Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Шумерская письменность. Шумерская Цивилизация и ее письменность Как и почему была изобретена шумерская письменность

ШУМЕРСКИЙ ЯЗЫК

ЮЖНОЕВРОПЕЙСКИЙ СТВОЛ

49 000 г. до н.э. возник "евроазиатский" моноязык.

Расчетное возникновение моноязыка – «по лингвистическим данным, это никак не глубже, чем 40 – 50 тыс. л. Это максимум, потому что те макросемьи, которые нам известны, имеют датировку порядка 15 – 17 тысяч. Для сведения воедино других языковых семей может потребоваться еще два-три этажа, но исходный пункт не может быть старше 40 – 50 тысяч лет.

В" зоне "плодородного полумесяца" (Синай) общий или "евроазиатский" язык 38 000 л. н. начал разбиваться на диалекты".

Обособление основных протоязыков, исходящих из южноевропеоидного ствола, произошло в районе 15-12 тыс. до н.э.

Их образовалось три:

сино-кавказский,

ностратический и

афразийский (семито-хамитский).

Не исключено существование в то время и других протоязыков, которые в будущем бесследно исчезли (к ним можно отнести «банановые» языки Междуречья и шумерский, хотя последний часто сближают с сино-кавказским). К особенностям сино-кавказских языков относят сложную глагольную морфологию, которая образуется по схожим принципам, и эргативное построение предложений, противопоставляемое номинативной конструкции ностратических языков.

9 - 8 тыс. до н.э. произошло деление сино-кавказской (дене-кавказской, протохурритской, карийской, китайско-кавказской, палеоевразийской) общности, дислоцированной от Малой Азии (ЧАЙОНЮ-ТЕПЕЗИ ) и Балкан до Памира.

- 8 700 г. до н.э. - выделение шумерского языка.

Расселение ностратов по Средней Азии и Ирану разделило сино-кавказцев на три зоны: восточную, западную и северную, между которыми располагалась урало-дравидо-алтайская ностратическая общность. Наиболее обособленной была северная, образовавшаяся ещё в 8 700 тыс. до н.э. одной из первых.

8 700 г. до н.э. - выделение северной сино-кавказской ветви языков (семья надене). Мосан, хайда, тлингиты, атапаски, эйяк.

7 900 г. до н.э. - выделение языков басков и аквитанцев.

По данным генетических исследований, после жителей Эфиопии наиболее древними являются жители Сардинии (аккадийцы) и баски.

Часть синокавказцев, ушедших на запад, дала начало населению Западной Европы, говорившему на прабаскских языках.

Небольшие группы андитов 7 900 г. до н.э. направились к Японии (смешавшись с австралоидами, образовали расу айнов на островах Японии), на юг Китая, Малайзию, Индонезию и Австралию.

6 200 г. до н.э. - выделение языка бурушасков.

Некоторые учёные считают бурушасков к западным или восточным сино-кавказцам. Они появились в Кашмире раньше индоарийцев и не контактировали с дравидами.

5 900 г. до н.э. - выделение восточной синокавказской ветви языков.

5.100 г. до н.э.- выделение языка кетов (Енисейские языки: кетский, югский и др.) и китайцев, тибетцев и бирманцев.

6 тыс. до н.э. сино-кавказцы в Малой Азии разделились на хатто-ашуйскую и хуррито-урартскую группы (алародийскую), которые стали развиваться автономно, но четкой локализации этих групп не произошло.

4 500 г. до н.э. - выделение языка хаттов и ашуйцев.

Хаттский язык имеет чёткие пересечения с адыго-абхазскими и картвельскими, но не имеет почти ничего общего с нахско-дагестанскими и хурритскими. Язык хаттов являлся связующим звеном между сино-кавказскими и ностратическими (картвельской группой).

4 500 г. до н.э. - выделение нахо-дагестанских, хурритского, урартского языков и языка "народов моря".

Нахско-дагестанский язык имеет чёткие схождения с хурритскими (порядка 100 общих корней) – с одной стороны, и адыго-абхазскими – с другой, а так же точки соприкосновения с чадскими языками афразийской (макро) семьи. Ингушский язык принадлежит к нахской (вайнахской) ветви. С хурритскими языками связывали кетский язык.

Периоды шумерского языка

Вычленяют пять основных периодов в истории шумерского языка по характеру письма, языка и орфографии письменных памятников.
1.Архаический (3500-2750 гг. до н. э.), стадия пиктографии, когда грамматические морфемы ещё графически не выражены. Порядок знаков на письме не соответствует порядку чтения. Тематика текстов трактуется неоднозначно.

2.Старошумерский (в дальнейшем СШ, 2750-2136 гг. до н. э.), первая стадия клинописного письма, когда ряд важнейших грамматических морфем уже передаётся на письме. Представлен текстами различной тематики, как историческими (Лагаш, Урук и др.), так и религиозно-литературными (Абу-Салабих, Фара и Эбла). В период господства Династии Аккада (2315-2200 гг. до н. э.) впервые появляются двуязычные царские надписи.

В Старошумерский период Шумерский язык был межгосударственным языком общения не только для чисто шумерских городов-государств Южной Месопотамии, но и, например, города-государства Эбла (на территории северной Сирии).

В Старошумерский период (когда существовало несколько шумерских городов-государств) сложно выявить достаточно значительные диалектные различия в царских надписях и экономических текстах из Лагаша, Ура и Ниппура. . Томсен допускает существование юго-восточного (лагашского) диалекта шумерского языка благодаря такому факту, как различение двух групп гласных (в глагольных префиксах): открытых (a, ě, ŏ) и закрытых (ē, i, u) в отличие от общешумерского, где это не выявлено .
Возможно, имел место и профессиональный жаргон: т. н. ‘язык лодочников’ (eme-ma2-lah4-a), ‘язык пастухов’ (eme-udula) и ‘язык жрецов nu’eš’ (eme-nu-eša3), однако письменных памятников на нём не обнаружено. .

3. Новошумерский (в дальнейшем НШ, 2136-1996 гг. до н. э.), когда почти все грамматические морфемы выражены графически.

Представлен религиозно-литературными и деловыми текстами Гудеа, правителя II-й династии Лагаша (2136-2104 гг. до н. э.) на лагашском диалекте.

Многочисленные тексты делового и юридического характера дошли от III-й династии Ура (2100-1996 гг. до н. э.), в том числе законы Шульги, переписка царей и чиновников.

Считается, что религиозно-литературные композиции, дошедшие в более поздних копиях, были записаны именно в этот период.

Шумерский язык был официальным государственным языком на территории Двуречья, и, в частности, при ‘Царстве Шумера и Аккада’ (т. н. III-й династии Ура, 2112-1996 гг. до н. э.) - на нём составлялись царские надписи, религиозно-литературные тексты, хозяйственные и юридические документы

В дальнейшем, в течение Старовавилонского периода (2000-1800 гг. до н. э.) шумерский письменный постепенно заменяется аккадским. Так, царские надписи составлялись уже на двух языках.

4. Позднешумерский или Старовавилонский шумерский (в дальнейшем СВ, 1996-1736 гг. до н. э.), когда все грамматические морфемы выражены графически.

Представлен религиозно-литературными и магическими текстами преимущественно Ниппурской школы, шумеро-аккадскими словарями, лексическими, грамматическими и терминологическими справочниками, законами Липит-Иштара, царя Иссина. Двуязычные царские надписи дошли от I-й династии Вавилона (1894-1736 гг. до н. э.). В лексике и грамматике ощущается влияние аккадского языка.

После уничтожения большей части шумерского населения вавилонским царём Самсуилуной во время восстания Рим-Сина II в 1736 г. до н. э., последовавшей за этим гибелью шумерских школ (‘эдуба’) и переноса центра учёности в пригород Вавилона - Борсиппу, а в особенности после 1450 г. до н. э. (конец последней месопотамской династии Приморья с шумерскими именами правителей) сведений о разговорном шумерском языке больше нет.

На отрезке с 1736 до I-х веков до н. э. шумерский язык остаётся научным и литургическим языком месопотамской культуры, выполняя на Древнем Востоке роль средневековой латыни. Многочисленные научные (напр., Астролябия ‘В’) и религиозные тексты как повествовательного (напр., Lugal ud me-lam2-bi), так и магического плана (напр., Udug-hul-a-meš, аккад. Utukkī Lemnūti) существовали в двух версиях: шумерской и аккадской, обеспечивая двуязычный статус ассиро-вавилонской цивилизации. Матричный характер идеографического письма, заимствованного у шумеров, применявшегося в восточносемитском аккадском, урартском и индоевропейском хеттском, способствовало многовековому применению шумерских слов-идеограмм в этих языках и тем самым второй жизни лексики шумерского языка.

5. Послешумерский (в дальнейшем ПШ, 1736 г. до н. э.- 2 в. до н. э.). Представлен религиозно-литературными, литургическими и магическими текстами (копии позднешумерского периода), в том числе и на диалекте Eme-sal, шумерскими фразами и глоссами в аккадских текстах.

Шумерский язык - агглютинативный. На синтаксическом уровне язык классифицируется как эргативный.

ПИСЬМЕННОСТЬ

Главным источником для изучения шумерского языка служат тексты на этом языке, использующие различные системы письменности. Это:

пиктографический шрифт (Урук, Джемдет Наср, Архаический Ур), типологически близкий к раннему эламскому;

клинопись в её основных вариантах - классической шумерской и различных видах аккадской: старовавилонской, средневавилонской, среднеассирийской и значительно упрощённой новоассирийской и нововавилонской. Клинописный знак использует все четыре основных направления света и их инварианты, за исключением направления на юго-восток. Шумеры сперва писали вертикальными столбцами, позднее - строками, слева направо.

Ок. 3.500 г. до н.э. развивается пиктографическая письменность в Шумере.

Письменность прошла несколько фаз своего развития и довольно быстро усовершенствовалась. Первоначальные рисунки предметов, малопригодные для обозначения сложных понятий, были заменены значками, передававшими звуки речи. Так возникло фонетическое письмо.

Древнейшие таблички Урука представляют собой пиктограммы, изображающие человека, части его тела, орудия и пр. Эти "слова" говорят о людях, о животных и растениях, об орудиях и сосудах и т.д.

Уже 2 900 г. до н.э. появляется идеографическое письмо вместо рисунчатого.

Позднее пиктограммы стали заменяться идеограмами, смысл которых не совпадал со значением рисунка. Знак ноги, например, стал обозначать не только ногу, но и различные действия, связанные с ногой. Первоначально таких значков, в которых уже нелегко было разгадать прототип-картинку, насчитывалось около 2000. Очень скоро их число сократилось почти на две трети; одним и тем же знаком стали передавать одинаково звучавшие или однокоренные слова (например, слова, обозначавшие орудие пахоты и пахоту). После этого возникло слоговое письмо. Но ни шумеры, ни народы, заимствовавшие у них систему письма, не сделали следующего шага - не создали алфавитного письма.

Шумерская письменность носит словесно-слоговой характер. В её основе лежат рисуночные знаки (пиктограммы), представляющие собой идеограммы, которые передают не слово, а понятие (концепт), и чаще всего не одно, а ряд ассоциативно связанных понятий. Первоначально число знаков в шумерском языке достигало тысячи. Постепенно их количество сократилось до 600. Почти половина из них использовались как логограммы и одновременно как силлабограммы, чему способствовала моносиллабичность большинства шумерских слов, остальные были только логограммами. При чтении в каждом отдельно взятом контексте знак-идеограмма воспроизводил одно определённое слово, и идеограмма становилась логограммой, то есть знаком для слова с его конкретным звучанием. Так как рисуночный знак выражал чаще всего не одно понятие, а несколько понятийно связанных словесных значений, то логограммы могли относиться к ассоциативно связанным объектам (например, знак звезды для dingir- ‘бог’, изображение ноги для gub- ‘стоять’, du-, re6-, ra2- ‘идти’, gen- ‘быть твёрдым’, tum2- ‘приносить’). Наличие знаков, выражавших более одного слова, создавало полифонию. С другой стороны, в шумерском имелось большое количество омонимичных слов - омофонов, видимо, различавшихся только музыкальными тонами, специфически не отражавшимися в графике. В результате получается, что для передачи одной и той же последовательности согласных и гласных может иметь-ся до десятка разных знаков, различающихся не в зависимости от звучания слова, а от его семантики. В шумерологии (здесь используется наиболее удобная система Даймеля) при транслитерации таких ‘омофонов’ приняты следующие обозначения: du, du2, du3, du4, du5, du6, и т. д., в порядке примерной частотности.
В шумерском языке существовало много односложных слов, поэтому оказалось возможным использовать логограммы, передающие подобные слова, для чисто фонетической передачи слов или грамматических показателей, которые не поддавались воспроизведе-нию непосредственно в виде рисуночного знака-идеограммы. Таким образом, ло-гограммы начинают применяться как силлабограммы. Любое шумер-ское слово в форме чистой основы передаётся идеограммой-лого-граммой, а слово с грамматическими формантами посредством знака-идеограммы для основы слова и знаками-силлабограммами (в слоговом значении) для формантов. Гласные форманты, выступающие в виде суффиксов, выполняют при этом и роль фонетических комплементов, поскольку повторяя последний согласный основы, указывают на чте-ние знака-идеограммы, например, знак ‘нога’ с последующим знаком ‘ba’ следует читать gub-ba /guba/ ‘стоящий’, ‘поставленный’< /gub + a/, а со знаком ‘na’: gin-na /gina/ < /gin-a/ ‘ушедший’. В конце первой половины III тыс. до н. э. появились детерминативы, обозначающие категорию понятия, например, детерминативы деревянных, тростни-ковых, каменных предметов, животных, птиц, рыб и т. д.
Следует отметить правила транслитерации шумерских текстов. Каждый знак транслитерируется строчными прямыми латинскими буквами, отделяясь от транслитерации другого знака в пределах того же слова дефисом. Детерминативы пишутся над строкой. Если правильный выбор того или иного чтения знака в данном контексте сделать нельзя, то знак транслитерируется прописными латинскими буквами в его наиболее обычном чтении. Удвоенных согласных в шумерском нет, поэтому написания типа gub-ba носят чисто орфографический характер, и их следует читать /guba/.

Глиняная табличка с шумерскими надписями

Пиктограммами и клинописью писали на глиняных табличках, которые затем обжигали в печах. Шумерские писцы выдавливали клинописные знаки вначале на небольших (4-5 см. в длину и 2.5 см. в ширину) и "пузатых" глиняных табличках. Со временем они становились крупнее (11х10 см.) и более плоскими. В Шумере широко были распространены цилиндрические печати. Эти печати в период Джемдет-Насра получили широкое распространение. В них воплотились великолепный художественный вкус и замечательное мастерство шумерских резчиков. Цилиндрические печати периода Урука имеют 8 см. в высоту и 5 см. в диаметре. Оттиск такой печати длиной 16 см. рассказывает о многом: здесь и картины быта, и отголоски давно забытых верований.

1. Возникновение письменности. Развитие системы управления государством, накопление богатств правите­лями, знатью и храмами требовало учёта имущества. Для обозначения того, кому, сколько и что принадлежало, были придуманы специальные знаки-рисунки. Пикто­графия - древнейшее письмо с помощью рисунков.

С помощью пиктографии напишите письмо своему другу.

ное сочетание знаков-клиньев. Такая письменность назы­вается клйнописью. Сначала знаки шумерской письмен­ности располагались вертикально сверху вниз. Потом писцы стали выстраивать их горизонтально, что зна­чительно ускорило процесс нанесения знаков на сырую глину.

У шумеров клинопись переняли другие народы, жив­шие в Месопотамии.

L | Jl Клинописью в Месопотамии пользовались почти 3 тысячи лет.

Однако потом она была забыта. Десятки веков клинопись хра­нила свою тайну, пока в 1835 году Г Роулинсон, английский офицер и любитель древностей, не расшифровал её. На отвесной скале в Иране сохранилась одинаковая надпись на трёх древних языках, в том числе и на древнеперсидском. Роулинсон сначала прочитал надпись на этом из­вестном ему языке, а потом разобрался и в другой надписи, определив и расшифровав более 200 знаков клинописи.

Изобретение письменности было одним из величайших достижений человечества. Письменность дала возмож­ность сохранять знания, сделала их доступными большо­му количеству людей. Хранить память о прошлом стало возможным в записях, а не только в устном пересказе, передаваемом от поколения к поколению «из уст в уста».

2. Рождение литературы. В Шумере были созданы первые поэмы, запечатлевшие древние предания и рас­сказы о героях. Письменность позволила донести их до нашего времени. Так родилась литература.

Шумерская поэма о Гилъгамёше повествует о герое, который отважился бросить вызов богам. Гильгамеш был царём города У рук. Он похвалялся перед богами своим могуществом, и боги разгневались на гордеца. Они со-


творили Энкйду - получеловека-полузверя, обладавшего огромной силой, и послали его сразиться с Гильгамешем.

Однако боги просчитались. Силы Гильгамеша и Эн­кйду оказались равными. Недавние враги превратились в друзей. Они отправились в путешествие и пережили множество приключений. Вместе они победили страш­ного великана, охранявшего кедровый лес, и совершили немало других подвигов.

Но разгневался на Энкиду бог солнца и обрёк его на смерть. Гильгамеш безутешно оплакивал смерть друга. Понял Гильгамеш, что не сможет победить смерть.

Отправился Гильгамеш искать бессмертие. На дне мо­ря он нашёл траву вечной жизни. Но как только герой уснул на берегу, злая змея съела волшебную траву. Так и не смог осуществить Гильгамеш свою мечту.

Но создан­ная людьми поэма о нём сделала его образ бессмертным.

Что открыл для себя Гильгамеш с потерей друга?

12 месяцев, а окружность на 360 гра­дусов.

В городах Шумера были созданы первые школы. Учились в них только мальчики, девочкам давали домашнее воспитание. Мальчики отправлялись на занятия с восходом солнца. Школы организовывались при храмах. Учите­лями были служители храмов - жре­цы (о них см. § 11).

Занятия продолжались целый день. Выучиться писать клинописью, считать, рассказывать сказания о богах и героях было нелегко. За плохие зна­ния и нарушение дисциплины строго наказывали. Тот, кто успешно заканчивал школу, мог получить место писца, чиновника или стать жрецом. Это давало возмож­ность жить не зная бедности.

Культура шумеров стала фундаментом развития культуры многих народов Ближнего Востока.

Несмотря на суровость дисциплины, школу в Шумере уподоб­ляли семье. Учителя называли «отцом», а учеников - «сыно­вьями школы». И в те далекие времена дети оставались детьми. Они лю­били поиграть и пошалить. Археологи нашли игры и игрушки, которыми забавлялись дети. Младшие играли так же, как и современные малыши. Они возили за собой игрушки на колесиках. Интересно, что величайшее изобретение - колесо было тут же применено в игрушках.

Шумерский миф о потопе

Люди перестали повиноваться богам и своим поведением вызва­ли их гнев. И боги решили погубить род человеческий. Но среди людей был человек по имени Утнапиштим, который во всём слу­шался богов и вёл праведную жизнь. Бог воды Эа сжалился над ним и предупредил о потопе. Утнапиштим построил корабль, по­грузил на него своё семейство, домашних животных и имущество. Шесть дней и ночей носился его корабль по бушевавшим волнам. На седьмой день буря утихла.

Игрушки детей Древнего Шумера

Тогда Утнапиштим выпустил ворона. И ворон не вернулся к нему. Понял Утнапиштим, что ворон увидел землю. То была вершина горы, к которой и пристал корабль Утнапиштима. Здесь он принёс
жертву богам. Боги простили людей. Утнапиштиму боги даровали бессмертие. Воды потопа отступили. С тех пор опять стал мно­житься род людской, осваивая новые земли.

В чём поучительность мифа о потопе?

1. Перечислите причины возникновения письменности. 2. Поче­му на смену письму рисунками пришла клинопись? 3. Сформу­лируйте и запишите достижения шумеров, которые способство­вали возникновению этой цивилизации. 4. Приведите примеры из русских сказок, в которых мужество героев схоже с отвагой Гильгамеша. 5. Прочитайте раздел параграфа «Знания шуме­ров». Запишите правила обучения в шумерской школе. 6. Вос­пользуйтесь знаниями шумеров и подсчитайте, сколько времени сегодня осталось до конца уроков; до каникул.

Ц ^ " 1. Сравните шумерскую и современную школы. Сделайте выво­ды. 2. Найдите в дополнительной литературе или в Интернете текст поэмы о Гильгамеше. Прочитайте о приключениях Гиль­гамеша и Энкиду. Можно ли назвать их отношения настоящей дружбой и почему?

Наши проекты и исследования. Совместно со взрослыми подготовьте электронную презентацию о возникновении клино­писи (не более 5 слайдов).

Шумерская клинопись - часть того немногочисленного наследия, что осталось после этой К сожалению, большинство архитектурных памятников было утрачено. Остались только глиняные таблички с уникальными письменами, на которых писали шумеры - клинопись. Долгое время она оставалась неразгаданной тайной, однако стараниями ученых у человечества теперь есть данные о том, что представляла собой цивилизация Междуречья.

Шумеры: кто они такие

Шумерская цивилизация (дословный перевод «черноголовые») - одна из самых первых, возникших на нашей планете. Само происхождение народа в истории является одним из острейших вопросов: споры ученых ведутся до сих пор. Этому явлению даже дано обозначение «шумерский вопрос». Поиски археологических данных мало к чему привели, поэтому основным источником изучения стала область лингвистики. Шумеры, клинопись которых сохранилась лучше всего, начали изучаться с точки зрения языкового родства.

Примерно 5 тысяч лет до нашей эры в долине и Ефрат в южной части Месопотамии появились поселения, позже выросшие в могучую цивилизацию. Находки археологов говорят о том, насколько развиты в хозяйственном плане были шумеры. Клинопись на многочисленных глиняных табличках рассказывает об этом.

Раскопки в древнейшем городе Шумеров Урук позволяют сделать однозначный вывод о том, что шумерские города были достаточно урбанизированы: там имелись классы ремесленников, торговцев, управляющих. Вне городов обитали пастухи и крестьяне.

Язык шумеров

Шумерский язык - весьма интересное лингвистическое явление. Вероятнее всего, он пришел в Южную Месопотамию из Индии. В течение 1-2 тысячелетий население говорило на нем, однако вскоре его вытеснил аккадский.

Шумеры все же продолжали пользоваться своим исконным языком в культовых мероприятиях, на нем велась административная работа, обучались в школах. Так продолжалось вплоть до начала нашей эры. Как оформляли свой язык на письме шумеры? Клинопись использовалась именно для этого.

К сожалению, фонетический строй шумерского языка восстановить не удалось, ведь он относится к тому типу, когда лексическое и грамматическое значение слова заключается в многочисленных аффиксах, присоединяющихся к корню.

Эволюция клинописи

Возникновение клинописи шумеров совпадает с началом хозяйственной деятельности. Связано оно с тем, что необходимо было фиксировать элементы административной деятельности или торговли. Следует сказать, что шумерская клинопись считается первым появившимся письмом, давшим базис другим системам письменности Междуречья.

Изначально фиксировались цифровые значения, пока они были далеки от письменности. Определенную сумму обозначали специальными глиняными фигурками - токенами. Один токен - один предмет.

С развитием хозяйственности это стало неудобно, поэтому на каждой фигурке стали делать специальные обозначения. Хранились токены в специальном контейнере, на котором изображалась печать владельца. К сожалению, чтобы сосчитать наименования, приходилось разбивать хранилище, а потом запечатывать снова. Для удобства рядом с печатью стали изображать информацию о содержимом, а после физически фигурки исчезли вовсе - остались одни оттиски. Так и появились первые глиняные таблички. То, что изображалось на них, было не чем иным, как пиктограммами: конкретными обозначениями конкретных цифр и предметов.

Позднее пиктограммы стали отражать и абстрактные символы. К примеру, птица и изображенное рядом яйцо указывали уже на плодовитость. Такое письмо уже было идеографическим (знаки-символы).

Следующий этап - фонетическое оформление пиктограмм и идеограмм. Следует сказать, что каждому знаку стало соответствовать определенное звуковое оформление, не имеющее отношения к изображенному объекту. Стилистика также меняется, она упрощается (как - расскажем далее). Кроме того, символы для удобства разворачиваются, становятся горизонтально ориентированными.

Возникновение клинописи дало толчок для пополнения словаря начертаний, которое происходит весьма активно.

Клинопись: основные принципы

Что же представляло собой клинописное письмо? Как ни парадоксально, шумеры не умели читать: принцип письма был не тот. Написанный текст они видели, ведь основой было

На начертание во многом повлиял материал, на котором писали - глина. Почему она? Не будем забывать, что Месопотамия - район, где практически нет деревьев, пригодных для обработки (вспомним славянские или папирус египтян, сделанный из стебля бамбука), не было там и камня. А вот глины в разливах рек было предостаточно, поэтому она широко использовалась шумерами.

Заготовка для письма представляла собой глиняную лепешку, она имела форму круга либо прямоугольника. Наносились знаки специальной палочкой, именуемой капама. Она изготавливалась из твердого материала, например, из кости. Наконечник у капамы был треугольный. Процесс письма заключался в том, чтобы погрузить палочку в мягкую глину и оставить определенный рисунок. Когда капама вытаскивалась из глины, удлиненная часть треугольника оставляла след похожий на клин, поэтому и название - «клинопись». Чтобы сохранить написанное, табличку обжигали в печи.

Зарождение слогового письма

Как писалось выше, перед тем как появилась клинопись, у шумеров существовал другой тип начертания - пиктография, затем идеография. Позже знаки стали упрощенными, например, вместо целой птицы изображалась только лапа. Да и количество используемых знаков постепенно сокращается - они становятся более универсальными, начинают означать не только прямые понятия, но и отвлеченные - для этого достаточно изобразить рядом другую идеограмму. Так, стоящие рядом «другая страна» и «женщина» обозначали понятие «рабыня». Таким образом, значение конкретных знаков становилось понятным из общего контекста. Этот способ выражения называется логография.

Все же изображать на глине идеограммы было сложно, поэтому со временем каждую из них заменили определенной комбинацией черточек-клиньев. Это толкнуло процесс письменности дальше, позволив применять соответствие слогов определенным звукам. Таким образом, начало развиваться слоговое письмо, которое просуществовало достаточно долго.

Расшифровка и значение для других языков

Середина XIX века ознаменовалась попытками вникнуть в суть клинописи шумеров. Большие успехи в этом сделал Гротефенд. Однако найденная позволила окончательно расшифровать многие тексты. Высеченные на скале тексты содержали примеры древнеперсидского, эламского и аккадского начертания. Расшифровать тексты смог Роулинс.

Возникновение клинописи шумеров повлияло на письменность других стран Междуречья. Распространяясь, цивилизация несла с собой и словесно-слоговой тип письма, который перенимали другие народы. Особо явно видно вхождение клинописи шумеров в эламское, хурритское, хеттское и урартское письмо.

Всемирно-историческое значение имело изобретение шумерами письма. Шумеры начали писать в конце 4 тыс. до н.э., т. е. значительно раньше египтян. В Красном храме Урука, датированном примерно 3300 г. до н.э., была обнаружена табличка с текстом, в котором было использовано около 700 знаков. Эта табличка является, по всей видимости, первым в мире памятником письменной культуры.

До появления письменности существовали цилиндрические печати, на которых вырезались миниатюрные изображения, а затем такая печать прокатывалась по глине. Эти круглые печати представляли собой одно из величайших достижений месопотамского искусства.

Письмо возникло как практическая необходимость для торговой деятель­ности, хозяйственных записей и подсчетов . Самые ранние письмена выполнялись в виде пиктограмм, или примитивных рисунков, выполненных тростниковой палочкой на табличках из сырой глины. Затем глиняные «дощечки» высушивали на солнце или обжигали в печи (если обозначения были особо важными и предназначались для длительного хранения). Первые такие таблички – памятные записки, списки товаров, рецепты (записки экономического характера). Догадаться о значении большинства пиктограмм, применявшихся около 3300 г. до н. э., не составляет труда. Лучистая звезда обозначала небо или, в дальней­шем, божество. Чаша, без сомнения, пере­давала слово «пища». В некоторых случаях можно легко расшифровать сочетания символов: стоящие вместе пиктограммы «большой» и «человек» означают «царь».

Первый шаг к абстрактным символам был сделан в начале 2 тыс. до н. э., когда пиктограммы стали «ло­житься на ребро», что могло быть связа­но с тем, что шумерские писцы стали пе­реворачивать таблички, чтобы иметь воз­можность писать слева направо, а не свер­ху вниз, как раньше. Но каковы бы ни бы­ли реальные причины такого «переворота», сам факт говорит о том, что символы по­степенно стали утрачивать связь с конкрет­ным изображаемым объектом.

Письменные символы претерпели еще более существенные изменения, когда пис­цы сменили заостренную тростниковую па­лочку для рисования на мягкой глине на стиль с клинообразным концом, что привело к изменению письма, которое получило название «клинописи» от лат. “cuneus”, что в переводе означает «клин». Древние писцы прилагали все усилия, чтобы их рисунок мак­симально походил на изображаемый предмет, и с этой целью при­меняли всевозможные виды клинообразных оттисков . Затем все клинья, используемые для изображения знака, были разделены на несколько классов: вертикальный, горизонтальный и наклонный.

Так возникла клинопись на глиняных «дощечках» . Она распрост­ранилась по всей Передней Азии, и более двух тысяч лет ею пользо­вались народы, говорившие на различных языках. Особенно про­дуктивно клинопись использовалась в вавилонской и ранней персидской письменности.

Около 1800 г. до н.э. писцы упростили написание многих клинописных символов, заменив их еще более условными знаками, которые имели лишь отдаленное сходство с прежними пиктограммами.

*Слайды: Нa примере избранных шумерских зна­ков на таблице справа можно проследить эволюцию шумерской письменности на протяжении 1500 лет - преобразование ранних пиктограмм в систему абстрактных символов.

Предписание в нижнем правом углу гласит: «Пропустите через сито, а затем перемешайте растолченные черепаховые панцири, ростки нага-си, соль и горчицу. Затем промойте поврежденные участки пивом хорошего качества и горячей водой и вотрите смесь. Подождите немного и снова протрите с маслом, после чего поставьте припарку из толченой сосновой коры».

Эпос о Гильгамеше

Благодаря изобретению письменности перед историками раскрылись многие стороны прошлого. Т.к. в письменных источниках сохраняются образцы литературы, историк может судить о менталитете людей того времени.

Величайшим памятником древней шумерской литературы является "Сказание о Гильгамеше". Оно сохранилось на клинописных табличках, одна из которых происходит из Ниппура. Гильгамеш по преданию был царем и удачливым полководцем из Урука примерно в 2700 г. до н.э..

Цикл эпических песен о Гильгамеше связан в основном с идеей человеческого бессмертия, причем на протяжении всей поэмы Гильгамеш отчаянно пытается победить смерть. Гильгамеш наде­лен силой и мужеством, обеспечившими ему победу в борьбе со львом. Вместе со своим спутником Энкиду Гильгамеш отправляет­ся в кедровый лес, чтобы сразиться с лесным правителем Хумбабу. Но главная его цель - поиск мудрости, счастья, бессмертия. Аккад­ский эпос содержит также описание путешествия Гильгамеша по ту сторону жизни за бессмертием. Он разыскивал Утнапишти, кото­рый пережил потоп. В Шумере часто случались наводнения, когда обе реки - Тигр и Евфрат - широко разливались. Возможно, ката­строфическое наводнение, когда обе реки сомкнулись между собой, и именуется потопом в народной памяти. В Дильмуне, райской стране шумеров, Утнапишти помог Гильгамешу найти «растение (жемчужину?) вечной молодости», дающее бессмертие, однако на обратном пути домой он потерял этот драгоценный корень и признает неизбежность своей судьбы.

Религия шумеров

Примерно к 2250 г. до н.э. в Шумере уже сложился целый пантеон богов, олицетворявших различные элементы и силы стихий. Этот пантеон являлся основой шумерской религии. Так зародилась теология.

По поверьям шумеров, землей управляют боги, а люди были созданы, чтобы им служить. Этот мотив шумерского эпоса много позже нашел свое отражение в Библии, в Ветхом Заве­те. Изначально у каждого города был свой собственный бог. Вероятно, в этом сказывались политические изменения в отношениях между городами, но в конце концов боги организовались в некую иерархию.

Каждому из богов была отведена своя роль и своя область деятельности: здесь были бог воздуха, бог воды, бог земледелия. Богиня Инанна(у аккадцевИштар) являлась богиней плотской любви и плодородия, но одновременно – богиней войны, олицетворение планеты Венера. Во главе иерархии стояли 3 высших бога мужского пола:

· Ану – отец богов, бог неба;

· Энлиль (у аккадцев Эллиль, Белом) – бог воздуха;

· Энки (у аккадцев Эйл, Эа) – бог мудрости и пресной воды, он был учителем, дарующим жизнь (вода=жизнь), и поддерживал порядок, созданный Энлилем.

Поскольку урожаю, в особенности зерновых, постоянно угрожали то засуха, то наводнение, то саран­ча, а беды эти происходили, согласно поверьям, по воле богов, шу­меры стремились их умилостивить . Этой цели служил сложнейший ритуал богослужений в их храмах - земных жилищах богов. Совер­шались ритуальные поклонения царю и главным богам шумерского пантеона . Каждому из божеств посвящался свой храм, который ста­новился центром города-государства. В Шумере были заложены и утвердились основные черты храмового зодчества Месопотамии .

Падение Шумера

Вторжение амореев . Мари . После 2000 г. до н. э. в битве с эла­митами, пришедшими из Персии, могущественное государство шу­меров пало. Затем последовало вторжение семитских племен - амореев - из северной Сирии. Амореи обосновались в Месопота­мии и построили богатые, цветущие города-государства.

Из всех городов особенно выделялся большой аморейский го­род Мари , построенный в среднем течении Евфрата. В результате раскопок был найден город со строгой, близкой к современной планировкой - длинные проспекты, дворцы на площадях, пер­пендикулярно пересекающиеся улицы, прекрасные скульптуры, богатые кладбища, стены, украшенные фресками.

Большой дворец Мари

Большой дворец Зимри-Лима, который правил в Мари с 1780 по 1760 гг. до н.э., был сооружен до 2100 г. до н.э. и через несколько столетий подвергся перестройке. Он состоял из более чем 260 помещений и дворов на нижнем этаже, остальные находились выше.

Центральным элементом дворца был двойной тронный зал, датирующийся временем ассирийского царя Шамши-Адада, который умер в 1780 г. до н.э., тем не менее основные составляющие дворца были заложены еще при Зимри-Лиме.

Наряду с общественными помещениями и частными жилыми комнатами, во дворце находились многочисленные ремесленные мастерские, где пряли и изготавливали полотно, шерстяную одежду, одеяла и драпировки, делали вещи из кожи, краснодеревщики инкрустировали дерево алебастром и перламутром. Значительное количество работников этих мастерских были рабами.

Кроме того, во дворце имелись царская сокровищница и другие хранилища.

Наиболее важным открытием в Мари был архив, в котором найдено более 20 000 табличек. Записанные на них тексты связаны с различными сторонами жизни города. Среди них многочисленные документы по официальному делопроизводству, дипломатическая и частная переписка, например о здоровье членов царской семьи.

Хаммурапи

В начале 2-го тысячелетия до н. э. возник­ло новое объединение Месопотамии с центром в городе Вавилоне . Вавилон расположен на берегу Евфрата в 90 км к югу от современного Багдада. Название города переводится как "ворота богов".

После падения государства Ур в 2000 гг. до н.э. Вавилоном управляет аморитская (западные семиты) династия. При Хаммурапи (1792-1750гг. до н.э.) Вавилон становится политической и религиозной столицей южной Месопотамии.

Первоначально вассал ассирийского царя Шамши-Адада I, благодаря превосходным дипломатическим маневрам и успешным военным кампаниям с соперничающими городами-государствами (Урук, Иссин, Ларса, Эшнуна и Мари), Хаммурапи превратил Вавилон в господствующую державу Месопотамской равнины и регионов, расположенных севернее (Мари и Ашшур). Благодаря тому, что в эпоху Хаммурапи складываются характерные особенности вавилонской культуры, в истории Вавилона она получила название классической. Кроме того, при Хаммурапи было возведено много храмов и каналов. Его влияние к концу жизни (он умер в 1750 г. до н.э.) возрастает настолько, что Вавилон получает статус естественной столицы южной Месопотамии.

Законы Хаммурапи. Хаммурапи был величайшим законодателем в истории челове­чества. Подобно пророку Моисею, он дал своему народу и вместе с тем человечеству свод законов. Он был высечен на каменной стеле, которую нашли в Сузах (теперь она хранится в Лувре).

*Слайд: Сверху на моноли­те, где выбиты законы Хаммурапи, имеется изоб­ражение самого царя. Царь стоит в почтительной позе, выслушивая, что говорит ему бог правосу­дия - Шамаш. Шамаш сидит на своем троне и держит в правой руке атрибуты власти, а вокруг плеч у него сияет пламя. Шамаш приказывает Хаммурапи выполнить его волю совершенно так же, как Яхве в Библии повелевает Моисею.

Ко­декс Хаммурапи поражает уровнем юридической мысли, существо­вавшей за 15 столетий до появления римского права. В 282 разделах знаменитого кодекса законов Хаммурапи содержатся законы по разным тематикам: рабство, собственность, торговля, семья, заработная плата, развод, оплата медицинского обслуживания и многое другое.

Многие законы были заимствованы у шумеров, но примене­ние и толкование юридических норм было более детализирован­ным и более разработанным юридически.

Оговаривались даже такие частные случаи: «Если мужчина во время нападения или вторжения был взят в плен или увезен в дальние страны и долго там находился, и тем временем другой мужчина взял его жену и она родила ему сына, то в случае, если муж вернется, он получает назад свою жену». Или закон об обеспечении жен:

«Если муж отвернет свое лицо от своей первой жены... и она не поки­нет дом, тогда женщина, которую он взял как любовницу, будет ему вто­рой женой. Он должен продолжать содержать также свою первую жену».

Согласно кодексу Хаммурапи, многие преступления - воров­ство, супружеская неверность, ложное обвинение, лжесвиде­тельство - карались смертной казнью. Строгие наказания предус­матривались, например, в таких случаях: если пациент по невнимательности или неумению врача терял один глаз, врачу от­секали руку; если рушился дом; то его строитель приговаривался к смертной казни или крупному денежному штрафу.

Хаммурапи провел религиозную реформу. Шумерские боги продолжали почитаться, но главным вавилонским богом по пове­лению царя стал Мардук. (Мардук, в шумеро-аккадской мифологии центральное божество вавилонского пантеона, главный бог города Вавилона, сын Эйя (Энки) и Домкины (Дамгальнуны). Письменные источники сообщают о мудрости Мардука, о его искусстве врачевания и заклинательной силе; бога называют "судьей богов", "владыкой богов" и даже "отцом богов"). Он был богом всей империи Хаммурапи.

Возвышение Ассирии.

После смерти Хаммурапи его империя распалась. Сам Вавилон стал жертвой разбойничьего набега хет­тов, затем - касситов, пришедших из Персии. Они властвовали над Вавилоном вплоть до завоевания его ассирийцами - семит­ским народом, проживавшим издревле в верхнем течении Тигра.

Начиналось возвышение Ассирии, торговлю которой на севере страны долгое время сдерживали и контролировали хетты. Но в 1200 г. до н. э. царство хеттов распалось. Ассирия вышла на про­сторы Средиземноморья и захватила земли вплоть до территории современной Турции. Успехам завоевательных походов Ассирии способствовало применение железного оружия , в чем ассирийцы намного превосходили все соседние народы, и высокий уровень военного искусства , обеспечиваемый особой маневренностью войск. Нашествия ассирийцев были жестокими и кровавыми. Ветхий Завет рассказывает, что они применяли специальные машины для осады крепостных стен и «штурмовые козлы».

Ассирийский царь Саргон II (722-705 гг. до н.э.) выстроил новую величественную столицу - Дур-Шаррукин (ныне Хорсабад), что значит Крепость Саргона. Дворец стоял на высоком искусственно насыпанном холме. В 713 г. до н. э. Саргон II при строительстве своей столицы, Дур-Шаррукина (совр. Хорсабад, Ирак), окружил город сплошной кирпичной стеной, оставив в ней семь проходов (ворот). По бокам у входа во дворец стояли огромные статуи крылатых быков с человеческими головами. Это шеду - стражи, охраняющие дворцовые врата; они как будто зорко смотрят на проходящих мимо. Каждый, кто подходил ко дворцу, уже издали видел шеду спереди - голову, грудь и две ноги. Стоило пройти дальше и посмотреть на шеду сбоку, как начинало казаться, что бык шагнул вперед, двинув переднюю ногу. Ассирийский скульптор добился этого, сделав быку... пять ног! Поэтому спереди видны две ноги, а сбоку - четыре. А если бы не пятая нога, то в профиль бык казался бы треногим.

Но, пожалуй, самыми интересными и по-настоящему художественными произведениями искусства были ассирийские рельефы, украшавшие стены дворцов. Ассирия была могущественной военной державой, походам и завоеваниям не было конца, поэтому и на дворцовых рельефах изображены в основном военные сцены, прославлявшие царя-полководца. Все сцены переданы так живо, с таким мастерством, что сразу не бросается в глаза ни условное изображение человеческой фигуры (всегда в профиль), ни одинаковые черты лица почти у всех людей, ни слишком сильно подчеркнутая мускулатура рук и ног (этим художник хотел показать мощь ассирийского войска). На многих рельефах изображена царская охота, главным образом на львов. Животные изображены удивительно точно и правдиво.

Сын Саргона Синаххериб (705-680 гг. до н.э.) перенес столицу государства в Ниневию . Здесь археологи обнаружили многочисленные скульптуры, в том числе крылатых быков, нашли фрески и рельефы по камню, изображающие битвы Синаххериба с врагами. Синаххериб разграбил, сжег и разрушил Вавилон в 689 г. до н.э. Об этом событии сообщается на стеле, покрытой клинопис­ным письмом.

Сын Синаххериба - Асархаддон (680-669 гг. до н.э.) - в 671 г. захватил Египет и восстановил Вавилон в прежнем величии. Появились многочисленные новые памятники ассирийской куль­туры, однако прежние, шумерские и вавилонские, были при этом безвозвратно утрачены.

В 701 г. до н.э. ассирийские войска осадили Иерусалим, и иудейский царь Хискил был вынужден выплатить дань. Об этом сообщается в Ветхом Завете. Надписи на дворце Синаххериба про­славляют ассирийского царя как победителя, который будто бы запер царя евреев, «как птицу в клетке». Однако в действительно­сти Синаххерибу не удалось покорить и разграбить богатый Иеру­салим: помешала разразившаяся там эпидемия чумы.

Одновременно с завоевательными походами ассирийцы уделяли много внимания строительству и искусству . Рельефы во дворцах с изображением охоты и батальных сцен необычайно выразитель­ны. Ассирийцы были также превосходными инженерами-строите­лями . Построенные ими водопровод, двор­цы, техника для осады городов, внутреннее убранство дворцов, множество скульптур - все это поражало воображение.

Для украшения интерьеров дворца Ашшурбаниппала в Нине­вии (VII в. до н.э.) специально были доставлены золото и слоновая кость из Египта, серебро из Сирии, лазурь и полудрагоценные камни из Персии, кедровое дерево из Ливана.

*Слайд: В нижней части фрагмента, на триумфальной колеснице под зонтиком стоит могущественный царь Ашшурбанипал (правил в 669-631 гг. до н. э.). Традиционно, фигура царя имеет больший размер, нежели все остальные персонажи. Царь держит в руке нераспустившийся бутон, что является частью ассирийской судебной церемонии.

После смерти Ашшурбанипала его великая империя просущество­вала только пятнадцать лет. Причинами ее крушения была

Невозмож­ность защищать необъятные границы государства,

Восстания порабо­щенных народов, а также

Моральное разложение огромной армии, занявшейся грабежами. В Ветхом Завете пророк Наум предвещает ги­бель Ниневии: «Горе городу кровей! Весь он полон обмана и убийства; не прекращается в нем грабительство» (Ветхий Завет. Книга пророка Наума, 8:1.). Пророчество сбылось. В 612 г. до н. э. столица Ассирии Ниневия пала под натиском вавилонян и индийцев . Ассирийская им­перия была поделена между двумя победителями. Началась новая эпо­ха возвышения Вавилона и распространения его культуры.

Нововавилонское царство .

Новый расцвет Вавилона произошел в эпоху правления Навуходоносора II (605-562 гг. до н. э.). Спустя тысячелетие после Хаммурапи он сделал попытку сравняться с ним в величии. И это ему частично удалось. Руины Вавилона до сих пор поражают своими грандиозными размерами.

Греческий историк Геродот описывал в своей «Истории» Ва­вилон как город, который богатством и роскошью превосходил все города мира. Больше всего поразила его воображение городская стена Вавилона . По свидетельству Геродота, ее ширина была та­кой, что на ней могли свободно разъехаться две колесницы, запря­женные четверками лошадей! На протяжении более чем двух ты­сячелетий эти слова Геродота считались преувеличением и подтвердились лишь в 1899 г. во время раскопок Вавилона, пред­принятых немецким археологом Р. Кольдевеем. Он раскопал двой­ные крепостные стены шириной по 7 м и протяженностью 18 км , окружавшие центр города. Пространство между стенами было за­полнено землей. Здесь могла проехать четверка лошадей! Через каждые 50 м к стенам примыкали сторожевые башни.

Ворота Иштар

Из восьми ворот, посвященных главным из почитаемых в Ва­вилоне богов, самыми великолепными были двойные ворота бо­гини любви Иштар . Через них проходила "дорога процессий" - важная магистраль, которая связывает храм Мардука и храм новогоднего празднества во внешней части города.

*Слайд: В конце XIX - начале XX вв. немецкие археологи откопали большое количество обломков городской стены, используя которые, удалось полностью восстановить исторический облик ворот Иштар, которые были реконструированы (в натуральную величину) и ныне экспонируются в Государственных музеях Берлина. Ворота были двойными, связывали обе оборонительные стены внутреннего города и достигали высоты 23 м. Все сооружение покрыто глазурованным кирпичом с рельефными изображениями священных животных бога Мардука - быка и фантастического существа сирруш (вавилонский дракон). Этот последний персонаж (которого называют также вавилонским драконом) сочетает в себе признаки четырех представителей фауны: орла, змеи, неустановленного четвероногого и скорпиона. Благодаря нежной и изысканной цветовой гамме (желтые фигуры на голубом фоне) памятник выглядел легким и праздничным. Строго выдержанные интервалы между животными настраивали зрителя на ритм торжественного шествия.

Трижды они были перестроены при Навуходоносоре II, причем лишь при последней перестройке они были украшены изображениями этих животных. В этот период кирпичи были покрыты глазурью. Животные были окрашены в желтый и белый цвета, в то время как фон был ярко-голубым. Кроме того, ворота сторожили мощные колоссы в виде быков и драконов.

От ворот Иштар начиналась Священная дорога, предназначен­ная для праздничных процессий . Считалось, что по этому пути шествовал сам бог Мардук. Дорога процессий была вымощена круп­ными плитами. Достигавшая в ширину 16 м, Дорога процессий на протяжении 200 метров была окружена стенами из глазурованного кирпича, с которых на участников процессии смотрели 120 львов, изображенных на голубом фоне.

Дорога вела к святилищу Мардука - Эсагиле , величественному храмовому комплексу , в центре которого возвышался колоссаль­ный 90-метровый зиккурат Этеменанки (краеугольный камень зем­ли и неба), знаменитая Вавилонская башня, состоящая из семи тер­рас, окрашенных в разные цвета . На вершине стоял выложенный синим обливным кирпичом храм Мардука.

Эте­менанки был святыней и гордо­стью государства и воплощал дерзновенные помыслы людей, стремящихся приблизиться к небу . Именно с ним связана библейс­кая легенда о вавилонском столпотворении . Она рассказывает о том, как Бог, увидев город и башню, которую строили сыны человечес­кие, понял, что люди, говорящие на одном языке и делающие что-то сообща, не будут иметь препятствий ни в чем. Разгневавшись, он сошел на землю и смешал языки, так что люди перестали понимать друг друга и рассеялись по всей земле. Даже развалины Этеменан­ки, разрушенного в IV в. до н. э. войсками персидского царя Ксер­кса , потрясли Александра Македонского своим величием.

Славу Вавилона составил и красочный дворец Навуходоносора II со знаменитыми «висячими садами». Еще в древности сады были названы чудом свет. Они представляли собой искусственные террасы, сложенные из сырцового кирпича разного размера и опи­равшиеся на каменные уступы. На них помещалась земля с раз­ными экзотическими деревьями. Висячие сады были достопри­мечательностью дворца вавилонского царя Навуходоносора II (605-562 до н.э.). Жаль, что они не сохранились до наших дней. раскинувшимися на сводча­тых террасах, соединенных с системой колодцев и водостоков.

Вавилоняне были торговым народом: они плавали не только по своим рекам - Тигру и Евфрату, - но и пересекали Персидс­кий залив, доставляли из Индии лазурит, ткани, продовольствие, торговали с Малой Азией, Персией, Сирией. Сохранились тысячи табличек с долговыми расписками и различными счетами, дого­ворными документами (например, на фрахт судов).

Одним изсамых крупных достижений вавилонской и ассирийской культуры было создание библиотек и архивов.

Еще в древнейших городах Шумера - Уре и Ниппуре в течение многих веков писцы (первые образованные люди и первые чиновники) собирали литературные, религиозные, научные тексты и создавали хранилища, частные библиотеки . Одна из самых больших библиотек того периода - библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала (669 - ок. 633 до н.э.), содержавшая около 25 тыс. глиняных табличек с записью важнейших исторических событий, законов, литературных и научных текстов. Это была действительно библиотека: книги размещались в определенном порядке, страницы были пронумерованы. Существовали даже своеобразные каталожные карточки, где излагалось содержание книги с указанием серии и количества табличек каждой серии текстов.

Вавилонские ученые и жрецы знали астрономию, составляли карты звездного неба, наблюдали движение планет, умели предсказывать солнечные и лунные затмения.

В 539 г. до н. э. Вавилон пал под натиском персов. Библейский пророк Даниил рассказывает о том, как царь Валтасар (сын Навуходоносора II) пировал во дворце, утопавшем в богатстве и роско­ши, а в это время лучники царя Кира сумели отвести воды Евфра­та, по обмелевшему руслу пройти в город и ворваться во дворец. Как повествует пророк, в большом царском дворце на внутренней стене неожиданно появились начертанные таинственной рукой слова: «Мене, Мене, Текел, Упарсин». Вскоре все было кончено. Дворец был захвачен войсками Кира. Для управления Месопота­мией были назначены его наместники. Хотя персы не разрушили Вавилон, а превратили его в свою столицу, часть населения города была перебита, а остальные разогнаны. Персидское владычество длилось почти 200 лет.

В 321 г. до н. э. Александр Македонский разбил войска персов. Он поставил цель дать Вавилону новую блестящую жизнь, однако из-за его внезапной смерти этот замысел остался неосуществлен­ным. Город пришел в упадок, и жители покинули его.

Сохранившиеся руины величественного Вавилона и теперь на­поминают нам о той цивилизации в центре Месопотамии, которая на протяжении трех тысячелетий создавала культурные ценности, составившие основу многих последующих цивилизаций. Именно там впервые в истории появилась школа, был составлен первый в истории человечества календарь, создана первая письменность. Воз­никли многие науки - астрономия, алгебра, медицина. Появился величественный эпос. Родилась первая легенда о воскресении из мертвых. Была сложена первая любовная песнь, написаны первые басни. В Месопотамии была разработана первая система законности. Одним словом, здесь началась духовная жизнь человечества.

Шумерские племена Двуречья в различных местах долины занимались осушением болотистой почвы и использовали воды Евфрата, а затем и Тигра для создания ирригационного земледелия. Создание целой системы магистральных каналов, на которой базировалась регулярное орошение полей, в сочетании с продуманной агротехникой было важнейшим достижением Урукского периода.

Главное занятие шумеров земледелие, основанное на развитой оросительной системе. В городских центрах набирало силу ремесло, специализация которого стремительно развивалась. Появились строители, металлурги, гравировщики, кузнецы. Ювелирное дело выделилось в особое специализированное производство. Помимо различных украшений изготовляли культовые фигурки и амулеты в виде разнообразных животных: быков, овец, львов, птиц. Переступив порог бронзового века, шумеры возродили производство каменных сосудов, которые в руках талантливых безымянных мастеров становились подлинными произведениями искусства. Таков культовый алебастровый сосуд из Урука, высотой около 1 м. Его украшает изображение процессии с дарами, идущей к храму. Своих залежей металлических руд в Двуречье не было. Уже в первой половине III тыс. до н.э. шумеры стали привозить золото, серебро, медь, свинец из других областей. Шла оживленная международная торговля в виде бартерных сделок или обменов дарами. В обмен на шерсть, ткани, зерно, финики и рыбу они получали также дерево и камень. Возможно, происходила и настоящая торговля, которую вели торговые агенты.

Жизнь шумерского общества складывалась вокруг храма. Храм центр округи. Созданию городов предшествовало создание храмов, за которым следовало переселение под его стены жителей мелких родовых поселений. Во всех городах Шумера существовали монументальные храмовые комплексы как своеобразный символ шумерской цивилизации. Храмы имели важное общественное и экономическое значение. На первых порах верховный жрец руководил всей жизнью города-государства. Храмы имели богатые зернохранилища и мастерские. Они являлись центрами сбора запасных фондов, отсюда снаряжались торговые экспедиции. В храмах концентрировались значительные материальные ценности: металлические сосуды, произведения искусства, различного рода украшения. Здесь был собран культурный и интеллектуальный потенциал Шумера, проводились агрономические и календарно-астрономические наблюдения. Около 3000 г. до н.э. храмовые хозяйства стали настолько сложными, что понадобился их учет. Они нуждались в письменности, и письменность была изобретена на рубеже IV III тыс. до н.э.

Появление письменности важнейший этап в развитии любой цивилизации, в данном случае Шумерской. Если раньше люди хранили и передавали информацию в устной и художественной форме, то теперь они могли ее записывать, чтобы хранить сколь угодно долго.

Письмо в Шумере возникло сначала как система рисунков, как пиктограмма. Рисовали на сырых глиняных табличках углом заостренной тростниковой палочки. Затем табличке путем высушивания или обжига придавалась твердость. Каждый знак-рисунок обозначал либо сам изображенный предмет, либо любое понятие, связанное с этим предметом. Например, знак ноги обозначал ходить, стоять, приносить. Эта древнейшая форма письма была изобретена шумерами. Около середины III тыс. до н.э. они передали ее аккадцам. К этому времени письмо успело уже в значительной степени приобрести клинообразный облик. Итак, понадобилось не менее четырех столетий, чтобы из чисто напоминательных знаков письмо превратилось в упорядоченную систему передачи информации. Знаки превратились в комбинацию прямых черточек. При этом каждая черточка из-за нажима на глину углом прямоугольной палочки получала клиновидный характер. Такое письмо получило название клинопись.

Первые шумерские записи фиксировали не исторические события или вехи биографий правителей, а просто данные хозяйственной отчетности. Возможно поэтому древнейшие таблички были не велики и бедны по содержанию. Немногочисленные письменные знаки текста разбрасывались по поверхности таблички. Однако вскоре стали писать сверху вниз, столбцами, в виде вертикальных колонок, затем горизонтальными строками, что значительно ускорило процесс письма.

Клинопись, которой пользовались шумеры, содержала около 800 знаков, каждый из которых изображал слово или слог. Запомнить их было трудно, однако клинопись была воспринята многими соседями шумеров для письма на их, совершенно иных по строю языках. Клинопись, которую создали древние шумеры, называют латиницей Древнего Востока.

http://www.humanities.edu.ru/db/msg/68407



© 2024 Идеи дизайна квартир и домов