Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Легенды про египетских богов. Мифы Древнего Египта – загадочные и манящие истории жизни и смерти

Жизнь Древнего Египта ощущала сильнейше влияние религии. Поклонение богам было повсеместным действом, тогдашние граждане больше внимания уделяли загробному миру и возможности правильно туда попасть, нежели имеющейся действительности. В связи с этим египетская мифология является частью культуры и истории.

Из таких источников сейчас мы можем узнать особенности существования великой африканской страны, а также современный читатель легко погрузится в ту старинную атмосферу, если будет просто изучать мифы древнего Египта. Почти обо всех их имеются определённые упоминания на исторических памятниках, коими полна египетская земля.

Главным объектом, с помощью которого можно прикоснуться к знаниям великой цивилизации, являются, несомненно, пирамиды, на стенах которых впервые записывались основные вехи истории. Из таких надписей мы узнаём и о:

  • мифологических героях;
  • исторических событиях;
  • религиозных обрядах и законах.

Причём периодически некоторые данные менялись, связано это с постоянными изменениями в жизни Египта, а именно с поклонением различным божествам. Это стало одной из особенностей египетской мифологии, ведь в разные исторические периоды мифы о богах древнего Египта провозглашали главенствующей личностью разных персонажей, даже известный является слиянием двух ранее почитаемых богов.

Из мифов древнего Египта учёные получают сведения о жизни тогдашней страны:

  • особенности культуры;
  • развитие цивилизации;
  • международные отношения;
  • понимание и использование природных явлений;
  • бытовая деятельность;
  • религиозные принципы и основы.

В основном все легенды создавались, дабы передать потомкам понимание таких вещей:

  • почитаемые божества;
  • сотворение вселенной;
  • создание и жизнь человека.

Описываемое миропонимание совпадает во многих деталях с иными культурами, имеющимися на тот момент и последующими.

Мифы о богах древнего Египта

Основная фигура в древнеегипетском пантеоне, в отличие от верований *Карфаген* - бог солнца, носящий разные имена, но чаще всего его называли Амон-Ра или просто Ра. Он, как считалось, был главным создателем вселенной, а сам же родился, по преданию, из лотоса. Обрадовавшись собственному рождению, Ра заплакал, из слёз возникли люди.

С этим богом ассоциировались и другие:

  • Атум, символ заходящего солнца;
  • Хепри, самовосстанавливающийся скарабей, символ созидательной силы.

Ра создал первых богов: Шу (ветер), Тефнут (влага). От них родились бог Геба (земля) и богиня Нут (небо). Последняя родила от Ра сына - Осириса, который получил безмерную власть от отца и стал владыкой на земле, дарующим обширные и полезные знания.

Этот персонаж очень популярен в мифах о богах древнего Египта, его образ связан с покровительством и знаниями, даже указано, что именно Осирис был первым правителем страны.

В сказаниях описывается его жизнь и политическая деятельность, похожая на судьбу многих последующих фараонов. Брат Осириса, бог пустынь Сет, совершил предательство ради власти и мести, что соответствовало часто встречающимся ситуациям в истории. Он заманил брата в роскошный саркофаг, сославшись на подарок, а затем закрыл его там и пустил по течению Нила.

В продолжение мифа можно узнать о жертвенности и преданности жени исчезнувшего царя, Исида сделала всё, чтобы найти его тело, и даже смогла зачать от него наследника, Гора. Есть версия, что она тогда впервые сделала мумию из тела своего мужа, в чём помог ей также бог, могущественный покровитель загробных миров.

Все члены этой семьи полюбились египтянам, так как они прошли через всевозможные страдания, поэтому мифы о богах древнего Египта пестрят их именами. Исида нередко представала в образе хитрой женщины, также она покровительствовала колдунам и магам, ведь сама была в этом сильна. Она смогла выведать даже тайное имя верховного Ра, что позволило ей обладать неимоверной силой.

Её сын, Гор, немало измучившийся в преследованиях дядей, богом Сетом, вырос храбрый воином и отомстил обидчику. А затем принял власть своего отца, заняв трон, его называли богом неба и солнца. Гору удалось оживить отца, скормив ему свой глаз, вырванный в бою Сетом.

Знания, которые затем Осирис дал людям, немалые:

  • виноградарство;
  • добыча разных руд;
  • земледелие;
  • врачевание;
  • градостроительство;
  • культ богов.

Мифы древнего Египта, относящиеся к Новому царству, отражают максимальное почитание именно этого бога, ставшего главным, ведь Осирис отвечал за загробный мир и судил умерших после смерти. Эта сфера существования для древних египтян была особо ценной, так как загробная жизнь считалась более важной, и к ней готовились ответственно всю жизнь на земле.

Количество богов в египетском пантеоне значительное, причём один и тот же персонаж мог изображаться и называться по-разному, ведь в каждой области страны сказания трактовали по-своему. И всё же основные детали были общими, как и многие символы, например который сопровождал почти каждого бога на рисунках.




Боги Осирис, Гор и Исида, IX век до нашей эры

Источники изучения мифологии Древнего Египта отличаются неполнотой и несистематичностью изложения. Характер и происхождение многих мифов реконструируются на основе поздних текстов. Основными памятниками, отразившими мифологические представления египтян, являются разнообразные религиозные тексты: гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц. Наиболее значительные из них – «Тексты пирамид» – древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий Древнего царства (XXVI – XXIII столетия до нашей эры); «Тексты саркофагов», сохранившиеся на саркофагах эпохи Среднего царства (XXI – XVIII века до нашей эры), «Книга мертвых» – составлявшаяся начиная с периода Нового царства и до конца истории Египта.

Египетская мифология начала формироваться в VI – IV тысячелетиях до нашей эры, задолго до возникновения классового общества. В каждой области (номе) складывается свой пантеон и культ богов, воплощенных в небесных светилах, камнях, деревьях, птицах, змеях. Значение египетских мифов неоценимо, они дают ценный материал и для сравнительного изучения религиозных представлений на Древнем Востоке, и для исследования идеологии греко-римского мира, и для истории возникновения и развития христианства.

Космогонические мифы Судя по данным археологии, в самый древний период египетской истории еще не было космических богов, которым приписывали сотворение мира. Ученые полагают, что первая версия этого мифа возникла незадолго до объединения Египта. Согласно этой версии, солнце родилось от союза земли и неба. Это олицетворение, несомненно, древнее, чем космогонические идеи жрецов из крупных религиозных центров. Как обычно, от уже существующего мифа не отказывались, и образы Геба (бога земли) и Нут (богини неба) как родителей бога солнца Ра сохраняются в религии на протяжении всей древней истории.

По представлениям древних египтян каждое утро богиня Нут производит на свет солнце и каждый вечер прячет его на ночь в своем чреве. Богословские системы, предлагавшие другую версию сотворения мира, возникли, вероятно, в одно и то же время в нескольких крупнейших культовых центрах: Гелиополе, Гермополе и Мемфисе. Каждый из этих центров объявлял создателем мира своего главного бога, который был, в свою очередь, отцом других богов, объединявшихся вокруг него.


Бог Анубис, XVI век до нашей эры

Общей для всех космогонических концепций была идея о том, что сотворению мира предшествовал хаос воды, погруженной в вечную тьму. Начало выхода из хаоса связывалось с возникновением света, воплощением которого являлось солнце. Представление о водном просторе, из которого появляется поначалу небольшой холм, тесно связано с египетскими реалиями: оно почти в точности соответствует ежегодному разливу Нила, илистые воды которого покрывали всю долину, а затем, отступая, постепенно открывали землю, готовую к пахоте. В этом смысле акт сотворения мира как бы повторялся ежегодно. Египетские мифы о начале мира не представляют собой единого, цельного рассказа. Часто одни и те же мифологические события изображены по-разному, и боги в них выступают в различном облике.

Любопытно, что при множестве космогонических сюжетов, объясняющих сотворение мира, чрезвычайно мало места уделяется созданию человека. Древним египтянам казалось, что боги сотворили мир для людей. В письменном литературном наследии Египта очень мало прямых указаний на сотворение рода человеческого, такие указания – исключение. В основном же египтяне ограничивались убеждением, что человек обязан своим существованием богам, которые ждут от него за это благодарности, понимаемой очень просто: человек должен поклоняться богам, строить и содержать храмы, регулярно совершать жертвоприношения.

Жрецы Гелиополя создали свою версию возникновения мира, объявив его создателем бога солнца Ра, отождествленного с другими богами – творцами Атумом и Хепри («Атум» значит «Совершенный», имя «Хепри» можно перевести как «Тот, кто возникает» или «Тот, кто приводит к возникновению»). Атума обычно изображали в облике человека, Хепри в виде скарабея, а это значит, что его культ восходит к тому времени, когда богам придавали облик животных.

Любопытно, что у Хепри никогда не было собственного места культа. Как олицетворение восходящего солнца, он был тождествен Атуму – заходящему солнцу и Ра – светящему днем. Придаваемый ему облик скарабея был связан с убеждением, что этот жук способен размножаться сам по себе, отсюда его божественная созидательная сила. А вид скарабея, толкающего свой шар, подсказал египтянам образ бога, катящего солнце по небу.

Миф о сотворении мира Атумом, Ра и Хепри записан в «Текстах пирамид», а к тому времени, когда текст его впервые был высечен в камне, он, вероятно, существовал уже давно и был широко известен. Согласно «Текстам пирамид», Ра – Атум – Хепри создал себя сам, возникнув из хаоса, именуемого Нуном. Нун, или Первоокеан, изображался обычно как необозримое предвечное водное пространство. Атум, появившись из него, не нашел места, на котором ему можно было бы удержаться. Поэтому он в первую очередь создал холм Бен-бен. Стоя на этом островке твердой почвы, Ра-Атум-Хепри приступил к созданию других космических богов. Поскольку он был один, первую пару богов ему пришлось родить самому.

От союза этой первой пары произошли другие боги, таким образом, согласно гелиопольскому мифу, появились земля и правящие ею божества. В продолжающемся акте творения от первой пары богов – Шу (Воздух) и Тефнут (Влага) – родились Геб (Земля) и Нут (Небо). Они в свою очередь породили двух богов и двух богинь: Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду. Так возникла Великая Девятка богов – Гелиопольская Эннеада. Эта версия сотворения мира не была единственной в египетской мифологии. По одному из преданий, создателем людей был, например, гончар – бог Хнум, представлявшийся в облике барана, – который вылепил их из глины.

Богословы Мемфиса, крупнейшего политического и религиозного центра Древнего Египта, одного из его столиц, включили в свой миф о сотворении мира многих богов, принадлежавших разным религиозным центрам, и подчинили их Пта как творцу всего. Мемфисский вариант космогонии по сравнению с гелиопольским значительно более отвлеченный: мир и боги созданы не с помощью физического акта – как в процессе творения Атумом, – а исключительно мыслью и словом.

Иногда небесный свод представлялся в виде коровы с телом, покрытым звездами, но существовали еще представления, согласно которым небо – это водная поверхность, небесный Нил, по которому днем солнце днем обтекает землю. Под землей тоже есть Нил, по нему солнце, спустившись за горизонт, плывет ночью. Нил, протекающий по земле, олицетворялся в образе бога Хапи, который способствовал урожаю своими благодатными разливами. Сам Нил также населялся добрыми и злыми божествами в образе животных: крокодилов, гиппопотамов, лягушек, скорпионов, змей и т. д. Плодородием полей ведала богиня – владычица закромов и амбаров Рененутет, почитавшаяся в образе змеи, которая появляется на поле во время жатвы, следя за тщательностью уборки урожая. Урожай винограда зависел от бога виноградной лозы Шаи.

Мифы заупокойного культа
Большую роль в египетской мифологии играли представления о загробной жизни как непосредственном продолжении земной, но только в могиле. Ее необходимые условия – сохранение тела умершего (отсюда обычай мумифицировать трупы), обеспечение жилища для него (гробницы), пищи (приносимые живыми заупокойные дары и жертвы). Позднее возникают представления о том, что умершие (то есть их ба, душа) днем выходят на солнечный свет, взлетают на небо к богам, странствуют по подземному царству (дуат). Сущность человека мыслилась в неразрывном единстве его тела, душ (их, считалось, было несколько: ка, ба; русское слово «душа», однако, не является точным соответствием египетского понятия), имени, тени. Странствующую по подземному царству душу подстерегают всевозможные чудовища, спастись от которых можно при помощи специальных заклинаний и молитв. Над покойным Осирис вместе с другими богами вершит загробный суд (ему специально посвящена 125-я глава «Книги мертвых»). Перед лицом Осириса происходит психостасия: взвешивание сердца умершего на весах, уравновешенных истиной (изображением богини Маат или ее символами). Грешника пожирало страшное чудовище Амт (лев с головой крокодила), праведник оживал для счастливой жизни на полях иару. Оправдан на суде Осириса мог быть только покорный и терпеливый в земной жизни, тот, что не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил зла против царя и т.д., а также «чистый сердцем» («Я чист, чист, чист» – утверждает умерший на суде).

Земледельческие мифы
Третий основной цикл мифов Древнего Египта связан с Осирисом. Культ Осириса связан с распространением земледелия в Египте. Он бог производительных сил природы (в «Книге мертвых» он назван зерном, в «Текстах пирамид» – богом виноградной лозы), увядающей и воскресающей растительности. Так, сев считался похоронами зерна – Осириса, появление всходов воспринималось как его возрождение, а срезание колосьев во время жатвы – как умерщвление бога. Эти функции Осириса отразились в чрезвычайно распространенном сказании, описывающем его смерть и возрождение. Осириса, счастливо царствовавшего в Египте, коварно убил его младший брат, злой Сет. Сестры Осириса Исида (в то же время являющаяся его женой) и Нефтида долго ищут тело убитого, а найдя, оплакивают. Исида зачинает от мертвого мужа сына Гора. Возмужав, Гор вступает в борьбу с Сетом, на суде богов он с помощью Исиды добивается признания себя единственным правомочным наследником Осириса. Победив Сета, Гор воскрешает отца. Однако Осирис, не желая оставаться на земле, становится царем загробного мира и верховным судьей над умершими. Трон Осириса на земле переходит к Гору. В другом варианте мифа воскрешение Осириса связывается с ежегодными разливами Нила, которые объясняются тем, что Исида, оплакивающая Осириса, после «ночи слез» наполняет реку своими слезами.

Связанные с Осирисом мифы нашли отражение в многочисленных обрядах. В конце последнего зимнего месяца «хойяк» – начале первого месяца весны «тиби» совершались мистерии Осириса, во время которых в драматической форме воспроизводились основные эпизоды мифа о нем. Жрицы в образах Исиды и Нефтиды изображали поиски, оплакивание и погребение бога. Затем происходил «великий бой» между Гором и Сетом. Драма завершалась водружением посвященного Осирису столба «джед», символизировавшего возрождение бога и, опосредствованно, – всей природы. В додинастический период праздник заканчивался борьбой двух групп участников мистерий: одна из них представляла лето, а другая – зиму. Победу всегда одерживало лето (воскрешение природы). После объединения страны под властью правителей Верхнего Египта характер мистерий меняется. Теперь борются две группы, одна из которых в одеждах верхнего Египта, а другая – Нижнего. Победа, естественно, остается за группой, символизирующей Верхний Египет. В дни мистерий Осириса справлялись также драматизированные обряды коронации фараонов. Во время мистерии молодой фараон выступал в роли Гора – сына Исиды, а умерший царь изображался Осирисом, сидящим на троне.
Характер Осириса как бога растительности отразился и в другом цикле обрядов. В специальном помещении храма водружалось сделанное из глины подобие фигуры Осириса, которое засевалось зерном. К празднику Осириса его изображение покрывалось зелеными всходами, что символизировало возрождение бога. На рисунках нередко встречается мумия Осириса с проросшими из нее всходами, которые поливает жрец.
Представление об Осирисе как о боге плодородия было перенесено и на фараона, который считался магическим средоточием плодородия страны и поэтому участвовал во всех основных обрядах земледельческого характера: с наступлением времени подъема Нила бросал в реку свиток – указ о том, что начало разлива наступило; первый торжественно начинал подготовку почвы для посева; срезал первый сноп на празднике жатвы, за всю страну приносил благодарственную жертву богине урожая Рененутет и статуям умерших фараонов после окончания полевых работ.

Яркий след в египетской мифологии оставил культ животных, широко распространенных во все периоды египетской истории. Боги в виде животных, с головами птиц и зверей, боги-скорпионы, змеебоги действуют в египетских мифах наряду с божествами в человеческом облике. Чем могущественнее считался бог, тем больше приписывалось ему культовых животных, в облике которых он мог представать перед людьми.
В египетских мифах нашли отражение особенности мировосприятия жителей долины Нила, их представления о происхождении мира и его устроении, сложившиеся на протяжении тысячелетий и уходящие своими корнями в первобытные времена. Здесь и попытки найти истоки бытия в биологическом акте творения богов, поиски изначальной субстанции, олицетворенной божественными парами, – зародыш позднейших учений о первоэлементах мира, и, наконец, как одно из высших достижений египетской теологической мысли – стремление объяснить происхождений мира, людей и всей культуры как результат творческой силы, воплощенной в слове бога.

Мифология Древнего Египта играет важную роль в изучении истории этой страны, ведь именно там находится отражение мировосприятие людей и их понимание жизненного цикла.

Мифы Древнего Египта

Представление о богах и их жизни началось формироваться у древних египтян в 6-4 тысячелетии до н.э. Согласно первым мифам, планета была сплошь покрыта бездонной водой, которую называли коротким словом - Нун. Из Хаоса появились божества, создавшие Небо и Землю, флору и фауну, а также человека. Бог Ра, который родился из цветка лотоса, взял под свое управление солнце, а первыми фараонами в Египте были боги.

Героями египетских сказок и легенд были многие боги, но наибольшей популярностью обладал Осирис.

Рис. 1. Осирис.

Необычайно популярен был миф о судьбе Осириса. Его младший брат, Сет, мечтал получить его власть в свои руки. Для реализации мечты он убивает своего брата, а его тело разрубает на 14 разных кусков и разбрасывает по пустыне. Жена Осириса, Исида, долгое время собирала останки мужа и, собрав их воедино, создала первую в Египте мумию. У Исиды и Осириса был сын - Гор. Возмужав, он бросил вызов Сету и победил его, низвергнув с трона. Гор отдает свой левый глаз для оживления отца и Осирис возвращается к жизни. Египтяне считали, что если провести погребальный ритуал по всем правилам, то человека можно оживить также как и бога.

Существуют интересные легенды о боге Ра. Например, для борьбы богини Басти со злым змеем, Амон-Ра отдает ей в помощь свой глаз. У египтян существовали десятки сказок о глазе Ра как отдельном предмете.

Не могли Египтяне обойтись и без легенд, посвященных их главной и единственной реке - Нилу. Именно Нил послужил очагом цивилизации и являлся олицетворением бога Хапи. Бог, будучи в хорошем настроении, выводил реку из берегов и наполнял берега плодородным илом, а почву влагой. В реке жили и различные духи, которые являлись людям в образе скорпионов, лягушек, крокодилов или змей.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Люди общались с богами на особом языке, который отражается в иероглифах. Он имел вид существ и предметов. Согласно легендам, бог Тот применил такой способ сохранения информации для изображения основ мироздания и знаний. Жрецы вслед за ним рисовали фигуры животных и растений. Например, термин «время» они понимали как что-то поспешное, соединяющее начало с концом. «Время» учит человека быть осмотрительным, оно создает и разрушает события. Это понимание было изображено иероглифом в виде крылатой змеи, держащей свой хвост во рту.

Рис. 2. Египетские иероглифы.

Мифы о пирамидах

Существует достаточно много различных мифов о том, как и кто воздвиг эти неповторимые сооружения древности. По одной из версий пирамиды были построены для сохранности сокровищ. Утвердить эту версию мешает то, что практически все пирамиды были вскрыты мародерами в средние века.

Рис. 3. Пирамида Хеопса.

Возведение таких мегалитических комплексов даже в настоящее время не представляется возможным - просто нет нужной строительной техники. Пирамиды на плато Гиза построены из аккуратно уложенных друг на друга блоков весом до 200 тонн! На некоторых блоках до сих пор сохранились следы дисковых пил, фрез, сверел и других строительных инструментов. Из всего этого рождается еще несколько мифов о том, что пирамиды строили инопланетяне для своих нужд или атланты для сохранения своих сакральных знаний. Совершенно ясно, что ни одна версия не может быть принята за официальную, но и доказанной и подтвержденной методики строительства таких сооружений в настоящее время не существует.

Что мы узнали?

Египетская мифология - уникальный пласт культуры, интерес к которому никогда не угаснет. Она очень многогранна и самобытна и хранит в себе мысли древних египтян об устройстве бытия.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 301.

Вышла из древних религиозных верований. И ожила во многих памятниках великой, как сама жизнь, цивилизации. Настенные изображения внутри храмов, пирамиды-усыпальницы фараонов и хрупкие папирусы рассказывают об одном. О том, как боги сотворили жизнь и обустроили ее согласно собственной воле.

Мифы о сотворении мира

Из египетских мифов следует, что жизнь из мертвой водной пустыни создал бог Атум. Первыми творениями Атума были бог ветра Шу и богиня Тефнут с головой львицы. Первая пара детей Атума разделила его одиночество.

Вторым прекрасным созданием стал бог солнца Ра, его появление осветило тьму и принесло тепло, а из слез счастья Ра появились люди. Затем Атум создал Геба и Нут, бога земли и богиню неба. Они пришли в мир, крепко обнявшись, поэтому небо и земля были нераздельны.

После ссоры Ра разделил их, дав людям сушу для жизни. Благодарные люди с тех пор помнили и чтили двух главных богов: Ра и Атума. Они возделывали землю, строили и поклонялись солнцу.

Мифы о земледелии

Второй темой, родившей множество мифов, стало земледелие. Плодородные долины Нила соседствовали с пустыней, периодически приносившей засуху. Во время разливов жители Египта возносили великому Хали свои молитвы. Бог, владеющий водами Нила, мог остановить бедствие.

Сбор урожая и последующее возрождение природы египтяне связывали с легендой об Осирисе. Его убил брат Сет, а жена Исида родила от мертвого Осириса сына Гора. Повзрослевший Гор убил коварного Сета и воскресил Осириса. Обряды, символизирующие воскресение Осириса, проводились в Египте ежегодно. А злой Сет остался богом пустыни и смерти.

Исида и Осирис стали самыми известными египетскими богами. Исида была богиней семьи, и материнства, долгое время она правила Египтом одна, потому, что ее муж не захотел возвращаться к людям.

Мифы о загробной жизни

Осирис с тех пор стал судить мертвых в загробном мире. А воскресение Осириса стало символом вечной жизни для египтян. Бог-шакал Анубис и бог Тот помогали правителю мира мертвых. Они взвешивали сердце умершего на весах. На другую сторону весов клали перо богини правды Маат.

Так, попадая в мир мертвых - Дуат, египтяне разделялись на праведных и грешников. Грешников отдавали на съедение чудовищу Амат, а праведники отправлялись в прекрасные поля Иалу наслаждаться вечным счастьем.

Все египтяне сознавали неизбежность суда Осириса, готовились пройти сложный путь по Дуату и умилостивить бога загробного мира. Подробности суда описывались в Книге мертвых и передавались из поколения в поколение.

Мифы древнего Египта являются культурным наследием человечества. Ученые отмечают важность их возникновения и сохранения для истории мировой культуры. Из египетских и греческих мифов родились многие сказки и легенды современности, они и сегодня сохраняют моральную и духовную ценность.

Древний Египет – уникальная цивилизация, зародившаяся на берегах Нила. Интерес к нему не пропадает и сейчас, так как историков и исследователей продолжают манить многочисленные тайны и загадки, большинство из которых по-прежнему не раскрыто. Проблема кроется в сложности расшифровки. Чтобы лучше понять культуру древней цивилизации, ученым приходилось изучать и расшифровывать тысячи старинных рукописей, а также надписей на гробницах и саркофагах.

Мифы и легенды Древнего Египта: как всё зарождалось?

Достоверно известно, что мифология Древнего Египта формировалась под воздействием религии. Люди пытались найти ответы на извечные вопросы: как зарождается жизнь и что становится с человеком после смерти? Поклонение божествам стало фундаментом для появления мифов. Примечательно, что загробному миру отводилась важнейшая роль, а сами египтяне уделяли ему больше внимания, чем жизни. Это сказалось и на местной архитектуре – легендарных пирамидах, которые не только выступали в качестве усыпальниц правителей, но и несли серьезный сакральный и религиозный смысл.

В течение нескольких столетий историки исследовали и расшифровывали древнеегипетские письмена на папирусе, стенках гробниц и храмовых плитах.

Это помогло узнать и понять мифы Древнего Египта, где описывались деяния добрых и злых божеств.

Боги Древнего Египта: в кого верили люди?

Египтяне верили, что боги создали землю, небо, воду и людей, наделив их чувствами. Именно вера в сверхъестественные силы помогала им творить невероятные архитектурные шедевры. Что касается самих мифов и легенд, то их записывали на свитках папируса и высекали на стенах внутри ритуальных сооружений. Понять, расшифровать и прочитать египетские иероглифы удалось лишь в 1822 году французскому исследователю Жану-Франсуа Шампольону .

Боги относились к людям по-разному. Одни отличались жестокостью и внушали страх, другие – защищали и помогали простым смертным. Всего насчитывалось около 700 божеств, каждое из которых имело несколько имен (до пяти названий). Их изображали как животных или людей с головой или другой частью тела от животного. К примеру, правителя загробного мира Анубиса рисовали как человека с собачьей головой.

Боги сотворили мир и всячески его поддерживали, но делали это при условии, что люди им будут поклоняться. Древние египтяне ощущали себя уязвимыми и беззащитными перед Творцами. Поэтому старались показать свою покорность и преданность, строя храмы и другие архитектурные шедевры в честь покровителей.

Сотворение мира – версия древних египтян

Миллионы лет назад, когда нашего мира еще не существовало, был только бескрайний океан Хаоса, в котором и появилось первое божество – . Он создал холм, водрузился на него и решил создать новый мир. Первый Бог понимает, что управлять всем в одиночку ему не удастся, поэтому создает бога ветра Шу и богиню воды Тефнут.

Всё это время во Вселенной властвует тьма. Атум, несмотря на свое могущество, теряет детей. Пытаясь отыскать их, он вырывает собственное око и бросает его в глубины Хаоса.

Не дожидаясь возвращения глаза, Бог создает новое.

Спустя время око вернулось с детьми. Оно понимает, что случилось, гневается на хозяина и в надежде отомстить превращается в кобру. Атум тут же хватает ядовитого гада и вешает себе на голову, чтобы тот видел всю прелесть сотворенного мира. Отметим, что отсюда и пошла традиция у египетских фараонов носить змеев-уреев на короне.

Атум любовался своим творением, пока не заметил лотос, появившийся из воды. Из цветка выбрался Ра – бог солнца. Он осветил мрачный мир, заметил Атума и его детей и расплакался от счастья. Каждая слезинка, упавшая на землю, превратилась в человека.

Мифы Древнего Египта об Осирисе

Легенды об Осирисе – погибающем и воскресающем божестве считаются важнейшими в египетской мифологии. Речь идет о боге, который занимал трон правителя Египта. Люди уважали его и поклонялись, ведь он давал им знания, обучал ремеслам, прививал любовь к культуре и музыке.

Осирис беспокоился не только о жителях Египта, он путешествовал по всему миру, образовывая и помогая простым смертным. Когда правитель отсутствовал, страной управляла его сестра и жена Исида. Она продолжала дело супруга, обучая людей земледелию и виноградарству.

Сет – злобный, хитрый и эгоистичный брат Осириса, ненавидевший и желавший тому смерти.

Он не понимал, почему Осирис любит и заботится о людях, втайне завидуя его славе. Сет долгие годы скрывал неприязнь и злобу, пока не придумал план мести. Вместе с помощниками он устроил пир, куда, разумеется, позвал наивного брата.

В разгар торжества Сет скомандовал принести роскошный сундук-саркофаг, изготовленный из сикиморы, отделанный серебром и алмазами. Он сообщил, что подарит его тому, для кого сундук окажется впору по размеру. Осирис, не догадываясь о злом умысле брата, полез в саркофаг, который оказался идеальным по его росту и комплекции. Правитель Египта не знал, что Сет заранее сговорился со слугой, тайком снявшим мерки с Осириса.

Заговорщики моментально захлопнули сундук, забили его гвоздями, запаяли раскаленным металлом и скинули в море. Супруга Осириса, узнав о предательстве, в ту же секунду помчалась на поиски. Ей удалось отыскать сундук вдалеке от Египта – там, куда его принесли морские волны. Но Сет вновь оказался быстрее и хитрее. До прибытия Исиды он выкрал тело Осириса, разрубил брата на 42 части и раскидал их по всему Египту.

Исиде потребовались годы, чтобы собрать их воедино. Боги Тот и Анубис забальзамировали тело, подготовив его для похоронных ритуалов. На время Исида оживила Осириса и зачала от него ребенка – Гора. Все мифы древнего Египта о богах гласят, что Гор воплощается во всех фараонах, правящих страной. Что касается самого Осириса, то он отправился в загробный мир, став его владыкой.

Противостояние Гора и Сета – битва добра и зла

Египтяне верили, что Гор является одним из представителей солнечных богов. На рисунках его представляли как человека с головой сокола, а его символом считалось солнце с распахнутыми крыльями. Несмотря на доброе сердце, Гор с малых лет поклялся жестоко отомстить за отца. Когда он возмужал и подготовился к борьбе с Сетом за трон, к нему из загробного мира прибыл Осирис и задал два вопроса.

– Какой поступок ты считаешь достойным? – спросил Осирис.
– Помощь родителям, – не раздумывая выпалил Гор.

Тогда Осирис поинтересовался, от кого больше пользы – от лошади или боевого льва. Гор посчитал, что от лошади, аргументируя тем, что лев подходит для обороны, а на лошади можно преследовать противника. Осирису понравились ответы, поэтому он благословил сына на сражение с Сетом.

Отметим, что в Древнем Египте Сета называли покровителем чужеземных захватчиков и преступников, богом грозы и пустыни, выжигающей всё живое. Его представляли в виде человека с ослиной головой.

Существуют разные мифы и легенды Древнего Египта , посвященные тому, чем все-таки завершилось противостояние Сета и Гора. По одной из версий враждующие стороны примирились, чему поспособствовал мудрый бог Геб. Он разделил власть: назначил Гора правителем Нижнего Египта, а Сета – Верхнего.



© 2024 Идеи дизайна квартир и домов