Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Деревянные духовые музыкальные инструменты. Группа деревянных духовых инструментов Деревянные духовые музыкальные инструменты названия

Деревянные духовые

Флейта

Флейта (от немецкого - Flote ), деревянный духовой музыкальный инструмент, по своему способу звукоизвлечения - самый примитивный из духовых. Многочисленные разновидности флейты, начиная с простейших свистулек, известны с древности. То есть, с другой стороны, современная флейта и есть одна из разновидностей свистулек, только очень усложненная, оснащенная клапанами, рычагами и сделанная из металла.

Распространившаяся в Европе в 17 веке продольная флейта (сейчас бы ее назвали блокфлейтой , хотя это был несколько другой инструмент) была вытеснена поперечной, которая в 18 столетии стала не только сольным и ансамблевым инструментом, но и постоянным членом оркестра. Современный тип поперечной флейты был изобретен немецким мастером Бемом в двадцатых годах 19 века, флейта получила большую беглость, звук стал пронзительнее, ярче и очень эффектным. Это было нужно для оркестра - как раз в то время идет нарастание его состава, увеличение звучности.

Конечно, невозможно было обойтись и без потерь - в этом инструменте пропало очарование камерного звучание, барочной мягкости и интимности. В настоящее время существуют следующие разновидности флейт: малая (или piccolo), альтовая (flauto alto) и басовая флейта (flauto basso) - последняя очень редка, есть лишь в немногих оркестрах и как следствие редко задействована в произведениях (для любителей больших флейт - http://www.contrabass.com/pages/flutes.html). Более дальние родственники флейты чрезвычайно многочисленны - начиная от флейты Пана (сразу вспоминается лейттема из фильма "Однажды в Америке") и заканчивая эдаким мутантом - джазовой флейтой с кулисой (как у тромбона, т.е. с возможностью глиссандо).

Флейта по природе звука - жизнерадостный и веселый инструмент, однако она может изобразить и светлую печаль ("Прелюдия к послеполуденному отдыху Фавна " Дебюсси) и беспробудную тоску (финал 4 симфонии Брамса) и фантастические моменты (много примеров есть в "Волшебном стрелке " Вебера)

В современном оркестре обычно есть 2 флейты + piccolo, однако в больших сочинениях их состав может быть значительно увеличен (до 4 флейт, 2 piccolo и альтовой флейты - 6 симфония Канчели)

Большое собрание ссылок по теме

Нотки для флейты не желаете?

Гобой

Эээ... это отдельный разговор

Нотки для гобоя не желаете?

Кларнет

Кларнет (от французского clarinette , в свою очередь произошедшего от лат. clarus - ясный звук), деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Сконструирован в начале 18 века.

В оркестр его ввели Гайдн и композиторы майнгемской школы и как только он появился среди духовых все композиторы признали его неоспоримую ценность. Как известно Вольфганг Амадей Моцарт переинструментовал свои поздние симфонии (в том числе и самую известную - №40) добавив в духовую группу кларнеты (и отдал им почти все solo, кстати).

Кларнет имеет, пожалуй, самый большой диапазон выразительных средств. В ранних симфониях Скрябина, например, это проникновенная кантилена, овеянная негой и чистотой экспрессия. В симфониях Шостаковича (как например в разработке 8-й) это саркастичестические ужимки, злобные взвизги. У Рихарда Штрауса (в "Тиль Уленшпигеле ") - колоритный смех. Он прекрасно подходит для всяческих фигураций и ненавязчивых аккомпанементов (так любимых Густавом Малером). Прекрасный образец медитативной лирики можно найти в 5 симфонии Сильвестрова.

В современной практике употребительны сопрановые кларнеты, кларнет-пикколо (итал. piccolo) - in A или in Es, альтовый (т. н. бассетгорн), басовый - колоритный член кларнетового семейства нижние ноты которого являются прекрасным басом для любого ансамбля (мне лично, сразу вспоминается середина 1-й части "Симфонических танцев " Рахманинова (послушать в Real Audio), где он создает бархатный фон, спускаясь до самых нижних нот).

Ресурсы о кларнете:
http://www.selmer.com/clarinet/discus/index.html
http://cctr.umkc.edu/user/etishkoff/clarinet.html
Кларнет - ссылки на Yahoo

Саксофон

Фагот

Фагот (от итальянского fagotto , буквально - узел, связка) деревянный духовой музыкальный инструмент. Возник в 1-й половине 16 века. Имеет самый большой диапазон из всех деревянных духовых (более 3-х октав). Надо сказать, что вообще, как правило у низких инструментов диапазон велик из-за того, что их обертоны не так высоки, а следовательно их не так тяжело извлекать. Фаготисты сидят во втором ряду духовой группы, рядом с кларнетами, обычно в оркестре используется 2 фагота.

Для больших сочинений обычен и контрафагот - единственная широко распространенная разновидность фагота. Это самый низкий инструмент оркестра (не считая экзотических контрабасовых кларнетов и саксофонов или органа - непостоянного участника оркестра). Он может брать ноты на кварту ниже контрабаса и на секунду ниже арфы. Лишь концертный рояль может "гордиться" - его самая нижняя нота, ля субконтроктавы, - это рекорд. Правда, как на стометровке - на доли секунды , а по музыкальному - на пол-тона .

Впрочем, пожалуй, я слишком увлекся оркестровыми рекордами. По звуковым возможностям фагот находится на последнем месте среди духовых - беглость средняя, динамические возможности средние, диапазон используемых образов тоже невелик. В основном это либо сердитые или настойчивые фразы с типично замедленной атакой звука (самый характерный пример - образ дедушки из "Пети и волка " Прокофьева), либо скорбные интонации, чаще всего в высоком регистре (как например в побочной партии репризы 1-й части 7 симфонии Шостаковича - она более известна как "Ленинградская "). Обычное дело для группы фаготов - дублирование струнных басов (т.е. виолончелей и контрабасов), это придает мелодической линии большую плотность, связность.

Из сочетаний инструментов самыми характерными являются - фагот + кларнет (начало "Ромео и Джульетты " Чайковского - хорал 4-х инструментов), фагот + валторна (особенно это было популярно в те времена, когда в оркестре сидело лишь 2 валторны - классическая гармония требует четырех голосов, а это сочетание воспринимается как совершенно однородное звучание). Естественно, остальные сочетания не исключаются - каждый "микс " полезен и употребим в определенном месте.

Принцип игры на которых основывается на посыле направленной струи воздуха в специальное отверстие и для регулировки высоты звучания закрывания специальных отверстий клапанами.

Коллекция кларнетов - представителей деревянных духовых инструментов

Классификация музыкальных инструментов По звучащему телу По способу воздействия на звучащее тело

Щипковые (Струнные Идиофоны)

По механизму управления По преобразованию звука Электронные

Некоторые современные инструменты такого типа (например, современная оркестровая флейта) почти не изготовляются из дерева, для изготовления других дерево применяется наряду с такими материалами, как наиболее распространенные пластик, серебро или специальные сплавы с серебрением. А саксофон , по принципу звукоизвлечения являющийся деревянным духовым, никогда не изготовлялся из дерева.

К деревянным духовым инструментам относятся современные флейта , гобой , кларнет , фагот , саксофон со всеми их разновидностями, старинные блокфлейта , шалмей , шалюмо и др., а также ряд народных инструментов, таких как балабан , дудук , жалейка , свирель , зурна , альбока .

История деревянных духовых инструментов

На ранних этапах своего развития эти инструменты изготавливались исключительно из дерева, откуда исторически и получили своё наименование. К деревянным духовым относят большую группу музыкальных инструментов объединенных материалом и способом извлечения воздуха. Одним из самых древних считается свирель-сиринга, представляющий собой закупоренную с одной из сторон трубку, в которой вызывается звук колебанием заключенного в ней воздушного столба.

Классификация деревянных духовых инструментов

По способу вдувания струи воздуха деревянные духовые инструменты делятся на два типа:

  • Лабиальные (от лат. labium - губы), в которых воздух вдувается через специальное поперечное отверстие в головке инструмента. Вдуваемая воздушная струя рассекается об острый край отверстия, благодаря чему приходит в колебание столб воздуха внутри трубки. К такому типу инструментов относится флейта и её народный вариант дудка .
  • Язычковые (лингвальные; от лат. lingua - язык), в которых воздух вдувается через язычок (трость), укреплённый в верхней части инструмента и являющийся возбудителем колебания воздушного столба внутри инструмента. Трости бывают двух типов:
    • Одинарная трость представляет собой тонкую камышовую пластинку, закрывающую отверстие в мундштуке инструмента, оставляя в нём узкую щель. При вдувании воздуха трость, вибрируя с большой частотой, принимает различное положение, то открывая, то закрывая канал в мундштуке инструмента. Вибрация трости передаётся столбу воздуха внутри инструмента, который также начинает вибрировать, таким образом, производя звук. К инструментам, использующим одинарную трость, относятся традиционные

Вторым объединением современного симфонического оркестра, способным к большому разнообразию и богатству выражения, следует признать «семейство» деревянных духовых инструментов. Обладая драгоценной способностью выдерживать звук, они имеют перед струнными даже некоторое преимущество - их сила звука в известной мере исключает необходимость чрезмерного увеличения их числа. Технические и художественные средства деревянных духовых не столь богаты, разнообразны и гибки. Это относится, прежде всего к их объему. Они не могут свободно изменять степень силы звука и часто оказываются даже не в силах управлять качествами своих крайних ступеней внизу или самом верху звукопада. Все представители этого объединения обладают подлинным pianno или надлежащим fone, и размах степеней силы звука. Защищенные полной свободой в изменении силы звука, деревянные духовые инструменты связаны также и с некоторыми особенностями извлечения самого звука, на воспроизведение которого требуется сравнительно больше времени, чем у смычковых. В своих чисто технических качествах, при несомненных достоинствах, они также уступают струнным - деревянные духовые инструменты относительно менее подвижны, и сложность поручаемых им построений менее замысловата. Даже в средствах своего звукоизвлечения они существенно отличаются от смычковых.

В настоящее время объединение деревянных духовых инструментов представлено четырьмя основными и двумя добавочными видами, отличающимися друг от друга не только чисто природными свойствами, но и присущими каждому из них качествами и особенностями. В оркестре прошлого, которыми композиторы пользовались до самого начала ХIХ столетия, деревянные духовые инструменты применялись в достаточно ограниченном составе и не всегда равномерно. С развитием более утонченных художественных средств оркестра, вообще сильно возросли возможности и деревянных духовых.

Содружество деревянных духовых инструментов, как было уже сказано, состоит из четырех основных и двух добавочных более или менее обособленных видов. К основным - относится семейство флейт, гобоев, кларнетов и фаготов, а к добавочным - семейства саксофонов и сарюзофонов. Все эти инструменты принадлежат к так называемым широкомензурным инструментам, то есть таким, основная трубка которых при относительно широком поперечнике сравнительно коротка. Каждый музыкальный инструмент имеет свой особый способ звуковедения, который зависит от возбудителя колебаний. Если у духовых инструментов»звукообразующими элементами» являются грани среза звукового отверстия, простые или двойные язычки - трости или губа исполнителя, а возбудители колебаний - выдыхающий поток или струя воздуха, и «резонатором» - столб воздуха, заключенный в трубке инструмента то, на основании этих существенно - важных признаков, все духовые инструменты естественно распадаются на три вполне обоснованных вида. К первому относятся инструменты с «боковыми отверстиями» - так называемые губные или глобальные инструменты» - от латинского labia - «губа». Ко второму - инструменты с «язычком» или «пищиком» - язычковые или «лингвальные» от латинского « - «язык» к третьему - инструменты с устьем или «амбушюром» - амбушюрные от французского embouchure - «мундштук» , «устье».

В нотной записи не все деревянные духовые инструменты пользуются единообразным письмом, когда ноты пишутся так, как и звучат в действительности. Эти отступления в записи возникли в ходе развития и совершенствования того или иного инструмента и в своем существе имеют чрезвычайно глубокие корни о которых сейчас можно и не вспоминать, Вполне достаточно только знать, что этот прием «условной» записи, когда инструмент пишется на одной высоте или в одном строе, а читается в другом, носит название транспонирования. Среди «деревянных духовых инструментов к «транспонирующим» относится альтовые флейты, малый гобой, гобой дамур, английский рожок, все разновидности кларнетов и саксофонов. Этот довольно странный на первый взгляд обычай писать ноты не так как они звучат в действительности, имеет весьма веские основания. В то время, когда некоторые древние духовые инструменты только еще создавались, их устройство было крайне несовершенным. Все объединение деревянных духовых инструментов состоящее из основных вполне самостоятельных и несколько обособленных друг от друга семейств - флейт, гобоев, кларнетов и фаготов с их видовыми и родственными им инструментами, и добавочных семейств - саксофонов и сарюзофонов, не принимающих в современном оркестре столь длительного и постоянного участия, в оркестровой партитуре обычно располагается в самом ее верху и в том же порядке, в каком инструменты были упомянуты выше. Некоторое исключение составляют только саксофоны, часто переводят их в объединение медных духовых инструментов и помещают их где-то между трубами и валторнами или даже тромбонами, что разумеется, никак не вяжется с природой самих саксофонов, принадлежащих не к «амбушюрным» инструментам, а к «язычковым», - то есть не с устьем - мундштуком, а с язычком - пищиком.

Из всех известных сейчас музыкальных инструментов флейта принадлежит, несомненно к числу тех, история которых восходит к глубокой древности. Само слово «флейта» применялось древними весьма пространно и этим понятием они обычно определяли вообще все духовые инструменты без различия их природных особенностей и свойств.

Подлинным предком современной флейты являются отнюдь не такие представители этой «породы», как флейта простая, фринийская флейта или флейта двойная. Эти инструменты только именовались «флейтами» но собственно к флейтам прямого отношения не имели. Разновидность «флейты», известная под общим наименованием «косой» ли поперечной флейты уже к середине столетия получила всеобщее признание и, несмотря на упорство, с которым держалась еще в оркестре флейта с наконечником, косая или поперечная вышла на путь решительного развития и совершенствования.

Флейта в ХVIII столетии пользовалась такой любовью своих современников, что одно время стала чем-то вполне неотъемлемым в их повседневной жизни. Играть на флейте вплоть до середины ХIХ века почиталось признаком хорошего тона, и флейта также как и лютня, арфа или фортепиано, вскоре появилось на сцене в качестве достойного участника драматического спектакля. Среди разновидностей обыкновенных флейт наибольшим распространением пользуется малая флейта и несколько меньшая - альтовая.

Первая и наиболее распространенная разновидность «обыкновенной» флейты, известна под именем малой флейты или флейты - piccolo. Она звучит октавой выше обыкновенной флейты и в оркестре обычно предназначена для усиления и продления вверх крайних октав родового инструмента. Звучность малой флейты особенно в верхнем отрезке ее звукоряда и в forte, отличается чрезвычайной резкостью и даже грубостью, а внизу, напротив она бесцветна, очень слаба.

Вторая разновидность обыкновенной флейты использована Римским-Корсаковым, стремившимся обогатить оркестр столь обаятельным в звучании флейта низкими ступенями ее звукоряда. Наконец, последняя разновидность флейты известна под именем басовой флейты, или альбизифона. Этот инструмент был построен свыше пятидесяти лет тому назад, но в оркестре встречается, к сожалению, еще крайне редко.

Второе семейство объединения духовых инструментов составляет гобой со всеми своими многочисленными родичами. В истории инструментов гобой известен чуть ли не с незапамятных времен. Современный гобой, располагает всеми тонами передувания и потому, также как и флейта принадлежит к «октавирующим» инструментам. В техническом отношении гобою, в сущности, доступны все тонкости современного письма. Классики - симфонисты - Гайдн, Моцарт и Бетховен - широко пользовались гобоем в своих произведениях.

На что же теперь способен гобой в оперно-симфоническом оркестре? Как уже известно, его тембр, от природы немного гнусавый, очень напоминал пастушеский рожок или дудочку - свирель. Искренность гобоя и его выразительность не знает себе достойного соперника, а четкость в выполнении технических узоров вообще вне всякой похвалы.

«Гобой», - говорит Грэтри, - блестит лучом надежды среди туч скорби!» И это вполне справедливо.

В заключение повествования о гобое любопытно вспомнить отзыв о нем Глинки.

«Гобой, - говорит он, - лучший из духовых инструментов по верности интонации и по богатству средств. Переход к смычковым. Много силы и выразительности в натуральных тонах. Мягкая октава гобоя - от la до la. Выше - крис, ниже - гусь. Но в особенных, редких случаях и низкие ноты гобоя могут принести свою пользу.»

Третий представитель семейства деревянных духовых инструментов - кларнет, принадлежит к числу наиболее молодых участников этого объединения. Он возник в Германии около 1700 года.

Кларнет в своем первобытном виде существовал с давних пор в еще народной дудочки низшего порядка в очертании короткой цилиндрической трубочки, а эти простые дудочки были известны нам с бьющимся языком вырезанным из камыша или с подвязанным к клюву отдельным языком. Сейчас кларнет представляет собою великолепный инструмент, располагающий огромным объемом в четыре неполных октавы - от mi малой октавы по письму. В низком регистре кларнет звучит немного мрачно и сурово.

Одним из самых выдающихся открытий в области инструментального строительства середины прошлого столетия было создание нового духового инструмента - саксофона, в котором чрезвычайно удачно объединились характерные особенности медных и деревянных духовых инструментов.

Семейство саксофонов, предназначавшееся первоначально для военно-духовых оркестров по крайней мере во Франции и Бельгии было тогда же и введено. Со дня рождения саксофона прошло около семидесяти пяти лет, когда Европа была буквально ошеломлена сначала слухами о возникновении gazza, а потом - спустя несколько лет - восхищена и с головой увлечена прибывшим из Нью-Йорка в Париж первым негритянским gazz - оркестром. Остается последний представитель объединения деревянных духовых инструментов - фагот.

В ХVI столетии, еще задолго до изобретения фагота, все басовые голоса духовых язычковых инструментов удерживались различными видами низких инструментов. Во Франции и Германии усовершенствованные фаготы были приняты в оркестрах военной музыки, и уже в 1741 году они были введены в оркестрах французской гвардии и дианских полков маршала Саксонского. Таким образом создался современный фагот - вполне совершенный в техническом отношении. Его огромный объем простирается от sid контроктавы до re второй и весь его звукоряд распадается на несколько чрезвычайно характерных в своем звучании регистров.

Вот каковы достоинства фагота - этого подлинного «труженика» современного симфонического оркестра.

Для заключения достаточно сказать, что в русской камерной музыке, чрезвычайно бедной участием духовых инструментов, фагот, тем не менее появлялся не один раз. Чаще других, инструментальных сочетаний можно услышать «квартет деревянных духовых», где фагот участвует на равных с флейтой, гобоем и кларнетом, основаниях.

Объединение духовых инструментов будет звучать тем лучше, чем больше в его составе будут участвовать «украшающие» звучности некоторых ударных инструментов арфы и струнных, использованных по преимуществу в pizzicaro или в фла штах. Для такого состава инструментов написано множество превосходной музыки либо напоминающей игру «музыкальных игрушек», ящиков и табакерок.

Деревянные духовые инструменты

Звук деревянных духовых инструментов возникает в результате резонирования внутри трубки столба воздуха, длина которого меняется музыкантом от мундштука до первого открытого отверстия. Эти инструменты относительно просты в записи, так как почти все имеют небольшие динамические и частотные диапазоны. Наибольшие трудности возникают при попытках избавиться от сопутствующих шумов, вроде стука клапанов и шипения воздуха.

Стук клапанов, как высокочастотный и импульсный сигнал, отсутствует в диффузном поле зала и не отрабатывается искусственной реверберацией. Поэтому эти шумы звучат всегда более близким планом, чем полезный звук. Это происходит как при использовании ревербератора, так и при сочетании сигналов ближнего и дальнего микрофонов. Особенно сложны в этом отношении низкорегистровые разновидности деревянных инструментов, такие, как бас-кларнет, английский рожок, альтовая и басовая флейты.

Все деревянные духовые инструменты не имеют выраженных характеристик направленности звук излучается примерно из того отверстия, которое определяет высоту ноты. Общие тенденции таковы на низких звуках излучение происходит в направлении, перпендикулярном инструменту. Излучение из раструба практически отсутствует, оттуда излучаются только частоты порядка 5…8 кГц, что может быть использовано для получения специальных эффектов.

Общим для всех деревянных духовых инструментов является уменьшение динамического диапазона в крайних регистрах. В верхнем регистре это происходит за счет того, что музыканты извлекают ноты с передуванием, и это делает невозможной тихую игру. Нижние ноты, наоборот, не берутся громко, так как малейшее усиление звука приводит к возникновению ноты на октаву выше.

Для бас-кларнета и контрафагота, как и для любого низкочастотного источника звука, важную роль в звукообразовании играет акустика помещения. При недостатке низкочастотной реверберации звук инструментов становится плоским, трещащим, без басов.

Все духовые инструменты, и деревянные в том числе, страдают плохим legato, особенно на скачках, что происходит из-за самого принципа перехода с ноты на ноту. Поэтому духовые инструменты очень хорошо отзываются на реверберацию, которая заметно украшает их звучание.

Наличие ярких одиночных формант позволяет существенно трансформировать тембр инструментов с помощью параметрических фильтров.

Флейта

Флейта - очень выразительный инструмент. Ее динамический диапазон в среднем регистре - 35 дБ (от 50 до 85 дБ). В высоком и низком регистрах он сокращается до 20 дБ. Основные тоны флейты занимают диапазон от 261 Гц до 2 кГц. Спектр флейты содержит довольно мало гармонических составляющих, вместе с которыми ее диапазон расширяется до 9 кГц. Время атаки у флейты составляет 50 мс.

В звуке флейты существует два вида помех: это стук клапанов, который зависит от качества инструмента и манеры игры, и шум воздуха, выдуваемого музыкантом.

Рис.1

Микрофон может ставиться в зависимости от жанра записываемой музыки в двух местах (Рис. 1, поз. I). Традиционная рекомендация - расположить микрофон сзади головы исполнителя. Такая постановка дает красивый, округлый звук без шипения. Это удобно для записи классической музыки. При записи "воздушной" музыки, вроде "Мелодии" Глюка, микрофон должен быть очень далеко от инструмента. У меня есть довольно удачная запись, когда музыкант встал совсем не там, где для него был поставлен микрофон, и звук пошел на все оркестровые микрофоны. Когда флейта играет ритмообразующую роль, как, например, в джазе, то шипение воздуха и даже подпевание флейтиста могут выполнять некоторую художественную задачу. В таких случаях микрофон ставится спереди (Рис. 1 поз. II). Выпускается даже специальный минимикрофон, который укрепляется прямо на головке инструмента.

Существуют разновидности флейты, такие, как флейта-пикколо, альтовая флейта in G и очень редкая басовая in C. Флейта-пикколо на высоких нотах звучит очень пронзительно, чем вызывает трудности при создании баланса в оркестре. Иногда приходится отодвигать музыканта на несколько метров от ансамбля и изолировать акустическими щитами. Частотный диапазон флейты-пикколо от 523 Гц до 4 кГц, спектр до 12 кГц.

Альтовая флейта звучит довольно мягко и легко записывается. Басовая требует сильной коррекции в районе малой октавы - основные тона у низких звуков этого инструмента почти отсутствуют, в звуке очень много призвуков - шипения и стука клапанов.

Гобой

Гобой имеет динамический диапазон 30 дБ. Самая нижняя нота его равна 230 Гц (b малой октавы). Спектр гобоя достигает 8,5 кГц. Частотный спектр инструмента имеет две форманты: это 1,1 кГц, которая придает звучанию гобоя характерную "носовитость", и форманта в области 3,2 кГц, которая заставляет инструмент звучать звонко и несколько крикливо. Время атаки в низком регистре 20 мс, в высоком - 10 мс. Кроме стука клапанов, гобой имеет довольно мало шумов.

Рис.2

Микрофон на гобой ставится перпендикулярно инструменту спереди или сзади, из-за головы исполнителя, что резко уменьшает стук клапанов (Рис. 2, поз. I и II). Специальным эффектом явлется установка микрофона напротив раструба, между ног музыканта, что придает звучанию народный "жалеечный" характер (Рис. 2, поз. III).

Разновидность гобоя, английский рожок, имеет в целом те же характеристики, что и гобой. Однако, при равном расстоянии от микрофона до инструмента, английский рожок будет звучать дальше, чем гобой, из-за более слабой верхней форманты.

Кларнет

Из всей группы кларнет обладает самым широким динамическим диапазоном - 48 дБ. На низких нотах он может играть pianissimo на уровне шумов зала. Это очень выразительный инструмент, имеющий довольно большую сольную литературу.

Спектр кларнета от 140 Гц до 9 кГц. Характерной тембровой особенностью является подчеркивание нечетных гармоник. Время атаки у кларнета 15…20 мс, но может достигать и 50 мс.

Кларнет имеет несколько разновидностей. Это две основные (кларнеты in A и in B), кларнет in Es, очень яркий, несколько кукольный по тембру, и бас-кларнет, который имеет самый густой и низкочастотный звук из деревянных духовых инструментов симфонического оркестра.

Микрофон на кларнет ставится так же, как на гобой. Расстояние до микрофона регулируется на слух, чтобы стук клапанов не привлекал к себе внимания, а тембр инструмента оставался ярким.

Фагот

Фагот - довольно тихий, со средними выразительными возможностями инструмент. Его динамический диапазон не превышает 30 дБ.

Спектр фагота от 60 Гц до 2,5 кГц. Имеются две форманты: 500 Гц, придающая инструменту густоту, и 1,5 кГц, за счет которой инструмент звучит довольно певуче. Как все низкозвучащие инструменты, фагот имеет медленную атаку. Ее время у фагота в низком регистре 100 мс, в высоком 50 мс. Поэтому фагот трудно расслышать в оркестре, а для виртуозной игры требуется недюжинное мастерство.

Микрофон на фагот ставится обычно перпендикулярно инструменту спереди или со спины музыканта.

Разновидность фагота - контрафагот. В его звуке очень ярки высокие обертоны, которые субъективно воспринимаются как треск, особенно на низких нотах.

Саксофон

Этот инструмент, хотя и изготавливается из металла, относится по конструкции к группе деревянных духовых. В симфоническом оркестре саксофон применяется довольно редко - можно вспомнить соло во второй части Симфонических танцов Рахманинова и "Арлезианку" Бизе. В "Болеро" Равеля саксофоны сопранино, сопрано и тенор играют несколько проведений темы. Чаще можно встретить камерную музыку для саксофона, но в основном это, конечно, джазовый и эстрадный инструмент. Саксофон очень "фоногеничен". У него малое, по сравнению с мощным ярким звуком, количество шумов. Сочный тембр, широкий спектр выделяет инструмент на фоне любого ансамбля.

Как и все деревянные духовые инструменты, саксофон не имеет выраженной направленности. Существует, впрочем, удобная возможность располагать микрофон в раструбе инструмента. Звук в этой точке не очень красив без применения обработки, но это единственная возможность установить микрофон озвучки. Очень красивый звук саксофона получается, если перед инструментом установить два микрофона на расстоянии от полуметра до метра, и спанаромировать их в одну точку, или сильно сузить базу. Тогда раскачивающийся при игре музыкант сам создаст эффект фленджера за счет "плавающего" вычитания обертонов. Я использовал такой прием и с обычными микрофонами, и с микрофонами PZM, приклеенными на два щита из органического стекла. Инструмент при этом находился между щитами. Обычные микрофоны лучше расположить перед инструментом друг за другом, на разном расстоянии.

Медные духовые инструменты

Медные духовые инструменты отличаются от всех остальных музыкальных инструментов ярко выраженной направленностью. Звук у медных духовых излучается узким факелом из раструба. Только на самых низких нотах направленность основных тонов близка к круговой. Медные духовые отличаются также довольно большой громкостью звука и почти полным отсутствием шумов.

Резонатор у медных духовых инструментов - это мундштук. От формы мундштука зависит тембр инструмента и его форманта. Чашкообразные мундштуки, которые применяются у труб и тромбонов, подчеркивают высокие частоты. Воронкообразные мундштуки у валторн подавляют высокие частоты. Чем мельче мундштучная чашка, тем выше будет форманта. Сурдины медных духовых инструментов вводят или подавляют дополнительные форманты в звучании инструмента.

Все медные духовые инструменты трудны в записи. Во-первых, музыканты не могут играть долго, потому что у них устают губы, и тогда страдает интонация, и начинаются "киксы" (особенно характерно это для валторн). Во-вторых, строй медных духовых инструментов в очень большой степени зависит от температуры окружающего воздуха и самого инструмента. Разогретый инструмент звучит существенно выше холодного. Этот эффект свойственен, кстати, и деревянным духовым инструментам, но в меньшей степени. Настроить инструмент, только выдвигая кроны, трудно, ибо такая настройка распространяется не на весь звукоряд. В-третьих, медные духовые инструменты имеют очень большой оптимум реверберации. Чтобы получить красивую запись, их надо располагать в помещении большого объема и довольно далеко от слушателя. В том случае, если им аккомпанирует рояль, возникает некоторое противоречие в желаемых планах инструментов.

Медные духовые инструменты в оркестре обычно не требуют индивидуальных микрофонов, потому что из-за своей яркой направленности достаточно хорошо идут на общие микрофоны. Важно только, чтобы они были правильно расположены на сцене.

При записи сольных медных духовых инструментов ближний микрофон нужно ставить осторожно. Большой оптимум реверберации требует большого объема для красивого, мощного звучания инструмента. Близкий же микрофон в этом случае даст плоский, "худой" звук, да еще с "плевком". Такой сигнал обязательно придется украсить ревербератором, так как близко звучащие медные духовые инструменты звучат резко, грубо, слушаются некомфортно. (Напомним, речь идет о записях академических жанров - прим. ред. )

Рис.3

Сверхблизкое (20-30 см) расположение конденсаторного микрофона опасно, потому что пиковые значения сигналов трубы и тромбона гораздо больше эффективного (приводимого в качестве предельного звукового давления), и эти короткие выбросы сигнала могут быть искажены усилителем конденсаторного микрофона. Инструмент при этом звучит как бы через папиросную бумагу. Поэтому лучше использовать динамические, а еще лучше, ленточные микрофоны. Есть рекомендации направлять микрофон не прямо в раструб, а немного сдвинув на его стенку (Рис. 3) (Правда, трудно себе представить настолько неподвижного исполнителя, чтобы выполнить эту рекомендацию.)

Валторна

Динамический диапазон валторны в нижнем регистре - 40 дБ, в верхнем регистре - 20 дБ. В высоком регистре валторна играет более громко. Частотный диапазон основных тонов 55…700 Гц. Спектр и, следовательно, тембр валторны очень сильно зависят от громкости исполнения. При тихой игре спектр довольно редкий и достигает только 2 кГц. Звук при этом очень мягкий и округлый. Как все звуки, бедные обертонами и близкие по форме сигнала к синусоиде, звук валторны всегда приводит к появлению модуляционных искажений при аналоговой записи. При игре mezzo-forte спектр расширяется до 4…5 кГц, а при громкой игре достигает 7 кГц, и делает звук звонким и ярким. Время атаки 50 мс это говорит о том, что валторна не очень подвижный инструмент.

Рис.4


При игре валторна расположена раструбом назад, и слушатель привык слышать звук валторны отраженным. Поэтому из всех медных духовых у валторны самый большой оптимум реверберации. Если расположить микрофон близко к раструбу валторны, то можно получить жесткий тембр, напоминающий тромбон. Микрофон лучше ставить спереди, а позади музыканта расположить отражающий щит, но на расстоянии не более полуметра (Рис. 4). Если все-таки придется направлять микрофон в раструб валторны, то надо соблюдать некоторую дистанцию.

Труба

Труба - инструмент, обладающий большими виртуозными возможностями. В низком регистре труба имеет довольно большой динамический диапазон - 35 дБ (от 53 до 88 дБ). В высоком регистре у трубы увеличивается акустический уровень, и динамический диапазон сужается до 15 дБ. Частотный диапазон трубы на основных тонах 230…1180 Гц, спектр простирается до 9 кГц. Время атаки от 10 до 20 мс. Гармоники возникают позже основного тона. Так, третья гармоника появляется через 40 мс после возникновения сигнала.

Семейство труб включает в себя такие инструменты, как корнет, флюгельгорн, барочная труба.

Тромбон

Тромбон обладает очень красивым густым и сочным звуком. Его динамический диапазон равен 36 дБ. Частотный диапазон основных тонов 50…580 Гц. Тромбон имеет богатый спектр, который достигает 8 кГц. В звуке тромбона имеется сорок обертонов, из которых двадцать очень громких. Время атаки 20 мс. Обычная разновидность тромбона - бас-тромбон с квартовым вентилем ничем, в сущности, по звуку не отличается от обычного инструмента. Изредка встречается "кавалерийская" разновидность тромбона - помповый тромбон. Он интересен сочетанием тембра тромбона с атакой звука и техникой, свойственной трубе.

Рис.5

Туба

Динамический диапазон тубы равномерен во всех ее регистрах и равен 42 дБ. Частотный диапазон на основных тонах 33…330 Гц. Инструмент очень мягкий по тембру, спектр его достигает всего 4 кГц. При необходимости применить индивидуальный микрофон, он ставится довольно высоко сверху и направляется в раструб. При записи диксиленда, в котором туба играет роль баса, очень красивый и упругий звук получается, если ненаправленный микрофон прикрепить струбцинкой за край раструба (Рис.5).

Ударные инструменты

Эту группу отличает большое разнообразие инструментов. Звукорежиссеру приходится записывать самые разные ударно-шумовые сигналы, начиная от стука каблуков в фольклорных ансамблях, и кончая записью артиллерийской батареи в увертюре "1812 год" П.И.Чайковского.

Все ударные инструменты имеют несколько общих особенностей.

Во-первых, их сигнал принципиально является ненаправленным и равномерно распределяется в пространстве.

Во-вторых, ударный характер сигнала с короткой атакой сочетается у этих инструментов с большим динамическим диапазоном, что может приводить к перегрузкам и требует от всего тракта хорошей передачи переходных процессов.

Звукорежиссеру надо помнить, что тембр ударных инструментов сильно зависит от материала, размера и веса палочек, которыми играют музыканты. Поэтому, в отличие от других музыкантов, ударники могут существенно менять тембр и громкость своего инструмента в процессе исполнения.

В симфоническом оркестре ударные инструменты практически всегда оказываются в балансе, и в случае применения общего микрофона и акустики зала, не требуют индивидуальных микрофонов. Но, если в оркестре их много, ударные могут звучать с нарушением естественного плана дальше, чем весь оркестр. Тогда необходимо применить ближние микрофоны.

При традиционном составе ударных инструментов (литавры, тарелки, большой барабан, малый барабан, треугольник) вполне достаточно одного стереомикрофона, расположенного довольно высоко, на высоте 2…2,5 м. Его сигнал должен сочетаться с дальним расположением ударных инструментов в общей звуковой картине. Кроме того, музыканты-ударники обычно сидят довольно широко, поэтому трудно соблюсти баланс так, чтобы не выделить инструмент, находящийся прямо перед микрофоном. У стереомикрофона, поставленного на группу, расположенную слева от дирижера (американская рассадка), можно перевернуть стороны, чтобы литавры остались слева, а не "убежали" вправо.

Литавры

Литавры - глухой низкочастотный инструмент спектр его простирается от 30 Гц до 1,5 кГц, обладающий очень большой мощностью (20…25 Вт). Динамический диапазон литавр огромен, и равен 80 дБ. Можно считать, что при нюансе "фортиссимо" именно литавры определяют верхнюю границу динамического диапазона симфонического оркестра. Литавры меняют высоту звука в зависимости от силы удара. Поэтому во время их настройки при нюансе piano нужно, чтобы они звучали чуть-чуть ниже нужной высоты так, чтобы во время игры forte высота была точной. Нужно следить за тем, чтобы подстроечный механизм работал бесшумно, особенно если требуется использовать его в художественных целях. Лучше всего звучат особенно при исполнении классики литавры без подстроечного механизма и имеющие котлы в форме полушария.

В редких случаях литавры нуждаются в индивидуальном микрофоне, потому что могут плохо прорабатываться из-за их низкочастотного спектра. Тогда ближний микрофон ставится примерно над головой ударника, чтобы охватить все литавры, стоящие перед ним полукругом.

В исключительно редких случаях можно поставить четыре микрофона (по микрофону на каждый котел), и применить коррекцию по высоким частотам для проработки удара по коже.

Большой барабан

Большой барабан самый низкочастотный инструмент в симфоническом оркестре. Спектр его начинается от единиц герц, а динамический диапазон равен 72 дБ. Максимум же энергии зависит от конструкции инструмента. Различают оркестровые барабаны с одинарной кожей и диаметром, доходящим до 1,5 м, и носимые барабаны с двойной кожей и тарелкой сверху. Когда в помещении мало низкочастотной реверберации, то большому барабану иногда требуется индивидуальный микрофон, который ставится с обратной стороны от колотушки. Из-за отсутствия высоких частот в спектре большого барабана он при этом почти не приближается по плану.

Малый барабан

Малый барабан имеет динамический диапазон 70 дБ и частотный спектр от 500 Гц до 1 кГц, может достигать и 4 кГц. Малый барабан имеет пружину, которая натянута на нижней мембране инструмента и разбивает основной тон мембраны, с этой же целью на барабан кладутся сверху куски материи. Неприятной особенностью малого барабана является резонанс пружины при игре других инструментов (в частности, других барабанов в ударной установке, контрабаса и т.п.). Поэтому ближний микрофон малого барабана желательно уводить, когда он не играет. При записи ударной установки часто применяют гейт. Очевидные примеры применения ближнего микрофона у малого барабана - "Болеро" Равеля и 1 часть Седьмой симфонии Шостаковича, хотя, как правило, в симфоническом оркестре малый барабан индивидуально не озвучивают.

Тарелки

Тарелки имеют динамический диапазон 62 дБ и очень широкий частотный спектр, от 30 Гц до 16 кГц. При ударе по тарелке в центре образуется неподвижный узел, а по краям - пучности. Соответственно, микрофон, установленный у центра, дает более узкополосное колокольное звучание чашки. По мере перемещения его к краю тарелки в звуке появляется все больше низких частот с тональным призвуком.

После удара низкочастотные и высокочастотные колебания затухают довольно быстро, и остаются звучать частоты от 1 до 4 кГц. Звук хороших тарелок должен быть тонально неопределенным.

Там-там

Там-там и все гонги отличаются тем, что узлы, в отличие от тарелок, у них по краям, а пучность в центре. В симфоническом оркестре для них не требуется установка ближних микрофонов, но в джазовой музыке, где они иногда применяются, точка установки микрофона ищется в зависимости от желаемого результата: приближение к центру дает более низкий звук, удаление к краям - более высокий и тихий.

Треугольник

Треугольник должен быть тонально неопределенным. Спектр его начинается приблизительно от 800 Гц и простирается до 16 кГц. Тембр треугольника сильно зависит от толщины металлической палочки, которой играет ударник.

Ксилофон, маримба и вибрафон

Ксилофон и маримба это два родственных инструмента, их звучание сильно зависит по тембру от типа палочек мягкие или жесткие у них концы. Тембр маримбы более глубокий, это зависит от резонаторов, которыми снабжены ее пластины.

Третий родственный инструмент - вибрафон - имеет металлические пластинки и резонирующие трубки под каждой пластинкой. Частота вибрации зависит от диаметра шкива, на который надевается пассик, вращающий ось с пластинками, перекрывающими резонаторы. Обычно бывает три скорости, которые музыкант выбирает, исходя их характера музыки. Некоторые модели имеют плавную регулировку скорости с помощью потенциометра. Частота вибрато регулируется в пределах нескольких герц. Вибрафон имеет демпферную педаль, аналогичную фортепианной, поэтому инструмент имеет большие колористические возможности.

Микрофон на все эти три инструмента ставится по традиции сверху над пластинками. Очень красивые результаты дает установка стереомикрофона с углом раскрытия от 120° до 180°, тогда звучание распределяется по всей базе.

Челеста

Челеста - очень тихий инструмент, а ее частотный диапазон от 260 до 4200 Гц. Динамический диапазон челесты всего 20 дБ. Ее тихий звук заставляет ставить микрофон очень близко, и это может нарушить план в общей картине.

Существуют две разновидности колокольчиков (глокеншпиль), различающихся по способу звукоизвлечения на них: с палочками и с клавиатурой.

Все ударные инструменты красиво и мощно звучат с большой реверберацией. Но из-за быстрой атаки и импульсного сигнала они выявляют недостатки помещения или ревербератора. Флаттер-эффект, например, проявляется на них наиболее ярко. Применяя ближний микрофон при записи симфонического оркестра, надо устанавливать его гораздо дальше, чем для других инструментов, так как иначе неизбежно появление ударных на ближнем плане.

Флейта (большая)

(Fl ö te – немецкий)


Самый подвижный из деревянных духовых. Его легче всего узнать, т.к. это единственный

Инструмент, который во время исполнения надо держать поперек лица (поперечная). Поперечная в 18 веке заменила продольную.

Представляет собой полую трубку, закрытую в верхней части. В разобранном, разъёмном виде состоит из трёх частей (колен). Подвижные соединения всех частей способствуют, если это требуется, её настройке. Верхняя часть – головка с отверстием для вдувания воздуха. Средняя часть – главный корпус, снабженный клапанным рычаговым механизмом, открывающим и закрывающим звуковые отверстия. В нижнем колене имеется 2-3 отверстия, управляющиеся мизинцем правой руки.

До 19 века звукоряд был ограничен, но в 30е годы 19 века её усовершенствованием занялся выдающийся немецкий флейтист Бём. Его инструмент после важных конструктивных изменений превратился в виртуозный хроматический инструмент. Диапазон – 3 октавы. От «до» 1 октавы до «до» 4 октавы.

Игра на флейте требует большого расхода воздуха. При вдувании часть его разбивается об острый край отверстия и уходит. От этого и получается характерный «сипящий» призвук. Тембр белен обертонами, и это делает его холодноватым, матовым. Различные регистры сильно отличаются по характеру звука. Самый нижний – таинственный, «стеклянный». Средний – светлый, поэтичный. Верхний –блеском. Характер звука зависит от регулировки воздуха и правильного п поражает яркостью и оложения губ по отношению к отверстию. Особое значение для атаки звука имеет язык. Вид атаки: простой – на слоге

«ту-ту», двойной – «ту-ку», тройной – «ту-ку-ку».

Флейте подвластна такая форма звучания как мир природы с её реальными и фантастическими обитателями.

Малая флейта (пикколо)

(Kleine Fl ö te – немецкий)

Проникла в оркестр во 2й половине 18 века. Она вдвое меньше большой, что продлевает диапазон на октаву выше – от «ре» второй октавы до «до» пятой октавы.

В оркестровых партиях записывается в транспорте – октавой ниже (с помощью значка «восьмёрки»).

В конструкции флейта пикколо одинакова с большой. Нижний регистр используется редко. Средние звуки изящны, пластичны. Резкие звуки в высоком регистре отличаются огромной силой и блеском.

Этот миниатюрный инструмент способен «прорезать» в fortissimo tutti всего оркестра. В целом тембр малой флейты ещё более беден обертонами, чем тембр большой флейты Исполнитель на малой флейте, в случае необходимости, меняет инструмент на большую флейту и исполняет партию 2й или 3й флейты. В записи оркестровой партии это обозначается muta Fluato piccolo in Fluato grando 3 и наоборот.

Техника игры на флейте

Legato на флейте менее продолжительно, чем на других деревянных духовых инструментах из-за большого расхода воздуха. Особенно непродолжительны самые нижние и отчасти самые верхние ноты (тем более в forte ).

Это не отражается на обычных фразах небольшого дыхания, но при исполнении широких мелодий флейта даёт значительно больше перерывов в мелодической линии, чем другие деревянные духовые инструменты. Поэтому не следует предъявлять к флейте требований, противоречащих её природе, иначе исполнение будет натянутое и робкое.

Флейта мгновенно откликается на легчайшее дуновение (без передачи на трость), и это накладывает отпечаток на всю манеру исполнения, весьма гибкую в отношении штриховки и без ощутимой « attacc ’и» (момента возникновения воздуха); звук у флеты возникает, можно говорить, сам собой.

Фразы и пассажи небольшого дыхания на флейте получаются с поразительной лёгкостью. Особенно хороши комбинации небольших легатных фраз самого прихотливого чередования.

Диатонические и хроматические гаммы, различные арпеджио получаются на флейте с предельной беглостью и непринуждённостью; лишь кларнет может соперничать с ней в гибкости и подвижности легатной техники.

В стаккатной технике у флейты нет соперников. Кроме обыкновенного простого staccato , - очень быстрого, т.к. звук на флейте возникает мгновенно без передачи на трость, - на флейте возможен поразительный стремительный приём двойного языка и почти столь же стремительный тройной язык .

Двойной язык разделяет языком каждый удар простого staccato на два удара:

«та-ка, та-ка» и т.д. и поэтому особенно употребителен при быстро повторяющихся нотах Двойным языком исполняются четные по количеству нот фигуры, не обязательно построенные из повторяющихся нот.

Тройной язык разделяет языком каждый удар простого staccato на три удара:

«та-ка-та, та-ка-та» и т.д. и употребляется для исполнения быстрых триольных фигур с повторяющимися и неповторяющимися нотами. Оба эти эффекта не могут достигать большой силы звучания.

Кроме того, на флейте возможен своеобразный вид tremolo , называемый «фрулато» (немецкий – flatterzunge ) как на одной ноте, так и в небольших пассажах. Звучание flatterzunge напоминает несколько приглушенный милицейский свисток; достигается оно быстрой вибрацией языка и гортани (приём полоскания горла).

Из всего выясняется, что флейте свойственны комбинации легатных и стаккатных пассажей самой прихотливой штриховки, скачки (особенно октавные), быстрые смены регистров и неширокие светлые мелодические фразы, более прозрачные, но менее экспрессивные, чем у кларнета или гобоя. Если не затруднять исполнение неудобными тональностями, то блеск звучания флейты будет максимальным. В f примерно до ноты «соль» 2й октавы флейта слабее гобоя и кларнета и не может уравновесить их в аккордовом сочетании. Следует также учесть, что стаккатная техника флейты несколько медленнее в самом нижнем регистре, чем в среднем и верхнем, а также замедленна и в высочайшем регистре. Техника на флейте наиболее блестяща именно в тех регистрах, где губы не перенапряжены, но и не чрезмерно распущены.

Гобой

(Hoboe – немецкий)

Представляет собой полую трубку с раструбом в конце. В стенке от 15 до 19 отверстий, снабжённых клапанным механизмом. Длина – 60-62 сантиметра . Состоит из трёх частей.

Для вдувания воздуха имеется специальное приспособление – наконечник, сделанный из двух камышовых пластинок, прилегающих друг к другу. Во время исполнения верхние концы лепестков зажимаются между губами. В трости возникают звуковые колебания, которые передаются воздушному столбу внутри инструмента. Благодаря некоторым особенностям конструкции гобой почти не имеет настройку. Диапазон – 2,5 октавы - от «си» малой октавы до «фа» 3й октавы. Обладает достаточно подвижной техникой, но уступает флейте, т.к. звукоизвлечение менее удобно. Связано это с тем, что воздуха между лепестками входит мало. Но где гобой чувствует себя уютнее, это мир простых сентиментальных и пасторальных мелодий. Резко, сухо обрывающиеся звуки излучают радостное настроение, детское веселье.

Тембр гобоя с его своеобразным «носовым» оттенком выделяется среди других инструментов остротой, экспрессивностью. В среднем регистре, на редкость выразительном, тембр свежий, нежный, трогательно-непосредственный, порой жалостный, почти горестный. В низком – грубоватый и гнусавый. В верхнем – крикливый и «тощий».

В отличие от холодноватой флейты гобою свойственна большая эмоциональность. Его область – грусть, элегичность, тоскливые стенания, не чужды добродушное лукавство и грация. Иногда гобою поручают комические роли.

Альтовый гобой (английский рожок)

(Englisches Horn – немецкий)

Английский рожок больше гобоя и звучит квинтой ниже. Его материал, устройство и способы игры такие же, как и у гобоя. Отличием его является раструб, который имеет грушевидную форму, что придаёт инструменту своеобразный тембр. Трость помещена на тонкой изогнутой внутрь металлической трубке в виде буквы «с».

Английский рожок является инструментом транспонирующим (гобой in F ). Диапазон – 2,5 октавы – от «ми» малой октавы до «си» второй октавы.

В оркестровую практику вошёл только в 19 веке.

Исполнителю на английском рожке иногда поручается исполнение партии 3го гобоя. В партитуре это обозначается corno inglese muta in oboe 111 и наоборот.

Техника игры на гобое

Некоторая ленивость извлечения, меньшая непринуждённость в передувании не позволяют на гобое в legato (при одинаковой с флейтой аппликатуре) достичь скорости флейты. Ещё больше гобой уступает флейте в стаккатной технике, потому что на нём неприменимы приёмы «двойного» или «тройного» языка. Однако обычное staccato получается на нём очень отчетливо и с достаточной быстротой, но только в среднем регистре. В нижнем и самом верхнем регистре staccato значительно тяжелее

На гобое хорошо выходят умеренно быстрые легатные пассажи, смешанные с различными фигурами простого staccato . Если не затруднять аппликатуру гобоя неудобной тональностью, то в пассажах можно достичь довольно большой скорости. Наиболее удобными тональностями для гобоя являются D - dur и близкие к ней. Особенно хорош гобой в широких лирических кантиленах.

Техника английского рожка менее подвижна техники гобоя, звук несколько гуще и имеет гнусавый оттенок.

Кларнет

(Klarinette - немецкий)

Внешним видом и по постановке игры не отличается от гобоя. Корпус немного объёмнее и длиннее, а в остальном отличается коренным образом.

Корпус состоит из пяти частей, из которых нижнее представляет собой расширяющийся раструб, верхняя – клювообразный мундштук. С плоской стороны мундштука прямоугольное отверстие, на которое накладывается и прикрепляется тонкая камышовая пластинка (как гобойная), но на кларнете трость одинарная.

Конструкция и техника игры чрезвычайно сложны. Здесь больше отверстий и рычагов, чем на других. Расход воздуха небольшой. Вышедший в оркестровую практику позже флейты и гобоя, на грани 18-19 веков, кларнет за 2,5 столетия превратился в исключительно совершенный инструмент.

Что касается динамических нюансов, то кларнет разнообразнее и богаче любого из духовых. Ценное качество инструмента – он легко приспосабливается к другим инструментам.

При общем диапазоне – от «ми» малой октавы до «соль» третей октавы – в звучании различаются 4 окраски. Это своеобразные тёмные, угрюмые низкие звуки. После переходного тусклого отрезка возникает новый тембр верхнего регистра. Это звуки серебристые, ясные и наиболее поэтичные. Высокий регистр пронзителен и криклив. Для облегчения игры мастера делали инструменты разной величины. Для диезных тональностей в строе in A , для бемольных в строе in B . Разница в тембре между кларнетами А и В незначительна.

Больший по размеру in A звучит мягко, матовый. Меньший in B звучит ярче. В настоящее время самый распространённый строй – in B (независимо от тональности). Партия кларнета записывается большой секундой выше.

Малый кларнет in Es пришёл из военного духового оркестра. Музыкантов привлёк специфическим тембром.

Бас-кларнет

(Bassklarinette – немецкий)

Самый внушительный по размеру. У него строй in B . Диапазон – от «до» большой октавы до «до» второй октавы. Построен инструмент в конце 18 века. Форма необычная. Длина – больше метра, мундштук изогнут – отклонён назад в форме буквы « s ». Нижняя часть, расширяющаяся и загнутая вверх в виде курительной трубки – раструб. Бас-кларнет опирается об пол металлическим штифтом, закреплённым внизу корпуса, и поддерживается шнуром, одевающимся на шею исполнителю. Тембр бас кларнета - тёмный, таинственный.

Все особенности аппликатуры обычного кларнета полностью относятся к бас-кларнету, но из-за большого размера он менее подвижен.

В современном оркестре исполнитель на бас-кларнете может исполнять партию 3го или 4го кларнета. В оркестровой партии это записывается Clarinetto basso muta in clarinetto in A 1 у .

Техника игры на кларнете

Кларнет в легатной технике ничуть не уступает, но даже превосходит флейту.

На нё без передувания возможно исполнение пассажей в диапазоне дуодецимы. Диатонические и хроматические гаммы, арпеджио, скачки на дуодециму (связанные с быстрой сменой регистров) выходят на кларнете с необычайной стремительностью. Столь же пригоден кларнет и для экспрессивных мелодий широкого дыхания, благодаря малому расходу воздуха. В отношении силы звучания кларнет даёт огромную градацию от ppp до ff .

В стаккатной технике кларнет сильно уступает флейте, т.к. на нём невозможен «двойной» и «тройной» язык, да и в одинарном скорость его меньше флейты и даже, пожалуй, уступает гобою (из-за более плотной трости). Во всяком случае, многократное staccato на кларнете утомительно. В крайних регистрах staccato ещё медленнее, чем в среднем.

Современные кларнеты так же, как и флейты, имеют большое количество дополнительных клапанов и рычагов, позволяющих брать одну и ту же ноту разными пальцами из различных положений. Исполнение трелей облегчается специальными трельными клапанами; потому на кларнете возможны практически все трели.

Всякие tremolo (трели, большие, чем в интервале большой секунды) тем легче исполнимы, чем меньше приходиться прибегать к помощи боковых (альтерационных) клапанов. Обязательным условием исполнимости tremolo является возможность извлечения обеих его нот на одном обертоне.

Чем больше приходится отклоняться от употребления основных отверстий, тем менее удобными становятся всевозможные ходы и пассажи. Поэтому на кларнете легче исполнять музыкальные произведения в тональностях, близких к G - dur (по записи), в них кларнет будет более подвижен и звучен.

В настоящее время употребляются кларнеты в строе in A и в строе in B . Кларнет

in B транспонирует на большую секунду вниз, кларнет in B – на малую терцию вниз. Поэтому для диезных пьес предпочтительнее употребление кларнета in A , а для бемольных – in B . При этих условиях удаётся сохранить небольшое количество ключевых знаков и этим облегчить аппликатуру и удобство исполнения, а, следовательно, достичь улучшения звучания и увеличения беглости.

Фагот

(Fagott – немецкий

Первый фагот появился в середине 16 века. В дальнейшем, сохраняя свои внешние очертания, подвергся значительному совершенству и в 17 веке вошёл в состав симфонического оркестра.

Корпус фагота представляет из себя большую сложенную, перегнутую вдвое трубу. В выпрямленном виде достигает около трёх метров. Изготовляется из клёна, разбирается на 3 части (колено). От малого колена выходит тонкая изогнутая трубка, к ней прикрепляется камышовая трость (как у гобоя – двойная, но в два раза больше), поэтому звукоизвлечение несколько легче и не так утомительно, как на гобое. Во время игры фагот подвешивается на шею исполнителю.

Диапазон – 3,5 октавы – от «си бемоль» контроктавы до «фа» 3й октавы . Тембр меняется на протяжении всего диапазона. Низкие звуки – мощные, густые, но несколько неповоротливые. Через глухую октаву начинается меланхолический верхний регистр. Этот звуковой отрезок пригоден для исполнения солирующих мелодий. Характер верхних звуков - сдавленный, зажатый. Общий характер заключается в тембре – хрипловатость, сдавленность, напряженность. Очень метко определил окраску Римский-Корсаков: «Тембр старчески насмешливый в мажоре, болезненно-печальный в миноре». Ни один инструмент не склонен в такой степени к саркастической насмешке и ворчливости, а порой и надменности. Мейербер в «Роберте Дьяволе» заставил фагот изображать «гробовой хохот», от которого мороз пробегает по коже.

Нотируется фагот в басовом и теноровом ключах, редко – в скрипичном.

Контрфагот

(Kontrafagot – немецкий)

Инструмент вдвое больший по величине, чем фагот и в развёрнутом виде составляет около шести метров. При такой же записи, как и у фагота, контрфагот звучит октавой ниже написанного и, следовательно, является транспонирующим инструментом. Диапазон – от «ля» субконтроктавы до «фа» 1й октавы. На конрфаготе трудно извлечь ноты выше «ля» малой октавы. В техническом отношении инструмент менее подвижен, чем фагот, а расход воздуха на нём значительно больше. Тембр гуще, чем у фагота, но экспрессивность меньшая.

Техника игры на фаготе

В общих чертах напоминает технику игры на гобое , только дыхание на фаготе расходуется значительно быстрее, чем на гобое.

Стаккатная техника основана на простом одинарном языке, причем в скорости

простого staccato фагот не только не уступает другим деревянным духовым инструментам с тростью, но и превосходит их. Staccato фагота необычайно отчетливое и острое. Прекрасно получаются все скачки на октаву и более; смены регистров преодолеваются почти так же незаметно, как и на флейте. В верхнем и нижнем регистрах staccato немного медленнее, чем в среднем.

Технике фагота более всего свойственны чередования мелодических фраз среднего дыхания с различными отрезками гаммообразных пассажей и арпеджио, преимущественно в стаккатном изложении (особенно хорошо в комбинированной штриховке) и с применением самых разнообразных скачков.



© 2024 Идеи дизайна квартир и домов