сам Спаситель сошел во ад проповедовать победу над смертью и извел оттуда души ветхозаветных праведников. От этой великой духовной радости день этого поминовения и носит название «радуница», или «радоница».

Поминовение усопших воинов совершается Православной Церковью 9 мая, в праздник Победы над фашистской Германией. Воины, на поле брани убиенные, поминаются и в день Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября по новому стилю).

8.28. Зачем надо приносить в храм продукты?

– Верующие приносят в храм различную снедь для того, чтобы служители Церкви помянули усопших за трапезой. Эти приношения служат пожертвованием, милостыней за преставившихся. В прежние времена во дворе дома, где был усопший, в наиболее значимые для души дни (3-й, 9-й, 40-й) накрывали поминальные столы, за которыми кормили нищих, бездомных, сирот, чтобы было много молитвенников за умершего. За молитву и, особенно за милостыню, прощаются многие грехи, и облегчается загробная участь. Затем эти поминальные столы стали ставить в храмах в дни вселенского поминовения всех от века скончавшихся христиан с той же целью – помянуть усопших.

8.29. Что такое канун?

– Канун (или канунник) – это специальный стол (квадратной или прямоугольной формы), на котором стоит Крест с Распятием и устроены лунки для свечей. Перед кануном служат панихиды. Здесь ставят свечи и можно положить продукты для поминовения усопших.

8.30. Какие продукты можно положить на канун?

– Обычно на канун кладут хлеб, печенье, сахар – все то, что не противоречит посту. Можно пожертвовать на канун лампадное масло, кагор. Запрещается приносить в храм мясную пищу.

8.31. Если человек умер в сплошную седмицу перед Петровым постом, это что-либо означает?

– Ничего не означает. Господь только тогда прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление. «Не ускоряйте смерти заблуждениями вашей жизни и не привлекайте к себе погибели делами рук ваших» (Прем.1:12). «Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время?» (Еккл.7:17).

8.32. Какая душа не проходит мытарств после смерти?

– Из Священного Предания известно, что даже Божия Матерь, получив извещение от архангела Гавриила о приближающемся часе Ее переселения на небо, повергшись пред Господом, со смирением умоляла Его, чтобы, в час исхода Ее души, не видать Ей князя тьмы и адских страшилищ, но чтобы Сам Господь принял душу Ее в Свои Божественные руки. Тем более грешному роду человеческому полезнее думать не о том, кто не проходит мытарств, а о том, как их пройти и все делать для очищения совести, исправления жизни по заповедям Божиим. «Сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл.12:13,14).

8.33. Говорят, что умершие на Светлой седмице получают Царствие Небесное. Так ли это?

– Посмертная участь умерших известна только Господу. «Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все» (Еккл.11:5). Тот, кто жил благочестиво, делал добрые дела, носил крест, каялся, исповедовался и причащался – тот по милости Божией может сподобиться блаженной жизни в вечности и независимо от времени кончины. А если человек всю свою жизнь проводил в грехах, не исповедовался и не причащался, но умер на Светлой седмице, как можно утверждать, что он получил Царствие Небесное?

8.34. Почему надо причащаться в дни памяти родных: в девятый, сороковой дни после кончины?

– Такого правила нет. Но будет хорошо, если родственники почившего приготовятся и причастятся Святых Христовых Таин, покаявшись, в том числе и в грехах, имеющих отношение к почившему, простят ему все обиды и сами испросят прощение.

8.35. Сколько дней носят траур по усопшему?

– Существует традиция сорокадневного ношения траура по усопшему близкому человеку, так как на сороковой день душа умершего получает определенное место, в котором она будет находиться до времени Страшного Суда Божия. Именно поэтому до сорокового дня требуется усиленная молитва о прощении грехов усопшего, и внешнее ношение траура призвано способствовать внутренней сосредоточенности и вниманию к молитве, удерживать от активного вовлечения в прежние житейские дела. Но можно иметь молитвенный настрой и без ношения черной одежды. Внутреннее важнее внешнего.

8.36. Надо ли в годовщину смерти близкого родственника идти на кладбище?

– Главными днями памяти усопшего являются годовщины кончины и тезоименитства. День кончины – это день второго рождения, но уже для новой – не земной, а вечной жизни. Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы и подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше, если это будет поминание на проскомидии).

8.37. Можно ли кремировать усопших?

– Кремация – это чуждый Православию обычай, заимствованный от восточных культов. В священных книгах нет запрещения сжигать тела усопших, но имеются положительные указания христианского вероучения на иной и единственно допустимый способ погребения тел – это предание их земле (см.: Быт.3:19; Ин.5:28; Мф.27:59,60). Этот способ погребения, принятый Церковью с самого начала ее существования и освящаемый ею особым чинопоследованием, стоит в связи со всем христианским мировоззрением и с самою его сущностью – верой в воскресение умерших. По силе этой веры погребение в земле есть изображение временного усыпления умершего, для которого могила в недрах земли и есть естественное ложе упокоения и который поэтому и называется Церковью усопшим (а по мирскому – покойником) до воскресения. И если предание земле тел усопших вселяет и укрепляет христианскую веру в воскресение, то сожжение умерших легко роднится с антихристианским учением о небытии.

Если усопший завещал кремировать себя, нарушить эту предсмертную волю не грешно. Кремация может быть допустима лишь в исключительных случаях, когда нет никакой возможности предать тело усопшего земле.

8.38. Можно ли в году смерти матери выходить замуж?

– Специального правила на этот счет нет. Пусть религиозное и нравственное чувство само подскажет, как поступить. По всем значительным жизненным вопросам надо советоваться со священником.

8.39. Что делать, если снится умерший человек?

– На сны не надо обращать внимания. Однако не стоит забывать, что вечно живая душа усопшего испытывает великую потребность в постоянной молитве за нее, потому что сама уже не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Поэтому молитва (в храме и дома) за усопших близких – долг каждого православного христианина.

8.40. Что делать, если после смерти близкого человека мучает совесть о неправильном отношении к нему при жизни?

– Для умершего человека живущий может сделать гораздо больше, чем когда тот был жив. Усопшие очень нуждаются в молитве и подаваемой за них милостыне. Поэтому надо все свои силы отдать молитве: читать дома Псалтирь, подавать в храме записки о поминовении, кормить нищих и бездомных, помогать старым и больным и просить их поминать усопшего. А чтобы успокоилась совесть, надо пойти в храм на Исповедь и искренне рассказать священнику все, в чем она обличает.

8.41. Что делать при посещении кладбища?

– Придя на кладбище, надо прибрать могилу. Можно зажечь свечу. Если есть возможность, пригласить священника для совершения литии. Если такой возможности нет, то можно самостоятельно прочитать краткий чин литии, предварительно приобретя в храме или православном магазине соответствующую брошюру. По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших. Просто помолчать, вспомнить покойного.

8.42. Можно ли устраивать «поминки» на кладбище?

– Кроме освященной в храме кутии на кладбище не стоит ничего есть и пить. Особенно недопустимо лить водку в могильный холм – этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться православными. Не надо оставлять на могиле еду – лучше отдать ее нищему или голодному.

8.43. Надо ли в Пасху, Троицу, День Святого Духа идти на кладбище?

– Воскресные и праздничные дни следует проводить в молитве в храме Божием, а для посещения кладбища существуют особые дни поминовения усопших – родительские субботы, Радоница, а также годовщины кончины и дни тезоименитства усопших.

8.44. Можно ли при посещении кладбища брать с собой собаку?

– Брать собаку на кладбище с целью выгула, конечно, не стоит. Но в случае необходимости, например, собака-проводник для слепого или с целью охраны при посещении отдаленного кладбища можно взять ее с собой. Нельзя допускать, чтобы собака бегала по могилам.

Практическое руководство по приходскому консультированию. Санкт-Петербург 2009 год.



© 2024 Идеи дизайна квартир и домов