Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Шумерская цивилизация. Возникновение письменности Как и почему была изобретена шумерская

Шумеры - первая цивилизация на земле.

Шумеры - древний народ, некогда населявший территорию долины рек Тигра и Евфрата на юге современного государства Ирак (Южная Месопотамия или Южное Двуречье). На юге граница их обитания доходила до берегов Персидского залива, на севере - до широты современного Багдада.

На протяжении целого тысячелетия шумеры были главными действующими лицами на древнем Ближнем Востоке.
Шумерская астрономия и математика были точнейшими на всем Ближнем Востоке. Мы до сих пор делим год на четыре сезона, двенадцать месяцев и двенадцать знаков зодиака, измеряем углы, минуты и секунды в шестидесятках - так, как это впервые стали делать шумеры.
Идя на прием к врачу, мы все... получаем рецепты лекарств или совет психотерапевта, совершенно не задумываясь о том, что и траволечение, и психотерапия впервые развились и достигли высокого уровня именно у шумеров. Получая повестку в суд и рассчитывая на справедливость судей, мы также ничего не знаем об основателях судопроизводства - шумерах, первые законодательные акты которых способствовали развитию правовых отношений во всех частях Древнего мира. Наконец, задумываясь о превратностях судьбы, сетуя на то, что при рождении нас обделили, мы повторяем те же самые слова, которые впервые занесли на глину философствующие шумерские писцы, - но вряд ли даже догадывается об этом.

Шумеры - "черноголовые". Этот народ, появившийся на юге Месопотамии в середине III-го тысячелетия до нашей эры неизвестно откуда, сейчас называют "прародителем современной цивилизации" , а ведь до середины 19-го века никто о нём даже не подозревал. Время стерло Шумер из анналов истории и, если бы не лингвисты, возможно мы бы никогда не узнали о Шумере.
Но начну я, наверное, с 1778-м года, когда датчанин Карстен Нибур, возглавлявший экспедицию в Месопотамию 1761-м года, опубликовал копии клинописной царской надписи из Персеполя. Он первый предположил, что 3 колонки в надписи - это три разных вида клинописи, содержащих один и тот же текст.

В 1798-м году ещё один датчанин, Фридрих Христиан Мюнтер высказал гипотезу что письмена 1-го класса - это алфавитная староперсидская письменность (42 знака), 2-го класса - слоговое письмо, 3-го - идеографические знаки. Но первым удалось прочесть текст не датчанину а немцу, преподавателю латыни в Геттингене, Гротенфенду. Внимание его привлекла группа из семи клинописных знаков. Гротенфенд предположил что это слово Царь, а остальные знаки были подобраны исходя из исторических и лингвистических аналогий. В конце концов Гротенфенд сделал следующий перевод:
Ксеркс, царь великий, царь царей
Дария, царя, сын, Ахеменид
Однако только через 30 лет француз Эжен Бюрнуф и норвежец Кристианн Лассен нашли правильные эквиваленты для почти всех клинописных знаков 1-й группы. В 1835-м году была найдена вторая многоязычная надпись на скале в Бехистуне и в 1855-м году Эдвину Норрису удалось дешифровать 2-й тип письменности, состоявший из сотни слоговых знаков. Надпись оказалась на эламском языке (кочевые племена называемые в Библии амореями или аморитянами).


С 3-м типом оказалось ещё сложнее. Это был совершенно забытый язык. Один знак там мог обозначать и слог и целое слово. Согласные выступали только в составе слога, тогда как гласные могли фигурировать и как отдельные знаки. Например звук "р" мог быть передан шестью различными знаками, в зависимости от контекста. 17 января 1869-го года лингвист Жюль Опперт заявил, что язык 3-й группы является.... шумерским... А значит должен существовать и шумерский народ... Но была ещё и теория, что это лишь искусственный - "сакральный язык" жрецов Вавилона. В 1871м году Арчибальд Сайс пуликует первый шумерский текст, царскую надпись Шульги. Но только в 1889-м году определение шумерский принимается повсеместно.
РЕЗЮМЕ: То, что мы сейчас называем шумерским языком - фактически искусственная конструкция, построенная на аналогиях с надписями народов, перенявших шумерскую клинопись - эламскими, аккадскими и староперсидскими текстами. А теперь вспомните как древние греки коверкали иностранные имена и оцените возможную достоверность звучания "восстановленного шумерского". Странно, но у шумерского языка нет ни предков, ни потомков. Иногда шумерский называют "латынью древнего Вавилона" - но надо отдавать себе отчёт, что шумерский не стал прародителем мощной языковой группы, от него остались только корни нескольких десятков слов.
Появление Шумеров.

Надо сказать, что южная Месопотамия не самое лучшее место в мире. Полное отсутствие леса и полезных ископаемых. Заболоченность, частые наводнения сопровождаемые изменением русла Евфрата из-за низких берегов и, как следствие, полное отсутствие дорог. Единственное чего там было в достатке это тростника, глины и воды. Однако, в сочетании с плодородной почвой, удобренной наводнениями, этого оказалось достаточно чтобы в самом конце III-го тысячелетия до нашей эры там расцвели первые города-государства древнего Шумера.

Мы не знаем откуда пришли Шумеры, но когда они появились в Месопотамии там уже жили люди. Племена, населявшие в глубочайшей древности Месопотамию, жили на островах, возвышавшихся среди болот. Свои поселения они строили на искусственных земляных насыпях. Осушая окружающие болота, они создали древнейшую систему искусственного орошения. Как указывают находки в Кише, они пользовались микролитическими орудиями.
Оттиск шумерийской цилиндрической печати с изображением плуга. Наиболее раннее поселение, открытое в Южной Месопотамии, находилось около Эль-Обеида (близ Ура), на речном острове, который возвышался над болотистой равниной. Население, жившее здесь, занималось охотой и рыболовством, но уже переходило к более прогрессивным видам хозяйства: к скотоводству и земледелию
Культура Эль-Обеида существовала очень долго. Своими корнями она уходит в древние местные культуры Верхней Месопотамии. Однако уже появляются и первые элементы шумерийской культуры.

По черепам из погребений определили, что шумеры не были однорасовым этносом: встречаются и брахицефалы ("круглоголовые") и долихоцефалы ("длинноголовые"). Впрочем это могло стать и результатом смешения с местным населением. Так что мы даже не можем с полной уверенностью отнести их к определённой этнической группе. В настоящее время с некоторой уверенностью можно утверждать лишь то, что семиты Аккада и шумерийцы Южной Месопотамии резко отличались друг от друга как по своему внешнему облику, так и по языку.
В древнейших общинах южной части Месопотамии в третьем тысячелетии до н. э. почти все производившиеся здесь продукты потреблялись на месте и царило натуральное хозяйство. Широко использовалась глина и тростник. В древнейшие времена из глины лепили сосуды - сначала от руки, а впоследствии на специальном гончарном круге. Наконец, из глины делали в большом количестве важнейший строительный материал - кирпич, который приготовлялся с примесью камыша и соломы. Этот кирпич иногда просушивался на солнце, а иногда обжигался в специальной печи. К началу третьего тысячелетия до н. э., относятся древнейшие здания, построенные из своеобразных крупных кирпичей, одна сторона которых образует плоскую поверхность, а другая - выпуклую. Крупный переворот в технике произвело открытие металлов. Одним из первых металлов, известных народам южной части Месопотамии, была медь, название которой встречается как в шумерийском, так и в аккадском языках. Несколько позднее появилась бронза, которая делалась из сплава меди со свинцом, а впоследствии - с оловом. Последние археологические открытия указывают на то, что уже и середине третьего тысячелетия до н. э. в Месопотамии было известно железо, очевидно, метеоритное.

Следующий период шумерийской архаики носит название периода Урука по месту наиболее важных раскопок. Для этой эпохи характерен новый вид керамики. Глиняные сосуды, снабжённые высокими ручками и длинным носиком, возможно, воспроизводят древний металлический прототип. Сосуды сделаны на гончарном круге; однако по своей орнаментации они гораздо скромнее, чем раскрашенная керамика времени Эль-Обеида. Однако, хозяйственная жизнь и культура получают в эту эпоху своё дальнейшее развитие. Появляется необходимость в составлении документов. В связи с этим возникает ещё примитивная картинная (пиктографическая) письменность, следы которой сохранились на цилиндрических печатях того времени. Надписи насчитывают в общей сложности до 1500 картинных знаков, из которых постепенно выросла древнешумерийская письменность.
После шумеров осталось огромное количество глиняных клинописных табличек. Возможно это была первая бюрократия в мире. Самые ранние надписи относятся к 2900 году до Р.Х. и содержат хозяйственные записи. Исследователи жалуются, что Шумеры оставили после себя огромное количество "хозяйственных" записей и "списков богов" но так и не удосужились записать "философскую основу" своей системы верований. Поэтому наши знания лишь интерпретация "клинописных" источников, в большинстве своём переведённых и переписанных жрецами более поздних культур, например Эпоса о Гильгамеше или поэмы "Энума элиш" датируемых началом II-го тысячелетия до нашей эры. Так что, возможно, мы читаем своеобразный дайджест, подобный адаптивному варианту библии для современных детей. Особенно учитывая, что большинство текстов скомпилированы из нескольких отдельных источников (из-за плохой сохранности).
Имущественное расслоение, происходившее внутри сельских общин, приводило к постепенному распаду общинного строя. Рост производительных сил, развитие торговли и рабства, наконец, грабительские войны способствовали выделению из всей массы общинников небольшой группы рабовладельческой аристократии. Аристократы, владевшие рабами и отчасти землёй, называются “большими людьми” (лугаль), которым противостоят “маленькие люди”, т. е. свободные малоимущие члены сельских общин.
Древнейшие указания на существование рабовладельческих государств на территории Месопотамии относятся к началу третьего тысячелетия до н. э. Судя по документам этой эпохи, это были очень маленькие государства, вернее, первичные государственные образования, во главе которых стояли цари. В княжествах, потерявших свою независимость, правили высшие представители рабовладельческой аристократии, носившие древний полужреческий титул “цатэси” (эпси). Экономической основой этих древнейших рабовладельческих государств был централизованный в руках государства земельный фонд страны. Общинные земли, обрабатывавшиеся свободными крестьянами, считались собственностью государства, и население их было обязано нести в пользу последнего всякого рода повинности.
Разобщённость городов-государств создало проблему с точной датировка событий в Древнем Шумере. Дело в том, что каждый город-государство имел свои летописи. А дошедшие до нас списки царей, в основном, написаны не ранее аккадского периода и представляют собой смесь обрывков различных "храмовых списков" что привело к путанице и ошибкам. Но в общем всё выглядит так:
2900 - 2316 г. до Р.Х. - период расцвета шумерских городов-государств
2316 - 2200 г. до Р.Х - объединение шумера под властью аккадской династии (семитских племен северной части Южного Междуречья перенявших шумерскую культуру)
2200 - 2112 г. до Р.Х - Междуцарствие. Период раздробленности и нашествий кочевников -кутиев
2112 - 2003 г. до Р.Х - Шумерский Ренессанс, период расцвета культуры
2003 г. до Р.Х - падение Шумера и Аккада под натиском амореев (эламитов). Анархия
1792 - возвышение Вавилона при Хаммурапи (Старовавилонское царство)

После своего падения шумеры оставило то, что подхватило множество других народов, пришедших на эту землю - Религию.
Религия Древнего Шумера.
Давайте коснёмся Религии Шумеров. Похоже в Шумере истоки религии имели чисто материалистические, а не "этические", корни. Культ Богов имел целью не "очищение и святость" а призван был обеспечить хороший урожай, военные успехи и т.д.... Самые древние из Шумерских Богов, упомянутые в древнейших табличках "со списками богов" (середина III -го тысячелетия до н.э.), олицетворяли силы природы - небо, море, солнце, луну, ветер и т.д., затем появились боги - покровители городов, земледельцев, пастухов и т.п. Шумеры утверждали, что всё в мире принадлежит богам - храмы были не местом пребывания богов, обязанных заботится о людях, - а житницей богов - амбарами.
Главными божествами Шумерского Пантеона были АН (небо - мужское начало) и КИ (земля - женское начало). Оба этих начала возникли из первозданного океана, который породил гору, из прочно связанных неба и земли.
На горе небес и земли Ан зачал [богов] Ануннаков. От этого союза родился и бог воздуха - Энлиль, разделивший небо и землю.

Существует гипотеза, что в начале поддержание порядка в миря являлись функциями Энки, бога мудрости и моря. Но затем, по мере возвышения города-государства Ниппура, богом которого считался Энлиль, именно он занял руководящее место среди богов.
К сожалению до нас не дошёл ни один шумерский миф о сотворении мира. Ход событий представленный в аккадском мифе "Энума Элиш", по мнению исследователей не соответствует концепции Шумеров, несмотря на то, что большинство богов и сюжетов в нём заимствовано из шумерских верований. Тяжело поначалу жилось богам, всё приходилось делать самим, некому было им служить. Тогда они и создали людей, для услужения себе. Казалось бы, Ан, подобно другим богам-творцам должен был иметь ведущую роль в шумерской мифологии. И, действительно, его почитали, правда скорее всего символически. Его храм в Уре назывался E.ANNA - "Дом AN". Первое царство называли "Царство Ану". Однако по представлениям Шумеров, Ан практически не вмешивается в дела людей и поэтому основная роль в "повседневной жизни" перешла к другим богам, во главе с Энлилем. Однако и Энлиль был не всесилен, ведь верховная власть принадлежала совету из пятидесяти главных богов, среди которых особо выделялись семь главных богов "вершащие судьбу".

Считается что структура совета богов повторяла "земную иерархию" - где правители, энси, правили совместно с "советом старейшин", в котором выделялась группа наиболее достойных..
Одной из основ шумерской мифологии, точный смысл которой не установлен, являются "МЕ" игравшие в религиозно-этической системе Шумеров огромную роль. В одном из мифов названо более ста "МЕ", из которых удалось прочесть и расшифровать меньше половины. Здесь такие понятия как правосудия, доброта, мир, победа, ложь, страх, ремесла и т.д. , всё так или иначе связанное с общественной жизнью Некоторые исследователи считают что "ме" - это прототипы всего живого, излучаемые богами и храмами, "Божественные правила".
Вообще в Шумере Боги были как Люди. В их взаимоотношениях встречаются сватовство и войны, изнасилование и любовь, обман и гнев. Существует даже миф о человеке, овладевшем во сне богиней Инанной. Примечательно, но весь миф проникнут симпатией к человеку.
Интересно, что шумерский рай не предназначен для людей - это обитель богов, где неизвестны печали, старости, болезни и смерть и единственная проблема, волнующая богов - это проблема пресной воды. Кстати в Древнем Египте концепции рая не было вообще. Шумерский ад - Кур - мрачный тёмный подземный мир, где на пути куда стояло три служителя - "человек двери", "человек подземной реки", "перевозчик". Напоминает древнегреческий Аид и Шеол древних евреев. Это пустое пространство, отделяющее землю от первозданного океана наполнено тенями умерших, блуждающих без надежды на возврат и демонами.
Вообще взгляды Шумеров, нашли отражение во многих более поздних религиях, но сейчас нам гораздо более интересен их вклад в техническую сторону развития современной цивилизации.

История начинается в Шумере.

Один из крупнейших экспертов по Шумеру, профессор Сэмюел Ноа Крамер, в своей книге "История начинается в Шумере" перечислил 39 предметов, в которых шумеры были первооткрывателями. Помимо первой системы письменности, о чем мы уже говорили, он включил в этот список колесо, первые школы, первый двухпалатный парламент, первых историков, первый "альманах земледельца"; в Шумере впервые возникли космогония и космология, появился первый сборник пословиц и афоризмов, впервые велись литературные дебаты; впервые был создан образ "Ноя"; здесь появился первый книжный каталог, получили хождение первые деньги (серебряные шекели в виде "слитков на вес"), впервые стали вводиться налоги, были приняты первые законы и проведены социальные реформы, появилась медицина, и впервые делались попытки добиться мира и гармонии в обществе.
В области медицины у шумеров с самого начала были очень высокие стандарты. В найденной Лайярдом в Ниневии библиотеке Ашшурбанипала был четкий порядок, в ней был большой медицинский отдел, в котором насчитывались тысячи глиняных табличек. Все медицинские термины основывались на словах, заимствованных из шумерского языка. Медицинские процедуры описывались в специальных справочниках, где содержались сведения о гигиенических правилах, об операциях, например об удалении катаракты, о применении спирта для дезинфекции при хирургических операциях. Шумерская медицина отличалась научным подходом к постановке диагноза и предписанию курса лечения, как терапевтического, так и хирургического.
Шумеры были превосходными путешественниками и исследователями - им приписывается также изобретение первых в мире судов. В одном аккадском словаре шумерских слов содержалось не менее 105 обозначений различных типов судов - по их размерам, назначению и по виду грузов. В одной надписи, раскопанной в Лагаше, говорится о возможностях ремонта судов и перечисляются виды материалов, которые местный правитель Гудея привозил для строительства храма своего бога Нинурта приблизительно в 2200 году до РХ. Широта ассортимента этих товаров поразительна - начиная от золота, серебра, меди - и до диорита, сердолика и кедра. В некоторых случаях эти материалы перевозились более чем за тысячи миль.
Первая печь для обжига кирпича также была построена в Шумере. Применение такой большой печи позволяло обжигать изделия из глины, что придавало им особую прочность за счет внутреннего напряжения, без отравления воздуха пьлью и золой. Такая же технология применялась для выплавки металлов из руды, например меди - для этого руда нагревалась до температуры свыше 1500 градусов по Фаренгейту в закрытой печи с малой подачей кислорода. Этот процесс, именуемый плавкой, стал необходим уже на ранних этапах, как только был исчерпан запас натуральной самородной меди. Исследователи древней металлургии были крайне удивлены тем, как быстро шумеры выучились методам обогащения руды, плавки металла и литья. Эти передовые технологии были освоены ими всего лишь несколько столетий спустя после возникновения шумерской цивилизации.

Еще более поразительным было то, что шумеры овладели способами получения сплавов - процессом, при помощи которого различные металлы химически соединяются при нагреве в печи. Шумеры научились производить бронзу - твердый, но хорошо поддающийся обработке металл, который изменил весь ход истории человечества. Умение сплавлять медь с оловом было величайшим достижением по трем причинам. Во-первых, было необходимо подобрать очень точное соотношение меди и олова (анализ шумерской бронзы показал оптимальное соотношение - 85% меди на 15% олова). Во-вторых, в Месопотамии совсем не было олова.(В отличии, например, от Тиауанако) В-третьих, олово вообще не встречается в природе в натуральном виде. Для его извлечения,из руды - оловянного камня - необходим довольно сложный процесс. Это не такое дело, которое можно открыть случайно. У шумеров было около тридцати слов для обозначения различных видов меди разного качества, для обозначения же олова они пользовались словом AN.NA, что означает буквально "Небесный камень" - что многие рассматривают как свидетельствует о том, что шумерская технология была даром богов.

Были найдены тысячи глиняных табличек, содержавших сотни астрономических терминов. В некоторых из этих табличек содержались математические формулы и астрономические таблицы, при помощи которых шумеры могли предсказывать солнечное затмение, различные фазы Луны и траектории движения планет. Изучение древней астрономии обнаружило замечательную точность этих таблиц (известных под названием эфемерид). Никто не знает, каким образом они были рассчитаны, но мы можем задаться вопросом - зачем это было нужно?
"Шумеры измеряли восход и закат видимых планет и звезд относительно земного горизонта, пользуясь той же гелиоцентрической системой, которая применяется сейчас. Мы переняли от них также разделение небесной сферы на три сегмента - северный, центральный и южный (соответственно у древних шумеров - "путь Энлиля", "путь Ану" и "путь Эа"). В сущности, все современные понятия сферической астрономии, включая полную сферическую окружность в 360 градусов, зенит, горизонт, оси небесной сферы, полюса, эклиптику, равноденствие и пр. - все это внезапно возникло в Шумере.

Все познания шумеров относительно движения Солнца и Земли были объединены в созданном ими первом в мире календаре созданном в городе Ниппуре- солнечно-лунном календаре, начинавшемся в 3760 году до Р.Х.. Шумеры считали 12 лунных месяцев, составлявших приблизительно 354 дня, а затем прибавляли еще 11 дополнительных дней, чтобы получить полный солнечный год. Эта процедура, называемая интеркаляцией, проделывалась ежегодно, пока, через 19 лет, солнечный и лунный календарь не совмещались. Шумерский календарь был составлен очень точно, чтобы ключевые дни (например, Новый год всегда приходился на день весеннего равноденствия) . Удивительно то, что такая развитая астрономическая наука совсем не была необходима этому только что народившемуся обществу.
Вообще математика шумеров имела "геометрические" корни и очень необычна. Лично я вообще не понимаю как такая система счисления могла зародится у примитивных народов. Но лучше судите об этом сами...
Математика Шумеров.

Шумеры пользовались шестидесятеричной системой счисления. Для изображения чисел использовались всего два знака: "клин" обозначал 1; 60; 3600 и дальнейшие степени от 60; "крючок" - 10; 60 х 10; 3600 х 10 и т. д. В основу цифровой записи был положен позиционный принцип, но если Вы, исходя из основы счисления, думаете, что числа в Шумере отображали как степени 60-ти, то ошибаетесь.
За основание в Шумерской системе берется не 10, а 60, но затем это основание странным образом заменяется числом 10, затем, 6, а затем снова на 10 и т.д. И таким образом, позиционные числа выстраиваются в следующий ряд:
1, 10, 60, 600, 3600, 36 000, 216 000, 2 160 000, 12 960 000.
Эта громоздкая шестидесятеричная система позволяла шумерам вычислять дроби и перемножать числа до миллионов, извлекать корни и возводить в степень. Во многих отношениях эта система даже превосходит применяющуюся нами в настоящее время десятичную систему. Во-первых, число 60 имеет десять простых делителей, в то время как 100 - всего 7. Во-вторых, это единственная система, идеально подходящая для геометрических вычислений, и именно этим объясняется то, что она продолжает применяться и в наше время отсюда, например, деление круга на 360 градусов.

Мы редко осознаем, что не только нашей геометрией, но также и современному способу исчисления времени мы обязаны шумерской системе счисления с шестидесятеричным основанием. Деление часа на 60 секунд было совсем не произвольным - оно основывается на шестидесятеричной системе. Отголоски шумерской системы счисления сохранились и в делении суток на 24 часа, года на 12 месяцев, фута на 12 дюймов, и в существовании дюжины как меры количества. Они обнаруживаются также в современной системе счета, в которой выделяются отдельно числа от 1 до 12, а затем следуют числа типа 10+3, 10+4 и т.д.
Теперь нас уже не должно удивлять, что зодиак также был еще одним изобретением шумеров, изобретением, которое в дальнейшем было усвоено другими цивилизациями. Но шумеры не пользовались знаками зодиака, привязывая их к каждому месяцу, как мы делаем сейчас в гороскопах. Они использовали их в чисто астрономическом смысле - в смысле отклонения земной оси, движение которой делит полный цикл прецессии в 25 920 лет на 12 периодов по 2160 лет. При двенадцатимесячном движении Земли по орбите вокруг Солнца картина звездного неба, образующего большую сферу в 360 градусов, меняется. Понятие зодиака возникло путем разделения этой окружности на 12 равных сегментов (сферы зодиака) по 30 градусов каждый. Затем звезды в каждой группе объединялись в созвездия, и каждое из них получало свое наименование, соответствующее современным их наименованиям. Таким образом, не остается сомнения в том, что впервые понятие зодиака использовалось в Шумере. Начертания знаков зодиака (представляющие воображаемые картины звездного неба), а также произвольное деление их на 12 сфер доказывают, что соответствующие знаки зодиака, применяющиеся в других, более поздних культурах, не могли появиться в результате самостоятельного развития.

Исследования шумерской математики, к большому удивлению ученых, показали, что их числовая система тесно связана с прецессионным циклом. Необычный подвижной принцип шумерской шестидесятеричной системы счисления акцентирует внимание на числе 12 960 000, что в точности равняется 500 больших прецессионных циклов, совершающихся за 25 920 лет. Отсутствие каких бы то ни было иных, кроме астрономических, возможных приложений для произведений чисел 25 920 и 2160 может означать лишь одно - эта система разработана специально для астрономических целей.
Похоже на то, что ученые уклоняются от ответа на неудобный вопрос, который заключается в следующем: каким образом шумеры, чья цивилизация длилась всего 2 тысячи лет, могли заметить и зафиксировать цикл небесных движений, продолжающийся 25 920 лет? И почему начало их цивилизации относится к середине периода между сменами зодиака? Не свидетельствует ли это о том, что они унаследовали астрономию от богов?

Шумер - цивилизация с исторической местностью в южной Месопотамии и занимавшая территорию современного Ирака. Это - наиболее древняя из известных человеку цивилизаций, колыбель человеческой расы. История Шумерской цивилизации охватывает более чем 3000 лет. С началом в периоде Ubaid во времена первого урегулирования Эриду (середина 6-ого тысячелетия до нашей эры) через период Uruk (4-ое тысячелетие до нашей эры) и династические периоды (3-ье тысячелетие до нашей эры) и до появления Вавилона в начале второго тысячелетия до нашей эры.

Шумерская цивилизация и особенности древней письменности.

Это место рождения письменности, колеса и сельского хозяйства. Наиболее важным из археологических открытий сделанных на территории шумерской цивилизации, несомненно, является письменность. Огромное количество табличек и манускриптов с записями на шумерском языке, было найдено в период изучения шумерской цивилизации. Шумерская письменность - самый старый пример письма на земле. В начале своей истории шумеры пользовались изображениями, иероглифами для письма, позже появились символы, складывающиеся в слоги, слова, предложения. Треугольные или клинописной формы знаки использовались для письма на тростниковой бумаге или же на сырой глине. Данный вид письменности именуется клинопись.

Огромное множество разнообразных текстов, которые написала шумерская цивилизация на шумерском языке, выжило и дошло до нашего времени, были найдены как персональные письма, так и деловые письма, квитанции, лексические списки, законы, гимны, молитвы, истории, ежедневные отчеты, и даже библиотеки, заполненные глиняными табличками. Монументальные надписи и тексты на различных объектах, на статуях или кирпичных постройках, получили большое распространение в шумерской цивилизации . Много текстов выжило в многократных копиях. Шумерский язык продолжал быть языком религии и закона в Месопотамии даже после того, как семиты завладели историческими территориями шумеров. Шумерский язык вообще расценивается как одинокий язык в лингвистике, так как он не принадлежит не к одной из известных языковых семей; аккадский язык, в отличие от языка шумерского принадлежит к языкам семито-хамитской языковой семьи. Было много неудачных попыток соединить шумерский язык, с какой либо языковой группой. Шумерский язык - агглютинативный язык; другими словами, морфемы ("единицы значения") соединены вместе, чтобы создавать слова, в отличие от аналитических языков, где морфемы просто добавляются, для создания предложений.

Шумеры, их устный и письменный язык.

Понимание шумерских текстов сегодня может быть проблематичным даже для экспертов. Самые трудные, это ранние по
времени тексты. Во многих случаях шумеры и их тексты не поддаются полной грамматической оценке, то есть полностью не расшифрованы до сих пор. В течение третьего тысячелетия до нашей эры, развился очень близкий культурный симбиоз между Шумерами и Аккадцами. Влияние шумерского языка на аккадский язык (и наоборот) очевидно во всех областях, от лексического заимствования в крупном масштабе, к синтаксической и морфологической, фонологической конвергенции. Аккадский язык постепенно заменил язык, на котором говорили шумеры, (примерно во 2-3 веках до нашей эры, точное датирование, является предметом дебатов), но шумерский язык продолжал использоваться как священный, церемониальный, литературный и научный язык в Месопотамии вплоть до первого столетия нашей эры.

МХК. 10 КЛАСС. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ПЕРЕДНЕЙ АЗИИ

В IV-I тысячелетиях до н.э. в низовьях двух больших рек Тиг­ра и Евфрата (Месопотамия , или Двуречье , или Междуречье ), а так­же на всей территории Передней Азии жили народы высокой куль­туры, которым мы обязаны основами математических знаний и деле­нием часового циферблата на двенадцать частей. Здесь научились вычислять с большой точностью движение планет, время обращения Луны вокруг Земли. Зодчие Передней Азии умели возводить высо­чайшие башни, где в качестве строительного материала использо­вался кирпич. Здесь осушали болотистую местность, прокладыва­ли каналы и орошали поля, сажали плодовые сады, изобрели коле­со и строили корабли, умели прясть и ткать, ковали из меди и брон­зы орудия труда и оружие. Народы Древней Передней Азии достиг­ли больших успехов в области политической теории и практики, во­енного дела и государственного права. Многими их изобретениями и научными открытиями мы пользуемся до настоящего времени.

В плодородной долине Междуречья сформировались такие крупнейшие города-государства, как Шумер, Аккад, Вавилон , а также Ассирийская держава и Персидское госу­дарство и многие другие. Здесь на протяжении веков возникали и гибли государства, сменяли друг друга народности, распадались и возрождались древние сообщества.

В основе искусства Древней и Передней Азии лежит ясное пони­мание общей картины мира, четкое представление о мировом уст­ройстве. Его главной темой становится прославление силы и могу­щества человека.

Возникновение письменности

Книги-таблички из библиотеки царя Ашшурбанипала

К III тысячелетию до н.э. в южных долинах Двуречья сложи­лись многие города-государства, главным из которых стал Шумер. В историю мировой культуры шумеры вошли в первую очередь бла­годаря изобретению письменности.

Первоначально это было пиктографическое (рисуночное) пись­мо, постепенно заменённое сложными геометрическими знаками. Треугольники, ромбики, полоски, стилизованные пальмовые ветви наносили на поверхность сосудов. Каждая комбинация знаков рас­сказывала о важнейших для человека занятиях и событиях.

От сложного пиктографического письма, не позволяющего пере­дать многозначный смысл того или иного слова и понятия, вскоре пришлось отказаться. Например, знак или рисунок для обозначе­ния ноги стали читать как знак, передающий движение: «стоять», «ходить», «бегать». То есть один и тот же знак приобрел несколько совершенно различных значений, каждое из которых надо было подбирать в зависимости от контекста.

Писали на «дощечках» по мягкой глине, тщательно очищенной от всяких примесей. С этой целью использовались тростниковые или деревянные палочки, заточенные таким образом, что при вдав­ливании в сырую глину они оставляли след в виде клина. Затем таб­лички обжигали. В таком виде они могли храниться в течение дли­тельного времени. Вначале писали справа налево, но это было неудобно, так как собственная рука закрывала написанное. Постепенно перешли к более рациональ­ному письму - слева направо. Так пиктография, из­вестная ещё первобытному человеку, превратилась в клинопись, которая позднее была заимствована и пре­образована многими народами. Много интересного о жизни шумеров поведали глиняные таблички, рас­шифровка и прочтение которых потребовали от учё­ных немало усилий и времени. Известно, например, что у шумеров были школы, которые назывались «домами табличек». По глиняным табличкам учени­ки постигали азы чтения и письма. Из сохранивших­ся памятников письменности мы можем узнать о том, как строился учебный процесс в этих своеобразных школах. По всей вероятности, учителя держали своих воспитанников в большой строгости и повиновении, а поэтому в табличках встречаются многочисленные жалобы воспитанников.

В доме табличек надсмотрщик сделал

мне замечание: «Почему ты опоздал?»

Я испугался, сердце мое бешено

заколотилось,

Подойдя к учителю, я поклонился

до земли.

Отец дома табличек выпросил

мою табличку,
Он был ею недоволен и ударил меня.

Потом я усердствовал с уроком,

мучился с уроком...

Классный надсмотрщик приказал нам:

«Перепишите!»

Я взял свою табличку в руки,

Писал на ней,

Но было на табличке и то, чего я

не понимал,

Чего не мог прочесть...

Судьба писца мне опостылела,

судьбу писца я возненавидел...

Перевод Л. Шаргиной

Учёба в «доме табличек» открывала перед учениками большие возможности: впоследствии они занимали ведущие должности в мастерских и на строительстве, руководили работами по возделыва­нию земель, решали важнейшие государственные вопросы и споры.

В Ниневии была обнаружена знаменитая библиотека царя Асси­рии Ашшурбанипала (669 - ок. 633 г. до н.э.), представляющая со­бой первое в мире систематизированное собрание, где книги-таблич­ки подбирались по сериям, имели заглавия, порядковый номер и размещались по отраслям знаний. Царь очень дорожил своим сокро­вищем, а потому хранил «книги» в ящиках в сухом помещении на втором этаже. Так как содержание книги невозможно было размес­тить на одной табличке, то другие таблички служили её продолже­нием и хранились в специальном ящике.

Книги-таблички в библиотеке Ашшурбанипала копировались с более древних, хранящихся в разных странах. Вот почему царь от­правлял туда наиболее опытных писцов, которые должны были ото­брать самые интересные и значительные «книги», а затем перепи­сать их текст. Иногда таблички были такими древними, со сколоты­ми краями, что их невозможно было восстановить. В этом случае писцы делали пометку: «Стёрто, не знаю». Это была очень кропот­ливая работа, требующая хорошего знания древнего шумерского языка и одновременного перевода на вавилонский язык.

Что же переводили древние писцы в первую очередь? Учебники по языку и грамматике, книги по основам наук: математике, астро­номии, медицине и минералогии. Особым спросом пользовались таб­лички с гимнами и молитвами, сказаниями и легендами.

В 612 г. до н.э. под натиском врагов эти глиняные книги чуть было не погибли. Их спасло то, что во время пожаров глина от обжига стала ещё крепче и не боялась сырости. Конечно, многие из книг-табличек разбились, разлетевшись на множество мелких кусочков, но то, что сохранилось, пролежав под слоями песка, пепла и земли, через 2500 лет поведало учё­ным удивительные сведения о жизни и культуре народов Между­речья.

Выдающийся памятник мировой литературы «Эпос о Гильгамеше» («О всё видавшем», III тыс. до н.э.) - правителе шумерского города Урука - сохранился на глиняных табличках, датируемых началом II тысячелетия до н. э.

Архитектура

Время сохранило очень немногие архитектурные сооружения, чаще всего лишь фундаменты зданий. Строились они из необожжён­ной глины-сырца и в условиях повышенной влажности быстро раз­рушались. Не пощадили их и многочисленные войны.

В стране бурных рек и заболоченных равнин храмовые сооруже­ния поднимали на высокие насыпные подножия, предохраняющие их от наводнений. Важной частью архитектурных ансамблей были лестницы и пандусы (наклонные плоскости, заменяющие лестни­цу). По ним жители города или жрецы поднимались к святилищу. Города Междуречья защищали оборонительные сооружения с мощ­ными и высокими крепостными стенами, башнями и укреплёнными воротами.

Зиккурат в городе Уре. XXI век до н.э.

Важнейшим достижением архитектуры стало сооружение так называемых зиккуратов - ступенчатых башнеобразных храмов, предназначенных для культовых обрядов, а позднее и для астроно­мических наблюдений. Они высоко вздымались к небу, были мас­сивны и прочно стояли на земле, напоминая людям горы. На верх­ней площадке зиккурата располагалось святилище, то есть «жилище бога», куда и нисходило божество. Простые люди никогда не допускались в святилище, там могли находиться только цари и жрецы, наблюдавшие за небесными светилами.

Наибольшую известность приобрел зиккурат в городе Уре , кото­рый частично удалось раскопать из-под занёсших его слоев песка. Он представлял собой сооружение из трёх поставленных одна на другую усечённых пирамид. (В настоящее время сохранились лишь два этажа из первоначальных трёх его террас.) Низ был выкрашен в чёрный цвет, первая пирамида - в красный, средняя - в белый, верхняя со святилищем выложена голубым глазурованным кирпичом. Выступающие террасы были засажены декоративными деревьями и кустарниками. План здания позволяет сделать предположение, что святилище божества находилось за толстыми, не­проницаемыми стенами, а имевшиеся тесные помещения носи­ли замкнутый характер. Сохранившаяся в нижней части трёхцвет­ная мозаика, имитирующая связки тростника и тростниковое пле­тение, свидетельствует об изысканном декоративном убранстве зиккурата.

Ворота богини Иштар. VI в. до н.э. Музей Пергамон, Берлин

Не менее примечательны архитектурные сооружения Вавилона . Путь к городу шёл через ворота, посвящённые богине плодородия и земледелия Иштар . Они были облицованы глазурованным тёмно-синим кирпичом с изображением священных быков золотисто-жёлтого цвета и рядами белых и жёлтых драконов - фантастических существ с головой змеи, орлиными задними и львиными передними лапами. Эти символические защитники города придают воротам необычайную декоративность и зрелищность. Синий цвет фона выбран не случайно, он считался магическим средством от дурного глаза. Краски глазури, не потуск­невшие до сих пор, производят особенно сильное впечатление.

Изобразительное искусство

Изобразительное искусство Месопотамии представлено, глав­ным образом рельефами, которые украшали внутренние стены па­радных залов во дворцах ассирийских правителей. Трудно даже вообразить, сколько резчиков и скульпторов требовалось для выпол­нения подобной работы! На рельефах запечатлены батальные сцены: наступающие войска, быстрые колесницы, скачущие всадники, бесстрашные воины берут приступом крепость, взбираясь на крутые стены по канатным лестницам, или переплывают бурные реки, го­нят бесчисленные стада и толпы пленных. И всё это свершается во славу одного человека - царя!

Значительная часть рельефов и мозаик посвящена придворной жизни царя и его приближённых. Главное место занимают торжест­венные процессии. Царь (его фигура, как правило, намного больше остальных) восседает на троне в окружении множества вооружён­ных телохранителей. Справа и слева к царю тянутся бесконечной лентой пленники со связанными руками, народы покорённых стран с щедрыми подношениями. Или царь возлежит на пышном ложе в саду под тенистыми пальмами. Слуги навевают на него прохладу опахалами, веселят его игрой на арфе.

"Штандарт из Ура". Фрагмент. Середина III тыс. до н.э. Британский музей, Лондон

Среди подобных предметов искусства следует особо отметить «штандарт из Ура» - трехъярусную мозаичную плиту, иллюстри­рующую тему военного сражения и одержанной победы. Боевые ко­лесницы с запряжёнными в них приспособлениями для метания снарядов прокладывают дорогу. Колеса боевых колесниц имеют форму цельного диска без спиц и составлены из двух половинок. Слева направо движутся животные, сначала шагом, затем рысью и галопом. Под их копытами - тела побеждённых врагов. За ними следует многочисленная пехота в кожаных шлемах с наушниками, в кожаных накидках с металлическими бляхами. Воины горизон­тально держат копья, подталкивая ими идущих впереди пленников. В центре верхнего яруса - крупная фигура царя. Слева к ней на­правляется процессия с царской колесницей, оруженосцем и маль­чиком-слугой. Справа воины несут трофеи и ведут раздетых и обе­зоруженных пленников.

Большая львиная охота. Фрагмент барельефа. IX в. до н.э. Британский музей, Лондон

Сохранилось немало ассирийских рельефов с изображением охо­ты на диких животных, которая считалась великолепной трениров­кой для военных действий. В композиции «Большая львиная охо­та» художник выбрал один из самых напряжённых моментов охоты на львов. Фигуры людей и животных переданы в экспрессивном дви­жении. Охота уже началась. Стремительно мчится колесница. Под копытами лошадей в муках корчится раненый зверь. Возница с си­лой держит поводья, пришпоривая лошадей. В это время царь натя­гивает лук, готовясь поразить животное. Разъярённый дикий лев встал передними ногами на колесницу. С большой точностью ху­дожник изображает рычащую голову льва, защищающегося от уг­розы неминуемой смерти. С исключительным реализмом он воспро­изводит ту страшную боль, которую испытывает раненое животное. Художнику не откажешь и в мастерстве передачи деталей: силы мускулов царя, жесткости рук возницы, тщательной прорисовке ло­шадиных грив и уздечки.

Стела царя Нарамсина. XXIII в. до н.э. Лувр, Париж

Постоянная борьба за власть между городами и потребность в ознаменовании военных побед обусловили появление нового типа рельефа - рельефа мемориального характера . Речь идет о камен­ных плитах с округлой поверхностью, на которых символически за­печатлены религиозные сюжеты или исторические события. На победной стелецаря Нарамсина изображён поход царя против враждебных племён. Сверху по горным тропам развёртывается шествие воинов с копьями и штандартами на высоких древках. Их взоры обращены вверх, на победоносного царя Нарам­сина, поднявшегося к самым вершинам гор, над которыми сияют Луна и Солнце - сим­волы богов. Царь только что метнул дротик в одного из противников и готовится сра­зиться с последним врагом. Однако воин больше не сопротивляется, поднимает руки и закрывает лицо, точно ослеплённый величием победителя. Битва окончена. Нарамсин великодушно дарует ему жизнь и отводит назад руку со стрелой. Трупы убитых врагов падают из-под его ног в глу­бокую пропасть.

Интересна композиция стелы. На срав­нительно небольшой поверхности мастер удачно расположил возвышающуюся над всеми фигуру царя и множество воинов. В правой части видны фигуры спасаю­щихся бегством врагов: их копья слома­ны, на лицах ужас и мольба о пощаде. Умело использован и пейзаж: искрив­лённые ветром деревья, которые лепят­ся по крутым тропам горного ущелья.

Стела царя Хаммурапи. XVIII в. до н.э. Лувр, Париж

Не менее известна стела царя Хаммурапи. Вави­лонский царь Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.), создатель свода законов, подходит в молитвенной по­зе к богу солнца Шамашу . Голова царя покрыта шап­кой с отогнутым краем, а длинная одежда спускается мягкими, свободными складками до ступней, остав­ляя правую руку обнажённой. Шамаш величественно восседает на троне, похожем на вавилонский храм с нишами и выступами. Ноги божества покоятся на громоздящихся горах, из-за которых он ежедневно приходит на землю к людям. Голову Шамаша венча­ют четыре пары рогов - знак величия, у него длин­ная завитая борода, а из-за плеч вырываются снопы солнечных лучей. Правой рукой Шамаш протягивает Хаммурапи символы власти - кольцо и жезл, как бы поручая царю вершить правосудие.

Искусство Древней Передней Азии внесло нема­лый вклад и в развитие мелкой пластики. Одни из са­мых ранних произведений - небольшие (до 30 см) статуэтки людей, совершающих обряд почитания бо­жества, так называемые адоранты (лат. «поклоне­ние», «обожание»). У них благоговейно сложены ру­ки, пышные и тщательно завитые бороды; огромные, обращённые вверх, как бы застывшие в изумлении глаза; уши, напряжённо улавливающие любое жела­ние божества. Они навсегда застыли в позах смире­ния и покорности. На плече каждой статуэтки - имя того, кого она должна представлять в

Сановник Эбих-Иль. III тыс. до н.э. Лувр, Париж

храме. Вот уп­равляющий Эбих-Иль (III тыс. до н.э.). Он сидит на плетёном табурете с молитвенно скрещенными на груди кистями рук. Куда устремлён его напряжён­ный выжидающий взгляд? Обращает на себя внима­ние утончённая проработка деталей одежды - юбки из овечьей шерсти с тонко отчеканенными прядями. Превосходно вырезана борода с вьющимися завитка­ми. Округлые формы скрывают мускулатуру тела, мягкие руки утратили силу и жесткость.

Общепризнанным шедевром является скульп­турное изображение головы богини Иштар, предвос­хитившее многие античные образцы. Пустые глазни­цы богини когда-то были инкрустированы драгоцен­ными камнями и придавали облику неповторимое величие. Волнистый парик, выполненный чеканкой по листовому золоту, производил устрашающий и завораживающий эффект. Во­лосы, разделённые пробором, полукружиями падают на лоб. Брови, сросшиеся над переносицей, и плотно сжатый рот придают лицу не­сколько высокомерное выражение.

Голова богини Иштар из Урука. Начало III тыс. до н.э. Иракский музей, Багдад

Музыкальное искусство

Памятники музыкальной культуры не сохранились, но о высо­ком уровне развития музыки можно судить по произведениям лите­ратуры и изобразительного искусства. Так, напри­мер, при раскопках в городе Уре были обнаружены клинописные «учебники» по пению. Из них мы узна­ём, что храмовые музыканты-жрецы пользовались большим почётом в обществе. Их имена записыва­лись вслед за именами богов и царей. Именами музы­кантов начиналось летосчисление. В сравнении с государственными чиновниками музыканты были ран­гом выше.

Во время траурных церемоний храмовые музы­канты-жрецы исполняли песни-плачи, а в обычные дни должны были радовать богов и царей прекрасны­ми звуками. Сохранилось такое приказание царя му­зыкантам:

«Царь повелел певцу предстать и петь перед власте­лином Нингирсу, чтобы успокоилось его сердце, уми­ротворилась его душа, осушились его слёзы, прекра­тились его вздохи; ибо этот певец подобен морской глубине, он очищает, подобно Евфрату, и шумит, как буря».

Таким образом, музыка должна была доставлять на­слаждение богам и царям, утешать души верующих. Позднее существовали большие придворные ансамбли, которые да­вали публичные концерты. Некоторые из ансамблей насчитывали 150 человек! Концерты устраивались во время религиозных церемо­ний, народных праздников, возвращения войск из походов, царских приёмов, пиров и торжественных процессий.

Из музыкальных инструментов особое распространение получи­ли арфа, тарелки, двойной гобой, продольные флейты, лютни и ли­ры. В культовой музыке также использовались различные колокольчики - амулеты против зла и бедствий. В обрядах, посвящён­ных культу Луны и звезды Иштар (планете Венера), участвовали медные барабаны громадных размеров. В честь музыкальных инст­рументов совершались даже жертвоприношения.

Во время раскопок одной из царских гробниц в городе Уре была обнаружена арфа с головой быка. На передней части арфы, под подбородком быка, укреплена дощечка с изображением Гильгамеша, бо­рющегося с двумя быками с человеческими лицами. Это сюжет из мифа, согласно которому боги

Арфа с головой быка. Около 2600 г. До н.э.

Иракский музей, Багдад

ня Иш­тар, посватавшаяся к Гильгамешу и получившая от него отказ, решила ему отомстить. Она потребовала, чтобы бог неба Ану создал «небесного быка» и грозо­вую тучу, которые должны были погубить Гильга­меша.

Древневосточная арфа имела узкий резонатор и струны разной длины, которые натягивались по диагонали. Среди множества разновидностей арф, отличающихся количеством струн, размером и спосо­бом исполнения, особой популярностью пользова­лись ассирийские горизонтальные арфы. На них иг­рали с помощью медиатора (тонкой длинной палоч­ки). Если же это были вертикальные арфы , то при воспроизведении музыки пользовались только паль­цами.

Из Месопотамии до нас дошли и некоторые термины, обозначаю­щие музыкальные интервалы, лады и жанры. И хотя учёные до сих пор спорят об их настоящем звучании, несомненно одно: в Между­речье не только исполняли музыку, но и сочиняли её, а также раз­вивали музыкальную теорию.

Вопросы и задания

1. Расскажите о выдающихся достижениях культуры народов Древней Передней Азии. Какие из них не утратили своего значения в наши дни? Ка­кое влияние на общий характер развития культуры оказали природные ус­ловия и важнейшие исторические события?

2.Как и почему была изобретена шумерская письменность? Каковы её характерные особенности? О чём поведали нам глиняные таблички? Что вам известно о создании первой в мире библиотеки царя Ашшурбанипала в Ни­невии?

3. Каковы характерные особенности архитектуры Древнего Между­речья? Расскажите о шедеврах храмового и градостроительного зодчества.

4. Определите ведущие темы изобразительного искусства Месопотамии. Какими обстоятельствами они были обусловлены? Рассмотрите рельефы с изображением животных («Большая львиная охота» и «Раненая львица»). Что изменилось в изображении зверя по сравнению с живописью первобыт­ного человека?

5. Расскажите о музыкальной культуре Древней Передней Азии. Какие музыкальные инструменты пользовались особенной популярностью?

Творческая мастерская

· Прочтите стихотворение В.Я. Брюсова «Ассаргадон». Каким увидел поэт из своего XX века ассирийского царя-деспота? Существует ли перекличка между этим стихотворением и победными стелами Древнего Востока (стела Нарамсина)?

Я - вождь земных царей и царь, Ассаргадон.

Едва я принял власть, на нас восстал Сидон.

Сидон я ниспроверг и камни бросил в море.

Египту речь моя звучала, как закон,

Элам читал судьбу в моём едином взоре,

Я на костях врагов воздвиг свой мощный трон.

Владыки и вожди, вам говорю я: горе!

Кто превзойдёт меня? кто будет равен мне?

Деянья всех людей - как тень в безумном сне,

Мечта о подвигах - как детская забава.

Я исчерпал до дна тебя, земная слава!

И вот стою один, величьем упоён,

Я, вождь земных царей и царь - Ассаргадон.

· Познакомьтесь с «Эпосом о Гильгамеше» - выдающимся памятником мировой литературы. Какие философские и нравственные проблемы нашли отражение в этом произведении? Оформите свои впечатления в виде неболь­шого сочинения.

· Попробуйте оформить выставку-стенд, на которой были бы представле­ны основные виды искусства Древней Передней Азии.


Похожая информация.


На юге современного Ирака, в междуречье Тигра и Евфрата, почти 7000 лет назад поселился загадочный народ – шумеры. Они внесли весомый вклад в развитие человеческой цивилизации, но мы до сих пор не знаем, откуда шумеры пришли и на каком языке говорили.

Загадочный язык

Долину Месопотамии издавна населяли племена семитов-скотоводов. Именно их вытеснили на север пришельцы-шумеры. Сами шумеры не состояли в родстве с семитами, более того, их происхождение по сей день неясно. Неизвестна ни прародина шумеров, ни языковая семья, к которой принадлежал их язык.

На наше счастье, шумеры оставили много письменных памятников. Из них мы и узнаем, что «шумерами» этот народ называли соседние племена, а сами они именовали себя «санг-нгига» - «черноголовые». Язык же свой они называли «благородным языком» и считали единственным пригодным для людей (в отличие от не столь «благородных» семитских языков, на которых разговаривали их соседи).
Но шумерский язык не был однородным. Были в нем особые диалекты для женщин и мужчин, рыбаков и пастухов. Как звучал шумерский язык, неизвестно по сей день. Большое количество омонимов позволяет предположить, что язык этот был тоновым (как, например, современный китайский), а значит смысл сказанного часто зависел от интонации.
После заката шумерской цивилизации, язык шумеров еще долго изучался в Месопотамии, так как на нем были написаны большинство религиозных и литературных текстов.

Прародина шумеров

Одной из главных загадок остается прародина шумеров. Ученые строят гипотезы, основываясь на археологических данных и сведеньях, полученных из письменных источников.
Эта неизвестная нам азиатская страна должна была располагаться на море. Дело в том, что шумеры попали в Месопотамию по руслам рек, а первые их поселения появляются на юге долины, в дельтах Тигра и Евфрата. Сначала шумеров в Месопотамии было совсем немного – и не удивительно, ведь корабли могут вместить не так уж много переселенцев. Видимо, они были хорошими мореплавателями, раз смогли подняться вверх по незнакомым рекам и найти подходящее место, чтобы пристать к берегу.
Кроме того, ученые считают, что шумеры происходят из гористой местности. Не зря в их языке слова «страна» и «гора» пишутся одинаково. Да и шумерские храмы «зиккураты» по своему виду напоминают горы – это ступенчатые сооружения с широким основанием и узкой пирамидальной вершиной, где и находилось святилище.
Еще одно важное условие – эта страна должна была обладать развитыми технологиями. Шумеры были одним из наиболее продвинутых народов своего времени, они первые на всем Ближнем Востоке начали использовать колесо, создали ирригационную систему, изобрели уникальную письменность.
По одной из версий, эта легендарная прародина располагалась на юге Индии.

Пережившие потоп

Шумеры не зря избрали своей новой родиной долину Междуречья. Тигр и Евфрат берут начало в Армянском нагорье, и несут в долину плодородный ил и минеральные соли. Из-за этого почва в Месопотамии чрезвычайно плодородная, там в изобилии росли фруктовые деревья, злаки и овощи. Кроме того, в реках водилась рыба, на водопой стекались дикие звери, а на заливных лугах было вдоволь пищи для скота.
Но у всего этого изобилия была и обратная сторона. Когда в горах начинали таять снега, Тигр и Евфрат несли в долину потоки воды. В отличие от разливов Нила, разливы Тигра и Евфрата нельзя было предсказать, они не были регулярными.

Сильные разливы превращались в настоящее бедствие, они уничтожали все на своем пути: города и деревни, колосящиеся поля, животных и людей. Наверно, впервые столкнувшись с этим бедствием, шумеры и создали легенду об Зиусудре.
На собрание всех богов были принято страшное решение – уничтожить все человечество. Лишь один бог Энки пожалел людей. Он явился во сне к царю Зиусудре и велел ему построить огромный корабль. Зиусудра выполнил волю бога, на корабль он погрузил своё имущество, семью и родичей, различных мастеров для сохранения знаний и технологий, домашний скот, зверей и птиц. Двери корабля были засмолены снаружи.
Наутро начался страшный потоп, которого испугались даже боги. Дождь и ветер свирепствовали шесть дней и семь ночей. Наконец, когда вода начала отступать, Зиусудра покинул корабль и принес жертвы богам. Тогда в награду за его верность, боги даровали Зиусудре и его жене бессмертие.

Эта легенда не просто напоминает предание о Ноевом ковчеге, скорее всего библейская история является заимствованием из шумерской культуры. Ведь первые дошедшие до нас поэмы о потопе восходят аж к XVIII веку до нашей эры.

Цари-жрецы, цари-строители

Шумерские земли никогда не являлись единым государством. По сути дела это была совокупность городов-государств, каждый со своим законом, своей казной, своими правителями, своей армией. Общими были лишь язык, религия и культура. Города-государства могли враждовать между собой, могли обмениваться товарами или вступать в военные союзы.
В каждом городе-государстве правили три царя. Первый и самый главный назывался «эн». Это был царь-жрец (впрочем, эном могла быть и женщина). Главной задачей царя-эна было проведение религиозных церемоний: торжественных процессий, жертвоприношений. Кроме того, он заведовал всем храмовым имуществом, а иногда – имуществом всей общины.

Важной сферой жизни в древней Месопотамии было строительство. Шумерам приписывают изобретение обожженного кирпича. Из этого более прочного материала строились городские стены, храмы, амбары. Заведовал возведением этих сооружений жрец-строитель энси. Кроме того, энси следил за оросительной системой, ведь каналы, шлюзы и плотины позволяли хоть немного контролировать нерегулярные разливы.

На время ведения войны шумеры избирали еще одного предводителя – военного вождя – лугаля. Самым известным военным вождем был Гильгамеш, подвиги которого увековечены в одном из самых древних литературных произведений – «Эпосе о Гильгамеше». В этой истории великий герой бросает вызов богам, побеждает чудовищ, привозит в родной город Урук драгоценное кедровое дерево и даже спускается в загробный мир.

Шумерские боги

В Шумере существовала развитая религиозная система. Особым почитанием пользовались три бога: бог неба Ану, бог земли Энлиль и бог воды Энси. Помимо этого, у каждого города был свой бог-покровитель. Так, Энлиль особенно почитался в древнем городе Ниппуре. Жители Ниппура считали, что Энлиль подарил им такие важные изобретения как мотыга и плуг, а также научил строить города и возводить вокруг них стены.

Важными богами для шумеров были солнце (Уту) и луна (Наннар), сменявшие друг друга на небосклоне. И, конечно, одной из важнейших фигур шумерского пантеона была богиня Инанна, которую ассирийцы, позаимствовавшие религиозную систему у шумеров, станут именовать Иштар, а финикийцы – Астартой.

Инанна была богиней любви и плодородия и, одновременно, богиней войны. Она олицетворяла прежде всего плотскую любовь, страсть. Не зря во многих шумерских городах существовал обычай «божественного брака», когда цари, чтобы обеспечить плодородие свом землям, скоту и людям, проводили ночь с верховной жрицей Инанну, воплощавшей саму богиню.

Подобно многим древним богам, Инанну была капризна и непостоянна. Она часто влюблялась в смертных героев, и горе было тем, кто отвергал богиню!
Шумеры считали, что боги сотворили людей, смешав свою кровь с глиной. После смерти души попадали в загробный мир, где также не было ничего, кроме глины и пыли, которой и питались мертвые. Чтобы сделать жизнь своих умерших предков чуть лучше, шумеры приносили им в жертву еду и напитки.

Клинопись

Шумерская цивилизация достигла удивительных высот, даже после завоевания северными соседями, культура, язык и религия шумеров были заимствованы сначала Аккадом, потом Вавилонией и Ассирией.
Шумерам приписывают изобретение колеса, кирпичей и даже пива (хотя ячменный напиток они, скорее всего, изготавливали по другой технологии). Но главным достижением шумеров была, конечно, уникальная система письма – клинопись.
Клинопись получила свое название из-за формы значков, которые оставляла тростниковая палочка на мокрой глине – самом распространенном материале для письма.

Шумерское письмо произошло от системы подсчета различных товаров. Например, когда человек подсчитывал свое стадо, для обозначения каждой овцы он делал шарик из глины, потом эти шарики складывал в коробочку, а на коробочке оставлял пометки – количество этих шариков. Но ведь все овцы в стаде разные: разного пола, возраста. На шариках появлялись пометки, соответственно животному, которое они обозначали. И, наконец, овцу стали обозначать рисунком – пиктограммой. Рисовать тростниковой палочкой было не очень удобно, и пиктограмма превращалась в схематичное изображение, состоящее из вертикальных, горизонтальных и диагональных клинышков. И последний шаг – эта идеограмма стала обозначать не только овцу (по-шумерски «уду»), но и слог «уду» в составе сложных слов.

Сначала клинопись использовалась для составления хозяйственных документов. От древних жителей Месопотамии до нас дошли обширные архивы. Но позднее шумеры стали записывать и художественные тексты, и появились даже целые библиотеки из глиняных табличек, которым были не страшны пожары – ведь после обжига глина становилась только прочнее. Именно благодаря пожарам, в которых гибли шумерские города, захваченные воинственными аккадцами, до нас и дошли уникальные сведения об этой древней цивилизации.

Шумерская клинопись - часть того немногочисленного наследия, что осталось после этой К сожалению, большинство архитектурных памятников было утрачено. Остались только глиняные таблички с уникальными письменами, на которых писали шумеры - клинопись. Долгое время она оставалась неразгаданной тайной, однако стараниями ученых у человечества теперь есть данные о том, что представляла собой цивилизация Междуречья.

Шумеры: кто они такие

Шумерская цивилизация (дословный перевод «черноголовые») - одна из самых первых, возникших на нашей планете. Само происхождение народа в истории является одним из острейших вопросов: споры ученых ведутся до сих пор. Этому явлению даже дано обозначение «шумерский вопрос». Поиски археологических данных мало к чему привели, поэтому основным источником изучения стала область лингвистики. Шумеры, клинопись которых сохранилась лучше всего, начали изучаться с точки зрения языкового родства.

Примерно 5 тысяч лет до нашей эры в долине и Ефрат в южной части Месопотамии появились поселения, позже выросшие в могучую цивилизацию. Находки археологов говорят о том, насколько развиты в хозяйственном плане были шумеры. Клинопись на многочисленных глиняных табличках рассказывает об этом.

Раскопки в древнейшем городе Шумеров Урук позволяют сделать однозначный вывод о том, что шумерские города были достаточно урбанизированы: там имелись классы ремесленников, торговцев, управляющих. Вне городов обитали пастухи и крестьяне.

Язык шумеров

Шумерский язык - весьма интересное лингвистическое явление. Вероятнее всего, он пришел в Южную Месопотамию из Индии. В течение 1-2 тысячелетий население говорило на нем, однако вскоре его вытеснил аккадский.

Шумеры все же продолжали пользоваться своим исконным языком в культовых мероприятиях, на нем велась административная работа, обучались в школах. Так продолжалось вплоть до начала нашей эры. Как оформляли свой язык на письме шумеры? Клинопись использовалась именно для этого.

К сожалению, фонетический строй шумерского языка восстановить не удалось, ведь он относится к тому типу, когда лексическое и грамматическое значение слова заключается в многочисленных аффиксах, присоединяющихся к корню.

Эволюция клинописи

Возникновение клинописи шумеров совпадает с началом хозяйственной деятельности. Связано оно с тем, что необходимо было фиксировать элементы административной деятельности или торговли. Следует сказать, что шумерская клинопись считается первым появившимся письмом, давшим базис другим системам письменности Междуречья.

Изначально фиксировались цифровые значения, пока они были далеки от письменности. Определенную сумму обозначали специальными глиняными фигурками - токенами. Один токен - один предмет.

С развитием хозяйственности это стало неудобно, поэтому на каждой фигурке стали делать специальные обозначения. Хранились токены в специальном контейнере, на котором изображалась печать владельца. К сожалению, чтобы сосчитать наименования, приходилось разбивать хранилище, а потом запечатывать снова. Для удобства рядом с печатью стали изображать информацию о содержимом, а после физически фигурки исчезли вовсе - остались одни оттиски. Так и появились первые глиняные таблички. То, что изображалось на них, было не чем иным, как пиктограммами: конкретными обозначениями конкретных цифр и предметов.

Позднее пиктограммы стали отражать и абстрактные символы. К примеру, птица и изображенное рядом яйцо указывали уже на плодовитость. Такое письмо уже было идеографическим (знаки-символы).

Следующий этап - фонетическое оформление пиктограмм и идеограмм. Следует сказать, что каждому знаку стало соответствовать определенное звуковое оформление, не имеющее отношения к изображенному объекту. Стилистика также меняется, она упрощается (как - расскажем далее). Кроме того, символы для удобства разворачиваются, становятся горизонтально ориентированными.

Возникновение клинописи дало толчок для пополнения словаря начертаний, которое происходит весьма активно.

Клинопись: основные принципы

Что же представляло собой клинописное письмо? Как ни парадоксально, шумеры не умели читать: принцип письма был не тот. Написанный текст они видели, ведь основой было

На начертание во многом повлиял материал, на котором писали - глина. Почему она? Не будем забывать, что Месопотамия - район, где практически нет деревьев, пригодных для обработки (вспомним славянские или папирус египтян, сделанный из стебля бамбука), не было там и камня. А вот глины в разливах рек было предостаточно, поэтому она широко использовалась шумерами.

Заготовка для письма представляла собой глиняную лепешку, она имела форму круга либо прямоугольника. Наносились знаки специальной палочкой, именуемой капама. Она изготавливалась из твердого материала, например, из кости. Наконечник у капамы был треугольный. Процесс письма заключался в том, чтобы погрузить палочку в мягкую глину и оставить определенный рисунок. Когда капама вытаскивалась из глины, удлиненная часть треугольника оставляла след похожий на клин, поэтому и название - «клинопись». Чтобы сохранить написанное, табличку обжигали в печи.

Зарождение слогового письма

Как писалось выше, перед тем как появилась клинопись, у шумеров существовал другой тип начертания - пиктография, затем идеография. Позже знаки стали упрощенными, например, вместо целой птицы изображалась только лапа. Да и количество используемых знаков постепенно сокращается - они становятся более универсальными, начинают означать не только прямые понятия, но и отвлеченные - для этого достаточно изобразить рядом другую идеограмму. Так, стоящие рядом «другая страна» и «женщина» обозначали понятие «рабыня». Таким образом, значение конкретных знаков становилось понятным из общего контекста. Этот способ выражения называется логография.

Все же изображать на глине идеограммы было сложно, поэтому со временем каждую из них заменили определенной комбинацией черточек-клиньев. Это толкнуло процесс письменности дальше, позволив применять соответствие слогов определенным звукам. Таким образом, начало развиваться слоговое письмо, которое просуществовало достаточно долго.

Расшифровка и значение для других языков

Середина XIX века ознаменовалась попытками вникнуть в суть клинописи шумеров. Большие успехи в этом сделал Гротефенд. Однако найденная позволила окончательно расшифровать многие тексты. Высеченные на скале тексты содержали примеры древнеперсидского, эламского и аккадского начертания. Расшифровать тексты смог Роулинс.

Возникновение клинописи шумеров повлияло на письменность других стран Междуречья. Распространяясь, цивилизация несла с собой и словесно-слоговой тип письма, который перенимали другие народы. Особо явно видно вхождение клинописи шумеров в эламское, хурритское, хеттское и урартское письмо.



© 2024 Идеи дизайна квартир и домов