Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Как развить креативное мышление взрослых. Важные особенности «мозгового штурма»

Рады приветствовать вас друзья!

В этой статье вы найдете практические советы, как развить креативность и перестать мыслить шаблонно. В силу своей природы не все способны творчески думать и нестандартно подходить к решению важных вопросов. При желании это достаточно легко исправить и, наконец-то, перестать ждать, когда же вдохновение придет самостоятельно к вам.

Прочитав нашу статью внимательно, вы узнаете много полезных советов, которые помогут развить креативность, а также поймете, какие упражнения необходимо делать ежедневно для тренировки творческого мышления.

Умение творчески подходить к решению задач помогает решить большое количество проблем, а также продвинуться по карьерной лестнице. Тем, чья профессия напрямую связана с креативным мышлением (дизайнерам, писателям, художникам, музыкантам и т.д.) особенно важно уметь быстро включиться в процесс. Зачастую, творческие люди часто затягивают сроки выполнения работ, ожидая музу, однако, вдохновение не всегда быстро приходит, а иногда и вовсе пропадает надолго.

Независимо от того, в какой сфере вы трудитесь, вам все равно будет полезно поработать над своими творческими задатками, тем самым упростив себе жизнь. Мы подготовили несколько наиболее действенных способов для улучшения вашего потенциала.

4. Отдых

Иногда, чтобы настроиться на правильную волну и отыскать вдохновение необходимо немного отвлечься. Если вы долго работали над своим проектом, то пришла пора переключиться на другое.

Устройте себе 30 минутный отдых. Разложите пасьянс, выпейте кофе, пообщайтесь по телефону с друзьями. После этого приступайте к работе. Такой подход позволит вашим мыслям немного расслабиться и заново включиться в творческий процесс.

5. Начните «творить»!

Многие писатели так и не напечатали свой новый шедевр, потому что все это время искали музу. Иногда подобные поиски приводят творческих людей к допингу в виде алкоголя или еще чего-то похуже.

Однако подобным образом креативность развить, как правило, ни у кого не получается. Не ищите вдохновение – начните творить уже сейчас и оно придет к вам в процессе работы. Недаром говорят, что аппетит приходит во время еды!

6. Работа в шумном месте

Идеальным местом для творческого процесса станет любая кофейня. Средний уровень шума поможет развить вашу креативность и подскажет, как мыслить иначе. При повышенном уровне шума работоспособность наоборот понижается. Поэтому выберите кофейню себе по душе и трудитесь. Таким образом, вы дистанцируетесь от домашних проблем и суеты и сможете творить.

Если вы начнете регулярно упражняться, то легко сможете развить свою креативность. В этой статье мы подготовили наиболее действенные техники, которые позволят вам стать лучше. Выполняйте наши упражнение регулярно и вскоре заметите первые результаты.

Наиболее действенны такие техники:

  • Используйте предметы. Например, придумайте, что бы вы смогли сделать с пуговицей или спичечным коробком. Можете поиграть в эту игру вдвоем, так будет гораздо веселее. Найдите 10 способов, что вы сможете сделать с этой вещью и сравните результаты с вашим другом
  • Ассоциативный ряд. Выберите одно слово существительное, например, «чашка». Теперь придумайте к нему 5 наиболее подходящих прилагательных (чашка: красивая, горячая, стеклянная, глиняная, узорчатая). После этого подберите 5 прилагательных, которые совершенно не подходят к предмету (плюшевая чашка, жареная чашка и т.д.);
  • Два слова. Откройте книгу на любой странице и ткните пальцем в абсолютно разные по смыслу 2 слова. После этого попытайтесь «поиграть» со словами. Что есть схожего между ними? Как вы можете их сопоставить или объединить в одно целое? Придумайте интересную историю, которая бы помогла связать эти 2 слова;
  • Побудьте строителем. Напишите 10 любых слов существительных. Например: голубь, фазан, цветы, дерево, книга, озеро и т.д. После этого возьмите карандаш и бумагу. Нарисуйте дом и попробуйте пририсовать к нему различные детали, которые подходили бы к значению выше перечисленных слов. Нарисуйте белоснежные стены в доме, как в случае с перьями у «голубя». Добавьте лужайку перед домом, по которой будет ходить «фазан». Нарисуйте клумбу к слову «цветы» и т.д. После того как рисунок будет готов попробуйте представить себе, как ваш дом может выглядеть вживую.

Дорогие друзья, мы надеемся, что наша статья поможет вам качественно улучшить свою жизнь и развить креативность. Упражняйтесь регулярно и уже вскоре вы заметите приятные результаты.

У ваших друзей схожая проблема и им нужно научиться мыслить нестандартно? Тогда посоветуйте им прочесть нашу статью в соц.сети.

Поделись статьей с другом:

Прошлых статьях мы уже рассматривали, и , сегодня речь пойдет о таком вожном понятии как «Креативное мышление».
Нам часто приходится слышать фразу: «Креативная идея, уверен в ее успехе». Возникает вопрос, что за креативные идеи, где они берутся, и как развить в себе способность креативно мыслить?

Креативное мышление является необходимостью для бизнесмена, который хочет создать перспективный, интересный проект, выделится среди множества подобных компаний, стать уникальным и узнаваемым. Но не только в бизнесе будет полезно креативное мышление. В повседневной жизни, в личных отношениях, в карьере – везде старайтесь думать нестандартно, ведь это позволит открывать новые возможности, идти неведомыми до сели дорогами.
Сегодня мы расскажем про несколько упражнений, ежедневное исполнение которых поможет Вам более креативно смотреть на происходящее. В данных упражнениях нет ничего сложного, все элементарно, а по времени вы будете тратить не более 15 минут в день.
Честно говоря, мы стараемся не писать о том, что никогда сами не пробовали. Все данные советы были испробованы на практике, и уже через несколько недель результат стал заметен. Новые идеи, интересные решение, не стандартное видение выхода из сложившейся ситуации.

Первый метод развития креативного мышления: играйте в перевертышей

Первый наш совет называется «перевертыши». Когда вы идете по улице, или едете в транспорте, то попробуйте прочитать объявление, вывески, названия магазинов задам наперед. К примеру, пиццерия «Неаполь», а вы читайте «Лопаен». Сначала будет тяжело, но мозг тоже нужно тренировать. Несколько дней и вы уже без особых усилий сможете читать короткие слова, потом более длинные, затем фразы, а со временем и длинные предложения.
Для чего это нужно? Прежде всего, вы тренируете мозг, даете ему понять, что существует не один способ видения ситуации, есть альтернативы, и эти альтернативы нужно замечать. Когда возникнет какая-то проблема, и нужно будет найти из нее выход, ваше мышление не будет уже противится нестандартным, непонятным ему решениям.

Утро начинается вечером

Утро начинается вечером – еще один интересный способ развития креативного мышления. Все мы знаем, что чтение книг хорошо влияет на развитие умственных способностей. Кстати, не сама информация, а именно процесс чтения. А для того, чтоб развивать креативное мышление, нужно и креативно читать. Попробуйте начать чтение книги с конца, да еще и снизу вверх. Получится, что все события будут идти от кульминации до начала.
Для чего это нужно? Креативно мыслить – нестандартно мыслить. Читая книгу с конца, вы привыкаете к тому, что бывают совершенно невероятные решения. Казалось бы, что все должно быть совершенно не так (ведь мы привыкли к устоявшимся нормам), а на самом деле существуют и другие варианты. Читая задом на перед, вы и думаете аналогично. Для мозга такой тип мышления не обычный, но он его быстро примет, и с радостью будет использовать в повседневной жизни.

Есть то, чего нет

А вот это упражнение, одно из самых любимый. Когда едете на работу, на учебы или еще куда-то, то есть время подумать. Постарайтесь потратить его с пользой, потренировать креативное мышление. Суть данного способа в том, что вы должны придумывать то, чего не существует. Придумайте какое-то животное (например, Леопандырь), потом опишите его, как оно выглядит, где живет, что делает, чем питается. Если с животными тяжело, то можете пофантазировать над женскими и мужскими именами. Придумывайте такие, которых в природе не существует.
Для чего это нужно? Очень часто тяжело выдумать что-то такое, с чем раньше не сталкивался. Наш мозг старается использовать уже хорошо известные образы, название, функции предметов. Но нужно перестраиваться, учить его абстрагироваться от всего этого, концентрироваться на более интересных, малоизвестных фактах.


Каляки-маляки

В детстве, когда мы рисовали что-то необычное, фантазировали, креативили, то называли такой рисунок «каляки-маляки». Взрослым, для развития креативного мышления, тоже полезно покалякать-малякать. Возьмите лист бумаги, нарисуйте что-то необычное, дайте ему название, подумайте где этот предмет можно использовать, какими свойствами он обладает. Поверьте, данный процесс невероятно затягивает. Вообще, творчество, а рисование особенно, очень хорошо развивает ваше нестандартное мышление, помогает вырваться за рамки стандартного мира.

Да, нет, наверное

Суть следующего упражнения заключается в том, чтоб придумывать словосочетания со словами которые имеют противоположное значение. Например, твердый пух, высокий карлик, квадратный мяч, холодный кипяток и тому подобное.
Для чего это нужно? Таким образом вы учитесь воспринимать реальность не стандартно, выходить за рамки обычного. Мы все понимаем, что карлик не может быть высоким, но креативное мышление и заключается в том, чтоб придумывать что-то необычное, нестандартное, то, что будет интересно многим.

Слова не такие как кажуться

Возьмите любое слово, и представьте, что это аббревиатура. А теперь постарайтесь расшифровать каждую букву, да еще так, чтоб все логично сложилось в предложение. Например, слово «лето». Расшифровываем: Легкий Енот Топчет Опилки. Суть понятна. Сначала будет тяжеловато, но со временем мозг привыкнет к подобным играм и будет все делать на автомате.

Обычное необычное

Ежедневно мы используем десятки предметов, и уже привыкли к тому, что они исполняют определенную функцию. Но этого мало, нужно думать креативно, развивать в себе необычные способности. Представьте что-то обыденное, например стул, а потом придумайте 10 способов его использования. Но сразу откиньте стандартные типа сидеть, стоять, кидать. Думайте шире, не останавливайтесь на чем-то одном. Ход мыслей может быть таким: стул сделан из деталей, а значит можно его разобрать, из получившегося можно сделать что-то новое, что? Например подставку, а если убрать спинку, то будет небольшой стол. А также он деревянный, то можно развести костер.
В общем, идея понятна, дальше креативте. Таким образом, вы научитесь видеть необычное в обычных вещах, сможете найти нестандартное применение тому, что используете ежедневно.

Стимулируйте поток мыслей

Креативная идея никогда не приходит просто так. Конечно, есть мизерный шанс озарения, но, как правило, для достижения максимального эффекта мысли нужно стимулировать. Научиться этому не так уж и сложно. Всегда придумывайте ассоциации. Возьмите слово, подумайте с чем оно у Вас ассоциируется, и так далее. Уделите подобному занятию не более 5 минут в день. А в тот момент, когда Вам будет нужна креативная идея, мозг будет готов выдавать ряд ассоциаций, придумывать что-то новое, не обычное, не стандартное.

Съедобное и не съедобное

Данный способ развития креативного мышления тоже хорош. Возьмите лист бумаги. Поделите его на два столбика. Сверху напишите любое существительное. В правой колонке распишите 10 свойств, которые подходят для написанного слова, а слева те, которые не подходят.
Например, берем слово «туфли». Справа пишем — красивые, блестящие, кожаные и т.д, а слева – сладкие, толстые, калорийные и еще с десяток не свойственных характеристик.

Сам себе режиссер

И последнее упражнение, которое способно развивать креативное мышление, заключается в том, что каждый раз, когда вы видите нечто интересное, то представьте, что это картина. Вашей задачей будет дать название картине.
Например, вы видите как на улице целуется молодая парочка. Такую картину можно назвать «Эмоция космического Я». Очень важно, чтоб название было не стандартное, типа «поцелуй» или «любовь».

Известный психолог Маслоу сказал, что креативность присуща всем людям, но она теряется из-за воздействия установленных норм поведения и мышления в обществе.

Креативностью называется умение создавать что-то новое, отклоняясь от шаблонов и общепринятых схем. С помощью креативности появляются новые идеи, схемы действий, предметы и многое другое. Благодаря такому мышлению человек может легко найти выход из затруднительной ситуации или в нужный момент обхитрить соперника в бизнесе. Поэтому развитие креативности является важным пунктом для людей, желающих стать успешными

Существует разница между креативом и творчеством. Последнее является процессом создания какого-либо предмета искусства, в то время как креативное мышление направлено гораздо шире и действует даже в повседневной жизни при воплощении элементарных муторных задач.

В английском языке есть отличное выражение, точно передающее понятие креативности. Оно переводится как – «мыслить вне рамок». В то же время фильм «Матрица» показывает человеку, что рамки существуют лишь в его голове.

Развивать креативность можно ежедневно, не тратя на этот процесс дополнительное время. Основные способы, с помощью которых можно повысить уровень креативного мышления в повседневной жизни:

  • Чтение вывесок с конца к началу, что иногда бывает довольно весело, так как результаты могут получаться самые разнообразные;
  • При чтении книги попробуйте читать предложения с низа страницы к верху, то есть, действия будут происходить в обратном порядке;
  • В свободную минутку можно заняться придумыванием разнообразных имен, путем комбинации совершенно случайных, приходящих в голову букв;
  • Хорошо на развитие мышления влияет рисование, особенно, всяких несуществующих вещей, существ;
  • Пока никто не видит, можно пописать левой рукой (или правой, если левша), а особо бесстрашные могут попробовать даже ногами;
  • Отлично помогают развиваться попытки сочетать на первый взгляд несочетаемые слова;
  • Также вы можете взять любое слово и представить его в качестве аббревиатуры, которую затем нужно расшифровать;
  • К каждому предмету повседневной жизни можно придумывать нестандартное применение;
  • Можно также один предмет складывать с другим, пытаясь добиться усовершенствования.

Выполняя эти несложные и на первый взгляд бессмысленные вещи, вы научитесь видеть нестандартные решения для той или иной ситуации, а также генерировать идеи путем совмещения несовместимого, тем самым развивая креативное мышление .

Путем исследований обнаружено, что креативность можно развивать в любом возрасте, в отличии от памяти. Кроме того, выделены два типа людей: у одних креативное мышление максимально развито еще в юношеском возрасте, а другие увеличивают его уровень постепенно, достигая максимума в средние года.

Упражнения и способы повысить креативность

Стив Джобс говорил, что креативность является ничем иным как нахождением связей между различными вещами. Именно поэтому, считал он, на вопрос: как же вы это придумали? – многие люди затрудняются с ответом, ведь они просто заметили эту связь.

Все упражнения для развития креативного мышления направлены на то, чтобы человек учился отбрасывать общепринятые понятия и связи, а взамен них строил нечто новое, раньше неизвестное даже ему.

Существует несколько наиболее действенных способов развития креативности:

  • Нужно взять любую книгу, а еще лучше словарь, и случайным образом выбрать два слова. А затем следует поразмышлять, что есть общего между этими словами. Причем отговорка – да совсем ничего – не принимается. Связь можно найти везде. И чем необычнее она и невероятнее, тем лучше.
  • Второй способ развития мышления связан с проектированием. Попросите знакомого придумать 10 любых слов существительных. Запишите их. Эти слова являются обязательными условиями, которые должны быть выполнены при проектировании дома. Важно не умение чертить или рисовать. Важно придумать, как воплотить в архитектуре и дизайне совершенно любые слова, например, курица или ботинок.
  • Еще один эффективный способ настроен на развитие ассоциативного мышления. Выбрав любой предмет в своем окружении, придумайте ему 5 подходящих эпитетов или просто прилагательных – это довольно легко. Однако после первой части задания, следует придумать столько же абсолютно не подходящих ассоциаций к этой же вещи.
  • Отлично развивается креативность и творческое мышление рисование. Однако есть одна особенность – предварительно на бумаге нарисуйте много одинаковых крестиков, кружочков, да даже обычных каракуль (главное, одинаковых). А затем каждую из них превратите в какой-нибудь отдельный осмысленный рисунок.
  • Также развивает умение выкручиваться из различных ситуаций следующий способ. На протяжении часа, что бы вы ни делали и где бы не находились, отвечайте на все вопросы либо утвердительно, либо отрицательно. При этом окружающие не должны заподозрить, что у вас какие-то проблемы. Поведение должно быть естественным и как можно более обыденным.

Используя эти интересные упражнения, вместе с повседневными поисками чего-то нового вы быстро и эффективно сможете добиться развития креативного мышления. А наш ресурс BrainApps поможет в этом с помощью различных тестов и игр.

Как мы уже говорили, креативное мышление – это способность путём комбинирования разнородных элементов созидать что-то новое (знания, формы, решения), имеющее значительный социально-экономический эффект.

Креативность в современном мире

Современное общество вовлечено в процессы глобализации рынка и усиления конкуренции. Нужно быстро реагировать на изменения, применять нестандартные решения, генерировать новые оригинальные идеи. Общество нуждается в необычных решениях знакомых задач, в новых подходах к решению известных и исследованных, казалось бы, проблем, а также в новых способах поведения в типичных ситуациях. Большинство профессий в современном мире нуждаются в креативности, в активизации творческого начала. Креативное мышление проявляется в современной социально-экономической системе разнообразных формах. Это и научные открытия, и предпринимательство, и технические изобретения, и создание произведений искусства, и отношения с людьми, и государственное управление.

Развитие креативного мышления

Разработкой проблемы развития креативного мышления успешно занимался автор бестселлера «Рождение новой идеи», американский исследователь Э. Де Боно. Он разработал целостную программу развития креативного мышления и выделил такие основные принципы:

1.Определение условий решения задачи, необходимых и достаточных для достижения цели.

2.Готовность отказаться от ранее полученного опыта решения подобных задач.

3.Совершенствование способности замечать многофункциональные, универсальные вещи.

4.Соединение самых разных, даже противоположных идей из самых разных областей знаний и использование полученных ассоциаций для решения задач.

5.Совершенствование способности к пониманию господствующей в данной области знаний идее, с тем чтобы не попасть под её влияние.

Формирование креативного мышления предполагает, во-первых, единство логики и мышления; во-вторых, единство позитивности, гармоничности и продуктивности. Третьим необходимым компонентом является радость саморазвития.

Можно выделить ряд умений, без которых не добиться успешности в современном мире, но которые, к счастью, можно в себе развить. Им можно научиться:

— Умение мыслить логически.

— Умение формулировать предположения.

— Умение находить логические связи между явлениями, объектами, фактами.

— Умение преодолевать стереотипы.

— Умение принимать решения в нетипичных, новых для себя ситуациях.

— Умение находить нужные знания и подходящие методы.

Амайстайл Т. М. выделял три основных элемента креативности:

Компетенция (наличие базы знаний, опыта, навыков);

Творческое мышление (использование методов креативного мышления, изобретательность, гибкость, настойчивость;

Мотивация (внутренняя и внешняя). Внутренняя мотивация – личная заинтересованность в решении задачи, настойчивое желание применить знания, самореализоваться. Внешняя мотивация – продвижение по службе, материальная заинтересованность.

Технологии и приёмы креативного мышления

Существуют разные технологии креативного мышления, позволяющие эффективно генерировать идеи. Рассмотрим некоторые из них:

1. «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно (о ней и о других методиках прочитать подробнее можно

Эта технология креативного мышления хороша, например, при проведении любой дискуссии. Она идеальна для коллективной работы, но подходит и для индивидуального использования. Эта методика помогает управлять мышлением, переключать его. Яркие цвета шляп делают каждую из них различимой, заметной, помогают задать мыслям нужное направление. Приём надевания шляпы для «мыслеварения» помогает обрести внутреннее спокойствие и беспрепятственно сосредоточиться на решении задачи: ведь и надеть, и снять шляпу – не проблема. Такой приём как надевание шляп разного цвета, каждый из которых соответствует определенному углу зрения, помогает уйти от ненужных споров и отрицательных эмоций, достичь согласия. Параллельное мышление структурирует процесс решения. Эта технология креативного мышления развивает, независимо от возраста участников, толерантность, критическое мышление, творческое мышление.

2. «Мозговой штурм». Подробнее об этой технологии креативного мышления можно прочитать

Эта методика позволяет коллективно обнаруживать новые идеи. Её цель – получение максимального количества самых разных идей. Генерация идей и их критика разделены во времени, а участники творческого процесса – на генераторов идей и критиков. Озвученные идеи развиваются путем использования ассоциаций и преобразовываются, модифицируются. Разновидностями этой технологии креативного мышления являются «Совещание пиратов», «Теневая мозговая атака», «Обратная мозговая атака».

3. «Метод фокальных объектов»

В данной технологии новые идеи позволяет находить приём присоединения к заданному объекту признаков или свойств случайно взятых объектов. Необычные, непривычные сочетания получаются путём использования свободных ассоциаций. Этот метод известен как инструмент ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

4. «Синектика»

Основным приёмом креативного мышления в этой методике является построение аналогий. Аналогии пробуждают ассоциации, которые, в свою очередь, стимулируют творческие возможности.

На 1 этапе данной технологии креативного мышления аналогии служат для максимально чёткого определения и понимания участниками сути проблемы. От очевидных решений следует осознанно отказаться. В ходе последующего специально организованного обсуждения выявляются основные противоречия и сложности, мешающие решению. Определяются новые формулировки задачи, ставятся цели. После этого при помощи вопросов, которые вызывают аналогии, происходит процесс поиска новых идей и решений. Если есть необходимость в повторном обсуждении и развитии идей, то к проблеме возвращаются повторно.

5. «Метод гирлянд ассоциаций»

Основным приёмом креативного мышления в данной технологии является сочетание нескольких этапов работы со случайными словами и ассоциациями:

1). Построение цепочек синонимов объекта.

2). Случайный выбор слов (существительных в именительном падеже).

3). Комбинирование каждого элемента из гирлянды синонимов с каждым из случайных слов.

4). Подбор нескольких прилагательных к каждому из элементов случайного выбора слов (см. 2)). Так получаются гирлянды признаков.

5). Сочетание элементов гирлянд синонимов и гирлянд признаков. Уже на этом этапе могут родиться интересные идеи для решения творческой задачи.

6). К каждому из элементов гирлянды признаков подбирают свободные ассоциации. Гирлянд свободных ассоциаций должно быть столько, сколько элементов в гирлянде признаков. Инструментом образования гирлянд свободных ассоциаций является вопрос «о чем нам напоминает слово … ?» При этом каждый ответ становится исходным для следующей постановки вопроса. Например: «О чем напоминает слово синий?» – «О небе». – «О чем напоминает слово небо?» – «О самолёте». «О чем напоминает слово самолёт?» – «О крыльях». Таким образом в гирлянде появятся слова небо, самолёт, крылья, …

8). Анализ полученных идей и принятие решения о продолжении или прекращении поиска. Если поиск нужно продолжать, то комбинируют исходные свободные ассоциации со вторичными гирляндами, а их элементы – с элементами гирлянды синонимов. В результате могут возникнуть новые идеи.

9). Идеи делятся на рациональные, интересные и непригодные. Интересные (то есть хорошие, но с недостатками) впоследствии ещё раз делят на рациональные и непригодные.

8. «Метод маленьких человечков»

Одной из технологий креативного мышления является «метод маленьких человечков». Случаются проблемные ситуации, при которых часть объекта не может выполнять требования поставленной задачи. В таком случае может помочь такой приём креативного мышления как дробление проблемы на множество «крохотных человечков». Для этого выделяют ту часть, которая не подчиняется условиям задачи, не может их выполнять, и представляют её в виде маленьких человечков. Следующий этап – деление человечков на группы, действующие по условиям задачи группы. Затем полученная модель рассматривается и перестраивается таким образом, чтобы конфликтующие действия можно было выполнить. Другими словами, если воспринимаемая проблема как целое кажется неразрешимой, то при её разделении на составные части может оказаться, что эти части можно перегруппировать и затем обьединить в произвольном порядке. В результате или проблема станет разрешимой по-новому, или возникнет новый взгляд на неё, или какие-то идеи можно будет модифицировать в каком-то направлении для получения решения. Элементы, полученные при делении, желательно перемещать и совмещать друг с другом в различных сочетаниях. Только следует помнить о том, что сочетание элементов – это не монолитная система.

9. «Метод контрольных вопросов»

Основным приёмом креативного мышления в этой технологии является применение правильно поставленных наводящих вопросов, которые помогут направить ход мыслей таким образом, чтобы лучше уяснить суть проблемы, условия, пути решения. Это поможет преодолеть психологическую инерцию.

10). «Морфологический анализ»

Основным приёмом этого метода является использование специальных таблиц, в которых приведены все основные составляющие интересующего объекта. Метод позволяет упорядочить процесс анализа разных вариантов решения стоящей задачи, он помогает не упустить из виду какой-либо удачный вариант решения, не замеченный прежде.

11). Существуют также методика слома стереотипа и другие технологии креативного мышления, в которых используются разнообразные приёмы, стимулирующие выход за рамки шаблонов и помогающие творчески решать самые разные задачи в различных сферах нашей жизни.

Творчество и креативность

Креативное мышление часто называют также творческим, но творчество и креативность – не одно и то же. Для лучшего понимания процессов имеет смысл уточнить формулировки: творчество – это всегда создание нового путём озарения: получение какого-то продукта мыслительной деятельности, при котором проявляются эмоционально-личностные качества творца. Многие исследователи называют творческое действие неподвластным контролю, бессознательным актом, или ничем не стимулированной активностью мозга, которая проявляется в стремлении выйти из «зоны комфорта» (Богоявленский Д. Б.). Для акта творчества характерна внезапность, спонтанность, которая. Вязана с внешними обстоятельствами и личными переживаниями.

Креативность – это способность к творчеству, которой присущи готовность к рождению необычных идей и решению задач, выходя при этом за рамки общепринятых схем. Креативность – один из независимых факторов одарённости. Креативное мышление опирается на изобретательское искусство и открытия в разных областях знаний. Оно ломает стереотипы, смело сочетает несочетаемое, опирается на алгоритмы и создаёт на этой основе нечто совершенно новое или решает нерешаемые, казалось бы, задачи. Вне творчества креативность невозможна. Креативность можно назвать технологией организации процесса творчества. Креатив может опережать творческий процесс, задавая ему направление, но сопутствует ему не всегда.

Таким образом, креативность – одна из черт творческого мышления. Творчество всегда первично, но креативность позволяет достичь конкретной цели. В процессе креативного мышления главным компонентом является некоторый прагматизм. Имеется в виду понимание уже на начальном этапе конкретной цели (зачем нужно это создавать), назначения (для кого это нужно), путь решения (как это сделать), и, собственно, предмета (что для этого нужно).

Если креативность играет решающую роль в процессе генерации творческих идей, то их восприятие и воплощение зависят от когнитивных способностей. Благодаря пластичности мозга, мы можем развивать свои познавательные способности, тренировать и совершенствовать память и внимание, восприятие и мышление. В этом могут оказать хорошую помощь регулярные занятия на .

Искренне желаем Вам творческих находок и удач и, конечно же, успехов в саморазвитии.

Творческое мышление и креативность, несомненно, являются полезными навыками современного человека. Однако сложно найти хорошие курсы, тренинги, школы, книги и учебники для формирования и совершенствования этих навыков. В связи с этим и создан данный раздел сайта, который посвящен методам и техникам развития креативного мышления. Раздел представляет собой полноценный тренинг для развития творческого мышления и воображения и содержит в себе уроки, статьи, задачи, головоломки, видеоматериалы, тесты и много других полезных материалов.

Если вы читали «99 франков» или «Поколение П», смотрели фильмы Тарковского или Дэвида Линча, видели картины Леонардо да Винчи или Пикассо, вы наверняка задумывались: как люди могут создавать так много новых интересных идей и потрясающих концепций? Если эти профессионалы творческого мышления вызывают в вас желание быть похожими на них, то в этом разделе вы найдете для себя много полезной информации.

Чем жизнь более нестандартна, тем интереснее жить. В жизни от нас часто требуется креативный подход. Способность мыслить нешаблонно делает нас остроумными, находчивыми, успешными, предприимчивыми, удачливыми и богатыми. Умение быть креативным может пригодиться всегда.

Часто утверждают, что творческому мышлению научить невозможно. Это не совсем так. Конечно, врожденные способности человека очень важны. Но обычно именно взрослым людям по-настоящему свойственно творческое мышление, способность к которому не является только врожденной, а приобретается с воспитанием и опытом. Настоящие произведения искусства делают взрослые люди, которые достигли определенного мастерства мыслить и поступать креативно. А если человек не будет развивать свой творческий потенциал, то он вряд ли достигнет способности созидать, даже если в детстве, он проявлял какие-либо способности.

Значит, есть что-то, что знают и умеют творческие люди. Эти знания и навыки они приобрели не генетическим путем от своих родителей, а накопили их в течение своей жизни. Попробуем найти и разгадать их секреты.

Что такое творческое мышление и креативность?

Объяснить и описать, что такое творческое мышление и каковы его особенности - задача достаточно сложная. Одно из немногих определений креативности/творческого мышления дано психологом О.К. Тихомировым:

« Творческое мышление — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Творческое мышление отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением »

О.К. Тихомиров
Общая психология. Словарь / под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005.

Это определение выделяет главную характеристику творческого мышления -наличие результата, чего-то субъективно нового, что создал человек.

Важно понимать, что творческое мышление или креативность - это именно СПОСОБ мыслить, определенный ПРОЦЕСС, который ведет к созданию нового. Естественно, существует множество методик организовать свое мышление так, чтобы можно было в результате получить что-то новое. Ряд исследований и тестов показывает, что большинство способов можно подстроить под определенные логические схемы, которые и составляют часть уроков данного раздела.

Чтобы понять особенности своего творческого мышления, предлагаем вам пройти специальный психологический тест.

Тест на творческие способности

Данный тест создан, как интерпретация методики диагностики личностной креативности, разработанная Е. Е. Туник, и позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность, воображение, сложность и склонность к риску.

Для правильной интерпретации ответов следует выполнять несколько правил во время прохождения теста:

  • Среди следующих коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Для них следует выбрать ответ «Да». Некоторые предложения подходят вам лишь частично, на них следует отвечать «Может быть». Другие утверждения не подойдут вам совсем, для них предназначен ответ «Нет». Для тех утверждений, относительно которых вы не можете прийти к решению, предусмотрен последний вариант - «Не знаю».
  • Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отмечайте первое, что придет вам в голову, читая предложение. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что действительно чувствуете. На каждый вопрос выберите только один ответ.
  • Поскольку тест основан на личном восприятии, не стоит ждать от него объективной проверки ваших способностей. В большей степени он отражает ваше представление о своих творческих способностях. Помните, что креативность - это не врожденная характеристика, а качество которое можно развивать.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены. Если этот тест вы уже проходили, то в левом меню отобразится знак.

С другой стороны, творческое мышление связано не cтолько с логическими схемами, сколько с развитым ассоциативным мышлением и воображением человека. Все это можно развивать при помощи специальных упражнений, которые представляют собой еще одну важную составляющую этого раздела.

В данном разделе собраны методики развития в себе способности творчески мыслить: уметь находить всегда и во всем несколько вариантов, и выбирать из них лучший.

Методика обучения

Как уже было сказано, существует много подходов понимания творческого мышления, и, следовательно, есть множество способов обучения такому мышлению. Среди популярных подходов анализа креативности можно отметить: концепцию латерального мышления , теорию решения изобретательских задач , синектику, метод 6 шляп и другие . Большинство из этих подходов имеют схожие черты, однако если пытаться заниматься по всем этим методикам одновременно, то можно запутаться.

Проанализировав многие подходы к креативности, наша творческая группа пришла к выводу, что наиболее универсальной теорией является концепция латерального мышления Эдварда Де Боно (а также ее интерпретация Филиппом Котлером), которая направлена на понимание логики построения новых идей. Именно концепция латерального мышления легла в основу данного тренинга. Также в данном тренинге использовался ряд важных методик развития творческого мышления из других теорий, чтобы расширить концепцию де Боно.

Кроме того, концепции, которые заслуживают отдельного внимания, были вынесены в УРОК 5 , для того чтобы вы смогли попробовать другие методики развития творческого мышления.

План обучения

Весь тренинг поделен на несколько уроков, которые призваны раскрыть в вас различные стороны креативного мышления. Пройдя все уроки, вы получите гандикап, для того, чтобы уметь применять и постоянно совершенствовать свое творческое мышление.

Творческие игры

А также

А также на нашем сайте вы найдете полезные материалы, статьи , видео , задачи, головоломки, картинки, фото и многое другое, что раскрывает особенности творческого мышления человека. В итоге после этого тренинга вы будете четко представлять себе, как устроен процесс творческого мышления и будете обладать достаточными навыками для того, чтобы создавать что-то новое.

Умение быть творческим и интересным человеком отчасти приобретается с воспитанием и зависит от наших врожденных особенностей. Но поверьте, что эту способность можно приобретать и развивать, главное здесь, как обычно,- желание.

Желаем вам удачи в развитии творческого мышления!



© 2024 Идеи дизайна квартир и домов