Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Как мозг запоминает и стирает информацию. Память

В последнее время ты превратилась в Машу-растеряшу? Имя собеседника почему-то никак не приходит на ум, пароль от электронной почты или, что хуже, пин-код кредитки улетучиваются из головы? А еще ты никогда не можешь вспомнить, куда положила ключи? У тебя есть несколько вариантов выхода из этой ситуации: расписать руки шпаргалками, как в пятом классе, обклеить все стикерами с напоминаниями или решить проблему раз и навсегда при помощи мнемотехники.

Память - это способность головного мозга воспринимать, перерабатывать, сохранять информацию и многократно воспроизводить ее в случае необходимости. Однако по мере взросления мы в значительной степени «изнашиваемся». Все наши системы, в том числе и мозг, снижают свою активность, а это не может не отразиться на работе памяти. Поэтому нет ничего удивительного в том, что чем старше человек, тем хуже он запоминает новую информацию. Впрочем, бывают ситуации, когда память дает сбой из-за серьезных внешних вмешательств. Ослабление может произойти из-за черепно-мозговой травмы, нервных перегрузок, постоянного недосыпа и даже из-за тяжелой простуды или смены климата. В таких случаях необходимо проконсультироваться с невропатологом или психоневрологом, который, скорее всего, выпишет тебе ноотропы (нейрометаболические стимуляторы). Эти лекарственные препараты улучшают циркуляцию крови в мозге и тем самым заставляют его клетки обновляться быстрее.

Среди нерадивых студентов ходит легенда о том, что с помощью ноотропов можно увеличить способность мозга к запоминанию. Дескать, достаточно выпить пузырек нейрометаболических стимуляторов, потом один раз пробежать глазами учебник по сложной дисциплине, и вся информация мгновенно впитается в мозг и там благополучно распределится. Это не так. Злоупотреблять ноотропами и принимать их без предписаний психотерапевта нельзя.

Вместо сверхспособностей ты можешь заработать целую кучу осложнений, начиная от амнезии и заканчивая кровоизлиянием в мозг, которое грозит летальным исходом. Поэтому, если твоя забывчивость не является следствием травмы или болезни, тебе не стоит пичкать организм лекарствами. Лучше отдай предпочтение иным способам приведения памяти в порядок - безопасным, но ничуть не менее эффективным. Для того чтобы снова приучить мозг воспринимать как можно больше информации, делать это максимально быстро и не терять накопленные знания, существует множество методов, объединенных общим названием - «мнемотехника».

Мнемотехника - это совокупность методов, позволяющих упростить усвоение информации с помощью ассоциативных связей. Люди, владеющие этим способом обработки знаний, способны запомнить в три-четыре раза больше слов, понятий, новостей, телефонных номеров и важных адресов, чем их коллеги или однокурсники, не знающие о данной методике. Основной принцип мнемотехники (любого ее приема) - поиск ассоциаций, связывающих новую информацию с той, которая уже есть в памяти.

Для того чтобы применить эту методику, тебе достаточно понять, на какое из имеющихся в твоей голове слов, цифровых комбинаций и т. д. похожи незнакомые данные, и придумать ассоциативную связь, так называемый «зрительный образ». Например, чтобы запомнить слово «графин» на французском - la carafe (произносится как «карАф»), можно найти в русском языке что-нибудь аналогичное по звучанию: это может быть «жираф», животное, чья длинная шея напоминает горло посуды.

Еще один отличный пример подобного метода запоминания - рассказ Чехова «Лошадиная фамилия». Главный герой, заболев, никак не мог вспомнить фамилию чудо-доктора, в его изнуренном болезнью мозгу осталась лишь информация о том, что имя врача связано с лошадьми. Все родственники и друзья всячески пытались ему помочь и предлагали свои варианты: Уздечкин, Упряжкин, Кобылин. И только услышав слова о том, что овес нынче дорог, главный герой вспоминает фамилию доктора - Овсов. Разумеется, для того чтобы не попасть в подобную ситуацию, тебе надо придумать очень прочную и простую ассоциацию. Например, один маленький мальчик, который никак не мог запомнить, что его учительницу зовут Марина Валерьевна, мысленно переименовал ее в Малину Вареньевну. Непривычные имя и отчество стали для него связаны с очень вкусным блюдом и мгновенно прижились в памяти. Кстати, поиск похожих слов развивает и воображение. Но постарайся найти ту ассоциацию, которая будет близка именно тебе, тогда ты запомнишь ее непроизвольно, как и любую другую приятную информацию.

Вся надежда на Цицерона

В тех случаях, когда в память надо «впихнуть» не парочку иностранных слов или адресов, а большой кусок информации, например официальную речь или презентацию, очень действенным оказывается метод Цицерона (другое название - «метод дороги» или «метод улицы»). Считается, что автором этого способа запоминания был римский оратор, славившийся своим красноречием и способностью воспроизводить наизусть огромные тексты.

Суть данной техники такова: надо разделить необходимую для запоминания информацию на блоки и представить их в виде череды знакомых предметов. Для этого прекрасно подходит обстановка в комнате. Например, ты готовишь устный доклад о зарубежном сотрудничестве. Сначала ты осматриваешь меблировку помещения по часовой стрелке: книжные полки, диван, торшер, письменный стол, ковер. Теперь надо представить, что каждый предмет будет символизировать блок информации, которую ты должна запомнить. Допустим, вначале тебе необходимо рассказать о географическом положении страны-партнера (его будут символизировать книжные полки), затем - о внешнеполитическом (диван), далее - об экономической ситуации (торшер) и т. д. Детали каждого предмета, символизирующего порцию информации, также могут обозначать тот или иной факт, вписанный в этот блок.

«Привязав» все данные к собственной спальне, ты вряд ли забудешь что-нибудь важное, выступая перед начальством. Ведь даже в момент волнения ты без труда вспомнишь порядок расположения мебели в квартире, а это легко вызовет в памяти всю нужную информацию.

Левая пятка подскажет

Другой способ запоминания - кинестетический - давно прижился в среде актеров, которым приходится учить наизусть огромные тексты. Этот прием мнемотехники тоже связан с ассоциациями. Правда, он больше подойдет тем, у кого лучше развита память жестов и движений - моторная. Если ты, рассказывая кому-то, как пройти по нужному адресу, помогаешь себе руками, а людей запоминаешь по походке, а не по тембру голоса или цвету глаз, то кинестетический способ определенно для тебя. В этой ситуации любая информация (многостраничная речь, цифровая комбинация, хронологическая таблица, стихотворение из множества строф) тоже делится на порции, но связывать их нужно не с каким-либо предметом, а с движением. Сначала ты читаешь необходимые тебе данные, совершая характерный жест перед началом и по окончании каждого блока. Например, щелкаешь пальцами, а потом произносишь: «У лукоморья дуб зеленый». Перед следующей строчкой - «Златая цепь на дубе том» - ты незаметно пожимаешь плечами, а перед и после третьей осторожно стучишь о пол левой пяткой. Сначала ты очень быстро запомнишь порядок движений, а потом каждое из них вытащит из памяти нужную строчку, реплику или цифровую комбинацию.

Руководство к действию

Я поэт, зовусь Незнайка

Мнемотехнических приемов запоминания много. Один из самых известных - рифмование. В этом случае информацию надо зарифмовать. К примеру, двустишие «Кошелек, ключи, мобила, /Ничего я не забыла?» помогает нашим соотечественницам не оставлять дома ценные предметы.

Юстас - Алексу

Другой метод мнемотехники - это образование осмысленных фраз, каждое слово в которых начинается на ту же букву, что и запоминаемое. Самый известный пример этого способа - дешифровка цветов радуги. Фраза «Как однажды Жан-звонарь головой сломал фонарь» на самом деле представляет собой перечень цветового спектра: красный («как»), оранжевый («однажды»), желтый («Жан»), зеленый («звонарь») и т. д.

Квартира для Наполеона

Всевозможные цифровые комбинации также поддаются мнемотехнике. Тут есть два приема. Первый из них - это выведение числовой закономерности. Для этого надо внимательно посмотреть на предлагаемую комбинацию. Например, код 4354 можно легко запомнить, если разложить его на два элемента - «4>3» и «5>4». Второй вариант - привязка к знакомым числам. В такой ситуации номер квартиры 812 быстрее останется в памяти, если ты помнишь, что Наполеон захватил Москву в 1812 году.

Звезды о памяти
Антон Привольнов

- Если вы готовитесь к выступлению, не пытайтесь зазубрить текст дословно. Такой подход гарантирует провал - стоит вам забыть одно прилагательное, как выученная цепочка, где слова цепляются друг за друга, разрушится. Лучше думайте о смысле того, что вы запоминаете. И съешьте что-нибудь сладкое накануне выступления. Шоколадку, например. Глюкоза стимулирует работу мозга, а значит, активизирует и память.
Марина Хлебникова

- Нет ничего удивительного в том, что сегодня у людей проблемы с памятью. Мы ведь разучились тренировать мозг: к нашим услугам Интернет, мобильные телефоны. На мой взгляд, лучший способ развить память - заставить себя запомнить что-либо. Я, например, выучиваю телефонные номера. От этого двойная польза: память тренируется и я всегда могу связаться с кем угодно, если что-то случится с мобильником.
Андрей Ильин

- Актерам по долгу службы приходится запоминать большое количество текстов. Так что память волей-неволей тренируется. Однако нельзя сказать, что абсолютно все роли учатся одинаково. Это зависит от содержания текста. Если он не «положен» на действие, запомнить его сложно. У меня есть свой способ работы с таким материалом: я записываю себя на диктофон, вставляю наушник в ухо и везде с ним хожу.

Если вы считаете, что секрет эффективных умственных способностей заключается в том, чтобы загружать память как можно большим количеством информации, подумайте еще раз.

Посмотрите, вот что появится у вас в голове, когда я попрошу вспомнить вид ночного города:

Когда дело касается запоминания, наш мозг, как правило, не лучше карты памяти на 8 Гб.

Нас постоянно бомбардирует информацией. Если бы при запоминании всего, что возможно, мы бы полагались на свой «8-гигабайтный объем», то единственным способом все вместить стало бы хранение информации в низком разрешении. Так мозг и поступает. И когда мы просматриваем то, что когда-то узнали, в ужасе обнаруживается только «размытая» информация и смутное подобие того, что когда-то видели так ясно.

В прошлом главной задачей человеческого мозга было обеспечить выживание

Давайте на минуту оставим современный мир компьютеров и отправимся назад в то время, когда информационное поле было совсем другим. Представьте себя одним из своих доисторических предков.

Доисторическая окружающая среда была сложной и суровой, поэтому большую часть времени вы бы старались просто выжить: поддерживать жизнь (еда, укрытие, взаимоотношения) и справляться с опасностями (хищные животные, погодные условия).

Другими словами, «доисторический вы» приоритизировали бы не запоминание, а обработку информации: к примеру, размышления «это опасная местность», «это съедобно».

Чем цивилизованнее мы становились, тем больше нужно было запоминать

По мере развития цивилизации - с развитием устного и письменного языка - запоминание информации, которая не являлась критически необходимой для выживания, стало полезно. Это позволяло людям общаться с себе подобными и узнавать, как действовать, основываясь на опыте других, без необходимости самим подвергаться риску и совершать те же ошибки. Тем не менее объем информации, доступной индивидууму, все еще был весьма ограниченным по современным стандартам, и потому над ней можно было размышлять и подвергать сомнению.

Однако в современном мире мы имеем беспрецедентный доступ к информации: , телевидение, радио, игровые приставки, мобильные телефоны и, конечно же, интернет, что в результате привело к взрыву информационного потребления. Это и благословение, и проклятие: теперь мы можем обмениваться массой знаний гораздо быстрее, чем когда-либо раньше, но нужно понять, .

Если мы так и будем полагаться на мозг, то будем переполнены

Каждый день мы потребляем колоссальные 34 Гб информации . Добавьте к этому 50 тысяч мыслей, которые ежедневно генерирует наш мозг. Становится ясно, что сами мы не справляемся с задачей управления информацией из памяти и нужно найти .

Теперь попробуйте вот что. Посмотрите на следующую последовательность цифр в течение 5 секунд и запомните их в правильном порядке:

92748109382301832

А теперь вычислите:

(Ответы: 207 и 182)

Теперь попытайтесь вспомнить длинную цепочку цифр. Сколько вы можете вспомнить? Я проводил этот опыт с несколькими моими коллегами и ни один из них не смог вспомнить всю последовательность, что неудивительно.

Если бы вам дали только одно из этих заданий, вы бы, без сомнения, справились лучше. Но так как вы одновременно пытались и запомнить, и обработать информацию, ваш мозг подвергся значительно большей нагрузке.

И вот с этим нашему мозгу приходится сталкиваться постоянно.

Наш мозг не предназначен для записи точной и объективной информации. Попытка воспринять слишком много приводит к перегрузке и переполнению. Более того, мы вмешиваемся в то, в чем наш мозг поистине хорош: .

Как освободить место в мозгах

То, что теперь информация у нас прямо на кончиках пальцев, не значит, что мы должны становиться ее рабами. Нам нужно больше походить на себя доисторических, и вместо подчинения информации нужно знать, как и когда получать доступ к информации, необходимой для своих потребностей.

Нужно освободить все место, занятое бесполезными данными, чтобы мозг мог делать то, что делает лучше всего: обрабатывать информацию. Вот два отличных способа этого достичь:

1. Развивайте свой «Карманный мозг»

Разработайте систему организации и хранения потенциально полезной информации и отдайте «на аутсорс» работу по запоминанию. Компьютер, конечно, является отличным инструментом для упорядоченного хранения и надежного доступа к .

Главная идея заключается в том, чтобы стать опытным обработчиком данных, а не пытаться загрузить свои мозги информацией.

2. Осмысленное обучение

Наряду с «карманным мозгом» вам также необходимо знать, как наиболее эффективно использовать память для осмысленного обучения.

Желаемым результатом будет сделать так, чтобы информация была для вас настолько значимой, что не требовалось бы никаких усилий для ее вызова в случае необходимости. Подумайте, например, о том, как легко вы разговариваете на своем родном языке - это знание, которое стало частью вас самих.

С древнейших времен люди придавали огромное значение способности запоминать и сохранять информацию, справедливо полагая, что от нее во многом зависит успех человека в любом виде деятельности. В эпоху Античности процесс запоминания считали настоящим искусством, которому покровительствовала одна из девяти муз – Мнемозина. Поэтому и искусство сохранения в памяти знаний назвали мнемоникой, а приемы управления памятью - мнемическими, или мнемотехникой.

Процесс запоминания – это основа нашей памяти, и для того чтобы овладеть искусством мнемоники, нужно хорошо разбираться в том, как работают его законы.

Вы когда-нибудь обращали внимание на то, что наша память избирательна? Что-то запоминается легко и быстро, а какая-то информация, несмотря на упорную зубрежку, никак не хочет задерживаться в голове. Все дело в том, что запоминание работает по-разному, по сути, есть два совершенно разных вида запоминания, подчиняющихся различным законам.

Благодаря ему в нашей памяти сохраняется огромное количество информации, причем практически без всяческих усилий, а часто и неосознанно. Получать нужные знания, не прилагая к этому никакого труда – мечта всех школьников и студентов. Однако для того чтобы информация запомнилась непроизвольно, требуется ряд условий:

  1. Главное из них следующее: непроизвольно запоминается то, что привлекает наше внимание – яркая, необычная информация, связанная с нашими интересами или вызвавшая сильный эмоциональный отклик.
  2. Легче запоминается информация, включенная в деятельность. То есть когда знания нам нужны не просто для запоминания (как часто бывает в школе и в ВУЗе), а для выполнения профессиональных обязанностей или занятия любимым делом. В этом случае мозг быстро оценивает полученные знания как важные и нужные, и они закрепляются в памяти, а постоянное их участие в деятельности обеспечивает длительное хранение. Так, преподаватель, читающий курс, запоминает его материал быстрее и качественнее, чем студент, который его слушает.

Память носит ассоциативный характер. Это значит, что в процессе запоминания в головном мозге возникают условно-временные связи (ассоциации) между новой и уже имеющейся информацией. Она выполняет роль своеобразного якоря, который удерживает знания. Но для этого должна быть связь между новым и старым. В отношении абсолютно новой информации, не имеющей связей с нашим опытом, непроизвольное запоминание не работает.

А если эти условия отсутствуют, то необходимо прилагать усилия для запоминания и использовать разные приемы для сохранения информации.

Произвольное запоминание

Целенаправленное, преднамеренное сохранение информации чаще всего требует волевых усилий, тем более если нам нужно надолго сохранить полученные данные.

Произвольное запоминание имеет многоступенчатую структуру:

  • Попадая на первый уровень кратковременной памяти, информация хранится недолго, ровно столько, чтобы мозг смог оценить ее нужность и важность – от 30 секунд до нескольких минут.
  • Чтобы знания закрепились и перешли на уровень долговременной памяти, требуется возникновение временных связей между очагами возбуждения в коре головного мозга.
  • В случае непроизвольного запоминания они возникают сами, а вот когда условий для их возникновения нет, то мы должны позаботиться об их целенаправленном создании.

То есть произвольное запоминание предполагает различные приемы и техники закрепления и сохранения в памяти полученных знаний. Одну их этих техник знают все и используют постоянно, начиная со школы. Это техника многократного повторения. Если новую информацию несколько раз повторять, то это вызывает многократное прохождение нервного импульса по цепи нейронов головного мозга, и образуются те самые временные связи.

Но этот метод трудоемкий, неэффективный и годится лишь для информации малых объемов. А попробуйте, например, вызубрить учебник психологии или физики. Пробовали уже? И как, успешно? Скорее всего, нет, если только у вас не феноменальная память. Кроме трудозатратности и неэффективности, метод многократного повторения приводит к ситуации, когда возникает ощущение, будто голова пухнет от обилия информации, и новые знания не усваиваются. Это связано не с переполнением долговременной памяти – объем ее огромен. А с перегрузкой кратковременной и оперативной, которые связаны с обработкой информации.

Если вы хотите овладеть искусством мнемоники, то от практики зазубривания лучше вообще отказаться, а использовать более эффективные приемы и техники.

Методики запоминания информации, в основе которых лежат ассоциативная память и образное мышление, считаются древнейшими. Эти приемы возникли тогда, когда у наших предков еще плохо было развито абстрактно-логическое мышление. Поэтому запоминание с опорой на образ простое, удобное, и им может пользоваться даже маленький ребенок.

Кстати, древние ассоциативно-образные приемы запоминания и воспроизведения информации передаются из поколения в поколение и некоторые дошли до нас. И думаю, вы ими иногда пользуетесь. Это так называемые узелки на память. Завязывая узелок, ставя крестик на ладони или накручивая ниточку на палец, мы повторяем то, что должны запомнить. В это время в нашем мозгу устанавливается ассоциативная связь между знаком-«узелком» и конкретной информацией. А после стоит нам увидеть этот «узелок», как сразу в голове всплывает то, что мы должны были помнить.

В далеком прошлом существовало даже узелковое письмо, где каждый по-особому завязанный узелок означал определенный информационный блок. И человек рассказывал, перебирал плетенку с узелками, вспоминая, о чем говорить дальше. Роль «узелков» могли выполнять ракушки, разноцветные камушки, рисунки на дощечке.

Сейчас большой объем информации уже никто не запоминает при помощи «узелков». Но некоторые приемы, связанные с активизацией ассоциативно-образного мышления, можно посоветовать.

Приемы запоминания цифр

Многим людям сложно запоминать цифры. Дело не только в том, что эта абстрактная, чаще всего сухая информация, но и в том, что она не требует работы мышления. Если, конечно, это не цифровой пример или математическая задача. А то, что никак не обрабатывается мозгом, не включено в мыслительную деятельность, запоминается хуже всего.

Если вместо цифр использовать связанные с ними образы, то процесс запоминания существенно упрощается, к тому же активная мыслительная деятельность способствует запоминанию.

Образы-ассоциации обычно носят индивидуальный характер, каждый может придумать свои, главное, чтобы они были интересные и яркие. Например, число 32 легко запомнить, ведь это 3 веселых гуся. А если 732, то гуси идут за сгорбленной бабусей (цифра 7). Образом для числа 31 может быть тройка лошадей, которой управляет кучер. А вот такую картинку можно придумать для более сложного цифрового ряда 324-17-05: три веселых гуся сидели на стуле, и сгорбленная бабуся с палочкой принесла им блюдо и ковш.

Образы должны быть максимально живыми и подвижными, старайтесь, чтобы у вас получилась осмысленная картинка, своеобразный мультфильм. Это значительно повысит эффективность запоминания и последующего воспроизведения информации.

Если с образным мышлением вы не в ладах, то цифры можно связать со словами, которые начинаются на ту же букву или имеют столько букв, какое число надо запомнить. Например: 457 – «Петр любит рыбалку».

Ассоциации могут быть смысловыми, и цифры легче запоминаются, если привязать их (установить связь) к номеру дома и квартиры, дню и году рождения, номеру школы и т. д.

Запоминание имен и группы слов

Ассоциативно-образные приемы годятся и для запоминания имен. Принцип здесь все тот же – установление связей-ассоциаций с возникшими в мозгу образами.

Успешность этого приема возможна только в том случае, если ассоциации, во-первых, будут яркими, во-вторых, связанными с конкретным человеком. Например: Белов Михаил – белый медведь. Это самый простой вариант. А вот Строганова Ирина – сложнее. Что можно придумать здесь? Строгая и ранимая (если характеристики соответствуют), стройная и румяная, страшная и ругается, строгает и рисует и т. д.

Нередко возникает проблема с запоминанием списка не связанных друг с другом слов. При запоминании нужно установить между ними образную или смысловую связь. Например, перечисление предметов, которые нам нужно купить: хлеб, сахар, бумагу для принтера, нитки и гвозди. Составляем предложение: «Хлеб с сахаром, завернутые в бумагу и связанные нитками, висят на гвозде».

Запоминание текста

Большой текст запомнить, конечно, сложнее, и не стоит пытаться выучить его дословно. Ассоциативно-образные приемы помогут и в этом случае. К ним относится тот самый знаменитый метод Цицерона «Римская комната», который можно использовать для запоминания текста сообщения, доклада или выступления на семинаре. Суть его в следующем.

Внимательно прочитайте текст сообщения, одновременно разбивая его на небольшие кусочки - смысловые части. Каждая часть должна содержать ключевую идею, которую можно уложить в короткую фразу. Кстати, уже эта проработка текста поможет его запомнить.

Представьте себе хорошо знакомое вам помещение, например, собственную квартиру со всей обстановкой, мебелью, аксессуарами и т. д.

  • Войдите в квартиру.
  • Начинайте снова читать текст и одновременно «раскладывать» на разных предметах обстановки выделенные кусочки текста, не забывая повторять основные идеи. Например, вступление вы расположите на зеркале справа, а следующий отрывок на тумбочке под зеркалом. На полочке для обуви вы положите следующую часть. Помните, о чем она? Потом переходите из прихожей в комнату и продолжаете раскладывать текст.
  • Разместив все смысловые кусочки, еще раз обведите взглядом квартиру, проверьте все ли они на своих местах, используя для этого краткие фразы-идеи.
  • Затем представьте, что вы выходите за дверь и запираете ее, и теперь никто не сможет изменить порядок расположения частей.

Этот метод очень эффективный, но он работает только в том случае, если вы достаточно хорошо умеете говорить, то есть связно излагать свои мысли по существу дела, и владеете терминологией, если у вас научное сообщение. Ведь дословно свой доклад вы не запоминали.

Метод «Римской комнаты» Цицерона называют еще методом мест. Он основан не только на образно-ассоциативном запоминании, но и на смысловом. Смысловые приемы в настоящее время считаются основными для запоминания большого объема текстовой информации.

Этот вид запоминания опирается на один из основополагающих законов памяти: чтобы информация сохранилась, мозг должен над ней работать. А смысловое запоминание как раз и предполагает активную мыслительную работу над материалом. И этим, кстати, метод не нравится тем, кто хотел бы научиться усваивать сложную информацию легко, не прилагая усилий. Так не бывает. Овладение любой деятельностью требует усилий, и мнемическая не исключение.

Смысловые приемы имеют отношение преимущественно к запоминанию текста. Они во многом индивидуальны и зависят как от особенностей мышления человека, так и от характера материала, который нужно запомнить. Но есть и несколько общих правил, которых следует придерживаться:

  • Помните, что информация, которую вы хотите запомнить, вам необходима. Убедите себя в этом. Ничто так не мешает усвоению знаний, как убеждение в их ненужности.
  • Старайтесь понять и осмыслить текст. Если изложение слишком сложное, то, читая, «переводите» его на более удобный для вас язык.
  • Не цепляйтесь за отдельные слова, фразы, формулировки. Ориентируйтесь на запоминание смысла, а это невозможно без понимания.
  • Выделяйте основные мысли и не ленитесь составлять план. Он поможет осмыслить текст и разложить по полочкам основные смысловые единицы. Соблюдайте логическую последовательность при переходе от пункта к пункту, осознание связей между пунктами сокращает количество времени на запоминание.
  • Дополняйте главные мысли примерами, они всегда запоминаются лучше сухих теоретических формулировок. Если в тексте примеров недостаточно, придумайте их сами. Пользуйтесь своим опытом, информацией из книг, фильмов, профессиональной деятельности.
  • Задавайте вопросы, они прекрасно активизируют мышление и помогают в понимании сложного материала. Рассуждайте, спорьте с автором и с самим собой. Представьте себе невидимого собеседника и обсудите с ним наиболее спорные моменты.
  • Всегда делайте записи. Во-первых, это позволит вам сосредоточиться на главном, ведь вы будете записывать не все подряд, а только существенное. Во-вторых, более организованная и линейная письменная речь позволит вам упорядочить и систематизировать запоминаемую информацию. В-третьих, записывание подключает к смысловой памяти еще и моторную, что существенно повышает эффективность запоминания.

Кому-то эти советы покажутся слишком сложными. Но если сформировать привычку именно так работать с любым текстом, то все будет запоминаться легко и просто, да и времени потребуется немного. По крайней мере, меньше, чем прочитать тот же текст три раза. А эффективность сохранения информации будет значительно выше.

Не стоит забывать, что смысловое запоминание требует хорошо развитой, свободной речи и приличного словарного запаса. Но и это качество вы разовьете, если будете следовать советам по организации смыслового запоминания.

Прием версификации

Наряду с известными и распространенными приемами мнемотехники, есть довольно оригинальные, но тоже эффективные. Одним из таких способов является метод версификации – это рифмование, стихосложение. Думаю, вы заметили, что стихотворение запомнить легче, чем прозаический текст. Главная причина тут в рифме (хотя и ритм тоже имеет значение). Рифмы играют роль крючочков, которые вытягивают следующую строку. В данном случае тоже устанавливаются связи-ассоциации, но они носят звуковой и ритмический характер.

Этот прием широко используется в школе для запоминания правил и законов. Например, всем известная фраза «пифагоровы штаны на все стороны равны» помогает запомнить, что квадрат гипотенузы треугольника равен сумме квадратов его катетов. А это из русского языка:

Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

Их на «е» спрягать нельзя.

Вообще прием версификации можно использовать для запоминания любой информации небольшого объема. Например, последовательности цветов в радуге-спектре: «Как Однажды Жак-Звонарь Головой Сломал Фонарь». Эта рифмованная строчка менее известна, но более интересна, чем привычная: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

А это порядок расположения планет в солнечной системе: «Мы Ведь Знаем, Мама Юли Села Утром На Пилюли». Но придумывать рифмованные запоминалки можно посоветовать тем, кто вообще любит сочинять стихи.

Очень часто, изучив информацию о приемах мнемотехники, люди скептически хмыкают и не спешат их использовать. Почему? Не потому, что не верят в их эффективность, а так как считают, что проще и быстрее 25 раз повторить, чем сочинять стихотворение, составлять план или придумывать яркую живую картинку, а уж тем более размышлять над сложным и нудным текстом. Это же думать надо!

Вот именно! А зачем вам бессмысленно задолбленная, обрывочная (вся все равно не запомнится) информация? Предложенные здесь приемы не просто мнемотехника, они развивают мышление, творческие способности и создают привычку правильного, осмысленного запоминания. С их помощью вы сможете по-настоящему овладеть искусством мнемоники.

Как работает мозг? Можно ли помочь ему запомнить информацию или избавиться от ненужной? Можно ли договориться с ним или хотя бы понять его правила игры? И хотя вопросов здесь больше, чем ответов, все же такие способы существуют.

Первая плохая новость, к которой пришли все нейробиологи, нейролингвисты и нейрофизиологи, что это мы принадлежим мозгу, а не мозг принадлежит нам. Об этом говорят в своих лекциях и Черниговская, и Анохин, и Бехтерева.

Следующая новость: мозг ленив, избирателен, и к тому же он искусный обманщик. Он подсовывает нам ложные воспоминания, меняет картинку прошлого, погружает в состояние дежавю. Память — одна из функций мозга, и на ее примере отлично видно, какой непростой у него характер.

Как мозг запоминает информацию

Оказывается, наш мозг эмоционален и любопытен. Если его удивить (то есть как следует удивиться самому), то мозг, так и быть, запомнит эту информацию. Но игра по системе Станиславского не подойдет, удивление должно быть настоящим. Если вас поразила сама информация -

«Как! Морской огурец, спасаясь от врагов, выбрасывает свои внутренности!» - то, скорее всего, этот факт запомнится. Либо постарайтесь придать информации эмоциональную окраску: «Фу, какая гадость - плеваться своим кишечником!» Эмоционально окрашенное событие мозг запоминает лучше.

Мозг нужно убедить в том, что эта информация вам действительно нужна. И повторить это ему придется не один раз.

Вы: “Мне это надо!”

Мозг: “А вот и не надо!”

Вы: “Все-таки надо!”

Мозг: “А может не надо?”

Кто упрямей, тот и победил. Для тех, кому очень нужно запомнить, когда был заключен Кючук-Кайнарджийский мир, лучше всего подойдет схема Эббингауза. Повторите сразу по окончании чтения, потом повторите через 20 минут, затем через 8 часов и, наконец, через сутки. Если же эти даты нужно пронести через всю жизнь, то придется повторить еще через две недели и спустя два месяца.

В неравной борьбе с мозгом собираем все шесть чувств и используем их для запоминания: зрение, слух, осязание, вкус, обоняние. Чем больше сможем подключить, тем больше шансов, что мозг что-нибудь запомнит. Если вы визуал, все равно не лишним будет прочитать вслух, а аудиалу — прописать конспект. В идеале это выглядит так: ты слушаешь лекцию, пишешь конспект, ешь булочку с корицей, рядом дымится палочка сандала и ты поглаживаешь (ногой) пушистую кошку.

После такой массированной атаки оставьте мозг в покое — лягте спать. Это время необходимо для того, чтобы перевести информацию из кратковременной памяти в долговременную, на этом сходятся и нейробиологи, и народная мудрость «утро вечера мудренее». Но если вы планируете сдать экзамен и быстрее все забыть, то ложиться спать необязательно.

Мозг — сторонник здорового образа жизни, он хочет, чтобы мы бегали, ходили или хотя бы приседали, поскольку физическая активность стимулирует рождение новых нейронов, которые и отвечают за немедленное . Вы можете выращивать свои новые нейроны ежевечерними пробежками, можете отойти от рабочего стола и сделать пару приседаний, но сотрудники Эдинбургского университета подсказывают, что улучшают запоминание материала физические нагрузки, выполненные через 4 часа после обучения.

Как мозг стирает информацию

Если вы не пользуетесь информацией — delete.

Если вам срочно поступает новая информация, старая — delete.

Но в некоторых случаях стереть информацию неплохо. Это реально, когда вы в момент извлечения информации ее меняете. Неудачный опыт (вождения, знакомства, выступления) заменяется успешным вариантом события. Если история не была травматической, конечно. Но и в этом случае есть успешные эксперименты, например, с американскими военными, прошедшими операцию «Буря в пустыне». На фоне «извлечения» воспоминания они принимали фармпрепараты, которые не давали информации «перезаписаться», и событие стиралось из памяти.

У мозга нет специальной комнаты с воспоминаниями, поэтому каждый раз, реконструируя какое-либо событие, он слегка его видоизменяет. В науке этот процесс называется «реконсолидация». В одном из экспериментов, которые провел британский ученый Ф. Бартлетт, студент рисовал древнеегипетскую букву М по памяти, и в итоге через год буква превратилась в фигуру кошки. Произошло это потому, что каждый раз мозг, обращаясь к последней реконструкции воспоминания, обогащает ее новым опытом и новым контекстом. Это говорит о том, что наш мозг созидающий и творческий.

Привет, комрады. Пора уже нам взрослеть и обрастать силой по всем направлениям: как физическим, так психическим и социальным. Меня зовут Денис Борисов и сегодня мы будем закладывать то, что я называю «основой» или «базой» для всех остальных сфер нашей жизни. Знаете ли вы, в каком обществе мы живем? Самые популярные ответы обычно: капиталистическом, индустриальном, демократическом или уж совсем смешные (некоторые верят, что мы живем, к примеру, в правовом обществе, гыгыгыгы). НО, на мой взгляд, то, что действительно отличает нашу цивилизацию от прошлых, — это наличие огромного количества данных и информации, которыми современный человек окружен и вынужден оперировать. Поэтому, внимание, мы живем в ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ! И наша задача научится чувствовать себя в этом обществе как рыба в воде.

О.к. Теперь самое главное. У нас сюжет соправаждает аж ДВА видеоролика:

ПАМЯТЬ 1.0 (как запомнить все)

ПАМЯТЬ 2.0 (человек vs компьютер)


Огромные потоки информации окружают нас повсюду . Мы привыкли к ним и не замечаем, но, поверьте, если выдернуть из прошлого нашего предка, то он бы не смог самостоятельно выжить в нашем обществе потому что у него отсутствует навык усвоения такого количества информации. Он бы просто сошел с ума или опустился на самое дно социума.

Ты просыпаешься, завтракая ты уже впитываешь чудовищный обьем информации из телевизора. Затем ты едешь на работу продолжая делать то же самое, читая книгу и слушая одновременно радио. На работе у тебя интернет и открыто сразу множество сайтов. Ты знаешь огромное количество вещей . Ты знаешь курсы валют, где лучше всего отдыхать в этом году, температуру кипения воды, как выглядит флаг государства находящегося на другой стороне планеты, как сделать спирт из браги, чем отличается протеин от креатина и массу остальных нужных или не очень нужных знаний.

Еще совсем недавно, каких то пару сотен лет назад, для большинства наших предков серьезной новостью было рождение котят у кошки деревенского старосты. А если удавалось побывать раз в год в столице на ярмарке, то такой человек мог годами приковывать внимание слушателей у себя дома пересказом этого «выдающегося» в его жизни события.

А сейчас даже начало войны в странах ближнего востока для нас уже не новость, а обыденность. Вместо же ярмарки у нас куча клоунов на эстраде, которым просто уже нечем нас удивить: Пап, а кто такие трансвеститы? – Не знаю, помоги лучше лифчик застегнуть (мат, сиськи, совокупления в прямом эфире, драки и пидаристия настолько приелись, что людям даже лень это обсуждать).

Естественный отбор все расставляет по своим местам. Выживают самые приспособленные. Чем лучше человек умеет впитывать и оперировать информацией, тем выше его ранг в современном обществе . Тем прочнее он стоит на ногах и тем больше шансов у него реализоваться. Что ж…Надеюсь я вас убедил. А кого не убедил, тот — Филип Киркоров.

Хорошо. Еще раз: важно уметь «впитывать» и оперировать информацией. Сегодня я вас научу «впитывать» информацию большими кусками, складировать ее в ваш мозг и хранить очень долго или не очень в зависимости от нужды.

Когда мне было около 12 лет, родители отдали меня на какие-то «мутные» тренинги улучшения памяти. Назывался тот кружок «Мальто», что это обозначало, я так и не узнал (даже Гугл Всемагущий не в курсе) , но зато я узнал очень много интересных вещей помогающих запоминать информацию. Те вещи я до сих пор использую в своей жизни, когда мне нужно что то запомнить. И начнем мы с мозга и информации.

Где в мозге хранится информация?

Вопрос очень забавный, потому что никто не может на него четко ответить. Многие ученые уверены, что мозг вообще не запоминает «информацию», а запоминает нечто совершенно другое, на что мы обычно не обращаем внимания.

Эти же ученые разбивают всю «информацию» на три группы.

1.Продукт деятельности мозга: создается мозгом человека т.е. ее нет без человека. Это вербальные образы, слова, т.е. образы (на бумаге) и музыкальные образы. Короче мозг может создать образы, которые вы зафиксируете на чем то и это смогут увидеть ваши потомки. Формулы, книги, файлы…все это относится к этому типу.
2.Обьекты окружающего мира : физические и химические сигналы, которые отражаются в вашем мозге через каналы восприятия (глаза, уши, нос и т.д.)
3.Связи между объектами окружающего мира : солнце на небе, когда молния, то гром, если насморк, то болен и т.д.

Первые две группы «информации» мозг не запоминает. В это сложно поверить, но это так. Вся эта информация никак не фиксируется мозгом. Ее нет в мозге (даже в виде электрических импульсов). Мозг не запоминает образы.

Денчик, но я же помню образы и слова. Откуда же они тогда берутся? Все очень просто: это рефлексы. Скажите, откуда берется отдергивание руки, когда вы дотронулись до горячего чайника? Ниоткуда! Жар воздействует на рецепторы и срабатывает связь (рефлекс) отдернуть руку. Так происходит и с любыми другими «образами» (телефоны, текста и т.д.). Все это создается (генерируется) мозгом из связей.

Поэтому важно, чтоб в мозг начали поступать стимулы, заставляющие срабатывать образованные ранее связи, по которым происходит «создание» (генерация) информации: слов, цифр и других образов.

Именно поэтому вам не возможно запомнить без связанный набор цифр. К примеру, номер телефона: 9174145. НО, чем больше вы увидите связей, тем проще вам запомнить нужный набор цифр. Посмотрите внимательно: 1917 — октябрьская революция в России, 1941 начало войны, а 1945 г. — ее конец. Связали все это в голове и вот…. уже все запомнилось.

Смысл памяти

Представьте, что я вам говорю: «Комрады, понедельник» . Или: «4 и 9» . Запоминание одноэлементного сообщение не имеет смысла (связи), до тех пор, пока не появится второй элемент: «блог Дениса Борисова выходит по понедельникам», » В одном грамме белка или углевода 4 Ккал, а в одном грамме жира 9 Ккал». Появление связи сразу же упрощает дело.

ВЫВОД: Память работает по единственному принципу «стимул — реакция (рефлекс)». Ничего другого нет. Система связей объясняет все.
А теперь, ВНИМАНИЕ! За счет образование связей (ассоциаций) облегчается запоминание нужно информации и увеличивается «обьем» памяти . Есть множество хитрых приемов и техник образования таких связей. И сейчас мы разберем основные.

Основная идея всех этих приемов заключается, во-первых, в замене абстрактных объектов и фактов на визуальные образы (чаще всего визуальные, хотя есть еще аудио и кинестетические образы). А во-вторых, в связывании новых образов и объектов с уже имеющейся информацией (связями-образами) в памяти . Совокупность всех этих приемов и техник называется МНЕМОТЕХНИКА. Люди, которые ей занимаются в состоянии легко запомнить, к примеру, 100 цифр и слов подряд. Причем это совсем не сложно если знать как. В средних классах школы я провоцировал соревнования с группой одноклассников: кто запомнит подряд больший ряд слов, и всегда выигрывал, потому что пользовался мнемотехникой, а они пытались «зазубрить» последовательности.

На практике.

Часто меня спрашивают парни: Ден, как же все это использовать на практике? Очень просто друзья. Процесс запоминания — это поиск связей, либо создание новых связей в массиве образов вашего головного мозга. ВСЕГДА ИЩИТЕ или СОЗДАВАЙТЕ новые ВИЗУАЛЬНЫЕ СВЯЗИ (образы) ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ.

Никогда не пытайтесь запомнить («зазубрить») абстрактную информацию, потому что абстракции мозг не запоминает. Всегда создавайте ОБРАЗЫ-СВЯЗИ (рисунки) у себя в голове.

Примеры:

sleeve — анг. Рукав. Это английское слово можно «зубрить» пол дня и в результате так и не запомнить. А можно придумать зрительный образ-связь и запомнить моментом. Представьте себе рукав свитера (плаща, пулловера и т.д.) который провисает от спелых слив набитых туда. Человек в подобном прикиде смотрится очень странно, но это только нам на руку: ассоциация РУКАВ ПОЛНЫЙ СЛИВ теперь запомнится навсегда. Мы создали образ-связь и он комфортно лег в наш мозг.

Супинация и пронация : образ «Суп несла - пролила». Представим себе сексуальную официантку подающую вам суп — супинация (ладонь разворачивается в сторону большого пальца), а вот она разливает горячий суп себе на ноги — пронация (ладонь разворачивается в сторону мезинца)

Геометрия : чем отличается биссектриса от медианы? Нам нужно определиться что такое первое, и что такое второе. Создаем яркие образы.

  • Биссектриса - это крыса (бегает по углам и делит их пополам/шныряет по углам, разгрызает пополам)
  • Медиана - это обезьяна (лазает по сторонам, делит их пополам/прыгает по сторонам, ломает их пополам)

Цвета радуги: Красный, Оранжевый, Жёлтый, Зелёный, Голубой, Синий, Фиолетовый. Классика жанра — сочный образ: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.

Спектральные классы звезд: O, B, A, F, G, K, M. Зазубрить эту абстрактную последовательность очень сложно, поэтому мы так поступать не будем. Нам нужны сочные образы. К примеру так: Один Бритый Англичанин Финики Жевал, Как Морковь. Ну а если вы уже выучили английский язык, тогда вам еще проще: вспоминаем нашу сексуальную официантку и делаем ей не пристойное предложение: O, Be A Fine Girl, Kiss Me.

Сывороточный и казеиновый протеины. Оба молочные, но один быстро усваивается, а второй долго. Как запомнить? Эта девушка принесла нам стакан МОЛОКА, которое на солнце БЫСТРО СВЕРНУЛОСЬ (сывороточный «свернулось»). А вот та телка — КОЗА не дает ДОЛГО (казеиновый — долгий).

Какие образы-связи лучше всего использовать?

Такие образы как: секс, сперма, говно, смерть, боль, гомики и т.д. очень хороши для облегчения запоминания. Потому что, чем ассоциация более эмоциональна, тем лучше и быстрее она запоминается. Т.е. чем пошлее ваш зрительный образ тем проще вы его запомните . Если у вас получится придумать ассоциацию при мысли о которой вы краснеете, то будьте уверены: вы запомните нужное на всю жизнь.

Использовать близкие вам образы лучше, чем обобщенные. Если вы представляете официантку для того, чтоб запомнить понятия «супинация — пронация» или «спектральные классы звезд», то лучше ее представить в виде вашей соседки, которую вы хотите трахнуть уже пол года, либо в виде Анжелины Джоли в стрингах и на высоких каблуках. Чем больше эмоций, и чем ближе образ, тем лучше запоминание.

Пример: вам нужно запомнить последовательно планет солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон ). Я в детстве уже знал всю земную группу до Марса, а вот чтоб запомнить планеты гиганты я использовал слово код «ЮСУНП » (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон). Само слово я «зазубрил» потому что был не опытный и не использовал яркие зрительные образы. Сейчас я бы поступил гораздо проще.

ЮСУНП You СУН ул П исю в Гигантскую девочку (1-й вариант)

М-В-З-М-Ю-С-У-Н-П — Мы Все Знаем: Мама Юли Села Утром На Пиздюлю (или Пилюли). (2-й вариант)

Как видите, с помощью таких образов, запоминание идет гораздо веселее.

Размер образов — следующий важный фактор для успешного запоминания. Размер всех образов должен быть крупным (заполнять воображение). Если вы представили муравья, то увеличите его предельно.

Соединяя разные по размерам образы, меняйте их размер. Если вы соединяете образ муравья и самолета, то муравья мы увеличиваем а самолет уменьшаем, чтоб они были соразмерны. (К примеру вам нужно запомнить, что Вася Муравьев работает диспетчером на авиа линиях — вот и представьте на сидящем на огромном самолете огромного муравья с микрофоном в жопе)

Запоминая, концентрируйтесь (фокусируйтесь) на конкретной паре и только потом переходите на следующую. Для этого обычно достаточно 5-6 секунд (если пара уже готова)

Часто путают процесс соединения образов с понятием ассоциации. Соединение образа телки-козы и казеинового протеина — это не образование ассоциации. Это СПОСОБ, с помощью которого образуется ассоциация: казеиновый протеин значит долгий, значит молочный.

Все ассоциации нужно запоминать ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО . Это делается двумя основными способами:

1. ассоциации на вспомогательных образах (шагаем от образа к образу делая связи)
2. связь ассоциаций между собой («матрешка»). (Погружаемся в образ)
«Матрешка» образует некий «информационный блок» родственной информации. Это способ удобно использовать для запоминания группы такой информации (таблицу, список номеров, последовательность глав и т.д.)

Образование ассоциаций

Ассоциация — это группа образов кодирующая информацию. В такой группе всегда должна присутствовать ОСНОВА (главные элемент) и другие образы — ЭЛЕМЕНТЫ ассоциации. Элементы могут быть заранее подготовленными (подбор цифрового или буквенного кода), либо элементы можно создавать в процессе создания связей (в процессе запоминания). Что такое заранее подготовленный цифровой или буквенный код?

Приемы кодирования информации.

Для запоминания сложной абстрактной информации (числа, буквы) можно подготовить заготовки (шпаргалки) — готовые образы, которые будут выступать ЭЛЕМЕНТАМИ для запоминания ОСНОВНОЙ информации.

Есть готовые коды (если вы читаете сейчас «подполье» то, они находятся внизу после статьи), а можно придумать коды свои собственные….специально для себя. Так качество вашего мнемокодирования будет еще лучше. Как это делается? Например нам нужно запомнить какой то набор цифр. К примеру 1265 — код от вашей email почты. Образ вашей почты будет — ОСНОВОЙ, к которой мы будем крепить элементы кода.

Код-шпаргалку мы составляем (или запоминаем готовый). один раз и на всю оставшуюся жизнь из ярких образов (существительных).

Пример (импровизирую походу):

0 — рама (похожа по форме на «ноль»)
1- Ока-река (течет прямо как стрелка)
2- Юла (вращается зигзагом)
3- Тир (Созвучие Три-Тир)
4- Чайник (Четыре начинается с Ч)
5- Пар (та же фигня)
6- Шар (та же фигня)
7 — Коса (похожа по ферме на косу)
8…- сами придумайте…устало я))))))

Запомнить такой код очень легко, особенно если вы сами его придумаете. Фактически в момент придумывания (подбора зрительной связи-ассоциации УЖЕ происходит запоминание)

О.к. Как это работает? ОБРАЗ вашей email почты + 1 (Ока) + 2 (Юла) + 6 (Шар) + 5 (пар). Теперь нам нужно последовательно объединить эти образы. Представляем себе огромный разбитый монитор компьютера из которого растекается р. Ока, огибает чуть меньшего размера Юлу, вместо ручки у которой Шар, а над разбитым монитором вьется маленькая струйка Пара.

Когда вы садитесь за комп и пытаетесь вспомнить код от электронной почты, вы последовательно извлекаете образы: Комп (почта), Ока, Юла, Шар, Пар = пароль от мыла: 1265. Разве это не чудесно?

Причем готовый цифровой код вы можете использовать бесконечно количество раз для запоминания бесконечно большого количества цифровой информации.

ВАЖНО: не используйте готовый код как ОСНОВНОЙ ОБРАЗ, а только как вспомогательные элементы . Почему? Потому что вы запутаетесь в образах. Начало (основной образ) всегда должен быть оригинальным, чтоб не было в будущем путаницы. Если вы пару раз используете в качестве основного образа готовый код — ТИР (к примеру), то как вы будите разбираться в каком случае и к чему он относится?

Готовые коды — великолепный способ запоминать все что угодно в больших количествах . Я вам дал не большой пример (после статьи смотрите остальные варианты), которых существует огромное количество. Для удивительных успехов вам нужно запомнить цифры не от 0 до 9, а хотя бы от 0 до 100. Это позволит вам запоминать четырехзначные цифры с помощь двух образов (см. в конце статьи готовый код). К примеру 4435 — это две цифры 44 + 35. В вашем двухзначном коде это могут быть образы ЧеЧенца, ЧеЧевицы (цифра 44) и ТоПор (цифра 35) . В итоге, если 4435 код от парадного вашей подружки, тогда можно просто представить в дверях этого парадного чеченца с огромным топором в грудине (кишки и кровь активно стекают на пол). Такая жесткая ассоциация-связь запомнится вам потом на всю оставшуюся жизнь.

Если же вы сможете создать трехзначный цифровой код-шпаргалку т.е. запомните почти 1000 трехзначных цифр, тогда ваши возможности по запоминанию цифровой информации ускорятся еще на один порядок. Кстати кодировать можно и нужно не только цифры. Можно кодировать месяцы года и дни недели для облегчения запоминания конкретных дат. (образцы смотрите в приложении к рассылке)

Создание «Директорий» для хранения и извлечения информации.

Вам очень легко можно найти вещь в том случае, когда вы знаете, где она должна лежать. Именно поэтому на компе вы обычно создаете директории (графика, видео, игры, тексты и т.д.). Причем часто они последовательны Работа-Тексты-Договора…или Графика-фоты-порно-большие сиськи…. Подобные «папки» и последовательности можно создавать и в своей голове для облегчения работы с информацией.

Как создать такие «папки» в своей голове? Очень просто. Нам нужны последовательные «опорные точки» (образы) для того, чтоб мы могли к ним привязывать те или иные данные в зависимости от направленности.

У вас уже сейчас в голове есть множество подобных «опорных точек», которые можно использовать. Например: последовательность зрительных образов на пути с дома до тренажерного зала или работы (подъезд, лестница, скамейка, дорога, магазин, дома вокруг, остановки автобуса…). Огромное количество последовательных (постоянных) зрительных образов в вашей голове, каждый из которых можно дробить на еще более мелкие образы до бесконечности. Например магазин рядом с остановкой имеет ряд отделов, а в отделах разные полки…и т.д. Какая нам выгода с всего этого?

Ну представим, что вы не просто запоминаете телефон девушки Кати, а «сохраняете» его в нужной директории — Телефоны (продуктовый магазин) — новые телки (мясной отдел) — буква С (деревянные сани в углу мясного отдела) — Саша (металлическое кольцо в спинке саней т.к. у Саши пирсинг). А уже к этому кольцу мы можем прилепить готовый числовой код по принципу, который я вам объяснял чуть раньше.

Теперь представьте: лежите вы субботним вечером один на пляже, с новым телефоном, потому что старый вы, дурак, потеряли и думаете об одном: Кому бы вдуть? Хм…вдуть…это нужна женщина (я надеюсь что вы относитесь к традиционной ориентации) и ее телефон для начала. Тэкссс….Телефоны у нас в директории «продуктовый магазин», что тут у нас…. рабочие телефоны у нас в «бакалее», родня в «молочном»…ах вот оно….новые телки в «мясном отделе». Так…что тут у нас….Параболическая Антена — буква А: Алина, Алена…маленькая грудь…Не..не то….Так..хм….Сани: буква С….Саша с пирсингом и большими сисями…а вот и телефончик. Звоним!

Только представьте насколько эффективно вы пользуетесь знаниями. Насколько быстро и систематически вы можете извлекать всю нужную информацию. Та с помощью такой технологии можно выучить 5-ти летнею академическую программу за пару месяцев. Причем не просто выучить, а систематизировать и запомнить на всю жизнь. Было бы желание.

Можно создавать временные директории для оперирования временной информацией как ОЗУ (оперативная память) в компе. К примеру обстановка в любом знакомом вам месте (квартира, работа, тренажерный зал) это уже готовая последовательная директория. Когда вам нужно запомнить последовательную информацию на какое то короткое время, то вы просто загружаете эту знакомую директорию.

Тренажерный зал: от входа — стойки для приседаний — блочная рама — гантельный ряд — брусья — римский стул и т.д… Теперь нужную для запоминания временную информацию вы просто последовательно привязывайте к образам: стойки…затем…рама…гантели…потом брусья и т.д. Для извлечения смотрим последовательно образ и что к нему привязано: так стойки…хм…на них курьер с протеином…тэкс….и телефончик его….так что там у нас дальше….блочная рама с прибитым календарем (план дел на сегодня)…. и так далее. На следующий день можно загрузить директорию другой временной информацией.

Метод активного повторения

О.к. поговорим теперь о том, как перенести информацию из временной памяти в долговременную. Как вы уже поняли мы храним информацию в виде связанных между собой зрительных образов. НО если этими СВЯЗЯМИ не пользоваться, тогда они саморазрушаются. В этом и заключается причина забывания информации. Причем чем хуже (слабее) связи, тем быстрее они разрушаются. Чем меньше вы ими пользуетесь, тем быстрее они разрушаются.
ВЫВОД: для сохранение связей, их необходимо повторять! При многократной активизации связей происходит перевод информации из краткосрочной в долгосрочную.

Очень важный секрет. Современная система изучения информации в ВУЗах и школах в корне НЕ ВЕРНА! Потому что использует многократное восприятие этой информации (многократное прочтении или просмотр информации). Это не работает с абстрактной информаций. Студенты очень не эффективно тратят свое время.

Запомните: для того чтоб закрепить связи между образами ВЫ ДОЛЖНЫ их ПРИПОМИНАТЬ!!! ! Т.е. не просматривать из внешнего источника, а доставать из внутреннего источника (из ваших мозгов). ПРОСМОТР — это кал. ПРИПОМИНАНИЕ — это золото!

Если вы не можете вспомнить какую то связь, то это значит можно подсмотреть и обновить зрительный образ (сделать его более ярким). НО правильно все же сначала создать зрительные образы и запомнить всю информацию (сделать контрольное припоминание сразу после усвоения). После этого можно регулярно «доставать» эти знания из головы (припоминать). Как часто и как долго?

Делаем один подход (от и до). через час после контрольного запоминания. Следующий подход мы делаем через три часа и последний вечерний (чрез 6 часов) перед сном. Последнее для закрепления — на следующий день утром. В следующие 3-4 дня вы либо повторяете всю процедуру в полном обьеме 3-4 припоминания в день), либо чуть в меньшем обьеме. Затем интенсивность повторений можно снизить до 1 «извлечения» в день. Через две недели вы запомните информацию настолько качественно, что для ее постоянного хранения вам будет достаточно одного припоминания раз в 2 месяца.

Когда вы хорошо запомните информационные образы, их повторение будет у вас отнимать очень мало времени, потому что вы будете прогонять в голове только основные визуальные образы, без глубокого сознательного их разложения. То на повторение чего у вас уходило скажем 5 минут в начале, через пару месяцев у вас будет отнимать 5-20 секунд. И это хорошая новость.

Компьютер VS Человек

— В конце-концов, полтора кило мозгов — куда большая загадка, чем грамм кремния в микросхеме
С. Лукьяненко, «Лабиринт отражений»

Наш мозг — удивительная штука. Человеческий мозг — самая сложная вещь, в этом мире. Только вдумайтесь в цифры: 150 миллиардов нейронов, каждый из которых может организовывать до 10.000 связей. Это убийственное число больше чем количество звезд в нашей расширяющейся вселенной. Сравнивать мозг и компьютер — это все равно что сравнивать рогатку с ядерной бомбой. Не верите?

Просто оглянитесь вокруг. Как вам? Только представьте, какая должна быть у компа конфигурация, чтоб воспроизводить такую графику? Есть люди, которые скажут, что компы гораздо быстрее оперируют с информацией….Но, друзья….Оглянитесь еще раз вокруг. Только представьте какой сумасшедший массив информации обрабатывает и постоянно корректирует ваш мозг. Причем все это в пассивном режиме. Воистину, любой комп — примитивная игрушка, по сравнению с мозгом человека. Единственное его «кажущееся» преимущество связанно с тем, что человек научил компьютер работать с определенной информацией и по определенному алгоритму. НО….с таким же успехом человек может и сам научится и определится с нужными алгоритмами. Только и всего. Сегодня я попытался дать вам нужное направление для выбора алгоритма хранения и извлечения информации. К сожалению всего рассказать не возможно и я затронул только самую верхушку. НО…главное начать. Так же как и в любом другом деле.

Выводы:

  1. Используем визуальные образы для формирования связей. В этом суть запоминания.
  2. Чем более красочный или пошлый образ, тем лучше он запоминается
  3. Лучше потратить пару минут на придумывание образов и запомнить потом за 6 секунд, чем «зубрить» пару минут информацию и забыть ее к вечеру.
  4. Запоминание — это регулярное ИЗВЛЕЧЕНИЕ из ПАМЯТИ, а не просмотр внешних источников.
  5. Цифровые коды (Шпаргалки) — облегчают запоминание
  6. «Директории» в голове можно и нужно создавать так же как и в компе.


© 2024 Идеи дизайна квартир и домов