Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Псалом 72 толкование. Толкование на псалмы

72:1-3 Псалом Асафа. Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!
2 А я - едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, -
3 я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых,
Псалом Асафа, можно сказать – рассказ в назидание всем Божьим служителям, кто хотя бы однажды позавидовал успеху нечестивых, глядя на то, как они процветают в веке этом несмотря на нарушения всего и вся и пренебрежение не только требованиями Бога, но и жизнями ближних.
Главный вывод, который сделан Асафом после переживания такого сиюминутного малодушия - в том, что Бог Иегова благ ко всем, ходящим Его путями несмотря на видимый успех и благоденствие нечестия в веке этом.

Итак, рассказ Асафа о том, как он споткнулся о благополучие нечестивых и едва не упал пред Богом своим, едва не оставил служение Ему.

72:4,5 ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их;
5 на работе человеческой нет их, и с [прочими] людьми не подвергаются ударам.
Если подолгу рассматривать образ жизни нечестивых –то есть чему и позавидовать: ни страдания особенные, ни бессилие с отчаянием - ничуть не омрачают их «небосвод». Они сильны решать любые проблемы (деньги, власть, связи), участь трудяг за кусок хлеба и изнурение - им не грозит, как-то потрясающе легко умеют приспособиться к жизни века сего эти умники, идущие по головам и интересам окружающих к своему благоденствию.

72:6 От того гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, [как] наряд, одевает их;
Ну и понятно, почему они высокомерны и надменны: их благополучие даёт им все основания считать себя пупами земли и горделиво расправлять свои «павлиньи хвосты», думая о том, что они всего достигли сами и что все остальные - козлы, неспособные ни на что путнее, и так им и надо, пусть пашут на успешных, если сами не способны организовать себе красивую жизнь.

72:7,8 выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце;
8 над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока;
Они настолько разжирели на своём благополучии, что выкатились у них глаза от избытка жира в щеках, а с такими глазами ни много, ни далеко не увидишь, потому и не могут они разглядеть величие Божье и свою ничтожность.
Но и это ещё не всё: ладно бы купались в своём жире и благополучии и никого не трогали, но так жить им не интересно. Такие - ещё и злобствуют по земле, им нравится издеваться над людьми и смотреть на то, как остальные страдают от того, что не имеют силы защитить себя от клеветы благоденствующих.

72:9 поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле.
Устами своими нечестивые касаются даже небес: злословят Бога, в которого не верят. Ещё бы - они откровенно нарушают все Его принципы жизни и попирают их в открытую, а Бог никак не реагирует на это, какой же Он тогда Бог? А если Он есть, значит, одобряет все их действия, если не вмешивается и не наказывает их никак.
Так рассуждают все, чьи мозги, не только брюшко, заплыли жирком земного благополучия.


72:10 Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею,
Потому -то, глядя на ТАКОЕ благоденствие нечестивых - народ Божий и искушается желанием бросить всё это своё поклонение Ему, приносящее одни только заботы с утра до утра о том, чтобы сохранять праведность, и больше - никакого от него проку нет: ни тебе свободы передвижения, ни - свободы действий, ни - свободы желаний, ни - свободы поступков. А жизнь летит так быстро, что за служением Богу и пожить нормально (в смысле - как эти нечестивые - с размахом и куражом) никто из Божьих поклонников не успевает.

Туда же поманило и Асафа. Туда же манит и многих служителей Иеговы во все времена. И по той же причине.

72:11 и говорят: "как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?"
И даже вера в то, что Бог всё видит и всё знает из того, что происходит на земле - ломается: если нет наказания нечестивым, то, значит, Бог не видит всё это (допустить мысль о том, что Бога нет - в Израиле не могли, ибо точно знали, что Он – есть на небесах) А если Бог ничего не видит - почему бы и не сойти с Его пути и не взять пример с нечестивых для того, чтобы и самим кусочек счастья отхватить ещё в веке этом?
Примерно такие мысли иногда могут появиться и у поклонников Бога, когда они с изумлением рассматривают успех по жизни у нечестивых.

72:12-14 И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство.
13 так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои,
14 и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?

Этими мыслями Божьи поклонники, позавидовавшие благоденствию нечестивых - не ограничиваются, они идут дальше в суждениях своих, сожалея о том, что зря всё это время работали над собой, над тем, чтобы становиться чище и праведнее день ото дня, над тем, чтобы анализировать свои поступки и шевеления сердца и обличать себя в нечистоте. Со временем они перестают видеть смысл в том, чтобы служить Богу и жить по Его принципам, чтобы становиться праведниками и отстаивать её на фоне ожирения нечестивых.
Вот как опасен путь рассматривания успеха соседа, как выразился Соломон: всякий успех в делах порождает взаимную между людьми зависть (Екл.4:4).
Не избегают этого и Божьи люди, ЕСЛИ начинают интересоваться чужим успехом и рассматривать повнимательнее, откуда же он берётся.

72:15 [Но] если бы я сказал: "буду рассуждать так", - то я виновен был бы пред родом сынов Твоих.
Асаф не дошёл, к счастью, до того, чтобы продолжать увлечение успехом нечестивых. Он осознал, что если бы он ТАК рассуждал и остановился бы на этом - он был бы виновен пред всеми Божьими служителями, которые терпением и верой подавляют в себе подобные сиюминутные помышления и продолжают несмотря ни на что свой путь к Богу, ежедневно трудясь над тем, чтобы не согрешать.


72:16 И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих,
Но к такому выводу Асаф пришёл не сразу: он мучился в размышлениях об этом и не мог понять, что же с ним происходит, почему у него такие крамольные шевеления мыслей и, не найдя ответов в себе самом - принял единственное правильное решение - спросить об этом у Бога.

72:17 доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их.
После многих раздумий Асаф пошёл в святилище Божье - в храм - помолиться Богу и поговорить с Ним об этих своих размышлениях, благо - наш Бог милосерден и снисходителен к тому, что мы немощны в плоти и можем иногда такие «чудеса» выдавать, что потом со стыда не будешь знать, куда и спрятаться от очей Господа. Асаф решил открыться Богу и спросить у Него, что же ему делать, почему такие мысли и как с ними жить дальше?
И Бог ответил Ему на все вопросы: недостаток знаний полной картины вещей и замыслов Бога нас иногда приводит в замешательство, но когда приходит понимание всей картины замысла Бога - тогда и становится всё на свои места. Всё встало на свои места и у Асафа - сразу, как только он вместил причину существования нечестивых на земле и конечный результат их пребывания здесь.

72:18,19
Так! на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти.
19 Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов!
Бог разъяснил ему, что век сей - как раз для того, чтобы выявить нечестивых, ибо если не разрешить каждому ходить своими путями, то как же выявить искренние наклонности сердца? Все нечестивые себя проявят в полной мере, и Богу будет легко их отсеять для того, чтобы избавиться от них перед тем, как установить на земле Свой миропорядок. Асафу не о чем беспокоиться, просто нужно потерпеть и дождаться нового миропорядка: там их не будет.

72:20 Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив [их], уничтожишь мечты их.
Здесь интересна мысль о том, что Бог, пробудив нечестивых, уничтожит мечты их (совсем не обязательно, что непременно и сразу же - их самих) - то есть, Бог каким-то образом даст им возможность опомниться и проснуться от спячки самозабвения и самовлюблённости и они поймут, что всем мечтам их пришёл конец. Может быть Бог воскресит их и поскольку они, умерев, пробудятся с теми же мироощущениями «пупов земли» - то сразу себя и в новом мире ТАК проявят, но ТАМ - их сразу остановят и даже, может быть, дадут шанс исправить мышление и сердце своё, разбалованное сытостью и благоденствием за чужой счёт, и - принять Христа для себя.

72:21,22 Когда кипело сердце мое, и терзалась внутренность моя,
22 тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою.
Здесь Асаф глубоко скорбит о своей зависти и раскаивается в том, что она прокралась в его сердце и превратила его в настоящую скотину (животное): вот, что может сделать с праведником даже нечаянная сиюминутная зависть, если этим процессом «кипения и бурления» внутренностей - перестать управлять при помощи разума.

72:23-25 Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку; 24 Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу.
25 Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле.

Асаф, поговорив с Богом, пришёл к правильному выводу: только Бог - смысл его жизни, и он благодарен Богу за то, что в этом веке водим за руку Божьими принципами, а в будущем - сможет достичь и Божьих обителей, то есть, попасть в ЕГО миропорядок.
Имея такого руководителя - Асафу ничего не нужно больше на земле из того, что имеют благоденствующие и ожиревшие нечестивые: уж лучше здесь поясок подтянуть для того, чтобы ТАМ - в вечности наслаждаться благословениями Бога, уж Его благословения - ни фигуру не испортят, ни мозги, ни глаза (в отличии от благ века сего).

72:26, 27 Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек.
27 Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя.
Асаф, конечно же, устал от такого потрясения своей завистью, но он был очень благодарен Богу за то, что Он помог освободиться от этой тяжести. Асаф ещё больше укрепился в мысли, что Иегова - это единственный смысл жизни сердца его. И незачем завидовать нечестивцам, их надобно лучше жалеть: жалко же, что они ослеплены сами собою и от этого могут погибнуть, уж лучше пробовать помогать им прозреть, нежели завидовать.

72:28 А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое, чтобы возвещать все дела Твои.
И как бы не были успешны нечестивые - отныне Асаф ещё крепче утвердился на желании идти Божьим путём жизни и возвещать всем окружающим величие дел Господних. Как знать, может и нечестивые, услышав об этом, однажды обратятся от злых дел своих и прилепятся к Богу. Чего ж ещё желать в этой жизни? Не того ли, чтобы все люди могли быть счастливы в вечности Божьей?

Размышления Асафа могут помочь и сегодня всем, кто испытывает трудности, идя Божьим путём, и по ходу - начинает рассматривать успех нечестивых. Лучше этим не увлекаться: читаем псалом Асафа всегда, когда возникает искушение послать всё подальше.

Псалом Асафу .

В этом псалме пророк изображает неосновательность мнения людей о судах Божиих, потому что они глубоки, неисследимы и исполнены великой непостижимости, и незнающие оснований Божия о каждом домостроительства впадают в нелепые помыслы. Посему, изобразив нам прежде самые помыслы (повод же к ним подавало благополучие людей нечестивых, ибо сказано: «се сии грешницы и гобзующии» ()) учит потом, какой будет конец самих нечестивых, чтобы, ясно зная это, не затруднялись мы видимыми несообразностями того, что бывает в жизни сей.

. Коль благ Бог Израилев правым сердцем.

Приступая к описанию благоденствия людей, живущих нечестиво, и за сим уготованного им жестокого наказания, предпоставляет ту мысль, что Бог благ для правых, и потому избирающие удел живущих благочестиво должны знать это, что Бог будет благ для одних правых сердцем, а не для тех, которые грешат, поступая худо. Если же нечестивые и благоденствуют по-видимому, то никто не должен этим смущаться, представляя себе то наказание, какое ожидает их в скором последствии.

. Яко возревновах на беззаконныя, мир грешников зря , и проч.

Пересказывает, что произвело смущение в душе его, во-первых смущало то, что нечестивые проводят жизнь в глубоком мире, потом смущало и то, что благоденствуют они целую жизнь, и благоденствие их продолжается до самой смерти, даже смерть встречают такую, от какой никто не откажется, если спросить его, желает ли он себе такой смерти. Еще смущался тем, что, если постигает нечестивых за грех какое-либо вразумляющее наказание, то бывает оно не тяжкое, но легкое и удобосносное. Сверх же всего этого смущало его и то, что нечестивые не разделяют трудов человеческих, не имеют нужды ежедневно работать для снискания себе необходимого пропитания, потому что сей труд рук человеческих налагается на людей как бы вместо наказания.

. Сего ради удержа я гордыня до конца.

Поелику наслаждаются они всеми благами и не изведывают никакого зла, то по сему самому без меры предались гордыне, которая соделала их несправедливыми и нечестивыми, так что нечестия их становятся утучнявшими и упитанными.

. Преидоша в любовь сердца.

Законопреступное благоденствие произвело в душе их лукавый навык. Из чего же это видно? Не из того ли, что и помышляют и говорят они лукавое?

. Неправду в высоту глаголаша.

Означает возрастающую степень лукавства их, так что произносят уже хулу и на самого Бога.

. Положиша на небеси уста своя.

Изрекают, говорит, хульные слова на Бога, тогда как сами уничижены и язык их на земле.

. Сего ради обратятся люди Мои семо.

За это-то превознесшиеся будут низложены. Смысл же речи таков: наказание их принесет некую пользу и послужит народу Моему к его обращению. Ибо увидев, какой конец ожидает нечестивых, не дойдут они до чего-либо подобного, ясно зная, что Бог назирает дела человеческие.

И дние исполнени обрящутся в ниx .

Когда приобретут себе такую мысль, тогда, и только тогда, хорошо исполнят время жизни своей, по сказанному: почил «исполнен дней» (), то есть все дни их были исполнены добрых дел.

. И реша: како уведе ?

Народ Мой из низложения нечестивых извлечет для себя пользу. Упомянутые же выше злочестивцы и беззаконники до того предавались нечестию, что взирающие на жизнь их соблазняются, недоумевают и говорят: назирает ли Бог дела человеческие? Ибо сказано: «како уведе?» вместо того, чтобы сказать: почему говорят, что Бог знает дела наши и управляет всем, и как иметь Ему ведение о делах наших?

. Се сии грешницы и гобзующии в век, удержаша богатство .

Выставляется причина соблазна в тех, которые видят нечестивых «гобзующих», и именно та, что они в настоящей жизни весь век проводят в благоденствии.

. И рех: еда́ всуе оправдих сердце мое?»

И я, говорит, видя это, возмутился помыслами, размышляя сам с собою: не будет ли суетен труд мой о добродетели? А труд этот состоит в том, чтобы подвизаться в правде, быть чистым от дела несправедливого, за прежние согрешения наказывать себя исповеданием их, и как бы с сей целью, то есть, чтобы за грехи свои подвергать себя истязаниям, восставать с самого ложа.

Аще глаголах , повем тако: се роду сынов Твоих преступих.

Размышлял я сам с собою следующим образом: если сообщу другим эти пришедшие мне на мысль помыслы (а именно: «еда́ всуе оправдих сердце мое?» ), то сделаюсь для них виновником всякого соблазна. Поступая же так, преступлю заветы сынов Твоих, то есть мужей праведных. А эти заветы Святых состоят в том, чтобы не быть друг для друга виновником соблазна.

И непщевах разумети сие, труд есть предо мною.

Предположив, что знаю столь глубокие суды Божии, встретил я для себя трудность, потому что суды глубоки и неисследимы. По крайней мере, определил я себе надлежащее для познания сего время, и именно – время суда Божия, когда воздашь каждому по делам его ().

. Оба́че за льщения их положил еси им злая...

Пророческим духом узнав будущее, я говорю, что причиною жестоких наказаний будет для них лукавство нрава, потому что возвышение обратится для них в падение. И это настоящее богатство их вменится для них как бы в пустые и всякой тени тончайшие призраки сновидцев.

. И во граде Твоем образ их уничижиши.

Град Господень есть вышний Иерусалим; "образ" же "их" – образ Иерусалима земного. Смысл же речи таков: поелику носят они на себе образ Иерусалима земного, а не небесного, то и будут уничижены за сие, ибо в оное время услышать: «не вем вас» (), как не имеющих на себе небесного Его образа.

. Яко разжеся сердце мое, и утробы моя изменишася ,

. и аз уничижен, и не разумех .

Поелику «ревнуя поревновах о Господе» (), так что и сердце мое и внутренности мои исполнились пламенной ревности, то за это самое сподобился я того, что стал просвещен, и познал творимое с градом Твоим и с образом нечестивых. Но прежде был я, как скот бессловесный, будучи не в состоянии проникнуть в распоряжения Промысла. Однако же, не оставлен я Тобою, Боже, и не лишился упования на Тебя, пребывал же «выну с Тобою» (), и делал это не своею силою, но по Твоей благодати. Ибо Ты сам, по человеколюбию Твоему, взяв руку десную мою, поддерживал и сохранял меня, чтобы не подвиглись стопы мои и не поколебались ноги мои в предстоянии Тебе.

. Что бо ми есть на небеси? И от Тебе что восхотех на земли?

Поелику на небе нет для меня ничего, кроме Тебя единого, то по необходимости не восхотел я принять ничего из сущего на земле, потому что все это – тленно и временно. Желал же единого только, и желанием этим томил себя на земле, а желание это состоит в том, чтобы Ты соделался моею, и притом единственною, частью.

. Яко се удаляющии себе от Тебе погибнут .

Единения с Тобою держался, я, Владыко, и поступал в этом хорошо, зная, что концом тех, которые вне Тебя, будет погибель, а с Тобою пребывающие приимут благую часть, потому что им, когда внидут в небесный Иерусалим, достанется в наследие наилучшая часть – наслаждаться всегда Твоими песнопениями.

Православный псалом 72 открывает третью книгу псалмов, состоящую из семнадцати песней, большая часть которых принадлежит Асафу, современнику царя Давида, религиозному музыканту и певцу. Псалом 72, как и большинство из написанных Асафом, считается псалмом мудрости, поскольку в нем автор размышляет на различные , опираясь на собственный жизненный опыт.

Толкование христианского 72 псалма поясняет, что в нем Асаф вспоминает собственные сомнения в справедливости Бога, основанные на личных наблюдениях: в определенный отрезок своей жизни он замечал, что людям неверующим живется намного проще, чем благочестивым.

Христианский псалом 72: молитва о злых людях

Святой текст 72 псалма дает нам понимание того, что три тысячи лет назад верующих людей интересовали те же самые вопросы, что и сегодня. Как часто мы начинаем роптать в душе, спрашивая у Бога, почему преступники и лжецы живут благополучно, а те, кто выполняют все заповеди, болеют и часто едва сводят концы с концами?

Псалом 72 не дает ответа на этот вопрос, да и вряд ли на него можно однозначно ответить, но он точно послужит утешением всем страждущим. Слушать онлайн и читать текст православного псалма 72: принято о людях, которые творят злые дела, чтобы Господь наставил их на путь исправления.

Слушать на видео православную молитву псалом 72 на русском языке

Читать текст молитвы псалом 72 на русском языке

Псалом Асафа.

Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем! А я — едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, — я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых, ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их; на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам. Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их; выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце; над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока; поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле. Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею, и говорят: «как узнает Бог? и есть ли ?» И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство. И я сказал: так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои, и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро? Но если бы я сказал: «буду рассуждать так», — то я виновен был бы пред родом сынов Твоих. И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих, доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их. Так! на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти. Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов! Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их. Когда кипело сердце мое, и терзалась внутренность моя, тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою. Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку; Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу. Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек. Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя. А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое, чтобы возвещать все дела Твои во вратах дщери Сионовой.

Православный Псалтырь, текст псалом 72 на церковно славянском языке

Коль благ Бог Израилев правым сердцем. Мои же вмале не подвижастеся нозе; вмале не пролiяшася стопы моя; яко возревновах на беззаконныя, мир грешников зря; яко несть восклоненiя в смерти их и утвержденiя в ране их; в трудех человеческих не суть, и с человеки не прiимут ран. Сего ради удержа я гордыня их до конца; одеяшася неправдою и нечестiем своим. Изыдет яко из тука неправда их; преидоша в любовь сердца. Помыслиша и глаголаша в лукавстве, неправду в высоту глаголаша; положиша на небеси уста своя, и язык их прейде по земли. Сего ради обратятся людiе мои семо, и днiе исполнени обрящутся в них. И реша; како уведе Бог? и аще eсть разум в вышнем? Се, сiи грешницы и гобзующiи в век удержаша богатство. И рех; eда всуе оправдих сердце мое и умых в неповинных руце мои, и бых язвен весь день, и обличенiе мое на утрених? Аще глаголах, повем тако; се, роду сынов твоих, eмуже обещахся; и непщевах разумети; сiе труд eсть предо мною, дондеже вниду во святило Божiе и разумею в последняя их. Oбаче за льщeнiя их положил eси им злая, низложил eси я, внегда разгордешася. Како быша в запустенiе? внезапу изчезоша, погибоша за беззаконiе свое. Яко сонiе востающаго, образ их уничижиши. Яко разжжеся сердце мое, и утробы моя изменишася; и аз уничижен, и не разумех, скотен бых у тебe. И аз выну с тобою; удержал eси руку десную мою, и советом твоим наставил мя eси, и со славою прiял мя eси. Что бо ми eсть на небеси? и от тебe что восхотех на земли? Изчезе сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век. Яко се, удаляющiи себе от тебe погибнут; потребил eси всякаго любодеющаго от тебe. Мне же прилеплятися Богови благо eсть, полагати на Господа упованiе мое, возвестити ми вся хвалы твоя, во вратех дщере Сiони.

Псалом принадлежит Асафу, современнику Давида. В обстоятельствах жизни этого царя, особенно в истории Авессалома, его быстрого возвышения и падения писатель мог находить материал как для основной мысли содержания псалма, так и для некоторых частных его положений (Пс.72_3, 4, 6, 19).

Господь благ к чистым сердцем. Я сомневался было в этой истине при виде благоденствия нечестивых, вследствие которого они делаются высокомерными, дерзкими (1–9). Вслед за ними идет и народ, который доходит до отрицания Промысла Бога на земле (10–13). Я тоже испытывал колебание – для чего я забочусь о своей чистоте? Но меня от проповеди этих колебаний удержало сознание ответственности пред людьми (14–15). Когда же я стал вдумываться и вошел во святилище, то узнал, как быстро падение таких нечестивцев (16–20). Мои колебания были выражением моего невежества, теперь же я знаю, что только в Боге и приближении к Нему истинная жизнь и награда, а удаляющиеся от Него – погибнут (21–28).

. Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!

Представляет введение ко всему содержанию псалма, заключая в себе и тот вывод, к которому автор пришел через свои сомнения и колебания.

. Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их;

Гордость нечестивых и высокомерное отношение к другим людям являются результатом их внешнего преуспевания.

. выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце;

«Бродят помыслы в сердце» – они свободно отдаются своим влечениям, не заботясь о проверке их чистоты и согласованности с указаниями воли Божией.

. поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле.

«Поднимают к небесам уста свои» – высокомерно смотрят на Заповеди Бога, считая себя вправе оценивать и критиковать их, т. е. волю Бога проверяют своим суждением, возводя тем себя на место верховного законодателя.

. Потому туда же обращает­ся народ Его, и пьют воду по­лною чашею,

. и говорят: «как узнает ? и есть ли ведение у Вышнего?»

Безнаказанность нечестивых и их внешнее преобладание вызывает подражания среди народа. Последний тоже начинает "п ить... по­лною чашею» , отдаваться неудержимо своим дурным влечениям, причем доходить до сомнения: «как узнает ?» и «есть ли ведение у Вышнего?» т. е., находится ли человек под Божественным воздействием и есть ли справедливость на земле?

. [И я сказал:] так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои,

. и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?

. Но если бы я сказал: «буду рассуждать так», – то я виновен был бы пред родом сынов Твоих.

"Очища ть сердце" , "омыва ть в невинности руки» , "подверга ть себя ранам... и обличениям» – значит зорко следить не только за своими поступками, но и за чистотою своих помыслов. Такая заботливость о духовной опрятности требует постоянного и сильного ограничения своих греховных порывов, что причиняет боль. Факты же благоденствия нечестивых, живущих по своим влечениям и не заботившихся о своей нравственной чистоте, поставили пред писателем вопрос – есть ли смысл в его самоограничениях? Сомнения мучили его, но он счел себя не вправе оглашать эти сомнения и вселять их в других; если у самого нет твердости в убеждениях, то прямая обязанность того не вселять колебаний в других. Поступок последнего рода делает его "винов ным пред родом сынов Твоих» , т. е. пред евреями, которых Господь любит и о которых заботится, как отец о детях. Прививать им сомнения свои значило бы отвращать детей от Отца, лишать их Его благотворного и любвеобильного попечения, лишать других блага, на которое сам не имеешь права.

. И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих,

. доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их.

. Так! на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти.

. Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов!

. Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их.

Писатель в своих наблюдениях над действительностью был односторонен; он судил лишь на основании фактов благоденствия нечестивых, а не обращал внимания на то, как быстро и неожиданно они гибнут, как часто обманываются их мечты о счастье.

. Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле.

«Кто мне на небе?» Что мне может дать небо, если я не буду там с Богом? – «И с тобою ничего не хочу на земле» – кроме Тебя ничего иного не хочу на земле. Смысл всего выражения – кроме Бога писатель не желает иметь никаких других привязанностей, так как кроме Него ничто не может дать ему удовлетворения.

. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек.

. Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя.

. А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое, чтобы возвещать все дела Твои [во вратах дщери Сионовой].

Так как вне Бога живущие гибнут, то истинное благо – приближаться к Нему. Тогда человек получает «часть... вовек» (26), т. е. вечную, неотъемлемую награду, которая остается и после его смерти, или – вечную жизнь.



© 2024 Идеи дизайна квартир и домов