Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Греция-колыбель европейской культуры. Презентация - Античность: колыбель европейской художественной культуры - Эгейское искусство Античность колыбель европейской художественной культуры

Античность кратко: колыбель европейской цивилизации

Античность - это эпоха цивилизации Древней Греции и Древнего Рима. В те времена были заложены основы будущей европейской цивилизации. Развились ремесла и техника, науки и искусство.

Архимед были заложены основы физики, Гиппократом – медицины. Пифагором - основы математики, а Евклидом, в частности, - геометрии. Развилось искусство риторики (Демосфен, Цицерон). Были заложены основы также гуманитарных наук - социологии, политологии, философии (Платон, Аристотель). Работы античных географов дали последующим поколениям ценные сведения по поводу мироустройства.

В античности общество впервые изобрело демократическую форму государственного устройства, определило статус, права и обязанности гражданина. Этими достижениями и сегодня пользуется западный, и не только западный, мир. В эпоху же античности эти правила применялись по отношению к гражданам греческого полиса, а позже - Римской республики. Тогда же появился институт выборов политиков в органы власти.

Античное искусство базировалось в первую очередь на мифологии. Древние греки и древние римляне были политеистами, т.е. верили в большое количество различных богов и полубогов. Боги древнегреческого пантеона - это Зевс, Гера, Гефест, Гермес, Афродита, Афина, Артемида, Арес, Аполлон, Аид и другие. Древние римляне верили фактически в тот же самый пантеон богов, только называли их по-другому: Юпитер, Юнона, Вулкан, Венера, Меркурий, Диана, Марс, Феб, Плутон... Все боги античности были максимально приближены к людям: они обладали человеческими обликами и чувствами, в том числе и пороками.

Мифы, то есть приключения людей, полубогов и богов стали темой античной скульптуры, античной архитектуры, а также античной литературы (Гомер, Софокл, Аристофан). В эпоху античности развилось театральное искусство, для которого драматурги писали пьесы, трагедии и комедии.

Высшими ценностями античной культуры были земная красота и гармония: природы, искусства, человеческого тела. Недаром в античном обществе большое внимание уделялось физической культуре, спортивным тренировкам. Искусство и литература античности пытались в первую очередь воспроизвести эту красоту и гармонию. Античность воспела культ нравственности, благородства, правильного поведения, которые ведут человека к гармонии физического и духовного совершенства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В истории мировой культуры Византия - первая христианская империя, православная держава, открывающая эру европейского средневековья. Самое древнее долговечное средневековое государство, Византия в течение многих столетий - могущественнейшая страна христианского мира, очаг многогранной, выдающейся цивилизации. Особенно велико было значение византийского искусства для стран, придерживавшихся, как и Византия, православной религии (Болгария, Сербия, Древняя Русь) и неизменно сохранивших оживленные культурные связи с Константинополем (императорским и патриаршим дворами).

Историческая роль Византии, значение ее культуры в развитии Руси, огромно. Византийское искусство имело исключительно большое значение. Широко использовав античное наследие, византийское искусство выступило хранилищем многих его образов и мотивов и передало их русскому народу.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПА

Средневековым называют период между Новым временем и Древним. Хронологически этот период помещают в границы конца 5 - 6 вв. до 16 в. (или включая его). Этот период в свою очередь делят на:

· раннее Средневековье (6-10 вв.),

· высокое или середину Средневековья (11-13 вв.),

· и позднее или эпоху Возрождения (14-16 вв.).

По числу значимых для эпохи событий в культурной жизни 14-16 вв. в Западной Европе иногда рассматривают как самостоятельный этап в развитии. Формирование характерных признаков средневековой культуры осуществлялось в разных регионах мира не в одно и то же время, также как различной оказывалась степень наследуемости признаков прежних этапов. В одних регионах, как то:

· Северо-Западная, Центральная и Восточная Европа, ряд территорий в Центральной Азии, Океании, Индонезия и др. в большей мере сохраняют элементы культурного развития, свойственные Древнему времени.

· Что касается юга и юго-востока Европы, то здесь культурное развитие опирается на традиции, сложившиеся еще в Римское время.

· Города Италии и юга Франции, Испании, территории Балканского полуострова отличаются интенсивностью культурного обмена, "оглядкой" на прошлое, сохранением рудиментов прошлых достижений в разных областях.

Со Средних веков берет начало процесс "культурной колонизации" этносов, находящихся на стадиально иных уровнях культурного развития и это, в первую очередь, относится к приобщению их к господствующей религии. Так, франки силой пытаются приобщить к своей культуре (христианской) саксов, германцев и др. племена, сохранявших политеистические верования, в отличие от римлян, которые никогда при завоевании чужих земель не заставляли принимать свою веру и не насаждали своих богов. Культурная колонизация сопровождала с 15 в. завоевательную политику испанцев, португальцев, голландцев, а позже и всех других государств, приступивших к захвату колониальных владений.

Для Средних веков, особенно для раннего периода, характерно активное движение кочевых племен. Недаром это время в истории получило название Великого переселения народов, которое сопровождалось войнами, разрушениями, пленениями, убийствами, разрушением городов и селений, уничтожением созданного многими поколениями. Но именно в этом процессе (корни которого не до конца понятны науке) происходило расселение этносов, оседавших в определенных регионах мира и вытеснявших или соединявшихся с местными этносами и создававших новые культурные симбиозы, будущие социальные противоречия, как, например в Испании, завоеванной в 8 в. н. э. арабами-мусульманами. В этом плане Средневековье схоже с предшествующим культурным периодом. В меньшей мере варварские завоевания затронули Восточную Римскую империю - Византию. Поэтому культурное развитие этого государства до 15 в. не прерывалось.

На территории Западной Европы в период раннего Средневековья возникло множество крупных и мелких государств, среди них крупным было государство франков. Стала независимым государством римская область Италии. На других территориях (Скандинавия, Британские острова, на землях, не вошедших в более крупные государства в Западной и Восточной Европе) образовалось множество мелких и крупных княжеств, лишь формально подчинявшихся королям более крупных образований. В отдельные периоды во Франции насчитывалось до30, Британских островах - 7 и т.д. государств. Сходный процесс имел место и на Востоке. В разное время на территории Китая существовало до 140 государств. Поэтому наряду с императорской властью на местах существовала власть множества феодалов, имевших в своем распоряжении все атрибуты власти: войско, суд и администрацию, а часто и собственные деньги. Это порождало своеволие, частые военные столкновения феодалов, слабость государства в целом.

Средневековая культура была не однородна и с точки зрения социальных стран. В ней различают субкультуры: городскую (бюргерскую), к которой следует отнести купцов и ремесленников, феодальную (рыцарскую) и крестьянскую.

Церковная реформа.

Ее проведение началось весной 165З г., почти сразу же после принятия царем и боярской думой окончательного решения о включении Украины в состав Российского государства. Это совпадение не было случайным.

Первым шагом стало единоличное распоряжение патриарха, затронувшее два обряда, поклоны и перстосложение при крестном знамении. В памяти от 14 марта 1653 г., разосланной по церквам, было сказано, что впредь верующим «не подобает во церкви метания творити на колену, но в пояс бы всея творити поклоны, еще же и трема персты бы есте крестились» (вместо двух). При этом в памяти не содержалось никакого обоснования необходимости данной перемены в обрядах. К тому же предписание патриарха не было подкреплено авторитетом церковного собора. Такое начало реформы нельзя назвать удачным. Ведь это решение затронуло наиболее привычные обряды, которые духовенство и верующие считали показателем истинности своей веры. Поэтому неудивительно, что изменение поклонов и перстосложения вызвало недовольство верующих. Открыто это выразили провинциальные члены кружка ревнителей благочестия. Протопопы Аввакум и Даниил подготовили обширную челобитную, в которой указали на несоответствие нововведений установлениям русской церкви. Челобитную они подали царю Алексею, но царь передал ее Никону. Распоряжение патриарха осуждали также протопопы Иван Неронов, Лазарь и Логгин и дьякон Федор Иванов. Их суждения сеяли недоверие и враждебность к реформе и, конечно же, подрывали авторитет патриарха. Поэтому Никон решительно пресек протест своих прежних единомышленников. Ивана Неронова он сослал под крепкий надзор в Спасокаменный монастырь в Вологодском уезде, Аввакума - в Сибирь, Даниила - в Астрахань, лишив его сана священнослужителя, и т. д. Кружок ревнителей благочестия распался и прекратил свое существование.

Последующие решения Никона были более обдуманными и подкреплялись авторитетом церковного собора и иерархов греческой церкви, что придало этим начинаниям видимость решений всей русской церкви, которые поддержала «вселенская» (то есть константинопольская) православная церковь. Такой характер имели, в частности, решения о порядке исправлений в церковных чинах и обрядах, утвержденные весной 1654 г. церковным собором.

Перемены в обрядах были осуществлены на основе современных Никону греческих книг и практики константинопольской церкви, сведения о которой реформатор получал главным образом от антиохийского патриарха Макария. Решения об изменениях обрядового характера были утверждены церковными соборами, созванными в марте 1655 г. и в апреле 1656 г. Эти решения ликвидировали различие в церковно-обрядовой практике между русской и константинопольской церквами. Большинство перемен касалось оформления церковной службы и действий священно- и церковнослужителей во время богослужения. Всех верующих затронула замена двоеперстия на троеперстие при совершении крестного знамения, «трисоставного» (восьмиконечного) креста на двоечастный (четырехконечный), хождения во время обряда крещения по солнцу («посолонь») на хождение против солнца и некоторые другие перемены в обрядах.

Существенное значение для служителей церкви и верующих имело также исключение из служб, в основном из литургии, архиерейской молитвы, отпуста (молитва при окончании службы) и некоторых ектений (моление за кого-либо, чаще всего – заздравное моление за царя и членов его семьи). Это повлекло за собой значительное сокращение объема текста, укорочение церковной службы и способство- вало утверждению «единогласия».

Нидерланды

В конце 15-16 вв. в Нидерландах происходило разложение феодальных отношений, шёл процесс так называемого первоначального накопления, зарождался капиталистический способ производства. В северных провинциях - Голландии - населения занималось земледелием, разведением скота. Большинство крестьян были свободным. Удельный вес феодального землевладения составлял лишь 20-25%.

Южные провинции кроме земледелия имели развитую промышленность мануфактурного типа. Значительного развития достигла железорудная промышленность. Капиталистическое предпринимательство распространилось в сукноделии, пивоварении, рыболовстве, кораблестроении и смежных с ними отраслях. Сформировался национальный рынок. Успешно развивалась торговля Нидерландов с Италией, Францией, Англией и балтийскими странами. Происходили коренные изменения в структуре аграрных отношений. Сложились районы торгового земледелия, в Голландии и некоторых других районах возникло высокопродуктивное молочно-животноводческое хозяйство. В экономически развитых районах распространилась денежная рента, разные виды краткосрочной аренды; складывалась прослойка фермеров, которые вели хозяйство на предпринимательской основе. Формировался класс буржуазии, зарождался пролетариат.

Главным тормозом дальнейшего развития капитализма был гнёт испанского абсолютизма, который эксплуатировал экономически и угнетал политически Нидерланды в интересах реакционного испанского дворянства и династии Габсбургов. Политика испанского правительства пагубно сказывалась на экономическом развитии страны, обрекала народные массы на голод, нищету и бесправие. Жестокая инквизиция населения протестантских северных провинций Нидерландов, высокие налоги относительно купцов, промышленников, ограничение в торговле и предпринимательстве - все эти экономические и социальные факторы привели к массовому недовольству и, наконец, к революции, которая имела национально-освободительный характер.

Революция и освободительная война победили только в северных провинциях, которые 26 июля 1581 г. провозгласили свою полную независимость (Испания признала независимость Нидерландов лишь в 1609 г.). Освобождение от испанского феодального господства стало дополнительным стимулом для экономического роста Голландии. Революция не уничтожила окончательно феодальную земельную собственность, тем не менее, приоритет в аграрном секторе получила фермерско-крестьянская собственность. Голландия первой из всех других стран Западной Европы показала, что капитализм не способен ужиться с закостенелыми и отжившими политическими и социальными порядками, против которых есть очень действенное средство - революция.

Англия

К началу XVII в. английская промышленность достигла больших успехов. Особое место в промышленности занимало производство сукна. Англия стала поставлять на внешний рынок только готовые шерстяные изделия. Одновременно развивались новые отрасли - производство хлопчатобумажных и шелковых тканей, стекла и бумаги и пр. Цеховой строй городского ремесла был еще жив и отстаивал старые формы производства, но решающая роль переходила к новой форме организации труда - мануфактуре. Возникновению все новых мануфактур способствовали огораживания, лишавшие крестьян земли. Обезземеленные крестьяне становились рабочими мануфактуры. Крупные мануфактуры были созданы в горнодобывающей, кораблестроительной, оружейной и др. отраслях производства.

Англия в XVII в. оказалась на перекрестке основных торговых путей. Быстро рос объем торговли с другими странами.

Слом феодального уклада в английской деревне начался намного раньше чем в городе. Сельская местность была давно и прочно связана не только с внутренним, но и с внешним рынком. Здесь издавна развивалось овцеводство - сырьевая основа сукноделия; здесь возникли и первые мануфактуры; здесь не было тех ограничений и запретов на производство, которые еще действовали в цеховой системе городов.

Капитализм, завоевывая все более прочные позиции в сельском хозяйстве, промышленности и торговле, изменял структуру (строение) английского общества. На первый план выдвигаются новые люди. Сформировался новый класс - дворян-джентри, предпринимателей, купцов-торговцев, зажиточных фермеров, которые владели значительными капиталами, но по ряду причин были лишенные политической власти.

Таким образом, к началу XVII в. феодальные порядки в Англии стали все больше стеснять развитие промышленности, торговли и сельского хозяйства. Вся земля считалась собственностью короля. Дворянство должно было платить в королевскую казну определенную сумму денег при передаче земли по наследству или ее продаже. Дворяне (их еще по-старому называли рыцарями) считались держателями королевской земли, а не ее полными собственниками. Преградой на пути к превращению земли из условной, "по воле короля" (феодальной) собственности в собственность частную (капиталистическую) была королевская власть династии Стюартов (с 1603 г.). Королевская власть стояла на стороне старых, отживающих свой век феодальных порядков. Королевские поборы, произвольные налоги и штрафы, многочисленные стеснения и запреты препятствовали накоплению капиталов в руках буржуазии и «новых дворян», ограничивали свободу торговли. Сильнее же всего страдали от сохранения феодального строя крестьяне, ремесленники, рабочие мануфактур.

Увеличение налогов, введение поборов и явное стремление править без парламента, внешняя политика, идущая вразрез с интересами буржуазии и "нового" дворянства, вызывали все более громкий и решительный протест оппозиции. Конфликт между абсолютизмом и парламентом по важнейшим вопросам внутренней и внешней политики явился основной предпосылкой революции.

Капитализм снова выступает противником и активным борцом против абсолютизма. Однако в Англии королевская власть оказалась несколько сильнее, чем в Голландии. В 1629 г. король Карл I из династии Стюартов, упрямый и своевольный, убеждённый в «божественном» характере своей власти, распустил в 1629 г. парламент и стал править самостоятельно, обложив население произвольными поборами и налогами. Но такая победа абсолютизма не могла длиться долго. В 1640 г. Карл I вынужден был созвать парламент. Его назвали "Долгим" т.к. собравшись осенью, он заседал 12 лет. День открытия его заседаний (3 ноября 1640) считается днем начала Английской революции. Палата общин состояла из представителей «нового дворянства» и буржуазии, целью которых было покончить с феодальными отношениями и нанести решительный удар королевскому абсолютизму. Вследствие революции была ликвидирована феодальная собственность на землю. Новые классы получили доступ к государственной власти. Была провозглашена свобода промышленного и торгового предпринимательства, ликвидированы основные преграды для хозяйственного подъема. В результате начал возрастать объем многоотраслевого мануфактурного производства, которое стало господствующим в промышленности Англии. По темпам и масштабами английская промышленность в конце XVІІІ ст. заняла первое место в Европе.

Английская революция XVII в. явилась важнейшим событием новой истории. Революция решительно покончила с феодальными порядками и этим открыла простор для развития нового способа производства и новых общественных отношений. Таким образом, очевидной становится связь этих событий с экономическим подъёмом Англии, ростом её могущества на морях и в колониях.

Франция

К половине XVІІІ ст. Франция была одной из мощнейших государств мира. Важной силой, которая удерживала Францию на высоком уровне, была монархия. По уровню промышленного развития Франция ничем не уступала Англии, тем не менее здесь преобладало ремесленное производство, а цеховое устройство активно поддерживалось государством. Медленными темпами развивались аграрные отношения. В XVІ - XVІІІ ст. в Франции сохранялось крупное землевладение.

Великая Французская революция явилась закономерным результатом длительного и прогрессировавшего кризиса феодально-абсолютистской системы, отражавшего нараставший конфликт между старыми, феодальными производственными отношениями и выросшим в недрах феодального строя новым, капиталистическим способом производства. Выражением этого конфликта являлись глубокие непримиримые противоречия между третьим сословием, составлявшим подавляющее большинство населения, с одной стороны, и господствовавшими привилегированными сословиями - с другой. Несмотря на различие классовых интересов входивших в третье сословие буржуазии, крестьянства и городского плебейства (рабочих мануфактур, городской бедноты), их объединяла в единой антифеодальной борьбе заинтересованность в уничтожении феодально-абсолютистской системы. Руководителем в этой борьбе выступала буржуазия, которая была в то время прогрессивным и революционным классом.

История великой революции начнется за 15 лет до взятия Бастилии, когда на французский престол в 1774-м вступит Людовик XVI. Предшественники оставят ему в наследство отработанную систему абсолютной власти: он может издавать и отменять любые законы, устанавливать и собирать любые налоги, объявлять войну и заключать мир, решать по своему усмотрению все административные и судебные дела.

Основные противоречия, предопределившие неизбежность революции, были обострены государственным банкротством, начавшимся в 1787 торгово-промышленным кризисом, неурожайными годами, повлекшими за собой голод. В 1788-89 в стране сложилась революционная ситуация. Крестьянские восстания, охватившие ряд французских провинций, переплетались с выступлениями плебейства в городах. Безуспешные попытки королевской власти реформировать систему архаичных привилегий, основанной на знатности, родовых связях усугубили недовольство дворян падением их влияния и посягательствами на их исконные привилегии. В поисках выхода из финансового тупика король вынужден был пойти на созыв Генеральных штатов (5 мая 1789), не собиравшихся с 1614. Депутаты провозгласили себя Национальным собранием, отказались подчиниться королевскому указу об их роспуске и 9 июля назвали себя Учредительным, провозгласив своей целью выработку конституционных основ нового политического порядка. Угроза разгона Учредительного собрания вызвала восстание в Париже. Была штурмом взята крепость-тюрьма Бастилия, символ абсолютизма. Этот день считается датой начала революции.

Вследствие этой революции состоялись радикальные изменения во Франции. Она существенно повлияла на экономическую жизнь в стране. Были ликвидированы средневековые порядки - феодальные привилегии, крестьянские повинности, другие личные принуждения крестьян, а также их долги феодалам. Подлежали снесению: дань, феодальные суды, продажа правительственных должностей и т.п. Было упразднено цеховое устройство и государственную регламентацию промышленного производства. Провозглашалась свобода торговли. Отменено рабство во французских колониях. 26 августа 1789 года одобрено Декларацию прав человека и гражданина. Собственность объявлялась святой и неприкосновенной. Коренным образом изменялась налоговая политика - налогообложению подлежали все граждане. Церковное имущество провозглашено собственностью государства. В ходе и после революции начала успешно развиваться промышленность. Войны, которые вела Франция, оказывали содействие расширению производства оружия, селитры, пороха, кожи, обуви, текстиля. Аграрное законодательство периода революции оказывало содействие преобразованию крестьян на мелких собственников индустриального общества.

В целом Великая Французская революция 1789-1794 гг. имела большое влияние на дальнейшее развитие Европы и мира, стала переломным фактором в переходе от традиционного, аграрно-ремесленного общества к индустриальному.

Великая Французская революция имела больше политическое и социальное значение, нежели экономическое. Что же такого знаменательного произошло в ее период, за что она была названа Великой? Мне кажется, что этим великим «происшествием» была первая в Европе публичная казнь Людовика XVI. Это событие имело большой резонанс во всем мире. Говоря же об экономических последствиях, грандиозного изменения не произошло. Во Франции, как и в Англии, и в Голландии достаточно высокий уровень развития экономики до революции предопределил экономические последствия после нее. Так же, как и в этих странах, капитализм одержал победу над абсолютизмом.

Возникновение политических идеологий:

Буржуазные революции дали мощный толчок к созданию новых идеологий, которым должно было следовать общество в своём развитии:

Либерализм

Анархизм

Консерватизм

Социализм

Либерализм

Либерализм - система взглядов, согласно которым социальная гармония и прогресс человечества достижимы лишь на базе частной собственности путём обеспечения достаточной свободы индивида в экономике и во всех других сферах человеческой деятельности. Либерализм - совокупность идейно-политических течений, политических и экономических программ, ставящих целью ликвидацию или смягчение различных форм государственного и общественного принуждения по отношению к индивиду.

Это течение отличается терпимостью и снисходительностью по отношению к любым законным способам распоряжаться собой и своей собственностью. Либерализм объединяет сторонников буржуазно-парламентского строя, буржуазных свобод и свободы капиталистического предпринимательства. Возникновение либерализма относится к периоду кризиса феодализма, эпохе первых буржуазных революций XVII – XVIII в. в. и связано с борьбой третьего сословия, зарождающейся буржуазии против сословного строя, феодальных ограничений, притеснений аристократии, абсолютистского государства, духовного господства церкви. У истоков либеральной идеологии стоят английские просвятители XVII в. Т. Гоббс и Дж. Локк и XVIII в. А. Смит и И. Бентам, французские Ш.-Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, немецкие – И. Кант иВ. Гумбольт.

Анархизм

Анархизм - это социально-философское революционное учение, целью которого является создание разветвленной сети самостоятельных, но обязательно сообщающихся между собой коммун, уничтожение государства и построение свободного, подлинно коммунистического общества, реально обеспечивающего принцип автономизма личности.

Возможно, анархизм, стал реакцией на достижения и неудачи Великой Французской революции: манящий идеал свободы, равенства и братства обернулся новым буржуазным отчуждением; парламентская демократия не принесла желанного освобождения личности и выражения народных интересов. Анархизм окончательно сформировался и самоидентифицировался в 1830-1840-е гг. - в борьбе и полемике с двумя другими влиятельными течениями, также порожденными Французской Революцией - буржуазным либерализмом и государственным социализмом. Если первый подчеркивал значение политической свободы гражданина (впрочем, признавая необходимость сохранения, хотя и предельно минимизированного, государства), то второй поднимал на щит социальное равенство, считая инструментом его осуществления тотальную государственную регламентацию. Девизом же анархизма, боровшегося на оба фронта, можно считать знаменитые слова Михаила Бакунина: "Свобода без социализма есть привилегия и несправедливость... Социализм без свободы есть рабство и скотство".

Консерватизм

Консерватизм (от лат. conservo - сохраняю) - идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. В политике - направление, отстаивающее ценность государственного и общественного порядка, неприятия «радикальных» реформ и экстремизма. Во внешней политике - ставка на укрепление безопасности, применение военной силы, поддержку традиционных союзников, во внешнеэкономических отношениях - протекционизм.

Война за независимость североамериканских колоний и образование США

Первое английское поселение на территории колонии Виргинии основано в 1607 г. К середине XVIII в. на захваченных у индейцев землях Атлантического побережья возникло 13 колоний, где проживало помимо коренных жителей около 3 млн человек. Аграрное перенаселение, обезземеливание крестьян, обострение социальных, национальных и религиозных проблем вызывало массовое бегство населения Европы в Новый Свет. Постепенно в результате смешения переселенцев складывалась американская нация, ядро которой составляли англичане, шотландцы, ирландцы. В формировании американской нации участвовали индейцы и африканцы. Сложилась своеобразная культура на основе европейской и прежде всего английской культуры. На нее оказали влияние музыкальное и поэтическое творчество африканцев, а также элементы культуры индейцев.

Характерным признаком развития английских колоний после промышленного переворота в Англии стал быстрый рост первоначального накопления и буржуазных отношений. Здесь развивались торговля, мануфактура, фермерские хозяйства. В южных колониях распространились плантационные хозяйства, на которых в бесчеловечных условиях работали негры-рабы. Индейское население подвергалось варварскому истреблению или оттеснялось в малодоступные районы. Значительная часть белых переселенцев долгое время находилась в зависимости у купцов, крупных землевладельцев, поддерживаемых метрополией.

Колонии управлялись английской короной через назначаемых губернаторов и не имели в английском парламенте своего представительства.

В колониях развивалась светская школа, росло число печатных изданий, возникли библиотеки, полнились высшие учебные заведения. Бостон, Нью-Йорк, Филадельфия превращались в крупные культурные центры.

Англия, занятая европейской политикой и внутренними делами, мало внимания уделяла североамериканским колониям. За 150 лет они приобрели опыт самоуправления, не подчинялись торговым ограничениям, существовавшим в Англии. Непосредственной же причиной обострения противоречий стала английская политика в отношении колоний после окончания Семилетней войны. Для погашения долгов парламент увеличил налоги американским поселенцам, что вызвало протесты. Всеобщее негодование встретил закон о гербовом сборе 1765 г., потому что задевал интересы каждого жителя. За любые печатные издания, почтовые отправления, коммерческие и юридические документы взимались налоги в казну. Введение прямого налогообложения отнимало у местных властей право на самостоятельное ведение финансов.

Гербовый сбор дал толчок массовому демократическому движению. Гербовые марки уничтожались, начался бойкот английских товаров. В Бостоне английские солдаты открыли огонь по митингующим, что привело ко всеобщему возмущению. Возглавляли движение сопротивления представители буржуазии и интеллигенции. Сторонниками сохранения власти Англии выступили крупные землевладельцы, получившие пожалованные королем земли, часть плантаторов, привилегированные купцы, англиканское духовенство.

В 1773 г. английские купцы привезли в Бостон партию чая, обложенную пошлиной, что было воспринято как верховенство английского парламента. Группа бостонцев, переодевшись индейцами, проникла на корабли и сбросила тюки с чаем в море. В ответ на это британские власти применили репрессии - порт был закрыт, самоуправление колоний ликвидировано. Бостонское чаепитие, таким образом, положило начало освободительной борьбе.

В колониях развернулось широкое движение солидарности с Бостоном, возникли корреспондентские комитеты, бравшие на себя функции местной власти и ставшие центром организации революционных сил. В сентябре 1774 г. в Филадельфии состоялся первый континентальный конгресс представителей колоний, который принял Декларацию, провозгласившую право на жизнь, свободу и собственность, и взял на себя функции законодательной и исполнительной власти, став таким образом прообразом национального правительства.

В ответ на это английский король отдал приказ войскам подавить мятежников. Весной 1775 г. началась вооруженная борьба колонистов против английских войск. Военные действия развернулись преимущественно на севере. Армию колонистов возглавил Джордж Вашингтон (1732 - 1799), решительный сторонник борьбы за независимость. Колонисты стали применять тактику рассыпного боя против устаревших линейных порядков англичан. Возле Бостона возник огромный партизанский лагерь, куда стекались фермеры, ремесленники, негры. Город, где находились королевские войска, был окружен и вскоре капитулировал, что послужило сигналом к восстанию во всех колониях.

Известный английский просветитель Т. Пэйн, прибывший в Филадельфию, в памфлете «Здравый смысл» пропагандировал провозглашение колоний самостоятельным государством и выдвигал идею естественного равенства людей в правах, что способствовало успеху борьбы.

Второй Континентальный конгресс в июле 1776 г. принял Декларацию независимости. Она провозглашала создание нового государства - Соединенных Штатов Америки. В основу Декларации положена теория естественных прав человека - жизнь, свобода, собственность, стремление к счастью. Декларация провозглашала принцип народного суверенитета - народ имеет право учреждать власть, государственное правление. За народом провозглашалось право на сопротивление в случае нарушения его прав.

Важные победы в Северной войне не могли быть достигнуты без существенных сдвигов в экономике страны. Понимание необходимости и стремление к экономической независимости, интересы повышения обороноспособности государства требовали ускоренного строительства крупных предприятий, способных обеспечить армию и флот оружием, снаряжением и обмундированием.

Инициатором строительства крупной промышленности стало государство. 43% крупных мануфактур и заводов в первой четверти XVIII века были построены на казённые (государственные) средства. При этом 51% предприятий составляли металлургические и металлообрабатывающие заводы, а также суконные, кожевенные, парусиновые и другие мануфактуры, занятые снабжением армии и флота.

Железоделательные заводы строились в центре страны, а также в Карелии. Особенно большое значение приобрёл Уральский металлургический район. Большинство уральских заводов были для своего времени очень крупными и технически хорошо оснащёнными. К 1725 г. в России уже выплавлялось до 800 тыс. пудов чугуна, что являлось одним из высоких показателей в Европе. С 20-х гг. XVIII в. начался вывоз в страны Западной Европы первоклассного русского железа. Одновременно строились медеобрабатывающие заводы, закладывались серебряные рудники. Среди промышленных центров видное место занял Петербург, где были построены крупнейшие в стране предприятия: Адмиралтейская верфь (10 тыс. работных людей), Арсенал, пороховые заводы и т.д.

В центре страны наибольшее распространение получили текстильная (суконная, полотняно-парусная) и кожевенная отрасли промышленности, которые также работали в основном на армию. Наиболее значительными предприятиями были Московский суконный двор, Большая Ярославская мануфактура, суконные мануфактуры в Воронеже, Казани, на Украине. Возникли также и новые отрасли производства: шелкопрядение, стекольное и фаянсовое дело, производство бумаги и др.

Успехи в строительстве мануфактур были тесно связаны с политикой возвышения нарождавшейся буржуазии. Русская буржуазия формировалась под покровительством феодальной монархии. Постепенно правительство Петра I стало передавать казённые предприятия частным лицам, в основном купцам, на льготных условиях, представляя им ряд существенных привилегий. К 1725 г. в России насчитывалась 191 мануфактура.

Быстрый рост промышленности в первой четверти XVIII в. обострил проблему рабочей силы, которая была решена радикально. Крупные предприятия обеспечивались рабочей силой различными способами: через вольнонаёмный труд (эпизодически), покупкой крестьян, к мануфактурам приписывались государственные крестьяне, использовался труд рекрутов, ссыльных бродяг и нищих. Общей тенденцией в развитии промышленности в это время было широкое применение и использование принудительного крепостного труда (приписные и посессионные крестьяне). Наряду с ростом крупной промышленности в городах и деревнях получает развитие мелкое ремесленное производство.. По указу 1722 г. ремесленники в крупных городах были объединены в цеха.

Некоторые сдвиги произошли в сельском хозяйстве, но они были незначительны. Продолжалось освоение новых земель на юге страны, в Поволжье и Сибири. Расширялись посевы технических культур, разводились более продуктивные виды скота.




Историю Древней Греции принято делить на 5 периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами: Эгейским или критомекенский (III–II тыс.до н.э.), Гомеровский (XI-IXвв.до н.э.); Архаический (VIII-VIвв. До н.э.); Классический (V-IVвв. До н.э.); Эллинистический (вторая половина IV-середина Iвв. До н.э.).


Период Гомеровской Греции Примерно вVIII-VII вв. до н.э. слепой певец-сказитель создал две великие поэмы под названием «Иллиада» и «Одиссея» (записаны поэмы несколько столетий спустя) Сочинения Гомера открыли важнейшую страницу в истории античной художественной культуры. Неслучайно философ Платон назвал поэта «воспитателем Греции».


В этот период греки строят храмы своим богам, но до нас они не дошли, сохранились лишь остатки фундаментов и изображения на вазах. На VIIIв. до н.э. приходится расцвет керамики. С помощью гончарного круга и обжига создавалось множество произведений, как бытовых, так и ритуальных. До наших дней сохранились керамические изделия того времени, расписанные в так называемом «геометрическом стиле» - орнаментом из кругов, ромбов, треугольников и т.д. Амфора. 750 г. до н.э.


Греческая мифология Много в природе дивных сил, Но сильнее человека нет. Софокл «Антигона» В этот период складывается греческая мифология, в рамках которой человек создает целостную картину мира, основной чертой которой стала сказочно- религиозная условность. Боги Олимпа стали источником сюжетов и образов художественного творчества.


Сын Зевса и нимфы Майи, покровитель торговли. Муж Афродиты, хромой бог- кузнец, покровитель огня. Богиня мудрости и справедливо й войны Супруга царя богов. Покровительница семьи и брака, помогала женщинам при родах Богиня охоты. Сестра- близнец Аполлона. Бог подземного мира, супруг Персефоны. Владыка морей проявляет буйный и независимый нрав. Бог вина и веселья. Богиня любви и красоты. Верховный олимпийский бог, владыка богов и людей Проверь себя:


Период Архаики Искусство греческой архаики – новое по стилю и духу – возникло в эпоху становления республиканского правления, возникновения полисов – греческих городов-государств. Искусство греческой архаики обладает особой гармонией и поэтическим Чувством, оно обращено к человеку, отражает радость жизни. Греческая архитектура, как и скульптура, складывается в эпоху архаики.






Храм Аполлона в Дельфах В эпоху архаики строили греческие святилища. Святилища являлись сосредоточием древнейших ритуалов и постепенно крупными центрами искусств. Храм Афины Афайи на о. Эгина гг. до н.э. Храм стал прообразом Парфенона.


Большое место в искусстве архаики занимала скульптура, которая украшала не только храмы, но и была составной частью религиозного культа. Новый идеал красоты – здоровое человеческое тело – воплощен в дошедших до нас статуях Коры Куросы Обнаженных юношей - атлетов Девушек всегда в одеждах (драпировка).




Классический период античного искусства, продолжал традиции архаики во всех видах искусств: архитектуре, живописи, пластики. Классический период Величайшие произведения греческого искусства были созданы В V в. До н. э. Начало этого периода ознаменовано победоносной борьбой Свободолюбивых греков с персами. В передовых полисах складывается демократический республиканский образ правления. Идеалы демократических полисов, проникнутые пафосом героической борьбы с врагами, нашли выражение и в искусстве, и в литературе, и в архитектуре.














Планировка Эрейхтейона очень сложна и ассиметрична, храм был построен на разных уровнях и разделен на две части. К храму примыкают три портика, в том числе и портик кариатид (скульптурное изображение женских фигур, несущих перекрытие). Напротив Парфенона возвели Эрехтейон, посвященный Афине Палладе (матери) и ее супругу Посейдону Эрехтею.








Многочисленные скульпторы работали в Греции в V в. до н. э. Среди них выделяются три наиболее значительные: Мирон, Поликлет и Фидий. Мирон в своем творчестве окончательно преодолел последние пережитки архаического искусства с его застылостью и неподвижностью форм. В середине V в. до н. э. он создал статую Дискобола юноши, бросающего диск. Сложную позу напрягшегося для броска атлета он передал живо и убедительно. И в других своих произведениях Мирон стремился раскрыть все богатство и разнообразие движений человека. Дискобол Афина Марсий


В отличие от Мирона его младший современник Поликлет обычно изображал спокойно стоящего человека. Особенной славой пользовалась его статуя Дорифора (копьеносца), атлета-воина, воплощающего идеал прекрасного и доблестного гражданина свободного полиса (ок. 440 до н. э). Поза юноши, слегка согнувшего одну ногу и опирающегося на другую, проста и естественна, мускулатура его сильного тела передана живо и убедительно. Поликлет строил свои скульптуры по разработанной им системе математически точного соотношения частей человеческого тела. Древние греки называли статую Дорифора каноном, т. е. правилом; многие поколения скульпторов следовали ее пропорциям в своих произведениях. Амазонка ДиадуменДорифор


В конце V в. до н. э. начинается период кризиса рабовладельческих полисов Греции. Война Афин со Спартой ослабила Грецию. Изменяется мировоззрение греков, их отношение к искусству. Величаво-возвышенное искусство V в., прославляющее героя- гражданина, уступает место произведениям, отражающим индивидуальные чувства, личные переживания. Скульптор первой половины IV в до н. э. Скопас изображает раненых воинов с лицами, искаженными страданием. Славилась его статуя Менады, спутницы бога вина Диониса, несущейся в неистовой, хмельной пляске (уменьшенная мраморная копия находится в Дрездене, в Альбертинуме). Потос Менада


По-новому стали изображать и богов. В статуях прославленного скульптора IV в. до н. э. Праксителя боги, утратив величие и мощь, приобретали черты земной, человеческой красоты. Бога Гермеса он изобразил отдыхающим после долгого пути (Музей, Олимпия). На руках у бога младенец Дионис, которого он забавляет виноградной кистью. Гермес с младенцем Дионисом Торс Афродиты Венера Медичи Венера Аполлон Сауроктон


Апоксиомен Геракл Скульптор второй половины IV в. до н. э. Лисипп создал новый образ юноши-атлета. В его статуе Апоксиомена (юноши, очищающего тело от песка) подчеркнута не гордость победителя, а его усталость и взволнованность после состязаний (Музей Ватикана, Рим). Гермес, надевающий сандалии




Помимо храмов к высшим достижениям греческой архитектуры относятся театры. Эти открытые сооружения с поднимающимися ступенями сиденьями для зрителей отличались прекрасной акустикой. Знаменит был театр в Эпидавре, построенный архитектором Поликлетом Младшим в IV в. до н. э.


Эпоха Эллинизма Новый этап в истории Греции, наступивший после завоеваний Александра Македонского. В это время искусство призвано было прославлять победы царей- новых владык Греции и завоеванных Александром Македонским стран востока. Это искусство воплощало новую идею величия мира, объединенного На громадном пространстве эллинской культуры. Охота на льва Битва Александра Македонского с персами


12. Название скульптуры и эпоха Название скульптуры и автора.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация по МХК Античность: колыбель европейской культуры.

Античность. Анти́чность (от лат. antiquus - древность) - совокупность исторических форм общественного сознания, религии, мифологии, философии, науки, искусства в странах Передней Азии, в Древней Греции и Древнем Риме. Эпоха античности началась Олимпийскими играми в 776 до н. э., а завершилась падением Рима в 476 году н. э. Поскольку античность охватывает достаточно продолжительный отрезок времени и человеческой истории, её принято подразделять на несколько этапов. Также в античности следует искать истоки многих ценностей, которые составили впоследствии европейскую культуру. Древнегреческий храм.

Крито-микенский период - предыстория античности. Конец III-II тыс. до н. э. - Минойская и Микенская цивилизации. Возникновение первых государственных образований. Развитие мореплавания. Установление торговых и дипломатических контактов с цивилизациями Древнего Востока. Для Крита и материковой Греции на этом этапе выделяются различные периоды развития, поскольку на острове Крит, где в то время проживало негреческое население, государственность сложилась раньше, чем в Балканской Греции, подвергшейся в конце III в. до н. э. завоеванию греков-ахейцев. По сути, крито-микенский период, это предыстория античности.

Минойская цивилизация(Крит). Минойская цивилизация представляла собой государство, управляемое царем. Минойцы вели торговлю с Древним Египтом, вывозили медь с Кипра. Для архитектуры характерны переосмысленные египетские заимствования (например, использование колонн). Армия минойцев была вооружена пращами и луками. Характерным вооружением у минойцев был также двухсторонний топор лабрис. Как и у других народов Старой Европы, у минойцев был распространён культ быка (таврокатапсия). Минойцы плавили бронзу, производили керамику и строили дворцовые комплексы с середины XX века до н. э. (Кносс, Фест, Маллия). Царь-жрец. Фреска в Кносском дворце.

Раннеминойский период (XXX-XXIII вв. до н. э.). Общая характеристика периода: Господство родовых отношений. Начало освоения металлов. Зачатки ремесла, развитие мореплавания, сравнительно высокий уровень аграрных отношений. Кувшины для хранения зерна и оливкового масла.

Среднеминойский период (XXII-XVIII вв. до н. э.). Общая характеристика: период «старых», или «ранних», дворцов. Появление раннегосударственных образований в разных уголках острова. Строительство монументальных дворцовых комплексов в ряде регионов Крита. Ранние формы письменности. Развалины Кносского дворца на острове Крит.

Позднеминойский период (XVII-XII вв. до н. э.). Расцвет Минойской цивилизации. В это время произошло объединение Крита, была создана морская держава царя Миноса. Для этого периода характерен расцвет монументального строительства («новые» дворцы в Кноссе, Маллии, Фесте) и активные контакты с древневосточными государствами. Природная катастрофа середины XV в. до н. э. становится причиной упадка Минойской цивилизации, что создало предпосылки для завоевания Крита ахейцами. Царь Минос.

Микенская цивилизация (Балканская Греция) . Раннеэлладский период (XXX-XXI вв до н. э.). Господство в Балканской Греции родоплеменных отношений в среде догреческого населения. Появление первых крупных поселений и протодворцовых комплексов. Среднеэлладский период (XX-XVII вв. до н. э.). Расселение на юге Балканского полуострова первых волн носителей греческого языка - ахейцев, сопровождавшееся некоторым снижением общего уровня социально-экономического развития Греции. Начало разложения родоплеменных отношений у ахейцев. Позднеэлладский период (XVI-XII вв. до н. э.). Возникновение раннеклассового общества у ахейцев, формирование производящей экономики в сельском хозяйстве, появление ряда государственных образований с центрами в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Фивах и др., формирование оригинальной письменности, расцвет микенской культуры. Ахейцы подчиняют Крит и уничтожают Минойскую цивилизацию. В XII в. до н. э. в Грецию вторгается новая племенная группа - дорийцы, гибель микенской государственности.

Теа́тр (греч. θέατρον - основное значение - место для зрелищ, затем - зрелище, от θεάομαι - смотрю, вижу). Одно из направлений искусства, в котором чувства, мысли и эмоции автора (творца, художника) передаются зрителю или группе зрителей посредством действий актёра или группы актёров.

Греческий театр. Греческий театр представлял собой открытое здание огромнейших размеров. Сцена состояла из длинной узкой платформы и с трёх сторон была обнесена стенами, из которых задняя (с навесом) называлась скеной (skene), боковые - параскениями (paraskenion), а то, что мы называем сценой - предскением (proskenion). Поднимавшийся уступами полукруг сидений для зрителей назывался амфитеатром, место между сценой и амфитеатром - орхестрой; здесь помещался хор, который управлялся корифеем (руководитель хора). С развитием драматического действия к орхестре была присоединена палатка (skene), где актёры одевались и переодевались (каждый из актёров исполнял несколько ролей). Декораций в обычном смысле слова греческий театр не знал. Это оказало влияние на технику оформления греческой трагедии. Актёры носили маски, котурны (высокая обувь на деревянном каблуке) и длинные до пят плащи (цвет их зависел от роли - цари, например, носили красные плащи). Всё это должно было придать актёру высокий рост и величие, уподоблявшие его богу или герою, которых он изображал. В соответствии с этим жест актёра был преувеличенным, а декламация его - торжественной, патетической. Аспендос.

Античная драма. Древнегреческая драма развилась из ритуального действа в честь бога Диониса. Оно обычно сопровождалось хороводами, пляской и песнями (дифирамбами). Содержанием этих песен являлось сказание о похождениях Диониса. Исполнители их танцами и мимикой воспроизводили это сказание. Затем из среды хора выделился ведущий, которому отвечал хор. Роль его часто исполнялась существовавшими уже тогда профессионалами-актёрами (плясуны, разные потешные мастера, которые увеселяли толпу на сборищах). Некоторые исследователи полагают, что в глубокой древности о страданиях бога Диониса рассказывал жрец, приносивший при этом на алтарь в жертву козла (козёл по-гречески tragos, отсюда - трагедия). Дионис

Эсхил. (др.-греч. Αἰσχύλος, 525 г. до н. э. - 456 г. до н. э.) - древнегреческий драматург, основоположник жанра, отец европейской трагедии. Эпоха юности Эсхила была временем ожесточённой борьбы между пелопоннесской трагедией и исконно аттическим дифирамбом. Самое известное произведение Эсхила – трилогия «Прометей» о титане, вступившем в противоборство с самим Зевсом (к сожалению, до наших дней дошла лишь вторая часть трагедии – «Прометей прикованный»). Последней известной трилогией Эсхила (458 г. до н. э.) является его «Орестея» - к счастью, сохранившаяся целиком (трагедии: «Агамемнон», «Хоэфоры» (приносительницы возлияний) и «Евмениды»). Содержание этой трилогии - судьба рода Атридов в лице его самых славных представителей Агамемнона и его сына Ореста.

Софо́кл (др.-греч. Σοφοκλής, 495 г. до н. э. - 405 г. до н. э.) - афинянин, вместе с Эсхилом и Еврипидом образует триаду знаменитейших античных трагиков. Ввёл новые приспособления в сценическую постановку пьес: увеличил число актёров до трёх, а число хоревтов с 12 до 15, сократив хоровые части трагедии, усовершенствовал декорации, маски, ввёл в употребление расписные декорации. До нас дошло семь трагедий, из которых по содержанию три принадлежат фиванскому циклу сказаний: «Эдип», «Эдип в Колоне» «Антигона»; одна к Гераклову циклу - «Деянира», и три к троянскому: «Эант», «Электра» и «Филоктет». Кроме того, у разных писателей сохранилось около 1000 фрагментов.

Еврипи́д (др.-греч. Εὐριπίδης, 480 - 406 до н. э.) - древнегреческий драматург, представитель новой аттической трагедии, в которой психология преобладает над идеей божественного рока. Уделял большое внимание разработке женских ролей. Из 92 пьес, приписывавшихся Еврипиду в древности, можно восстановить названия 80-ти. До нас дошло 18 трагедий, из которых «Рес», как считается, написан более поздним поэтом, а сатирическая драма «Циклоп» представляет собой единственный уцелевший образец данного жанра. Лучшие по оценке древних драмы Еврипида для нас потеряны; из уцелевших самая известная - «Ипполит». В числе сохранившихся пьес самая ранняя - «Алкеста», а к более поздним принадлежат «Ифигения в Авлиде» и «Вакханки».

Древнегреческая комедия. Древнегреческая комедия родилась на тех же празднествах Диониса, что и трагедия, только в другой обстановке. Если трагедия в своей основе - ритуальное богослужение, то комедия - продукт увеселений, которые начинались, когда богослужебная часть дионисий, мрачная и серьёзная, оканчивалась. В Древней Греции устраивали шествия (komos, отсюда - комедия) с разгульными песнями и плясками, надевали фантастические костюмы, вступали в споры, драки, перебрасывались остротами, шутками, часто непристойными, что, по воззрению древних греков, поощрялось Дионисом. Во время этих увеселений и возникли основные элементы комического жанра: дорическая бытовая сценка (мим) и аттическая обличительная хоровая песня.

Аристофан Аристофа́н (др.-греч. Ἀριστοφάνης) (444 до н. э. - между 387 и 380 гг., Афины) - древнегреческий комедиограф, «отец комедии». Самый крупный представитель политической комедии. Вёл ожесточённую борьбу с демократией, стоявшей у власти в период Пелопоннесской войны. Аристофан был сторонником мира, так как война пагубно отражалась на землевладельческой аристократии, идеологию которой он выражал. Это определяло реакционность его философских и нравственных взглядов. Из 44 комедий, написанных Аристофаном, до нас дошли только 11: «Всадники», «Птицы», «Лисистрата», «Лягушки» и другие. Аристофан в карикатурном виде изображал Сократа, часто пародировал своего современника Еврипида, выразителя демократических настроений. Большинство его комедий были злой сатирой на правителей-демократов, в том числе на Клеона и Перикла. Роль Клеона в комедии «Вавилоняне» исполнял он сам, так как актёры на это не решались, боясь мести правителя.


Античной (от лат. «антикус» - древний) назвали греко-римскую цивилизацию итальянские гуманисты эпохи Возрождения как самую раннюю из известных нам. Название это сохраняется и поныне, что позволяет в художественной культуре народов мира точно определить истоки европейской культуры. Рожденная на сравнительно небольшом пространстве земли в бассейне Средиземного моря античность осталась вечной школой европейского искусства, непревзойденным образцом художественной образности, воплотившей обожествленную красоту.

Эллинский мир шел своим путем в поисках ответа на вопросы о происхождении мироздания, смерти и бессмертии, добре и зле. Переломный момент от первобытного состояния к древнегреческой цивилизации ознаменовался рождением мифологии . В мифах греки впервые запечатлели священный характер порядка земного бытия и противопоставили ему иррациональные силы демонических стихий. В образной форме это извечное вселенское борение гармонии и хаоса передают сказания о борьбе богов с титанами, темными силами, порожденными Матерью-землей. Боги одержали победу и навечно поселились в мифологической небесной резиденции верховных греческих повелителей - на Олимпе. Божества греческого пантеона ничем не отличались от людей, их жизнь протекала в войнах, интригах, соперничестве… и только бессмертие, поддерживаемое бессмертным напитком, давало им власть над деяниями человека, над его над его настоящим и будущим.

Религиозная мысль древних греков не выдвинула четких этических принципов, их мифы не учили морали. Нравственное начало в поступках олимпийцев было столь сомнительным, что со временем они стали вызывать насмешки. И все же культ богов-оракулов был очень силен, и нигде в мире не было столь развито искусство предсказаний судьбы, как в античном обществе. Оракулы были неизменными спутниками и простых людей, и царей. Впрочем, сама античная религия была удивительно материалистической, посюсторонней. здоровье, богатство, благополучие - вот единственное и высшее благо для человека!

Зевс - бог-громовержец, владыка Олимпа, Посейдон - властитель морей, Афина - богиня мудрости и справедливой войны. Гефест - бог огня, Аполлон - покровитель искусства, целитель и прорицатель и многие другие небожители обрели в мифологии свои биографии, а в искусстве - вполне конкретный облик. Так воплотилась извечная наивная мечта человека о победе над стихийными силами природы и смертью. Здесь скрыта важная «тайна» той радостной искренности, что наполняла античное искусство. Стирание границ между «человеческим» и «божественным» породило ощущение гордого возвышения людей над стихиями, вызвало стремление увековечить в художественных произведениях высшую красоту, более совершенную и гармоничную, нежели та, что явила природа.

Однако победа богов-олимпийцев над силами хаоса не была окончательной. Боги не рискнули посягнуть на Мать-прародительницу, верховная власть над людьми и их судьбами оставалась за ней. Тщетны попытки преодолеть неведомый рок, нельзя избежать предначертанного судьбой - это мистическое чувство пронизывает всю древнегреческую мифологию.

В истории античной художественной культуры выделяют несколько этапов.

1. Гомеровский (XI-IX вв. до н.э.)

2. Архаический (VIII-VI вв. до н.э.)

3. Классический (V-IV вв. до н.э.)

4. Эллинистический (конец IV-I вв. до н.э.)

5. Императорский Древний Рим (I - V вв. н.э.)

В марте 1900 г. служащий английского Оксфордского музея Артур Джон Эванс начал раскопки на о. Крит , научные результаты которого имели исключительное значение для исследования культуры, о существовании которой имелись лишь предположения на основании всем известных древнегреческих мифов. Греки не случайно воспели о. Крит. Здесь родился Зевс.

Елена Петренко
Конспект урока МХК в 10 классе «Античность - колыбель европейской культуры»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №32

Урок по МХК в 10 классе

«Античность : .

Эгейское искусство»

Учитель высшей квалификационной

Петренко Е. М.

Тема урока : Античность : колыбель европейской художественной культуры . Эгейское искусство.

Цели урока : познакомить обучающихся с важнейшими достижениями эгейской культуры ; развивать умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность, осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в различных источниках; определять основные черты вазописи, фресковых росписей, особенности архитектурных сооружений Критской и Микенской культур ; развивать эстетический вкус и бережное отношение к ценностям мировой культуры .

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие.

II. Сообщение (определение обучающимися) темы и целеполагание.

1) Ребята, просмотрите видеофрагмент и попробуйте сами определить тему нашего урока .

Видеофрагмент. («Боги Древней Греции» ) – 45 с.

Тема, которой будут посвящены 3 урока : Античность : колыбель европейской культуры .

Учитель : «Познай самого себя» - было начертано на храме Аполлона в Дельфах. Чтобы познать себя сегодняшних, необходимо понять, каким был человек в далеком прошлом, в эпоху «счастливого детства человечества» .

2) Понятие «Античность » .

Античность . Множество нитей тянется от нее через века в иные эпохи и цивилизации. Художественное творчество Античности было тем источником , из которого черпало вдохновение все позднейшее искусство. В течение многих столетий, начиная с эпохи Возрождения, худ. культуру Античности считали колыбелью мирового искусства . Термин «античный » возник позднее, в XV в., означает с лат. «древний» и употребляется по отношению к истории и культуре Др . Греции и Др. Рима.

3) Ассоциативный ряд.

Античность

Поставьте для себя задачи по изучению этой темы.

А я, с вашего позволения, поменяю знак препинания в нашей теме (ставлю) . Что это для нас означает?

4) Мифология.

Какие мифы и легенды Древней Греции вам знакомы? А откуда вы их знаете? И в самом деле, почему древнегреческая мифология вызывала и до сих пор вызывает такой живой интерес у деятелей искусства?

«. боги Греции не что иное,

как образы идеального человека,

обожествление человека».

В. Г. Белинский

«Искусство начинается мифологией, ею живёт и ею творит» В. Н. Топоров

Тем, кто интересуется историей культуры , литературой и искусством, знакомство с греко-римской мифологией совершенно необходимо. Ведь, начиная с эпохи Возрождения, художники и скульпторы стали широко черпать для своих произведений сюжеты из сказаний древних греков и римлян. Придя в любой из художественных музеев, неискушенный посетитель оказывается в плену прекрасных, но зачастую непонятных ему по содержанию произведений великих мастеров русского изобразительного искусства : картин П. Соколова (“Дедал, привязывающий крылья Икару”, К. Брюллова (“Встреча Аполлона и Дианы”, И. Айвазовского (“Посейдон, несущийся по морю”, Ф. Бруни (“Смерть Камиллы, сестры Горация”, В. Серова (“Похищение Европы” , скульптур таких выдающихся мастеров, как М. Козловский (“Ахилл с телом Патрокла”, В. Демут-Малиновский (“Похищение Прозерпины”, М. Щедрин (“Марсий”) . То же самое можно сказать и о некоторых шедеврах западноевропейского искусства , будь то “Персей и Андромеда” Рубенса, “Пейзаж с Полифемом” Пуссена, “Даная” и “Флора” Рембрандта, “Муций Сцевола в лагере Порсенны ”, Тьеполо или структурные группы “Аполлон и Дафна” Бернини, “Пигмалион и Галатея” Торвальдсена, “Амур и Психея” и “Геба” Кановы.

Греко-римская мифология столь глубоко проникла в русскую литературу, что человеку, читающему стихотворения А. С. Пушкина (особенно ранние) и неосведомленному о мифологических персонажах, не всегда будет ясен лирический или сатирический смысл того или иного произведения. Это справедливо в отношении стихов Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, М. Ю. Лермонтова, басен И. А. Крылова и других. Все это лишь подтверждает замечание Ф. Энгельса о том, что без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы . Сильнейшее влияние, которое оказала античная культура на развитие всех европейских народов , таким образом, не подлежит сомнению.

Один миф об Орфее и Эвридике вдохновил на создание крупных музыкальных произведений (опера, оперетта, балет) более 30 композиторов от XV века до наших дней.

Ученые утверждают, что среди художественных произведений мирового искусства, опирающихся на литературные источники, едва ли не 9/10 восходят к античным и библейским сюжетам.

Древнегреческая мифология продолжает жизнь и в современной речи (“ахиллесова пята”, “гордиев узел”, “дамоклов меч”, “панический страх” и т. д.) и запечатлена в камне.

Влияние античной мифологии сказалось на архитектурном облике многих городов Европы . В Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе и других городах старинные здания украшены орнаментом, барельефами, фризами, статуями и скульптурными группами , созданными на основе античных сюжетов .

Для того чтобы понимать старинную и современную музыку, живопись, скульптуру , нам необходимо знать и понимать античную мифологию .

Почему же великие мастера время от времени, вглядываясь в историческую даль прошлого, обращались к первоистокам духовности, к поучительным картинам эпохи “детства человечества”?

Показ блока «Мифология в искусстве»

Вывод : Гуманизм рождается в мифах Древней Греции.

III. Основная тема.

1) Периодизация. (презентация)

1. Крито-микенский или эгейский период (III-II тыс. до н. э.)

2. Гомеровский период (XI-VIII вв. до н. э.)

3. Архаика (VII-VI вв. до н. э.)

4. Классика (V-IV вв. до н. э.)

5. Эллинизм (IV -I вв. до н. э.)

6. Республиканский Древний Рим (V- I вв. до н. э.)

7. Императорский Древний Рим (I- V вв. н. э.)

2) Эгейское искусство.

1. Рассказ учителя (презентация)

Остров Крит – центр античного мира III-II тысячелетия до н. э. – находился на стыке трех материков : Европа , Азия, Африка. Это давало возможность критской культуре развиваться в благоприятном соприкосновении с древними культурными мирами . Критское царство – мощная морская держава с могущественным флотом и хорошо развитыми торговыми связями. Жители Крита занимались земледелием, обрабатывая плодородные равнины острова, собирали богатый урожай зерна, винограда, оливкового масла круглый год.

Царем Крита был Минос, отсюда и название цивилизации – минойская.

Город-государство Микены наивысшего расцвета достигло в XVI-XIII вв. до н. э. после гибели Критского государства. Микенская цивилизация развивалась на юге материковой Греции с центрами в Микенах и Тиринфе. Ее создателями были греки-ахейцы, поэтому культура получила название – ахейская.

Артур Джон Эванс – английский археолог, коллекционер памятников древности, хранитель Оксфордского музея – обладал незаурядными способностями ученого и жаждущей приключений натурой романтика . В 1900 году начал раскопки на Крите и обнаружил руины ансамбля грандиозного дворца. Работы продолжались сорок лет. Свои археологические исследования он изложил в четырехтомном труде, за который Эванс получил звание лорда. Это были и мировое признание, и благодарность за возможность глубоко и серьезно изучать культуру исчезнувшей цивилизации.

Генрих Шлиман – сын пастора, вырос в бедной семье, вынужден был рано бросить школу, пойти работать. Жизнь его похожа на приключенческий роман : он был и портовым грузчиком, и подручным в бакалейной лавке, и юнгой на корабле, и бухгалтером, и золотоискателем, и купцом. Во всех начинаниях ему сопутствовал успех благодаря фантастическому везению и природному таланту. Став обеспеченным человеком, он осуществляет свою детскую мечту – найти Трою, в существование которой тогда мало кто верил. Смыслом жизни Шлимана стало желание доказать, что в основе гомеровского эпоса лежат реальные события. В своих поисках он опирается на “Илиаду” Гомера, как на путеводитель. Шлиман купил участок в Турции, который наиболее соответствовал описаниям Гомера. Три года шли раскопки, в ходе которых Шлиману удалось обнаружить легендарный город и открыть новую страницу древней истории, доказать достоверность событий, изложенных в бессмертной “Илиаде”. Теперь Гомеру поверили все!

Удачные раскопки в Малой Азии вдохновили археолога на новые поиски, следуя указаниям Гомера, в Греции. Он обнаружил руины Микен – родного города предводителя греков-ахейцев в Троянской войне Агамемнона. Он нашел крепостные стены города, купольные и шахтовые гробницы микенских царей с уникальными драгоценными вещами и погребальными золотыми масками. Позже проводимые раскопки в Тиринфе и найденные вещи доказывали, что Тиринфе принадлежал к той же культуре , что и Микены.

По ходу рассказа учителя ребята заполняют сравнительные таблицы.

На Крите, так же как и в Египте и в Месопотамии, много строили, но не храмы, а дворцы. Архитектура носила светский характер, т. к. не удалось обнаружить ни одной постройки, посвященной какому-либо божеству. Островное положение Крита и мощный флот обеспечивали критянам безопасность. Поэтому критские дворцы не имели никаких укреплений : ни рвов, ни крепостных стен.

Микены и Тиринф находились непосредственно на греческом материке, а такое расположение городов на открытой местности было не безопасным. Поэтому первой особенностью ахейского градостроительства было строительство мощных крепостных стен.

Особенности архитектуры

“Дворец в Кноссе своей легкой, открытой архитектурой напоминает дворцы эпохи Возрождения. Мореходам, которые бросали якорь в критском порту, открывалась изумительная картина. На фоне южного голубого неба, в лучах жаркого солнца красиво вырисовывался ансамбль ослепительно белых зданий. … Это, вероятно, было прекрасное, захватывающее зрелище, поэтому не удивительно, что пораженные мореплаватели повсюду рассказывали об острове чудеса”. (Зенон Косидовский)

Условием спокойного существования Микен и Тиринфа была защита своих территорий. Дворцы окружались внушительного вида стенами. Врагам, которые хотели взять город приступом, чтобы добраться до ворот, нужно было продвигаться вдоль стен под градом стрел, копий, камней

Дворцовый ансамбль

Кносский дворец – это ансамбль, гармония которого создается свободным сочетанием форм, расположение которых зависит от особенностей рельефа. Это дворец во всем своем великолепии. Вокруг него – высокие горы со сверкающими снежными вершинами, цветущие равнины, а за ними теплое лазурное море.

Ахейцы строили свои поселения на высоких холмах, которые называли “акрополи”, т. е. “верхние города”, окружая их кольцом мощных крепостных стен. В акрополе были сосредоточены главные постройки города. Дорога на акрополь проходила через крепостные ворота. Расположение Микенского акрополя было выгодным для защиты от вражеского нападения : с одной стороны акрополя – глубокое ущелье, с других сторон – крепостные стены, высотой 18 м.

Планировка дворца

Расположение помещений Кносского дворца было удивительным. Такой планировки мир не знал. К центральному двору примыкали со всех сторон комнаты, расположенные на разных уровнях. Часть из них – на уровне двора, другие – ниже, третьи – на два или три этажа выше. Во дворце было столько много комнат, коридоров, запутанных ходов, что он походил на лабиринт.

Микенский акрополь – дворец царя Агамемнона. Окружала его мощная крепостная стена, в ширину достигавшая 6 метров. В стенах располагалась сложная система галерей, ходов, ведущих к продовольственным и оружейным складам, цистернам для воды. Все было предусмотрено на случай обороны и долгой осады города.

В противоположность критским, дворцы ахейских владык отличались симметрией и имели четкую систему в расположении комнат и залов. Вблизи дворца находились дома знати, а за пределами крепости, у подножия холма, лежал нижний город, где жили простые люди, купцы, ремесленники.

Центральное помещение дворца.

Центральное место в огромном архитектурном комплексе Кносского дворца занимает открытый прямоугольный двор размером 50 на 30 метров, выложенный плитами. Все постройки располагались вокруг этого двора. Наружу выходили только глухие стены, а фасад был обращен внутрь.

Сердцем Микенского дворца является мегарон (греч. “большой зал”) – парадное помещение для собраний и праздничных пиршеств. Продолговатое, изолированное массивными стенами от окружающего мира, здание встречало входящих колонными портиками. Далее через вестибюль гости попадали в большой зал – мегарон. Само слово “мегарон” обозначало и само здание, и его главный зал – большое помещение с очагом в центре и колоннами вокруг него, который стал прообразом эллинских храмов. Вокруг мегарона располагались жилые комнаты, коридоры, кладовые, ванные.

Кносский дворец

Белые стены критского дворца и темные колонны, сужающиеся к низу - такие колонны встречаются только на Крите. Такая необычная конструкция производит впечатление прочной опоры, весьма необходимой в таком воздушном сооружении. Бордо-красный цвет колонн создавал особенный декоративный эффект.

Внутреннее пространство Кносского дворца

Несмотря на сложную планировку, жизнь во дворце протекала удобно и приятно. Внутренние лестницы связывали между собой этажи и соединялись с большими открытыми верандами. Лестничные клетки, прорезавшие все здание снизу доверху, служили световыми колодцами, маленькими внутренними двориками, через которые проникал воздух и свет. Это спасало жителей дворца от палящего солнца, в комнатах всегда ощущалась приятная прохлада.

Микенский акрополь

Если отличительной чертой критской архитектуры является отсутствие симметрии, то особенность микенской архитектуры в том, что при строительстве крепостных и оборонительных сооружений ахейских владык использовались камни огромных размеров. Это частично обработанные глыбы, промежутки между ними заполнялись мелким камнем. Такую кладку эллины назовут “циклопической”. Она поражает воображение даже сегодня. И в самом деле, только гигантам-циклопам под силу было втаскивать эти глыбы на гору и укладывать их друг на друга.

Условием спокойного существования ахейцев была защита территорий, поэтому микенская архитектура проста и сурова.

Гомер в своей “Илиаде” назвал Микены “златообильными”, а Тиринф – “крепкостенным”

В город-крепость вели только два входа – главные ворота на восточной стороне и потайной ход на западной стороне, скрытый под стенами. Перед вами знаменитые “Львиные ворота” (вход на Микенский акрополь) : широкий пролет венчает треугольный рельеф с изображением двух львиц, поставивших свои лапы на пьедестал.

Крепость возвышалась над огромными просторами, где раскинулись равнины и склоны невысоких холмов.

Гробницы ахейских царей

К числу самых известных памятников микенской архитектуры относятся гробницы ахейских царей. Для умерших владык в скалах высекали прямоугольные могилы. Добраться до гробниц, находящихся в глубоких погребениях, можно было, сделав вертикальные колодцы-шахты, отсюда и их названия – шахтовые. Позднее начинается сооружение купольных гробниц – толосов. Монументальные толосы не уступают по своей грандиозности дворцам и крепостным стенам. В погребальную камеру под курганом вел узкий коридор – дромос. Захоронения отличались необычайной пышностью и богатством.

Живопись

Стены Кносского дворца были украшены фресками – росписью по сырой штукатурке. Художники покрывали стены яркой и красочной декоративной живописью. Они использовали различные краски : черную, белую, красную, желтую, синюю, зеленую. Сюжеты фресок самые разнообразные : сцены мирной жизни, различные шествия, изображения животных, морские мотивы.

Стены дворца в Микенах также украшены росписями, но для них типичны сцены сражений, осады крепости, запрягания коней, охоты.

Женские образы

О важном месте, которое занимает женщина в минойском обществе, говорят фрески с изображением критских аристократок. Оживленное личико, чуть вздернутый носик, легкое кокетство, сложная прическа, игривый завиток локона, огромные глаза – портрет молодой женщины, которую археологи назвали “Парижанка”.

Изображения микенских дворцов менее живописны и более схематичны, в художественном отношении уступают критским.

Шедевром минойского изобразительного искусства является фреска “Царь-жрец”, в которой изящный загорелый юноша идет по цветущему лугу. Фигура юноши трактуется в духе египетского канона : ноги и голова – в профиль, плечи и глаз – в фас.

Идеалом красоты считались хрупкие фигуры с тонкими, “осиными” талиями. Герои фресок находятся в постоянном движении. Как и египетским рисункам, им свойственна условность цвета : мужские фигуры рисуются темной кирпично-красной краской, а женские - светлой.

Изображения мужских фигур микенской культуры менее изящны . Это шествующие воины в доспехах.

Изображения животных

Самая загадочная фреска Кносского дворца – “Игра с быком”. По всей вероятности такие игры были чрезвычайно популярны. Может быть, это были спортивные состязания, а может, один из религиозных обрядов островитян. Фигуры людей кажутся миниатюрными рядом с могучим телом быка. Его удлиненная фигура заполняет всю фреску. Эта сцена до сих пор вызывает жаркие споры ученых. Акробат над спиной разъяренного быка делает головокружительное сальто. Испанские тореадоры и американские ковбои утверждают, что совершить такой трюк невозможно, слишком велика скорость быка. Что же это – реальная сцена или фантазия художника? Художник настолько искусно запечатлел веселую и непринужденную игру акробатов, что мы забываем о смертельной опасности подобных трюков. Фреска воспринимается как гимн красоте и ловкости человека.

Изображение на ахейском мече тоже полно экспрессии. Стремительные мужские фигуры пытаются остановить нападающего льва. Микенские художники часто изображали хищного зверя, такие сюжеты никогда не встречались на Крите.

Фрески Кносского дворца

Живопись – главное украшение дворцовых покоев. Она наполнена динамикой, ее герои находятся в постоянном движении. Изображения отличаются ярким колоритом красок, они не пугают, никого не прославляют, они радуют зрителей. Узоры покрывали стены, потолки, а иногда и полы. Богато украшен Тронный зал. У северной стены находился трон с высокой спинкой, на стенах изображены фантастические грифоны – львы с орлиными головами. Стены парадных помещений дворца знакомят с жизнью и развлечениями его обитателей : праздники, театральные представления, танцы, забавы детей.

Скульптура

Произведения монументальной круглой скульптуры Крита до нас не дошли. Найденные предметы мелкой пластики доказывают, что критские мастера умели работать с разными материалами6 глиной, слоновой костью, фаянсом, бронзой, золотом. В Кносском дворце были найдены статуэтки женщин со змеями, высотой всего 30 см. Это изображения жриц, а змеи в руках – символ благосостояния в доме. Критяне считали змей добрыми божествами. Фигуры женщин скованы и статичны.

Примером монументального рельефа микенской культуры являются “Львиные ворота”. Это центральный вход в крепость, над пролетом которого расположена известняковая плита с рельефным изображением колонны – священного символа правителей Микен, а по бокам застыли фигуры царственных львов. Других скульптурных изображений в Микенах не обнаружено.

Символы Кносского дворца

Своеобразие религии критян проявляется в том, что жители острова не знали привычного для современности почитания божества в храме, при раскопках не было обнаружено ни одного храмового здания. Божеству поклонялись в священных рощах, пещерах, во дворцах правителей и домах обычных горожан. Именно там были найдены небольшие святилища с изображениями культовых предметов . Например, ритон – сосуд для воды в виде бычьей головы. Большое количество всевозможных изображений быка или его рогов говорило о том, что это животное, хотя и не было получеловеком-полубыком (согласно мифу, имело большую популярность.

Изображения двойной секиры – лабриса – самого почитаемого символа критян, так же как и бычьи рога, но не совсем обычный для миролюбивых жителей благородного острова, очень часто встречаются в дворцовых покоях. Поэтому некоторые ученые предполагают, что этим может быть связано слово “лабиринт”, которое означает – “дом двойной секиры”. Лабрис – символ силы и превосходства.

Богатства гробниц ахейских царей

Захоронения в гробницах отличались необычайной пышностью. В них найдено большое количество драгоценностей, серебряных и золотых кубков, диадемы, парадное оружие, кинжалы, золотые пластины, украшавшие одежду. Интересной находкой являются маски, сделанные с лиц умерших вождей, они передают некоторые индивидуальные черты человека. Щедрые дары сопровождали владык в загробную жизнь.

Гончарное искусство Крита

О мастерстве критских гончаров и художников свидетельствуют вазы, исполненные на гончарном круге и расписанные всевозможными орнаментами. Стиль, в котором выполнены эти вазы, традиционно называют “камарес” - по названию современной деревни, вблизи которой были найдены изделии подобного рода. На темный фон белой краской наносили узоры, стилизованные растения, которые оплетали вазу. Критский мастер всегда стремился рисунком подчеркнуть форму изделия. Если оно округлое, его украшали осьминогом или круговым орнаментом. Если ваза вытянутая, на ее поверхности изображали стебли растений, тянущиеся вверх. Изображения человеческих фигур на сосудах не встречается, только рыбы, осьминоги, морские звезды, растения.

3) Просмотр видеофрагмента («Семь чудес Древней Греции. Кносский дворец» )

4) Работа в группах.

1 группа – выбрать изображения, относящиеся к критской культуре .

2 группа – выбрать изображения, относящиеся к микенской культуре .

3 группа – заполнить таблицу – сравнительный анализ архитектуры критской и микенской.

4 группа – синквейн. Эгейское искусство.

Во время работы звучит песня «Арго» .

5) Проверка выполнения задания.

Продолжить фразу :

Интересно, что…

Удивительно, что…

V. Оценивание (лавровые венки) Ребята отдают свои лавровые листочки самым активным.

VI. Рефлексия.

Назовите наш урок одной фразой – ассоциацией.



© 2024 Идеи дизайна квартир и домов