Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Пятидесятники кто они такие и какие цели. Глава II

Пятидесятники – это своеобразное религиозное течение, секта, сочетающая в себе мистические религиозные практики и вполне реалистический, прагматический подход к жизни. Возможно, поэтому их причисляют самым противоречивым и скандальным религиозным братствам.

Пятидесятничество – что это?

Пятидесятничество как религиозная группа, отделившаяся от христианства, появилось на заре двадцатого века в Соединенных Штатах Америки. Почему именно там? Идеи пятидесятников были не новы. С подобными явлениями Христианская церковь сталкивалась на заре своего существования в 50-60 годы второго века от Рождества Христова. Монтан – грек по происхождению, создал секту монтанистов и свое учение о поклонении Духу Святом и обретению дара пророчества. Во время молитв люди впадали в состояние транса, они падали без чувств, бормоча слова «непонятного языка».

Первый Вселенский собор в 325 году объявил Монтана и его сподвижников «бесноватыми» и осудил его. В период семнадцатого – девятнадцатого веков в Европе сложились свои духовные христианские церкви, определенные религиозные традиции.

Сектанство пресекалось. И «новомодные» религиозные вожди, высылаемые из своих стран, приживались в Соединенных Штатах Америки.

В восемнадцатом-девятнадцатом веках в стране действовали многочисленные религиозные секты. Они боролись с друг другом. В результате авторитет Христианской религии и нравственности в обществе резко упал. На этом фоне и зародилось движение о возрождении истинной Апостольской Церкви — ревивалистическое движение (англ. revival – возрождение, пробуждение). Основой своего учения пятидесятники считают схождение Святого Духа на апостолов, случившееся на 50-й день после Пасхи. В Русской православной церкви – это день Святой Троицы. Дух сошел в виде языков пламени. Апостолы получили дар пророчества и могли говорить на разных языках.

Рассмотрим некоторые общие черты Православия и Церкви (секты) пятидесятников: прежде всего, это вера в Единого Бога, сотворившего все сущее на земле, распятие Иисуса Христа – как искупление людских грехов, принятие Библии как основы слова Божия, исполнение таинств церкви – крещения, покаяния и причастия (хотя само проведение их отличается от православных), вера в суд Божий, во второе пришествие Христа, в жизнь вечную.

Признаки пятидесятников

Основным догматом их учения является крещение Духом Святым, которое сопровождается «глоссалией» — говорением на «ангельском языке». Пятидесятники стоят в оппозиции и к Православной и Католической церквам. Различия между Православием и Пятидесятничеством существенны и принципиальны:

  • Пятидесятники не поклоняются иконам, следуя заповеди: «Не сотвори себе кумира». Хотя истинное значение данной заповеди в том, что нельзя поклоняться чему-либо материальному, «земному». На первом месте должны быть духовно-нравственные законы.
  • Они не произносят молитв (обращений к святым) на обычном языке. Во время службы паства молится на псевдоязыке, так называемой «глоссалии» (греч. glossa - «речь», lalia - «пустословие», «болтовня»). Это бормотание лишь «на слух» схоже с реальным живым языком. В Священном Писании в Новом Завете, в Деянии 2 рассказано, как Апостолы получили дар языков. Они получили этот дар, чтобы доносить Слово Божие для людей на понятном родном им языке. Поэтому глоссалия пятидесятников не имеет ничего общего с апостольским даром. Кроме того, по некоторым исследованиям, глоссалия – нейропсихологические изменения, а проще «транс», в который входят молящиеся на службах пятидесятников. Как используется такое состояние людей, известно лишь адептам церкви. Дар языков Апостолов не имеет ничего общего с «ангельским» языком пятидесятников.
  • Пятидесятники убеждают свою паству, что любое их желание выполнимо Богом. Понятно, что это приводит к появлению «чудотворцев» и «целителей».
  • Из предыдущего положения вытекает, что чудо – это каждодневное дополнение к жизни, что развивает человеческую гордыню. Человек перестает реально оценивать свое поведение, делать выводы из своих проступков и т.д.
  • Теория процветания – то есть приобретение богатства. Руководители секты активно призывают молящихся к пожертвованиям. Принесенные деньги, или имущество контролируются счетной комиссией. При этом прихожанам не дается финансовый отчет о том, куда же пошли денежные средства. Хотя ряд общин участвует в помощи детским домам, в разного рода благотворительных акциях.

Наша статья ни в коей мере не призвана «агитировать» за ту или иную религию. В настоящее время Пятидесятничество в России занимает второе место среди различных сект и религиозных течений, то есть идеи данной Церкви достаточно популяры среди людей. Мы постарались лишь коротко рассказать вам об истории развития этой секты и ее основных особенностях. Право выбора всегда за вами.

И множество течений. Каждое новое разветвление – это несогласие с существующими правилами. Человек, пытаясь разобраться в непонятных ситуациях, ищет со стороны помощь и поддержку. Одни находят, другие остаются в одиночестве. В статье вы узнаете, кто такие пятидесятники. Это секта или нет? Почему их считают самыми противоречивыми и скандальными?

Как возникли пятидесятники?

Название течения произошло от праздника Троицы, которая выпадает на пятидесятый день после Пасхи. В священном писании говорится о том, что на апостолов сошел Святой Дух для того, чтобы они ходили по свету и проповедовали Евангелие. Дух Святой преподнес им дары: великую мудрость, обширные знания, способность к исцелению и пророчеству, склонность к языкам.

В 1901 году Чарльз Фокс, читая книгу "Деяния апостолов", пришел к мнению об утрате христианами характерного духовного состояния. Он открыл Библейскую школу, и студенты приметили странную особенность. Крещение Святым Духом неизменно сопровождалось разговором на иных языках и иногда исцеляло больных.

Наше время датирует Всемирное братство пятидесятников. В него входит 59 церковных союзов. Самые значительные объединения находятся на территории США и Латинской Америки. Было время преследований, и пятидесятникам пришлось присоединиться к баптистам. Но сейчас это отдельная конфессия, со своими правилами и группами.

Пятидесятники соглашаются с некоторыми учениями и отдельные моменты вносят в свои правила. Например, монтанисты. Схожесть заключается в отрицании практики богослужения. Вместо службы с молитвами проводятся собрания, проповедуется аскетический образ жизни и развивается дар пророчества.

Пятидесятники не примыкают к православной церкви, потому что имеют существенные разногласия. Одно из главных противоречий – поклонение иконам. Заповедь Божья гласит: «Не делай себе кумира».

Пятидесятники не признают молитв (обращения к святым), потому что фраза «моли за нас Бога», по их мнению, лишена смысла. Это обращение к постороннему человеку, а Бог слышит и видит все, что происходит с нами.

Пятидесятники убеждены, что любое пожелание должно неизменно быть выполненным. Иногда наши идеи противоречивы, и Бог не всегда дает все задуманное. Вполне объяснимое явление. Человек не понимает истинного назначения и придумывает неправильные пути.

Пятидесятники полагают, что чудо – ежедневное дополнение к жизни. Православные – противники многоразовых чудес. Это развивает гордыню и тщеславие. Только путем нахождения грехов и избавления от них происходит изменение в поведении человека.

Пятидесятники проповедуют теорию процветания. Приобретение богатства является необходимой частью истинной христианской жизни. Получается, что христианство – комфортное удовольствие. А как же испытания Христа и его апостолов?

Пятидесятники активно призывают к пожертвованию. Принесенные деньги контролируются счетной комиссией. Никто из прихожан не знает о конкретном количестве внесенной суммы. Отчеты производятся перед фискальными органами.

Водное крещение у пятидесятников формальное, а обряд «крещение Духом Святым» – основа культа и учения. Молитвы произносятся с поднятыми руками, что приводит к усталости, конвульсиям и судорогам.

Пятидесятники считаются сектой (откровения бывшей прихожанки)

Моление происходят на коленях. У всех закрыты глаза, наблюдаются странные неконтролируемые движения. Повторяющиеся звуки создают впечатление нереальности, возвышенности. Молитва читается долго.

Тепло, пришедшее во время собрания, убирает тяжесть в душе. Руководители собрания новичков хвалят за стойкость и выдержку. Те, возомнив себя сильной и могучей личностью, начинают поиски греховности у близких людей.

Кажется, что начинается дар предсказаний, и замечания сводятся к осуждению. Постепенно уходят друзья, и мир общения суживается. Здесь важно не потерять себя, чтобы иметь допустимый предел.

На совместных собраниях часто слышен смех и падение тела. Групповые танцы помогают расслабиться. Иногда программы, включающие пение и хореографию, напоминают развлекательное шоу. Они просто завлекают людей, не склонных к размышлению.

Сложно в современное время найти единомышленников, обладающих способностью быть открытыми, честными и справедливыми. Такие черты человеческого характера проявляются в тесном и длительном общении. Как найти свое призвание в век хаоса и коррупции? Наверное, необходимо замечать талантливых людей, влюбленных в идею.

Бог дал нам свободу, и толкование происходит у всех верующих по-разному. Часто спорят о том, что пятидесятники – это секта. Или нет? Различие не означает отвержение. Каждый выбирает то, чего не хватает. Постигая новое, вы наверняка способны отождествлять реальность и фантазию. Поэтому для мудрого и сообразительного жителя планеты Земля не страшны магические силы и влияние обычной секты.

Пятидесятники

Течение в протестантизме, возникшее в США в 1901 г. Пятидесятники полагают необходимым «крещение Святым Духом», которое выражается в дарах, получаемых верующим. Главный дар - говорение на «иных» языках.

Не все верующие хотят довольствоваться просто верой. Они хотят чувствовать присутствие Бога в этом мире, хотят постоянного подтверждения его внимания и заботы. Ведь Священное Писание практически все состоит из рассказов, как Бог говорил с людьми, помогал им. Иисус лично удостоил чести общения с ним множество людей. Они видели его чудеса, его воскрешение.

Почему же уже так долго ничего подобного в мире не происходит? Может быть, потому что мы забыли какие-то правила, ведем себя не так, как жители Палестины в I веке н. э.? Люди, которых называют пятидесятниками, ищут ответ на этот вопрос. Более того, они полагают, что проблема уже решена.

Современное пятидесятническое движение называет вполне точную дату своего основания: семь часов вечера в канун 1901 г. Произошло это в группе «ищущих апостольского христианства» и убежденных, что истинным христианам сопутствует дар говорения на языках.

В 1900 г. молодой методистский служитель Чарльз Пархем (1873–1929) решил, что его религиозная жизнь нуждается в каких-то изменениях. Читая книгу Деяния и Послания апостола Павла, он сравнивал немощь своего собственного служения с силой, отраженной в этих книгах. Где его новообращенные? Где его чудеса? Его исцеления? Несомненно, говорил он себе, что христиане первого столетия обладали каким-то «секретом» силы, который утратили теперь и он сам, и его церковь.

Пархем не открыл ничего оригинального. Он, по существу, заимствовал, лишь несколько видоизменив, одно из течений «Айовской ассоциации святости». Одним из лидеров Ассоциации был Б. Ирвин, объявивший, что испытал третье действие Святого Духа, которое он называл «крещение Святым Духом и огнем».

В 1899 г. Пархем, посетив собрание Ирвина, попал под его влияние и впоследствии рассказывал, что видел над головой своего кумира сияние.

В октябре 1900 г. Пархем объявил своим малочисленным сторонникам, что для обретения признаков первоначального христианства необходимо более глубокое и тщательное изучение Библии (что было вполне в духе многих протестантских конфессий того времени). С этой целью в городе Топика он открывает библейскую школу, которая в первое время насчитывала всего 30 преподавателей и студентов. На этих занятиях студенты подводились к убеждению, что мысль об обретении неких иных, новых отношений со Святым Духом пронизывает весь Новый Завет, начиная с первых глав Евангелия.

Как известно, первое время евреи считали, что Иоанн Креститель и есть ожидаемый ими Мессия. Но Иоанн говорил им: «Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его. Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым».

Именно на этих словах делали акцент преподаватели школы. В последние дни Своего служения Христос много учил о Святом Духе, который и будет Утешителем учеников, поддерживающим в горестях, направляющим к истине. Дух Святой займет место Христа после Его славного Вознесения. Особое внимание обращалось на сказанное Спасителем перед Вознесением: «Ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» (Деян. 1, 4–5).

Изучая вопрос о крещении, слушатели школы пришли к выводу, что в пяти случаях, описанных в Деяниях, крещение сопровождалось глоссолалией, т. е. говорением на «ином языке». В первую очередь, «исследователи» обращали внимание на эпизод, описанный в «Деяниях апостолов». Там описано, как на пятидесятый день после Воскресения Христа на апостолов снизошел Святой Дух, и они заговорили на иных языках, что было воспринято как знак необходимости нести свет учения разным народам. До этого апостолы, считали и считают пятидесятники, лишь были очищенными и подготовленными «пустыми сосудами». Теперь третье и наиболее почитаемое последователями Пархема лицо Троицы - Святой Дух - наполнил их подобно священному Елею.

После этого на протяжении многих вечеров они молились о ниспослании Духа, но безрезультатно. И вот примерно в семь часов вечера - это был канун Нового года (1901) - молодая студентка по имени Агнес И. Озмен вдруг заявила: «Разве не верно, что многие из случаев крещения, описанные в Деяниях, сопровождались не только молитвой, но и определенным действием: не возлагал ли человек, возносящий молитву, руки на желающего получить крещение?» После чего Пархем возложил руки на девушку, и тотчас она заговорила на «иных» языках.

В течение последующих трех дней в городе Топика было множество «крещений Святым Духом», каждое из которых сопровождалось говорением «языками». Третьего января получил крещение и заговорил и сам Пархем с еще двенадцатью ближайшими соратниками.

Крещение Духом продолжали проповедовать на улицах, в гостиницах.

В учение основателя пятидесятничества прочно вошла теория о том, что вера проявляется, прежде всего, в сошествии на христианина «духовных даров», «знамен» и благодати («харизмы»). Эти дары включают, конечно, не только очень ценимое пятидесятниками своеобразное «полиглотство», но также и способность творить чудеса, исцелять людей. Такую способность получил и сам Ч. Пархем.

В 1903 г. он прибыл в курортный город Колорадо-Спрингс (штат Колорадо), известный тем, что воды реки Колорадо помогают излечиваться от многих недугов. Несомненно, Пархему помогла эта всеобщая атмосфера ожидания исцеления. Проповедник приглашал больных на свои молитвенные собрания, и многие после этого якобы получали облегчение. Молва о том, что появился человек, наделенный необычайной целительной силой, разнеслась по всей стране. Газеты того времени множили весть об исцелениях и «мощных духом» религиозных собраниях, теперь уже проводимых Пархемом в городе Галена (штат Миссури). Здесь, по сообщениям газет, он исцелил более 1000 человек и обратил в веру более 800.

Одним из продолжателей дела Пархема стал рукоположенный им темнокожий церковнослужитель В. Сеймур. В небольшой церкви в Лос-Анджелесе наставляемые им негры-баптисты в 1906 г. испытали явное присутствие Святого Духа, говорили на других языках, тряслись и произносили громкие речи. Это произвело определенное впечатление, тем более что рассказы об удивительном проповеднике из Калифорнии были опубликованы газетах падкими на все оригинальное репортерами.

Очередная волна протестантского пробуждения продолжалась три года. Со всей страны сюда съезжались люди, испытавшие здесь крещение Святым Духом, многие из них впоследствии стали основателями пятидесятнических церквей не только в США, но и в Скандинавии, Англии, Индии, Чили. Так было положено начало современному движению пятидесятников.

Буквально с первых же лет появления пятидесятничества движение стало дробиться в США на более или менее крупные группы, независимые друг от друга, проповедующие разные формы общения со Святым Духом (но, как правило, с иного - ворением и другими экстатическими штуками). Идея возвращения к духу апостольской церкви путем организации шумных сборищ получила широкое распространение, хотя каждый понимал ее по-своему.

Многие из этих организаций сейчас входят в различные пятидесятнические ассоциации и союзы. Самой крупной из них является ассоциация Ассамблея Бога.

Начало ей положили несколько пятидесятнических церквей: Пятидесятническая церковь Бога в Америке, Пятидесятническая святая церковь, Голгофская пятидесятническая церковь, - объединившихся в Генеральный совет. Впоследствии к ним присоединилось еще несколько организаций, ив 1914 г. на всеамериканской конференции в Хот-Спрингсе (штат Южная Дакота) была основана ассоциация Ассамблея Бога. В настоящее время центр этой ассоциации находится в Спрингфилде (штат Миссури), а сама она объединяет свыше двух миллионов человек. Во главе Ассамблеи Бога стоит собирающийся раз в два года Генеральный совет, на котором председательствует генеральный суперинтендант.

Ассамблея Бога располагает 18 периодическими изданиями, несколькими колледжами и библейскими школами, география ее миссионерской деятельности охватывает 98 стран. Специально для работы в России и Восточной Европе в 20-х годах в Чикаго была создана Русская и Восточно-Европейская миссия, которая финансировала и поддерживала деятельность известного пропагандиста пятидесятничества в СССР И. Е. Воронаева.

Другой крупной пятидесятнической ассоциацией является Церковь Бога, начинавшаяся из религиозного кружка, созданного в 1884 г. в штате Огайо, члены которого пришли к идее о необходимости «продолжения реформации». Для достижения этой цели в 1886 г. был основан христианский союз, получивший в 1902 г. название Церковь святости.

Спустя пять лет она была переименована в Церковь Бога с центром в городе Кливленд (штат Теннесси). Виднейшим ее организатором является А. Д. Томплинсон, который в 1908 г. в городе Кливленде создает Главное управление Церкви Бога. Вскоре Томплинсон под влиянием проповедника, пришедшего с Азуза-стрит (там располагалась церковь В. Сеймура), испытал глоссолалию. В 1910 г. была опубликована составленная Томплинсоном и Р. Сперлингом Декларация веры. Ее доктрина предельно насыщена идеологией пятидесятничества с ее взысканием чудес, исцелений, пророчеств. На протяжении десятилетий эту организацию преследовали многочисленные расколы, приводившие к возникновению самостоятельных, но родственных церквей.

В настоящее время Главное управление Церкви Бога находится в городе Кливленде (штат Теннесси), а ее зарубежные миссии действуют в 54 странах. Она имеет в США крупный колледж и несколько проповеднических школ. Возглавляет ее собирающаяся раз в два года Генеральная Ассамблея, рекомендации которой подготавливаются Генеральным советом пресвитеров. Церковь выпускает восемь периодических изданий. Ее миссионерская деятельность развернута в 72 странах. Общая численность верующих достигает 400 тысяч человек.

Кроме вышеперечисленных церквей и ассоциаций в США есть Пятидесятническая ассоциация, Пятидесятническая ассамблея мира, Пятидесятническая церковь святости и другие.

Особенности, разделяющие церкви, как правило, незначительны. Так, у членов Церкви пятидесятников, крещенных в огне, существует запрет носить оружие. Крестят только взрослых. Запрещают пить не только спиртные напитки, но и кока-колу, носить золотые украшения, галстуки, определенные прически.

Есть так называемые «единственники», или «унитаристы», которые отрицают Троицу и крестят только именем «Бога Иисуса Христа». Но большинство пятидесятников почитают Троицу, хотя их главный герой - Святой Дух.

Немало в мире пятидесятнических церквей, которые особенно подчеркивают свою национальную или расовую принадлежность: испанские, негритянские и т. д.

Общее число пятидесятников во всем мире неуклонно растет. Если в 1969 г. их было 30 миллионов (в том числе в США - 4 миллиона), то к 1994 г. их уже насчитывалось более 50 миллионов.

Особый акцент в своих проповедях сектанты делают на присутствии Духа Святого в мире, а основным их догматом является учение о крещении Духом Святым, которое должно сопровождаться говорением на «иных языках».

Во время богослужения для начала происходит «драйвинг» - лидер общины вводит аудиторию в состояние напряжения. Затем его проповедь начинает прерываться спонтанными выкриками, происходит пение гимнов, обычно с ритмическими припевами, сопровождающееся прихлопыванием в такт ладонями. Затем следует громкая молитва о нисхождении Святого Духа, в зале возникает состояние транса, сопровождающееся выкриками «псевдоречевых конструкций».

Вот некоторые образцы глоссолалий:

«Амина, супитер, амана… регедигида, треги, регедигида, регедигида… супитер, супитер, арамо… сопо, ропота, карифа…»

Интересно, что несмотря на то, что иноговорение, вроде бы, является «даром», в церквях пятидесятников распространены «инструкции» о том, как готовить себя к нему, какие совершать упражнения для языка и голоса. По всей видимости, человек оказывается под сильным давлением группы и своих собственных ожиданий и, чтобы не обмануть надежд, он начинает своими собственными усилиями вызывать и возбуждать в себе то, что, будучи Божьим даром, должно бы было прийти к нему как озарение. То же, вероятно, относится к тряскам, громким выкрикам.

Некоторые церковные авторитеты утверждают, что Дух Святой может крестить верующего и без знамения языков, хотя таковых исключительное меньшинство. Именно учение пятидесятников о крещении Духом Святым существенно отличает их от большинства протестантских конфессий.

В остальном оно соответствует главным современным протестантским догматам. Это и признание исключительного авторитета Священного Писания, и отсутствие молитв за умерших, и непоклонение святому кресту и иконам, и непризнание законного благодатного священства.

Как и некоторые другие современные религиозные формации, пятидесятники стремятся восстановить дух раннего апостольского христианства - размеренной общинной жизни, постоянного ощущения присутствия Бога, ожидание скорого спасения и больших мировых катаклизмов.

В связи со своим почитанием раннехристианской старины, пятидесятники убеждены, что человек в своем общении с Богом не нуждается в посредниках в виде церкви с пышными обрядами или рукоположенных духовниках. (Это тоже вполне соответствует традиционному протестантизму.)

Много внимания уделяется рассказам о конце света, Втором Пришествии, о постоянной борьбе злых духов с добрыми, об адском огне.

Пятидесятники придерживаются мнения об изначальной безгрешности человека, а также о том, что Христос не принес спасения всему человечеству. Соответственно, спасение каждого конкретного индивидуума зависит от снисхождения на него харизмы, духовных знамен и благопристойного поведения вообще.

Пятидесятники действительно пытаются вести высоконравственный образ жизни, не употреблять табака и алкоголя, не совершать какого-либо насилия (в связи с чем выступают против войн), много работать.

В первое воскресенье каждого месяца приверженцы пятидесятничества совершают хлебопреломление, которое для них является лишь воспоминанием о Тайной вечере. Верующим предлагается кусочек хлеба с подноса и глоток вина из чаши. Перед вечерей Господней совершается обряд омовения ног. Этому придается огромное значение, так как полагают, что хлебопреломление без омовения ног не может являться полноценным исполнением заповеданного Спасителем. Обычно омовение ног совершается в конце богослужения. Верующие - мужчины - в одной комнате, женщины - в другой - собираются попарно, и один другому омывает ноги в тазах с теплой водой.

Остался обряд водного крещения, который является как бы видимым свидетельством принятия в церковь. Маленьких детей не крестят, но приносят в собрание для благословения.

Сектанты исповедуют различные формы покаяния. Общее покаяние - перед хлебопреломлением - совершается нерегулярно. Честное - перед всей общиной. Есть еще покаяние перед пресвитером и друг перед другом. Принятым в общину считается тот, кто покаялся перед членами местной церкви, но для участия в хлебопреломлении этого недостаточно - требуется еще и водное крещение. Для будущих супругов обязательно совершается обряд бракосочетания - в виде молитвенного напутствия общины. Пятидесятники не лучшим образом относятся к браку с неверующими.

Днем покоя почти все пятидесятники (кроме субботству-ющих - эти, как и адвентисты, блюдут заповедь и помнят соответствующий день) почитают воскресенье. В этот день все верующие собираются на молитвенные собрания, где нередко совершаются молитвы на «иных» языках. Существуют направления, где молятся только на «иных языках» и членораздельную речь можно услышать лишь в проповеди Слова Божиего.

Церковные праздники пятидесятники России отмечают по старому стилю. К ним относятся: Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение Господне, Благовещение, Преображение Господне. Праздник Пасхи у пятидесятников всегда приходится на пятницу Страстной недели (по православному календарю). Праздники Вознесения Господня и Пятидесятницы совпадают с днями Православных торжеств.

Во главе каждой общины стоит братский совет, возглавляемый пресвитером церкви, а общины объединены в так называемые округа. Округ возглавляет старший пресвитер.

В Российской империи первые проповедники-пятидесятники появились в начале XX века. И в первую очередь, как это часто бывало с протестантскими конфессиями, - в Финляндии. Проповедником крещения Святым Духом стал в 1907 г. методистский пастор из Норвегии Т. Барат, который пришел со своей проповедью в российские пределы. Здесь это учение нашло новых приверженцев среди евангельских христиан, баптистов, адвентистов и других сект.

Одними из первых русских проповедников крещения Духом Святым были А. И. Иванов и Н. П. Смородин. В литературе приверженцев этого направления пятидесятничества еще называли смородинцами. По свидетельству Иванова, он стал проповедовать крещение Святым Духом среди христиан-евангелистов в 1910 г., а через три года после общения с миссионером Уршаном (кстати, придерживающимся концепции Jesus only - «только Иисус») стал пятидесятником.

В департаменте полиции Гельсингфорса сохранились описания молитвенных собраний, возглавлявшихся Ивановым. Во время собраний некоторые участники под влиянием личности Иванова «впадали в истерику, тряслись, издавали крики, как бы пророчествуя на непонятном языке. Все они объясняли подобное состояние как несомненный результат воздействия Духа Святого».

Затем пятидесятники-единственники развернули кипучую деятельность в Новгородской, Вятской, Московской губерниях. Они проповедовали не только среди баптистов и евангельских христиан, но и среди молокан, духоборов, хлыстов и скопцов, которые верили в «наитие Святого Духа» и часто призывали его на своих собраниях.

Во время Первой мировой войны Иванов попал за решетку за пропаганду антивоенных настроений, а в 1918 г. уже получил от Советского правительства разрешение на официальную деятельность. Смородинцы называли себя «Евангельскими христианами в духе апостолов». Их основным отличием была вера в единого Бога Иисуса Христа и крещение его именем.

Однако, гораздо бо?льшую популярность в России и Украине снискали себе христиане евангельской веры и их лидер И. Воронаев (настоящая фамилия - Чепрасов). Он родился на Урале, служил под Оренбургом. Будущий лидер христиан евангельской веры (ХЕВ) дезертировал из армии и примкнул к сибирским баптистам, затем выехал из страны, проповедовал среди русских в Калифорнии, затем обратился к пятидесятничеству и вошел в одну из церквей Ассамблеи Бога.

В 1921 г. И. Е. Воронаев прибыл в Одессу и основал здесь первый молитвенный дом пятидесятников. Из Одессы по всей Украине рассылались письма с вестью о том, что на юге Украины «разгорелся огонь любви Божией». Сюда, в Одессу, на этот зов съезжались баптисты, евангельские христиане, а обратно возвращались с проповедью пятидесятники.

Вскоре общины воронаевцев утверждаются не только в Хмельницкой, Киевской, Полтавской областях, но и далеко за пределами Украины - на Урале, в Средней Азии, Сибири. В 1926 г. на Первом Всеукраинском съезде пятидесятников Областной союз Одессы был переименован во Всеукраинский Союз Христиан евангельской веры. За пять лет своего существования община пятидесятников в Одессе выросла до 400 человек, всего же Союз ХЕВ к 1927 г. насчитывал свыше 350 общин с более чем 17 тысячами прихожан.

В 1928 г. отношение советского правительства к религиозным объединениям становится резко нетерпимым. В ответ Воронаев и его сподвижники дополняют свою вероучительную догматику учением о крещении страданиями. Печатный орган ХЕВ - журнал «Евангелист», издававшийся трехтысячным тиражом в 1928 г., непрестанно напоминал о необходимости нести покорно крест терпения, воздержания, унижения.

С конца 20-х годов ХЕВ переходит на нелегальное положение. В 1929 г. к пятидесятникам было применено новое законодательство о религиозных культах, вступившее в силу в конце 1928 г. Молитвенные дома сектантов повсеместно закрывались. Собираться же нелегально было опасно. В 1930 г. Воронаев со многими своими единомышленниками был арестован.

Существовали в Советском Союзе и другие пятидесятнические секты. Это христиане веры евангельской - шмидтовцы, действовавшие на Западной Украине; евангельские христиане пятидесятники-сионисты - леонтьевцы, евангельские христиане святые сионисты - мурашковцы и др.

Начиная с 30-х и до 80-х годов прошлого века пятидесятники подвергались достаточно суровым преследованиям со стороны властей. Это выражалось в крайне негативном отношении к детям пятидесятников в школе, к юношам в армии, при приеме в ВУЗ и на работу. Пятидесятников обвиняли в антисоветской пропаганде, порочащих связях с Западом. Это послужило причиной массового движения пятидесятников за разрешение на выезд за границу в 70-х годах. В этой борьбе пятидесятники активно сотрудничали с известными советскими диссидентами и правозащитниками. Ситуация изменилась в перестроечные годы.

27 марта 1991 г. в Министерстве юстиции Российской Федерации была зарегистрирована Церковь Союза ХВЕ России (свыше 100 тысяч учтенных приверженцев Церкви, более 600 общин). Национальный состав Союза ХВЕ России: русские, украинцы, белорусы и представители более 100 других национальностей России. Общины есть во всех 78 субъектах Российской Федерации.

В марте 1991 г. в Москве состоялся съезд пятидесятников. На нем был образован Союз Христиан Веры Евангельской (Пятидесятников) СССР, избран Президиум в количестве 13 человек, образованы республиканские Советы, областные Советы и Совет Союза из старших пресвитеров. В 1994 г. Союз был преобразован в Евразийский Союз Христиан Веры Евангельской, зарегистрированный Минюстом РФ. Провозглашаемая цель Союза - донести свое понимание Евангелия до всех наций на их родном языке.

Союзу принадлежат духовные учебные заведения: Московский теологический институт, Иркутский теологический институт, Библейские школы в регионах. Издаются журналы: «Примиритель», «С верой, надеждой, любовью». СХВЕ имеет объединенную редакцию Христианских радиотелепрограмм.

Некоторые основные положения пятидесятников - и, в первую очередь, их практика снисхождения Святого Духа - породили во второй половине прошлого века мощное неопятидесятническое, или харизматическое, движение. В 60-х годах в США появляются организации, которые стремятся развить сверх всех возможных пределов учение о харизме. К этому течению примыкает много католиков, протестантов, в том числе и бывших традиционных пятидесятников. Это движение было воспринято официальным католицизмом как обновление, возрождение церкви.

Центром проповеди харизматического возрождения католиков становятся три богословских университета: Дюкенси (штат Пенсильвания), Нотр-Дам (штат Индиана), Лойола (штат Калифорния). Отсюда распространяются богословские разработки, в которых «научно» обосновывается языкоговорение среди католического клира и рядовых прихожан. В 70-е годы в США насчитывалось 203 харизматические группы католиков.

Впрочем, движение не ограничилось рамками католичества. Вообще, оно имело совершенно другую, экуменическую направленность (т. е. претендовало на роль очередного объединителя верующих всех конгрегаций). В связи с этим размываются христианские нормы, Библия отходит на второй план - на первый выдвигается практика духовных даров.

Кроме традиционного языкоговорения в неопятидесятничестве практикуются множество других экстатических действий: «торонтское богословие» - хохот, «молитвы муки рождения» - конвульсии, «поверженность в духе» - обморочное состояние; слезы, прыжки, икота и т. д. и т. п.

В неопятидесятнических движениях принято обожание пастора, шумные собрания в больших залах, претензия на исключительность именно своей церкви.

В США создается целый ряд подобных харизматических организаций: движение «Тело Христово», «Объединенная евангельская церковь», «Всемирное объединенное возрождение», «Универсальная церковь», «Мистическое тело» и др.

К началу 80-х годов во всем мире насчитывалось 16 тысяч харизматических групп.

В СССР первые неопятидесятнические группы появились в Прибалтике. Там в 1989 г. начинает действовать христианско-харизматическая церковь «Новое поколение». Спустя год на Украине возникла христианско-харизматическая церковь «Слово жизни» с центром в Донецке, в Москве появляется «Благая весть». К подобным церквям можно отнести также «Движение веры», «Церковь Новое поколение», «Живая вера», «Живая вода».

Покровительствует новым харизматическим группам в первую очередь Российский Союз Христиан Веры Евангельской («Церковь Божия»). Кроме таких обычных действий, как организация общин, центров помощи наркоманам и т. д., неопятидесятники организуют и массовые встречи с иностранными проповедниками. На таких мероприятиях царит приподнятая атмосфера, на сцене исцеляют людей, зрители входят в религиозный экстаз, сопровождаемый положенными в этих случаях глоссолалиями, плачем, криком, телодвижениями и т. п.

В Москве выступал приглашенный РСХВЕ проповедник Бенни Хилл. В своем выступлении он, в частности, сказал: «Когда я спускаюсь с этого помоста, то помазание остается наверху. Обычно оно покидает меня, когда я спускаюсь по ступенькам: когда на первой, когда на третьей. Но на последней ступеньке его уже точно со мною нет. А мои сотрудники пристают: „Вот возложи руки на эту женщину, вот помолись за нее“. Отказать бывает очень трудно, и я, конечно, возлагаю руки и молюсь. Но они никак не могут понять, что уже все кончилось, и ничего на сей раз не будет…»

Действительно, пора бы понять, что сцена есть сцена.

Из книги Меч Обоюдоострый. Конспект по Сектоведению автора Чернышев Виктор Михайлович

Пятидесятники Понятие и принятие харизматического (харизма - непосредственно водительство Духом Святым) возрождения обязательно присуще христианам веры евангельской. Именно эта особенность в вероучении отличает пятидесятников от других протестантских деноминации.

Из книги Православный мир и масонство автора Иванов Василий Федорович

Пятидесятники Родиной еще одной секты, пятидесятников, является Америка. Там в 1906 году, в апреле месяце, в г. Лос-Анжелосе группу негров-баптистов охватило какое-то возбуждение, выразившееся в странном односложном бормотании, дрожании всем телом и судорожных

Из книги Вторжение антикультизма в государственно-конфессиональные отношения в современной России автора Иваненко Сергей Игоревич

Христиане-пятидесятники в качестве одной из главных мишеней антикультистов Одна из самых серьёзных опасностей для Православной Церкви и общества, по оценке антикультистов - так называемое «неопятидесятничество».Следует пояснить, что Христиане Веры Евангельской

20.06.2015

Наверняка многие слышали о людях, которые относят себя к евангелистам пятидесятникам. Несмотря на распространённый стереотип, это движение не относится к сектам. На самом деле пятидесятничество представляет собой одно из разветвлений протестантизма, который является христианским течением. В странах СНГ пятидесятничество считается довольно распространённым.

История

Это течение христианской религии было основано в прошлом столетии в США. Суть пятидесятничества заключается в противостоянии не только православию и католицизму, но и всем остальным течением протестантизма. Верующие люди всегда стремились к возвращению к Апостольскому христианству. Это и объясняет развитие институтов учителей, толкования языков, евангелистов и пророков. Также пятидесятники веруют в силу целителей и чудотворцев.

Верующие объединяются в общины, которые возглавляются братским советом. В свою очередь общины объединяются между собой в округа.

Известными деятелями этого религиозного образования стали Ч. Финней Д. Моуди, Ч. Пархэм.

Во что верят?

Как и все прихожане протестантской церкви, пятидесятники поклоняются иключительно Святому писанию. В то же время религия отрицает существование Богоматери, святых, их изображений и крестов. Если человек умирает, за него не молятся и его не отпевают перед погребением.

В проповедях часто делается акцент на значимости крещении Святым Духом. У пятидесятников нет такого понятия как Таинства, ведь они были превращены в обыкновенные обряды. Считается, что религия не должна быть материальной, ведь благодатность силы Господа безусловная, не требующая подтверждения.

Особое внимание пятидесятники уделяют Тайной Вечере, поэтому ежемесячно в первое воскресение они почитают её хлебопреломлением. Представители общины берут с подноса маленький кусок хлеба и запивают его небольшим количеством красного вина из чаши. Но этот обряд проводят не все пятидесятники, ведь они в свою очередь делятся на омовенцев и неомовенцев. Последние почитают Тайную Вечерю хлебом, а омовенцы проводят обряд, суть которого заключается в омовении ног.

Что касается крещения, то пятидесятники проходят этот обряд в осознанном возрасте. Маленькие дети посещают собрания, несмотря на то, что являются некрещеными.

Особое внимание уделяется покаянию. Что касается браков, пятидесятники негативно относятся к союзу верующего человека с неверующим. Пара считается семейной не после получения свидетельства о браке, а после молитвенного обряда.




Христианская религия состоит из трех разветвлений: католицизм, православие и протестантизм. Название «протестантизм» происходит от латинского слова protestantis, что значит «публично доказывающий». В состав...



Венчание является священным таинством, и совершить его могут только люди, которые искренни и со своим партнером и с самим собой. Нельзя совершать этот обряд, только ради сохранения традиций или отдавая дань моде. ...


Среди пятидесятников особое место имеют таинства - водное крещение и Вечеря Господня (причастие или хлебопреломление). Также признают следующие обряды: бракосочетание , благословение детей, молитва за исцеление больных, рукоположение , иногда омовение ног (во время причастия).

На протяжении всего времени своего существования основу пятидесятнического богословия составляет «учение о благочестии», на основании Священного Писания призывающих последователей к праведной жизни: к отказу от алкоголя, курения, наркотиков, азартных игр, к нравственности в вопросах брака, трудолюбию.

Традиционные консервативные пятидесятники не применяют против человека оружие , кроме случаев самообороны в безвыходной ситуации. Некоторые пятидесятники придерживаются доктрины «непротивления злу» и не берут в руки оружие ни при каких условиях (как они считают, подобно Христу и апостолам, которые умерли мученической смертью, не применяя каких-либо силовых методов защиты). В годы гонений в СССР в XX веке многие из таких пятидесятников были осуждены за отказ принять присягу и взять в руки оружие (от служения в армии при этом они не отказывались).

В последние годы наблюдается рост пятидесятнических церквей по всему миру, особенно в Азии и Африке.

Предыстория

Пятидесятническое движение проявилось на территории царской России в первые годы XX века. Оно появилось в результате слияния нескольких более ранних течений, но быстро приобрело достаточно характерные и самостоятельные черты. У самих же пятидесятников существует множество печатных и рукописных документов, а также и история говорит в пользу того, что пятидесятнические проявления по типу тех, что могут быть найденными в Деяниях Апостолов, постоянно случались на протяжении истории.

Джон Уэсли

Началом процесса, завершившегося возникновением пятидесятничества, следует считать деятельность выдающегося проповедника XVIII века Джона Уэсли , основателя церкви методистов . А точнее, его учение о внутреннем озарении, духовном свете, приходящем как особое действие Святого Духа.

Чарльз Финней

Следующий этап в предыстории пятидесятнического движения связан с именем известного проповедника XIX века Чарльза Финнея (Charles Grandison Finney). Он уверовал в 21 год и стал известен, как проповедник покаяния и пробуждения. Он проповедовал в течение 50 лет в США , Англии и Шотландии , обратил ко Христу тысячи душ. Он утверждал, что человеку необходимо пережить крещение Духа Святого. У него был такой опыт и он впервые, по-настоящему употребил этот термин («baptism in the Holy Spirit»). Вот, как он описывает это:

«Ясно и отчётливо, окружённый чудесным сиянием, перед душой моей ясно предстал образ Иисуса Христа, так, что думаю, что мы встретились лицом к лицу. Он не промолвил ни слова, но посмотрел на меня таким взглядом, что я повергся пред Ним в прах, как надломленный, я опустился к Его ногам, и заплакал, как дитя. Как долго, склонившись, я стоял в преклонении не знаю, но, как только я вознамерился взять стул возле камина и сесть, как на меня излился Дух Божий и пронзил меня всего; переполнил дух, душу и тело, хотя я никогда не слышал о крещении Д. Святым, и тем более не ожидал этого, и не молил о чем-либо подобном».

Дуайт Муди (Моуди)

Еще один человек, сыгравший очень важную роль, был Дуайт Муди (Dwight L. Moody). Жил во второй половине XIX века. В 38 лет начал свой первый евангелизационный поход. В 71 году он стал молиться о принятии крещения Духом Святым и несколько дней спустя пережил желаемое состояние.

Он основал Чикагский Библейский Институт Муди (Moody Bible Institute) и директором этого института назначил человека по имени Торрей (R. A. Torrey), который в своих проповедях уделял этому вопросу большое внимание и постоянно об этом проповедовал. После проповедей Муди создавались общины, где люди пророчествовали, говорили на иных языках, проводили исцеления и другие чудеса, хотя он и не делал на этом акцента.

Движение святости и Кесвикское движение

Пробуждение на Азуза-стрит

В 1903 году Пархам переехал в Эльдорадо Спенес, и в его служении произошёл перелом. О нём разнеслась молва, как о бескорыстном человеке. Как утверждают пятидесятники, когда он начал проповедовать и молился за больных, то многие из них действительно исцелялись. Например, на одном из собраний женщина по имени Мери Артур, потерявшая в результате двух операций зрение, после молитвы Пархама стала видеть.

Пятидесятники-единственники

Среди христиан различного направления, нередко встречаются последователи учения о единственности Бога (Кратко: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой - не есть три разных личности, а один Бог, явившийся во плоти, в лице Иисуса Христа. Матфея 1:20, 1-е Тимофея 3:16)). В истории пятидесятничества в России также есть верующие, согласные с таким учением, так называемые «смородинцы» (от фамилии руководителя общины, Смородина). Другие названия: «евангельские христиане в духе апостолов», «единственники».

Пятидесятническое движение в России

История движения

Современная ситуация

Наиболее крупные пятидесятнические объединения в мире - «Объединённая пятидесятническая церковь» (англ. The United Pentecostal Church ), «Церковь Бога» (англ. The Church of God ) и «Ассамблеи Бога» (англ. The Assemblies of God ) находятся в США и Латинской Америке

В настоящее время на территории России действуют три основных объединения:

  • Российская Церковь Христиан Веры Евангельской (РЦХВЕ)
  • Объединённая Церковь Христиан Веры Евангельской (ОЦХВЕ)
  • (РОСХВЕ)

Эти три объединения имеют одни исторические корни. Начало разделению единого социума было положено в 1944 году на почве насильственной (со стороны гос. власти) регистрации общин и объединений с Всесоюзным советом евангельских христиан-баптистов (баптисты). Общины, не согласившиеся на новые условия регистрации, продолжали свою деятельность подпольно, в связи с чем подвергались преследованиям.

Наблюдаются серьёзные разночтения в богословских доктринах и практического понимания христианства традиционных пятидесятников и харизматов, часть разногласий отражена в статьях либерализм в христианстве и консерватизм в христианстве.

В 1995 от ОЦХВЕ отделилась часть общин во главе с С. В. Ряховским и был создан Российский объединённый Союз Христиан Веры Евангельской , ставший одним из основных объединений харизматических церквей России.

Также существует Объединение Независимых Церквей пятидесятников и отдельные независимые общины.

Пятидесятники харизматического направления очень активны в социальной сфере. К примеру, согласно статье на сайте «Русский Архипелаг» , нижегородская поместная Церковь «Лоза», относящаяся к харизматической «ветви» пятидесятничества, оказывает помощь детским приютам, интернатам, помогает фонду гематологии, проводит детские лагеря для всех желающих. .

См. также

  • Российский объединённый Союз Христиан Веры Евангельской

Примечания

Литература

  • Лункин, Р. Пятидесятники в России: опасности и достижения «нового христианства» . - В: Религия и общество. Очерки религиозной жизни современной России. Отв. ред. и сост. С. Б. Филатов. М.; СПб., 2001, c. 336-360.
  • Лункин, Роман. ПЯТИДЕСЯТНИКИ В РОССИИ. 90 лет назад на территории современной России открылись первые пятидесятнические церкви .
  • Лункин, Р. Пятидесятничество и харизматическое движение . - В: Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. T. II. М., Кестонский Институт - Логос, 2003, 241-387.
  • Lunkin, R. Traditional Pentecostals in Russia . - East-West Church & Ministry Report (The Global Center, Samford University), Vol. 12, Summer 2004, No. 3, p. 4-7.
  • Löfstedt, T. From Sect to Denomination: The Russian Church of Evangelical Christians. - In: Global Pentecostalism: Encounters with Other Religious Traditions. Ed. by David Westerlund. London, I. B. Tauris, 2009 (Library of Modern Religion Series), 157-178.

Ссылки

  • Пятидесятническое движение в СССР - В. И. Франчук «Просила Россия дождя у Господа».
  • Консервативные пятидесятники России - один из немногих сайтов регистрированных пятидесятников консервативного направления
  • Современные пятидесятники в России эволюция пятидесятничества. Церковь пятидесятников в Иваново
  • Епископ Георгий Бабий: «Бог даровал Украине возможность создавать благополучное общество» - беседа религиоведа Романа Лункина с Георгием Бабием, представителем традиционных пятидесятников
  • «Домостроитель» - (ОЦХВЕ), омывающие традиционные пятидесятники в России
  • Библиотека Христианина ОЦХВЕ Архив газет и журналов братства. Адреса служений. Форум.
  • РОСХВЕ - Российский Объединенный Союз Христиан Веры Евангельской Пятидесятников
  • на archipelag.ru (Нижегородская область)

Wikimedia Foundation . 2010 .



© 2024 Идеи дизайна квартир и домов