Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Новая школа. Что нужно знать о принятом законе об образовании

В Украине вступил в силу новый закон «Об образовании», который Верховная Рада приняла 5 сентября и 25 сентября подписал президент Петр Порошенко. Этим законом введено 12-летнее среднее образование.

Обучение учащихся по программам двенадцатилетнего полного общего среднего образования начинается: для начального образования - с 1 сентября 2018 года; для базового среднего образования - с 1 сентября 2022 года; для профильного среднего образования - с 1 сентября 2027 года.

Законом определено, что языком образовательного процесса в учебных заведениях является государственный язык.

Предполагается, что в учебных заведениях, в соответствии с образовательной программой, могут преподаваться одна или несколько дисциплин на двух и более языках - государственном языке, на английском языке, на других официальных языках Европейского Союза.

Лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам Украины, гарантируется право на обучение в коммунальных учреждениях для получения образования наряду с государственным языком, на языке соответствующего национального меньшинства. Это право реализуется через классы (группы) с обучением на языке соответствующего национального меньшинства наряду с государственным языком.

Лицам, принадлежащим к коренным народам Украины, гарантируется право на обучение в коммунальных учреждениях дошкольного и общего среднего образования наряду с государственным на языке соответствующего коренного народа. Это право реализуется через создание классов (групп) с обучением на языке этого народа наряду с государственным языком.

Кроме того, законом установлено, что лица, которые принадлежат к коренным народам, национальным меньшинствам Украины и начали получение общего среднего образования до 1 сентября 2018 года, до 1 сентября 2020 года продолжают получать такое образование в соответствии с правилами, действующими до вступления в силу данного закона с постепенным увеличением количества учебных предметов, изучаемых на украинском языке.

Согласно закону, должностной оклад педагогического работника самой низкой квалификационной категории устанавливается в размере трех минимальных зарплат.

Согласно закону, государственные и коммунальные учебные заведения отделены от церкви (религиозных организаций), имеют светский характер. Частные учебные заведения, в том числе основанные религиозными организациями, имеют право определять религиозную направленность собственной образовательной деятельности. Также в учебных заведениях запрещается создание ячеек политических партий и функционирование любых политических объединений.

В законе предусмотрена аттестация педагогических работников - очередная аттестация проходит не реже одного раза в пять лет. Решение аттестационной комиссии может быть основанием для увольнения педагогического работника с работы.

Предусмотрена сертификация педагогических работников путем независимого тестирования, самооценки и изучения практического опыта работы. При этом такая сертификация проходит на добровольных началах исключительно по инициативе педагога. Успешное прохождение сертификации засчитывается как прохождение аттестации педагогическим работником. Педагогические работники будут получать доплату за успешное прохождение сертификации.

Законом предусмотрено, что государство обеспечивает ассигнование на образование в размере не менее 7 процентов валового внутреннего продукта за счет средств государственного, местных бюджетов и других источников финансирования, не запрещенных законодательством. Государственные и коммунальные учебные заведения имеют право предоставлять платные образовательные и другие услуги, перечень которых утверждает Кабинет министров.

Законом предусмотрено, что наполняемость классов учреждений общего среднего образования не должна превышать 30 учеников, а в сельских школах количество учеников в классах должно составлять не менее пяти человек, а при меньшем количестве учеников в классе занятия проводятся по индивидуальной или другим формам обучения. Также предусмотрено, что продолжительность уроков в учебных заведениях составляет: в первых классах - 35 минут, во вторых-четвертых классах - 40 минут, в пятых-одиннадцатых классах - 45 минут.

Согласно закону, руководитель государственного и коммунального учреждения общего среднего образования назначается на должность по результатам конкурсного отбора сроком на шесть лет и не более двух сроков подряд.

Закон вступает в силу со следующего после его опубликования дня, кроме ряда положений, которые вступают в другие сроки, в частности, оплаты труда педагогических работников, введения 12-летнего образования.

Закон вступает в силу со следующего после его опубликования день, кроме ряда положений, которые вступают в другие сроки, в частности, оплаты труда педагогических работников, введение 12-летнего образования.

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

ЗАКОН УКРАИНЫ

Об образовании

Образование является основой интеллектуального, духовного, физического и культурного развития личности, ее успешной социализации, экономического благополучия, залогом развития общества, объединенного общими ценностями и культурой, и государства.

Целью образования является всестороннее развитие человека как личности и наивысшей ценности общества, ее талантов, интеллектуальных, творческих и физических способностей, формирования ценностей и необходимых для успешной самореализации компетентностей, воспитание ответственных граждан, способных к сознательному общественному выбору и направлению своей деятельности на пользу другим людям и обществу, обогащение на этой основе интеллектуального, экономического, творческого, культурного потенциала народа, повышение образовательного уровня граждан для обеспечения устойчивого развития Украины и ее европейского выбора.

Этот Закон регулирует общественные отношения, возникающие в процессе реализации конституционного права человека на образование, прав и обязанностей физических и юридических лиц, которые участвуют в реализации этого права, а также определяет компетенцию государственных органов и органов местного самоуправления в сфере образования.

Раздел I Общие положения

Статья 1. Основные термины и их определения

1. В этом Законе термины употребляются в таком значении:

1) автономия - право субъекта образовательной деятельности на самоуправление, которое заключается в его самостоятельности, независимости и ответственности в принятии решений относительно академических (образовательных), организационных, финансовых, кадровых и других вопросов деятельности, осуществляемой в порядке и пределах, определенных законом;

2) академическая свобода - самостоятельность и независимость участников образовательного процесса во время осуществления педагогической, научно-педагогической, научной и/или инновационной деятельности, осуществляемой на принципах свободы слова, мысли и творчества, распространения знаний и информации, свободного обнародования и использования результатов научных исследований с учетом ограничений, установленных законом;

3) бесплатное образование - образование, которое приобретается лицом за счет средств государственного и/или местных бюджетов в соответствии с законодательством;

3-1) буллинг (травля) - деяние (действия или бездействие) участников образовательного процесса, которые заключаются в психологическом, физическом, экономическом, сексуальном насилии, в том числе с применением средств электронных коммуникаций, которые совершаются в отношении малолетнего или несовершеннолетнего лица и (или) таким лицом в отношении других участников образовательного процесса, в результате чего мог быть или был причинен вред психическому или физическому здоровью потерпевшего.

Типичными признаками буллинга (травли) являются:

систематичность (повторяемость) действия;

наличие сторон - обидчик (буллер), потерпевший (жертва буллинга), наблюдатели (при наличии);

действия или бездействие обидчика, следствием которых является причинение психического и/или физического вреда, унижение, страх, тревога, подчинение интересам потерпевшего обидчика, и/или причинение социальной изоляции потерпевшего;

4) преподавательская деятельность - деятельность, которая направлена на формирование знаний, других компетентностей, мировоззрения, развитие интеллектуальных и творческих способностей, эмоционально-волевых и/или физических качеств соискателей образования (лекция, семинар, тренинг, курсы, мастер-класс, вебинар и т.п.), и которая осуществляется педагогическим (научно-педагогическим) работником, самозанятым лицом (кроме лиц, которым такая форма преподавательской деятельности запрещена законом) или другим физическим лицом на основании соответствующего трудового или гражданско-правового договора;

5) электронный учебник (пособие) - электронное учебное издание с систематизированным изложением учебного материала, которое соответствует образовательной программе, содержит цифровые объекты разных форматов и обеспечивает интерактивное взаимодействие;

6) учреждение образования - юридическое лицо публичного или частного права, основным видом деятельности которого является образовательная деятельность;

7) основатель заведения образования - орган государственной власти от имени государства, соответствующий совет от имени территориальной общины (общин), физическое и/или юридическое лицо, решением и за счет имущества которых основано учебное заведение или иным способом в соответствии с законодательством приобрели права и обязанности учредителя;

8) соискатели образования - воспитанники, ученики, студенты, курсанты, слушатели, стажеры, аспиранты (адъюнкты), докторанты, иные лица, которые получают образование в любом виде и форме получения образования;

9) индивидуальная образовательная траектория - персональный путь реализации личностного потенциала соискателя образования, который формируется с учетом его способностей, интересов, потребностей, мотивации, возможностей и опыта, основывается на выборе соискателем образования видов, форм и темпа получения образования, субъектов образовательной деятельности и предлагаемых ими образовательных программ, учебных дисциплин и уровня их сложности, методов и средств обучения. Индивидуальная образовательная траектория в учреждении образования может быть реализована через индивидуальный учебный план;

10) индивидуальная программа развития - документ, обеспечивающий индивидуализацию обучения лица с особыми образовательными потребностями, закрепляет перечень необходимых психолого-педагогических, коррекционных потребностей/услуг для развития ребенка и разрабатывается группой специалистов с обязательным привлечением родителей ребенка с целью определения конкретных учебных стратегий и подходов к обучению;

11) индивидуальный учебный план - документ, который определяет порядок, форму и темп усвоения соискателем образования образовательных компонентов образовательной программы с целью реализации его индивидуальной образовательной траектории и разрабатывается учреждением образования во взаимодействии с соискателем образования при наличии необходимых для этого ресурсов;

12) инклюзивное обучение - это система образовательных услуг, гарантированных государством, которая базируется на принципах недискриминации, учета многообразия человека, эффективного вовлечения и включения в образовательный процесс всех его участников;

13) инклюзивная образовательная среда - совокупность условий, способов и средств их реализации для совместного обучения, воспитания и развития соискателей образования с учетом их потребностей и возможностей;

14) квалификация - признанная уполномоченным субъектом и заверенная соответствующим документом стандартизированная совокупность добытых лицом компетенций (результатов обучения);

15) компетентность - динамическая комбинация знаний, умений, навыков, способов мышления, взглядов, ценностей, других личных качеств, которая определяет способность человека успешно социализироваться, осуществлять профессиональную и/или дальнейшую учебную деятельность;

16) образовательный процесс - система научно-методических и педагогических мероприятий, направленных на развитие личности путем формирования и применения компетенций;

17) образовательная деятельность - деятельность субъекта образовательной деятельности, направленная на организацию, обеспечение и реализацию образовательного процесса в формальном и/или неформальном образовании;

18) образовательная услуга - комплекс определенных законодательством, образовательной программой и/или договором действий субъекта образовательной деятельности, которые имеют определенную стоимость и направленных на достижение соискателем образования ожидаемых результатов обучения;

19) образовательная программа - единый комплекс образовательных компонентов (предметов изучения, дисциплин, индивидуальных заданий, контрольных мероприятий и т.п), спланированных и организованных для достижения определенных результатов обучения;

20) лицо с особыми образовательными потребностями - лицо, которое нуждается в дополнительной постоянной или временной поддержке в образовательном процессе с целью обеспечения его права на образование;

21) педагогическая деятельность - интеллектуальная, творческая деятельность педагогического (научно-педагогического) работника или самозанятого лица в формальном и/или неформальном образовании, направленная на обучение, воспитание и развитие личности, ее общекультурных, гражданских и/или профессиональных компетенций;

22) результаты обучения - знания, умения, навыки, способы мышления, взгляды, ценности, иные личные качества, приобретенные в процессе обучения, воспитания и развития, которые можно идентифицировать, спланировать, оценить и измерить и которые человек способен продемонстрировать после завершения образовательной программы или отдельных образовательных компонентов;

23) уровень образования - завершенный этап образования, который характеризуется уровнем сложности образовательной программы, совокупности компетенций, которые определены, как правило, стандартом образования и соответствуют определенному уровню Национальной рамки квалификаций;

24) разумное приспособление - введение, если это нужно в конкретном случае, необходимых модификаций и адаптаций с целью обеспечения реализации лицами с особыми образовательными потребностями конституционного права на образование наравне с другими лицами;

25) система образования - совокупность составляющих образования, уровней и ступеней образования, квалификаций, образовательных программ, стандартов образования, лицензионных условий, учреждений образования и других субъектов образовательной деятельности, участников образовательного процесса, органов управления в сфере образования, а также нормативно-правовых актов, регулирующих отношения между ними;

26) специальные законы - законы Украины "О дошкольном образовании" , "Об общем среднем образовании" , "О внешкольном образовании" , "О профессионально-техническом образовании" , "О высшем образовании" ;

27) субъект образовательной деятельности - физическое или юридическое лицо (учреждение образования, предприятие, учреждение, организация), осуществляющее образовательную деятельность;

28) универсальный дизайн в сфере образования - дизайн предметов, окружающей среды, образовательных программ и услуг, который обеспечивает их максимальную пригодность для использования всеми лицами без необходимой адаптации или специального дизайна;

29) качество образования - соответствие результатов обучения требованиям, установленным законодательством, соответствующим стандартом образования и/или договором о предоставлении образовательных услуг;

30) качество образовательной деятельности - уровень организации, обеспечения и реализации образовательного процесса, обеспечивающей получение качественного образования лицами и соответствует требованиям, установленным законодательством и/или договором о предоставлении образовательных услуг.

2. Положения этого и специальных законов в отношении родителей касаются также других законных представителей соискателей образования. Родители, иные законные представители реализуют соответствующие положения этого Закона и специальных законов в отношении лиц, не достигших совершеннолетия, а также в соответствии с законодательством в отношении лиц, дееспособность которых ограничена.

Статья 2. Законодательство Украины об образовании

1. Законодательство Украины об образовании основывается на Конституции Украины и состоит из настоящего Закона, специальных законов, других актов законодательства в сфере образования и науки и международных договоров Украины, заключенных в установленном законом порядке.

2. Подзаконные нормативно-правовые акты не могут сужать содержание и объем конституционного права на образование, а также определенных законом автономии субъектов образовательной деятельности и академических свобод участников образовательного процесса.

Письма, инструкции, методические рекомендации, другие документы органов исполнительной власти, кроме приказов, зарегистрированных Министерством юстиции Украины, и документов, регулирующих внутреннюю деятельность органа, не являются нормативно-правовыми актами и не могут устанавливать правовые нормы.

3. Субъект образовательной деятельности имеет право самостоятельно принимать решение по любым вопросам в рамках своей автономии, определенной настоящим Законом, специальными законами и/или учредительными документами, по вопросам, не урегулированным законодательством.

Статья 3. Право на образование

1. Каждый имеет право на качественное и доступное образование. Право на образование включает право получать образование на протяжении всей жизни, право на доступность образования, право на бесплатное образование в случаях и порядке, определенных Конституцией и законами Украины.

2. В Украине создаются равные условия доступа к образованию. Никто не может быть ограничен в праве на получение образования. Право на образование гарантируется независимо от возраста, пола, расы, состояния здоровья, инвалидности, гражданства, национальности, политических, религиозных или иных убеждений, цвета кожи, места проживания, языка общения, происхождения, социального и имущественного положения, наличия судимости, а также других обстоятельств и признаков.

3. Право лица на образование может реализовываться путем его получения на разных уровнях образования, в различных формах и различных видах, в том числе путем получения дошкольного, полного общего среднего, внешкольного, профессионального (профессионально-технического), профессионального предвысшего, высшего образования и образования взрослых.

4. Каждый имеет право на доступ к публичным образовательным, научным и информационным ресурсам, в том числе в сети Интернет, электронным учебникам и другим мультимедийным учебным ресурсам в порядке, определенном законодательством.

5. Государство осуществляет социальную защиту соискателей образования в случаях, определенных законодательством, а также обеспечивает равный доступ к образованию лицам из социально уязвимых слоев населения.

6. Государство создает условия для получения образования лицами с особыми образовательными потребностями с учетом индивидуальных потребностей, возможностей, способностей и интересов, а также обеспечивает выявление и устранение факторов, препятствующих реализации прав и удовлетворению потребностей таких лиц в сфере образования.

7. Иностранцы и лица без гражданства получают образование в Украине согласно законодательству и/или международным договорам Украины.

8. Лицо, которое признано беженцем или лицом, которое нуждается в дополнительной защите согласно Закону Украины "О беженцах и лицах, нуждающихся в дополнительной или временной защите", имеет равное с гражданами Украины право на образование.

9. Право на образование не может быть ограничено законом. Закон может устанавливать особые условия доступа к определенному уровню образования, специальности (профессии).

Статья 4. Обеспечение права на бесплатное образование

1. Государство обеспечивает:

бесплатность дошкольного, полного общего среднего, профессионального (профессионально-технического), профессионального предвысшего и высшего образования в соответствии со стандартами образования;

развитие дошкольного, полного общего среднего, внешкольного, профессионального (профессионально-технического), профессионального предсвысшего, высшего и последипломного образования в соответствии с законодательством.

2. Право на бесплатное образование обеспечивается:

для соискателей дошкольного и полного общего среднего образования - за счет развития сети учреждений образования всех форм собственности и их финансового обеспечения в порядке, установленном законодательством, и в объеме, достаточном для обеспечения права на образование всех граждан Украины, иностранных граждан и лиц без гражданства, которые постоянно или временно проживают на территории Украины;

для соискателей внешкольного, профессионального (профессионально-технического), профессионального предвысшего и последипломного образования - в учреждениях образования или других субъектов образовательной деятельности за счет финансирования из государственного и/или местного бюджетов в порядке, установленном законодательством;

для соискателей высшего образования - в учреждениях образования за счет финансирования из государственного и/или местного бюджетов в порядке, установленном законодательством.

3. Государство гарантирует всем гражданам Украины и другим лицам, которые находятся в Украине на законных основаниях, право на бесплатное получение полного общего среднего образования в соответствии со стандартами образования.

Государство гарантирует бесплатное обеспечение учебниками (в том числе электронными), пособиями всех соискателей полного общего среднего образования и педагогических работников в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Статья 5. Государственная политика в сфере образования

1. Образование является государственным приоритетом, который обеспечивает инновационное, социально-экономическое и культурное развитие общества. Финансирование образования является инвестицией в человеческий потенциал, устойчивое развитие общества и государства.

2. Государственную политику в сфере образования определяет Верховная Рада Украины, а реализуют Кабинет Министров Украины, центральный орган исполнительной власти в сфере образования и науки, другие центральные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

3. Государственная политика в сфере образования формируется и реализуется на основе научных исследований, международных обязательств, отечественного и зарубежного опыта с учетом прогнозов, статистических данных и индикаторов развития с целью удовлетворения потребностей человека и общества.

4. Документами государственного прогнозирования и стратегического планирования развития образования является прогноз развития образования, стратегия развития образования Украины, соответствующие государственные, региональные и местные целевые программы, планы деятельности в сфере образования органов власти. Органы власти обеспечивают открытый доступ к указанным документам путем их обнародования на своих официальных веб-сайтах.

5. Государство создает условия для получения гражданского образования, направленного на формирование компетентностей, связанных с реализацией лицом своих прав и обязанностей как члена общества, осознанием ценностей гражданского (свободного демократического) общества, верховенства права, прав и свобод человека и гражданина.

Статья 6. Принципы государственной политики в сфере образования и принципы образовательной деятельности

1. Принципами государственной политики в сфере образования и принципами образовательной деятельности являются:

человекоцентризм;

верховенство права;

обеспечение качества образования и качества образовательной деятельности;

обеспечение равного доступа к образованию без дискриминации по любым признакам, в том числе по признаку инвалидности;

развитие инклюзивной образовательной среды, в том числе в учреждениях образования, наиболее доступных и приближенных к месту проживания лиц с особыми образовательными потребностями;

обеспечение универсального дизайна и разумного приспособления;

научный характер образования;

разнообразие образования;

целостность и преемственность системы образования;

прозрачность и публичность принятия и выполнения управленческих решений;

ответственность и подотчетность органов управления образованием и учреждений образования, других субъектов образовательной деятельности перед обществом;

институциональное разделение функций контроля (надзора) и функций обеспечения деятельности учреждений образования;

интеграция с рынком труда;

неразрывная связь с мировой и национальной историей, культурой, национальными традициями;

свобода в выборе видов, форм и темпа получения образования, образовательной программы, учебных заведений, других субъектов образовательной деятельности;

академическая добродетель;

академическая свобода;

финансовая, академическая, кадровая и организационная автономия учреждений образования в пределах, определенных законом;

гуманизм;

демократизм;

единство обучения, воспитания и развития;

воспитание патриотизма, уважения к культурным ценностям Украинского народа, его историко-культурного наследия и традиций;

формирование осознанной потребности в соблюдении Конституции и законов Украины, нетерпимости к их нарушению;

формирование уважения к правам и свободам человека, нетерпимости к унижению его чести и достоинства, физического или психического насилия, а также к дискриминации по любым признакам;

формирование гражданской культуры и культуры демократии;

формирование культуры здорового образа жизни, экологической культуры и бережного отношения к окружающей среде;

невмешательство политических партий в образовательный процесс;

невмешательство религиозных организаций в образовательный процесс (кроме случаев, определенных настоящим Законом);

разносторонность и сбалансированность информации относительно политических, мировоззренческих и религиозных вопросов;

государственно-общественное управление;

государственно-общественное партнерство;

государственно-частное партнерство;

содействие обучению на протяжении жизни;

интеграция в международное образовательное и научное пространство;

нетерпимость к проявлениям коррупции и взяточничества;

доступность для каждого гражданина всех форм и типов образовательных услуг, предоставляемых государством.

2. Образование в Украине должно строиться по принципу равных возможностей для всех.

Статья 7. Язык образования

1. Языком образовательного процесса в учебных заведениях является государственный язык.

Государство гарантирует каждому гражданину Украины право на получение формального образования на всех уровнях (дошкольного, общего среднего, профессионального (профессионально-технического), профессионального предвысшего и высшего), а также дополнительного и последипломного образования на государственном языке в государственных и коммунальных учебных заведениях.

Лицам, которые принадлежат к национальным меньшинствам Украины, гарантируется право на обучение в коммунальных учреждениях образования для получения дошкольного и начального образования, наряду с государственным языком, на языке соответствующего национального меньшинства. Это право реализуется путем создания в соответствии с законодательством отдельных классов (групп) с обучением на языке соответствующего национального меньшинства наряду с государственным языком и не распространяется на классы (группы) с обучением на украинском языке.

Лицам, относящимся к коренным народам Украины, гарантируется право на обучение в коммунальных учреждениях образования для получения дошкольного и общего среднего образования, наряду с государственным языком, соответствующего коренного народа. Это право реализуется путем создания в соответствии с законодательством отдельных классов (групп) с обучением на языке соответствующего коренного народа Украины наряду с государственным языком и не распространяется на классы (группы) с обучением на украинском языке.

Лицам, которые принадлежат к числу коренных народов, национальных меньшинств Украины гарантируется право на изучение языка соответствующих коренного народа или национального меньшинства в коммунальных учреждениях общего среднего образования или через национальные культурные общества.

Лицам с нарушением слуха обеспечивается право на обучение жестового языка и на изучение украинского жестового языка.

2. Учреждения образования обеспечивают обязательное изучение государственного языка, в частности заведения профессионального (профессионально-технического), профессионального предвысшего и высшего образования - в объеме, позволяющем осуществлять профессиональную деятельность в выбранной отрасли с использованием государственного языка.

Лицам, которые принадлежат к числу коренных народов, национальных меньшинств Украины, иностранцам и лицам без гражданства создаются надлежащие условия для изучения государственного языка.

3. Государство способствует изучению языков международного общения, прежде всего английского языка, в государственных и коммунальных учебных заведениях.

4. В учреждениях образования согласно образовательной программе могут преподаваться одна или несколько дисциплин двумя или более языками - государственным языком, английским языком, другими официальными языками Европейского Союза.

5. По желанию соискателей профессионального (профессионально-технического), профессионального предвысшего и высшего образования учреждения образования создают возможности для изучения языка коренного народа, национального меньшинства Украины как отдельной дисциплины.

6. Государство способствует созданию и функционированию за рубежом учреждений образования, в которых обучение осуществляется на украинском языке или изучается украинский язык.

7. Особенности использования языков в отдельных видах и на отдельных уровнях образования определяются специальными законами.

Статья 8. Виды образования

1. Лицо реализует свое право на образование в течение жизни путем формального, неформального и информального образования. Государство признает эти виды образования, создает условия для развития субъектов образовательной деятельности, предоставляющих соответствующие образовательные услуги, а также поощряет получение образования всех видов.

2. Формальное образование - это образование, которое приобретается по образовательным программам согласно определенным законодательством уровням образования, отраслям знаний, специальностям (профессиям) и предусматривает достижение соискателями образования определенных стандартами образования результатов обучения соответствующего уровня образования и получения квалификаций, которые признаются государством.

3. Неформальное образование - это образование, которое приобретается, как правило, по образовательным программам и не предусматривает присуждение признанных государством образовательных квалификаций по уровням образования, но может завершаться присвоением профессиональных и/или присуждением частичных образовательных квалификаций.

4. Информальное образование (самообразование) - это образование, которое предусматривает самоорганизованное получение лицом определенных компетентностей, в частности во время повседневной деятельности, связанной с профессиональной, общественной или другой деятельностью, семьей или досугом.

5. Результаты обучения, полученные путем неформального и/или информального образования, признаются в системе формального образования в порядке, определенном законодательством.

Статья 9. Формы получения образования

1. Лицо имеет право получать образование в различных формах или сочетая их.

Основными формами получения образования являются:

институциональная (очная (дневная, вечерняя), заочная, дистанционная, сетевая);

индивидуальная (экстернатная, семейная (домашняя), педагогический патронаж, на рабочем месте (на производстве);

дуальная.

2. Очная (дневная, вечерняя) форма получения образования - это способ организации обучения, соискателей образования, которая предполагает их непосредственное участие в образовательном процессе.

3. Заочная форма получения образования - это способ организации обучения, соискателей образования путем сочетания очной формы образования во время кратковременных сессий и самостоятельного овладения образовательной программой в промежутке между ними.

4. Дистанционная форма получения образования - это индивидуализированный процесс получения образования, который происходит в основном с опосредованным взаимодействием удаленных друг от друга участников образовательного процесса в специализированной среде, которая функционирует на базе современных психолого-педагогических и информационно-коммуникационных технологий.

5. Сетевая форма получения образования - это способ организации обучения, соискателей образования, благодаря которому овладение образовательной программой происходит при участии различных субъектов образовательной деятельности, которые взаимодействуют между собой на договорных началах.

6. Экстернатная форма получения образования (экстернат) - это способ организации обучения, соискателей образования, по которым образовательная программа полностью усваивается соискателем самостоятельно, а оценивание результатов обучения и присуждение образовательной квалификации осуществляются в соответствии с законодательством.

7. Семейная (домашняя) форма получения образования - это способ организации образовательного процесса детей самостоятельно их родителями для получения формального (дошкольного, полного общего среднего) и/или неформального образования. Ответственность за получение образования детьми на уровне не ниже стандартов образования несут родители. Оценивание результатов обучения и присуждение образовательных квалификаций осуществляются в соответствии с законодательством.

8. Педагогический патронаж - это способ организации образовательного процесса педагогическими работниками, который предполагает обеспечение усвоения ими образовательной программы соискателем образования, который по психофизическому состоянию или по другим причинам, определенным законодательством, в частности с целью обеспечения доступности получения образования, требует такой формы.

9. Получение образования на рабочем месте - это способ организации обучения, соискателей образования, благодаря которому овладение образовательной программой (как правило, профессионального (профессионально-технического), профессионального предвысшего образования) происходит на производстве путем практического обучения, участия в исполнении трудовых обязанностей и заданий под руководством специалистов-практиков, привлеченных к образовательному процессу.

10. Дуальная форма получения образования - это способ получения образования, предусматривающий сочетание обучения лиц в учреждениях образования (у других субъектов образовательной деятельности) с обучением на рабочих местах на предприятиях, в учреждениях и организациях для приобретения определенной квалификации, как правило, на основе договора.

11. Особенности применения форм получения образования для разных уровней образования могут определяться специальными законами.

Закон Украины от 5 сентября 2017 года №2145-VIII
"Об образовании"

О документе

Опубликование документа

Официальный вестник Украины от 6 октября 2017 года №78, стр. 7, статья 2392, код акта 87438/2017

Примечание к документу

В соответствии с частью 1 раздела XII настоящий Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования - с 28 сентября 2017 года, за исключением:

И абзаца третьего части второй статьи 59 настоящего Закона, которые вступают в силу с 1 января 2018 года;

- абзацев первого и третьего части второй статьи 61 настоящего Закона, которые вступают в силу с 1 января 2018 года и реализуются в соответствии с подпунктом 1 пункта 6 настоящего раздела;

Из открытых источников

В Украине сегодня, 28 сентября, вступил в силу закон 2145-VIII об образовании.

Закон вводит 12-летнее обучение для школьников :

  • для начального образования – с 1 сентября 2018 года;
  • для базового среднего образования – с 1 сентября 2022 года;
  • для профильного среднего образования – с 1 сентября 2027 года.

И только с 1 сентября 2027 года срок получения профильного среднего образования для всех соискателей составляет три года. До этого тоже можно, если Министерство образования так решит, - например, если есть соответствующий стандарт профильного среднего образования и соответствующей типовой образовательной программы.

После младших классов, средней и старшей школы вводится государственная итоговая аттестация, ее могут провести и в форме Внешнего независимого оценивания, однако в конце начальной школы - только для того, чтобы отследить уровень успешности учащихся.

Закон уделяет много внимания детям с особыми потребностями. Так, обязательно создают инклюзивные и специальные группы и классы по обращениям лиц с особыми потребностями или их родителей. При чем категории лиц с особыми образовательными потребностями определяются актами Кабмина. А в образовательных программах для таких детей могут быть коррекционно-развивающие составляющие.

Закон обязывает учреждения образования информировать о своей деятельности - в частности, на своих сайтах или сайтах учредителей. Надо публиковать документы, свидетельствующие о разрешении на образовательную деятельность и другие особенности - язык преподавания, правила приема, приспособленность заведения для детей с особыми потребностями, перечень дополнительных (платных) услуг и цены на них.

Документ предусматривает создание сайта с учебниками для школьников. Об этом должно позаботиться Минобразования. Электронные книги или книги в электронном виде должны в полной версии находиться в свободном доступе. Кроме того, книги и учебники, созданные за государственные деньги, разработчик должен опубликовать на своем сайте.

Повышение зарплаты для учителей и преподавателей законом также предусматривается, но не сразу. С 1 января 2018 года зарплаты учителей поднимутся минимум до трехкратной минимальной зарплаты, а научно-педагогического работника - еще на четверть больше (если рассчитать согласно обнародованному , речь идет об 11 169 и 13 961,5 грн соответственно, но окончательно суммы будут известны после принятия закона о бюджете на следующий год).

А вот с сегодняшнего дня вступают в силу нормы о надбавках за выслугу лет для педагогов и научно-педагогических работников:

  • свыше трех лет - 10 процентов;
  • свыше 10 лет - 20 процентов;
  • свыше 20 лет - 30 процентов должностного оклада.

С 2019 года учителя и преподаватели получат право на ежемесячную надбавку в размере 20% оклада, если они прошли сертификацию и имеют действующий документ об этом.

Язык образования в школах представителей нацменшинств - государственный .

Закон не предусматривает существование школ с преподаванием на языках национальных меньшинств и коренных народов. Остается возможность создавать отдельные группы в детсадах или классы в школе (речь идет о получении общего среднего образования) с обучением на языке нацменьшинства наряду с обучением на украинском языке.

В вузах по желанию учащихся создаются условия для изучения языка нацменьшинства как отдельной дисциплины.

Исключение из общего правила составляют школьники из числа нацменьшинств, которые начали учиться до 1 сентября 2018 года. До 1 сентября 2020 года они смогут учиться по прежним правилам, потом будет постепенно увеличиваться количество предметов, которые преподаются на украинском языке.

Кроме того, документ содержит такие нормы:

  • Преподавать в детсадах, школах и вузах можно будет без профильного образования

Если человек получил высшее, профессиональное предвысшее или профессионально-техническое образование по иной специальности, нежели педагога, закон позволяет ему на протяжении года работать учителем или преподавателем (в детсадах, школах, вне школы, заведениях профессионально-технического образования, вузах, учреждениях последипломного образования). Продолжить учительствовать и далее можно будет при условии успешно пройденной аттестации.

Школьным учителям надо будет успешно сдать экзамен в соответствии с квалификационными требованиями к педагогу.

  • Аттестация учителей каждые 5 лет

Педагоги должны будут проходить аттестацию каждые пять лет. Есть и альтернатива - педагог вместо аттестации может по собственному желанию пройти сертификацию и получить соответствующий документ, который будет действовать в течение 3 лет. Уже с начала 2019 года учителям с такими сертификатами предусмотрены “плюшки” - будут доплачивать 20% зарплаты к основному окладу.

КИЕВ, 28 сен — РИА Новости. Закон "Об образовании", устанавливающий жесткие ограничения на использование языков национальных меньшинств на Украине, вступает в силу. Документ уже вызвал шквал критики со стороны некоторых европейских стран.

В правительствах Венгрии и Румынии заявили, что закон нарушает права нацменьшинств на Украине. МИД Венгрии пообещал, что в ответ заблокирует вступление Украины в Евросоюз, а сам документ назвал "позорным". В Москве также считают, что закон противоречит украинской конституции и международным обязательствам Киева.

Киевские власти заверяют, что закон направлен на укрепление позиций украинского языка, а принятая норма не противоречит Европейской хартии региональных языков. Они также намерены направить на экспертизу в Совет Европы спорную статью, которая касается языка обучения нацменьшинств.

"Удар в спину"

Президент Петр Порошенко 25 сентября подписал закон "Об образовании" и развеял надежды противников документа на применение к нему права вето.

В соответствии с новым законом, с 1 сентября 2018 года учиться на языках нацменьшинств можно будет в детском саду и начальной школе, параллельно изучая государственный язык. С пятого класса языки нацменьшинств можно будет изучать только как отдельную дисциплину. С 1 сентября 2020 года образование станет полностью украиноязычным. Такой сценарий предусмотрен для всех нацменьшинств, в том числе для школ с исключительно русским языком преподавания.

В Венгрии этот шаг назвали "ударом в спину" со стороны Киева, поскольку Будапешт был ярым сторонником евроинтеграции Украины и предоставлял ей гуманитарную и финансовую помощь.

"Я сделаю достаточно жесткое заявление по ситуации на Украине. Там проживают 150 тысяч граждан Венгрии, а украинский парламент принял закон, который нарушает права меньшинств, включая венгров, лишает меньшинства многих прав в образовании. Они лишили меньшинства права учиться на родном языке в старшей школе", — заявил глава венгерского МИД Петер Сийярто.

По его словам, "это совершенно неприемлемо, это идет в совершенно противоположном направлении от того, в котором должна двигаться Европа".

Сийярто добавил, что Венгрия намерена обратиться к европейским властям и институтам с требованием не допустить вступления нового закона в силу. В частности, он направил письма с разъяснением ситуации и призывом к срочным действиям генсеку ОБСЕ Томасу Гремингеру, верховному комиссару по делам национальных меньшинств Ламберто Заньеру и председателю ОБСЕ Себастьяну Курцу. Глава МИД Венгрии также призвал к экстренным мерам верховного комиссара ООН по правам человека и комиссара ЕС по вопросам расширения и европейской политики добрососедства.

Наряду с этим венгерское дипломатическое ведомство пообещало, что в ответ на закон об образовании заблокирует вступление Украины в ЕС.

Обеспокоенность принятым законом выразили также Румыния и Молдавия. Представители Румынии обратились к властям Украины с просьбой о заключениях Венецианской комиссии и Верховного комиссара ОБСЕ по поводу принятого закона.

Главы МИД Болгарии, Венгрии, Греции и Румынии подписали совместное письмо к украинскому коллеге Павлу Климкину, где выразили озабоченность новым законом. По словам главы МИД Болгарии Екатерины Захариевой, такое же письмо будет отправлено в Совет Европы и ОБСЕ.

В Москве считают, что новый закон нарушает украинскую конституцию.

"Рассматриваем этот шаг как попытку "майданной" власти осуществить полную украинизацию образовательного пространства страны, что прямо противоречит как ее конституции, так и взятым Киевом на себя международным обязательствам в гуманитарной сфере", — говорится в комментарии российского МИД.

Ведомство подчеркивает, что, хотя в законе русский язык не упоминается, "очевидно, что главной целью нынешних украинских законотворцев является максимальное ущемление интересов миллионов русскоязычных жителей Украины, насильственное установление в многонациональном государстве моноэтнического языкового режима".

В Киеве не видят проблем

В украинском министерстве образования заявили, что одобренная Радой редакция статьи 7 закона "Об образовании" "соответствует конституции и ратифицированной Украиной Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств". В ведомстве считают, что расширение преподавания на государственном языке в школах с языками национальных меньшинств обусловлено необходимостью помочь детям лучше овладеть украинским языком и получить качественное образование.

Сейчас, согласно официальной статистике, на Украине на языках национальных меньшинств обучаются около 400 тысяч детей в 735 учебных заведениях.

При этом, по данным министерства, уровень владения государственным языком у детей из таких школ устойчиво снижается. Так, в 2016 году более 60 процентов школьников, относящихся к венгерскому и румынскому нацменьшинствам, не смогли сдать экзамен по украинскому языку.

"По статистике Украинского центра оценивания качества образования, в 2016 году более 36 процентов выпускников Закарпатья сдали внешнее независимое оценивание (ВНО) по украинскому языку с результатом от одного до трех баллов по 12-балльной шкале. При этом худшие результаты ВНО по украинскому языку в 2016 году получили выпускники из Береговского района, где компактно проживает венгерская община. Так, 75 процентов выпускников этого района получили от одного до трех баллов по 12-балльной шкале с ВНО по украинскому языку", — сообщает министерство.

Экзамен для ЕС: украинизация школ добавит Киеву врагов В России назвали скандальный украинский закон "Об образовании" актом этноцида русского народа. Теперь важно, как на действия Киева отреагируют Европа и международные организации. Кое-кто из европейцев, кстати, уже высказался.

В ведомстве считают, что это приводит к нарушению конституционного права детей на поступление в высшие учебные заведения, а также ухудшает их шансы на успешную карьеру.

Глава Минобразования Лилия Гриневич заявила о намерении направить закон "Об образовании" на экспертизу в Венецианскую комиссию. По ее словам, заключение экспертов может быть получено уже к концу осени.

Этноцид русского народа

Госдума России приняла заявление о недопустимости нарушения фундаментального права коренных народов и национальных меньшинств Украины обучаться на родных языках. Депутаты отмечают, что закон "Об образовании" станет актом этноцида русского народа на Украине.

По мнению депутатов, закон попирает базовые стандарты ООН и Совета Европы о защите языковой самобытности коренных народов и национальных меньшинств, закрепленные в международных договорах, ратифицированных Украиной.

"Нарушается и конституция Украины, согласно которой должно быть гарантировано право обучения на родном языке и не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод при принятии новых законов", — говорится в документе.

В нем также отмечается, что представители коренных народов и нацменьшинств Украины полностью лишаются права обучаться на родных языках в государственных учебных заведениях, возможность обучаться на них будет только в коммунальных учреждениях дошкольного и общего образования.

Парламентарии подчеркивают, что положения закона об образовании не соответствуют принципам и нормам Международного пакта о гражданских и политических правах, Конвенции ООН о правах ребенка, рамочной конвенции о защите национальных меньшинств и других международных договоров.

"Грубо нарушается Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств, закрепляющая принцип признания региональных языков или языков меньшинств в качестве культурного богатства, а также обязывающая государства устранить любые неоправданные различия, исключения, ограничения, относящиеся к использованию регионального языка или языка меньшинства и имеющие целью сдержать либо поставить под угрозу его сохранение или развитие", — говорится в заявлении.

Парламентарии указывают, что закон грубо ущемляет права значительной части населения Украины — миллионов русских, болгар, венгров, греков, молдаван, поляков и румын.

Уничтожение национальной идентичности и самосознания проживающих на территории Украины народов, пренебрежение принципами и нормами международных договоров являются недопустимыми и требуют принятия мер по защите их прав и свобод, считают депутаты.

Госдума предлагает объединить усилия всех парламентских сил в целях защиты коренных народов и национальных меньшинств Украины от принудительной ассимиляции и насаждения каких-либо форм дискриминации.

Депутаты выражают солидарность с протестной позицией властей Болгарии, Венгрии, Греции, Молдавии, Польши и Румынии, а также части жителей самой Украины относительно принятого закона. Они призывают парламенты других государств, официальные языки которых признаны Украиной региональными языками и языками национальных меньшинств, предпринять шаги для осуждения документа.

РИА Новости Украина

Закон "Об образовании", который в понедельник, 25 сентября, подписал Президент Украины Петр Порошенко , начинает масштабные реформы в отрасли, которая до сих пор мало изменилась с советских времен. Собственно, и действующий закон об образовании принимали еще в советские времена — весной 1991. С тех пор он претерпел множество изменений, пишет Тарас Шамайда для texty.org.ua.

Итак, какие изменения произойдут в образовании?

1. Не просто знания, а умение.

От практики напаковывания детей большим объемом информации и обучения по принципу "зазубрил — ответил — забыл" украинское образование, прежде всего школьное, должно перейти к развитию у детей компетентности. Новая украинская школа должна развивать у детей "чтение с пониманием, умение выражать свою мысль устно и письменно, критическое и системное мышление, способность логически обосновывать позицию, творчество, инициативность, умение конструктивно управлять эмоциями, оценивать риски и принимать решения, решать проблемы, способность сотрудничать с другими".

Собственно, большая часть заложенных в законе норм подчинена именно этой цели, для достижения которой учреждениям образования, педагогам, родителям и самим соискателям образования предоставляется большая свобода действий.

2. Трехуровневая 12-летняя школа.

Дети будут идти в школу, как правило, в 6-летнем, но в любом случае не позднее 7-летнего возраста и будут учиться 12 лет.

Среднее образование будет состоять из начального (4 года, 1-4 классы), базового (5 лет, 5-9 классы) и профильного (3 года, 10-12 классы). Начиная с 5 класса дети будут учиться в гимназиях, а после окончания 9 класса будут продолжать обучение в лицеях (заведениях старшей или профильной школы) или же приобретать профессиональное образование.

После окончания каждого уровня знания учеников будут проверять с помощью государственной итоговой аттестации. После 4 класса это будет мониторинг, а после 9 — полноценное внешнее независимое оценивание.

Начальная школа может иметь самые разнообразные формы: один или несколько классов с учащимися одного или разных возрастов, с одним или несколькими учителями. Закон также позволяет работу начальной школы "в любой другой форме, которая будет наиболее удобна и целесообразна для обеспечения получения детьми начального образования согласно со стандартом начального образования".

Лицеи будут иметь академическое или профессиональное направление, или же в одном лицее будут классы разных направлений. В академических лицеях учащиеся смогут глубоко подготовиться к высшему образованию, в профессиональных — получить среднее образование и одновременно первую профессию. Образование в них продлится три года вместо нынешних двух. Дополнительный год обучения снимет проблему катастрофической нехватки времени и перегрузки старшеклассников в нынешней двухлетней старшей школе.

Каждый лицей будет отдельным юридическим лицом и, как правило, будет размещаться в отдельном помещении. Лицеи задуманы не просто как старшие классы обычной школы, а как отдельные заведения. Причем, довольно большие, где в каждой параллели есть по крайней мере 4-5 классов, каждый со своей специализацией. А значит, их будет значительно меньше, чем нынешних 11-летних школ. Соответственно и переход к таким лицеям будет происходить не так незаметно как сейчас — выпускники 9 классов будут сдавать ВНО, и по их итогам будут поступать в выбранные лицеи на конкурсной основе.

В другие школы детей будут зачислять без конкурса — за исключением ситуаций, когда заявлений на обучение в школе больше, чем мест (в таком случае приоритет будет отдаваться детям, живущим на территории обслуживания этой школы).

Новая система будет вводиться постепенно, чтобы не сказать очень медленно. Начальная школа заработает с 1 сентября 2018 года, базовая — с 1 сентября 2022 и профильная — с 1 сентября 2027. Однако закон содержит опцию введения профильного трехлетнего обучения и ранее — как в отдельных учреждениях, так и по всей стране. В Министерстве образования и науки не исключают ускорения реформы и введения полноценной 12-летки уже с 1 сентября 2022-23 года.

Такой вариант возможен, если общество в первые годы реформы осознает ее важность, а образовательная и бюджетная системы будут вполне готовы к переменам.

3. Профессиональное образование .

Окончив 9 классов, дети смогут учиться в профессиональных колледжах, получая профессию как одновременно с получением полного высшего образования, так и без него.

4. Трехлетний бакалаврат и двухлетняя магистратура.

Для получения диплома бакалавра студенты будут учиться не четыре, а три года. Зато обучение в магистратуре станет дольше и продлится два года, сейчас — полтора. Поступление в магистратуру будет осуществляться по результатам ВНО.

5. Автономия школ и большая свобода учителя.

Учреждение образования может осуществлять образовательную деятельность одновременно на разных уровнях образования и по различным видам образования, создавать для этого структурные подразделения. То есть, теоретически, может существовать заведение, объединяющее детский сад, начальную школу, гимназию, лицей, университет, профессиональный колледж и музыкальную или художественную школу. Надо лишь получить соответствующие лицензии и пройти аккредитацию.

Учреждения образования смогут образовывать с другими юридическими лицами образовательные, образовательно-научные, научные, образовательно-производственные и другие объединения.

Все учебные заведения — от детских садов до университетов — получат значительно больше свободы. До сих пор (с 2014 года) автономию имели только вузы.

Теперь же школы, детсады и другие учреждения образования всех форм собственности будут иметь самоуправляющиеся коллегиальные органы — наблюдательные (попечительские) и педагогические советы, родительские советы и т. п — которые будут принимать важнейшие решения. В состав наблюдательного (попечительского) совета, которой учредитель может делегировать свои полномочия, не могут входить работники этого заведения и учащиеся в нем.

Директор школы или детсада будет избираться на шесть лет конкурсной комиссией в составе представителей других школ, местной власти, преподавателей педагогических вузов и общественности. Для участия в конкурсе нужно свободно владеть государственным языком и иметь высшее образование, но учредители вправе устанавливать дополнительные квалификационные требования к кандидатам.

Директор самостоятельно будет вибирать на работу своих заместителей и других педагогических работников. Образовательное учреждение имеет право объявить конкурс на любую вакансию, но главное, что назначения будут проходить без согласования с местными властями, которое требуется сейчас.

Учреждения образования и педагоги самостоятельно будут формировать учебные программы, которые по представлению педагогического совета будет утверждать руководитель учреждения. Единственное требование — их соответствие государственным стандартам образования, принятым министерством образования и науки.

Учитель сможет свободно работать по собственной программе и выбирать формы донесения материала до детей. Одновременно, министерство будет разрабатывать типовые программы для тех учителей, которые не хотят или не могут разработать собственные.

Закон отменяет процедуру аттестации школ и местных управлений образования на их инспектирование.

Сами инспекции ликвидируют, а работники методкабинетов будут заниматься вместо проверок поддержкой и помощью учебным заведениям. Проверять же эти заведения будет только Государственная служба качества образования. Плановый аудит заведения, включающего проверку соблюдения лицензионных условий, будет происходить раз в 10 лет.

6. Директором можно быть не более 12 лет.

Ограничение срока пребывания одного человека на посту руководителя распространится из вузов на все учреждения образования. Пожизненных директоров школ больше не будет. Человек сможет избираться на пост директора не больше двух шестилетних сроков подряд, а затем сможет работать на другой должности в этой же школе или претендовать на директорство в другой.

7. Большая зарплата учителей.

Должностной оклад учителя низшей категории составит три минимальных зарплаты. Этого уровня будут достигать постепенно, до 2023 года. Если бы ее ввели немедленно, такой оклад составлял бы 9600 гривен, а с различными надбавками учителя зарабатывали бы еще больше. Однако для этого надо было бы найти минимум 87 миллиардов бюджетных гривен, что нереально.

Когда авторы закона закладывали эту норму, минимальная зарплата равнялась прожиточному минимуму для трудоспособных лиц. Однако, с 1 января 2017 года, уже после голосования закона в первом чтении, минимальную зарплату установили в размере двух минимумов: 3200 гривен вместо 1600, поэтому стоимость образовательного законопроекта выросла на десятки миллиардов.

Поэтому ко второму чтению образовательный комитет Верховной Рады внес в текст поправку, заменив три минимальные зарплаты на четыре прожиточных минимума (на сегодня 6736 гривен). Однако во время рассмотрения закона на пленарном заседании с подачи Юлии Тимошенко поправку провалили.

Зарплата научно-педагогического работника самой низкой квалификации будет по крайней мере на 25% больше, чем зарплата учителя низшей категории. Оклад работника каждой следующей категории должна повышаться по крайней мере на 10%.

8. Добровольная сертификация учителей.

Все педагогические и научно-педагогические работники, как и сейчас, должны обязательно повышать квалификацию, но эта процедура претерпит коренные изменения. Эти услуги смогут предоставлять различные государственные, коммунальные и частные учреждения, а также общественные организации, которые будут иметь соответствующую лицензию. Учитель сам волен выбирать, где ему повышать квалификацию, это может быть и несколько разных учреждений, суммарное время обучения в которых должно составлять не менее 150 часов на 5 лет.

Вместо повышения квалификации учитель может по собственной инициативе пройти добровольную сертификацию на знание предмета и владение современными образовательными методиками. Пройдя такую сертификацию, учитель получит на три года сертификат и 20% надбавку к зарплате, а также сможет обучать других педагогов.

9. Инклюзивное обучение и перепрофилирование интернатов.

Закон поощряет обучение детей с особыми потребностями, сирот и детей из сложных семей в обычных школах. По заявлениям родителей детей с особыми потребностями школы должны создавать специальные классы, где такие дети могли бы учиться. Если это необходимо, дети с особыми потребностями могут идти в школу позже и учиться дольше.

Детям с нарушениями слуха создадут условия для обучения на языке жестов.

До 31 декабря 2021 года все школы-интернаты должны стать или обычными школами, детсадами или другими учебными заведениями, доступными для всех детей, или детскими домами в системе Минсоцполитики. Решение о судьбе каждого интерната будут принимать областные и Киевский городской советы.

10. Образовательные округа.

Различные учреждения образования в пределах определенной территории (включая заведения внешкольного образования, культуры, физкультуры) составят единый образовательный округ, своеобразным центром которого станет опорная школа, удобно расположенная для подвоза детей из других населенных пунктов и обеспеченная квалифицированными кадрами и современным оборудованием.

11. Украинский язык.

Образовательный процесс во всех учреждениях образования будет происходить на украинском языке. Представители национальных меньшинств имеют право обучаться в отдельных группах детских садов и классах начальной школы, в которых, кроме украинского, будет использоваться в образовательном процессе язык соответствующего меньшинства.

Начиная с 5 класса, все образование будет происходить на украинском языке, исключения возможны только для представителей коренных народов (прежде всего, крымских татар), которые могут хранить двуязычное обучение до окончания старшей школы.

Для первоклассников такая система заработает с 1 сентября 2018 года, а для тех, кто начал учиться в школах с языком национальных меньшинств ранее, — с 1 сентября 2020 года, причем на протяжении этих трех лет в школах с обучением на языках меньшинств будет постепенно увеличиваться количество предметов, преподаваемых на украинском.

Изучение украинского языка становится обязательным во всех учебных заведениях (включая вузы, во многих из которых такое преподавание прекратили на основании закона "О высшем образовании").

В учреждениях образования, согласно образовательной программе, могут преподаваться одна или несколько дисциплин на двух и более языках — на государственном языке, на английском языке, на других официальных языках Европейского Союза. Стоит отметить, что среди 24 языков ЕС есть языки некоторых нацменьшинств Украины — румынский, венгерский, польский, болгарский, словацкий и тому подобное.

Русский же язык к языкам ЕС не относится, поэтому даже отдельные предметы или дисциплины (кроме собственно курса русского языка) не смогут преподаваться на русском ни в базовой или профильной школе, ни в музыкальных или художественных школах, ни в университетах или профессиональных колледжах.

Языковая статья закона, окончательную редакцию которой сформулировала рабочая группа из представителей разных фракций, Министерства образования и экспертов в день голосования за закон, уже вызвали негативную реакцию Москвы, Будапешта и Бухареста, однако формально ни врагам, ни партнерам Украины не к чему придраться — нормы этой статьи четко отвечают как нашей Конституции, так и международным договорам, ратифицированными Украиной.

А уровень защиты прав меньшинств в новом законе все равно значительно выше, чем уровень защиты украинцев в той же Румынии или Венгрии, не говоря уже о России.

12. Информационная прозрачность.

Каждое учреждение образования обязано разместить в открытом доступе на своем сайте (или сайте учредителя) всю важную информацию о своей деятельности.

К такой информации закон, в частности, относится устав, лицензии, сертификаты институциональная аккредитация и аккредитация программ, структура и органы управления учреждения, кадровый состав, образовательные программы, язык образовательного процесса, вакансии и конкурсы, материально-техническое обеспечение, наличие общежитий, мест в них и размер оплаты за проживание, результаты мониторинга качества, годовой отчет, правила приема, условия доступности для лиц с особыми потребностями, размер платы за обучение, перечень и стоимость дополнительных услуг.

Обязательно должна обнародоваться смета и финансовый отчет о поступлении и использовании всех полученных средств, информация о перечне товаров, работ и услуг, полученных как благотворительная помощь, с указанием их стоимости, а также средства, полученные из других источников, не запрещенных законодательством.

13. Академическая добропорядочность.

Закон обязывает участников образовательного процесса соблюдать академическую добропорядочность.

Нарушениями академической добропорядочности считаются плагиат, самоплагиат (когда человек выдает свои старые научные результаты за новые), фабрикация или фальсификация данных, списывание, обман, взяточничество и необъективное оценивание.

Нарушителю добропорядочности грозит отказ в присуждении ученой степени или звания, лишение уже присужденных степеней, званий, квалификационных категорий, лишения права занимать определенные должности. Учащихся и студентов за нарушения добропорядочности могут направить на пересдачу экзамена, контрольную и т. п, повторное прохождение курса, лишить стипендии или льгот или отчислить из учебного заведения.

14. Больше источников финансирования.

Государство, как и сейчас, будет выделять местным бюджетам субвенцию на общее среднее образование, в том числе и на получение среднего образования в профессионально-технических заведениях. Профессиональную составляющую этих заведений будут финансировать преимущественно региональные бюджеты.

Государство будет финансировать обучение на бюджетных местах в вузах и подготовку специалистов дефицитных рабочих профессий в системе профтехобразования.

Местная власть и органы самоуправления должны создать надлежащие условия для работы учреждений образования, в т.ч. обеспечить их помещениями и организовать подвоз детей из соседних сел в опорные школы.

Дошкольное и внешкольное образование финансируется в основном из местных бюджетов, которые благодаря децентрализации за три года выросли более чем вдвое. При этом детсады, а также частные школы, которые обоснуют стоимость обучения, получат дополнительные деньги на каждого ребенка из госбюджета.

В целом же каждое учреждение образования имеет право получать деньги из бюджетов разных уровней, а также из любых источников, не запрещенных законом. Образовательные учреждения будут иметь право получать добровольные пожертвования, гранты, дивиденды, помощь родителей, частных партнеров и тому подобное, оказывать платные услуги, продавать произведенную в мастерских или производственных подразделениях продукцию. Средства каждое заведение сможет свободно тратить на свою уставную деятельность, а временно свободные деньги сможет размещать в государственных банках.



© 2024 Идеи дизайна квартир и домов