Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Лучшая практика в отечественном образовании. Современные инновационные технологии в образовании

Практика – это искусственно организованная деятельность, формирующаяся на основе теоретического и мыслительного сопровождения. Деятельность без этого обеспечения не может быть воспроизведена и не может быть зафиксирована в культуре как опыт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Лучшая практика в отечественном образовании».

Практика – это искусственно организованная деятельность, формирующаяся на основе теоретического и мыслительного сопровождения. Деятельность без этого обеспечения не может быть воспроизведена и не может быть зафиксирована в культуре как опыт.

Профильное обучение


Профильное обучение - система организации среднего образования , при которой в старших классах обучение проходит по разным программам (профилям) с преобладанием тех или иных предметов. Эксперимент по введению профильного обучения проходил в нескольких субъектах РФ с 2003 года. В рамках Федеральной целевой программы развития образования до 2010 года, предполагается повсеместный переход на профильное образование в старшей школе по всей России.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:


  1. Обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования.

  2. Создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.

  3. Способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями.

  4. Расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.


В настоящее время в высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки в вузы. Большинство старшеклассников считают, что существующее ныне образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей карьеры. В сложившейся ситуации необходима разработка мер, способствующих введению профильного обучения на старшей ступени общего образования. Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, является введение предпрофильной подготовки.

Личностно-ориентированное образование (А.А.Плигин, В. В. Сериков, Е. В. Бондаревская, И. С. Якиманская)


В личностно-ориентированном образовании ученик - главное действующее лицо всего образовательного процесса. Личностно-ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей:


  • возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных;

  • образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;

  • выделение групп детей по знаниям, способностям;

  • распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, профессиональной направленности;

  • отношение к каждому ребёнку как к уникальности.


Особая психолого-педагогическая задача - обучение одаренных детей. Речь идёт о диагностике как общей (интеллект и креативность ), так и специальной одаренности - музыкальной, сенсомоторной, литературной и т.д.

Личностно-ориентированное образование значительно повышает роль и увеличивает объем психодиагностических исследований для оптимального решения образовательных и воспитательных задач.

В концепции образования Е. В. Бондаревской личностно-ориентированное воспитание в дошкольном и младшем возрасте - это процесс "вскармливания" и обеспечения здоровья ребёнка, развития его природных способностей: ума, нравственных и эстетических чувств, потребностей в деятельности, овладения первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.


В.В.Сериков разрабатывает сущностные основы личностно-ориентированного образования. В его модели ученик является субъектом жизнедеятельности, поэтому В. В. Сериков предлагает строить обучение на основе его жизненного опыта (не только опыта познания, но и общения, продуктивной деятельности, творчества и т.п.). По его мнению, важно обеспечить, прежде всего, личностный рост, развивая способности к стратегической деятельности, креативность, критичность, смыслотворчество, систему потребностей и мотивов, способности к самоопределению, саморазвитию, позитивную Я-концепцию и другое.

В концепции И. С. Якиманской целью личностно-ориентированного образования является создание необходимых условий (социальных, педагогических) для раскрытия и последующего целенаправленного развития индивидуально-личностных черт ребенка, их "окультуривание", превращение в социально значимые формы поведения, адекватные выработанным обществом социокультурным нормам.

Сетевое образование не следует отождествлять с использованием компьютерной сети или торговой сети, в которых сетевая идеология и основная польза заключается в снижении совокупной стоимости владения компонентом сети. Образование в сетевой форме не сводится к использованию компьютера, а связано с иным содержанием и организацией, другим методическим и кадровым обеспечением всей образовательной инфраструктуры. Собственно, речь идет о качественно новой «сетевой педагогике», в настоящее время практически не разработанной и не исследованной. И любая массовая компания компьютеризации весьма далека от идей и живых процессов сетевого образования, хотя новые информационные технологии, по-видимому, станут его естественным элементом.

Опираясь на известные реализованные проекты , авторы пришли к выводу, что понятия «сетевое образование», «сетевые формы образовательных программ», «сетевые формы реализации образовательных программ», «сетевые образовательные программы», хотя и имеют небольшие различия, принципиально меняют концепцию аналитического обзора.

Идеи сетевого подхода в образовании наиболее ярко представлены в Болонском процессе – процессе сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня1999 года, когда была подписана Болонская декларация. Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года, и в России начались прямые обращения к документам Болонского процесса. Стимулом для обращения к идеям Болонского процесса стало признание необходимости создать такую образовательную систему, которая, будучи включенной в деятельность рыночных механизмов, могла бы выступать на равных и даже конкурировать с европейской.

Одной из основных целей Болонского процесса является «содействие мобильности путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения». Для этого необходимо, чтобы уровни высшего образования во всех странах были максимально сходными, а выдаваемые по результатам обучения научные степени – наиболее прозрачными и легко сопоставимыми.

Цель декларации – установление европейской зоны высшего образования, а также обеспечение конкурентоспособности европейской системы высшего образования в мировом масштабе.

Достоинства Болонского процесса в развитии горизонтальных сетевых технологий состоят в следующем: расширение мобильности студентов и преподавателей (мобильность обозначена для 27 стран – членов Евросоюза, межинституциональное сотрудничество университетов, единые принципы признания результатов обучения, расширение доступа к высшему образованию, дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счет того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на общеевропейский рынок труда.

Присоединение России к Болонскому процессу в сентябре 2003 года дало новый импульс модернизации высшего образования в России. Для университетов России многое изменилось за прошедшие 10 лет, в частности:

1. Приказом Минобрнауки РФ от 06.08.2009 г. № 284 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников» (далее по тексту – Приказ 284) утвержден порядок проведения аттестации профессорско-преподавательского состава вузов. Основными показателями успешности работы аттестуемого работника выступают :

  • результаты научно-педагогической деятельности работников в их динамике за период, предшествующий аттестации;
  • личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования основных и (или) дополнительных профессиональных образовательных программ;
  • личный вклад в развитие науки, решение научных проблем в соответствующей области знаний;
  • участие в развитии обучения и воспитания обучающихся, в освоении новых образовательных технологий.

2. Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» предусматривается увеличение к 2015 году доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (WEB of Science), до 2,44 процента. Была принята как рабочая концепция, что инновационный характер экономики начинается с университетов – и как центров фундаментальной науки, и как кадровой основы инновационного развития России .

3. Проведение в течение 2012 г. мониторинга деятельности государственных образовательных учреждений в целях оценки эффективности их работы по критериям, соответствующим Приказу 284.

Принятие в декабре 2012 года федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон), которым в ст.13 и 15 определяется сетевая форма реализации образовательных программ (далее – сетевая форма) как форма, обеспечивающая возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. Причем в Законе не рассматриваются какие-либо специальные образовательные программы при использовании в сетевом варианте.

4. В соответствии с Приказом Рособнадзора от 25.10.2011 № 2267 «Об утверждении критериев показателей и необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования» во всех вузах разработаны учебно-методические комплексы (далее по тексту – УМКД), в состав которых входят :

  • рабочая программа (программы) учебной дисциплины, включая электронную версию;
  • учебники и учебные пособия, соответствующие рабочей программе, включая их электронные версии;
  • дидактические материалы для практических и семинарских занятий, задачи, задания, упражнения, кейсы, сценарии деловых игр и др., включая их электронные версии;
  • методические рекомендации по самостоятельной работе студентов при изучении дисциплины;
  • методические рекомендации для преподавателей, ведущих практические (семинарские) занятия по эффективным средствам, методам и технологиям обучения;
  • фонд оценочных средств – педагогические измерительные материалы (контрольно-измерительные материалы), предназначенные для оценки качества освоения студентами программы дисциплины; перечень вопросов к зачету и экзамену; тестовые комплекты; оценочные кейсы (междисциплинарные) и т.д.

5. В статье «Как государства добиваются международной конкурентоспособности университетов: уроки для России» авторы пишут, что в течение последних лет Россия предпринимает важные шаги по достижению конкурентоспособности своих университетов, однако в российском университетском образовании не произошел серьезный прорыв. Например, научная продуктивность пока не увеличилась. А тем временем в мире повсеместно реализуются проекты усугубляющие положение России. Причем в последние семь лет за счет публикаций мировых рейтингов значительно усилился интерес к критериям рейтингования.

Неполный список произошедших изменений указывает на то, что российская высшая школа готова к сетевой форме реализации образовательных программ: профессорско-преподавательский состав освоил новые образовательные технологии (п. 1); результаты их научной деятельности близки к мировому уровню (п. 2); для формирования единого образовательного пространства в России проведен мониторинг эффективности вузов (п. 3); УМКД создают прекрасные возможности для организации компьютерного обучения в режиме дистанционного или электронного обучения.

Но, как сказано в Законе, использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договоров между сетевыми организациями. Для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации могут совместно разрабатывать и утверждать образовательные программы.

Одной из форм сетевого взаимодействия является консорциум вузов . Его примером может служить созданный в 2009 г. на базе Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики консорциум вузов сервиса, объединяющий 12 вузов РФ с численностью 165 тыс. студентов и 7 тыс. преподавателей. В рамках данного консорциума обозначено 30 направлений сотрудничества (совместная разработка и реализация инновационных проектов, организация мобильности студентов и преподавателей, объединенный ГАК, распределенные электронные ресурсы и др.). Стратегической целью консорциума является качественная многоуровневая подготовка специалистов для индустрии сервиса России, соответствующая международным стандартам. Участники этой образовательной структуры позиционируют себя в качестве федеральной инновационной площадки, способной самостоятельно решать важные для страны задачи.

Интересный опыт сетевого взаимодействия вузов в единой образовательной информационной среде накоплен на базе Томского национального исследовательского университета (ТГУ) и его деловых партнеров. ТГУ является соучредителем Ассоциации образовательных и научных учреждений «Сибирский открытый университет», а также Суперкомпьютерного консорциума университетов России совместно с МГУ им. М.В. Ломоносова, Нижегородским и Южно-Уральским университетами. Сетевая структура консорциума включает в себя семь научно-образовательных центров (НОЦ), созданных на базе ведущих университетов в федеральных округах. В состав НОЦ, как правило, входят не только вузы, но и академические институты, организации бизнес-сообществ.

Проект «Сетевой Университет СНГ» был разработан в 2008 г. Международным фондом гуманитарного сотрудничества при активном участии Российского университета дружбы народов (РУДН). В нем участвуют 16 вузов из 8 стран СНГ. В марте 2010 г. было подписано соглашение о создании сетевого консорциума 40 педагогическими вузами РФ.

Таким образом, можно сказать, что существует огромное количество отечественных образовательных практик, как широко известных, так и нет. На мой взгляд, все из представленных выше практик заслуживают изучения и, ориентируясь на дальнейшее исследование, могу предположить, что возможна их сетевая кооперация как способ инновационного развития системы образования.

Литература:

1. Материалы информационно-методического семинара для образовательных организаций профессионального образования Сибирского и Дальневосточного федеральных округов «Особенности реализации программ высшего образования в условиях вступления в силу Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” и результаты мониторинга эффективности внедрения ФГОС в организациях профессионального образования» 30 сентября – 1 октября 2013 года, г. Барнаул. URL: http://www.p218.ru/doc.aspx?DocId=1358 (дата обращения 6.11.2013).

2. Положение об учебно-методическом комплексе дисциплины, направления и профиля подготовки. – СПб.: Санкт-Петербургский университет управления и экономики, 2011.

3. Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2010 г. № 220 «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования, научные учреждения государственных академий наук и государственные научные центры Российской Федерации».

4. Приказ Минобрнауки России от 06.08.2009 № 284 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников».

5. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».

6. Приказ Минобрнауки России от 23.07.2013 № 611 «Об утверждении порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования».

7. Распоряжение Правительства РФ от 21 мая 2012 г. № 811-р г. Москва «Об утверждении перечня иностранных образовательных организаций, которые выдают документы иностранных государств об уровне образования и (или) квалификации, признаваемые на территории Российской Федерации».

8. Салми Дж., Фрумин И.Д. Как государства добиваются международной конкурентоспособности университетов: уроки для России» // Вопросы образования. - №1. – 2013. – C. 25-68.

9. Семинары Минобрнауки России с участием должностных лиц вузов и научных организаций по применению инструментов частно-государственного партнёрства в инновационной сфере, 17-19 октября 2013 года URL: http://www.p218.ru/doc.aspx?DocId=1358 (дата обращения 10.10.2013).

10. Чичерина Н.В. Сетевое взаимодействие федеральных университетов при разработке и реализации образовательных программ (модели и уровни). САФУ, ноябрь 2013.URL: sfedu.ru›docs/nauka/setvz_obr.pptx (дата обращения 12.10.2013).

11. Шипулин В.И. Становление системы сетевого взаимодействия федеральных университетов при реализации магистерских программ: задачи, проблемы и перспективы. Северо-Кавказский федеральный университет, 2013 г. URL: sfedu.ru›docs/nauka/setvz_mag.ppt(дата обращения 10.11.2013).


По мнению западных ученых (MeriamSh., CaffarellaR., 1999), статус института образования взрослых обусловлен, прежде всего, социально-экономическим развитием и претерпевает изменения в зависимости от этого развития. Социокультурный контекст создает для взрослых особые потребности и интересы в развитии. Кроме этого, во многих странах отмечаются демографические изменения. Наблюдается общая тенденция старения населения, что связано с более высокой экономической состоятельностью населения по сравнению с предшествующими поколениями. Также западные авторы пишут в своих работах об увеличении свободного времени у взрослых людей, что обусловлено развитием технического прогресса.

В настоящее время образование взрослых развивается достаточно интенсивно в более чем 42-х странах Европы, о чем свидетельствует большое количество научных работ, монографий, статей, докладов и тезисов конференций в области непрерывного образования.

Некоторые примеры.

В Финляндии образование для взрослых реализуется в формальных и неформальных формах, а также - как либеральное образование, связанное с изучением иностранных языков, информационными технологиями, спортом и др. На рынке либерального образования осуществляют деятельность учебные ассоциации, поддерживаемые политическими партиями; культурные и религиозные организации; летние университеты; народные высшие школы; центры образования для взрослых; спортивные учебные центры; университетские центры непрерывного образования; музыкальные школы и др. В Финляндии применяется концепция «паспорта учебных достижений», в котором представлены все результаты непрерывного образования взрослого.

Опыт функционирования центров образования для взрослых привлекает своим финансовым обеспечением. Более 50% финансирования - из государственного бюджета, около 30% - из муниципального, меньшая часть - из средств обучающихся взрослых.

Подобный опыт либерального образования взрослых существует и в Дании, где к этой сфере относят социально-культурные обучающие мероприятия и курсы, направленные на повышение гражданского самосознания.

В Швеции граждане получают право учиться в образовательных структурах для взрослых в возрасте от 20 лет. Государственная система для взрослых состоит из различных образовательных структур: муниципальных (для взрослых, имеющих проблемы с обучением), курсы шведского языка для иностранных граждан, Национальные школы для взрослых.

По данным международных исследований, Швеция лидирует по количеству вовлеченных в сферу образования взрослых в возрасте от 16 до 65 лет (52,5% населения), наряду с такими странами, как Великобритания (43,9%), Нидерланды (37,4%), Ирландия (24,3%), Бельгия (21,2%), Польша (13,9%).

В диссертационном исследовании Зотовой Т.П. «Использование шведского опыта образования взрослых в отечественной педагогической теории и практике» представлен опыт шведского «фолкбилднинг» (folkbildning) в рамках высших народных школ (означает народное образование, не связанное с получением официального документа о квалификации). Отличительной особенностью этих школ является практика разработки программ при участии слушателей курсов, с учетом профессионального и жизненного опыта контингента конкретной учебной группы. В Швеции уже более ста лет этой традиции - добровольного объединения людей в группы с целью посещения интересующих их лекций и занятий, участия в культурных мероприятиях.

Практически в каждой стране существуют свои особенности существования системы «folkbildning» и высших народных школ. Схожи между собой системы образования взрослых в Швеции и Финляндии. Национальные особенности систем имеются в Дании, Норвегии и Исландии.

В Германии функционируют различные формы образования для взрослых, которые представлены общим и профессиональным непрерывным академическим образованием. Общее образование направлено на общие образовательные потребности населения. Например, курсы для граждан старшего возраста, курсы для женщин. Профессиональное непрерывное академическое образование охватывает большее число возможных дисциплин. Продолжительность такого обучения может быть от нескольких дней до двух лет, в том числе - 30% такого образования реализуется в дистанционной форме.

Непрерывное образование направлено на обеспечение разнообразным группам населения возможности адаптироваться в изменяющемся мире. К тому же, возможно вовлечение в образовательный процесс мигрантов. Обеспечиваются такие потребности, как языковая подготовка, получение культурологических знаний, коммуникативных навыков и др.

В работах Адама Смита, Альтфреда Маршала и др. отмечается, что расширение сферы образования в случае непрерывного образования взрослых можно воспринимать как инвестиции взрослых в свой интеллектуальный капитал.

Правительства западных стран оказывают помощь в развитии разных форм дополнительного образования взрослых, понимая важность повышения квалификации рабочей силы и соответствия образовательного уровня населения прогрессивным изменениям в различных областях техники, производства, культуры в целом. Ответом на новые профессиональные потребности экономики явились специальные программы профессиональной подготовки и переподготовки взрослого населения.

В различных странах используется система мер, обеспечивающая приближение образования к дому с помощью сети учебных и консультационных пунктов, создания просветительских центров в школах, вузах, библиотеках, клубах, религиозных центрах, на рабочих местах, а также на основе информационных технологий. Галичин В.А.Основные характеристики и тенденции развития образования взрослых в условиях глобализации Журнальный клуб Интелрос » Век глобализации » №1, 2012

Тем не менее, анализ международных документов, публикаций российских и зарубежных исследователей, связанных с развитием системы образования взрослых в Европе, позволяет сделать вывод о существенных различиях в положении дел в данной сфере в отдельных странах. Пережовская А. Н. Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции, перспективы развития [Текст] / А.Н. Пережовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). - Пермь: Меркурий, 2015. - С. 38-41. Например, в исследовании «Европейское образование взрослых за пределами ЕС», подготовленном и опубликованном в 2010 г. Институтом международного сотрудничества Немецкой ассоциации народных университетов совместно с Европейской ассоциацией образования взрослых (EAEA), отмечается, что «не во всех регионах Европы потенциал и важность образования взрослых получает надлежащее внимание», «различия в странах-членах ЕС до сих пор велики. В то время как в скандинавских странах, Ирландии и Нидерландах система образования взрослых граждан сложна и хорошо финансируется, в других странах данная система практически отсутствует».

По данным Статистического института ЮНЕСКО, в настоящее время более 860 млн. человек в мире неграмотны. Международное сообщество обязалось изменить это положение путем реализации к 2015 году программы «Образование для всех», среди целей которой - обеспечение полного удовлетворения образовательных потребностей взрослого населения.

Однако результаты проведенного анализа теоретических и практических исследований свидетельствуют о наличии противоречий и вызовов, связанных с тем, что существующая система образования взрослых решает не все актуальные для современного общества профессиональные и личностные проблемы взрослых. Образование остается недоступным для многих социальных категорий населения. По данным международных исследователей, участие в программах образования для взрослых связано с уровнем базового формального образования. Высокий уровень первого образовательного опыта увеличивает потребность непрерывного образования до 4 раз, а в некоторых странах - до 10 раз.

По оценкам экспертов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), с учетом развития демографической ситуации в развитых странах к 2050 г. подавляющая часть образовательных практик в формальной системе образования и за ее пределами будет связана со взрослым населением (более 600 млн. человек). Дополнительное профессиональное образование в 2010 г.: статистический бюллетень. т. 1. М.: Росстат, 2010.

Достижения образовательной системы России, лучшие отечественные инновации в сфере образования будут представлены международному сообществу в рамках образовательного саммита Global Education Leaders` Partnership (GELP), который впервые пройдет в Москве с 1 по 3 ноября 2017 года.

Саммит посвящен теме «Образование для сложного мира: зачем, чему и как учить в 21-м веке», которая была предложена российской стороной и одобрена зарубежными коллегами. Форум станет площадкой для обсуждения образовательных стандартов, поиска идей, проектов и формирования глобальной повестки по развитию новой системы обучения школьников.

«Мы в России сегодня обсуждаем, какие могут быть новые модели массового школьного образования, адекватные вызовам современного мира. В эти 3 дня у нас будет возможность пообсуждать успешные мировые и российские практики с людьми, которые формируют образовательную политику и определяют векторы развития школьного образования. Саммит представляет собой уникальную площадку для диалога российских специалистов в области образования и наших международных коллег, имеющих опыт решения аналогичных задач, например, в Финляндии, Сингапуре, Южной Корее, Канаде и других странах», - сказала генеральный директор Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева в преддверии форума.

По ее мнению, необходимо чтобы перспективные проекты развития российского образования использовали лучшие мировые практики в отношении содержания образовательных программ, новых форматов обучения, инструментов цифровизации и персонализации, подготовки новых учительских и административных кадров, развития инфраструктуры.

В программе саммита - пленарные сессии, круглые столы, групповые дискуссии, консультации. Участники обсудят, в каком направлении будет развиваться содержание учебных программ, какие новые методы оценки содержания образования стоит использовать, как изменить методы обучения и формы организации учебного процесса. Предметом дискуссий станут направления поддержки новых форм образования со стороны государства, роль в развитии образования общественных институтов и объединений - частных инвесторов, социальных предпринимателей, родительских сообществ. Также речь пойдет о том, какие навыки и компетенции будут необходимы нынешним школьникам, что важно знать и уметь учителям.

В завершение саммита состоится пленарное заседание, в котором примут участие представители федеральных и региональных органов власти, а также некоммерческих объединений, связанных с развитием образования, науки и социальной сферы. Участники пленарного заседания обсудят стратегии формирования школьного образования в 21-м веке.

Результаты совместной работы экспертов и представителей органов власти воплотятся в дорожной карте развития перспективных практик в российской образовательной системе.

Разработкой российской части повестки саммита занималась группа GELP, в которую вошли ключевые эксперты инновационного школьного образования: ФИРО (А.Асмолов), (И.Фрумин, П.Сергоманов), Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» (Ю.Чечет), МГПУ (И.Реморенко), «Рыбаков Фонд» (Н.Киясов), Global Education Futures (П.Лукша) и другие.

Группа определила три основных пункта повестки:

  • формирование и развитие «сложного человека» : определение пакета компетенций, которые будут способствовать подготовке следующего поколения к будущему сверхсложному (технологическому и информационному) обществу;
  • развитие образовательных экосистем : создание новых образовательных сред, в которых может быть сформирован «сложный человек»;
  • «новые» стейкхолдеры : определение и развитие ключевых игроков (как существующих, так и совсем новых), которые смогут сформировать образовательные среды будущего.

Основатели GELP - Т.Маккей и В.Хэннон оценили повестку как «революционную» и «возможно, самую интересную с момента основания сети».

Наряду с российскими специалистами на саммите выступят иностранные эксперты из многих стран: Аргентины, Бразилии, Финляндии, Ирландии, Испании, Канады, Южной Кореи, Индии, Новой Зеландии и других, в том числе сооснователи GELP:

  • Энтони Маккей, один из ключевых участников образовательных реформ в регионе АСЕАН (Австралия)
  • Вэлери Хэннон, руководитель программ по реформированию образования в ряде стран Европы, США, Австралии и Африке (Великобритания)
  • Кай-Минг Чен, почетный профессор образовательных наук в Университете Гонконга, оказавший содействие образовательным реформам в более чем в 10-ти государствах (Китай)
  • Сандра Милиган, создавшая курс дистанционного обучения МООС, благодаря которому уже более 30 тысяч учителей повысили квалификацию (Австралия)
  • Майкл Стивенсон, старший советник Организации экономического сотрудничества и развития (Великобритания).

Соорганизаторы саммита - Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее», «Рыбаков Фонд», институт развития образования НИУ «Высшая школа экономики». Поддержку оказывают: Агентство стратегических инициатив (АСИ) и созданное в России объединение Global Education Futures (GEF).

Справка

Global Education Leaders` Partnership (GELP) – созданный в 2009 году международный альянс лидеров в области образования из Финляндии, Южной Кореи, Австралии, Бразилии, Коста-Рики, Южной Африки, США, Канады, Испании, Великобритании, Китая, Индии, Новой Зеландии. GELP также сотрудничает с отраслевыми объединениями в России, Франции, США, Катаре, Канаде и других странах. Имеет 13 представительств в 9 государствах на 6-ти континентах и ежегодно проводит 12 международных учебных мероприятий в разных странах. Работа GELP направлена на глобальную трансформацию образовательных системы с тем, чтобы каждый ученик мог развиваться и жить полноценной жизнью в сложном мире 21-го века.

Global Education Future (GEF) – международная платформа, основанная в России в 2007 году, работает в проектном режиме и объединяет лидеров глобального образования, инноваторов, основателей стартапов, инвесторов, руководителей образовательных учреждений и администраторов национального и наднационального уровней для обсуждения и трансформации традиционных образовательных систем в образовательные экосистемы.

Текст: Елена Будилина | Редакция сайта АСИ

Начнем наш анализ с фиксации ряда своеобразных мифов «инновационности» или просто недоразумений. Первое недоразумение - что инновация и новшество (новация) - это одно и то же; второе - что инновационная деятельность и производство, создание новшеств (новаций) - также одно и то же, тогда - это ТРИЗ (теория рационализации и изобретений). Третье недоразумение связано с языковым натурализмом: так как инновация - это отглагольное существительное, то она должна быть монопредметной.

На самом деле инновация (ин-нове) появляется в латинском языке где-то в середине XVII века и означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. А значит, инновация - это, с одной стороны, процесс вновления, реализации, внедрения, а с другой - это деятельность по вращиванию новации в определенную социальную практику, а вовсе - не предмет.

Инновационная деятельность в своей наиболее полной развертке предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций. А именно:

● научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие»), и о том, как нечто можно сделать («изобретение»);

● проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект»);

образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определенной практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике («реализация»).

Что же такое сегодня «инновационное образование»? - Это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников; отсюда главный тезис; инновационное образование - это развивающее и развивающееся образование.

Что же такое «инновационная образовательная технология»? Это комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:

  1. Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций , адекватных современной бизнес-практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.
  2. Современные методы обучения - активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.
  3. Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения.

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии.

1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте). Существенное значение имеет осознание складывающейся тенденции процесса информатизации школы: от освоения школьниками начальных сведений об информатике к использованию компьютерных программных средств при изучении общеобразовательных предметов, а затем к насыщению элементами информатики структуры и содержания образования, осуществления коренной перестройки всего учебно-воспитательного процесса на базе применения информационных технологий. В результате в школьной методической системе появляются новые информационные технологии, а выпускники школ имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности. Данное направление реализуется посредством включения в учебный план новых предметов, направленных на изучение информатики и ИКТ. Опыт применения показал: а)информационная среда школы открытого типа, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов; б) информатизация обучения привлекательна для ученика в том, что снимается психологическое напряжение школьного общения путем перехода от субъективных отношений "учитель-ученик” к наиболее объективным отношениям "ученик-компьютер-учитель”, повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах школы, а в будущем осознается целенаправленный выбор вуза, престижной работы;

в) информатизация преподавания привлекательна для учителя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру учителя.

В настоящее время можно вполне определенно говорить о нескольких типах проектирования.

Прежде всего, это психолого-педагогическое проектирование развивающих образовательных процессов в рамках определенного возрастного интервала, создающих условия становления человека подлинным субъектом собственной жизни и деятельности: в частности, обучения - как освоения общих способов деятельности; формирования - как освоения совершенных форм культуры; воспитания - как освоение норм общежития в разных видах общности людей.

Далее - это социально-педагогическое проектирование образовательных институтов и развивающих образовательных сред, адекватных определенным видам образовательных процессов; а главное - адекватных традициям, укладу и перспективам развития конкретного региона России.

И, наконец, собственно педагогическое проектирование - как построение развивающей образовательной практики, образовательных программ и технологий, способов и средств педагогической деятельности.

Именно здесь возникает особая задача проектно-исследовательской деятельности по обеспечению перехода от традиционного образования (традиционной школы, традиционных систем управления, традиционного обучения и воспитания) к образованию инновационному, реализующему общий принцип развития человека.

Так, в психологии развития необходимо специальное проектирование возрастных нормативов (как определенного комплекса индивидуальных способностей ребенка в конкретном возрастном интервале) и критериев развития на разных этапах онтогенеза.

В педагогике развития - это проектирование развивающих образовательных программ, адекватных возрастным нормам, переведенных на язык образовательных технологий, т. е. через ЧТО? и КАК? это развитие будет осуществляться.

В образовательной практике - это проектирование детско-взрослых общностей в их культурно-деятельностной определенности, т. е. проектирование такого образовательного пространства, где данное развитие может быть осуществлено.

Иными словами, проектирование системы развивающего и развивающегося образования возможно, если одновременно осуществляются: психологическое исследование возрастно-нормативных моделей развития личности, педагогическое конструирование образовательных программ и технологий реализации этих моделей, соорганизация всех участников образовательного процесса, проектирование условий достижения новых целей образования и средств решения задач развития.

Примеров проектной работы, которая ведется в современном отечественном образовании, можно насчитывать, наверное, уже сотнями. Обозначим лишь несколько типов такой работы:

● на уровне отдельного педагога - это проектирование образовательных программ, включающих в себя учебную, воспитательную, педагогическую подпрограммы;

● на уровне руководителя образовательной структуры - это проектирование типа образования, обеспеченного системой конкретных образовательных программ;

● на уровне управления в образовании - это проектирование программ развития образовательных структур разного типа, набор которых адекватен наличному контингенту детей, учащихся, студентов;

● на уровне политики в образовании - это проектирование образовательной системы как социокультурной инфраструктуры конкретного региона или страны в целом.

2. Личностно – ориентированные технологии в преподавании предмета

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.

3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление

качеством образования школьника

Применение такой инновационной технологии, как информационно – аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке классно – обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога.

4 . Мониторинг интеллектуального развития

Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.

5 . Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика

Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, театре, центрах детского творчества и др.

6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ

Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые. Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов.

7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий

в учебно-воспитательный процесс школы

Предполагается научно-педагогическое обоснование использования тех или иных инноваций. Их анализ на методических советах, семинарах, консультации с ведущими специалистами в этой области.

Таким образом, опыт современной российской школы располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения.

Новые образовательные стандарты вводят новое направление оценочной деятельности – оценку личных достижений. Это связано с реализацией гуманистической парадигмы образования и личностно-ориентированного подхода к обучению. Для общества становится важным объективировать личные достижения каждого субъекта образовательного процесса: ученика, учителя, семьи. Введение оценки личных достижений обеспечивает развитие следующих компонентов личности: мотивации саморазвития, формирования позитивных ориентиров в структуре Я-концепции, развитие самооценки, волевой регуляции, ответственности.

Поэтому в стандартах в итоговую оценку ученика включается и накопленная оценка, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений на протяжении всех лет обучения в школе.

В качестве оптимального способа организации накопительной системы оценки выступает портфолио . Это способ фиксирования, накопления и оценки работ , результатов учащегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени. Иными словами – это форма фиксации самовыражения и самореализации. Портфолио обеспечивает перенос «педагогического ударения» с оценки на самооценку, с того, что человек не знает и не умеет на то, что он знает и умеет. Значимой характеристикой портфолио является его интегративность, включающая количественную и качественную оценки, предполагающая сотрудничество ученика, педагогов и родителей в ходе его создания, и непрерывность пополнения оценки.

Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:

● диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за определенный период времени);

● целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом);

● мотивационную (поощряет учащихся, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов);

● развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу);

следует все же добавить:

● обучающую (создает условия для формирования основ квалиметрической компетентности);

● корректирующую (стимулирует развитие в условно задаваемых стандартом и обществом рамках).

Для учащегося портфолио – это организатор его учебной деятельности, для учителя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.

Известны несколько типов портфолио . Наиболее популярны следующие:

● портфолио достижений

● портфолио – отчет

● портфолио – самооценка

● портфолио – планирование моей работы

(любой из них имеет все характеристики, но при планировании рекомендуется выбирать одну, ведущую)

Выбор типа портфолио зависит от цели его создания.

Отличительной особенностью портфолио является его личностно-ориентированный характер:

● ученик вместе с учителем определяет или уточняет цель создания портфолио;

● ученик собирает материал;

● в основе оценивания результатов лежит самооценка и взаимооценка

Важной характеристикой технологии портфолио является ее рефлексивность. Рефлексия является основным механизмом и способом самоаттестации и самоотчета. Рефлексия – процесс познания на основе самонаблюдения своего внутреннего мира. /Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л. – 1969г ./ «психологическое зеркало самого себя».

Кроме общеучебных умений собирать и анализировать информацию, структурировать и представлять ее, портфолио позволяет выйти на развитие интеллектуальных умений более высокого порядка – умения метакогнитивные.

Ученик должен научиться :

● отбирать и оценивать информацию

● точно определять цели, которые он хотел бы достичь

● планировать свою деятельность

● давать оценки и самооценки

● отслеживать собственные ошибки и исправлять их

В данном контексте мы рассматриваем портфолио как один из приемов, наиболее соответствующих задачам технологии развития критического мышления. Именно он сочетает возможности важнейшей стратегии технологии развития критического мышления и современного метода оценки и дает возможность диагностировать сформированность основных целей – способности к самообразованию.

Самым лучшим способом познакомиться с технологией портфолио является его практическое воплощение.

Принципиальное различие необходимо провести между понятиями «новация» и «инновация». Основанием такого различения должны служить конкретные формы, содержание и масштаб преобразовательной деятельности. Так, если деятельность кратковременна, не носит целостного и системного характера, ставит своей задачей обновление (изменение) лишь отдельных элементов некоей системы, то мы имеем дело с новацией. Если деятельность осуществляется на основе некоторого концептуального подхода, и ее следствием становятся развитие данной системы или ее принципиальное преобразование - мы имеем дело с инновацией. Можно ввести ряд и более конкретных критериев различения этих двух понятий.

Дополнительные различия в понятийном аппарате инновационной деятельности возможно осуществить, если выстроить схему полного цикла возникновения и реализации любой инновации в той или иной общественной практике:

● источник инноваций (наука, политика, производство, экономика и др.);

● инновационное предложение (новация, изобретение, открытие, рационализация);

● деятельность (технология) по реализации новации (обучение, внедрение, трансляция);

● инновационный процесс (формы и способы укоренения новации в практике);

● новый тип или новая форма общественной практики.

Приведем лишь один пример разворачивания полного цикла инновационных преобразований - из истории отечественного образования:

● источник инновации - уровень развития педагогической и возрастной психологии в СССР в 50-х годах;

● инновационное предложение - научный коллектив Эльконина-Давыдова доказывает возможность формирования основ теоретического мышления у младших школьников;

● технология осуществления - разрабатываются принципиально новые учебные программы по основным предметам в начальной школе;

● инновационный процесс - открытие лабораторий и экспериментальных школ в разных регионах страны по формированию учебной деятельности в младшем школьном возрасте;

● новая форма практики - «система развивающего обучения» как новый тип образовательной практики.

В заключение спросим себя - есть ли у российского образования перспективы перехода в режим инновационного развития и саморазвития? И если есть, то при каких условиях это оказывается возможным? Отметим три типа таких условий в трех сферах обеспечения инновационного образования.

В науке эти перспективы связаны с более масштабными, чем сегодня, основаниями реализации главных направлений проектно-исследовательской деятельности; прежде всего - это гуманитарно-антропологические основания становления и развития человека в пространстве образования. Только в этом случае возможны осмысленные методология проектирования и исследования инновационного образования; общая теория развития индивидуальной субъектности и детско-взрослых общностей в образовательных процессах; технология реализации и экспертизы разномасштабных инновационных образовательных проектов.

В системе профессионального образования и профессионального развития:

● это последовательное введение в содержание образование культуры проектирования инновационных образовательных практик;

● это формирование психологической грамотности, шире - психологической культуры педагогического труда;

● это освоение норм и культуры управления развитием образования, деятельностью профессиональных педагогических коллективов.

В области образовательной политики:

● это ответственная государственная и общественная поддержка научных проектов и программ, связанных с проектированием инновационного развивающего и развивающегося образования в России.

Классификация инновационной технологии ПОРТФОЛИО

1. По отношению к структурным элементам образовательных систем

● в контроле, в оценке результатов

2. По отношению к личностному становлению субъектов образования

● в области развития определенных способностей учеников и педагогов,

● в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей

3.По области педагогического применения

● в учебном процессе

4. По типам взаимодействия участников педагогического процесса

● в коллективном обучении (личностно-ориентированно)

В индивидуальной, фронтальной, групповой форме

● в семейном обучении

5. По функциональным возможностям

● нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.п.)

6. По способам осуществления

● систематические

7. По масштабности распространения

● на международном уровне

● в школе

● на федеральном уровне

8. Выделение признака масштабности (объема) нововведения

● системные,охватывающие всю школу или весь вуз как образовательную систему

9. По социально-педагогической значимости

● в образовательных учреждениях любого типа

10. По признаку инновационного потенциала

● комбинаторные

● нововведения

11. По отношению к своему предшественнику

● замещающим

● открывающим

Инновационный потенциал образовательного учреждения

определяется при анализе образовательного учреждения по следующим позициям:

  1. Направленность инновации на изменение образовательных потребностей, адресуемых образовательному учреждению, социального заказа

● Направлена на изменение целей, содержания, технологии организации, подходов к оценке образовательных результатов учащихся

● Интеграция преподавания, учения и оценивания; объединение количественной и качественной оценки способностей учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности

● Решение важных педагогических задач:

Создать эмоционально-комфортную образовательную среду

Поддерживать высокую учебную мотивацию школьников

Поощрять их активность и самостоятельность

Расширять возможности обучения и самообучения

Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся

Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность

Развивать коммуникативные умения и навыки

Информировать учащихся и их родителей о различных вариантах выбора образовательного маршрута

  1. Ориентация инновации на решение проблем образовательного учреждения

● Изменение способа обучения, поиск новых форм организации процесса обучения, изменение требований к результативности, а в целом – к качеству образования

● Форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования

● Портфолио учителя – как альтернативная форма оценки его профессионализма и результативности работы при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории

● Активное вовлечение родителей в процесс обучения и учения ребенка (более адекватная оценка как сильных, так и слабых сторон своего ребенка и более активное сотрудничество со школой)

  1. Ресурсные возможности образовательного учреждения

● Систематическая работа по повышению квалификации учителей

● Опыт создания электронного портфолио

● Сетевое компьютерное оснащение кабинетов (3 компьютерных класса, персональные компьютеры в кабинетах преподавателей-предметников, административная сеть)

● Методическое обеспечение курса

Рабочая папка

Официальные бланки портфолио (приложение к аттестату 9 класса)

Диагностические материалы

Таблицы и схемы для ведения «Рабочей папки»

Памятки и инструкции для учащихся

Примерные варианты занятий с учащимися

  1. Взаимосвязь инновации с достижениями и конкурентными преимуществами образовательного учреждения за период, предшествовавший нынешнему инновационному циклу развития

● Перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика, отвечающая задачам предпрофильной подготовки и в дальнейшем – профильного обучения

● Оптимизация механизмов формирования 10-х профильных классов

  1. оценка инновационной обстановки в образовательном учреждении, инновационного потенциала коллектива, потенциальных точек роста

● ОУ давно занимается поиском способов аутентичного (индивидуализированного) оценивания, ориентированного не только на процесс оценивания, но и на самооценивание

(применяется в практико-ориентированном образовании и предусматривает оценивание сформированности умений и навыков учащихся в условиях помещения их в ситуацию, максимально приближенную к реальной жизни)

● Накоплено много методических находок, уже разработаны педагогические технологии, позволяющие избавиться от навязчивых ярлыков типа «слабый троечник» или «крепкий хорошист»

  1. первичный прогноз восприятия возможных новшеств в сообществе образовательного учреждения, возможного сопротивления изменениям

● Внедрение требует и от учителя и от ученика новых организационных и познавательных умений

● Проблема учебного времени: требует больше времени для реализации, чем традиционная система оценки

● Реальная оценка возможностей и готовности учащихся, педагогов, родителей в предоставлении материалов для фиксации динамики его индивидуального прогресса

Перенос педагогического акцента с оценки на самооценку

У учащихся слабо развита мотивация достижений, имеются трудности в вопросах целеполагания, самостоятельного планирования и организации собственной учебной деятельности, умения систематизировать и анализировать собственный собранный материал и опыт

Неподготовленность родителей к осознанию важности и значимости портфолио как документа, подтверждающего уровень имеющихся знаний учащихся и сделать правильный выбор дальнейшего профиля обучения

По всем позициям в статье приведен анализ конкретного образовательного учреждения (ГОУ гимназии № 116 Приморского района Санкт-Петербурга)

Библиография:

  1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. М.: Просвещение. – 1984
  2. Войниленко Н.В. Совершенствование контрольно-оценочных процессов как фактор управления качеством начального общего образования. // Мир науки, культуры, образования. - № 4 (23) – 2010. – с.148-150
  3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Технология развития. СПб.: Альянс «Дельта». - 2003
  4. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение. - 2010
  5. Колюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. СПб.: СПб ГУПМ. – 2002, 2003
  6. Котова С.А., Прокопеня Г.В. Система портфолио для новой начальной школы. // Народное образование. - № 5. – 2010. – с.185-191
  7. Меттус Е.В. Живая оценка: Программа «Портфолио в школе» М.: Глобус, 2009. – 272с.
  8. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. СПб.: КАРО. – 2008
  9. Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования 2-го поколения. Концепция / Рос.академия образования; под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. – 2-е изд. – М.: Просвещение. – 2009


© 2024 Идеи дизайна квартир и домов