Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Родник «Девятая Пятница», святой источник великомученицы Параскевы Пятницы у села Богородское. Светлая седмица – неделя после Пасхи

Пасхальные яйца, ароматные куличи, церковные службы все это нас ждет в Пасху 2017 года. Подробнее о числах, приметах, обрядах и истории этого праздника читайте далее в статье.

В Пасху весь крещеный мир отмечает Воскресение Иисуса Христа, именно поэтому традиционное приветствие в Пасху «Христос Воскресе!». История праздника по свидетельствам историков уходит корнями в Древний Египет.

Название праздника пошло от еврейского глагола «песах», что в переводе — «переходить». Имеется в виду исход евреев из Египта под предводительством Моисея. Чтобы защитить своих детей от десятой казни, в последнюю ночь во всех домах, где были дети, перекладины дверей были вымазаны кровью ягнят. Самого же ягненка необходимо было съесть, не ломая при этом костей. Эта жертва стала символом Еврейской Пасхи.

Согласно Библии, тайная вечеря проводилась именно в Пасху. Вместо ягненка, который описан в «Исходе» Иисус принес в жертву себя «Пасха нового Агнца, закланного ради очищения людей единожды и навсегда». Через три дня после распятия Иисус воскрес и именно это событие отмечается каждый год.

Христианская Пасха в 2017 году

Христианская Пасха 2017 отмечается в воскресенье 16 апреля . Всю ночь перед праздником будут открыты двери церкви для посещения богослужения, освещения яиц и куличей. Традиционным пасхальным угощением также является творожная пасха. Согласно ритуалу, те кто держали строгий пост до Пасхи должны сначала отведать освященное яйцо, затем кулич и после этого приступать к остальным блюдам.

Любимая традиция детей и взрослых – битва яиц. Выигрывает тот, чье яйцо уцелело, проигравший же может спокойно насладится угощением. Красить яйца по традиции нужно в Великий Четверг.

Сегодня для украшения используют:

  • различные термонаклейки
  • ручную роспись
  • разноцветные мелки
  • декоративные элементы

Католическая Пасха в 2017 году

В 2017 году Католическая Пасха выпадает на 16 апреля . Это редкий случай, когда и Католическая и Православная Пасха празднуются в один день. Традиционными символами являются пасхальные яйца и пасхальный кролик, которого нет в традициях православной церкви. Считается, что пасхальный кролик посещает тайно дома и раскладывает угощения по корзинкам.

Церковные богослужения начинаются с четверга и проводятся до Великого Воскресения. Вечер Великой Субботы освещает Литургия Света, священник зажигает пасхальную свечу от разведенного поблизости от храма костра. Затем священник вносит свечу в темный храм и от нее зажигаются остальные свечи.

Еще одна традиция называется Литургией Крещения, взрослые люди проходят обряд крещения в ночь перед праздником.

Еврейская Пасха 2017

Иудейская Пасха празднуется 7 дней, в этом году начинается она 11 апреля и продлится до 18 . Второе ее название – Песах.

Песах празднуется в память исхода Евреев из Египта и в этот день необходимо рассказать детям об этих событиях. Первый и последний день Песаха официально считаются выходными днями в Израиле. Подготовиться к празднованию необходимо заранее, убрать квартиру или дом и избавиться от любых продуктов брожения. В некоторых семьях даже сервируют стол специальной посудой для этого праздника.

Страстная неделя перед Пасхой

Название «страстная» символизирует страдания Иисуса Христа, и все неделя посвящена подготовке к великому празднику.

  • Все приготовления начинаются в понедельник , уже можно начать уборку в доме, чтобы успеть управиться до четверга. Пост на страстной неделе самый жесткий, нельзя употреблять яйца, мясо, молочную продукцию и рыбу.
  • Вторник можно посвятить примирению с родственниками и друзьями, а также подготовить и дошить семь новых одежд к Пасхе.
  • В среду занимаются изготовлением из веток и соломы символа Пасхи — это украшение вешают посередине комнаты.
  • В четверг необходимо закончить всю подготовку дома к празднику, подготовить четверговую соль и покрасить яйца.
  • Пятница посвящается молитве, любые работы по дому под запретом.
  • В субботу необходимо подготовиться к всенощной службе, разложить куличи и яйца по корзинкам.
  • В воскресенье весело и радостно отмечаем праздник Светлой Пасхи. Обязательно нужно встретиться с родителями и родственниками, похристосоваться и побиться яйцами.

Что делают в чистый четверг перед Пасхой?

В чистый четверг начинаются основные приготовления к Пасхе. Обязательно нужно прибрать в доме или в квартире и вымыться самим. В четверг также устраивают большую стирку, меняют постельное белье, шторы, скатерть, готовят дом к светлому и чистому празднику. При мытье окон в тазик с водой кладут монетки, чтобы в доме всегда водились деньги. Важно отметить, что приборка в остальные дни до Пасхи считается плохой приметой.

Одна из примет говорит о том, что деньги, трижды пересчитанные в Чистый четверг, принесут семье достаток. Хозяйки могут начинать готовить куличи, пасхи и красить яйца. Верующие посещают Храмы для молитвы и Причащения.

Обряды в чистый четверг перед Пасхой

Согласно заветам наших предков, соблюдение всех обрядов и обычаев предвещало безбедный год, в семье будет царить мир и гармония, а незамужние девушки встретят суженного.

Самые распространенные обряды:

  1. Обряд Омовения, важно встать до рассвета и умыться до первых лучей.
  2. Обряд умывания с серебра, тогда нечистая сила и близко не подойдет.
  3. Приворот любимого, если в вашей жизни не хватает мужчины, то во время приборки выделите для него место, для его будущей зубной щетки, бритвы, одежды.
  4. На Руси часто проводился ритуал «сеяния денег», в решето складывались монетки и на улице, пока никто не видит, необходимо было их рассеять.
  5. Обряд приготовления четверговой соли, которая излечивает болезни и проносит в дом счастье и удачу.

Народные приметы на Пасху 2017

По тому, как проходит Пасха раньше могли предсказать будущее, к примеру:

  • Того, кто раньше всех придет домой из церкви — ждет большая удача
  • Супружеская пара должна похристосоваться наедине, чтобы не привлекать в дом ссоры
  • Услышать стук дятла — к обретению своего жилья
  • Умыться водой из под красного крашеного яйца — сохранить надолго красоту и молодость
  • Гроза на Пасху к поздней и сухой осени
  • Мороз на Пасху к урожайному лету
  • Увидеть в окошке в Страстную Пятницу первым мужчину — к трем месяцам счастья и везения

Когда в 2017 году Масленица и Пасха?

Масленица празднуется на последней неделе перед Великим постом, в 2017 году она выпадает на период с 20 по 26 февраля. Масленица празднуется за 7 недель до Пасхи, и отсчет идет в обратную сторону от церковного праздника Воскрешения Христа. Масленица, в отличие от Пасхи, имеет языческие корни и славит бога Солнца — Ярилу, а блины, которые обязательно пекут всю неделю символизируют солнечный диск.

Почему Пасха каждый год празднуется в разные дни?

Пасха празднуется в первое весеннее полнолуние и в зависимости от солнечно-лунного календаря эта дата выпадает на период с 4 апреля по 8 мая. Праздник ознаменует окончание 48 дневного Великого Поста.

Когда после Пасхи родительский день?

Радоница или родительский день, отмечается во второй вторник после Пасхи или на девятый день после нее. В 2017 году Радоница выпадает на 25 апреля. В день особого поминовения усопших принято навещать могилы ушедших родственников, приносить им крашенные яйца и куличи, разделяя с ними трапезу и празднование Пасхи.

Что делают в страстную пятницу перед Пасхой?

Согласно Библии в пятницу после Еврейской Пасхи Иисус Христос был распят на Голгофе. Верующие люди в этот день обязательно посещают церковь. В храмах служат утреннюю, вечернюю службы, двери открыты для всех желающих.

В Страстную Пятницу нельзя:

  • убирать в доме
  • готовить
  • стирать
  • веселиться
  • работать с землей
  • слушать громкую музыку
  • переедать

Весь день нужно посвятить духовному совершенствованию и молитве.

Соблюдение всех примет и обрядов, точное исполнение предписаний церкви всегда остается на ваше усмотрение. Пусть этот праздник будет светлым и принесет в вашу семью мир, гармонию и благополучие! Христос Воскрес!

Видео: Что нужно делать на Пасху, приметы

Девятая пятница по Пасхе Девятая после Пасхи пятница – главный местночтимый праздник Соликамска, «кочующий» , как и сама Пасха Когда бы ни было Светлое Христово Воскресение – Пасха, в марте, в апреле или в мае, пятницу на девятой неделе после него в Соликамске никогда не пропускали. Так повелось издавна. Находясь на окраине русских земель, в начальный период своей истории Соликамск, не имея ни крепостных сооружений, ни военной силы, неоднократно страдал от набегов враждебных соседей – вогулов, ногайских и сибирских татар. Таких набегов было несколько. Самым значительным и кровопролитным был набег в мае 1547 года. 25 мая на Усолье Камское, как тогда назывался Соликамск, напали ногайцы. Они сожгли город и окрестные селения, побили многих жителей… Победа случилась 30 мая, на который в тот год выпал день Девятой по Пасхе пятницы. В память об этом событии с конца XVI века жители города стали ежегодно проводить крестный ход. С конца XVIII века к празднику Девятой пятницы приурочили трехдневную ярмарку, поскольку при огромном стечении народа спрос в эти дни превышал предложение. По вечерам в эти дни в городе устраивали массовые гуляния водили хороводы, на площади и в заречном саду выступали приезжие циркачи и театральные артисты. Так древний религиозный праздник постепенно превратился в историко-культурную традицию.

ПРОГРАММА празднования «Девятой пятницы по Пасхе» № Время п/п 1 10. 00 – 17. 00 2 10. 00 – 17. 00 Мероприятие 5 июля Выставка «Соликамск православный» Аудиогид! Новое! Выставка «Ранняя история Соликамска» Место проведения МБУК «СКМ» , Троицкий собор Стоимость Дошк. , пенс. – 30 руб. с чел. Студенты – 40 руб. с чел. Взр. – 50 руб. с чел. Аудиогид – 50 руб. /2 чел. МБУК «СКМ» , Дом воеводы Дошк. , пенс. – 30 руб. (1 этаж) с чел. Студенты – 40 руб. с чел. Взр. – 50 руб. с чел. Экск. обслуж. – 400 руб. с группы

3 10. 00 – 17. 00 Выставка «Соликамская любовь: свадебные традиции, семейные ценности» 4 10. 00 – 15. 00 5 11. 00 – 11. 15 Посещение чудотворной иконы Николая Чудотворца, «жалованной городу во спасение» Иваном Грозным Крестный ход 6 7 8 11. 15 12. 00 – 13. 00 9 МБУК «СКМ» , Дом воеводы Дошк. , пенс. – 30 руб. (3 этаж) с чел. Студенты – 40 руб. с чел. Взр. – 50 руб. с чел. Экск. обслуж. – 400 руб. с группы МБУК «СКМ» , б/пл Богоявленская церковь Спасо-Преображенская церковь – ул. Набережная –Троицкий собор Праздничный молебен Крыльцо Троицкого собора Официальное открытие праздника Крыльцо Троицкого собора Торжественное открытие выставки Крыльцо Троицкого собора «Соликамск в истории государства российского» Концерт духовной музыки Крыльцо Троицкого собора б/пл

10 12 12. 30 – 17. 00 Выставка «Соликамск в истории государства российского» 14. 00 – 15. 30 Экскурсия «Соликамск православный» (автобусная) 15. 30 – 16. 00 Концерт духовной музыки МБУК «СКМ» , Выставочный зал Начало – Воскресенская площадь Богоявленская церковь 13 14. 00 – 19. 00 Торговая ярмарка Воскресенская площадь 11 б/пл 150 руб. с чел. Дошк. , пенс. – 30 руб. с чел. Студенты – 40 руб. с чел. Взр. – 50 руб. с чел.

6 июля № Время Мероприятие п/п 1 10. 00 – 17. 00 Новое! Выставка «Соликамск в истории государства российского» 2 10. 00 – 17. 00 Выставка «Соликамск православный» Аудиогид! 3 10. 00 – 17. 00 Новое! Выставка «Ранняя история Соликамска» Место проведения МБУК «СКМ» , Выставочный зал Стоимость Дошк. , пенс. – 30 руб. с чел. Студенты – 40 руб. с чел. Взр. – 50 руб. с чел. МБУК «СКМ» , Свято. Дошк. , пенс. – 30 руб. Троицкий собор с чел. Студенты – 40 руб. с чел. Взр. – 50 руб. с чел. Аудиогид – 50 руб. /2 чел. МБУК «СКМ» , Дом воеводы Дошк. , пенс. – 30 руб. (1 этаж) с чел. Студенты – 40 руб. с чел. Взр. – 50 руб. с чел. Экск. обслуж. – 400 руб. с группы

4 10. 00 – 17. 00 Выставка «Соликамская любовь: свадебные традиции, семейные ценности» МБУК «СКМ» , Дом воеводы (3 этаж) 5 14. 00 – 15. 30 Экскурсия «Соликамск православный» (автобусная) 10. 00 – 19. 00 Торговая ярмарка 19. 00 «Русский крест» , моноспектакль по поэме Николая Мельникова в исполнении Дмитрия Исаева (г. Москва) Начало – Воскресенская площадь Свято-Троицкий собор 6 7 Дошк. , пенс. – 30 руб. с чел. Студенты – 40 руб. с чел. Взр. – 50 руб. с чел. Экск. обслуж. – 400 руб. с группы б/пл 350 руб. с чел.

НОВОЕ! Выставка «Ранняя история Соликамска» Соликамский краеведческий музей приглашает в Дом воеводы, в первый зал новой экспозиции «Старая столица Пермской земли» – «Ранняя история Соликамска» . Экспозиция посвящается 400 -летию Соликамского воеводства. В 1613 году царским указом здесь было учреждено особое воеводское правление. Городок солеваров стал центром крупнейшего региона: подведомственная соликамскому воеводе территория располагалась в границах современного Пермского края. В новом зале наряду с привычными подлинными экспонатами посетителей ждет немало сюрпризов…

НОВОЕ! Выставка «Соликамск в истории государства российского» Выставочный зал МБУК «Соликамский краеведческий музей» 400 -летие Дома Романовых, 400 -летие соликамского воеводства… Открытие Бабиновской Государевой дороги и Нарышкины на воеводстве, строительство Свято-Троицкого собора и царские невесты, «государева солонка России» и соликамское купечество – это и многое другое связало судьбу провинциального уральского города с судьбами двух российских столиц.

ПРЕМЬЕРА! Моноспектакль «Русский крест» (по поэме Н. Мельникова) А в России все сначала не впервые начинать истреблялась, исчезала, а потом, глядишь, опять, из-под пепла, из-под праха, где чернела пустота, после крови, после страха вырастала - красота. . . Исполнитель – артист театра и кино Дмитрий Исаев Стоимость билета – 350 руб.

Информационно-туристический центр «Верхнекамье» www. vke 59. ru Сектор по туризму управления культуры администрации г. Соликамска 8 (34 253) 7 -66 -61 ot_adm@solkam. ru

Пасха Христова в 2018 году приходится на 8 апреля. Святая Троица в 2018 году будет 27 мая. От Пасхи до Троицы проходит семь недель, которые еще называют Святая Пятидесятница. В семь воскресных дней вспоминаются разные события, особенности молитвенного правила и поклонов на Святой Пятидесятнице.

Семь недель после в церковном календаре выделяются особо, и считаются Неделями «по Пасхе». «Христос Воскресе!» приветствуют православные друг друга все семь недель после Пасхи и отвечают «Воистину Воскресе!» . Кроме этого, перед каждым вкушением пищи поют пасхальный тропарь, а не обычные молитвы.

Особо выделяется , в 2018 году она идет с 9 по 14 апреля. Это сплошная седмица, то есть не имеет постных дней. Всю эту неделю каждый желающий может позвонить в колокола. Существуют особенности и в молитвенном правиле - вместо утренних и вечерних молитв и правила подготовки к причастию поются или читаются Часы Пасхи. Необходимые перед причастием каноны, заменяют на канон Пасхи.

Вторая неделя носит название Фомина, Антипасха или Красная горка. В Она начинается в 2018 году 15 апреля с воспоминания уверения апостола Фомы в воскресшего Спасителя и продолжается до 21 апреля. На эту неделю приходится важное событие – Радоница, день особого поминовения усопших. Питание на этой неделе идет обычной годовой чередой – среда и пятница постные дни.

Третья неделя называется Мироносицкая, начинается в 2018 году 22 апреля Днем святых Жен Мироносиц и заканчивается 28 апреля.

От Пасхи до Троицы, календарь семи недель после Пасхи 2018 – праздники и родительские субботы

В эту неделю вспоминаются святые Жены-Мироносицы, которые первые поспешили отдать последние почести распятому Учителю, но обрели Гроб пустым.

Четвертая неделя называется «О расслабленном», в 2018 году она начинается 29 апреля, когда воспоминается чудо о воздвижении расслабленного, которое совершил Христос, и заканчивается 5 мая. На этой неделе верующие задумываются о том, как важно для того, что бы начать двигаться за Христом, сначала довериться Ему и подняться (начать).

От Пасхи до Троицы, календарь семи недель после Пасхи 2018 – праздники и родительские субботы

Пятая неделя называется «О самарянке», она в 2018 году начинается 6 мая воспоминанием беседы у колодца Христа с самарянкой и заканчивается 12 мая. Открытое сердце самарянки легко приняло слова Христа, так как они подобны чистой воде.

Шестая неделя называется «О слепом», в 2018 году она начинается 13 мая тем, что вспоминается чуда о даровании слепорожденному зрения, как ответ на веру, и заканчивается 19 мая. Чудо о слепом было совершено в субботу и стало вызовом фарисеям, запрещавшим трудиться в субботу. В четверг этой недели всегда приходится переходящий праздник Вознесения Господня, который в 2018 году приходится на 17 мая.

От Пасхи до Троицы, календарь семи недель после Пасхи 2018 – праздники и родительские субботы

Седьмая неделя по Пасхе установлена в память о Первом Вселенском соборе, она начинается 20 мая и заканчивается 26 мая. На этом Соборе епископ Мир Ликийских Николай, прозванный позже Чудотворцем, выступил против Ария и победил ересь. Во вторник этой недели, 22 мая - праздник Святителя Николая, который является непереходящим - Никола Летний. 26 мая - Троицкая родительская суббота.

После того, как все семь недель по Пасхе заканчиваются, наступает праздник Святой Троицы, который в 2018 году приходится на 27 мая.

От Пасхи до Троицы, календарь семи недель после Пасхи 2018 – праздники и родительские субботы

С самого дня Святой Пасхи до праздника Вознесения Господня все дела, трапезы и молитвословия предваряются троекратным чтением тропаря Пасхи: «Христос Воскресе из мертвых смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровах!» Далее читается Трисвятое: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный помилуй мя!»

С Вознесения до Троицы все молитвословия начинаются с Трисвятого.

С Пасхи до Троицы молитва «Царю Небесный...» не читается.

С Пасхи до Вознесения молитва «Достойно есть» заменяется на Задостойник Пасхи.

От Вознесения до Троицы обе эти молитвы не читаются. Не надо забываться, что от Пасхи до Троицы земные поклоны в храме не совершаются.

Девятая после Пасхи пятница – главный местный праздник Соликамска, «кочующий», как и сама Пасха. Когда бы ни было Светлое Христово Воскресение – Пасха, в марте, в апреле или в мае, пятницу на девятой неделе после него в Соликамске никогда не пропускали. Так повелось издавна.

Находясь на окраине русских земель, в начальный период своей истории Соликамск, не имея ни крепостных сооружений, ни военной силы, неоднократно страдал от набегов враждебных соседей – вогулов, ногайских и сибирских татар. Таких набегов было несколько. Самым значительным и кровопролитным был набег в мае 1547 года.

25 мая на Усолье Камское, как тогда назывался Соликамск, напали ногайцы. Они сожгли город и окрестные селения, побили многих жителей – согласно летописным сведениям, погибших было 886 человек, остальные в ужасе рассеялись по лесу. Казалось, никогда больше на этом пепелище не зазвучит человеческий голос. Но Соликамску суждено было возродиться.

Летопись не сохранила нам имени человека, который собрал по лесам оставшихся в живых и повел за собой на ногайцев. Может, и не было такого человека, но усольцы организовались и с помощью подоспевшего отряда из Искора, посланного великопермским наместником, побились с ногайцами и победили. Победа одержана 30 мая, на который в тот год выпал день Девятой после Пасхи пятницы. В память об этом событии с конца XVI века жители города стали ежегодно проводить крестный ход.

В 1709 году официальная церковь запретила его, мотивируя тем, что никакого православного праздника в этот день нет. В течение почти десятилетия крестный ход в Девятую пятницу не проводился, но богомольцы продолжали по привычке сходиться в город со всей округи. Со временем, видя тщетность проделываемого ими пути, они перестали появляться в Соликамске. Местные священники и горожане неоднократно направляли челобитные в Вологодскую епархию, к которой тогда относился Соликамск, с просьбами о возобновлении праздника в Девятую пятницу. При этом подчеркивалось, что не соблюдается древний обет предков, утрачена традиция и скудеет церковная казна от потери большого количества богомольцев. На все челобитья следовал новый запрет.

В 1718 году к преосвященному Алексию, архиепископу Вятскому и Великопермскому, соликамские священники и горожане направили новую делегацию во главе с земским старостой Тучнолобовым, человеком настойчивым и красноречивым. Разрешение на возобновление крестного хода было получено. Девятая пятница прочно заняла свое место в православном календаре Верхнекамья.

Торжество в день Девятой пятницы совершалось следующим образом. Накануне в город съезжались и сходились жители Соликамского и Чердынского уездов, из-за Камы толпами приходили коми-пермяки. Вечером начинался колокольный звон, и все спешили на городскую окраину встречать иконы, приносимые для участия в празднике из Пыскора – образ Богоматери, из Ныроба – чудотворный образ Святителя Николая, из Городища – явленный образ Знамения Божией Матери. После встречи иконы, сопровождаемые богомольцами, приносились в Троицкий собор, где начиналось всенощное бдение.

Утром в день Девятой пятницы, в 9 часов, в Троицком соборе и во всех городских церквях, кроме Воскресенской, одновременно начиналась ранняя обедня. По ее окончании духовенство и прихожане сходились к Троицкому собору, откуда начинался крестный ход вокруг города с хоругвями, крестами и выносными образами из всех церквей. По сообщению очевидца, «иконы Знамения Божией Матери и Святителя Николая неслись во главе усердными богомольцами, которые теснились около них и наперебой старались прикоснуться к носилкам и понести хоть минуту священную ношу».

От Соборной площади ход направлялся к Спасской церкви и мужскому монастырю, откуда следовал к городской окраине, выходил на улицу Тюфяевскую (ныне Калийная), далее спускался по улице Александровской (ныне Революции) до улицы Преображенской (ныне 20-летия Победы), по которой двигался к Преображенской и Введенской церквям, от них спускался на улицу Спасскую (ныне Набережная) и мимо Богоявленской церкви возвращался к месту начала шествия. У всех церквей останавливались за алтарем, молились, читали Евангелие храму и кропили водой на четыре стороны.

Обойдя город по периметру, крестный ход останавливался на Соборной площади, где совершалось «благодарственное Господу Богу молебствие о избавлении от нашествия вражеского». После молебна все участники крестного хода следовали в Воскресенскую церковь, где служилась поздняя литургия, после которой все выносные иконы возвращались в свои церкви, и богомольцы расходились.

С конца XVIII века к празднику Девятой пятницы приурочили трехдневную ярмарку, поскольку при огромном стечении народа спрос в эти дни превышал предложение. Первоначально в ярмарке принимали участие только местные купцы, продавались изделия местных же мастеров и товары, привозимые с Макарьевской и Ирбитской ярмарок. Оборот был невелик – чуть более 60 тыс. рублей. Со второй половины XIX века стали приезжать торговцы из Перми, Кунгура, Чердыни, Ильинского и даже из Владимирской губернии. И к началу ХХ века торговый оборот ярмарки увеличился до 150 тысяч рублей.

На праздник Девятой пятницы в Соликамск съезжалась чуть не половина уезда, насчитывавшего в 1901 году почти 250 тысяч душ. По вечерам в эти дни в городе устраивали массовые гуляния, водили хороводы, на площади и в заречном саду выступали приезжие циркачи и театральные артисты. Так древний религиозный праздник постепенно превратился в историко-культурную традицию, утраченную со сменой власти.

В 1927 году запретили проведение крестного хода, в 1929 году – и ярмарку. Девятая пятница была забыта на долгие десятилетия. И лишь в июне 1991 года запрет был снят, проведен первый крестный ход, возглавлявшийся архиепископом Пермским и Соликамским Афанасием. Девятая пятница вновь восстановлена.

Н. Савенкова

Давнее почитание богини Макоши с приходом христианства превратилось в почитание Параскевы-пятницы. По крайней мере, так утверждает известный ученый Рыбаков и другие исследователи. Уходя от церковного канона, народ создавал свои версии историй о ее житии и взаимодействии с миром людей.

Больше всего ее образ и дела соотносились с помощью женщинам во всех делах, покровительством роженицами и детям. Ее священными местами были перекрестки и колодцы. Так же она покровительствовала торговле. Поэтому ярмарки проводились обычно по пятницам и на торжище до 17 века ставили ее деревянное изображение.

Женщины особо почитали ее день пятницу и не выполняли в этот день тяжелой работы. Было запрещено шить, прясть и стирать. Считали, кто пренебрегает этим запретом, тот иголками и веретеном колет Святую, а золой засыпает ей глаза.

Того, кто нарушал ее почитание отдыхом, Пятница могла очень жестоко наказать. Например, по некоторым быличкам, за нарушение запрета, святая могла исколоть иглой и веретеном до крови и даже выколоть глаза. По одной из народных страшилок, с такой нарушительницы однажды святая за нарушение запрета сняла кожу живьем.

Особенный запрет на шитье в пятницу был для беременных. Разгневанная Пятница могла зашить ребенку рот или глаза и родится дитя слепое или немое. Да и любовью супругам заниматься не стоило, потому что ребенок мог родиться калекой. Вот такая теневая сторона образа.

Но тем, кто почитал ее, она была помощницей и защитницей. Приводила завидного жениха, облегчала роды и давала деткам крепкое здоровье. До начала 20 века женщины почитали Параскеву и варили для нее в пятницу сладкую молочную кашу из разных круп с добавлением фруктов и ягод, рядом клали ложку и оставляли дар на столе на ночь.

А чтобы удачно выйти замуж и чтобы муж был не пьяница, девушки на выданье в пятницу постились, ставили Пятнице свечки в церкви приговаривая “П’ятінка, моя матінка, допоможи хоч ти, шоб мені замуж піти” и добавляли, чтобы муж был непьющий и детки здоровенькие. Потом заносили в церковь отрез льна на украшение иконы.

Кстати мужчины тут не отставали от женщин и просили себе жену работящую и не сварливую. А у белорусов этот заговор звучал так: “Пяцёнка, мая мацёнка, памажы хоч ты, каб мне замуж пайты”

Чтобы получить дары Пятницы самым распространенным был обет и выполнение «двенадесятниц» – поста в течении 12 пятниц года. Профессор Рыбаков в этом видит остатки культа пятниц языческой богини Макоши и ее почитание в течении лунных праздников языческого года.

Я не уверена, что это абсолютно верно, потому что первые известные сейчас тексты «Поучения» были на английском, французском и итальянском языке. Французский и сербский сборник датируются 14 веком, а самый первый русский список датируется 15 веком. Изначальные версии, по мнению некоторых ученых (А. Ангушева-Тихонов), были на греческом и латинском языке.

Да и само название «Поучение иже во святых отца нашего Климента папы римского о двенадесятницах» говорит многое об авторе текста.

Хотя, Германии и Голландии, бытовало название “12 золотых пятниц”. И распространена “практика” была во многих европейских странах именно под этим названием. Здесь описание 12 пятниц добавляется в рукописи вместе с календарями, медицинскими и астрологическими текстами, декретами, послания и др.

В славянских землях, видимо, этот апокриф настолько лег на местные верования, что стал возможностью объединить старых языческих богов с новой религией и продолжить поклонятся Богине под новым обликом.

Хотя, в Константинополе и его околицах культ Параскевы-Пятницы почти не встречался. Так что если он и пришел в Киевскую Русь вместе с христианством, то явно не из Византии. Тем более что в 1589 году сам константинопольский патриарх окружною грамотою к литовско-руским епископам запрещал празднование дня пятницы наравне с воскресеньем.

Основные списки, известные сегодня, были собраны и опубликованы исследователями и учеными в 19-20 веке. Но среди верующих до сих пор ходит описание «двенадесятниц» в рукописном варианте, передающемся из рук в руки, как спасительная ниточка в сложных жизненных ситуациях.

Хотя, свое отношение к этому ритуалу, церковь обозначила еще несколько веков назад, внеся «Сказание» в списки отреченных и ложных книг.

Само «Поучение» до революции бытовало в двух видах: как рукописный текст и как духовный стих. Традиция духовного стиха и устного пересказа на сегодняшний день уже не существует. Но среди верующих до сих передают рукописные тетрадки с молитвами и правила выполнения 12 постов, чтобы избавиться от бед.

А ведь когда-то могли целыми деревнями выполнять обетные пятницы по поводу эпидемий, засухи, падения скота, появления червей и других напастей. Например, в 1590-1598 г.г. крестьяне в Тавернской волости учинили заповедь на три года, чтобы «в пятницу ни толчи, ни молоти, ни камение не жечи». А кто заповедь нарушит, на том доправить 8 алтын и 2 деньги.

В такие обетные пятницы предписывалось очень благочестивое поведение. Нельзя было злословить, ругаться, а также заниматься любовью и зачинать детей. Формула в одной из версий из Нижегородского архива звучит так: «А кто в сии святые дни будет блуд творить, муж с женой, блудник с блудницею, то родится у них дитя и будет глухой или немой, слепой или безногий, вор или разбойник, или душегубец. Всякому человеку следует постить и почитать сии всякие двенадцать пятниц. Аминь!»

Интересно, что часто «Поучение» идет рядом и сочетается с молитвами из апокрифа «Сон Богородицы», которые и сейчас используют многие целители для исцеления, снятия порчи, проклятий и другого магического негатива. Совпадение или еще одна ласточка от царства сновидений Макоши?

Когда же начинается отсчет этих заповедных пятниц? В одних версиях записанных текстов первая пятница начинается в марте. В других начинается с Вознесения. Я же видела современную версию имеющую хождение среди верующих, где начало обета приходится на неделю Великого Поста.

По списку пост и выполнение ритуалов и молитв в каждую из таких пятниц приносил очень конкретные дары и если до сих пор этот ритуал существует, то возможно в нем есть смысл?

Что же, а теперь описание каждой из пятниц, посвященных Параскеве и обозначаемых постом с молитвами и особо благочинным поведением.

Первая Пятница на первой неделе Великого Поста.

В этот день выполнение заповета оберегало членов семьи от тяжелых болезней, в том числе передаваемых по роду, от неожиданной трагической смерти, женщин рода от мертворожденных детей. Чтобы в роду было богатство в этот день обязательно надо подавать милостыню нищим. Нужно также помянуть предков, чтобы они помогали своим потомкам.

Вторая Пятница перед Благовещеньем.

Пост и молитва в эту пятницу очищает род от пьяниц, блудящих и наркозависимых. Защищает дом от грабителей и воров. От самоубийства и греха уныния. Избавляет от нищеты и тюрьмы членов рода.Укрепляет брак. Имя того кто постится будет записано у Бога.

В этот день кормят птиц и бездомных уличных животных. В церкви ставят свечи и заказывают водосвятный молебен Архангелу Михаилу, Архангелу Гавриилу, Ангелу хранителю каждого члена семьи.

Третья Пятница приходится на Страстную неделю Великого поста.

Избавляет от искушений и тяжелых грехов, от обмана в торговых делах, от разбойного нападения. Пост в этот день избавляет от очень тяжелых и смертельных заболеваний.

Четвертая пятница перед Вознесение Господним.

Почитающих Святую в этот день, Пятница наделит трудолюбием. Женщины будут прекрасными рукодельницами, а мужчины умелыми добытчиками в семью. Так как эта пятница была близка к русалочьей неделе, то пост в нее оберегал от несчастных случав на воде, утопления.

Пятая пятница, перед Троицей приносит в род долгожительство с сохранением здравости ума и крепости тела у стариков. В роду не будет бесплодия. На духовном плане оберегает от вечной муки.

Возможное изображение Макоши в древнерусской архитектуре.

Шестая пятница перед днем рождества пророка Предтечи и крестителя Господня Иоанна (7 июля).
Пост и молитва Святой в этот день избавит от болезней и взрослых и детей семьи. Уберегает от великих печалей. Защищает от огня. Также надо помолиться о мертворожденных и нерожденных детях.

В некоторых списках шестой пятницей считается та, что перед Петровским постом. И тогда порядок сдвигается.

Она приносит плодородие полям и огородам, препятствует расхищению урожая. Любые воры будут обходить ваш дом и поля стороной. Род будет процветать и дом будет полная чаша. Защищает от грома и молнии. Также хорошо помолиться Пророку Илие.

Пост в этот день дает достойного мужа или жену и покровительство Богородицы в любых делах. Приносит крепкий брак. Защищает от лихорадки.

Приносит нужных помощников и покровителей в жизнь. Дает успех, трудолюбие и защиту всех небесных покровителей. Тот, кто выдержал этот пост, никогда не умрет от голода.

Дает защиту от колдовства и слов зависти не только тому, кто поститься, но и всей его семье. Сам Архангел Михаил становится на его защиту.

Одиннадцатая пятница перед Рождеством Христовым.

Тому, кто поститься в эту пятницу будут прощены все грехи как в жизни так на страшном суде.

Двенадцатая пятница перед Богоявлением.

Кто все посты удержал, будет дарован лицезреть Богородицу перед смертью. Тот, кто выдержит этот пост, отмолит семь грехов и страстей рода.

Кто решится на 12 пятниц то, по поверью, “после шестой из 12 пятниц Пятница явится во сне и откроет человеку половину его будущего; после двенадцатой пятницы она изложит ему все будущее”.

Что я еще могу сказать? В Украине многие исследователи 18-20 века отмечали, что люди говорили что они, или кто-то из соседей, или во времена родителей и прародителей видели Пятницу как долговязую, худую, обнаженную с растрепанными волосами женщину с закинутыми за плечи грудями, всю исколотую веретеном и иголками. И об этих встречах ходило много быличек. Кто это был дух местности или иллюзии воображения? Кто знает. В мире есть столько непознанного. А те, кто не видели, сами создавали ее образ. Как об этом упоминается в регламенте Петра Великого: «Слышится, что в Малой России в полку стародубском, в день уроченный праздничный водят женку простовласую под именем Пятницы, а водят в ходе церковном, и при церкви честь оной отдает народ с дары и упованием некие пользы».

Может быть действительно, это отголосок древнего поклонения Великой Богини. Ведь пятница в древнем мире была посвящена и Венере и Фрейе и в разных традициях соотносилась с женским началом и божеством. А 12 пятниц это остатки от языческого ритуала 12 полнолуний года земледельцев, для которых это был сакральный календарь позволяющий жить в ритме с природой. Ведь и в Европе бытовала легенда о 12 золотых пятницах.

Здесь каждый решает для себя сам. И это уже другая, личная история во что верить…

©Эжени МакКвин, 2016.

Литература:

1.Сказание о 12 пятницах:структура. Семантика и прагматика текства. С.Н.Амосова, н.с., ГРЦРФ, Москва

2. Культ св. Параскеви в Украінскій художній культурі пізнього середньовіччя. Я.С. Мороз, кандидат філософських наук, викладач Львівського національного університету імені Івана Франка

3. Поэтические воззрения славян на природу. Афанасьев А. Н.



© 2024 Идеи дизайна квартир и домов