Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Князь игорь. Князь игорь рюрикович Печенеги и русские

  В те времена, когда Игорь Рюрикович вступил на киевский престол, Русь представляла собой обширную территорию с центром в Киеве, которую объединил под своей рукой князь Олег .

В границах Новгородской земли проживали ильменские словены и финно-угорские племена — чудь, меря и весь. Дань киевскому князю платили кривичи , северяне , уличи , радимичи , древляне , а также ряд прибалтийских племен . Игорь унаследовал государство, простиравшееся от Ладоги до Поднепровья, выступавшее как полноправный участник международных событий в евразийском регионе, где важную роль в дипломатии играли Византия , Арабский халифат и Хазарский каганат . Единство Руси времен Игоря держалось лишь силой оружия княжеской дружины, в которой числилось немало наемников из Скандинавии.

Связи между отдельными землями и центром были непрочными. Местные княжья сохраняли свои права и управляли племенными союзами независимо от Киева. Княжение Игоря ознаменовалось активизацией тяготения к автономии у некоторых восточнославянских этносов. Первыми вышли из его подчинения древляне, а затем — уличи. С теми и другими Игорю пришлось вести длительную борьбу. В его правление впервые у южных границ Руси появились печенеги . Византия, опасаясь усиления Киевской Руси, использовала их в своих интересах. Игорю удалось обезопасить пределы государства и заключить в 915 году с печенегами мир сроком на пять лет.

Игорь участвовал во многих военных походах, которые не всегда заканчивались для него удачно. В 941 году он потерпел сокрушительное поражение под стенами Константинополя, но три года спустя с большим войском, состоявшим из варягов, печенегов и воинов подчиненных ему племен, вновь пошел на Царьград. Устрашившись, греки поспешили начать с ним переговоры о мире. Договор с Византией, заключенный в 945 году, свидетельствует, что ее влияние на Русь было значительным.

В правление Игоря границы Русской земли расширились до Кавказа и Таврических гор. Он настойчиво боролся за гегемонию на юге Восточной Европы и в Северном Причерноморье, чего требовали политические и торговые интересы Руси.

ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ

  912 г. Смерть князя Киевского и князя Новгородского Олега. Вступление Игоря на киевский престол.

  913 г. Неудачный поход русов на 500 судах к Каспию.

  914 г. Подавление Игорем бунта древлян и наложение на них новой дани.

  Позднее 914 г. Игорь передает право сбора дани с древлян воеводе Свенельду, чем вызывает недовольство киевской дружины.

  915 г. Первое летописное упоминание о походе печенегов на Русь. Заключение мира сроком на пять лет между печенегами и князем Игорем.

  920 г. Поход князя Игоря на печенегов.

  922 г. Поход Игоря на уличей и наложение на них дани. Передвижение границы Руси за Днепр.

  925 г. В результате объединения хорватских племен возникло королевство Хорватия.

  934 г. весна — Печенеги в союзе с другими тюркскими племенами, заключив мир с венграми, объявили войну Византии, разорили Фракию и подступили к Константинополю. Заключение мира Византии с венграми и печенегами.

  935 г. Поход русских судов вместе с греческим флотом на Апеннинский полуостров.

  936 г. Началось правление германского короля Оттона I (936-973), с 962 — императора «Священной Римской империи».

  Около 940 г. Рождение у князя Игоря и Ольги сына Святослава.

  Начало 940-х гг. Начало княжения малолетнего князя Святослава в Новгороде.

  940 г. Взятие киевским воеводой Свенельдом Пересечена — главного города племени уличей.

  941 г. Поход князя Игоря на Константинополь, закончившийся полным разгромом русского флота и большими потерями среди русов во время их возвращения на родину.

  942-944 гг. Походы тмутараканского князя Хельгу на византийские земли и на г. Бердаа в Закавказье.

  942 г. Поход князя Игоря на древлян и их усмирение. Увеличение древлянам дани в пользу Киева, что вызвало их неповиновение.

  943 г. Поход князя Игоря на Византию с огромной ратью. Византийцы отправляют посольство к князю Игорю с предложением мира. Киевский князь получает откуп от греков, разоряет Болгарию и возвращается в Киев.

Династия Рюриковичей правила государством свыше 700 лет. О событиях, в которых участвовал князь Игорь, сегодня известно только из ряда летописей, порой противоречащих друг другу.

Детство и юность

Точная дата рождения Игоря неизвестна. И если «Повесть временных лет», в принципе, умалчивает об этом моменте, то в других летописях год рождения сильно разнится. Наиболее вероятно, что родился он в 875 году. Его отец Рюрик был основателем древнерусского государства. Но когда он умер в 879 году, мальчик был слишком мал, чтобы править. Поэтому Игорю был назначен регент – родственник Рюрика – . Он был воином и нередко брал мальчика в военные походы.

О матери Игоря информации крайне мало. Только в Иоакимовской летописи указано, что ею была норвежская княжна Ефанда. Историк Татищев считал ее сестрой Олега.

Возможно, что у Игоря были и братья, и сестры, однако в летописях упоминаний об этих людях нет. Но в некоторых источниках упомянуты племянники и двоюродные братья князя. Скорее всего, они не владели землями и полномочиями, а входили в дружину князя.


Зачастую его имя упоминается с прилагательным «Старый». Есть два варианта происхождения этого прозвища. Так как в династии Рюриковичей был не один Игорь, решили первого из них называть «Старым». И, скорее всего, использовать это стали историки поздних периодов, а не его современники. Другой причиной этого прозвища мог стать тот факт, что к власти князь пришел не по достижении совершеннолетия, а только после смерти Олега. Игорю на тот момент было уже около 37 лет.

Правление

Вещий Олег оставил Игорю богатое государство, собственным примером показав, как с ним управляться. Но власть принесла немало забот. Как только древляне узнали о смерти Олега, сразу же отказались выплачивать новому правителю дань. Игорь был вынужден собрать дружину и отправиться в их земли. А чтобы им в дальнейшем было неповадно бунтовать против князя, обложил их данью вдвое больше прежней. С тех пор древляне затаили на него сильную обиду.


Внутренняя и внешняя политика Игоря Рюриковича имела завоевательный характер. После восстания древлян он решил иначе собирать дань с людей. Ежегодно вместе с дружинниками князь объезжал подвластные ему земли и собирал «налог» племен, которые там жили. Брал все: муку, зерно, мед, шкуры животных и др. Теперь это называлось полюдьем. Но вот люди Игоря вели себя с народом крайне грубо и дерзко. Да и сам князь отличался крутым и вспыльчивым нравом.

В 915 году Игорь отправился на помощь Византии, на которую напали болгары. В 920 году он разбил печенегов. Но самыми важными военными походами в жизни князя Игоря становятся его походы на Византию.


В 941 году он приплыл в Византию в сопровождении тысячи кораблей. Однако грекам удалось отразить нападение, они применили на тот момент новое оружие – «греческий огонь» – смесь нефти и других горючих веществ. С помощью «огня» они сожгли большинство вражеских кораблей.

Игорь был вынужден вернуться домой, но только с одной целью – собрать новое войско для следующего похода на Византию. В этот раз его ждал успех. Князь заключил с византийцами мирный договор, по которому ему была предусмотрена денежная выплата.

33 года стоял Игорь во главе Древней Руси, годы его правления – с 912 по 945 годы. Его родовым знаком был стилизованный пикирующий сокол.

Личная жизнь

Женой Игоря стала псковитянка со сказочным именем Прекраса, которой молодой князь перед заключением союза дал новое имя – Ольга. Почему он так сделал, опять же, вариантов несколько. Либо это был его каприз и демонстрация власти. На момент их бракосочетания молодому человеку было 25 лет, а девушке всего 13. Либо же причина этого поступка крылась намного глубже.


В некоторых источниках говорится о том, что Ольга – дочь Олега. А именно Олег и сосватал ее Игорю. Его целью было укрепить влияние на повзрослевшего юношу. Имя Ольга – производное от мужского имени Олег. В историю женщина вошла как Ольга, став великой княгиней и первой правительницей, принявшей христианство.

У них родился сын Святослав, ставший через три года князем под опекой матери.


У Игоря были и другие жены, но Ольга всегда оставалась его любимой женщиной. Она была мудрой, к решению вопросов подходила продуманно и взвешенно. Были ли дети в остальных браках у Игоря, в летописях не сообщается.

Смерть

Отдельного внимания заслуживает смерть князя Игоря. В 945 году его дружинники стали жаловаться, что им не хватает денег, что они материально не благополучны. Воины уговорили правителя отправиться собирать полюдье в древлянские земли. Они брали дань сверх назначенной меры, совершали насилие над жителями.


На обратной дороге в Киев во время привала Игорь неожиданно решил вернуться к древлянам за дополнительной данью. Князь отпустил часть войска с уже собранным полюдьем в Киев. А сам с малым числом дружинников отправился назад.

Как только древляне услышали о возращении князя, они решили мирным способом урегулировать ситуацию, но Игорь отказался покидать земли. Поэтому древляне во главе с их правителем, князем Малом, решили восстать против Игоря, так как деятельность его нарушала нормы установленного уклада.


Игорь был в меньшинстве, его дружинников древляне быстро поразили, князя взяли в плен, а вскоре казнили. По данным византийского летописца Льва Диакона, убийство князя было совершено с особой жестокостью. Игоря привязали к верхушкам согнутых деревьев и разорвали тело на части.

После его кончины на престол взошла княгиня Ольга, так как сын Святослав был слишком мал. Став во главе государства, Ольга решила отомстить за смерть мужа.


Князь Мал прислал княгине сватов. Древляне приплыли по Днепру на лодке. Ольга приказала воинам нести на руках лодку вместе с гостями до дворца, таким образом оказав им честь. Но к тому времени во дворе вырыли яму, в которую скинули сватов вместе с лодкой, а после закопали живьем. Вскоре к Ольге приехали послы от Мала. Женщина сказала, чтобы те сначала помылись с дороги. Мужчины зашли в баню, ее тут же закрыли и подожгли.

Князя Игоря похоронили недалеко от города Искоростеня, Ольга решила отправиться с дружиной на могилу мужа. Княгиню встретили древляне, но сразу поинтересовались, где послы, которых ей отправил князь. Женщина их убедила, что те идут следом с киевской дружиной. На поминальном пиру она без меры поила древлян, а когда они были уже до неприличия пьяны, приказала дружинникам порубить их всех.


Ольга осадила Искоростень, но сдаваться древлянский народ не собирался. Поэтому княгиня решила взять их хитростью. Она сообщила им, что ее муж отмщен, и потребовала от жителей Искоростеня условную дань: три воробья и три голубя со двора. Горожане, ничего не подозревая, с явным облегчением, исполнили требование княгини.

Ольга велела своим воинам привязать к ноге каждой птицы зажженный трут и отпустить их. Птицы вернулись в свои гнезда и подожгли город. Древляне бежали, но тут же попадали в руки Ольги. Некоторых убивали на месте, других брали в плен, а после продавали в рабство.

Поступки княгини Ольги, мстившей за смерть мужа, ужасают. Но те времена отличались своей жестокостью, так что ее деяния соответствовали нравам эпохи.

Память

  • Игоревская улица в Киеве

Кино

  • 1983 – «Легенда о княгине Ольге», в роли Игоря Александр Денисенко

Литература

  • «Игорь», А.Серба
  • «Князь Игорь и княгиня Ольга», В. Седугин
  • «Наконечник ножен меча из кургана близ Коростеня», М. Фехнер

Изобразительное искусство

  • «Князь Игорь собирает дань с древлян в 945 году», К. Лебедев
  • «Первая встреча князя Игоря и Ольги», В. Сазонов
  • «Князь Игорь», К. Васильев
  • «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря», В. Суриков
  • «Князь Игорь», И. Глазунов
  • «Казнь князя Игоря», Ф. Бруни

Три группы русов и загадочные походы на Каспий

В свете изложенной выше концепции эти походы перестают быть такими загадочными. Становится понятной и причина, по которой они не попали в русские, а точнее, киевские летописи. ЭТО БЫЛИ ДЕЯНИЯ НЕ КИЕВСКИХ РУСОВ. Русы пришли на Каспий из Дунайской Руси.

Начиная с Х века в арабо-персидских источниках появляется сюжет о трех видах или группах русов – Куйабе (Кукийана других источников, некоторые делают уточнение, что эта группа называется равас), Славийи (Салав) и Арсанийи, столица которых называется Арса (Уртаб в ХАА). У каждой группы есть свой царь. В целом, о расположении этих групп восточные источники не сообщают ничего вразумительного, но ряд характеристик, которые мы находим у разных авторов, позволяют прояснить ситуацию.

Пожалуй, лишь относительно локализации Куйабы у исследователей не возникает сомнений – ее единодушно отождествляют с Киевом и его округой, которую русские летописи называют «Русская земля», а Константин Багрянородный аналогично называет «Киоава». Итак, отметим, что «Русская земля» – это область компактного расселения этнических русов или, точнее, русинов, как они сами себя называли, независимая от других – нерусских – земель. В летописи «земля» означает государство: «Болгарская земля», «Греческая земля», «Чешская земля» и т. д., а также автономные восточнославянские княжества, вассальные Киеву: «Новгородская земля», «Полоцкая земля», «Деревская земля». Ни Новгородская, ни Полоцкая, ни Деревская, ни Ростовская, ни Муромо-Рязанская, ни Волынская, Туровская или Галицкая земли «Русскими» не назывались и ей противопоставлялись – это были «земли», завоеванные русами и платившие им дань. В «Русь» ездили из Смоленска и Новгорода, из Полоцка и Ростова. Границы днепровской Русской земли четко определены в летописи: Киев и старая земля Полян, Переяславль – Русский, Чернигов, Любеч, Новгород – Северский, Курск и вся Северская земля – бывшая территория Волынцевской культуры. Именно ее В. В. Седов, как мы помним, определяет как Русский каганат.

Славийу историки столь же единодушно объявили Новгородом-Ильменским, стоявшим в земле словен. Однако в восточных текстах говорится именно о землях народа русов, а ни в Новгороде, ни в Киеве, как мы уже успели убедиться, Новгородскую землю «русской» не считали. По той же причине должны быть исключены и все восточнославянские земли, завоеванные Русью. Географ аль-Истархи, у которого мы находим самую полную и, возможно, самую раннюю версию сообщения о «трех группах», примерно в 930–931 гг. писал, что Куйаба – ближайшая группа русов к Волжской Болгарии (в ХАА – «к мусульманам», хан Волжской Болгарии принял ислам примерно в 922 году), а Славийа – самая отдаленная группа. Здесь следует еще несколько слов сказать о Новгородской земле. Ее с Болгарией-на-Волге связывал речной Волго-Балтийский торговый путь, который значительно сокращал время на путешествие, следовательно, в глазах путешественников именно Новгород – «Славийа» должен был находиться ближе к Востоку, чем лежащий за лесами и степями Киев. Чтобы попасть из Киева на Волгу, нужно было пройти сквозь дремучие вятичские и муромские леса или же двигаться кружными путями к рекам Дону и Оке. Удобное расположение Новгорода и объясняет как раз его экономический расцвет в XI–XIV вв.

Следовательно, Славийа располагалась на запад от Киева. Это было явно значительное государственное образование, а значит, всевозможные «русские марки» Германии и Венгрии отпадают. Вспомним, что аналогичным образом – «наиболее отдаленная Русь» – Идриси в XII веке описывал Дунайскую Русь! Именно со Славийей автор или источник ХАА связывал сюжеты о болгарах: с некоей «страной болгар» (автор «Худуд-ал-Алам» отождествлял этих болгар с «внутренними болгарами» Приазовья) русы Славийи могут воевать, а в мирное время – торговать. Вовсе не обязательно связывать это сообщение исключительно с черными болгарами Приазовья. На Востоке вполне могли спутать две Болгарии – дунайскую и азовскую. Б. Рыбаков, опираясь на сообщения ХАА и Идриси о трех городах русов, считал, что города эти стояли на Днепре и отождествлял Куйабу – с Киевом, Арсу/Уртаб – с Роднем, а Славийу – с Переяславлем – Русским. Однако на Дунае также был известен город Переяславец, более древний, чем днепровский (согласно летописям и последним археологическим исследованиям Переяславль-Русский основал Владимир Креститель). Не случайно именно сюда Святослав Храбрый намеривался перенести свою столицу из Киева.

Еще одним доказательством такой локализации Славийи служит другое известие Идриси. Согласно этому географу, на пространстве между Днестром и Дунаем (точная локализация не установлена) располагался город Саклаха, который вполне может оказаться Салавом, стольным градом Руси – Славийи. Разница написания не должна в данном случае смущать, так как Идриси был компилятором и пользовался различными и разновременными источниками. В одном из них (ХАА) город назывался Салавом, в другом Саклахой. Аналогично Киев именуется у него Кукийаной, а в другом месте Кавом. Этот загадочный город является серьезным конкурентом для летописного Переяславца-на-Дунае (Барасклафиса). Дело в том, что этот город стал сколь-либо значительным центром лишь во времена написания русских летописей, что заставляет задуматься над тем, что город, который Святослав хотел сделать своей столицей, – это болгарская столица Преслав Великий. Это, в свою очередь, объясняет странную (учитывая, что дунайские города едва ли не добровольно сдавались русским дружинам!) неприязнь «переяславцев» к Храброму князю.

Не менее интересную информацию можно встретить у Идриси по поводу границ Руси и Болгарии. Эта информация заставляет задуматься над тем, что географ механически соединял известия о двух русских государствах. Ал-Идриси в вводной части 5 секции VI климата, приводя общее описание Черного моря, перечисляет страны на черноморском побережье: «На южном берегу этого моря, там, где он соприкасается с западным, лежит страна Хараклийа (Гераклея Понтийская), затем следует ал-Калат (Галатия), страна ал-Бунтим (Понт), страна ал-Хазарийа (Хазария), страна ал-Куманийа (Кумания), [страна] ар-Русийа и земля бурджан (Болгария)». Характерно, что на карту он это известие не поместил, а Днестровско-Дунайское междуречье вовсе не отметил как чье-либо владение. Но вот арабский ученный второй половины XIV – начала XV вв. ибн-Халдун, оставивший описание карты Идриси в одном из своих сочинений, дважды подчеркнул, что Русь и Болгария лежат на побережье Черного моря и имеют общую протяженную границу: по его словам, «Русь окружает страну бурджан» с запада, севера и востока! Вторит ибн-Халдуну и Идриси ал-Бекри, автор XI в., который сообщает о русах как о «народе островном и корабельном», живущем около Дунайской Болгарии и «часто спускающемся в море Нитас».

Самой загадочной из трех групп русов по праву считается Арсанийа. Сами арабо-персидские авторы писали, что никто не знает точного местоположения Арсы. В науке высказывались самые разные мнения, и, конечно, по тем же критериям, по которым Славийа была объявлена Новгородом: в Арсе видели Ростов, Белоозеро, Тъмуторокань, Смоленск, Полоцк. Впрочем, арабы все-таки оставили нам кое-какие зацепки.

1. Само то обстоятельство, что никто из чужеземцев не знал, где находится Арса, потому что всякого чужестранца русы убивали и «никто не отваживался войти в их землю». Торговлю они вели через киевлян. Такая закрытость говорит только об одном – для русов Арса была священным городом.

2. Исходя из того, что местоположение Арсы было неизвестно, находилась она очень далеко.

3. Из слов ибн-Хаукаля (современник Святослава): «Но для торговли никто не ездит далее булгарской столицы, никто не ездит до Арты», – можно сделать вывод, что в Арсу – Арту – Уртаб можно было попасть по Волго-Балтийскому пути, двигаясь вверх по течению от Болгарии-на-Волге.

1. Одной из основных статей экспорта Арсы было олово, что говорит о его торговых связях с Англией, возможно, через посредников.

Все вышесказанное указывает на Балтику, где А. Г. Кузьмин выделял целых четыре Руси! Русские колонии в устье Немана, на Западной Двине, острове Сааремаа и на побережье Эстонии – в провинциях Роталия и Вик мы должны исключить ввиду их незначительности, тем более что многие из них возникли гораздо позже, в XI веке. Также мы должны исключить Ладогу. Во-первых, она также была незначительным владением, рано слившимся с княжеством Словен – Новгородцев, а во-вторых, Ладога совершенно не имела того ареола святости, который окружал Арсу. Таким образом, остается лишь остров Рюген!

Он полностью соответствует всем описаниям Арсы! Во-первых, описания Рюгена – Руяна в германских хрониках почти дословно повторяют арабо-персидские описания «острова Рус». Во-вторых, «остров Рус» в арабских дорожниках всегда помещался к западу от восточных славян и единственный не имел никаких ориентиров относительно соседних народов, то есть он находился так далеко, что восточные географы просто не знали его точное местоположение. В-третьих, как и Арса, Рюген был связан с Волжской Болгарией водным торговым путем, именно в Болгарии восточные купцы столкнулись с островными русами в IX веке. В-четвертых, Рюген торговал со всем миром и был связан с Англией в том числе! Наконец, в-пятых, «царь» Рюгена сидел в Арконе, священном граде всей Славянской земли, а «царь» Арсанийи сидел в священном городе Арса! Впрочем, балтийские русы заслуживают отдельного разговора, здесь же мы должны разобраться с их собратьями в Киеве и на Дунае.

Итак, в Х веке (первые упоминания о «трех группах» появляются примерно во времена походов Святослава) арабам были относительно неплохо известны два русских государства в бассейне Черного моря – Дунайская («наиболее отдаленная») Русь или Славийа (Переяславское княжество?) и более молодая Киевская Русь. Летописцы, сохранившие для нас обрывки (иначе и не назовешь) начальной истории Киевского государства, не знают о многих деяниях, совершенных русами на берегах Черного и Каспийского морей. Логично предположить, что совершали эти деяния русы Дунайского княжества!

Такая локализация подтверждается и источниками, повествующими о каспийских походах русов, однако, отказываясь верить в Дунайскую Русь, исследователи проходили мимо этих ценнейших указаний! Аль-Масуди, прозванный ученными «арабским Геродотом», географ первой половины Х века, оставил нам ценнейшее описание русского похода на Каспий 909–913 гг.: «Русы составляют многие народы, разделяющиеся на разрозненные племена. Между ними есть племя, называемое Лудана (? – А. К.), которое есть многочисленнейшее из них; они путешествуют с товарами в страну Андалус (Испания – А. К.), Румию (Рим (Италия) – А. К.), Кустантинию и Хазар. После 300 года хиджры (912–913 года по Р Х.) (летосчисление в мусульманской литературе ведется от года переселения (хиджры) Мухаммада и его сторонников из Мекки в Медину, имевшему место в 622 г. от Р Х. – А. К.) случилось, что около 500 кораблей, на коих на каждом было сто человек (из Русов), вошли в рукав Найтаса, соединяющийся с Хазарскою рекою (имеется в виду Волга. Аль-Масуди считал, что есть пролив, соединяющий Волгу с Черным морем. – А. К.). Здесь же хазарским царем поставлены в большом количестве люди, которые удерживают приходящих этим морем, также приходящих сухим путем с той стороны, где полоса хазарского моря (Каспийского моря. – А. К.) соединяется с морем Найтас. Это делается потому, что Туркские кочевники – Гуззы приходят в этот край и зимуют здесь; часто же замерзает вода, соединяющая реку Хазарскую с рукавом Найтаса, и Гуззы переправляются по ней со своими конями, – ибо вода эта велика и не ломается под ними по причине сильного замерзания – и переходят в страну Хазар. Иногда выступает им навстречу хазарский царь, когда поставленные им люди слишком слабы, чтобы удержать Гуззов, препятствовать им в переправе по замерзшей воде и удалять их от своего государства. Что же касается лета, то Турки не имеют тогда дороги для переправы по ней. После того, как русские суда прибыли к хазарским людям, поставленным при устье рукава, они (Руссы) послали к хазарскому царю просить о том, чтоб они могли перейти в его страну, войти в его реку и вступить в хазарское море – которое есть также море Джурджана, Табаристана и других персидских стран, как мы уже упомянули – под условием, что они дадут ему половину из всего, что награбят у народов, живущих по этому морю. Он же (царь) согласился на это. Посему они вступили в рукав, достигли устья реки и стали подыматься по этой водяной полосе, пока не достигли реки хазарской, вошли по ней в Итиль (столица Хазарии – А. К.), прошли его и достигли устья реки и впадения ее в Хазарское море. От впадения же реки до города Итиль это большая река и многоводная. И русские суда распространились по этому морю, толпы их бросились на Джиль, Дайлем, на города Табаристана, на Абаскун, который находится на Джурджанском берегу, на нефтяную страну (область города Баку – А. К.) и по направлению к Адарбайджану, ибо от области Ардабиля в стране Адарбайджане до этого моря расстояние около трех дней пути. И русы проливали кровь, брали в плен женщин и детей, грабили имущество, распускали всадников (для нападений) и жгли. Народы, обитавшие около этого моря, с ужасом возопили, ибо им не случалось с древнейшего времени, чтобы враг ударял на них здесь, а прибывали сюда только суда купцов и рыболовов. Русы же воевали с Джилем, Дайлемом и с военачальником Ибн-абис-Саджа (арабский правитель Армении и Азербайджана – А. К.) и достигли до нефтяного берега в области Ширвана, известного под названием Баку. При возвращении своем из прибрежных стран, Русы поворотили на острова, близкие в Нафте, на расстоянии нескольких миль от нее. Царем Ширвана был тогда Али ибн аль-Гайтам. И жители вооружились, сели на корабли и купеческие суда и отправились к этим островам; но русы устремились на них, и тысячи мусульман были умерщвлены и потоплены. Многие месяцы русы оставались на этом море в таком положении: никто из тамошних народов не имел возможности подступать к ним на этом море, а они все укреплялись и были на страже от них, ибо море это обитаемо вокруг народами. После того, как они награбили и им надоела эта жизнь, отправились они к устью Хазарской реки и истечению ее, послали к царю хазарскому и понесли ему деньги и добычу по их уговору. Царь же хазарский не имеет судов, и его люди непривычны к ним; в противном случае, мусульмане были бы в великой опасности с его стороны. Ларсия же и другие мусульмане из страны Хазар узнали об этом деле и сказали хазарскому царю: «Позволь нам (отомстить), ибо этот народ нападал на страну наших братьев – мусульман, проливал их кровь и пленил их жен и детей». Не могши им препятствовать, царь послал к Русам и известил их, что мусульмане намереваются воевать с ними. Мусульмане же собрались и вышли искать их при входе в Итиль по воде. Когда же увидели они друг друга, Русы вышли из своих судов. Мусульман было около 15000 с конями и вооружением, с ними были также многие их христиан, живших в Итиле. Три дня продолжалось между ними сражение; Бог помог мусульманам против Русов, и меч истребил их, кто был убит, а кто утоплен. Около же 5000 из них спаслись и отправились на судах в страну, примыкающую к стране Буртас (буртасов. – А. К.), где они оставили свои суда и стали на суше; но из них кто был убит жителями Буртаса, а кто попался к мусульманам в стране Бургар (Булгар, то есть Волжская Булгария. – А. К.), и те убили их. Сосчитанных мертвецов из убитых мусульманами на берегу Хазарской реки было около 30000. С того года Русы не возобновили более того, что мы писали.

Сказал Масуди: мы же привели этот рассказ в опровержение мнения тех, которые полагают, что Хазарское море соединяется с морем Майотас (Азовское море. – А. К.) и рукавом Кустантинии посредством моря Майотас и Найтас. Если бы это было так, то Русы непременно выступили бы по этому (последнему) морю, ибо оно есть их море, как мы уже упомянули. Тому же, что мы описали, не противоречит никто из народов, соседних с этим морем (а именно), что море персидских народов не имеет рукава, соединяющегося с другим морем, ибо оно небольшое море, известное со всех сторон. То, что мы писали о русских судах, распространено у всех народов, и год известен; это было после 300 (хиджры), только от меня ускользнуло определение года. Может быть, упоминание, что Хазарское море соединяется с рукавом Кустантинии, под «Хазарским морем» разумели море Майотас и Найтас, которое есть море Бургара и Руса. Бог же лучше знает, как оно есть…»

Описанному походу предшествовал другой грабительский набег 909–910 гг., в ходе которого русы были истреблены, правда, неясно – нападавшие русы или же какой– то купеческий караван. Истребление собратьев стало причиной новой карательной акции, надолго запомнившейся арабам. Причины появления русов на Каспии тесно связаны с общей политической обстановкой в мире, и здесь не место обсуждать их. Нас же здесь интересует маршрут, которым двигалось русское войско: Черное море – Керченский пролив – Дон – Волга – Каспий. В другом месте Масуди уточняет расположение русов на северо-западном побережье Черного моря, откуда они совершают нападения на Хазарию!

В том же самом регионе помещает русов ибн-Хордадбег, писавший за сто лет до Масуди, в 840-х – 860-х гг. Согласно его сведениям, русские купцы двигались по Черному морю мимо византийских владений в Крыму, то есть с северо-западного побережья (Киевской Руси еще не существовало!) – через Керченский пролив – Дон – Волгу – в Каспийское море. Маршрут в точности повторяет маршрут движения русского флота в 913 году! Все это позволяет сделать вывод, что и в начале Х в., и ранее – в первой половине IX века на Нижнем Дунае находился мощный политический и военный центр – Русское государство! Естественно сделать вывод, что именно отсюда выступали русские эскадры, грабившие уже в конце VIII – начале IX вв. Сурож (Житие Стефана Сурожского), Амастриду (Житие Георгия Амастридского) и, конечно же, осаждавшие Царьград в 860 году! Столь могущественное государство должно было оставить след в источниках, и мы его тут же обнаруживаем в франкских Бертинских анналах! Речь идет о посольстве «хакана народа Рос» в Византию и Германию 839 года!

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора

29. Каспий Каспийское море – Гирканское море , с. 148.

Из книги Славянское завоевание мира автора Носовский Глеб Владимирович

1.15. Каир, он же Вавилон Кама, Каспий, Киев, Константинополь, Кэнугард = Киев, Кюльфингаланд, Ладога Согласно скандинавам, КАИР - то есть современный город в африканском Египте - именовался ВАВИЛОНОМ НОВЫМ , с. 79.Далее: река КАМА = КУМА (скандинавское KUMA) , с. 35 =*= КИННА

Из книги Открытие Хазарии (историко-географический этюд) автора Гумилев Лев Николаевич

Каспий, климат и Хазария Теперь у нас появились данные, для того чтобы заполнить «белое пятно» нашей историко-климатической схемы - промежуток между VI и XIII вв. За это время Каспийское море поднималось два раза: в X в. на 3 м и в XIII–XIV - на 10 м. Оба поднятия соответствовали

Из книги Русы Великой Скифии автора Петухов Юрий Дмитриевич

Вторжение в Месопотамию русов-ариев Персии - По-Русии. Держава Александра Македонского. Агония русов на Ближнем Востоке Прежде полного и окончательного исчезновения русов (решение «русского вопроса» на прародине русов) в данном регионе были еще Персидское и

Из книги Полигоны смерти? Сделано в СССР автора Баландин Рудольф Константинович

Как спасти Каспий? В СССР после двух лет засухи, страшного голода и коллективизации (1930–1933 годы) сток Волги резко пошел на спад. Затем и уровень Каспийского моря стал быстро снижаться. Советским ученым пришлось всерьез задуматься о том, как справиться с этой напастью. Это

Из книги Лев Гумилев: Судьба и идеи автора Лавров Сергей Борисович

8.1. Истори выходит на географию (Каспий: «кроты» – профессионалы и любители) Ученые похожи на кротов, которые зарываются в свои ямы все глубже и глубже, а факты прямо выкладывают на поверхность, вот и надо другим настоящим ученым ходить между этими фактами, собирать их,

автора

Из книги Персия - Иран. Империя на Востоке автора Широкорад Александр Борисович

Из книги Начало русской истории. С древнейших времен до княжения Олега автора Цветков Сергей Эдуардович

Морские походы русов Русы первыми из «норманнов» вышли за пределы акватории Балтийского и Северного морей. В то время как датские, норвежские и шведские викинги ограничивали свои набеги на западе английским и французским побережьями Ла-Манша, флотилии русов достигли

Из книги Книга 2. Расцвет царства [Империя. Где на самом деле путешествовал Марко Поло. Кто такие итальянские этруски. Древний Египет. Скандинавия. Русь-Орда н автора Носовский Глеб Владимирович

15. Каир = Вавилон Кама Каспий Киев Константинополь Кэнугард = Киев Кюльфингаланд Ладога Согласно скандинавам, КАИР - то есть современный город в африканском Египте - именовался ВАВИЛОНОМ НОВЫМ , с. 79.Далее: река КАМА = КУМА (скандинавское KUMA) , с. 35 = * = КИННА

Из книги Великий Тамерлан. «Сотрясатель Вселенной» автора Нерсесов Яков Николаевич

Глава 1 Походы, походы, походы: Легенды… Слухи… Ужасы… После Куликова побоища остатки Мамаева полчища предпочли перейти к его победителю чингизиду Тохтамышу. Оставленный всеми, темник бежал к генуэзцам в Крым в Феодосию (Кафу). Здесь ему пришлось таить свое имя. Однако

Из книги Русские Украйны. Завоевания Великой Империи автора Черников Иван Иванович

Глава 2 Выход на Каспий Одним из правопреемников Большой Орды стало Астраханское царство, получившее независимость в 1481 г. С падением Казани враждовавшие ногайские князья степей Волги уже искали покровительства в могущественной Москве. Так, в 1553 г. сюда прибыли послы

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Об этом походе умалчивают русские летописи, но о нем хорошо известно арабским авторам. В частности Ал-Масуди («Промывальни золота и рудники самоцветов»).

Поход, на тот период, уже Великого Киевского князя Игоря проходил в 913 г. Ему предшествовал ряд событий, о которых следует упомянуть отдельно.

Начиная с 908 г. Олег, регент Игоря, который и в 33 года не допускал его к самостоятельному правлению, предпринял несколько неудачных походов в Персию.
Есть все основания полагать, что в это время Киевская Русь все еще находилась в вассальной зависимости от Волжской Булгарии, у которой в это время осложнились отношения с Багдадским халифатом. Поэтому Олег вынужден был участвовать в составе булгарского войска в отражении натиска персов. О каких либо успехах руссов в этих компаниях не известно. Но очевидно Олег смог лично ознакомиться с прикаспийскими народами и оценить их потенциал, в случае проведения независимой от Булгарии военной операции. Надо полагать, что в этих походах участвовал и Игорь.

Пока Олег был отвлечён на участие в конфликте Булгарии и Багдадского халифата, в это время осложнились торговые отношения с Византией, которая решила выдавить из Константинополя русскую торговую миссию, и создать для русских кабальные условия для торговли на территории Византии. Для урегулирования конфликта Олег отправил в Константинополь посольство, которому поручил напомнить византийцам, как он пять лет назад прибивал свой щит к вратам Константинополя. В результате конфликт был исчерпан, и опасность новой русско-византийской войны была устранена.

19 июля 912 г. над Русью пролетела комета Галлея, которую было видно даже в сумерках. Олег воспринял это хорошим предзнаменованием, что бы исполнить свой замысел относительно разорения прикаспийских земель. Предстоящий поход он обсуждал с Игорем. Но, неожиданно в конце августа Олег скончался, вероятней всего от старости, в возрасте более 80 лет, так как кончина от укуса змеи это всего лишь красивая легенда не более того.

Игорь, помня наказ Олега, которого он почитал за отца, на следующий год собрал войско и выступил в поход, но не сухопутным путем, как они ранее ходили с Олегом, а на кораблях.

Поскольку днепровские пороги не позволяли подниматься в верховья Днепра морским судам, Игорь, очевидно, вышел на Тавриду сухопутным путем, а уже в Херсонесе погрузился на корабли. Флотилия Игоря состояла из почти 50 судов, в каждом из которых размещалось до ста воинов.

Пройдя Киммерейский (Керченский) пролив его суда вошли в Хазарское (Азовское) море и уже через пять дней они вошли в устье Танаиса (Дона). В устье Танаиса находился хазарский пограничный кордон, который препятствовал вхождению иностранных судов на территорию Хазарского каганата, без особого распоряжения правителя Хазарии. Игорь отправил в Итиль, столицу Хазарии, просьбу о проходе через её земли с условием выплаты на обратном пути половины всего, что удастся добыть в этом походе.

Получив согласие, Игорь поднялся по руслу Таниса выше города Саркел (Белая Вежа) (До места, где Дон максимально приближается к руслу Волги в районе современного Волгограда). Далее волоком перетащили корабли на берег Волги и спустились в её устье, пройдя Итиль, выйдя тем самым в персидское (Каспийское) море.

Выйдя в море, флотилия Игоря повернула на право, в сторону кавказского побережья Каспия до Дербента в область Ширван, с главным городом Баку.
Царем Ширвана был тогда Али ибн аль-Гайтам. Жители Ширвана вооружились, сели на корабли и купеческие суда и отправились на встречу русам, но те оказались более искусными в морских сражениях и тысячи мусульман были умерщвлены и потоплены.
После этого в течение нескольких месяцев флотилия Игоря, как отмечает Ал-Масуди, оставались на море не побежденной, так как народы Прикаспия не имели военных флотилий способных оказать сопротивление руссам.
По завершению похода русская флотилия прибыла в Итиль, где выдала добычу в соответствии с договором.

В ставке кагана, не все разделяли его благосклонность к руссам, поэтому чтобы предотвратить внутренние распри, каган разрешил противникам руссов отомстить за грабительский поход. Но чувствуя при этом свою ответственность перед руссами по договору, тайно их предупредил. Таким образом, Игорь знал о готовящемся на него нападении.

Когда русы, подплыв к волоку, вышли на берег, началась битва, продолжавшаяся в течение трёх дней.
Русам противостояли 15 000 мусульман, в составе которых была конница и отряды христиан, живших в Итиле, в то время как Игорь располагал всего 5 000 пеших воинов.

Потеряв около 4 000 воинов, Игорь погрузил оставшихся на корабли и поднялся вверх по течению Волги в земли Волжской Булгарии. Мусульмане не стали их преследовать, поэтому Игорю удалось вернуться домой, но уже пешим ходом, бросив суда на Волге. Выкупив у местного населения лошадей он все же пришёл в Киев с добычей, но она была горькой и не оправдала затрат на этот поход.
Очевидно, поэтому русские летописи и постарались забыть о нем, а может быть следующие правители, просто вычеркнули этот эпизод из славной истории Руси.

Рецензии

Интересно.Но вроде бы первые князья из рода Рюрика прибыв в Киев узнали, что те платят дань Хазарам а не Волжской Булгарии? Второе откуда столько мусульман? Каганат исповедывал иудаизм.Ислам вроде бы пришел в те регионы позже уже после разгрома Хазарии.

(в отношении их этнической принадлежности существуют различные взгляды, доминирующим является норманнский). Их отличала воинственность, свойственная молодым объединениям, и мобильность, обеспеченная умением плавать на судах. Направление их экспансии шло вдоль ключевых торговых путей. Один связывал Северную Европу с Византией («Путь из варяг в греки »), другой - со странами Востока (Волго-балтийский путь). В 80-е гг. IX века арабский географ Ибн Хордадбех описал путь русских купцов, который шёл от северных областей славян по Чёрному морю через владения Византии, затем по Дону и Волге к столице Хазарии. Оттуда русы выходили в Каспийское море и свободно высаживались в любом месте побережья, либо плыли к Джурджану на его южном берегу, и от него по суше достигали Багдада.

Экономическое значение региона определялось возникшим с конца VIII в. подъёмом мировой торговли, превратившим Каспий в магистральную артерию между Восточной Европой , Ближним Востоком и Средней Азией . Портовые города на его берегах: Итиль , Семендер , Дербент - на севере, Джурджан, Рей , Казвин и др. - на юге, стали крупными торговыми центрами.

В политическом отношении побережье Каспия в этот период не обладало единством. Его северо-западный участок контролировался Хазарским каганатом , чья столица - Итиль - располагалась на Волге близ её впадения в море. Некогда мощное государство хазар утратило свой наступательный потенциал и с нач. IX в . не вело крупных войн, хотя время от времени конфликтовало с близлежащими мусульманскими владениями. Рядом с Хазарией, по побережью современного Дагестана , находилось несколько мелких государств христианского, мусульманского и языческого толка. Южное и восточное побережье Каспия номинально входило в состав Арабского (Багдадского) халифата , но к IX в. здесь завершился процесс его распада на отдельные небольшие эмираты, возглавляемые собственными династиями. К началу X века они вошли в орбиту влияния средне-азиатского государства Саманидов . Традиционные интересы в регионе имела Византия , которая оказывала поддержку христианским правителям Армении и Грузии .

Существенно, что ни одна из стран не имела здесь сильного военного флота. Его использование русами стало новой страницей в истории региона.

Походы

Поход 2-й половины IX века

В следующем году русы пришли бо́льшим числом и сожгли город Сари, захватив много пленных, и ушли в море. После этого они разделились: часть осталась на кораблях, а часть сошла на берег и вторглась в Дейлем . Ибн Исфандийар сжато передаёт дальнейшее развитие событий:

Поход 913/914

Наиболее масштабная экспедиция. Её обстоятельства известны лучше других по рассказу аль-Масуди , получившем сведения от местного населения . Согласно аль-Масуди это было первое появление русов на Каспии, для местных жителей оно стало шоком. Это утверждение не обязательно опровергает факт предыдущих походов, так как они были локальными.

Поход состоялся вскоре «после» 300 года по мусульманскому календарю ( /). Историки, анализируя текст аль-Масуди, сходятся на дате похода 913 год . Флот из 500 кораблей русов, каждый из которых вмещал по 100 воинов , вошёл в Керченский пролив , находившийся под контролем хазар. Русы связались с хазарским царём, попросив у него разрешения пройти по Волге в Каспийское море, предложив за это половину будущей добычи. Царь согласился, так как накануне, в или , хазары в союзе с дагестанскими князьями воевали с прикаспийскими государствами Дербентом и Ширваном . Через Дон русы переправились на Волгу, откуда спустились вниз до Каспийского моря.

Проникнув на Каспий, русы разделились на отряды и начали грабёж городов на южном побережье. Удару подверглись Гилян , Дейлем , Табаристан , Абаскун. Затем русы сместились к западному побережью, напав на Кавказскую Албанию и Ширван . Аль-Масуди так описывает эти события:

«И Русы проливали кровь, брали в плен женщин и детей, грабили имущество, распускали всадников [для нападений] и жгли. Народы, обитавшие около этого моря, с ужасом возопили, ибо не случалось с древнейшего времени, чтоб враг ударил на них здесь, а прибывали сюда только суда купцов и рыболовов » .

Напротив Атши-Багуан, нынешний Баку, русы остановились на соседних островах, где на них организовал нападение царь Ширвана Али ибн аль-Хайтам, собрав местных жителей. Те на лодках и купеческих судах устремились к островам, но русы убили и потопили тысячи мусульман. После этого русы оставались на островах в течение «многих месяцев », в окружении следивших за ними окрестных народов . После того, как совершать набеги стало затруднительно, русы решили прекратить поход и отправились к истокам Волги.

Всего, по словам аль-Масуди, насчитали 30 тысяч убитых русов, и с той поры до 943 года (время написания сочинения аль-Масуди) о набегах русов на Каспий не было слышно.

Поход 943/945

Взятие города Бердаа во время похода русских на Каспийское море в 943-944 гг. Рисунок Н. М. Кочергина, 1947 г.

Походу предшествовало русско-хазарское столкновение в Причерноморье, описанное в так называемом Кембриджском документе . Около 939 года некий русский правитель H-l-g-w (Хелгу, вероятно, Олег), подкупленный Византией, захватил хазарскую заставу Самкерц , контролирующую Керченский пролив. Хазарский полководец Песах освободил город, затем догнал и нанёс поражение Хелгу. Если верить хазарской интерпретации, Песах принудил Русь пойти войной на Константинополь . Из-за неудачи этого четырёхмесячного похода (русский флот был сожжён греческим огнём), Хелгу будто бы устыдился возвращаться в свою страну и с дружиной отправился в Персию. Этот набег на Византию по описанию совпадает с неудачным походом Игоря Рюриковича в 941 году . Вопрос, с кем следует идентифицировать Хелгу (князь Олег Вещий , князь Игорь , Олег Моравский или воевода Игоря под именем Олег), является дискуссионным.

Поход в прикаспийские государства в / годах, упомянутый в Кембриджском документе без даты, довольно подробно изложен восточными авторами по следам свежих событий. Арабский писатель Ибн Мискавейх (начало XI века) определяет дату похода в /944 году , а сирийский историк XIII века Бар-Эбрей сообщил, что набег на Бердаа состоялся «в том же году, когда воцарился Мустакфи, сын Муктафи [халиф аббасидской династии] », то есть в / .

Основной целью похода русов стал богатый город Бердаа - бывшая столица Кавказской Албании , расположенный на притоке Куры в Азербайджане . Русы, числом до 3-х тысяч, легко разбили вышедший им навстречу небольшой гарнизон и наспех собранное 5-тысячное ополчение, после чего захватили Бердаа. Грабить город они не стали, а заявили местным жителям, что гарантируют безопасность и свободу вероисповедания, если те будут им подчиняться. Однако сочувствующие нашлись только среди знати, основная часть жителей подчиняться отказалась. Город осадили подоспевшие войска (до 30 тысяч) дейлемского правителя Азербайджана Марзубана ибн Мухаммеда , но он не смог выбить русов. Чтобы подавить волнения горожан, русы предложили всем желающим покинуть город за 3 дня. Уйти решились только те, кто имел вьючных животных. По истечении срока русы перебили большую часть жителей, до 10 тысяч заточили в крепость и предложили выкупить себя. Тех, кто не смог или отказался внести выкуп, русы убили.

Из-за выступления мятежников на юге Марзубан был вынужден уйти с войском в Сирию, оставив для блокады Бердаа 4 тысячи воинов. В стане русов вспыхнула эпидемия желудочного заболевания с большой смертностью среди них, и они приняли решение отступить. Под покровом ночи они покинули город, взяв всю добычу, какую смогли унести на плечах, и угнав часть женщин с собой. Затем русы достигли своего лагеря на Куре , где сели на корабли и ушли в свою страну. Всего русы провели в Бердаа полгода, оставив его безлюдным и опустошённым.

Поход 960-х на Хазарию

Поход 1030-1032

О присутствии варягов в Закавказье упоминают древнеармянские историки. Варяжское войско принимало активное участие в борьбе с султаном сельджуков Тухрил Беком в 1054 году , о чём рассказывает Аристакес Ластивертци, называя русских «пранк», что, как установлено современными историками, означает «варяги». Если русские на Кавказе были из варягов , то их путь на Русь через Византию находит объяснение. В таком случае помощь русов отдельным правителям на Кавказе может быть как частная инициатива наёмных русских дружин, так и проявление политики Византии на Кавказе.

Поход 1174

Его достоверность обычно отрицается, так как источником сведений являются поэмы персидского поэта Хагани Ширвани , уроженца Ширвана. По его словам в правление ширваншаха (правителя Ширвана) Ахситана ибн Минучихра в русы на 73 кораблях поднялись по Куре до Лемберана. Одновременно аланы и половцы захватили Дербент и двинулись на юг в Ширван. Ширваншах обратился за помощью к грузинскому царю Георгию III, который приходился ему тестем, а также к византийскому императору. Общими силами русы были разгромлены под Баку , флот их уничтожен. Аланы и половцы были также разгромлены.

Спорные вопросы историографии

Историки расходятся в определении числа походов и их точной датировке. Причины, характер и цели экспансии также являются предметом дискуссий. Высказываемые оценки остаются во многом умозрительными из-за краткости данных и недостаточной изученности темы по сравнению с византийским направлением русской политики.



© 2024 Идеи дизайна квартир и домов