Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Какой архитектурный стиль в. Стили и направления в изобразительном искусстве


Архитектурный стиль - совокупность основных черт и признаков архитектуры определённого времени и места, проявляющихся в особенностях её функциональной, конструктивной и художественной сторон (приёмы построения планов и объёмов композиций зданий, строительные материалы и конструкции, формы и отделка фасадов, декоративное оформление интерьеров; входит в общее понятие стиля как художественного мировоззрения, охватывающего все стороны искусства и культуры общества в определённых условиях его социального и экономического развития; совокупность главных идейно-художественных особенностей творчества мастера.

Ампир


Ампир (от фр. empire - империя) - стиль в архитектуре и искусстве (главным образом декоративном) трёх первых десятилетий XIX века, завершающий эволюцию классицизма. Ориентируясь как и классицизм, на образцы античного искусства, ампир включил в их круг художественное наследие архаической Греции и имперского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи и воинской силы: монументальные формы массивных портиков (преимущественно дорического и тосканского ордеров), военную эмблематику в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п.). Ампир включил в себя также отдельные древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. п.).

Амстердамская школа

Амстердамская школа (нидерл. Amsterdamse School) - архитектурный стиль, возникший и развивавшийся в Нидерландах в первой трети XX века. Вдохновлённый социалистическими идеями, этот стиль применялся при строительстве зданий самого разного назначения, в том числе особняков и многоквартирных домов. На архитектуру Амстердамской школы оказали влияние как неоготика и архитектура эпохи Возрождения, так и работы выдающегося нидерландского архитектора Хендрика Петрюса Берлаге.
Постройки Амстердамской школы, испытавшие влияние экспрессионизма, часто имели закруглённую, «органическую» форму фасадов и множественные декоративные элементы, не носившие функционального назначения: шпили, скульптурные изображения и окна с горизонтальной «расстекловкой», напоминавшей лестницу.

Ар-деко


Ар-деко (фр. art deco букв. «декоративное искусство», из Exposition Internationale des Arts Decoratifs et Industriels Modernes - «Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств» 1925 г. Париж) - течение в декоративном искусстве первой половины XX века, проявившееся в архитектуре, моде и живописи. Представляло собой синтез модерна и неоклассицизма. Отличительные черты - строгая закономерность, этнические геометрические узоры, роскошь, шик, дорогие, современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро). В США, Нидерландах, Франции и некоторых других странах ар-деко постепенно эволюционировал в сторону функционализма, в то время, как в странах с тоталитарными режимами (Третий рейх, СССР и др.) ар-деко превращается в «новый ампир». В советской архитектуре в период постконструктивизма были позаимствованы многие элементы ар-деко (напр. гостиница «Москва»).

Архитектура Возрождения


Архитектура Возрождения - период развития архитектуры в европейских странах с начала XV до начала XVII века, в общем течении Возрождения и развития основ духовной и материальной культуры Древней Греции и Рима. Этот период является переломным моментом в Истории Архитектуры, в особенности по отношению к предшествующему архитектурному стилю, к Готике. Готика в отличие от архитектуры Возрождения искала вдохновение в собственной интерпретации Классического искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся формам античной архитектуры: симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы.

Барокко


Барокко (итал. barocco - «странный», «причудливый»; порт. perola barroca - «жемчужина неправильной формы»; существуют и другие предположения о происхождении этого слова) - характеристика европейской культуры XVII-XVIII веков, центром которой была Франция. Стиль барокко появился в XVI-XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Именно эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации».Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко - теламон (атлант), кариатида, маскарон.
Русское барокко (также елизаветинское, растреллиевское) - стиль в искусстве (в первую очередь, в архитектуре, скульптуре и живописи); российская «реплика» европейского стиля барокко в полной мере сложившаяся в русском искусстве к концу первой половины XVIII века.
Этот стиль, тяготевший к созданию героизированных образов, к прославлению могущества Российской империи, наиболее ярко проявился в середине XVIII века в архитектурных сооружениях одного из крупнейших зодчих этого направления - Ф. Б. Растрелли. По его проектам созданы величественные дворцовые ансамбли в Петербурге (Зимний, 1754-1762; Строгановский дворец, 1752-1754) и в Петергофе (1746-1775), в Царском Селе (Екатерининский дворец, 1747-1757). Грандиозные масштабы зданий, необычайное богатство и пышность декоративного убранства, двух- и трехцветная раскраска фасадов с применением золота - все это поражало воображение зрителей, вызывая их искреннее восхищение. Торжественный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на всё искусство середины XVIII века.
В Петербурге и Москве в эти же годы трудилась плеяда замечательных русских зодчих - крепостной архитектор Ф. С. Аргунов, С. И. Чевакинский, А. В. Квасов и др.

Био-тек


Био-тек - архитектурное движение, находящееся пока на стадии написания манифестов. В противоположеность хай-теку, архитектурная выразительность конструкций зданий био-тека достигается заимствованием природных форм. Однако, прямое копирование природных форм не приносит положительных результатов так как в архитектурном сооружении появляются нефункциональные зоны. Следует отметить, что концепция био-тека предполагает не только опосредованное, но и прямое использование форм живой природы в архитектуре (в виде элементов природного ландшафта, живых растений).
Данное движение находится в процессе становления и его исследовательская составляющая преобладает над практической. Главное противоречие архитектурной бионики: консервативная прямоугольная планировка и конструктивная схема зданий противостоит биоморфным криволинейным формам, оболочкам, самоподобным фрактальным формам. Достойное эстетическое и экономически-оправданное решение этого противоречия - одна из основных задач био-тека.

Брутализм


Брутализм - архитектурное направление, отправной точкой для которого стали послевоенные проекты Ле Корбюзье - «жилая единица» в Марселе (1947-52) и здание секретариата в Чандигархе (1953). Название стиля было образовано британскими архитекторами Элисон и Питером Смитсон от французского термина «beton brut» - «необработанный бетон».
Архитекторы-бруталисты всячески подчёркивали грубую фактуру бетона, которую не считали нужным скрывать ни штукатуркой, ни облицовкой, ни покраской. Предпочитали нарочито тяжёлые, монотонные, прямолинейные формы («дома-коробки»). Лёгкости и гладкости «интернационального стиля» были противопоставлены тяжеловесность конструкций и шершавость монохромных поверхностей.
Брутализм получил наибольшее распространение в Великобритании (особенно в 1960-е гг.) и в СССР (особенно в 1980-е гг.) Многие сторонники этого стиля исповедовали социалистические взгляды, выделяя среди его достоинств не только дешевизну строительства (особенно актуальную в первые послевоенные годы), но и бескомпромиссную антибуржуазность и «честность» этого стиля.

Георгианская архитектура


Георгианская архитектура англ. Georgian architecture) - широко распространённое в англоязычных странах обозначение архитектуры, характерной для Георгианской эпохи, которая охватывает практически весь XVIII век. Этот термин бытует как самое общее обозначение английской архитектуры XVIII века, подобно тому как всё многообразие эклектической архитектуры XIX века пытаются охватить термином «викторианская архитектура».особенностям георгианства относятся симметричная планировка здания при его проектировании. Фасады домов в георгианском стиле сложены из плоских красных (в Великобритании) или разноцветных кирпичей (в США и в Канаде) и отштукатуренного белого орнамента. Орнамент, как правило, сделан в виде искусно выполненных арок и пилястров. Входные дверы окрашены в различные цвета и в своей верхней части оснащены пропускающими свет, открывающимися окошками. Здания окружены со всех сторон цоколем.

Деконструктивизм


Деконструктивизм - направление в современной архитектуре, оформившееся как самостоятельное течение в конце 1980-х годов в Америке и Европе и затем распространившееся в том или ином виде по всему миру. Деконструктивизм неразрывно связан с культурой посмодерна, однако принято различать постмодернистскую архитектуру и архитектуру деконструктивистскую. Более того, архитекторы, причисляемые к деконструктиизму, часто отказываются от подобного определения своих работ, что, впрочем, соответствует самому духу деконструктивизма, которому присуще нежелание быть ограниченым какой-либо классификацией или определением, стремление к постоянной изменчивости и поиску иных форм самовыражения.
В теориях есть различия и достаточно значительные, но при этом между этими двумя концепциями много общего. Чарльз Дженкс, например, часто причисляет крупнейшего американского архитектора и теоретика деконструктивизма Питера Айзенмана к постмодернизму (от чего сам Айзенман отказывается, настаивая на том, что деконструктивизм - отличен во многом от постмодернизма). Впрочем, если рассматривать оба направления на уровне теорий, то больше мы обнаружим сходства, чем различий. Можно говорить о том, что деконструктивизм - часть постмодернизма, но с несколько иным отношением к наследию модернизма, более тесной связью с архитектурными теориями начала 20 века, а также с более радикальным (часто даже агрессивным) отношением к потребителю, более глубоким исследованием проблем современной архитектуры, поиском новых форм (но не игрой с историческими формами, чем занимается большинство архитекторов, считающих себя постмодернистами). Возможно, деконструктивистская архитектура самая сложная и отдаленная от массового потребителя, это архитектура мегаполисов и «нового поколения», материальное воплощение экзистенциализма.
Деконструктивистская теория отличается от постмодернизма (если говорить достаточно глобально) тем, что деконструктивизм размывает и разрушает общую картину мира, наиболее ярким воплощением которой является архитектура. Постмодернизм все же больше некое настроение современной культуры, которое сказывается чаще в практике искусства и жизни. Что же касается архитектуры, то здесь постмодернизм сказывается более мягко, игриво, по сути, он не переворачивает всех представлений об архитектуре, главное его достижение - критика принципов модернизма, но не создание небывалой, «другой» архитектуры.
Деконструктивисты превращают архитектуру в способ исследования современного мира, в интуитивное искусство, похожее на поэзию, которая не призвана удовлетворять каким-либо потребностям или репрезентировать какую-то функцию. Часто архитекторы-деконструктивисты не делают различий между реальными объектами и планами и чертежами - все равноценно, что также является пересмотром архитектуры, отказом от иерархии.

Индо-сарацинский стиль


Индо-сарацинский стиль - один из ретроспективных стилей эпохи архитектурной эклектики, который распространился в Британской Индии в правление королевы Виктории. По сути играл в Индии ту же роль национальной альтернативы универсальному классицизму и его продолжениям, что и неоготика в Европе и английских колониях или псевдорусский стиль в России.
На примере таких бомбейских сооружений, как вокзал Виктории и ворота в Индию, можно выделить основные черты индо-сарацинского стиля. На здания, европейские по функциональному назначению и общему силуэту, накладывался причудливый декор, позаимствованный из репертуара архитектуры мусульманской Индии - преимущественно могольской. Возрождая архитектурное наследие Великих Моголов, британское правительство стремилось показать преемственность своего правления. Интернациональный стиль - ведущее направление модернистской архитектурной мысли периода 1930-60-х гг. Пионерами интернационального стиля были Вальтер Гропиус, Петер Беренс и Ханс Хопп в Германии, наиболее яркими и последовательными представителями - Ле Корбюзье (Франция), Мис ван дер Роэ (Германия-США) и Якобус Ауд (Нидерланды).
Эстетика интернационального стиля требовала отказа от национальных культурных особенностей и всяческих разновидностей исторического декора в пользу прямых линий и других чистых геометрических форм, лёгких и гладких поверхностей из стекла и металла. Излюбленным материалом стал железобетон, в интерьерах ценились широкие открытые пространства. Это была архитектура индустриального общества, которая не скрывала своего утилитарного предназначения и способности экономить на «архитектурных излишествах». Неофициальным девизом движения был предложенный Мис ван дер Роэ парадокс: The less is more («чем меньше - тем больше»).

Классицизм


Классицизм (фр. classicisme, от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII-XIX вв.Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

Стиль косматеско


Стиль косматеско - декоративный стиль в архитектуре, типичный для средневековой Италии и в особенности Рима. Стиль характерен для скульптуры, а также предметов религиозной обстановки (колонны, надгробия, канделябры, порталы и т. д.) и предполагает широкое использование штучной мозаики. Примечательны полы в стиле косматеско из белого мрамора с инкрустациями в виде геометрических узоров (квадраты, параллелограммы, круги из темного мрамора), окруженных полосами из красного и зелёного порфира. Материалом для работ Косматов часто служили античные колонны. Слово «косматеско» происходит от фамилии семьи мраморщиков Космати (итал. Cosmati), предствители которой работали в Риме и окрестностях в XII и XIII веках. Мастера использовали классическое наследие в сочетании с византийскими и раннехристианскими традициями. Позднее другие семьи каменотёсов Италии переняли традицию Косматов.

Метаболизм


Метаболизм (фр. metabolisme от греч. «превращение, изменение») - течение в архитектуре и градостроительстве середины XX в., представлявшее альтернативу господствовавшей в то время в архитектуре идеологии функционализма. Зародилось в Японии в конце 50-х годов XX века. В основу теории метаболизма лёг принцип индивидуального развития живого организма (онтогенеза) и коэволюции. Метаболизм не сто?ит, однако, путать с органической архитектурой и эко-теком, в которых подражание живой природе не развёрнуто во времени и затрагивает, главным образом, принципы формообразования.
Вот как определял концепцию метаболизма один из её главных идеологов, Кионори Кикутаке: «Японцы привыкли к неразрывности традиции, одной из основ устойчивости нашей цивилизации.
Поэтому и концепция метаболистической архитектуры восходит к истокам японской строительной традиции, предлагая алгоритм ее изменения. Безусловно, непросто кратко определить все то, о чем я размышлял,создавая эту теорию. Для меня в понятии «метаболизм» самым важным была возможность перестройки сооружения и замены его составляющих в соответствии с требованиями, которые предъявляет наш быстроизменяющийся мир. Движение метаболистов не было данью моде и не создавалось мною для того, чтобы стать ее законодателем. В Европе это движение превратилось в модное течение, а в нашей стране, основанной на древних традициях, оно получило иное развитие. Для Японии это был вопрос будущего нашей цивилизации. Поэтому необходимо было учитывать, будет ли нужна Японии наша концепция. При этом мы верили, что такой подход к архитектуре и вообще к построению нового мирного общества будет полезен для развития и других стран. Вообще, в Японии всегда уделялось особое внимание законам эволюции животного и растительного мира. Поэтому природные закономерности стали одной из основ архитектурного метаболизма. Возможно, по похожим биологическим законам должна развиваться и архитектура. Современные технологии позволяют реализовывать самые смелые проекты, поэтому есть надежда, что опыт метаболистов найдет свое применение и в XXI веке."

Архитектура модерна


Архитектура модерна - архитектурный стиль, получивший распространение в Европе в 1890-е-1910-е годы в рамках художественного направления модерн. Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло). Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы - художественно обрабатывались.В архитектуре модерна есть ряд характерных черт, например, отказ от обязательных симметричных форм. В нем появляются новые формы, как, например, «магазинские окна», то есть широкие, предназначенные играть роль витрин. В этот период окончательно складывается тип жилого доходного дома. Получает развитие многоэтажное строительство. Бывали и такие случаи, когда наряду с удачными работами, например, подлинного югендстиля (ван де Вельде), в руках подражателей в угоду моде и из коммерческих соображений работа превращалась в пустое украшательство. Другие архитекторы, напротив, мало опирались на наследие прошлого, щеголяли свободой творчества и, в поисках новых решений, часто вступали на путь изобретательства.

Неоготика


Неоготика («новая готика») - наиболее распространённое направление в архитектуре эпохи эклектики, или историзма, возрождавшее формы и (в ряде случаев) конструктивные особенности средневековой готики. Возникло в Англии в 40-е годы XVIII века. Развивалось во многом параллельно с медиевистикой и поддерживалось ей. В отличие от национальных направлений эклектики (таких, как псевдорусский или неомавританский стили) неоготика была востребована по всему миру: именно в этом стиле строились католические соборы в Нью-Йорке и Мельбурне, Сан-Паулу и Калькутте, Маниле и Гуаньчжоу, Рыбинске и Киеве. В XIX веке англичане, французы и немцы оспаривали друг у друга право считаться родоначальниками готики, однако пальму первенства в возрождении интереса к средневековой архитектуре единодушно отдают Великобритании. В викторианскую эпоху Британская империя как в метрополии, так и в колониях вела огромное по размаху и функциональному разнообразию строительство в неоготическом стиле, плодами которого стали такие общеизвестные сооружения, как «Биг Бэн» и Тауэрский мост. В России востребованность неоготики была ограничена придворными кругами и католическими общинами крупных городов, которые строили архитектурные капризы и костёлы, соответственно. В русскоязычной литературе для обозначения сдобренной национальными элементами неоготики употребляется термин «псевдоготика», так как подлинной готики на территории Древней Руси не существовало.

Неогрек


Неогрек - архитектурный стиль, возникший в 1820-х годах, основанный на «возвращении» к классическим греческим образцам. Отличается от классицизма (и ампира в частности) подчёркнуто археологическим, детальным подходом к воспроизведению греческой классики, очищенной от влияния древнеримской архитектуры и итальянского ренессанса; идеологически, принадлежит к эпохе эклектики, а не классицизма. В России (прежде всего в Москве) вошёл в моду в конце 1860-х годов и продержался до прихода стиля модерн в конце XIX века.
органическая архитектура - течение архитектурной мысли, впервые сформулированное Луисом Салливеном на основе положений эволюционной биологии в 1890-е гг. и нашедшее наиболее полное воплощение в трудах его последователя Фрэнка Ллойда Райта в 1930-е - 1950-е гг.
В противоположность функционализму, органическая архитектура видит свою задачу в создании зданий и сооружений, раскрывающих свойства естественных материалов и органично вписанных в окружающий ландшафт. Сторонник идеи непрерывности архитектурного пространства, Райт предлагал подвести черту под традицией нарочитого выделения здания и его составных частей из окружающего мира, доминировавшей в западной архитектурной мысли со времён Палладио. По его мнению, форма здания должна каждый раз вытекать из его специфического назначения и тех уникальных условий среды, в которых оно возводится.

Постконструктивизм


Постконструктивизм - условное обозначение «промежуточного» стиля советской архитектуры в период 1932 - 1936 гг., когда под влиянием политических и идеологических факторов происходил переход от авангардизма к неоклассике (к так называемому «Сталинскому ампиру»).

Рококо


Романский стиль


Термин «романский стиль» появился в начале XIX века, когда была установлена связь архитектуры XI-XII веков с древнеримской архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов). В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако, он вошёл во всеобщее употребление. Основной вид искусства романского стиля - архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы). Псевдоготика, ложная готика или русская готика - предромантическое направление в русской архитектуре екатерининской эпохи, основанное на вольном сочетании элементов европейской готики и московского барокко с гротескными привнесениями работавших в этом стиле архитекторов, нередко насыщенными масонской символикой. После смерти Екатерины II развитие русской готики шло параллельно со становлением неоготического направления в архитектуре Западной Европы, но, в отличие от неоготики, с подлинным средневековым зодчеством русская готика имеет мало общего.

Неоклассицизм


Неоклассицизм - термин, применяемый в российском искусствоведении для обозначения художественных явлений последней трети XIX и XX веков, которым присуще обращение к традициям искусства античности, искусства эпохи Возрождения или классицизма (в музыке - также и эпохи барокко). В зарубежном искусствоведении неоклассицизмом называют классицизм в архитектуре и изобразительном искусстве второй половины XVIII - первой трети XIX веков, в отличие от классицизма более раннего периода.
Архитектура Возрождения.
Главное, чем характеризуется эта эпоха - возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы.
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция. Жемчужина ренессансной архитектуры.
Наибольший расцвет Ренессансная архитектура пережила в Италии, оставив после себя два города-памятника: Флоренцию и Венецию. Над созданием зданий там трудились великие архитекторы - Филиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти, Донато Браманте, Джорджо Вазари и многие другие.
Романский стиль (от лат. romanus - римский) развивался в западноевропейском искусстве X-XII веков. Наиболее полно он выразился в архитектуре. Романский стиль, художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X-XII вв. (в ряде мест - и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства.
Термин «романский стиль» появился в начале XIX века, когда была установлена связь архитектуры XI-XII веков с древнеримской архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов). В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако, он вошёл во всеобщее употребление. Основной вид искусства романского стиля - архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы).
Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille - декоративная раковина, ракушка, рокайль), реже роккоко - стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям, личному комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии.

Романтизм


Романтизм (фр. romantisme) - явление европейской культуры в XVIII-XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века - первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.

Эклектика


Эклектика (эклектизм, историзм) в архитектуре - направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е-1890-е гг. Использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, неомавританский стиль, неовизантийский стиль, псевдорусский стиль, индо-сарацинский стиль) называют эклектикой в советской и российской практике. В зарубежном искусствоведении употребляются не несущие негативной окраски термины романтизм (для второй четверти XIX века) и боз-ар (для второй половины XIX века). Эклектике присущи, с одной стороны, все черты европейской архитектуры XV-XVIII веков, а с другой - в ней есть принципиально другие свойства. Эклектика сохраняет архитектурный ордер (в отличие от модерна, не использующего ордер), но в ней он утратил свою исключительность. Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Так, в российской практике, русский стиль К. А. Тона стал официальным стилем храмостроительства, но практически не применялся в частных постройках. Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная «краснокирпичная» архитектура). В этом принципиальное отличие эклектики от ампира, диктовавшего единый стиль для построек любого типа.

Хай-тек


Хай-тек (англ. hi-tech, от high technology - высокие технологии) - стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах постмодернистской архитектуры в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х. Главные теоретики и практики хай-тека (по большей части практики, в отличие от архитекторов деконструктивизма и постмодернизма) в основном англичане - Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу, на каком-то этапе своего творчества Джеймс Стирлинг и итальянец Ренцо Пиано. Хай-тек, как и постмодернизм, и деконструктивизм, представляет собой скорее подход к архитектуре, чем особый стиль. Хай-тек, согласно классификации Ч. Дженкса, относится к позднему модернизму, то есть его характеризуют прагматизм, представление об архитекторе как элитном профессионале, обеспечение архитектурой обслуживания, сложная простота, скульптурная форма, гипербола, технологичность, структура и конструкция как орнамент, анти-историчность, монументальность. Практически все архитектурные критики вслед за Дженксом архитекторов хай-тек называют новым поколением модернистов, так как, несмотря на иронию 1970-х, они не порывают с традициями европейской архитектуры, они не спорят с Витрувием: их произведения очень функциональны, удобны, и в них есть своя красота. Но если хай-тек - пик модернизма, даже шире - пик идеи «современности» в архитектуре, в таком случае хай-тек можно считать поэтичным завершением целой эпохи. Одним из первых важных осуществлённых сооружений хай-тека принято считать Центр Помпиду в Париже (1977), построенный Ричардом Роджерсом и Ренцо Пиано. Поначалу проект был встречен в штыки, но к 1990-м годам споры утихли, и Центр стал одной из признанных достопримечательностей Парижа (как некогда Эйфелева башня). В Англии реальные хай-тек здания появились позже. Первые лондонские сооружения в стиле хай-тек были построены только лишь в 1980-1990-х годах (здание компании Ллойдз, 1986). В какой-то мере медленная реализация современных проектов в духе хай-тека в Англии была связана с политикой принца Чарльза, развернувшего тогда активную деятельность в рамках архитектурного конкурса на реконструкцию Paternoster Square (1988). Принимая участие в архитектурных дебатах, принц выступил в поддержку новых классицистов и против архитекторов хай-тек, называя их постройки уродующими лицо Лондона. Ч. Дженкс призывает «королей оставить архитектуру архитекторам», даже высказывается мнение, что начинается новая волна монархизма с диктатурой принца в архитектуре. Хай-тек уже с 1980-х гг. выражал престижность (все здания хай-тек очень дорогие), Ч. Дженкс называет их «банковскими соборами», можно даже говорить о том, что современный хай-тек формирует имидж крупнейших коммерческих фирм. В Лондоне архитектурные дебаты вокруг хай-тека утихли, а наиболее яркие его представители признаны и пользуются уважением (Норману Фостеру присуждено звание рыцаря). Начиная с 1990-х гг. развивается био-тек и эко-тек - стили, в противоположность хай-теку, пытающиеся соединиться с природой, не спорить с ней, но войти в диалог (особенно это заметно в работах архитекторов родины хай-тека - Англии и итальянца Р. Пиано).
Основные черты стиля:
o Использование высоких технологий в проектировании, строительстве и инжиниринге зданий и сооружений.
o Использование прямых линий и простых фигур.
o Широкое применение стекла, пластика, металла.
o Трубчатые конструкции из металла и лестницы, выведенные наружу здания.
o Децентрированное освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещённого помещения.
o Широкое использование серебристо-металлического цвета.
o Высокий прагматизм в планировании пространства.
o Частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма (в противоположность био-теку).
o В виде исключения жертвование функционалом в угоду дизайну и стилю хай-тек.

Число стилей и направлений огромно, если не бесконечно. Ключевым признаком, по которому произведения можно группировать по стилям, являются единые принципы художественного мышления. Смена одних способов художественного мышления другими (чередование типов композиций, приемов пространственных построений, особенностей колорита) не случайна. Исторически изменчиво и наше восприятие искусства.
Выстраивая систему стилей в иерархическом порядке, будем придерживаться европоцентристской традиции. Наиболее крупным в истории искусства является понятие эпохи. Для каждой эпохи характерна определенная «картина мира», которая складывается из философских, религиозных, политических идей, научных представлений, психологических особенностей мировосприятия, этических и моральных норм, эстетических критериев жизни, по которой и отличают одну эпоху от другой. Таковы Первобытная эпоха, эпоха Древнего мира, Античность, Средние века, Возрождение, Новое время.
Стили в искусстве не имеют четких границ, они плавно переходят один в другой и находятся в непрерывном развитии, смешении и противодействии. В рамках одного исторического художественного стиля всегда зарождается новый, а тот, в свою очередь, переходит в следующий. Многие стили сосуществуют одновременно и поэтому «чистых стилей» вообще не бывает.
В одну и ту же историческую эпоху могут сосуществовать несколько стилей. Например, Классицизм, Академизм и Барокко в XVII столетии, Рококо и Неоклассицизм - в XVIII, Романтизм и Академизм - в XIX. Такие стили как, например, классицизм и барокко называют большими стилями, поскольку они распространяются на все виды искусства: архитектуру, живопись, декоративно-прикладное искусство, литературу, музыку.
Следует различать: художественные стили, направления, течения, школы и особенности индивидуальных стилей отдельных мастеров. В рамках одного стиля может существовать несколько художественных направлений. Художественное направление складывается как из типичных для данной эпохи признаков, так и из своеобразных способов художественного мышления. Стиль модерн, например, включает ряд направлений рубежа веков: и постимпрессионизм, и символизм, и фовизм и т.д. С другой стороны, понятие символизма, как художественного направления, хорошо разработано в литературе, в то время как в живописи оно очень размыто и объединяет художников, настолько разных стилистически, что часто трактуется лишь как объединяющее их мировоззрение.

Ниже будут приведены определения эпох, стилей и направлений, которые так или иначе отразились в современном изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.

- художественный стиль, сформировавшийся в странах Западной и Центральной Европы в XII-XV вв. Он явился результатом многовековой эволюции средневекового искусства, его высшей стадией и одновременно первым в истории общеевропейским, интернациональным художественным стилем. Он охватил все виды искусства - архитектуру, скульптуру, живопись, витраж, книжное оформление, декоративно-прикладное искусство. Основой готического стиля была архитектура, которая характеризуется устремленными ввысь стрельчатыми арками, многоцветными витражами, визуальной дематериализацией формы.
Элементы готического искусства часто можно встретить в современном оформлении интерьеров, в частности, в настенной росписи, реже в станковой живописи. С конца прошлого века существует готическая субкультура, ярко проявившаяся в музыке, поэзии, дизайне одежды.
(Ренессанс) - (франц. Renaissance, итал. Rinascimento) Эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы, а также некоторых стран Восточной Европы. Основные отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, своего рода "возрождение" его (отсюда и название). Культура Возрождения обладает специфическими особенностями переходной эпохи от средневековья к новому времени, в которой старое и новое, переплетаясь, образуют своеобразный, качественно новый сплав. Сложным является вопрос о хронологических границах Возрождения (в Италии - 14-16 вв., в других странах - 15-16 вв.), его территориальном распространении и национальных особенностях. Элементы этого стиля в современном искусстве довольно часто используются в настенных росписях, реже в станковой живописи.
- (от итальянского maniera - приём, манера) течение в европейском искусстве XVI века. Представители маньеризма отошли от ренессансного гармонического восприятия мира, гуманистической концепции человека как совершенного творения природы. Острое восприятие жизни сочеталось с программным стремлением не следовать природе, а выражать субъективную "внутреннюю идею" художественного образа, рождающегося в душе художника. Ярче всего проявился в Италии. Для итальянского маньеризма 1520-х гг. (Понтормо, Пармиджанино, Джулио Романо) характерны драматическая острота образов, трагизм мировосприятия, усложненность и преувеличенная экспрессия поз и мотивов движения, удлиненность пропорций фигур, колористические и светотеневые диссонансы. В последнее время стал использоваться искусствоведами для обозначения явлений в современном искусстве, связанных с трансформацией исторических стилей.
- исторический художественный стиль, получивший распространение первоначально в Италии в сер. XVI-XVII столетия, а затем во Франции, Испании, Фландрии и Германии XVII-XVIII вв. Шире этот термин используется для определения вечно обновляющихся тенденций беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, динамичных формах. Наконец, в каждом времени, почти в каждом историческом художественном стиле можно обнаружить свой «период барокко» как этап наивысшего творческого подъема, напряжения эмоций, взрывоопасности форм.
- художественный стиль в западноевропейском искусстве XVII - нач. XIX века и в русском XVIII - нач. XIX, обращавшийся к античному наследию как к идеалу для подражания. Он проявился в архитектуре, скульптуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве. Художники-классицисты считали античность высшим достижением и сделали ее своим эталоном в искусстве, которому стремились подражать. Со временем переродился в академизм.
- направление в европейском и русском искусстве 1820-1830-х гг., сменившее классицизм. Романтики выдвигали на первый план индивидуальность, противопоставляя идеальной красоте классицистов «несовершенную» действительность. Художников привлекали яркие, редкие, необычайные явления, а также образы фантастического характера. В искусстве романтизма большую роль играет острое индивидуальное восприятие и переживание. Романтизм освободил искусство от отвлеченных классицистических догм и повернул его к национальной истории и образам народного фольклора.
- (от лат. sentiment - чувство) - направление западного искусства второй половины XVIII., выражающее разочарование в “цивилизации”, основанной на идеалах “разума” (идеологии Просвещения). С. провозглашает чувство, уединенное размышление, простоту сельской жизни “маленького человека”. Идеологом С. считается Ж.Ж.Руссо.
- направление в искусстве, стремящееся с наибольшей правдой и достоверностью отобразить как внешнюю форму, так и сущность явлений и вещей. Как творческий метод соединяет в себе индивидуальные и типические черты при создании образа. Самое длительное по времени существования направление, развивающееся от первобытной эпохи до наших дней.
- направление в европейской художественной культуре конца XIX-начала XX вв. Возникший как реакция на господство в гуманитарной сфере норм буржуазного "здравомыслия" (в философии, эстетике - позитивизма, в искусстве - натурализма), символизм прежде всего оформился во французской литературе конца 1860-70-е гг., позднее получил распространение в Бельгии, Германии, Австрии, Норвегии, России. Эстетические принципы символизма во многом восходили к идеям романтизма, а также к некоторым доктринам идеалистической философии А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, отчасти Ф. Ницше, к творчеству и теоретизированию немецкого композитора Р. Вагнера. Живой реальности символизм противополагал мир видений и грёз. Универсальным инструментом постижения тайн бытия и индивидуального сознания считался символ, порождённый поэтическим прозрением и выражающий потусторонний, скрытый от обыденного сознания смысл явлений. Художник-творец рассматривался как посредник между реальным и сверхчувственным, везде находящий "знаки" мировой гармонии, пророчески угадывающий признаки будущего как в современных явлениях, так и в событиях прошлого.
- (от фр. impression - впечатление) направление в искусстве последней трети XIX - начала XX в., возникшее во Франции. Название было введено художественным критиком Л. Леруа, пренебрежительно отозвавшемся о выставке художников 1874 года, где среди прочих была представлена картина К. Моне «Восход солнца. Впечатление». Импрессионизм утверждал красоту реального мира, акцентируя свежесть первого впечатления, изменчивость окружающего. Преимущественное внимание к решению чисто живописных задач уменьшало традиционное представление о рисунке как о главной составной части произведения искусства. Импрессионизм оказал мощное воздействие на искусство европейских стран и США, пробудил интерес к сюжетам из реальной жизни. (Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар, К. Моне, А. Сислей и др.)
- течение в живописи (синоним - дивизионизм), развивавшееся в рамках неоимпрессионизма. Неоимпрессионизм возник во Франции в 1885 году и получил распространение также в Бельгии и Италии. Неоимпрессионисты пытались применить в искусстве новейшие достижения в области оптики, согласно которым выполненная раздельными точками основных цветов живопись в зрительном восприятии дает слияние цветов и всю гамму живописи. (Ж. Сера, П. Синьяк, К. Писсарро).
Постимпрессионизм - условное собирательное название основных направлений французской живописи к. XIX - 1-ой четв. XX в. Искусство постимпрессионизма возникло как реакция на импрессионизм, который фиксировал внимание на передаче мгновения, на ощущении живописности и утратил интерес к форме предметов. Среди постимпрессионистов - П. Сезанн, П. Гоген, В. Гог и др.
- cтиль в eвpoпeйcкoм и aмepикaнcкoм иcкyccтвe нa pyбeжe XIX-XX вeкoв. Мoдepн пepeocмыcливaл и cтилизoвaл чepты иcкyccтвa paзныx эпox, и выpaбoтaл coбcтвeнныe xyдoжecтвeнныe пpиeмы, ocнoвaнныe нa пpинципax acиммeтpии, opнaмeнтaльнocти и дeкopaтивнocти. Объeктoм cтилизaции мoдepнa также cтaнoвятcя и пpиpoдныe фopмы. Этим oбъяcняeтcя нe тoлькo интepec к pacтитeльным opнaмeнтaм в пpoизвeдeнияx мoдepнa, нo и caмa иx кoмпoзициoннaя и плacтичecкaя cтpyктypa - oбилиe кpивoлинeйныx oчepтaний, oплывaющиx, нepoвныx кoнтypoв, нaпoминaющиx pacтитeльныe фopмы.
Тecнo cвязaн c мoдepнoм - cимвoлизм, пocлyживший эcтeтикo-филocoфcкoй основой для мoдepнa, опиpaясь нa мoдepн кaк нa плacтичecкyю peaлизaцию cвoиx идeй. Модерн имел в разных странах разные названия, которые в сущности являются синонимами: Ар Нуво - во Франции, Сецессион - в Австрии, Югендстиль - в Германии, Либерти - в Италии.
- (от фр. modern - современный) общее название ряда направлений искусства первой половины XX в., для которых характерны отрицание традиционных форм и эстетики прошлого. Модернизм близок авангардизму и противоположен академизму.
- название, объединяющее круг художественных направлений, распространенных в 1905-1930-х гг. (фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм). Все эти направления объединяет стремление обновить язык искусства, переосмыслить его задачи, обрести свободу художественного выражения.
- направление в искусстве к. XIX - н. XX в., основанное на творческих уроках французского художника Поля Сезанна, который сводил все формы в изображении к простейшим геометрическим фигурам, а колорит - к контрастным построениям теплых и холодных тонов. Сезаннизм послужил одной из отправных точек для кубизма. В большой мере сезаннизм повлиял также на отечественную реалистическую школу живописи.
- (от fauve - дикий) авангардистское течение во французском искусстве н. XX в. Название «дикие» было дано современными критиками группе художников, выступивших в 1905 г. В парижском Салоне независимых, и носило иронический характер. В группу входили А. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, М. де Вламинк, А. Дерен, Р. Дюфи, Ж. Брак, К. ван Донген и др. Фовистов сближали тяготение к лаконичной выразительности форм и интенсивным колористическим решениям, поиск импульсов в примитивном творчестве, искусстве средних веков и Востока.
- намеренное упрощение изобразительных средств, подражание примитивным стадиям развития искусства. Этим термином обозначают т.н. наивное искусство художников, не получивших специального образования, однако вовлеченных в общий художественный процесс к. XIX - нач. XX века. Произведениям этих художников - Н. Пиросмани, А. Руссо, В. Селиванова и др. присуща своеобразная детскость в интерпретации натуры, сочетание обобщенной формы и мелкой буквальности в деталях. Примитивизм формы отнюдь не предопределяет примитивность содержания. Он часто служит источником для профессионалов, заимствовавшим из народного, по сути примитивного искусства формы, образы, методы. Из примитивизма черпали вдохновение Н. Гончарова, М. Ларионов, П. Пикассо, А. Матисс.
- направление в искусстве, сложившееся на основе следования канонам античности и эпохи Возрождения. Бытовало во многих европейских школах искусства с XVI по XIX век. Академизм превращал классические традиции в систему «вечных» правил и предписаний, сковывавших творческие поиски, пытался противопоставить несовершенной живой природе «высокие» улучшенные, доведенные до совершенства вненациональные и вневременные формы красоты. Для Академизма характерно предпочтение сюжетов из античной мифологии, библейских или исторических тем сюжетам из современной художнику жизни.
- (фpaнц. cubisme, oт cube - кyб) нaпpaвлeниe в иcкyccтвe пepвoй чeтвepти XX вeкa. Плacтичecкий язык кyбизмa ocнoвывaлcя нa дeфopмaции и paзлoжeнии пpeдмeтoв нa гeoмeтpичecкиe плocкocти, плacтичecкoм cдвигe фopмы. Рождение кубизма приходится на 1907-1908 года - канун первой мировой войны. Бесспорным лидером этого направления стал поэт и публицист Г.Аполлинер. Это течение одним из первых воплотило ведущие тенденции дальнейшего развития искусства ХХ века. Одной из этих тенденций стало доминирование концепции над художественной самоценностью картины. Отцами кубизма считают Ж.Брака и П.Пикассо. К возникшему течению примкнули Фернан Леже, Робер Делоне, Хуан Грис и др.
- течение в литературе, живописи и кинематографе, возникшее в 1924 году во Франции. Оно в значительной мере способствовало формированию сознания современного человека. Главные деятели движения - Андре Бретон, Луи Арагон, Сальвадор Дали, Луис Бунюэль, Хуан Миро и многие другие художники всего мира. Сюрреализм выражал идею существования за пределами реального, особенно важную роль здесь приобретают абсурд, бессознательное, сны, грезы. Одним из характерных методов художника-сюрреалиста является отстранение от осознанного творчества, что делает его инструментом, различными способами извлекающим причудливые образы подсознания, родственные галлюцинациям. Сюрреализм пережил несколько кризисов, пережил вторую мировую войну и постепенно, сливаясь с массовой культурой, пересекаясь с трансавангардом, вошел в качестве составной части в постмодернизм.
- (oт лaт. futurum - бyдyщee) литepaтypнo-xyдoжecтвeннoe тeчeниe в иcкyccтвe 1910-x гoдoв. Oтвoдя ceбe poль пpooбpaзa иcкyccтвa бyдyщeгo, фyтypизм в кaчecтвe ocнoвнoй пpoгpaммы выдвигaл идeю paзpyшeния кyльтypныx cтepeoтипoв и пpeдлaгaл взaмeн aпoлoгию тexники и ypбaнизмa кaк глaвныx пpизнaкoв нacтoящeгo и гpядyщeгo. Baжнoй xyдoжecтвeннoй идeeй фyтypизмa cтaл пoиcк плacтичecкoгo выpaжeния cтpeмитeльнocти движeния кaк ocнoвнoгo пpизнaкa тeмпa coвpeмeннoй жизни. Pyccкaя вepcия фyтypизмa нocилa нaзвaниe кyбoфyтypизм и былa ocнoвaнa нa coeдинeнии плacтичecкиx пpинципoв фpaнцyзcкoгo кyбизмa и eвpoпeйcкиx oбщeэcтeтичecкиx ycтaнoвoк фyтypизмa.

Стиль (греч. stilos - стержень, палочка для письма) - устоявшаяся форма художественного самоопределения эпохи, региона, нации, социальной или творческой группы либо отдельной личности. Рождение наиболее крупных, так называемых «исторических художественных стилей», определяется внутренней логикой развития художественного мышления человека, определенных способов видения мира, осознания свойств пространства и времени, в котором живет и действует человек. Стили в искусстве не имеют четких границ, они переходят один в другой и находятся в непрерывном развитии.

Романский стиль (X -XIII вв.). Слово «романский» произошло от латинского romanus - римский. Романские строения символизировали не только политическую и культурную преемственность от Древнего Рима , но и свидетельствовали о неограниченной власти новых правителей Европы, всемогуществе христианского Бога. Романский стиль в архитектуре характеризуется использованием в зданиях сводчатых и арочных конструкций, массивных стен, узких окон, башен различных силуэтов. Стиль характеризуется простотой, целесообразностью, строгостью. В романском стиле строили храмы, монастырские комплексы, рыцарские замки.

Готический стиль (XII -XVI вв.). Слово «готика» произошло от названия германского племени готов. После романского стиля готика стала вторым каноном средневековья и первым в истории общеевропейским художественным стилем. Основа стиля - архитектура. Технологическая необходимость облегчить свод породила новую конструкцию.

Высокие стрельчатые арки, ребристые своды и каркасная система опор позволили перекрывать гигантские пространства, увеличивать высоту здания и освобождать стены от нагрузки, не боясь при этом, что они обрушатся. Стены прорезались огромными окнами и витражами, создающими особую игру цвета и света. Вертикаль становится основной композиционной доминантой. Все эти технические приемы позволяли создавать художественный образ, отражающий иррациональную, мистическую устремленность человеческой души к небу. Самый известный готический собор - собор Парижской Богоматери во Франции.

Барокко (конец XVI - середина XVIII в.). Эпоха барокко ассоциируется с расцветом абсолютизма, а также с развитием театрального и оперного искусства. Возникло в Италии, затем распространилось и в других европейских странах после эпохи Возрождения. Само слово «барокко» - португальского происхождения и означает «жемчужину неправильной формы». Для искусства барокко характерны грандиозность, пышность, пристрастие к зрелищным эффектам, совмещению фантастического и реального, контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактуры. Основным средством выразительности искусства барокко является игра света и тени. Для барокко характерна живописная иллюзорность, т. е. желание обмануть глаз, выйти из пространства изображаемого в реальное пространство.

Классицизм (XVII - начало XIX в.). Слово «классицизм» произошло от латинского classicus - первоклассный, образцовый. В Западной Европе классицизм господствовал в искусстве в XVII-XVIII вв., в России - во второй половине XVIII - XIX вв. Этот художественный стиль представляет собой наивысшее проявление идей композиционной целостности, завершенности, уравновешенности. Выражает стремление к простоте, ясности, рациональности, логичности художественного образа. Подобный идеал наиболее ярко проявил себя в эпоху античной классики.

Поэтому в большинстве случаев преобладание классического мышления означает ориентацию на формы античного искусства. Как метод мышления, классицизм нормативен и систематичен. Не случайно в классицизме существуют система правил и законченная теория художественного творчества. Классицизм выдвигает такие эстетические нормы, как стойкость перед жестокостью судьбы и превратностями бытия, подчинение личного общему, страстей - долгу, разуму, высшим интересам общества. В литературе классицизма существовала строгая иерархия жанров: «высокие» (трагедия, эпопея, ода, историческая, мифологическая, религиозная картины) и «низкие» (комедия, сатира, басня, жанровая картина).

Поздняя стадия классицизма - стиль ампир.

Рококо (первая половина XVIII в.). Слово «рококо» происходит от французского «рокайль», что значит «асимметричный», «украшенный витиеватыми завитушками». Широкое распространение получил во Франции при Людовике XV. Для рококо, связанного с кризисом абсолютизма, характерен уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры и пасторальных сюжетов, эротических ситуаций. Рококо господствовал в убранстве интерьера, скульптуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве.

Направление - общественное, художественное течение; мироощущение стремительно меняющегося времени, раскрывающееся в искусстве.

Романтизм (конец XVIII - начало XIX в.). Романтизм отразил разочарование в идеях Великой Французской революции и мировоззрении Просвещения. Основа романтического мировосприятия - мучительный разлад идеала и социальной действительности. Резкое изменение обыденной, повседневной жизни в результате индустриализации заставило многих людей обратиться к миру чувств и душевных переживаний. В европейской литературе в этот период расцвела лирика, основным жанром стали поэмы, романы в стихах.

Для романтизма характерно противопоставление двух миров: реального и воображаемого. Видя в современной ему действительности мир пороков, романтизм пытается найти выход для человека. Этот выход - одновременно и уход от общества в разных вариантах. Вариант первый - романтический герой уходит в собственный внутренний мир, мир страстей и переживаний, мир вымысла и грез. Вариант второй - бегство в экзотические страны. Еще одним направлением ухода может быть уход в иное время. Романтизм начинает идеализировать прошлое, в особенности средневековье, видя в нем иную реальность, культуру, ценности которой не сравнимы с утилитарностью современного общества.

Реализм (возник в эпоху Возрождения, выделился в самостоятельное направление в XIX-XX вв.). Термин, в широком смысле слова обозначающий стремление к более полному, глубокому и всестороннему отражению реальности во всех ее проявлениях. Тенденция реалистичности мышления проявляется в разных формах в различных видах искусства, художественных направлениях и стилях. Развитие реализма могло с наибольшей полнотой выразить противоречия социального развития.

Ведущие принципы реализма: объективное отображение жизни в сочетании с авторским идеалом; воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций с их художественной индивидуализацией; преобладающий интерес к проблеме «личность и общество». Реализм повлек за собой расцвет такого литературного жанра, как социально-исторический роман. Литература в свою очередь оказала влияние на реалистическую живопись. Гюстав Курбе (1819-1877) был первым, кто по отношению к своим картинам начал применять термин «реализм», что означает изображение действительности. Курбе изображал людей за работой, а не в радости и довольстве, как это зачастую показывали прежде.

Натурализм (последняя треть XIX в.). Слово «натурализм» произошло от латинского natura - природа. Направление в литературе и искусстве, стремившееся к объективно-точному и бесстрастному воспроизведению наблюдаемой реальности. Теоретиком и главой натурализма был Эмиль Золя . Представители натурализма исходили из положения о полной предопределенности судьбы человека социальной средой, бытом, наследственностью, физиологией.

Историзм, или эклектика (направление в архитектуре, 1820-1920 гг.). Сочетание разнородных стилевых элементов или произвольный выбор стилистического оформления для зданий, имеющих качественно иные смысл и назначение. При строительстве различных сооружений архитекторы в большинстве случаев прибегали к копированию стилей прошлого. Эти различные строительные стили объединяет общее название «историзм». В использовании исторических стилей в архитектуре проявлялась гордость за технические достижения XIX столетия.

Символизм. В широком понимании символизм - неотъемлемое свойство искусства, поскольку художественное творчество по природе символично. Этотенденция художественного мышления, которая в разные эпохи находила свое выражение в религиозном искусстве, в романтизме, в период модерна. Символизм - существенное свойство искусства, призванное устанавливать связь видимого и конкретного с областью идеальных представлений.

Как направление в европейском и русском искусстве на рубеже XIX-XX вв., символизм проникнут мистицизмом, таинственностью, стремлением постичь высшие ценности с помощью символов, иносказаний, обобщений. Выразить невыразимое - вот задача символизма. Символизм - это двоемирие: мир повседневной реальности и трансцендентный мир, т. е. мир, находящийся за пределами чувственного восприятия. Символисты полагали, что искусство имеет особую, магическую силу, способную обновить жизнь, мировоззрение и жизнедеятельность людей.

Импрессионизм (последняя треть XIX - начало XX в.). Слово «импрессионизм» произошло от французского impression - впечатление. Название возникло после выставки 1874 г., на которой экспонировалась картина Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце». Импрессионисты явились новаторами, оказавшими наибольшее влияние на развитие искусства XX столетия. Импрессионисты передавали художественными средствами впечатления точно так, как краткие мгновения фиксировались фотоаппаратом.

Внешнее впечатление света, тени, рефлексов на поверхности предметов они передавали раздельными мазками чистых красок, что зрительно растворяло форму в окружающей среде. В основу живописного метода был положен принцип контрастного восприятия дополнительных цветов. Сюжет картин имел для художников второстепенное значение. Они пытались запечатлеть на картине движение и в то же время изобразить, поймать мимолетные нюансы этого движения. Особый интерес для художников представляли зыбкие, переходные состояния явлений природы (вода, облака, освещенность).

Постимпрессионизм (конец XIX - начало XX в.). Post - после + импрессионизм. Общее обозначение различных художественных течений в живописи XX в., возникших как реакция на метод импрессионизма: символизм, дивизионизм, экспрессионизм, фовизм, орфизм, кубизм. К постимпрессионистам относят Жоржа Сёра , Поля Сезанна , Поля Гогена , Винсента Ван Гога , Анри Тулуз-Лотрека , а также представителей неоимпрессионизма и группы «Наби». Каждый художник пошел своим путем, формируя свой творческий метод и индивидуальный художественный стиль.

Пуантилизм, или дивизионизм, или неоимпрессионизм (конец XIX в.). От франц. point - точка, от лат. division - разделение. Живописный метод и возникшее на его основе течение в живописи постимпрессионизма, при котором работа над картиной ведется мелкими раздельными мазками точечной или прямоугольной формы чистого цвета. Мазки краски разного цвета должны были смешиваться оптически при восприятии картины зрителем с некоторого расстояния, а не механически на палитре художника, как это было всегда.

Модерн (конец XIX - начало XX в.). Русское наименование стиля, соответственно по-французски «l"art nouveau» - новое искусство. Модерн представляет собой совокупность попыток сформировать целостный, противостоящий эклектике художественный стиль в архитектуре и декоративном искусстве. Представители модерна использовали новые технически конструктивные средства (металл, стекло, керамика), свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуальных зданий (главным образом городских особняков), все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и своеобразно-символическому замыслу. Изобразительное и декоративное искусство модерна отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких, текучих линий, стилизованный растительный узор.

Декадентство , или декаданс (вторая половина XIX - начало XX в.). От французского слова decadence - разложение, упадок. Общее наименование кризисных явлений европейской культуры, для которых характерны настроения безнадежности, неприятия жизни, индивидуализма. Постоянными темами декадентства являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям, отказ от гражданских идеалов, вера в разум, что связано с возрастанием роли интеллекта. Декадентство получило широкое распространение в России, особенно после революции 1905-1907 гг., в творчестве ряда мастеров объединения «Мир искусства» и «Голубая роза».

Авангард (XX в.). Термин, обозначающий совокупность пестрых и многообразных новаторских, революционных, бунтарских движений и направлений в художественной культуре XX в. Авангардные явления характерны для всех переходных этапов в истории художественной культуры, отдельных видов искусства. Однако в XX в. авангард приобрел глобальное значение мощного феномена художественной культуры, что связано с переломом в культурно-цивилизационных процессах, вызванным научно-техническим прогрессом XX в. Основная тенденция авангарда - отрицание традиций и экспериментальный поиск новых форм.

Будучи крайним выражением более широкого направления модернизма, авангард ищет различные способы прямого воздействия на читателей, слушателей, зрителей. Производить шок, скандал, эпатаж - без этого авангардное искусство невозможно. Главным становится действенность искусства - оно призвано поразить, растормошить, вызвать активную реакцию у человека со стороны. При этом желательно, чтобы реакция была немедленной, мгновенной, исключающей долгое и сосредоточенное восприятие эстетической формы и содержания. Непонимание, полное или частичное, органически входит в замысел авангардиста. Самое существенное в авангарде - его необычность, броскость.

Принципы авангарда восприняли кубизм, футуризм, дадаизм, абстрактное искусство, сюрреализм, экспрессионизм, конструктивизм и другие течения. К русскому авангарду в изобразительном искусстве относят М. Шагала , К. Малевича , В. Кандинского. Именно авангард расшатыванием и разрушением традиционных эстетических норм и принципов, форм и методов художественного выражения и открытием возможности неограниченных новаций, часто основанных на самых новых достижениях науки и техники, открыл путь к переходу художественной культуры в новое качество. Этим авангард выполнил свою функцию в новоевропейской культуре и в основном завершил свое существование в качестве некоего глобального феномена в 1960-70-е гг.

Модернизм (конец XIX - середина XX в.). Общее обозначение явлений искусства и литературы, утверждающих новый подход к изображению жизни. Модернизм объединяет множество относительно самостоятельных идейно-художественных направлений и течений, различных по социальному масштабу и культурно-историческому значению (фовизм, экспрессионизм, символизм, кубизм, абстракционизм, конструктивизм). Становление модернизма как законной художественно-эстетической системы было подготовлено такими его стадиями, как декадентство и авангард. Преобладание мрачного колорита, пессимистических настроений и тревожных томительных предчувствий, сознание непознаваемости и неизменности бесчеловечного мира - такой эмоциональный настрой произведений модернизма.

Постмодернизм (вторая половина XX в.). К середине XX в. под постмодернизмом понимали современную фазу развития европейской культуры. Ведущие западные политологи трактуют постмодернизм как символ постиндустриального общества. Постмодернизм - широкое культурное течение, в чью орбиту попадают философия, эстетика, искусство, гуманитарные науки.



© 2024 Идеи дизайна квартир и домов