Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

О васильева в школьном образовании. В школу возвращается школа

Без малого год назад, в августе 2016 года, министром образования и науки РФ была назначена Ольга Юрьевна Васильева. В таких тонких сферах перемены происходят медленно, а результаты вообще дают о себе знать через годы. Тем не менее, анализировать провозглашённое, начатое, сделанное новым министром можно и нужно. О том, чего удалось добиться О.Ю. Васильевой за год работы в должности министра и что ждёт российских школьников и студентов в наступающем учебном году, - в материале profiok.com.

Внимание к педагогам

Ольга Васильева сразу сказала, что одной из основных своих задач считает укрепление престижа профессии педагога и повышение качества педагогического образования. «Моя важнейшая забота - педагогическое образование, подготовка учителей, иначе мы не сможем решить всех задач», - повторила она в недавнем интервью газете «Известия».

Напомним, что президент РФ Владимир Путин ещё в декабре 2015 года дал поручение разработать национальную систему учительского роста. Суть в том, что работа над повышением качества преподавания и подготовки преподавателей будет вестись непрерывно: учителя будут постоянно повышать квалификацию. В идеале - каждые три года.

Идея, по словам министра, «очень скоро претворится в жизнь». Для начала пройдёт аттестация учителей. Это нужно для того, чтобы определить их уровень владения профессиональными компетенциями. Пока аттестация пройдёт в 13 российских регионах, которые выразили такое желание. Конечно же, ни о каком наказании для тех, кто покажет неудовлетворительные результаты, речь не идёт. Просто исследование поможет понять, как нужно будет выстраивать систему повышения квалификации педагогов, на что обращать внимание в первую очередь. В дальнейшем при выстраивании этой системы планируется учитывать мнение выпускников общеобразовательных школ - спустя несколько лет после того, как они закончат школу. Идёт работа и над подготовкой профессионального стандарта учителя, который должен быть принят к 2020 году.

Квалификация квалификацией, но профессия педагога - это во многом и «человеческий фактор». Как любит повторять Ольга Васильева, образование - это не услуга, а миссия, сочетающая одновременно обучение и воспитание. Важно, чтобы учителя чувствовали внимание государства, а общество, наконец, по достоинству оценило важность и ценность школьного учителя. Здесь хочется сказать, например, о том, что финал конкурса «Учитель года» стараниями Ольги Васильевой прошёл в прошлом году не где-нибудь, а в Государственном Кремлёвском дворце. В июне этого года наставников выпускных классов, чьи воспитанники отличились во время итоговой аттестации, принимал в Кремле Владимир Путин. Кстати, на этой встрече Ольга Васильева во всеуслышание попросила президента показать концерт, посвящённый Дню учителя, на одном из центральных каналов. «В стране пять миллионов педагогов, которые никогда в жизни не видели концерт, посвящённый Дню учителя, в прайм-тайм», - заявила министр, добавив, что личное присутствие президента на концерте, совпадающем с финалом конкурса «Учитель года», и вовсе стало бы «большим счастьем». «Хорошо, сделаем», - ответил глава государства.

На момент прихода Ольги Васильевой в Минобрнауки действующие Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) были слишком расплывчатыми. В них не было ответа на основной вопрос: что должен знать и уметь ребёнок «на выходе». Поэтому было решено наполнить эти стандарты содержанием. В конце июля закончилось общественное обсуждение проектов новых стандартов с первого по девятый класс. Теперь в них чётко написано, что ребёнок должен знать в каждом классе по каждому предмету. Стандарты ещё не утверждены, но дело явно движется к логическому завершению. Важно, что в обсуждении и подготовке этих документов принимало участие большое количество экспертов: есть шанс, что ничего критически важного упущено не будет.

Изменения ФГОС - лишь часть работы по созданию единого образовательного пространства. Идея министра проста: переходя из школы в школу, в том числе меняя город проживания или даже регион, ребёнок не должен испытывать никаких проблем со школьной программой. На момент прихода Ольги Васильевой в Минобрнауки в федеральном перечне содержалось 1423 учебника. Министр сразу сказала, что это слишком много - и к концу года добилась некоторых подвижек. Например, уже с этого учебного года школьники будут учиться по учебникам, написанным на основе утверждённого историко-культурного стандарта, и будет таких учебников всего две-три линейки. На текущий год запланирована также разработка концепций преподавания физики, химии, биологии и иностранных языков.

При этом, считает Ольга Васильева, дети не должны испытывать никаких перегрузок. Школьное расписание должно составляться так, чтобы не вынуждать детей высиживать по восемь уроков в день, оставлять им время на выполнение домашних заданий, занятия спортом и другую внеурочную деятельность. Кстати, в школьных планах есть так называемая внеурочная деятельность - обязательные 10 часов бесплатных занятий после уроков. По мнению министра, это должны быть занятия спортом, техническим творчеством, музыкой, литературой и шахматами. О шахматах Ольга Васильева в последнее время говорит часто. Оказывается, есть статистика: у детей, которые играют в шахматы, в среднем на 40 процентов выше успеваемость (правда, может быть, наоборот, шахматами интересуются самые способные? - profiok.com ). Шахматы хороши не только тем, что развивают ребёнка, но ещё и тем, что не требуют ни больших финансовых вложений, ни организационных мероприятий. Есть разработанные методики, и любой учитель может освоить шахматы сам и научить этому детей.

Особо нужно сказать о том, что с 1 сентября в российские школы возвращается курс астрономии в объёме 35 часов. Возвращается, по выражению Ольги Васильевой, «триумфально». Действительно, ситуация была парадоксальной: в стране, десятилетиями лидирующей в освоении космоса, в школах не изучали астрономию. Несмотря на то, что с этого года предмет станет обязательным, его введение проводится достаточно мягко: например, школы могут сами решать, с какого полугодия включать астрономию в расписание и в каком классе её изучать - в десятом или в одиннадцатом. Всероссийские проверочные работы по астрономии начнутся с 2019 года, ЕГЭ пока не планируется вообще.

Новое качество ЕГЭ

По поводу ЕГЭ можно часто слышать недовольство, но если внимательнее посмотреть на данные опросов , то можно заметить, что среди противников экзамена - в основном, представители старшего поколения. Молодёжь давно уже то ли привыкла, то ли смирилась, а в сознании совсем юных школьников ЕГЭ существовал едва ли не всегда.

Неоспоримая и важная заслуга ЕГЭ - роль «социального лифта». До введения ЕГЭ у многих способных ребят из провинции практически не было шансов поступить в «продвинутые» столичные вузы.

Что касается самой системы, то она постоянно совершенствуется. В этом году из ЕГЭ по физике, биологии и химии был убраны тестовые задания. Таким образом, тестовая часть осталась только в экзамене по иностранному языку.

Результаты ЕГЭ-2017 оказались лучше, чем в прошлом году: зафиксировано намного меньше нарушений, значительно большее количество выпускников справилось с преодолением минимального порога. О коррупции при проведении ЕГЭ давно уже ничего не слышно. Говорят, остался единственный способ получить гарантированного «стобалльника» - отправить ребёнка на год учиться в Дагестан. Желающих, понятно, не очень много, к тому же появились другие способы попасть в желаемый вуз - например, предметные олимпиады или целевое обучение.

Ольга Васильева постоянно говорит о том, что нельзя относиться к баллам ЕГЭ как к цели и превращать обучение в школе в подготовку к ЕГЭ. По её убеждению, в школе нет важных и неважных, нужных и ненужных предметов. Ученик должен полностью осваивать школьную программу, а потом без всякого стресса сдавать выбранные экзамены.

Для того чтобы школьники уделяли внимание всем предметам, появились проверочные работы. После того, как выяснилось, что у школьников утрачен навык так называемого «функционального чтения», то есть способность пересказать прочитанное, зашёл разговор о введении устных тестов по русскому языку в девятом классе, а допуском к ЕГЭ в 11 классе стало сочинение. С 2020 года планируется введение обязательного ЕГЭ по истории, с 2022 года - по иностранному языку.

Подготовка специалистов

В этом году шансы поступить на бюджетные места в вузах имеют 57 процентов выпускников школ. По сравнению с предыдущими годами количество бюджетных мест не уменьшилось, однако они перераспределились в соответствии с государственными приоритетами: больше - на инженерные, технические, педагогические и медицинские специальности, меньше - на юридические и экономические. Высокие баллы ЕГЭ - не единственный способ попасть в престижный вуз. Пропуском на поступление могут также стать победы в предметных олимпиадах, перечень которых утверждается Минобрнауки (в этом году их было чуть менее ста). Другой путь - заключение договора о целевом обучении с предприятием или регионом. Обучение будет бесплатным, однако выпускнику в таком случае предстоит трёхлетняя обязательная отработка.

В любом случае и будущие работодатели, и государство, и сами студенты начали понимать, что задумываться о будущей работе на пятом курсе вуза - слишком поздно. Выпускники вузов нередко жалуются, что устройство по специальности не всегда проходит гладко: работодатели либо требуют опыт работы, либо назначают начинающему специалисту невысокую зарплату, потому что первое время его всё равно придётся доучивать на месте. В планах Минобрнауки - во-первых, изменение правовой основы, чтобы специалистам без опыта было легче устроиться. Во-вторых, студенты смогут начать работать по своей специальности уже во время учёбы. Это будет делаться за счёт создания базовых кафедр, прохождения практики на предприятиях, создания студенческих инновационных предприятий или лабораторий. Новые формы работы для студентов будут создаваться и в рамках Национальной технологической инициативы. Кроме того, вузы в ближайшее время станут центрами не только прикладного знания, но и науки. Один из приоритетных проектов Минобрнауки называется «Вузы как центры пространства создания инноваций». В каждом регионе будет выбран университет, где сосредоточится вузовская наука. Предполагается, что он станет социально-экономическим, научным и культурным центром развития своего региона.

Стоит отметить и успехи в развитии среднего профессионального образования. В последнее время многие ребята после школы поступают не в вуз, а в колледж. И даже если это лишь ступень для дальнейшего пути в вуз (в обход ЕГЭ - profiok.com ), общий уровень студентов учреждений СПО, уровень преподавания, оснащения этих учебных заведений постоянно растут. Для улучшения условий обучения создаются межрегиональные центры компетенций. К 2020 году в нашей стране будет двадцать таких центров. Уже известно, что в 2018 году на поддержку региональных программ развития профессионального образования из федерального бюджета будет выделено более миллиарда рублей. Кстати, грань между выпускниками колледжей, готовящих специалистов для высокотехнологичных отраслей, и вузов постепенно стирается: современный рабочий нередко не отличается от инженера или высококлассного программиста. Поэтому в рамках движения WorldSkills, к которому Россия присоединилась несколько лет назад, проводятся и чемпионаты для студентов вузов. Возможно, кто-то из студентов-участников выберет для себя современную профессию, связанную с реальным производством.

Эволюция как стиль

Несмотря на то, что в системе образования за последнее время многое изменилось, Ольга Васильева не делает никаких резких движений. «Система образования консервативна и не терпит революций», - часто говорит министр. Все изменения должны быть только эволюционными, постепенными, обдуманными. При этом обязательно стоит переосмысливать и использовать уже имеющийся опыт. «Всё новое - хорошо забытое старое, но в современных технологических реалиях», - сказала глава Минобрнауки в одном из недавних интервью.

К новым технологическим реалиям министр относится с пониманием: куда ж без них? Обсуждаются проекты НТИ, запускаются платформы онлайн-образования, появились официальные аккаунты министерства в соцсетях. Ольга Васильева понимает, что современных детей и подростков окружает такое количество информации, что их сложно сравнивать с советскими школьниками - реальность вокруг другая. Но это понимание вовсе не сбивает министра с выбранного курса: по её мнению, новые времена нисколько не повлияли на фундаментальные, базовые вещи.

«Я полностью за «цифру» в образовании, но ратую прежде всего за голову. Ускорилось всё, но голова осталась и должна оставаться при любом инструментарии. Самая главная задача педагога - развить и привить желание учиться», - говорит Ольга Васильева. А раз принципы, лежащие в основе системы образования, не меняются, значит, можно использовать прошлый опыт и брать всё самое лучшее, скажем, из советской системы образования. Да и человеческие ценности, которые формирует школа, не имеют никакого отношения ни к временам, ни к технологиям. «Разве любая школа XXI века не должна воспитать личность, уважающую свой народ, ценящую труд? И разве молодому человеку не надо внушать, что он должен трудиться на благо себя и своей страны?» - задаётся вопросом министр.

Многие считают Ольгу Васильеву консерватором. Собственно, она и сама признаёт, что во всём, что касается школы и педагогики, она придерживается консервативных позиций. При таком подходе изменения происходят медленнее, однако и возможные разрушения или ошибки минимизируются.

Подводя итоги года, который она провела в должности министра образования, Ольга Васильева отметила, что год был интересным и сложным, а как одно из достижений отметила, что удалось разобраться в том, что есть, и понять, куда двигаться дальше. Здесь необязательно иронизировать - для годичного срока сделано не так уж и мало, а наличие чёткой стратегии - половина успеха любого серьёзного мероприятия. Впрочем, как сказала министр, «задач впереди больше, чем удалось сделать».

Министр образования и науки Ольга Васильева продолжает расставлять акценты. Она рассказала, что считает главным для школы, какие задачи придется решать в ближайшее время педагогам и тем, кто их учит, останется ли бесплатная продленка и какие кружки должны быть в каждой школе.

Появятся письменные экзамены

Ни для кого не секрет, что ученики в 10 и 11 классах перестают учиться и занимаются только теми предметами, которые выбрали на ЕГЭ. Самое удивительное, что, даже сдав довольно успешно ЕГЭ, они часто показывают в вузах весьма посредственные знания. Ректоры признаются, что тратят по полгода на доучивание школьной программы.

ЕГЭ будет совершенствоваться, сочинение через два года станет иметь тот классический вид, какой оно имело всегда. В школах по окончании появится оценка по всем предметам. Я считаю, что социально значимые вузы должны иметь письменный экзамен. Сейчас у нас весь первый семестр идет доучивание по разным программам школы. Медицинские, инженерные и все другие вузы обязательно должны иметь письменный экзамен, - высказала свое мнение министр.

Как это может выглядеть? "Механизм такой: вузы, которые в течение трех лет набирают очень высокий средний балл (94-95), что очень сложно сделать, могут предложить своим абитуриентам письменный экзамен, допустим, по специальности, то есть профилирующий. Если вы медик, пишете химию, если вы инженер, то пишете математику, если филолог, пишете, соответственно, литературу", - рассказала министр.

При этом она подчеркнула, что этот вариант надо обсуждать и о непосредственных изменениях говорить слишком рано. Между прочим, в МГУ уже давно принята именно такая модель для поступления: на всех факультетах надо принести ЕГЭ и сдать вузовский письменный экзамен.

Еще одно возможное новшество: специалитет для бакалавриата. "То, что внедрение педагогического бакалавриата принесло непонятный результат, очевидно всем".

Рейтинг без опоры на ЕГЭ

Мы очень сильно увлеклись всевозможными рейтингами, причем увлеклись так, что забыли - зачем, почему... Любой рейтинг должен нести за собой контекст - зачем и почему это исследование было заказано, - считает министр. - У нас есть школы в горных селах, на Дальнем Востоке. В этих маленьких школах ученики показывают хорошие результаты не ради оценки или рейтинга, а потому что им интересно учиться. Движущая сила там - учитель. Если он привил трудолюбие, интерес к предмету, результат всегда будет.

Она напомнила, что Финляндия, которая стоит на первых позициях во многих рейтингах, взяла все самое лучшее, что было в российской имперской школе. В 1972 году эта страна начала грандиозные реформы образования, которые привели к успеху и высоким строчкам в рейтингах.

Мы в последнее время любим говорить о том, что у нас все плохо, но у нас очень много хорошего и не надо забывать об этом, - сказала Ольга Васильева. Она подчеркнула, что Россия участвует и будет участвовать в международных рейтингах, но рейтинги школ, которые иногда составляются с опорой на ЕГЭ, не являются для нее оценкой и не будут.

С прицелом на космос

Ольга Васильева полагает, что сейчас упор надо сделать на инженерном образовании, и привела пример из истории: до войны в стране было огромное количество кружков и станций юных техников. А через 20 лет человек полетел в космос. "Мы должны сделать упор на развитии инженерных наук и высоких технологий, чтобы нагнать в очень краткие сроки то, что уже упустили, и постараться двигаться вперед".

Час астрономии

Министр пообещала, что в расписание вернется астрономия. Но где взять "лишние" часы, ведь количество уроков в школе увеличивать нельзя?

По ее мнению, сейчас второй иностранный язык, если это не языковая школа, - во многом профанация. Однако на него выделено 250 часов. "Я смело два часа заберу - один в 10-м классе, другой час - в 11-м", - заявила Ольга Васильева. Она ни в коем случае не призывает отказаться от второго или третьего иностранного языка, но считает, что их можно изучать факультативно.

Проблем с учебниками тоже нет. "Вот он - учебник. Авторы - Воронцов-Вельяминов и Страут. Базовый уровень. Учебник рассчитан на 11-й класс. Учитель физики готов к тому, чтобы читать астрономию", - сказала министр в интервью "Комсомольской правде".

Программы "началки" проверят академики

Перед школой стоит важная задача - как вернуть интерес к чтению. Большинство современных детей - визуальщики, воспринимают двигающуюся картинку на экране и не хотят читать книги. "Сейчас нужно развивать всероссийскую программу чтения, - так определила еще одну задачу Ольга Васильева. - Есть у нас такие замечательные руководители регионов, которые осуществляют программу "Читающая мама - читающая страна".

Я общалась очень много с учителями начальной школы, потому что начальная школа - это основа основ. Многие из них говорят, что сейчас программа слишком легка. Они не говорили, что она примитивна, они говорили, что она проста. Здесь требуется большая экспертная оценка, но она должна быть не в одной экспертной группе, которая существует десятилетия, а это должна быть Российская академия наук, Российская академия образования, региональная наука.

На это представители Российской академии наук ответили, что готовы подключиться к работе и внимательно посмотреть на школьные программы.

Именно в "началке" надо начинать прививать интерес к чтению и книге. Министр призналась, что ее очень сильно волнует ситуация в начальной школе, особенно "родное чтение" и возвращение внеклассного чтения.

Какой будет продленка

Во многих школах с прошлого года продленка стала платной. Причем чаще всего такое решение принимают не самые бедные регионы. Многие родители не понимают, кто решает, какой будет продленка и можно ли снова сделать ее бесплатной. "Все регионы без исключения делают всё возможное, чтобы вообще убрать плату для нуждающихся семей - многодетных семей, незащищенных семей - это в каждом регионе есть", - заявила Ольга Васильева. Она напомнила, что "дополнительное образование в России бесплатное, поэтому каждая школа должна подумать и решить для себя, за что и как она собирается брать деньги".

"Что касается всего остального, то здесь нужно решать учредителю каждой конкретной школы, за что он собирается брать деньги, потому что закон об образовании может широко трактовать то самое послеурочное время", - заявила Васильева. По ее мнению, самый правильный вариант - "отдельно посмотреть договор каждой организации, за что взимается плата".

В школах будут шахматы, спорт и музыка

Что может измениться в системе школьного допобразования? По мнению Ольги Васильевой, "любая школа без особых затрат должна иметь три вещи, чтобы ребенок развивался: шахматный кружок, как ни парадоксально это будет звучать, спортивные кружки и художественные кружки, пусть это будет музыкальный кружок".

Дословно

"Свалить на учителя 40 часов в неделю скоро будет нельзя"

Учителя жалуются, что зарплату в 20-30 тысяч рублей они получают благодаря тому, что берут две, а то и две с половиной ставки плюс еще классное руководство. Учителей берут на измор. Как будем разгружать?

Вы об учительской нагрузке?

Да. Есть учителя, у которых и 35 часов в неделю, и 40...

Знаете, 35, 45 часов в неделю - это единичные случаи. Мы ведем статистику, знаем ситуацию.*

То есть массовой переработки учителей, на ваш взгляд, нет?

Сейчас в среднем по стране 1,3 ставки. В 70-х годах, когда я начинала работать, у нас тоже практически у всех было по полторы ставки. Может, из-за того, что были молоды, мне не казалось это катастрофой.

Но вы же сами недавно говорили о том, что нужно установить максимальный предел нагрузки учителя.

Мы сейчас вместе с профсоюзами разрабатываем проект примерных положений по оплате труда работникам образования. Будет введен верхний предельный уровень нагрузки.

То есть свалить на учителя 40 часов в неделю уже нельзя будет?

Нет, конечно. Хотя не исключаю, что кто-то из учителей захочет составить дополнительный договор о том, что готов взять на себя такую работу.

Добровольно?

Конечно.

Из интервью Ольги Васильевой "Комсомольской правде"

*Сегодня ставка учителя - 18 часов в неделю. То есть он должен проводить чуть меньше четырех уроков каждый день.

Дословно

Ольга Васильева, министр образования и науки России:

Наверное, учитель должен пройти через специалитет, а не бакалавриат. Этот вопрос обсуждается, он в поле зрения.

Год назад президент РФ назначил Ольгу Васильеву министром образования. Историк-теолог, дипломированный хормейстер и бывшая сотрудница администрации президента сменила на этом посту физика-теоретика Дмитрия Ливанова. «Актуальные комментарии» выделили самые важные направления, в которых Ольга Васильева успела отметиться изменениями.

Начало передачи школ от муниципалитетов к регионам

Министр посетовала на то, что «44 тысячи школ никоим образом министерству образования и науки не подчиняются (...) и не подчиняются региону». По ее словам, нынешняя система неэффективна и нуждается в переменах. В качестве решения проблемы она решила провести масштабную реформу школьного образования. Школы предлагается передать от муниципальных властей к региональным.

Действие реформы будут тестировать в 16 регионах. Она уже началась в Самарской, Астраханской областях и Санкт-Петербурге.

Изучение религии и теологии

Васильева предложила увеличить количество часов для изучения основ религиозной культуры и светской этики в школах. Она заявила, что основы религии - предмет, который укрепляет основы нравственности. То, что в центральной России школьники выбирают чаще всего православие и светскую этику, а в мусульманских регионах - ислам, ее не смущает. Она полагает, что эта дисциплина не направлена на религиозное образование.

Тем временем, Минобрнауки уже увеличило количество бюджетных мест по специальности «теология». В этом году науку о религии изучают 475 бюджетников, в следующем планируется 632 студентов.

Уроки астрономии

До недавних пор астрономия носила статус главного аутсайдера среди всех школьных предметов. Науку о звездах в лучшем случае оставляли коротким разделом в учебнике физики и преподавали по остаточному принципу, в худшем - притворялись, что ее не существует. Васильева решила сделать астрономию «великой снова» - предмет появится в программе учебного года 2017/18.

Устное собеседование для девятиклассников

Министр посчитала, что ГИА девятиклассникам недостаточно, и решила создать дополнительный фильтр для допуска к аттестационным экзаменам.

Васильева предложила ввести устное собеседование по русскому языку. Нововведение будет работать уже в следующем году. Также планируется введение устной части ЕГЭ по русскому в 2019 году.

Сокращение количества учебников по всем предметам

Министр уже успела озаботиться тем, что учебники по истории и географии имеют свойство безнадежно отставать от времени. Она предложила «привести в соответствие с временем» учебники географии и истории. «Сейчас мы сможем сделать в электронном виде. Потому что вряд ли носители бумажные смогут прийти в школу в сентябре» - сказала Васильева.

В ближайших планах - сокращение линейки учебников по всем предметам. Она считает недопустимым 400 учебников для начальных классов и предлагает оставить на каждый предмет 2-3 линейки.

Поддержка запрета хиджабов в школе

После скандала с запретом ношения хиджабов в одной из мордовских школ Васильева резко высказалась в пользу запрета. Она заявила, что истинно верующие люди не стараются подчеркнуть своей атрибутикой свою веру. «Несколько лет назад конституционный суд принял решение о том, что хиджабам, как подчеркивающим национальную принадлежность, не место в школе. Поэтому я считаю, что этот вопрос был решен конституционным судом несколько лет назад», - сказала Васильева.

Трудовое воспитание в школах

Вслед за астрономией Васильева стряхнула пыль еще с одного образовательного артефакта советской эпохи - трудового воспитания. Она «обеими руками» поддержала законодательную инициативу Госдумы о введении трудового воспитания в школах. «Без трудолюбия, без навыков, которыми прежде всего мы обязаны семье и школе, без навыков трудиться ежечасно, ежесекундно, получать успехи от труда, мы не можем жить», - полагает министр.

Закон о трудовом воспитании был внесен в Госдуму, но принять его сразу парламентарии все же не решились: проект был отправлен на доработку.

Сокращение бюджетных мест в аспирантуре

Васильева посчитала, что на кафедрах «должно быть два-три аспиранта». Так, по ее мнению, аспирантура «действительно воспитывать исследователей». Министр недовольна тем, что только треть аспирантов защищает диссертации.

Васильева предложила отменить аккредитацию для образовательных программ аспирантуры, сделать приоритетом аспирантуры проведение научных исследований и сделать защиту диссертации по окончании обучения обязательной. Впрочем, в этом году сокращения бюджетных аспирантских мест не произошло.

Появление в школах логопедов, психологов и шахматных кружков

Обеспокоившись «группами смерти», Васильева намерилась вернуть в школы психологов. «Сейчас моя главная задача (я об этом постоянно говорю) - это вернуть психологов в школу. На сегодняшний день у нас один психолог на 700 ребят. Это ни о чем. Что касается детского сада, один логопед или психолог на 400 человек», - сказала она.

Также глава Минобразования заявила, что в школы нужно вернуть кружок шахмат. Она отметила, что «в каждой школе должен быть шахматный кружок. Ничто не развивает население, как шахматы. Это ничего не стоит». Правда, массового притока шахматных тренеров, психологов и логопедов в школы пока еще не произошло.

Школьное телевидение

Минобразования собирается запустить единое школьное ТВ.

«Это школьное телевидение из себя будет представлять следующее: новости страны и мира... новости во всех областях, которые можно сделать, конечно, с учетом возраста. А вторая часть - это школьное телевидение, их местное телевидение, которое они развивают. Вот это то, что в идеале должно быть», - заявила Васильева.

Васильева опять сделала ссылку к советскому прошлому, считая школьное ТВ логическим продолжением школьного радио. Она считает, что это не вызовет больших затрат и в целом реализуемо, потому что во многих школах уже есть свое собственное ТВ.

Пока действия министра не сильно влияют на восприятие образовательной системы среди россиян. За год ФОМ зафиксировал снижение оценки качества отечественного образования: 36% россиян (+4% за год) оценивают его как плохое, а 40% (-4% за год) как среднее.

Также резко выросло число не одобряющих ЕГЭ (с 49% до 66%). Направления, в которых Васильева предпринимает активные действия, предполагают долгосрочный эффект, однако пока видимых успехов в повышении качества образования и его восприятия не удалось.

Подпишитесь на нас

Новый министр образования Ольга Васильева подняла на новый уровень интенсивность дискуссии о советской школе:

  • один полюс восхваляет советскую школу и мечтает отменить все реформы, лишь бы вернуться к её плодоносящим корням,
  • другой называет мифами достижения советской школы и приводит в доказательство альтернативные аргументы.

Получается разговор слепого с глухим с постепенным укреплением каждого в собственном мнении. Разумеется, в строгом соответствии с научными данными о способности людей прислушиваться к логическим аргументам.

По сути, это та же дискуссия, которая ведётся о результатах образования, мониторинге образования, оценке качества образования. При полном уважении к её научному компоненту я бы хотел обратить внимание на управленческий аспект, потому что у любой научной модели есть условия воплощения и применения.

Именно применимость критериев и оценок объединяет две стремящиеся навстречу друг другу дискуссии наукометристов и бытометристов. Слова те и другие произносят одни, а смыслы подразумевают совсем разные. Если учёные иногда обозначают где-то в уголочке своей работы, что именно понимают под используемыми словами (хотя определения теряются в последующих дискуссиях), то в бытовых спорах об этом даже не думают. Для бытовых дискуссий характерны сопоставление разных критериев (а не результаты измерения) и диспут об их значимости. Строго говоря, это означает подспудную дискуссию о ценностях, а не о показателях.

Куда же без экзамена?

Экзамен, как любой измерительный инструмент, оценивает сам себя: это способность испытуемого решать задачи, которые представлены именно в этом конкретном экзаменационном листе. Экзамен может быть ориентирован на личностные измерения или на рейтингование - это зависит от подбора заданий.

Важное значение имеет система отношений при проведении экзамена, потому что она влияет на мотивацию всех его участников.

В классической модели образования, когда обучение напоминает обработку деталей на конвейере, экзамен напоминает военную приёмку серийной электроники: что в брак, что в ширпотреб, что на военку, что в космос. .

  • Ученик на экзамене пребывает в стрессе и надежде на более высокий статус. Поскольку его волнует не истина, а «размер», можно «пойти во все тяжкие».
  • Экзаменатор оказывается в двойственном положении: он и демиург для каждого испытуемого, и ответственный за эксцессы. Если он же и учитель испытуемых, что типично для экзаменов по традиционной советской схеме, то он же - и косвенно аттестуемый. Так что, как бы он гордо ни рассекал перед учениками, он тоже заинтересован в максимальном «размере», но совокупно, а не персонально (что не исключает частного интереса как такового).
  • Администратор организации, проводящей экзамен, мечтает побыстрее от него избавиться с минимальными неприятностями. Честность экзамена и достоверность результатов для него не являются самостоятельной ценностью. Если экзаменуются «свои» ученики, он тоже заинтересован в максимально высоких «размерах». Если экзаменуются ученики другой школы, а свои - где-то ещё, то оба администратора хорошо понимают вероятную взаимозависимость отношений.

Таким образом, все участники традиционного итогового экзамена заинтересованы в максимальной величине оценки, а не в её объективности.

Доля честности результата экзамена сильно зависит от личностных качеств ответственных лиц, что в условиях циничных потребительских отношений является сомнительным барьером. Именно поэтому, если есть внешний заказ на честность, приходится мириться со всё более значительными издержками, которые работают только до того момента, пока к ним не найдут ключик.

Вступительные версии экзаменов обсуждать не очень интересно: даже самые упоённые любители традиционной схемы экзаменов хорошо помнят коррупционные скандалы и понимают их неизбежность. В качестве антитезы они приводят изменение схемы коррупции с вуза на пункты сдачи ЕГЭ или на скупку ответов. Некоторые вузы и в новых условиях находят лазейки для манипуляций в приёмных кампаниях. Достоверного подтверждения преимуществ одних форм экзаменов перед другими лично я не видел. Кроме творческих вузов, где отсутствие неформальных компетенций является очевидным препятствием к обучению.

Что оценивает ЕГЭ?

ЕГЭ - экзамен предметный, поэтому оценивает только предметные компетенции ученика, способность решать задачи по данному предмету. Никакие душещипательные истории про «он не учитывает» не имеют значения, потому что задача ЕГЭ даже не столько оценить, сколько ранжировать учеников по способности решать. Перед ЕГЭ две задачи:

  • подтвердить освоение предмета на уровне, достаточном для выпуска из школы,
  • пройти барьер конкурса в вуз.

Ни для первой, ни для второй не нужно оценивать в полном объёме освоенность программных требований - это банальные барьерные задачи. И нет никаких оснований обвинять ЕГЭ в неполноте решения задачи. Разве есть основание полагать прошлую схему локальных экзаменов более полно оценивающей? Если даже да, зачем ставить такую задачу? И кто должен заниматься этим?

Прошлая схема строилась под конкретную программу или даже под конкретного учителя. Это могло создать иллюзию «всесторонней оценки».

В реальности локальная оценка локального экзамена измеряла мнение локальной экзаменационной комиссии об испытуемом. С позиции ученика это только усложняло процесс сдачи экзамена, заставляя подстраиваться под уникальные локальные требования. Как в любом нестандартизированном процессе, кому-то это давало преимущества, кому-то - наоборот. В остальном - полная несопоставимость результатов и непрозрачность экзаменационного процесса со всеми вытекающими. Что полезного ученик вынес из обучения, определяется не экзаменом, о котором он на следующий день забудет, а процессом обучения и потребностями самого ученика.

  • Первый уровень - выявление пороговых значений для зачёта обучения в школе. Судя по неоднократным фактам снижения пороговых значений, задача выпуска из школы сегодня является формальной. И это правильно: возвращать в класс провального ученика, достигшего определённого возраста, никому не надо - это лишняя головная боль и для ученика, и для школы. Обе стороны в этом не заинтересованы.
  • Второй уровень - выявление пороговых значений в каждом вузе для зачисления абитуриентов.
  • Мониторинговый уровень - обобщающие рейтинги по учителям, школам, муниципалитетам и так далее.

К счастью, уже в прошлом время, когда обобщающие рейтинги использовались для «оценки качества образования»: ЕГЭ не имеет никакого отношения к качеству образования в понимании даже самих разработчиков ЕГЭ. Но наличие чисел не могло оставить чиновников равнодушными, пока их не приструнили на фоне громких скандалов с самой верхушки.

Что оценивают международные рейтинги?

Различные международные рейтинги ранжируют страны по обобщённым результатам решения определённых задач на базе национальных выборок испытуемых. Выборку стараются сделать презентативной и валидной. Насколько это удаётся, вопрос к специалистам по диагностике - претензий по неправильной выборке я в прессе не встречал.

Но только примитивные управленцы могут ставить задачи «подняться в международных рейтингах» без определения целей национальной системы образования. Есть известный c 70-х годов прошлого века принцип Гудхарта (Лукаса, Кемпбелла), который заставляет аккуратнее относиться к управляемым показателям, чтобы не превратить управление в профанацию:

Рейтинги хороши для анализа, пока не являются предметом отчётности, пока представляют собой чистые неуправляемые показатели. Впрочем, даже наблюдение влияет на результаты, поскольку обращает внимание на особенности, которые без рейтингов могут оставаться вне зоны внимания. Раз обратил внимание, то неизбежно начал с выявленным аспектом работать.

Результат образования

Казалось бы, есть определение понятия «качество образования» в тезаурусе закона «Об образовании в РФ» (пункт 29 части 1 статьи 2):

…комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия

федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям

и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность,

в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы…

Тем не менее, многочисленные исследования и публикации предлагают другие трактовки этого словосочетания. Например, в одной из первых статей, выдаваемых по поиску в сети, Станкевича Е. Ю. «К вопросу оценки качества образования » (2013), на первой же странице предлагается целый спектр вариантов от разных авторов.

Определение в законе довольно ущербно, так как первая часть его определяется функцией государственной образовательной организации. Неисполнение этой функции влечёт административные последствия. Вторая часть органична для сферы дополнительного образования, которое удовлетворяет потребности юридических и физических лиц. Кроме того, определение в законе ограничивает оценку обучающимся.

Определение полезно в предложенном контексте разве что для использования в теле самого закона, где встречается восемь раз.

  • Первой проблемой для меня является трактовка слова «образование», так как смыслов в нём много, вплоть до взаимоисключающих - все они представлены мной в отдельной подборке . Наиболее конфликтными смыслами «оценки качества образования» могут быть контексты «оценка качества системы образования» и «оценка образованности обученного». Причём в первом варианте много подвариантов, так как под системой могут пониматься разные уровни: от всей системы до конкретного преподавателя. Кроме того, в практике слово «образование» часто используется как синоним слова «обучение». Без уточнения разобраться со смыслами обоих словосочетаний невозможно.
  • Второй проблемой вижу угол контроля: чей результат и для кого? Мы привыкли делать оценку качества из административной позиции, а сегодня становится актуальной контролирующая позиция самого обучаемого. Раз образовательная услуга уже декларирована в законе и откровенно востребована новой субъектностью современного ученика, стоит его контролирующие функции тоже принимать во внимание, даже если не каждый хочет и готов их использовать. Точкой интереса может быть также родитель или работодатель.
  • Третьей проблемой мне кажется неравнозначность всех возможных комбинаций предмета оценки, чтобы так легко манипулировать многозначными словосочетаниями на все случаи жизни.

Полезнее исключить многозначные формулировки, несмотря на их популярность, в пользу более точных и конкретных описаний предмета оценки. Или использовать их исключительно в контексте закона, чтобы исключить другие варианты как неадекватные.

Для меня образование и обучение - не только не одно и то же, но и принципиально разные понятия с точки зрения субъекта оценки:

  • обучение - процесс внешнего воздействия (учителя на ученика) для формирования обещанных компетенций
  • образование - личностный процесс освоения компетенций, который может проходить в форме внешнего обучения (педагогом)

В обучении действующим субъектом является учитель, а в образовании - ученик. При этом обучение конкретно, а образование абстрактно (ничем и никак не ограничено и не измеримо).

Таким образом, в моей терминологии оценить качество образования невозможно в принципе - можно оценить некоторые конкретные компетенции, приобретённые в процессе образования.

А каким образом они приобретены - путём обучения, самообучения, размышления или открытия - это значения не имеет.

Что можно оценить?

«Результаты освоения основных образовательных программ», согласно пункту 3 части 3 статьи 11 закона «Об образовании в РФ», должны отвечать требованиям современных ФГОС. Из описанных в стандарте требований личностных, метапредметных и предметных результатов оцениванию подлежат только предметные. При этом конкретные «результаты освоения» по предметам определяются на основе образовательной программы организации, а не по ФГОС. Факт упоминания личностных и метапредметных результатов в стандарте формирует общеизвестный дискурс построения образовательных программ. И это очень хорошо. Но констатирует, по сути, сложность и неоднозначность задачи оценки этих результатов, выводя их, таким образом, из нашего обсуждения проблем формальной оценки результатов.

Важный современный дискурс - оценка компетенций. Но и тут не всё просто. Многие специалисты скептически относятся к диагностике компетенций и спорят об определении понятия. Вызывает путаницу близкое понятие компетентности. Я под компетенцией понимаю некоторые профессиональные качества, позволяющие человеку уверенно выполнять задания определённого типа. Владение компетенциями означает для меня полноценное умение в традиционно русском смысле этого слова. Протестировать его без риска запороть пробное задание не вижу возможности.

Умение решать задачи по сопромату - тоже компетенция, но из неё не следует компетенция по расчёту моста, например.

Компетентностный подход продвигает сферу образования в постановке задач перед системой, но и он обладает недостатками. В статье Владимира Никитина озвучен важный пассаж, который помог мне понять, что всегда угнетало меня в компетентностном подходе: «Идея компетенций - это идея фрагментации» . Без целостности системы фрагменты живут сами по себе, не формируя целостно значимой сущности. Их прелесть - в гибкости выявления и добавления новых элементов мозаики в целостную картину образования. Модные рассуждения о «навыках XXI века» страдают этой фрагментарностью: их можно планировать, культивировать и даже оценивать, но они не складываются сами собой в целое. Только каждый сам в меру своих способностей будет их интегрировать. Как это происходило и раньше: учитель в рамках различных кампаний нечто проводил и отчитывался, а ученик из этих кампаний строил что-то своё. И его реальное умение опирается на его интегрирующие способности. Как мы их оценим? А можем? А нужно?

Поскольку анализ нужен, предлагаю такую терминологическую базу:

  • Конкретные аспекты процесса (по заданным критериям): условия, организационное и методическое обеспечение, инструментальная насыщенность и другие.
  • Качество обучения как рефлексию процесса обучения можно оценить только на основании критериев, которые сформулированы заказчиком обучения. Если их нет, оценка может быть исключительно субъективной и неформализованной, основанной на удовлетворённости. Разные участники образовательного процесса будут иметь разные оценки, в зависимости от своих осознанных или неосознанных целей обучения и роли в процессе обучения. С большой вероятностью, интуитивно обобщая разные этапы от ожидания и целей в начале до эмоций в конце с опорой на память об изменениях в процессе.
  • Результаты обучения как изменения, произошедшие по окончании обучения - приобретённые компетенции, издержки на организацию обучения, эффективность обучения, новые знания или аспекты, выявленные в процессе обучения и достойные учёта в организации следующего обучения. Можно включить удовлетворённость от процесса как эмоциональный результат процесса. У разных участников могут быть разные приоритеты оценки.
  • Результат образования для конкретного человека - его картина мира на данный момент с самопозиционированием в нём: связи, зависимости, способы взаимодействия, ожидания, возможности, желания, цели, планы изменений.
  • Результаты системы образования - состояние науки, культуры, техники, рынка труда; ценности и ожидания граждан, способы и характер их взаимодействия, отношение к другим людям и странам мира.
  • Качество образования конкретного человека (образованность) - соответствие его представлений о мире тем задачам, которые он решает или собирается решать.
  • Качество системы образования - соответствие системы образования потребностям граждан, удовлетворённость граждан условиями получения образования. Для каждого уровня системы должен оцениваться свой уровень соответствия: от задач обучения конкретным компетенциям до потребностей всего общества и государства, в частности науки, культуры, техники, рынка труда.

Хочу обратить внимание, что эти терминологические уточнения выходят за рамки формальной терминологии - это ценностно иная картина оценки, изначально разводящая объекты и субъекты оценки, учитывающая разные интересы. Традиционная интегрально неразборчивая «оценка качества образования» подсознательно уводит все оценки на административное поле.

Можно пытаться оценивать все перечисленные параметры, но наиболее актуальными, на мой взгляд, должны быть стандартизованные компетенции, или навыки. Именно они востребованы. Именно они проверяемы. Именно они могут служить ориентиром для всего остального. Например, если они получены в процессе обучения, то они являются его результатом. Компетенцию по решению некоторого типа задач традиционно определяет экзамен. Должен ли для оценки компетенций использоваться именно экзамен, определяется требованиями по оценке. Это лишь один из вариантов.

Чем заменить итоговый экзамен?

Современная ситуация характерна переносом акцента с обучения как традиционного производственного конвейера на заинтересованное обучение по инициативе активного мотивированного ученика. К сожалению, далеко не все ученики готовы играть такую роль, но именно такие ученики наиболее пассионарны и эффективны для образовательного результата страны. Поэтому такая модель обучения должна рассматриваться как желательная и целевая. А значит, модель старого экзамена как инструмента административного контроля за нерадивым учеником должна смениться на иную, органичную для самостоятельного активного ученика. Но без ущерба для нерадивых, которых пока довольно много.

Поскольку результат обучения интересует разных участников образовательного процесса с разных сторон, они в совокупности формируют общественную заинтересованность в честном результате - в отличие от традиционного экзамена. Если использовать опыт организации ЕГЭ для создания сети независимых постоянно действующих центров оценки, которые бы могли гарантированно и честно оценить уровень стандартизованных компетенций по всем существующим областям знаний, то это позволит одновременно снять все претензии к ЕГЭ как итоговому экзамену (его не станет) и выстроить гибкий контур государственного контроля за системой образования.

Центры оценки компетенций заинтересованы в честности - это главная их ценность по условиям бизнеса. Такие центры делают ненужной и бессмысленной отметку в качестве административного инструмента в школе и в любой другой образовательной организации: уровень знаний по всем областям и на всех уровнях в любое время по желанию оценивает только сертифицированный центр. Такие центры обеспечивают декларированное в законе право на любые формы организации образования, ибо каждый учится где и как хочет, а подтверждает результаты в любое время только центр: учись в любом ритме, темпе и направлении.

Вынос процедуры оценки в независимые структуры и отмена привязки её ко времени приводит к радикальному изменению системы отношений - делает ученика и образовательную организацию равноправными независимыми игроками.

Каждый человек начинает сам выстраивать оценку своей компетентности и отвечать за неё.

Образовательные организации теряют контроль над планированием обучения конкретного человека и должны его заинтересовывать интересными программами и качественным обучением. Только авторитет и польза образовательной организации смогут привлечь и удержать ученика при такой схеме оценки результатов. Активный ученик будет искать более эффективные способы обучения. Пассивный ученик будет выбирать минимальные затраты физических и умственных усилий. Но любой ученик сам является инициатором тестирования, потому что ему нужно предъявлять свои результаты при всех учебных и кадровых переходах. Этот результат является его подтверждённой компетентностью и одновременно он косвенно формирует обобщённые характеристики результативности системы образования.

Чтобы такая схема была более продуктивной, стоит изменить традиционные образовательные цензы в виде аттестатов и дипломов на гибкие развивающиеся по мере необходимости « », задающие пространство обучения. Движение по ним может формировать гибкие личностные профили. Сопоставляя их с компетентностными профилями, людей будут принимать на работу и учёбу, выявлять зоны развития при проектировании карьеры. Естественно, в цифровом виде - бумажные подтверждения образовательного ценза уже устарели и являются удивительным рудиментом бумажной эпохи.

Заключение

Обсуждая качество в сфере образования, необходимо уходить от непродуктивных терминов, использовать более чёткие названия для каждого из аспектов, которые действительно подвергаются оценке. Это заставит более глубоко осмысливать множественные роли участников образовательного процесса и их цели.

Прежде всего нужно ограничить применение слова «образование», которое слишком широко обобщает многообразие покрываемых им смыслов и препятствует концентрации обсуждения на конкретном его аспекте.

Важно осознать различие понятий «образование» и «обучение», которое заметно глубже, чем мы привыкли думать.

В подавляющем большинстве современных упоминаний под «образованием» подразумевается «обучение», что могло быть приемлемо когда-то давно, но не сейчас. В профессиональной среде стоило бы считать моветоном употребление слова «образование» в расширительном смысле, без уточнения или при наличии более точного недвусмысленного термина.

Как бы мы ни обсуждали множественные смыслы результатов обучения, реальный и наиболее востребованный мониторинг может вестись только на основании конкретных критериев и надёжных испытаний. Они нужны всем участникам образовательного процесса как регулятор образовательных и трудовых отношений. Но не как проверка детали на выходе с конвейера, а как добровольная сертификация свободного заинтересованного в обучении или работе человека. Старые образовательные цензы на основе аттестатов и дипломов себя исчерпали. Исчерпали себя и методы их подтверждения. Достоверная независимая система проверки освоенных компетенций, обеспечивающая прозрачный доступ по сети всем юридическим и физическим лицам, заинтересованным в построении образовательных или трудовых отношений, стала бы стержнем современной системы образования. Одни участники процесса наполняли бы её предметами и критериями оценки, другие под них строили бы программы обучения, третьи на основе карты образовательных возможностей строили бы образовательные траектории.

О качестве чего угодно можно говорить только тогда, когда есть множественные цели, выбор, критерии достижения цели и достоверная система контроля достжений. Широкий выбор и прозрачный контроль снимут львиную долю проблем, которые мы так давно и довольно безуспешно обсуждаем в сфере образования.

— По поручению президента страны Владимира Путина ведётся формирование единого образовательного пространства. Могли бы вы рассказать подробнее, в чём заключается суть этой идеи?

— Большое спасибо за такой важный вопрос. Образование всегда, во все периоды нашей истории волновало и руководство, и граждан, потому что нет ни одного человека, который не был бы связан с образованием. Конечно, вопрос единого образовательного пространства напрямую связан — и всегда был связан — с очень важной проблемой: национальной безопасностью. Здесь стоит вопрос перед страной, кого мы готовим, кого мы учим, кого мы воспитываем, кому мы сможем передать страну завтра. То есть сегодня ученик, сегодня ребёнок, а завтра — гражданин, на плечи которого ляжет ответственность за страну.

Концепция единого образовательного пространства включает в себя несколько направлений. Но самое главное — это то, что мы вкладываем в наше обучение, что мы вкладываем в воспитание. Потому что образование — это обучение и воспитание, это дуализм, который трудно разорвать, кто бы что ни говорил. Если говорить на самом простом уровне, то для чего эта инициатива? Чтобы точно знать, что ребёнок, покинув одну школу и перейдя в другую, сел за парту, открыл учебник, допустим, математики и начал с того места, где он закончил читать в предыдущей школе.

При этом единое образовательное пространство предполагает несколько шагов. Первый шаг — это, конечно, создание содержания — того, чему и как мы учим. Существовали стандарты, о которых все мы знали и по которыми мы жили, которые были хороши для своего времени. Но каждое время требует определённой корректировки. Когда мы говорим о содержании образования, мы должны знать ядро того, что мы будем преподавать.



© 2024 Идеи дизайна квартир и домов