Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

«Характеристики главных героев повести «Пожар. В какой главе повести М

Учитель

Открытый урок

Тема: Своеобразие повести В. Распутина «Пожар».

Предварительное задание:

1) оформить стенд «Жизненный и творческий путь В. Распутина»,

2) собрать материал из выступлений писателя «В. Распутин о современном мире и месте человека в нём »;

3) критика повести «Пожар».

Индивидуальные задания.

1 группа: а) в чём заключается смысл названия повести?

б) подумайте, о чём свидетельствуют поступки людей и поведение их на пожаре.(гл.8,15,18)

2 группа: а) почему Иван Петрович каждый день вот уже 20 лет после того, как переселился в Сосновку, вспоминает родную Егоровку? (гл.6.15)

б) что его привлекает у сына в Сырниках? (гл.13)

3 группа: а) чем жизнь в Сосновки отличается от жизни в Егоровке?

б) с чего начался « разлад» Егорова с сосновцами и с приезжими?

в) как он относился к работе, к людям? (гл.4,9,13)

4 группа: а) почему Иван Петрович вступает в конфликт с самим собой?

б) в чем он видит «беспорядок внутри себя» и что его приводит к нравственному кризису? (гл.11,13)

5 группа: а) нашёл ли Иван Петрович выход из тупика?

б) сравнить начало и финал повести. Что изменилось в настроении Ивана Петровича и сосновцев?

в) какую смысловую нагрузку несёт пейзаж начала и конца повести?

1)Вводная беседа о биографии В. Распутина и о теме повести «Пожар »

Повесть «Пожар»- это размышление о нашем современнике и о его жизни, о его гражданском мужестве и нравственной позиции, о тех негативных явлениях, которые должны осудить читатели.

2) Работа над текстом повести.

Почему люди оказались беспомощными перед огнём, ведь на пожар сбежался весь посёлок?

(1) посёлок строили наспех;

(2) все средства пожара оказались в негодности –(«пожарку» разобрали на запчасти, она только числилась на вооружении);

(3) пожар был кому-то на руку («если сгорят эти самые большие склады, легче будет добиться своего - их давно хотели перевести в район »);

(4) продовольственные склады можно было спасти (но «не было твёрдой силы, способной организовать людей»);

Вывод : Пожар показал полную неподготовленность сосновцев к испытанию огнём. Пожар окончательно выявил, кто есть кто, и высветил в людях их социальную и нравственную разобщённость.

Положительные герои в повести.

на пожаре немного тех. Кто, рискуя собой, отстаивает народное добро до конца. - это «горячий пожилой человек» “ отчаянная душа” Афоня Гооронников, “человек надёжный ” Семён Кольцов, Тепляков и Иван Петрович с женой Алёной.

Все они идут на огонь, как в атаку: “ как ни занят, как ни употреблён был в деле Иван Петрович, он успел подумать, что так вот, вынося, выкрикивая себе, может человек, только бросаясь в атаку, бросаясь убивать или вынуждённый разрушать, как они теперь, и что не придёт же человеку в голову ором орать по-звериному, когда он, к примеру, сеет хлеб или косит траву для скота”.

Сопоставительная характеристика отрицательных героев - архаровцев.

Архар - горный козёл;

Архаровец – буян, головорез.

Архаровцы работают с азартом, вдохновенно, но только там, где можно поживиться. Главарь архаровцев – Сашка Девятый. “ архаровцы действовали быстро и ловко, будто они всю жизнь только этим и занимались, что ломали запоры. Эта роботёнка была по ним”, а в помещении “весело кричали и перекликались по “цепочки”.

Архаровец Соня издевается над всеобщей людской бедой: “Ох, как жарко горит! Ох, горячо - о, ой больно –о!”

Вывод о смысле названия повести: пожар –это своеобразный итог общего неблагополучия – горят старые беспорядки, горят души честных тружеников, кому дорога родная земля и её люди, горит почва под ногами воров и пьяниц, бездельников и тунеядцев.

Раскрытие основного замысла повести.

1) с чего в Сосновке начался нравственный и социальный разлад?

так часто вспоминал Егоровку?

1) Егоров прожил в Егоровке до переезда в Сосновку всю жизнь(он лишь один раз отлучался: на войну) и видел, что “она работницей была не последней, на матушку Россию работала”,она дорога ему как память в юности;

2) Егоровка помогла выжить в голодные годы, а выжили все потому, что держались всем миром, горе и радость встречали не в одиночку.

3) В был хлеборобом, привык ценить тяжёлый труд земледельца и находить в нём радость.

Чем жизнь в Сосновке отличается от жизни в Егоровке?

1) хлеборобы стали заниматься не свойственным им делом –“ беспощадно вытаптывать лес,” его то сеять не надо: сам растёт;

2) Сосновка – посёлок бивуачного типа(бивуак – стоянка альпинистов , туристов)

“временное пристанище ”, посёлок

“неуютный и неопрятный”

“голо, вызывающе открыто. Слепо и стыло стоял посёлок; редко в каком палисаднике, душу и глаз берёзка или рябинка”

Вывод: всё это: неоформленность и не уютность быта, полное отсутствие заботы о духовной пище людей и их будущем, никуда не годная и непродуманная организация к природе развращает людей, у них возникает стремление к бездумной и лёгкой жизни.

Характеристика главного героя повести – Ивана Петровича.

1) О чем так мучительно думает Иван Петрович? Почему возникает внутренний конфликт у него?

2) Герой сомневается, прав ли он в своей правоте, так как его никто не поддерживает;

3) Он видит, что в прошлом “добро и зло отличались”, а теперь же границы стёрлись;

4) Теперь мерилом хорошего человека стало “удобное положение между добром и злом, постоянная и уравновешенная температура души”.

О каких четырёх “подпорках жизни” рассуждает герой?

1) Чувство дома с семьёй;

2) Чувство солидарности с людьми, «с кем правишь праздники и будни»;

3) Чувство работы, с которой дается ощущение единства с людьми;

4) Чувство отечества, земли, на которой стоит твой дом, - если все это есть, человек счастлив и «весь превращается в ответ на чей-то зов, душа его выстраивается и начинает вольно звучать».

Роль пейзажа в раскрытии замысла повести.

В начале повести земля, выходящая из зимнего оцепенения, будто не верит в свои возрождающиеся возможности, а в конце – «весна отыскала и эту землю – и просыпалась земля», и «опять, как и каждую весну, вынесет она все свое хозяйство в зелени и цвету». Иван Петрович уходит, чувствуя свою правоту, уходит обновленный «легко, освобождено и ровно шагалось ему, будто случайно отыскал он и шаг свой и вздох, будто вынесло его наконец на верную дорогу.

Художественное своеобразие повести В. Распутина .

1. Публицистический накал повествования.

3. Внутренние монологи героя, данные в форме несобственного – прямой речи, неотделимы от голоса автора.

4. Обилие прямых публицистических отступлений, обращений к читателю, на происходящее автор смотрит глазами народа («мы», «нас», «нам»).

5. Поставлена экологическая проблема: Земля определяет судьбы человеческие.

Анализ 19 главы. Чтение отрывка.

«Весна отыскала и эту землю – и просыпалась земля… Разогреется солнышко – и опять, как каждую весну, вынесет она все свое хозяйство в зелени и цвету представит для уговорных трудов. И не вспомнит, что не держит того уговора человек. Никакая земля не бывает безродной». Автор использует в этом отрывке приём антитезы. Гармоничная природа противопоставлена несовершенному человеку. Весна «собирает уцелевшее и неотмершее в одну жилу», а люди не заботятся о сохранении этого богатства

«Пожар» — последнее крупное произведение известного российского писателя (1937 — 2015). Его можно считать логическим продолжением предыдущей повести – «Прощание с Матерой» (1978).

Место действия – Егоровка, поселок бивуачного типа, куда вынуждены были перебраться люди из затопленной деревни Сосновка, под которой как раз недвусмысленно подразумевается Матёра.

Некоторые герои «Пожара» словно «перекочевали» сюда со страниц «Прощания с Матёрой». Например, Клавка Стригунова и «дух егоровский» дядя Миша Хампо, очень напоминающий Богодула, хранителя и старожила Матёры.

Главный герой «Пожара» — шофер Иван Петрович Егоров. Выбор мужчины на эту роль для Распутина необычен – к тому времени выражение «распутинские старухи» стало уже общим местом в отечественной литературной критике. Однако к тому времени старух уже нет в живых, Распутину становится не о ком писать. Не случайно после «Пожара» он не создал ничего выдающегося и запоминающегося, ушел с головой в публицистику и в общественную деятельность.

Ситуация, царящая в Сосновке, далека от нормальной. Но, как говорится в повести, «свет переворачивался не сразу и не единым махом». Чтобы понять, как зрело нынешнее «неурядье», Распутин вводит второй, ретроспективный план повествования.

После того, как была затоплена пашня, людям пришлось искать новое занятие. И нашли – стали рубить лес. Причем территории зачищались, как под гребенку, не оставляя никакого подроста.

Вместе с изменением занятий стали изменяться и нравы. Люди озлобились, стали чужими друг другу. За двадцать лет как никогда развилось пьянство. Показательный факт: всего за четыре года от пьяных драк и поножовщины погибло почти столько же народу, сколько в местных деревнях, слившихся потом в Сосновку, за всю войну. От былой деревни и крестьянского лада не осталось и духу. Местных частично выжили, частично прибрали к рукам искателя длинного рубля, легко зарабатывающие и столь же легко спускающие деньги. В повести они названы «архаровцами», и запоминаются не столько по именам, а, скорее, как некое социальное явление.

Давно замечено: добро в силу убежденности в своей правоте не имеет тенденцию к сплочению, тогда как зло, пребывая в постоянном страхе разоблачения и наказания, неизбежно группируется, сбивается вокруг сильной личности. А если такой личности нет – срабатывает неписаный закон круговой поруки. «Архаровцы» стали силой, когда люди стали жить сами по себе, а когда спохватились – уже поздно, «пробовали разбить их – не получилось». Так и получилось, что хотя и «сотни народу в поселке, а десяток захватил власть». Местные жители стараются держаться подальше от новых хозяев жизни и не замечать творимых ими безобразий.

В результате добро и зло перемешались, а «хата с краю с окнами на обе стороны перебралась в центр». И вот уже «крепкий мужик» Борис Тимофеевич, благодаря которому еще как-то держится дисциплина на участке, с получки везет на лесосеку своей «дикой бригаде» пару бутылок водки – чтобы не разбрелись по окрестным точкам. «Свои» готовы погреть руки и на пожаре, как та старушка, что собирает у горящих складов бутылки с дурманящим напитком, как Клавка Стригунова, набивающая карманы коробками с драгоценностями, как однорукий Савелий, таскающий посреди всеобщей неразберихи и суматохи мешки с мукой в собственную баню. Два-три человека, которые хоть как-то пытаются отстоять, сохранить нравы и обычаи дедов-прадедов, подвергаются жестоким преследованиям. Ивану Петровичу, например, то подсыпают песка в топливный бак, то прокалывают скаты, то как бы невзначай разворачивают палисадник перед домом, то даже устраивают формальное покушение на его жизнь.

Друг Ивана Петровича, Афоня Бронников, считает, что в нынешней ситуации достаточно личного примера: добросовестно работать, не ловчить, не воровать – и хватит: имеющий глаза да увидит. «Молчание – тоже метод действия и убеждения». У Егорова в этом уверенности нет. Его жизненная позиция – активная, он не в силах утешаться одной личной порядочностью. Его душа как будто на постое, нет ощущения дома, нет уверенности в завтрашнем дне, даже несмотря на поддержку и опору в лице жены Алены. Он устал от неверия, от невозможности противостоять злу и никакой заработок его не держит. Егоров решает уехать из Сосновки. Ему осталось отработать несколько дней. Вот здесь, на пределе душевных сил, Иван Петрович и слышит крики «пожар»! «Настолько угарно и муторно было на душе у Ивана Петровича, что ему почудилось, будто крики идут из него: душа тоже горела».

Название повести можно воспринимать двояко. Во-первых, разгорается вполне реальный и нешуточный пожар на продовольственных складах в Сосновке: «столь серьезного пожара, с тех пор как стоит поселок, еще не бывало». Тому могло быть много причин: обычная халатность или желание скрыть хищения, недостачу, замести следы. Но, во-вторых, символично то, что склады, расположенные в виде буквы Г, выходят столь близко к избам, что от огня готов заняться и весь поселок: «занялось в таком месте, чтоб, загоревшись, сгореть без остатка».

Недаром в качестве эпиграфа к повести Распутин поставил строку из народной песни: «Горит село, горит родное…» Читатель, знакомый с этой песней, обязательно вспомнит продолжение: «Горит вся родина моя». Так пожар в Сосновке высвечивает многие проблемы страны и народа в целом. Тем более это было актуально в год начала перестройки.

Стремительность продвижения бедствия диктует Распутину особую форму повествования: рубленые фразы, короткие главки, тогда как в воспоминаниях Ивана Петровича преобладают размеренность, неторопливость, обстоятельность.

Показательно и то, что в этой повести из повествования почти полностью исключена природа. В голом поселке редко где можно встретить одинокую рябину или березку. Зато в финале пейзаж оказывается сюжетно необходим Распутину. Возникает предельно обобщенный образ земли – тихой и печальной после ночного несчастья, лежащей в рыхлом снегу. Приход весны пробуждает ее от сна и горестного оцепенения. «Никакая земля не бывает безродной» — уверен автор. Случившийся пожар в данном контексте воспринимается и как кара и как очищение.

Финал повести допускает различные прочтения: либо Иван Петрович оставляет поселок навсегда, либо идет в «святую обитель природы», чтобы набраться там сил для продолжения борьбы. Должно быть, не случайно на вопрос Афони Бронникова Егоров твердо отвечает: «будем жить». Он еще не знает, чего в нем больше – усталости или согласия, но шаг его становится уверенным и ровным, «будто вынесло его наконец на верную дорогу».

И вновь возникает в финале символический образ молчащей земли. Впрочем, автор не уверен в ее молчании. И венчают повесть сразу три риторических вопроса: «Что ты есть, молчаливая земля наша, доколе молчишь ты? И разве молчишь ты?» Финал можно признать открытым, разомкнутым в будущее.

Павел Николаевич Малофеев

Тема. Подготовка к сочинению по повести

А.М. Горького «Детство»

по теме

«Бабушка Акулина Ивановна».

Цель: развитие письменной речи, формирование умения писать сочинение-рассуждение на литературную тему.

Задачи:

учить составлять план к сочинению;

учить собирать материал к сочинению (находить эпизоды, цитаты в художественном тексте).

Целеполагание.

Беседа:

Как вы считаете, нужно ли учиться писать сочинения? Где это может пригодиться?

Что нужно, чтобы написать хорошее сочинение?

// знать тему, по которой пишешь сочинение,

продумать содержание, с чего начать, чем закончить, т.е. составить план;

подобрать материал: выбрать эпизоды, подобрать цитаты.

Основная часть урока.

Поиск основного содержания, формулирование главной мысли сочинения.

Беседа:

Давайте продумаем содержание. Для этого попробуем «в черновике» сформулировать главную мысль нашего сочинения. Какую мысль о бабушке Акулине Ивановне мы будем доказывать?

Самостоятельная работа учащихся в тетрадях.

Учащиеся формулируют главную мысль сочинения.

Обсуждение результатов, комментирование каждого варианта, запись в тетрадь некоторых из них.

Выбор варианта.

Слайд 2.

Составление плана к сочинению, подбор материала.

Беседа:

Что мы знаем о бабушке, о чём говорили на уроках? Слайд 3.

(уч-ся называют, учитель записывает на доске)

Давайте наведём порядок в наших записях. Что-то можно объединить, а что нужно или можно исключить? Что поставить на первое место, а что на последнее?

(идет обсуждение в парах, затем уч-ся предлагают свои варианты, идет обсуждение, учитель ранжирует записанные на доске пункты плана, попутно делается корректировка формулировок)

Подбор материала.

Тезис:

Словесный портрет бабушки - отражает её характер. Слайд 4.

Какая бабушка?

Когда бабушка преображалась особенно?

«доброе лицо», «зажигая тёмные глаза», «платье шевелится, струится», «говорит просто, убедительно»

Добрая, энергичная и мягкая.

Когда говорила о Боге:

Написание тезиса и 1 аргумента сочинения в черновике. Слайды 5, 6.

Бабушка Алёши - один из самых запоминающихся персонажей повести А.М. Горького «Детство».

Описывая бабушку, автор старается рассказать о её характере. «Доброе лицо», «зажигая тёмные глаза», «платье шевелится, струится», «говорит просто, убедительно» - все эти детали показывают, что Акулина Ивановна была добрая, энергичная и мягкая. Особенно она преображалась, когда говорила о Боге: «Становилась маленькой и кроткой, лицо её молодело, влажные глаза её струили особенно тёплый свет».

Подбор материала (продолжение).

Отношение Акулины Ивановны к своей семье. Слайд 7.

Как называют женщин, которые для своей семьи становятся настоящими жёнами и матерями?

В чём проявились эти качества Акулины Ивановны?

К кому она относилась с большей нежностью? Почему?

В чём это проявлялось?

Подберите синонимичное словосочетание к слову «трудности», «испытания в жизни».

Благодаря чему, кому Акулине Ивановне удаётся переносить трудности, жизненные невзгоды ?

Хранительница очага

Заботилась

Успевала сделать всю работу по дому

Найти для каждого доброе слово

С большей нежностью относилась к Алёше за его доброе сердце

Заступалась за него всегда

Пересказ : попросила Цыганка не рассказывать деду об испорченной скатерти, а Саше дала семишник.

Жизненные невзгоды

Благодаря вере в Бога и силе духа

Анализ эпизода «Пожар». Слайды 8, 9.

Чем стал пожар для Акулины Ивановны и её семьи?

Как вела себя бабушка, во время пожара? А дедушка?

О ком или о чём НЕ думает и думает Акулина Ивановна во время пожара?

Какие поступки совершает бабушка (перескажите)?

Чего НЕ делает бабушка?

Самое страшное испытание

Взяла на себя всю инициативу

«дед тихонько выл», «она металась по двору, всюду поспевая, всем распоряжаясь, всё видя»

Не думает о себе, о своей жизни и безопасности

Думает обо всех: о родных, об имуществе, о соседних домах и даже о коте Шарапе

Пересказ: Акулина Ивановна бросается прямо в огонь за бутылью купоросного масла, потому что, если бы бутыль взорвалась, загорелись бы соседние дома.

Бабушка кидается под ноги коня и успокаивает его.

Никому не рассказывает о своих ожогах

Когда все легли спать, она «тихо, по-детски жалобно, сказала: «Рученьки мои, рученьки больно…»

Вывод-заключение. Слайд 10.

Чем запомнится вам Акулина Ивановна?

Что «на память унесёте» с собой об Акулине Ивановне? Чего хотите для себя?

Очень добрый и сильный духом человек

Знакомство с вариантами сочинений. Сравнение двух образцов. Выявление достоинств и недостатков каждого.

Прочитайте варианты сочинений. Оцените их с точки зрения соответствия нашей теме.

См. раздаточный материал в приложении.

Рефлексия.

Чему учились на уроке?

Что оказалось для вас особенно трудным, сложным? Почему? (учитель задает это вопрос лично ученику (выбирает 5 - 7 чел.))

Домашнее задание.

Используя материалы урока, написать сочинение

Приложение.

Раздаточный материал к уроку.

Варианты сочинений.

Портрет бабушки в повести М. Горького "Детство" 1 вариант

В повести «Детство» М. Горький рассказал о своих детских годах, в которых едва ли не главное место занимала его бабушка. Странноватая, очень полная, большеголовая, с огромными глазами, рыхлым красноватым носом. В жизни мальчика бабушка появилась, когда умер его отец, и до конца своих дней она всегда была рядом.

Мальчик видит и понимает, что внутренне бабушка красива, она мягкая, ласковая, добрая, старающаяся понять и помочь в любой ситуации.

При своей полноте бабушка ходила очень легко, плавно и ловко. Движения ее походили на кошачьи.

У бабушки была очень приятная белоснежная улыбка, глаза при этом вспыхивали теплым светом, и лицо становилось молодым и светлым.

Волосы у нее были черные, очень густые, длинные и непослушные. Поэтому, когда бабушка расчесывалась редкозубым гребнем, то обычно сердилась.

Говорила бабушка весело, складно, нараспев. Часто упоминала Бога. Все, что она говорила, было теплым и ласковым, поэтому мальчик с первого дня подружился с бабушкой, она стала для него самым верным и близким другом, самым понимающим человеком. Позже он понял, что бабушка была тем человеком, который отдает свою любовь бескорыстно, она любит мир таким, какой он есть.

М. Горький трепетно вспоминает о бабушке, и, возможно, именно бескорыстное отношение к людям помогло писателю в дальнейшем перенести тяжелые минуты жизни.

Центральный персонаж повести - шофер Иван Петрович Егоров. Но главным героем можно назвать саму действительность: и многострадальную землю, на которой стоит Сосновка, и бестолковую, временную, а потому изначально обреченную Сосновку, и самого Егорова как неотъемлемую часть этого посёлка, этой земли - тоже страдающего, сомневающегося, ищущего ответ.

Он устал от неверия, он понял вдруг, что ничего не сможет изменить: видит, что все идёт не так, что рушатся основы, и не может спасти, поддержать. Больше двадцати лет прошло с тех пор, как приехал Егоров сюда, в Сосновку, из родной своей затопленной Егоровки которую вспоминает теперь каждый день. За эти годы на его глазах, как никогда ранее, развивалось пьянство, почти распались былые общинные связи, люди стали, словно чужими друг другу, озлобились. Пытался Иван Петрович противостоять этому - сам едва жизни не лишился. И вот подал заявление об уходе с работы, решил уехать из этих мест, чтоб не травить душу, не омрачать ежедневным огорчением оставшиеся годы.

Огонь мог перекинуться на избы и выжечь посёлок; об этом в первую очередь подумал Егоров, бросившись к складам. Но в других головах были и другие мысли. Скажи кто о них Ивану Петровичу полтора десятка лет назад - не поверил бы. Не уложилось бы в его сознании, что люди на беде могут нажиться, не боясь потерять себя, своё лицо. Он и сейчас не хотел в это верить. Но уже - мог.

Потому что всё к этому шло. Сама Сосновка, ничем уже не похожая на старую Егоровку, располагала к тому.

Продовольственный склад горел вовсю, «сбежался едва не весь поселок, но не нашлось, похоже, пока никого, кто сумел бы организовать его в одну разумную твёрдую силу, способную остановить огонь». Словно бы и впрямь совсем никому ничего не надо. Иван Петрович, да его приятель ещё по Егоровке Афоня Бронников, да тракторист Семён Кольцов - вот и все почти, кто прибежал тушить. Остальные - как бы тушить, а больше помогали именно пожару, ибо тоже разрушали, находя в этом свое удовольствие и свою корысть.

Внутренний, никому из окружающих не видимый пожар в душе героя пострашнее того, который уничтожает склады. Одежду, продукты, драгоценности, прочие товары можно затем восполнить, воспроизвести, но вряд ли когда-либо оживут угасшие надежды, начнут вновь плодоносить с такой же щедростью выжженные поля былой доброты и справедливости.

Иван Петрович чувствует в себе страшное разорение потому, что не смог реализовать данную ему созидательную энергию, - в ней, вопреки логике, не было потребности, она наталкивалась на глухую стену, оказывавшуюся её принимать. Поэтому и одолевает его разрушительный раздор с самим собой, что душа возжаждала определённости, а он не смог ей ответить, что для него теперь - правда, что - совесть, ибо и сам он, помимо своей воли выдернутый, вырванный с корнем из микромира Егоровки.

Пока Иван Петрович и Афоня пытались спасти муку, крупу, масло, архаровцы первым делом набросились на водку. Кто-то пробежал в новых валенках, взятых на складе, кто-то натягивал на себя новую одежду; Клавка Стригунова ворует драгоценности.

«Что ж это делается-то, Иван?! Что делается?! Всё тащат!» - в испуге восклицает жена Егорова, Алёна, не понимающая, как вместе с пожаром могут дотла сгорать и такие человеческие качества, как порядочность, совесть, честность. И если б только архаровцы волокли всё, что на глаза попадётся, но ведь и свои, сосновские, тоже: «Старуха, за которой ничего похожего никогда не водилось, подбирала выброшенные со двора бутылки - и, уж конечно не пустые»; однорукий Савелий таскал мешки с мукой прямиком в собственную баню.

Что ж это делается? Мы почему такие-то? - вслед за Алёной мог бы воскликнуть, если б умел говорить, дядя Миша Хампо. Он словно перешёл в

«Пожар» из «Прощания с Матёрой», - там его звали Богодулом. Не зря автор подчёркивает это, называя старика «духом егоровским». Он так же, как и Богодул, почти не говорил, был так же бескомпромиссен и предельно честен. Он считался прирождённым сторожем - не потому, что любил работу, а просто «так он выкроился, такой из сотни сотен уставов, недоступных его голове, вынес первый устав: чужого не трожь». Увы, даже дяде Мише, который как самую большую беду воспринимал воровство, пришлось смириться: сторожил он один, а тащили почти все. В поединке с архаровцами дядя Миша удушил одного из них, Соню, но и сам был убит колотушкой.

Алёна, жена Ивана Петровича, по сути, единственный в повести женский образ. В этой женщине воплощено то лучшее, с исчезновением чего мир теряет свою прочность. Умение прожить жизнь в ладу с собой, видя её смысл в работе, в семье, в заботе о близких. На протяжении всей повести мы ни разу не застанем Алёну размышляющей о чём-то высоком, - она не говорит, а делает, и так получается, что малое её, привычное дело всё же значимей самых красивых речей.

Образ Алёны - один из второстепенных образов «Пожара», и это действительно так, особенно если учесть, что в большей части повестей Распутина именно женщины - главные героини (Анна в «Прощании с Матёрой», Настёна в «Живи и помни»). Но и в «Пожаре» героине отводится целая глава, содержащая своего рода мини-свод философских воззрений прозаика на предмет исследования.

В повести «Пожар» в образе Ивана Петровича Егорова В. Рас-путин воплотил народный характер крестьянина-правдолюбца, радетеля справедливости, у которого болит душа при виде раз-рушения веками складывающейся деревенской общинной нрав-ственности. Этот образ продолжает ряд созданных ранее В. Рас-путиным характеров, типологически объединенных понимани-ем ответственности каждого перед обществом за прошлое и бу-дущее. Образ Ивана Петровича преемственно связан с образами старухи Анны из «Последнего срока», Дарьи из «Прощания с Матёрой». Он стоит в одном ряду с шукшинскими «болеющим за жизнь» героями. Событийная основа повести предельно про-ста: в леспромхозовском поселке Сосновка загорелись склады. Кто спасает из пожара народное добро, а кто тянет, что можно, к себе. То, как ведут себя люди в экстремальной ситуации, слу-жит толчком к тягостным размышлениям героя повести шофера Ивана Петровича Егорова.

Иван Петрович мучительно, напряженно ищет ответы на во-просы, которые подбрасывает ему окружающая действительность. Почему все «перевернулось с ног на голову, и то, за что держа-лись еще недавно всем миром, что было общим неписаным за-коном, твердью земной, превратилось в пережиток, в какую-то ненормальность, и чуть ли не в предательство?» «…Было не по-ложено, не принято, стало положено и принято, было нельзя — стало можно, считалось за позор, за смертный грех — почитает-ся за ловкость и доблесть».

Иван Петрович видит причины многих бед в том, что разру-шены вековые обычаи русского народа. Бывшие крестьяне пере-стали землю пахать, перестали ее и любить. Они способны только брать, безобразно вырубая окружающий лес. Эти люди утратили чувство общности, артельности, заставлявшее их прежде жить по законам высокой нравственности. Они живут как временщики.

В. Распутин, для которого основная функция литературы — учительство, проповедничество, преподносит нравственные про-блемы в форме раздумий Ивана Петровича. Материал с сайта

С гражданской прямотой и бескомпромиссностью он подни-мает самые насущные и животрепещущие вопросы предперестроечного времени, затрагивает такие болевые точки, которые определяют дальнейшее духовное развитие человека. Открытым публицистическим пафосом характеризуются размышления пи-сателя о нравственных основах и законах человеческого бытия. В «Пожаре» наряду с событийным движением и, пожалуй, более значимым является движение авторской публицистической мыс-ли. Голос героя слит с голосом писателя и неотделим от него. Публицистический накал выводит рассуждения как бы поверх действия. Они иногда слишком прямолинейны, сконструированны, откровенно патетичны, что не может не нарушать художественную гармонию. В. Распутин создал народный харак-тер, ищущий некую конечную формулу бытия, в которой были бы сопряжены бесценный опыт, мудрость поколений и воля, свободный выбор личности, природный и социальный мир, окружающий человека, и космос его души.



© 2024 Идеи дизайна квартир и домов