Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Развитие речи по теме посуда в подготовительной. Конспект непосредственно образовательной деятельности развитие речи Подготовительная группа Тема: Посуда

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 68 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

СОВЕТСКОГО РАЙОНА ГОРОДА КАЗАНИ

Образовательная деятельность

по развитию речи

в подготовительной к школе группе

тема: «Посуда»

Подготовила:

Воспитатель Садыкова Д.Ф.

Казань, 2017

Конспект образовательной деятельности.

Тема: «Посуда» (подготовительная группа)

Цели :

Образовательные цели :

1. Уточнить и активизировать словарь по теме «Посуда»

2. Упражнять в образовании относительных прилагательных.

3. Упражнять в образовании и правильном использовании существительных с помощью суффикса -ниц-.

4. Упражнять в усвоении категории родительного падежа.

5. Упражнять в словообразовании существительных в уменьшительно-ласкательной форме.

6. Развивать мелкую моторику.

Развивающие цели :

1. Развивать длительный направленный выдох.

2. Развивать слуховое внимание.

3. Развивать координацию речи с движением.

4. Развивать мелкую моторику

Воспитательные цели :

1. Формировать навык сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

2. Воспитывать бережное отношение к посуде.

Оборудование : проектор, презентация, предметные картинки, кружки (стеклянная, фарфоровая, железная, су-джок шарики, пластиковые стаканчики, коктейльные трубочки, изображение кухни, буфета, обеденного стола, воздушный шар, музыкальное сопровождение.

Предварительная работа : чтение сказки К.Чуковского «Федорино горе» .

Ход занятия:

1. Организационный момент.

На занятии будьте старательными,

Будьте спокойными и внимательными.

Слушайте, не перебивая.

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё понятно.

Если хочешь отвечать –

Надо руку поднимать.

2. Введение в тему

Ребята, послушайте отрывок из сказки (включается музыка.Также выставляется слайд с изображением посуды ).

Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла

Топоры-то, топоры

Так и сыплются с горы.

А за ними вдоль забора

Скачет бабушка Федора :

(Выставляется слайд с изображением Федоры)

«Ой – ой – ой!

Ой – ой – ой!

Воротитеся домой!»

Назовите сказку, из которой к нам пришла Федора («Федорино горе» ).

3. Сообщение темы занятия

О чем говориться в этой сказке? Ребята, не торопитесь, ответите мне только тогда, когда отгадаете загадки.

(Выставляются слайды с изображением посуды ) .

Все во мне бурлит, кипит,

А из носа льется.

Что бы снять меня с плиты,

За ручку взять придется.

(Дети отвечают – чайник) .

Для нас она необходима,

Ведь пищу из нее едим мы.

Глубокая и мелкая

Зовут ее … (Тарелкой)

У меня есть две руки,

Днище вместо ножек.

Из-под шляпы пар идет,

Им обжечься можно. (Кастрюля) .

Если я пуста бываю,

Про тебя я забываю,

Но когда несу еду –

Мимо рта я не пройду. (Ложка) .

Мы им режем мясо,

Овощи, колбасы,

Если он наточен остро,

Резать им легко и просто. (Нож) .

И оладьи, и омлет,

И картошку на обед,

А блины – вот это да!

Жарит всё. (Сковорода)

Неприступная на вид,

Подбоченившись стоит,

А внутри-то, посмотри

Угощение возьми! (Сахарница) .

В домике том,

Что на кухне стоит,

Чёрненький хлеб

И батончик «гостит» . (Хлебница) .

Захочешь чай - любую выбирай!

Вот они - толстушки.

Кто такие? (Кружки) .

Молодцы, ребята. Вы отгадали все загадки. Как это все можно назвать, одним словом. (Дети отвечают – посуда ) .

Так о чем говорилось в этой сказке? (О посуде ) .

Сегодня на занятии мы будем говорить о посуде .

А почему же посуда убежала отФедоры ? (ответы детей) .

Ребята, послушайте еще один отрывок из сказки :

Было нам у бабы худо,

Не любила нас она,

Била, била, нас она,

Запылила, закоптила,

Загубила нас она!

И вся посуда Федоры прибежала к нам в детский сад.

Давайте поможем Федоре вернуть посуду . А чтобы вернуть посуду , мы должны выполнить интересные и увлекательные задания.

4. Беседа

А для чего нам нужда посуда ? (Ответы детей : для того чтобы кушать, класть еду, хранить продукты, готовить пищу).

Какие виды посуды вы знаете (кухонная, столовая, чайная) .

5. Дидактическая игра « Посуда » (включается музыка) .

Ребята, поможем Федоре расставить посуду ? Давайте разделимся на три команды. (Первая команда получает картинку с изображением стола, вторая команда – с изображением кухни, третья – с изображением буфета).

Вы должны подобрать посуду к соответствующим картинкам.

Что вы поставите на стол?

Что вы поставите в буфет?

Что вы подберете для кухни? (Дети выкладывают соответствующие картинки) .

6. Упражнение на развитие дыхания «Вода кипит» .

Ребята, а давайте мы сейчас с вами попьем чай? А что мы должны сделать сначала? Вскипятить воду в чайнике (включается веселая музыка, выставляется слайд с изображением чайника) .

Чтобы чая нам попить

Надо воду вскипятить.

Подойдите к столам. Поставьте трубочку в стаканчик. Возьмите стаканчик. Сделайте глубокий вздох через нос, а затем подуйте в соломинку, не раздувая щек.

Сначала вода закипает потихоньку, и появляются маленькие пузырьки. Потом сильнее, и вот вода закипела, забурлила.

Кипяток очень горячий. С ним нужно быть очень осторожным.

7. Дидактическая игра «Из чего сделано» .

Ребята, Федора не знает из чего сделана посуда . Давайте ей расскажем, из каких материалов она сделана.

Так из каких материалов сделана посуда ? (Стекла, дерева, металла, хрусталя, глины, пластмассы) .

Молодцы, ребята!

А сейчас давайте поиграем вместе с Федорой. Я задаю вопросы, а вы отвечаете. (Выставляются слайды)

Чайник сделан из железа – чайник какой? (спросить по очереди всех детей) .

Блюдце сделано из фарфора – оно какое?

Ложки из серебра – они какие?

Поднос из пластмассы – он какой?

Ложка из дерева – она какая?

Стакан из стекла – он какой?

8. Дидактическая игра «Кружки – болтушки»

Ребята, а вы знаете, что кружки могут петь, а как они поют, мы сейчас услышим. (Берутся три кружки – фарфоровая, железная, стеклянная. Логопед ударяет по ним палочкой. Дети внимательно слушают и запоминают, как звучит каждая кружка. Потом закрывают глаза и по звуку отгадывают какая кружка звучала).

9. Физ. минутка (музыкальное сопровождение, показываются слайды) .

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

(надули животик : одна рука на поясе, другая изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие бедняжки.

(присели, одна рука на поясе)

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни - разобьются,

(кружатся, рисуя руками круг)

Вот серебренные ложки.

Голова на тонкой ножке

(потянулись, руки сомкнули над головой)

Вот пластмассовый поднос –

Он посуду нам принес .

(вытянули руки вперед)

10. Дидактическая игра «Найди свою пару» (музыкальное сопровождение) .

Ребята, а давайте расскажем Федоре о том, что люди изготавливают различную посуду для разных продуктов.

Для каждого продукта есть своя посуда . А в этом нам поможет игра «Найди свою пару» .

(Работа с карточками) .

Сейчас я повешаю вам на шею картинки с изображением посуды и продуктов , вы должны будете внимательно посмотреть друг на друга и объединиться в пары (Ярослава, что у тебя? У меня сахарница. Что, нужно для сахарницы? Для сахарницы нужен сахар).

11. Дидактическая игра «Чего не хватает»

Ребята, мы знаем, как Федора обращалась с посудой . (Она ее била) .

Давайте посмотрим, что стало с посудой .

(Показываются слайды с недостающими частями посуды ) .

Чего не хватает у чайника? (У чайника не хватает носика) .

Чего не хватает у сахарницы, кастрюли, ножа, супницы.

Молодцы!

12. Дидактическая игра «Назови ласково» (Выставляются слайды) .

(Логопед дает в руки ребенку воздушный шар и называет посуду , а ребенок должен подобрать ласковое название посуды ).

Давайте пожалеем посуду , ведь было ей у бабы худо. Будем называть посуду ласково .

Тарелка – тарелочка,

чашка – чашечка,

ложка – ложечка,

вилка – вилочка,

чайник – чайничек,

сковорода – сковородочка,

стакан – стаканчик.

13. Развитие мелкой моторики.

Мы посуду для Федоры

Вымоем без уговоров :

Моем вилку, чашку, ложку,

Сковородку, поварешку,

Моем блюдце и стакан,

И закроем крепко кран.

(у каждого ребенка су-джок) .

Молодцы! Федора очень довольна, как вы вымыли посуду .

14. Итог занятия

О чем мы сегодня говорили на занятии . (О посуде ) .

Какая бывает посуда ?

Из каких материалов сделана посуда ?

Ребята, что было бы если бы вся посуда исчезла ? (Ответы детей) .

Послушайте стихотворение :

(выставляется слайд с изображением посуды ) .

«Если б не было посуды »

Если б не было посуды ,

Нам пришлось бы очень худо.

Мы бы тут же из людей

Превратились в дикарей :

Брали мясо бы руками,

Разрывали бы зубами,

Пили воду бы в реке

Или в грязном ручейке.

К счастью, помогает всюду

Нам различная посуда :

На неё еду кладут,

Из неё едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты :

Сыр и масло, хлеб и фрукты…

В ней готовят сотни блюд -

Варят, жарят и пекут!

Ребята, а какая посуда стала уФедоры в конце сказки. (Чистая) .

Итак, ребята, всегда нужно держать посуду в чистоте .

В посуде еду и хранят и готовят

Хозяйки посуду и сушат , и моют.

И, как от Федоры, она не сбежит,

Если чистой на полках лежит.

Вы все сегодня молодцы, хорошо выполнили задания и упражнения, помогли Федоре вернуть посуду . Она вам очень благодарна. И в знак своей признательности принесла сладкий подарок.


Нина Малышева
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Посуда»

Цель : расширение, уточнение и активизация словаря по лексической теме «Посуда » .

Задачи :

Расширять знания детей о окружающем мире, уточнять представления о посуде ,

Закреплять практический навык образования и употребления существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Закреплять умения согласовывать существительные и числительные в числе и падеже,

Учить составлять простые распространённые предложения,

Воспитывать речевую активность, коммуникативные навыки, закреплять навык образования сложных слов.

Оборудование : компьютер, песочный стол, предметные картинки с изображением посуды .

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята.

О чём говорится в загадке?

Сама не ем,

А людей кормлю (посуда ) .

Сегодня мы с вами поговорим о посуде .

1. Посмотрите за окно, какое сейчас время суток?

Дети : утро.

Какие вы знаете части суток ещё?

Дети; день, вечер, ночь.

Правильно, сколько всего?

На протяжение всего дня мы с вами пользуемся посудой :

утром- …. на завтраке

днём - … за обедом

вечером – за ужином.

2. Назовите, какую вы знаете посуду ?

Для чего делают посуду ?

Где делают посуду ?

Из чего делают посуду ?

3. Сейчас мы с вами поиграем в игру, я буду называть посуду , а вы мне назовите, из чего она сделана :

Стакан из стекла - стеклянный

Кастрюля -

Сковорода-

4. Посмотрите как много у меня картинок, я буду вам показывать картинки, а вы мне назовёте ласково :

Показываю картинки :

чашка - чашечка

кастрюля-

5. Физкультминутка.

Вы наверное устали и надо нам немножко отдохнуть

Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник. (другая рука - изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки, (приседать)

Очень хрупкие, бедняжки. (руки на поясе)

Вот фарфоровые блюдца, (кружиться)

Только стукни - разобьются. (рисуя руками круг)

Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос -

Он посуду нам принес . (сделать большой круг)

6. Дид. игра «Какое это блюдо?» (образование относительных прилагательных) .

Какой суп из. (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свёклы, грибов, овощей?

Какая каша из. (пшена, геркулеса, манки.?

Какое варенье из. (яблок, сливы, абрикоса, малины.?

Какой сок из. (моркови, груши, апельсина.?

7. А сейчас мы с вами поиграем в игру на песочном столе, игра наша необычная : я буду вам загадывать загадку, а вы мне нарисуете ответ на песке :

Из горячего колодца через нос водица льется. (Чайник)

Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)

Ходит он из края в край, режет чёрный каравай. (Нож)

В шахту спустится шахтер,

Принесет воды во двор. (Ведро)

Носит воду

Хозяину в угоду;

При нем живет,

Пока не упадет. (Чашка)

Неприступная на вид, подбоченившись стоит,

А внутри-то, посмотри, угощение возьми. (Сахарница)

Чистопородный

Боярин дородный

Всему народу

Отпускает воду. (Самовар)

Чайника подружка

Имеет два ушка,

Варит кашу, суп для Юли.

И зовут её(Кастрюлей)

Молодцы, посмотрите, сколько посуды у нас на песке .

8. Дид. игра «Чего не стало?»

Взрослый выставляет на стол три-четыре предмета посуды .

Затем просит детей закрыть глаза и в это время прячет один из предметов. Дети называют отсутствующий предмет.

9. Игра по формированию понимания предлогов «Ложка и стакан»

Перед взрослым и перед ребёнком стоят стаканы с ложками. Взрослый демонстрирует детям действия с этими предметами и комментирует их : «Я положила ложку в стакан. Я достала ложку из стакана. Я положила ложку на стакан. Я положила ложку за стакан».

После этого дети самостоятельно демонстрируют и комментируют свои действия.

10. Развитие связной речи «Писатель»

Цель : закрепление умения составлять описательный рассказ по плану :

Что это?

Из каких частей состоит?

Материал.

В какое время суток используют?

11. Задания для самокоррекции

-«Склеим чашку» - собрать картинку чашки из 2-3 частей.

Дорисовать фломастером посуде недостающие детали .

Итог :

Мы сегодня с вами поговорили о посуде , из чего бывает сделана, для чего нужна, продолжим наш разговор о посуде на занятиях по лепке, рисованию и аппликации.

Молодцы, вы сегодня все очень хорошо работали.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и аппликации в средней группе «Посуда бывает разной» МБДОУ Детский сад общего вида № 106 «Лазурный» Муниципального образования городской округ Симферополь Республика Крым. Конспект интегрированного.

Конспект НОД по развитию речи, лексическая тема «Посуда», с играми на развитие мышления во второй младшей группе Цель: Познакомить детей со словообразованием в названных предметов посуды. Задачи: учить детей правильно согласовывать слова в предложении;.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «В гостях у зайчика». Посуда Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе. «В гостях у зайчика» Цель: познакомить детей со словообразованием в названиях предметов.

Конспект НОД по развитию речи «Жила-была посуда» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Тема: «Жила-была посуда…» Цель: Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Посуда» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 муниципального образования Крыловский район. Конспект.

Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Посуда» Программное содержание: Активизировать словарь по теме "Посуда". Развивать умения употреблять существительные во множественном числе, изменять.

Конспект занятия по развитию речи «Посуда» Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Посуда» Цели: 1)Закрепить с детьми название посуды; 2) Учить образовывать имена прилагательные,.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе комбинированной направленности к презентации

Коррекционно-образовательные задачи.

  • Закрепление в речи существительного с обобщающим значением посуда.
  • Уточнение и расширение словаря по теме.
  • Совершенствование грамматического строя речи через упражнения в образование имен существительных во множественном числе в именительном падеже, единственного и множественного числа глаголов настоящего времени, слоговой структуры слов, согласования числительного с существительным.

Коррекционно-развиваюшие задачи. Развитие диалогической речи, речевого дыхания, общей моторики, зрительного и слухового внимания.

Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование положительной установки на участие в занятии, самостоятельности.

Оборудование.

  • Предметные картинки с изображениями посуды.
  • Сюжетная картина "Накрываем стол".
  • Разрезные картинки.
  • Схема-опора по составлению описательного рассказа.
  • Мольберт.
  • Плоскостные изображения чашек с приклеенными к ним кусочками ваты.

Ход занятия

1. Организационный момент. Дети приглашаются в кабинет, здороваются, подходят к своим стульчикам у стола. Перед каждым из них кладется предметную картинку.

Сначала сядет тот, у кого чашка.

Ребенок садится.

Теперь сядет тот, у кого чашки.

Ребенок садится.

Можно сесть тому, у кого нож.

Ребенок садится.

А теперь - тому, у кого ножи.

Ребенок садится.

Убирается картинки со стола.

Сегодня мы с вами будем говорить о посуде. Перечислите названия посуды, которую вы знаете.

Дети перечисляют названия посуды.

Для чего нужна посуда?

Дети отвечают на вопрос.

2. Игра "У Валя в гостях".

Обыгрывание ситуации "Валя ждет гостей".

Кого вы видите около стола?

Давайте подберем ей имя, оно должно начинаться со звука [в]? (дети предлагают варианты имен)

Валя ждет гостей и просит нас помочь накрыть на стол. Сейчас вы будете выбирать посуду, о которой я скажу, и ставить ее на стол.

- :возьми желтый чайник и поставь его на стол.

Ребенок выбирает посуду.

Молодец. Правильно. Для чего нужен чайник?

Заваривать чай.

- :.возьми красную чашку и поставь ее перед чайником.

Ребенок выбирает посуду.

Хорошо. Для чего нужна чашка?

Пить чай.

- ::возьми белую вазу и поставь ее за чайник.

Ребенок выбирает посуду.

Правильно. Зачем нужна ваза?

Ставить цветы.

-:.. возьми синюю сахарницу и поставь ее около чайника.

Ребенок выбирает посуду.

Верно. Для чего нужна сахарница?

Насыпать сахар.

Молодцы! Вы очень хорошо помогали Вале. Она благодарит вас.

3. Игра "Что изменилось?"

Оставшиеся предметы убираются со стола.

Продолжим игру. Посмотрите еще раз на картинку и запомните, что стоит на столе. Закройте глаза. (Со стола убирается желтый чайник и ставится на его место красный чайник.) Откройте глаза. Что появилось на столе?

Красный чайник.

Чего не стало?

Желтого чайника.

Правильно. Посмотрите на стол еще раз, закройте глаза. (Со стола убирается сахарница и ставит на ее место молочник.) Откройте глаза. Что появилось на столе?

Зеленый молочник.

Чего не стало?

Синей сахарницы.

Молодцы! Вы были очень внимательными, похлопайте себе.

4. Пальчиковая гимнастика "Помощники".

Дети приглашаются на ковер, им предлагается встать в кружок и сделать пальчиковую гимнастику.

Раз, два, три, четыре, Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши.
Мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку Загибают пальчики, по одному, на каждое название посуды
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли, Одна ладонь скользит по другой.
Только чашку мы разбили, Снова загибают пальчики.
Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали. Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и
Так мы маме помогали. хлопают в ладоши.

5. Упражнение "Что купили?"

Приглашаю детей к мольберту, перед которым полукругом стоят стульчики. На мольберте выставлены картинки с изображениями посуды.

Что вы видите на картинках? Перечислите.

Дети. Вазы, тазы, бидоны, стаканы, кастрюли.

Давайте протопаем эти слова: "ва-зы", "та-зы", "би-до-ны". "ста-ка-ны", "каст-рю-ли". (Произносит слова по слогам, одновременно протопывая ритмический рисунок.) Теперь я буду показывать одну из картинок и спрашивать у вас: что купили? Вы будете называть картинку и протопывать название.

6. Динамическая пауза . Игра "Обезьянка".

Дети выходят на коврик.

Сейчас мы с вами попробуем изобразить посуду. Сначала мы изобразим чайник. Поставьте правую руку на пояс, как я, левую руку изогните в виде носика и надуйте животик.

Показываю, как надо выполнять движения и позы, а дети повторяют.

Молодцы! Теперь давайте изобразим чашку. Присядьте и поставьте левую руку на пояс, как я.

Дети по показу выполняют движения.

Отлично! Теперь давайте превратимся в ложки. Встаньте прямо, поднимите руки и сомкните их над головой, как я. У вас очень хорошо получилось.

7. Игра "Разбитая чашка". [Приложение]

Детям раздаются конверты с разрезными картинками и предметные картинки к ним.

Посмотрите, какие красивые чашки нарисованы на картинках. В конвертах такие же чашки, но "разбитые". Помогите мне "склеить" их. Сложите части картинки правильно.

На данном этапе осуществляется индивидуальный подход, часть детей собирают со зрительной опорой, часть по памяти, а часть путем наложения.

8. Игра "1, 2, 5".

Я буду называть число, а вы добавлять к числу слово чашка (стакан, кастрюля, бидон, блюдо).

Одна чашка.

Две чашки.

Пять чашек.

9. Упражнение "Подуем на чай".

Дети вcтают около своих стульчиков, им раздается плоскостные изображения чашек с приклеенными к ним кусочками ваты.

Я предлагаю вам выпить чаю, но он горячий. Давайте подуем на него. По моей команде вы сделаете вдох и подуете на "пар", не раздувая щек, вытянув губы трубочкой. Вот так.

Упражнение повторяется 2-3 раза.

10. Игра "Что лишнее?"

На доску ставится 4 предметные картинки с изображениями посуды и игрушек.

Игра, в которую мы будем играть, называется "Что лишнее?" Что вы видите? Перечислите картинки.

Тарелка, кастрюля, мяч, стакан.

Что здесь лишнее и почему?

Лишний мяч. Он - игрушка.

А все остальное?

Правильно. Назовите следующие картинки. (Ставится на наборное полотно новый комплект: чашка, тарелка, стакан, кружка.)

Что лишнее и почему?

Лишняя тарелка. Из нее нельзя пить.

А из остальной посуды?

Можно пить.

Верно. Молодцы! Похлопайте себе.

Отрабатываются исключения по принципу назначения посуды (чайная, кухонная, столовая)

11. Обучение составлению загадок-описаний по образцу со зрительной опорой.

Приглашаю к себе детей по одному и показываю каждому из них предметную картинку так, чтобы другие дети ее не видели. Используется схема-опора по составлению описательного рассказа.

Посмотри на картинку, ::. Расскажи о предмете, не называя его. Что это? Какая она? Что на ней нарисовано? Для чего она нужна?

Ребенок. Она белая, круглая. На ней нарисованы цветочки. Из нее едят суп. Что это?

Эта тарелка.

Молодец. Ты правильно составил(а) загадку. И ребята тоже молодцы. Быстро отгадали ее.

Аналогично составляют загадки остальные дети. Оказываю им необходимую помощь.

12.Окончание занятия.

Оценка работы детей.

Литература.

И. А. Морозова, М. А. Пушкарева "Ознакомление с окружающим миром". Конспекты занятий для работы с детьми 6-7 лет; М., Издательство "Мозаика-Синтез", 2007 г.

Н. В. Нищева "Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР". Санкт - Петербург, Издательство "ДЕТСТВО - ПРЕСС", 2007 г.

О.И. Крупенчук "Научите меня говорить правильно".

В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко "Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР". М., Издательство "Гном и Д", 2004 г.

Любовь Закревская
Конспект непосредственно образовательной деятельности развитие речи Подготовительная группа Тема: Посуда

Программное содержание :

Развивающие :

- развивать системность мышления в процессе расширения знаний о предметах домашнего обихода;

Продолжать учить классифицировать посуду ;

Придумать фантастическую кастрюлю используя метод фокальных объектов;

- развивать логическое и образное мышление , творческое воображение , умение конструировать .

Образовательные :

Составлять описание посуды используя схему ;

Учить образовывать множественное число существительных, правильно употреблять падежные окончания;

Добиваться интонационной выразительности речи .

Воспитательные :

Прививать любовь к добру (не проходить мимо чужой беды) ;

Учить выражать свои чувства мимикой;

Формировать доброжелательность в общении.

Предварительная работа :

Рассматривание посуды загадывание загадок . Чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе» . Составление загадок описательного характера с использованием элементов ТРИЗа, рассматривание детьми сервизов и кухонной посуды детьми дома .

Материал :

Сказка К. И. Чуковского «Федорино горе» , схематические изображения посуды . Игра «Чудесные вещи» ; посуда (стакан, кувшин, тарелка, блюдце, кружка) .

Игровая деятельность :

В. – Отгадайте загадку : «Я рукотворная, звучащая, воды не боюсь, для еды гожусь, а ударь – разобьюсь (Посуда )

В. – Найдите предметы отгадки на этой картинке (показ картинки «Путаница» ). Какой предмет лишний (Утюг) . Почему?

В. – А сейчас я загадаю вам загадки о посуде , вы отгадывая их скажите, к какому виду посуды относится отгаданный предмет (кухонная, столовая, чайная) .

При виде еды

Не считая ворон

Бросаются дружно

С обеих сторон.

Один разрезает,

Другая хватает,

Обоим в тарелке работы хватает.

(нож и вилка)

На огне я стою

Еду вкусную варю

(кастрюля)

Новая посуда , а вся в дырках

(дуршлаг)

Из горячего колодца

Через нос водится льется

(чайник)

Этюд «Закипающий чайник»

В. - Представите себе, что вы – пустой чайник, в вас медленной струйкой наливают холодную воду (может, вас даже холодный пот прошиб) . Чайник поставили на огонь, вода внутри вас начинает медленно закипать, бурлить! (Можно даже удивиться) . И вот – нет терпенья! Кипит вода, пар из носика валит! (Слышится свистит) . Вода вся выкипела : «Спасите, Помогите!»

В. - в какой сказке К. И. Чуковского посуда убежала от своей хозяйки? Почему? (ответы детей)

В. - в какой ожило много посуды , называйте ее, а кто может напомнить строчки из сказки (ответы детей) .

В. - Как посуда может проучить Федору, если она ее найдет?

Д. - может стать воздушной и улететь, может стать большим комом и укатиться с горы, стать негодной для пищи и т. д.

В. - а какая посуда была у Федоры ? (грязная, разбитая, ржавая, и т. д.)

Давайте поможем Федоре вымыть посуду .

Пантомима «Мытье посуды »

Воспитатель показывает, дети изображают .

Мы почистим тебя песочком,

Окатим тебя кипяточком, вытрем тебя полотенчиком.

И ты будешь опять словно солнышко сиять.

(Дети трут кулаком о ладонь, поочередно поднимают руки, делать круговые движения руками, поднимают руки в стороны, в вверх).

На маленьком столике расставлена посуда . Дети подходят, выбирают предмет, который им нравится и рассказывают о нем, опираясь на схему – модель составления описательного рассказа.

В. - Ребята, а хотите изобретем для Федоры «Чудесную кастрюлю» ? Для этого мы поиграем в игру «Чудесные вещи» .

В. - Из какого материала будет сделана эта кастрюля? (перед детьми выкладываются игровые карточки серии «материал» )

Д. - выбирает карточку с изображением воздушного шарика .

В. - Какой он шарик?

Д. - легкий, прозрачный, переливающийся.

В. - а теперь давайте придумаем чтобы кастрюля умела передвигаться. (Предлагается другому ребенку выбрать картинку из серии «Способ передвижения» )

Д. – ребенок выбирает картинку с изо. машины.

В. - как она передвигается?

Д. - ездит быстро, на колесах …

В. - что же еще волшебного будет в нашей кастрюле? Может быть запах?

Д. - ребенок берет карточку с изо. розы.

В. - Как благоухает роза?

Д. - приятно, хорошо пахнет, духами…

В. - А теперь расскажите какая у нас получилась кастрюля (показ на выбранные детьми карточки)

Д. - кастрюля получилась легкая, переливающаяся, на колесах, быстрая, музыкальная, с запахом розы.

В. - Чем хороша такая кастрюля? (ответы детей)

В. – Чем плоха? Как устранить плохие качества (ответы детей)

В. - Какая у нас получилась кастрюля? Нарисуйте и расскажите о ней.

Итог :

Дети рассказывают, что запомнилось, понравилось или нет.

Публикации по теме:

«Где прячется здоровье». Конспект непосредственно образовательной деятельности (подготовительная группа) Образовательная область: «Здоровье». Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Физическая.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в лесную школу» (подготовительная группа) Подготовили:педагог-психолог: Козленкова Н. М. ,учитель-логопед: Деханова Ю. Н. Цель: Закреплять знания детей о временах года и их характерных.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Детский альбом. П. И. Чайковский» (подготовительная к школе группа) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №103 Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Детский.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Коммуникация» Тема: «Красавица Матрешка» (средняя группа) Цель: - Сформировать представление детей о русской матрешке Задачи: Образовательные: - Познакомить детей с историей русской матрешкой;.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Волшебные образы зимы» (подготовительная группа) Программное содержание - Продолжать учить детей высказывать предположения, делать простейшие выводы. - Продолжать обогащать словарь детей.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество». Виды детской.

Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи «Посуда»

Цель :формирование словаря.

Задачи : обогащение речи детей , закрепление знаний детей о назначении посуды , упражнять детей в образовании однокоренных слов в согласовании существительных с прилагательными,формировать умение различать и называть предметы чайной, столовой и кухонной посуды . Воспитывать у детей чувство помощи, желание сделать доброе дело, доставить радость своим друзьям.

Оборудование : картинки с изображением посуды , Малыша и Карлсона, наборы игровой чайной, столовой и кухонной посуды , почтовый ящик, конверт.

Ход НОД.

Добрый день, ребята. Сегодня я получила письмо. Давайте вместе его откроем и узнаем от кого же оно (открываем письмо и достаем оттуда письмо и картинку с Малышом) . Вы знаете кто это (ответы детей) .

Затем педагог читает письмо" Ну что,поможем Малышу разобраться с посудой (ответы детей) .

Скажите, так какая же посуда нужна на кухне чтоб сварить суп? А в чем можно пожарить яичницу? Что еще можно жарить в сковороде (ответы детей) .Молодцы! Все что вы тут мне назвали называется кухонной посудой (показ картинок кухонной посуды ? А кто знает для чего нужен вот такой ковшик с дырочками (картинка дуршлага (ответы детей) .Да, через него промывают макароны и он называется дуршлаг. Давайте вместе повторим. (проговаривают это слово) .А вот это что за лист такой? (показ противня) .Для чего он нам нужен на кухне? Конечно же, на нем пекут булочки, пироги и называется он противень. Давайте вместе повторим это слово (проговаривают это слово) .Вы уже говорили, что суп варят в кастрюле. А скажите мне,если суп сварили из картофеля,то как он будет называться? Из гороха? Из риса? Из курицы? (ответы детей) .Дети,посмотрите что вся кухонная посуда сделана из металла , значит она какая? А если она сделана из алюминия (ответы детей) .Давайте еще раз повторим что же относится к кухонной посуде (ответы детей) .Ребята, ну сварит суп себе Карлсон в кастрюле. А кушать он его из чего будет, из кастрюли (ответы детей) .Конечно же, из тарелки. Тарелки,из которых кушают суп, называются -суповые тарелки. Давайте повторим. (дети повторяют вместе) .Еще есть мелкие тарелки, из которых кушают вторые блюда. А вот это называется супницей (показ картинки) .Кто скажет, почему она так называется? (ответы детей) .Конечно же, для того чтоб поставить на стол большое количество супа,его переливают в супницу. Ведь кастрюля на столе будет смотреться некрасиво. Давайте вместе повторим -супница (дети проговаривают это слово) .Скажите, а куда кладут салат? Селедку? Во что насыпают соль? Перец? Во что мы положим хлеб? А салфетки? Молодцы. Ребята, все что вы сейчас назвали называется -столовая посуда (показ картинок столовой посуды ) .Посмотрите как её много. Представьте, как тяжело её мыть маме. Давайте мы поможем маме (проводится физминутка "Мамины помощники") .Ой, тут в письме еще что то есть. Давайте- ка посмотрим. Какое- то приглашение.

Я захотел устроить бал,

И гостей к себе позвал.

Взял муку, взял творог

И испек рассыпчатый пирог.

Оказывается, Карлсон решил позвать гостей к себе. Попить чаю с пирогом,который он сам испек. Ребята, подскажите же какую посуду надо поставить на стол к чаю? (ответы детей) .Во что нальем варенье? Во что положим сахар? А масло? Где будут лежать конфеты? Из чего будем пить чай? Скажите, а на что поставим чашки? А чай из чего будем разливать? Как вы думаете, вот такая посуда для чая как будет называться? Правильно. Такая посуда будет называться чайной (показ чайной посуды ) .Скажите,а если гости будут пить не чай,а кофе то как такая посуда будет называться (ответы детей и показ картинки кофейной посуды ) .Ребята,я хочу вам сказать что вот такие наборы посуды называются сервизами. Давайте повторим (дети повторяют) .Если это чайный набор то как будет называться сервиз? Столовый набор? Кофейный набор (ответы детей сопровождаем картинками с сервизами) Сервизы бывают изготовлены из различных материалов. Вот сервиз сделанный из пластмассыm как будет называться? Из глины? Из стекла?Из керамики? Из дерева?. Смотрите, тут в письме еще что то есть. Понятно. Малыш пишет что они с Карлсоном разрезали нечаянно картинки с изображением посуды и никак не могут их собрать. Поможем (проводим игру с разрезными картинками) .Ребята, у вас всех раз в году бывает день рождения. Подумайте и скажите чем вы будете угощать гостей и какую посуду поставите на стол . (ответы детей) .Ребята, я вам предлагаю отправить посылку нашим друзьям в которую мы положим чайный, кофейный, столовый сервизы,а также кухонную посуду . Подойдите к столу и возьмите ту посуду ,которую я вам предложила (дети выбирают посуду и складываю ее в посылку) .Молодцы. А еще я хочу вам предложить устроить в группе выставку сервизов . Для этого вы дома с родителями найдете картинки с изображением чайных, кофейных и столовых сервизов и принесёте их в группу . И мы с вами оформим выставку. А сейчас пришел почтальон и он заберет нашу посылку и отправит Малышу и Карлсону. (отдаем посылку почтальону и п говорим до свидания) .

Ребята! Добрый день. Вы все знаете что мой лучший друг Кврлсон большой обжора. И я решил сделать ему сюрприз. Когда Карлсон улетел по своим делам,я обставил его кухню-поставил стол,стулья, шкафы, газовую плиту. Когда Карлсон прилетел он полетал по кухне, посмотрел и спросил меня : -А в чем же мне варить еду? Ребята,помогите мне разобраться какая же посуда нужна Карлсону на кухне. Ну что,поможем Малышу разобраться с посудой (ответы детей) .

«Мышеловка»

Двое становятся друг против друга соединяют руки и поднимают их повыше.

Оба хором говорят :

Как нам мыши надоели, все погрызли, все поели. Мышеловку мы поставим, и мышей тогда поймаем!

Задача играющих пока ведущие говорят стишок, пробежать под их сцепленными руками. Но на последних словах ведущие резко опускают руки и кого-то из игроков обязательно ловят. Тот, кто попал в мышеловку, присоединяется к ловцам. Мышеловка вырастает. Игра продолжается до тех пор, пока не останется одна мышь - победительница.

«Два мороза»

На противоположных сторонах площадки линиями обозначаются два дома. Играющие располагаются в одном из домов. Двое водящих, два Мороза (Мороз - красный нос и Мороз - синий нос) становятся посредине площадки лицом к детям :

Мы два брата молодые, Я Мороз - синий нос,

Два Мороза удалые, Кто из вас решится

Я Мороз - красный нос, В дороженьку пуститься?

Все играющие хором отвечают :

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз!

После этого они перебегают в другой дом, а Морозы стараются их заморозить (коснуться рукой) . Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз. Они стоят так до окончания перебежки. Морозы подсчитывают, сколько играющих им удалось заморосить. После 2-3 перебежек выбирают новых Морозов. В конце игры подводится итог: какие Морозы заморозили больше играющих.

Указания. Игрок, который выбежит из дома до сигнала или остается в доме после него, тоже считается замороженным.

Малоподвижная игра «У кого мяч?»

С помощью считалочки выбирается водящий, который становится в центр круга. Дети стоят по кругу плотно плечом друг к другу, руки за спиной. Водящий должен угадать, у кого мяч. Игру начинает инструктор, в руке у него маленький мяч. Идя по кругу, инструктор отдает мяч в руку одному из играющих, а дети должны передавать этот мяч в одну или другую сторону по кругу так, чтобы водящий не заметил.



© 2024 Идеи дизайна квартир и домов