Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Что такое психологический возраст личности. По каким критериям можно определить психологический возраст личности? Взаимосвязь с психологическим и биологическим возрастом

время всегда казалось человеку (в частности, европейскому) гораздо более загадочным, чем пространство, и об этом уже свидетельствуют древнейшие пласты мифологии. В зависимости же от открытого и ведомого временем счета приобретений и потерь отдельной личности и человеческого рода оно удостаивалось самых различных «почестей», включая и благодарения за его нелицеприятную рассудительность, и постоянные сетования по поводу скрытого в нем подвоха. Человек всегда ощущал вне себя, а главное - в самом себе неумолимое движение времени.

Строго теоретическое, философское осмысление длительности началось с попыток превратить ее из переживаемой в мыслимую, хотя в ряде случаев по-прежнему оставалось в силе привычное обращение к чувственному опыту. Однако, именно субъективное восприятие времени осталось прерогативой психологического знания. И, как часто бывает, психология оперирует некоторыми закономерностями и понятиями, исходно представленными в философском знании. Так, в поле зрения попало стремление человека опредметить движение времени - психологическое оправдание устойчивой тяги человеческого разума к тому, чтобы редуцировать время к пространству и временное движение - к пространственному.

Предположения о наличии в структуре Я-концепции определенных временных «модусов» являются, по сути, традиционными для психологических исследований личности. Начиная с классических работ У.Джемса, в понятие Я-концепции закладывалось не только актуальное самопредставление, но и то, как сам индивид оценивает возможности своего развития в будущем, ибо именно идея актуализации идеального Я (которое по определению отнесено в будущее) было положено в основу самооценки как одной из фундаментальных составляющих Я-концепции.

Обретение возраста, освоение возраста, в конечном счете, есть лишь момент развития, который должен смениться новым этапом, переходом в новое возрастное состояние, и этот переход заложен уже в предыдущем возрасте как тенденция выходить за его рамки. В этом плане жизнь в определенном возрасте есть одновременно и переживание, и изжитие этого возраста. При этом «находимость-вненаходимость», обретение определенной формы и выход за ее пределы может зиждиться не только на будущем, но и на прошлом. Иногда (особенно в определенном возрасте) человек идеализирует уже пройденные этапы и на основании имеющегося у него опыта и наблюдаемых современных тенденций стремится вернуться в более ранний возраст. Переходя с языка механизмов психологического времени на язык его феноменологии, можно предположить, что реализованность психологического времени осознается человеком в форме особого переживания своего «внутреннего» возраста, который может быть назван психологическим возрастом личности.

Ф.Т.Михайлов говорит, что сущность человека не в том, что являет он собой в настоящее время, кем или чем он был или стал, а в извечном его неравенстве самому себе, в постоянной необходимости и соотносить себя (свои возможности, способности, знания и т.п.) с объективными обстоятельствами и условиями со-действия с другими людьми, в необходимости отнестись к себе, представлять себя и не только таким, каким был в прошлом или каким видишь себя в настоящем, но и таким, каким можешь, а в определенных случаях должен стать в будущем: уже добившимся своей цели, завершившим свое дело, изменившим условия и обстоятельства, т.е. изменившимся. Но это отношение к себе «со стороны», отношение к своему прошлому, настоящему и будущему нарушает тождество самому себе отнюдь не только в представлении. Оно совсем не умозрительный выход за пределы своего наличного бытия. Представить себя сразу во всех трех временных измерениях - это значит оценить свою роль в событиях совершенных, увидеть себя их «судьей» в настоящем, а это возможно лишь проецируя на свою биографию образ своего будущего, нацеливаясь на это будущее, применяя его меру к протекшему и текущему времени. Но все дело в том, что в генезисе любого представления о будущем в основе деятельности целеполагания (или, что то же самое, любой целесообразной деятельности) лежит не некая (мозгу, душе, психике, присущая от роду) способность чистого созерцания, а как раз внешняя жизненная необходимость разрешать целесообразными действиями объективные противоречия в условиях той или иной вставшей перед ним задачи.

Поэтому нарушение человеком «тождества самому себе» определено самими типом его жизнедеятельности: оно всегда и прежде всего реальное (бытийное) несовпадение его сформировавшихся потребностей, способностей, умений, знаний, и т.п., т.е. всей его субъективно переживаемой биографии, с ее же предметным миром, с потребностями и способностями других людей, требующее новых знаний, новых способностей и умений, призванных разрешить противоречия этого мира. Быть человеком - это и значит вполне реально и постоянно быть не равным самому себе, оценивая себя как общезначимой мерой задачами зоны ближайшего своего развития. Быть человеком - значит быть субъектом своего самоизменения.

Е.И.Головаха и А.А.Кроник определяют следующие основные характеристики психологического возраста как феномена самосознания.

Во-первых, это характеристика человека как индивидуальности и измеряется в ее «внутренней системе отсчета» (как интраиндивидуальная переменная), а не путем интериндивидуальных сопоставлений. Для того чтобы определить психологический возраст личности, достаточно знать лишь ее собственные особенности психологического времени. Понятие возраста производно от понятия «время» и не может быть определено без понимания того, о каком времени идет речь и что выступает единицей измерения этого времени. Если применительно к хронологическому возрасту 30 лет это значит лишь то, что в течение своей жизни человек совершил вместе с Землей 30 оборотов вокруг Солнца. Но определить тот же интеллектуальный (психологический) возраст как действительно временную характеристику уже невозможно, ибо о каком времени идет речь, мерой какого прошлого является этот возраст - совершенно непонятно. Но в то же время авторы определяют психологический возраст личности как меру психологического прошлого личности, подобно тому как хронологический возраст - мера его хронологического прошлого.

О том, как именно диагностировать психологическое прошлое, а через него и психологический возраст, авторы однозначно не определяют. Однако, по их мнению, относительной мерой психологического прошлого могла бы быть реализованность психологического времени

Мерой психологического возраста могут быть самые разные показатели. Многие описывают этапы своей жизни, ориентируясь на существующие в обществе социальные представления о том, на какие этапы должна делиться жизнь (детство, отрочество, юность). При таком делении, по данным Т.Н.Березиной, также опираются на социально заданные внешние ориентиры, преимущественно деятельного характера (детство до школы; школа, армия, поступление в техникум-ВУЗ - это юность; работа после ВУЗа - зрелые годы). Но в то же время некоторые выделяют этапы своей жизни, ориентируясь на события социальной, эмоциональной жизни (встреча со значимым другим, расставание; дружба, брак, рождение детей). Другие делят свою жизнь на этапы, ориентируясь на свой личностный рост («в 5 лет научился читать, а в 12 написал первое стихотворение»), на переезды из города в город («до 10 лет мы жили в одном городе, потом переехали в другой») или же не делят вообще.

Во-вторых, психологический возраст принципиально обратим, (в этом авторы сходны с концепцией А.В.Толстых), то есть человек не только стареет в психологическом времени, но может и молодеть в нем за счет увеличения психологического будущего или уменьшения прошлого. (Стоит отметить, что А.В.Толстых предлагал иной механизм «омоложения».)

В-третьих, психологический возраст многомерен. Он может не совпадать в разных сферах жизнедеятельности. К примеру, человек может чувствовать себя почти полностью реализовавшимся в семейной сфере и одновременно ощущать нереализованность в профессиональной.

Несмотря на свою кажущуюся очевидность, мысль о необходимости изучения специфических закономерностей созревания индивида как носителя системных социальных качеств и развития индивидуальности личности, о поиске соотношений между этими двумя рядами с трудом пробивает себе дорогу в сознании исследователей. В реальности же без пристального анализа соотношения органического и культурного рядов в развитии личности вряд ли можно адекватно отразить закономерности периодизации развития личности, а также решить вопросы о психологическом и физическом возрасте и о критериях зрелости. Прежде всего кратко остановимся на вопросе о психологическом возрасте личности. Если зрелость индивида - соматическая или половая- определяется биологическими критериями, а паспортный возраст - количеством лет, которые существует организм, то с психологическим возрастом и зрелостью личности дело обстоит далеко не так просто. Нет необходимости доказывать, что органическое созревание индивида, например половое созревание, является одной из важных предпосылок формирования идентичности личности. Например, сорокалетний мужчина по своему психологическому складу может быть инфантильной личностью, в то время как шестилетний ребенок при определенных обстоятельствах воспринимает себя как взрослого человека. В качестве примера, иллюстрирующего историческую обусловленность «детства» и «возраста», В. В. Давыдов приводит строчки известного Некрасовского стихотворения: «“...семья-то большая, да два человека всего мужиков-то: отец мой, да я”. Мальчонка в шесть: лет чувствует себя «мужиком чинным», и не только чувствует - реально живет как трудовой человек. А ведь это «дошкольник» по нашему календарному сроку!». Представления о специфике «психологического возраста», идущие от Л. С. Выготского, во многом пересекаются со взглядами Б. Г. Ананьева, который неоднократно подчеркивал, что «психологический возраст» и зрелость выступают как параметры особого исторического времени, в котором и ведется летосчисление жизненного пути личности. Подходы к пониманию природы психологического возраста только намечаются. В частности, в исследовании А. А. Кроника и Е. И. Головахи выделяются такие особенности психологического возраста, как его обратимость и многомерность. Личность в ходе своего развития не только стареет, но некоторые жизненные события могут вернуть ей молодость, и не в образном, а в подлинном психологическом смысле этого слова. Многомерность же психологического возраста проявляется в том, что в разных сферах деятельности личность взрослеет неравномерно. В одной сфере деятельности она воспринимает себя как зрелого мужа, а в другой страдает от сознания собственного инфантилизма. Следует подчеркнуть, что природу психологического возраста нельзя раскрыть, минуя представление о «временной перспективе» и ее значении в жизни личности (Б. В. Зейгарник). Не является ли одним из симптомов наступления психологической старости ретроспективная направленность мотивов, которая иногда может наблюдаться на довольно ранних этапах жизненного пути?


Что же касается вопроса о психологической зрелости личности, то он не может решаться в отрыве от изучения конкретно-исторической фазы развития общества и той культуры, в которых происходит становление человека. Это та область исследований, где исторической психологии и этнопсихологии еще предстоит сказать свое слово. Наряду с поиском конкретно-исторических характеристик зрелости появляются исследования, в которых ставится вопрос о собственно психологических критериях зрелости личности. П. Я. Гальперин отмечает, что личностью может считаться лишь общественно ответственный субъект, т. е. в качестве критерия зрелости выделяется ответственность личности за свои поступки. В связи с этим особенно важно, что в процессе жизненного пути развитие ответственности формируется в направлений от «объективной ответственности» к «субъективной ответственности». Подобное развитие ответственности индивидуальности описано в цикле исследований Ж. Пиаже, посвященных изучению морального развития личности ребенка.

Б. С. Братусь пытается подойти к критерию вычленения зрелости через изучение тактики целеполагания и видит критерий зрелости личности в искусстве разводить идеальные и реальные цели, к которым стремится человек. Еще одним возможным критерием зрелости является осуществление личностью свободного личностного выбора. Какие бы критерий зрелости личности ни брались, во всех проступает мысль о действующей личности, ставящей новые задачи, о стремящейся к различным целям и мотивам личности, словом, о личности как субъекте противоречивого процесса ее развития.

Признаки двух стадий морального развития *

В психологии существует понятие социального возраста человека.

Определить данный показатель можно по ряду критериев .

Что это такое?

Понятие подразумевает уровень соответствия достижений человека в обществе среднестатистическим показателям среди его ровесников.

Так, каждому этапу жизни человека соответствуют определенные события , которые на этом этапе традиционно происходят.

Есть период, в который подавляющее большинство людей заводят семьи, а есть временной жизненный промежуток, в который у многих появляются внуки.

Определенными временными рамками ограничивается время обучения в школе, поступления в ВУЗ, начала профессиональной деятельности, ухода на пенсию. Подобных примеров можно привести множество.

Если человек укладывается в существующие статистические границы, то его социальный возраст соответствует общепринятой норме.

В этом случае можно говорить о том, что «жизненное расписание» индивида сочетается с «жизненными расписаниями» его ровесников.

Уход от нормы может наблюдаться в двух направлениях:


От чего зависит?

Показатель складывается в процессе социализации человека в обществе . Под влиянием различных факторов человек проходит определенные пути развития, выполняет социальные роли и решает поставленные пред ним задачи.

Несмотря на то, что все члены современного общества поставлены примерно в одинаковые условия, индивидуальность каждого конкретного человека и особенности среды накладывает отпечаток на его жизнь.

Социальный возраст зависит от следующих условий:

  1. Наследственность . Гены играют огромную роль в формировании личности и оказывают влияние на всю жизнь человека.

    Дети не наследуют конкретные способности от своих родителей, но получают по факту рождения определенные задатки, которые могут проявиться в будущем. У родителей с высоким уровнем интеллектуального развития с большой вероятностью вырастет такой же талантливый ребенок, который сможет добиться высот в образовании, в профессиональной деятельности раньше своих ровесников.

  2. Уровень интеллекта . Этот показатель не может повлиять на время вступления в брак, рождение детей и другие аспекты повседневной жизни, но может иметь значение при построении карьеры. Умные люди с большей вероятностью достигают определенных успехов в профессии, чем их менее развитые ровесники. Но следует учитывать, что помимо интеллекта большое значение имеют и общие условия жизни, черты характера.

    Умный, но пассивный и неинициативный человек может в итоге оказаться среди отстающих от большинства.

  3. Воспитание в семье. — это основной, первичный . Именно в семье закладываются основные и убеждения.

    Нередко дети копируют модель поведения своих родителей. Например, у вступившей в ранний брак матери дочери так же рано в дальнейшем связывают себя брачными узами. У асоциальных родителей с большой вероятностью вырастают такие же асоциальные дети и т.д.

  4. Среда обитания . Уровень достижений человека во многом определяется средой, в которой формируется его личность. Так, из двух сверстников один может жить в благополучной семье и получать качественное образование, а другой расти в семье алкоголиков и не ходить в школу.

    Вероятность достигнуть к определенному промежутку жизни среднестатистического профессионального уровня и материального благополучия у первого ребенка во много раз выше, чем у второго.

  5. Материальные условия . Финансовые возможности оказывают влияние практически на все стороны жизни человека. Получить образование, создать семью, приобрести недвижимость, воспитать детей и многое другое можно сделать только при наличии определенных материальных благ.
  6. Черты характера . оказывает ключевое влияние на то, каких социальных успехов достигнет индивид в каждом . Даже при самых неблагоприятных стартовых условиях жизни целеустремленный, и развитый человек способен не только достичь среднестатистического уровня, но и пойти на опережение. В то же время его пассивный, инфантильный или ленивый ровесник может оказаться среди отстающих даже при самых благоприятных условиях.
  7. Влияние окружающих . Общество оказывает огромное влияние на жизнь человека. Общественное мнение, стереотипы, нормы и принципы, которые существуют в обществе в целом и в социальных группах индивида в частности формируют во многом его социальный возраст.

    Часто под влиянием ближайшего окружения и имеющихся в обществе люди вступают в брак, рожают детей, делают карьеру в престижной области и т.д.

Взаимосвязь с психологическим и биологическим возрастом

Биологический возраст — состояние организма, характерное для соответствующего хронологического этапа существования человека.

Часто данные, которые указаны у человека в паспорте, абсолютно не соответствуют его состоянию здоровья, существующим болезням и физическому самоощущению.

Психологический возраст — уровень психического развития, отношение к себе, к окружающим и к жизни.

Зависит не от паспортных данных, а от показателей развития интеллекта. Его также можно назвать интеллектуальным уровнем.

В зависимости от своего психологического состояния человек может приспосабливаться к различным условиям жизни в обществе, достигать поставленных целей, воспринимать окружающую действительность, проявлять мотивы поведения и т.д.

В современных условиях распространенной проблемой является отставание психологического возраста людей от реального уровня.

Инфантильность молодого поколения провоцируется избытком праздности и потребительским отношением к жизни.

Социальный показатель объединяет в себе оба из вышеперечисленных критериев.

Опережающее или запаздывающее биологическое, психологическое развитие оказывают непосредственное влияние на процесс социализации.

Как его определить?

Люди часто задаются вопросом, как определить свой социальный возраст. Для этого необходимо оценить следующие показатели своей жизни:

  • оценка нравственно-правового уровня (степень усвоения существующих в обществе правил и норм поведения, умение вести себя соответственно ситуации, знание своих прав и обязанностей и т.д.);
  • оценка (положение, которое человек занимает в обществе благодаря его профессиональным достижениям и включенности в различные );
  • определение социально-демографической роли (состояние в брачных отношениях, рождение детей, выход на пенсию и т.д.)
  • оценка профессиональных достижений (степень профессионализма, карьерные успехи).

Полученные результаты сравниваются со среднестатистическими показателями .

Также можно обратиться к специализированным тестам. Ответив на ряд вопросов, легко получить необходимую информацию.

Полученные сведения помогут оценить уровень собственных достижений и увидеть возможные проблемы.

Таким образом, социальный возраст есть у каждого человека, и он может не соответствовать реальным паспортным данным . При желании можно попробовать самостоятельно определить данный показатель.



© 2024 Идеи дизайна квартир и домов