Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Мой способ шутить - это говорить правду. Кому принадлежат знаменитые интернет-порталы и сервисы? Кто является хозяином сети интернет

Администрация Джорджа Буша предприняла необычный шаг, в результате которого чиновники надеются создать видимость своей лояльности в вопросе управления системой доменов в Интернете. В объявлении "Sources Sought Notice" Департамент коммерции США (US Department of Commerce) обращается к "потенциальным респондентам", претендующим на контракт по управлению пространством IP-адресов и доменов высшего уровня (IANA). Данный контракт предусматривает управление главной базой файлов доменов (интернет-директория), таких как.com, .net, .ru, .uk, .de и других. С 1998 года эти функции выполняет некоммерческая организация ICANN . Первые лица департаментов США неоднократно заявляли, что изменение системы управления доменами не предвидится, и на фоне этого объявленный конкурс выглядит странно.

Система доменных имён (Domain Name System, DNS) предложена Джоном Постелом (Jon Postel) и Полем Макапетрисом (Paul Mockapetris) в 1982 году для именования подключенных к сети хостов (компьютеров или другого оборудования). В основе идеи лежит иерархичность: каждый пользователь принадлежит к сегменту, администрирование и техническая поддержка которого осуществляется из корня, которым является домен первого уровня иерархии. В случае с World Wide Web это международные домены (Generic Top Level Domain - gTLD) и национальные домены (country code Top Level Domain - ccTLD).

Одним из главных вопросов стал вопрос о распределении доменных имён среди заинтересованных лиц. Сначала распределение происходило на заявительной основе, централизованно и бесплатно. Однако с ростом общедоступности Интернета на этом месте возник специфический рынок услуг. В 1995 году Национальный Научный Фонд США (US Nation Scientific Foundation, NSF), фактически являющийся правительственным агентством, разрешил корпорации Network Solution Inc. (NSI) осуществлять регистрацию новых доменных имён за деньги. NSF, NSI, а также Агентство передовых оборонных исследовательских проектов США (DARPA) фактически стали «хозяевами Интернета»: NSF обеспечивал финансирование всех работ, связанных с поддержкой и развитием Интернета, а NSI стала монополистом на рынке доменных имён. Это неудивительно, так как современная WWW фактически выросла из NSFnet, группы сетей, обеспечивающих учёным Научного Фонда доступ к суперкомпьютерным центрам.

К 1998 году бурный рост Интернета вызвал диверсификацию отрасли. 30 января правительство США предложила новую схему эксплуатации доменных имён, известный как «Зелёный документ» (Green Paper). С этого момента бизнес по управлению доменами разделяется на компании-реестры и компании-регистраторы.

25 ноября 1998 года было подписано соглашение (Memorandum of Understanding, MoU) между Министерством торговли США и Internet Corporation for Assigned Names and Numbers (ICANN), специально созданной для администрирования Интернета корпорацией, которая теперь играет роль регулятора правил игры на рынке доменов.

Регистрация включает организационные вопросы управления пространством доменных имен и контролируется Уполномоченной организацией по распределению нумерации в сети Интернет (Internet Assigned Numbers Authority , IANA), которая заведует единым реестром. До реформы 1998 года эта организация имела статус исследовательского проекта при ISI (The Institute of Scientific Information) USC (The University of Southern California), а после становится частью ICANN.

25 апреля 1999 года ICANN анонсировала список из 34 компаний, которые заявили о намерении стать регистраторами, а 7 июня 1999 года независимый регистратор Register.com Inc. сообщил о том, что он зарегистрировал первый домен, используя систему распределенной регистрации VeriSign (компания-реестр, выделенная из бизнеса NSI). Так заработала первая система распределенной регистрации. В настоящий момент VeriSign является администратором доменов COM и NET, а роль ICANN состоит в установлении правил продаж доменов. Например, согласно последнему соглашению на 2006-2009 годы, VeriSign может поднимать цены на домены зоны COM не более чем на 7% в год и только по согласованию с ICANN. При этом VeriSign ежегодно выплачивает ICANN установленную сумму, которая увеличивается с $6 млн. в 2006 году до $12 млн. в 2009.

ICANN отвечает за управление адресным пространством и выделение IP-адресов всем заинтересованным лицам. Для этого 19 октября 1999 года в рамках ICANN была создана ASO (Address Supporting Organization). Тогда же было заключено соглашение между ASO и тремя региональными Интернет-реестрами (RIR), некоммерческими организациями, отвечающими за распределение доменов в государствах соответствющих регионов: ARIN в Центральной и Северной Америке, APNIC в Тихоокеанском регионе, RIPE NCC в Европе. В 2002 году к этому соглашению присоединяется LACNIC (Латинская Америка), а в 2005 – AfriNIC (Африка).

Перед прошедшим в ноябре 2005 года саммитом в Тунисе, посвящённом проблемам информатизации мирового сообщества, страны-члены ООН вели переговоры о проблеме контроля над Интернетом. Россия, Китай, Бразилия, ЮАР, Иран, Саудовская Аравия, Норвегия, Швейцария и ряд других стран выступали за передачу управления доменным пространством из рук ICANN в ведение специального органа при ООН, например, комиссии при Международном союзе электросвязи (ITU). Однако заявления о том, что Интернет останется в руках американцев, последовательно сделали ряд руководителей ряда правительственных структур США, а в октябре эту точку зрения подтвердил в своей резолюции и Конгресс. В результате, накануне открытия саммита было принято решение, что вопрос о контроле над Интернетом не будет рассматриваться вообще. Тем не менее, представители американской делегации согласились на создание общенационального Форума по контролю над Интернетом (Internet Governance Forum), решения которого не будут иметь обязательной силы. Учредительное собрание при ООН по вопросу создания этой организации пройдёт 16-17 февраля. Надо отметить, что идея не является новаторской: в 2003 году на Женевском раунде Всемирного саммита по информационному обществу была создана рабочая группа по управлению Интернетом, которая, в частности, готовила для саммита в Тунисе материалы по проекту электронного правительства.

Ввиду непреклонности позиций США, конкурс на роль администратора Интернета, объявленный Департаментом Коммерции выглядит странно. Скорее всего это сделано для снятия напряжения вокруг этой темы, и по результатам конкурса ICANN подтвердит свои полномочия.

Какие бывают домены

Все домены верхнего уровня можно разделить на две категории: домены общего пользования (Generic TLDs, gTLDs), такие как COM, NET, ORG, BIZ и др., и национальные домены. Регистрацией доменов второго уровня в доменах общего пользования занимаются организации-регистраторы, аккредитованные ICANN, они же определяют политику администрирования в рамках заданных ICANN правил игры. Имена для национальных доменов были утверждены организацией IANA в соответствие с принятым этой организацией стандартом международным стандартом ISO 3166; это около 250 имён.

Первоначально было создано семь gTLD (COM, NET, ORG, INT, EDU, GOV, MIL). Тогда, в 1984 году, в документах, принимаемых при утверждении этих доменов, было записано, что такого их количества "будет достаточно, и появление новых доменов маловероятно". Однако рост сети Интернет превзошел ожидания, и у мирового Интернет-сообщества увеличилась потребность в числе доменов. С 2001 года постепенно вводятся новые gTLD: INFO, BIZ, NAME, MUSEUM, COOP, AERO, TRAVEL, JOB, MOBI.

Самыми популярными стали домены COM, ORG и NET. Изначально домен COM предназначался для коммерческих организаций, домен ORG - для некоммерческих организаций, и домен NET - для всех, кто связан с развитием сетей и телекоммуникационных технологий. Однако со временем регистрация доменов в этих зонах стала совершенно свободной, и зарегистрировать домен в них может любой желающий. Домены общего пользования COM и NET администрирует компания VeriSign , а доменом ORG с начала 2003 года управляет некоммерческая организация PIR .

Домен INFO рассчитан на всех, кто хочет разместить любую информацию в Интернете. Его поддержание поручено компании Afilias LLC . Домен BIZ - один из новых общих доменов верхнего уровня, предназначен для коммерческих организаций. Запуск его эксплуатации дал компаниям дополнительные возможности для размещения информации по сравнению с использованием перегруженного домена COM.

В отличие от этих доменов, домены AERO, MUSIUM, TRAVEL, JOB, MOBI предназначаются для организаций, имеющих особый статус, занимающихся, соответственно, воздушным транспортом, музейным делом, оказанием туристических услуг, кадровых агентств, операторов мобильной связи. Домен PRO предназначен для специалистов (бухгалтеров, юристов, врачей); домен COOP используется кооперативами.

Среди общих доменов существуют также домены ограниченного использования. Они появились в 1984 году и сразу стали “специальными”. Это домен INT, созданный для международных организаций и контролирующийся непосредственно IANA, которая осуществляет регистрацию в домене при соблюдении организацией-соискателем особых требований . Домены EDU, GOV и MIL находятся под контролем американского правительства. Первый предназначен для бесплатной регистрации образовательных учреждений США и администрируется некоммерческой ассоциацией Educause . Домен GOV создан исключительно для федеральных государственных учреждений США, и регистрацией доменных имен в этом домене занимается Правительственный сетевой информационный центр Government-Wide Registration Service . Домен MIL находится под контролем американского правительства, в частности Департамента Госбезопасности США . Специалисты именно этого Департамента ведут базу доменных имен домена MIL, предназначенного только для военных организаций и учреждений, отвечающих за безопасность страны.

Ситуация в России

В сентябре 2005 года интернет-сообщество отметило 15-летие домена SU, который стал предтечей Рунета. Первый отечественный проект сети был создан физиками и программистами Института атомной энергии им. И.В. Курчатова. А 19 сентября 1990 г. Ассоциация пользователей UNIX (SUUG - Soviet UNIX User"s Group) зарегистрировала домен верхнего уровня SU для применения на территории СССР. Она же выполняла функции администрирования домена до их передачи Российскому НИИ Развития Общественных Сетей (РосНИИРОС), который в 1994 году прекратил регистрацию доменов второго уровня в зоне SU в связи с появлением домена RU. Тем не менее, доменная зона SU продолжала самопроизвольно расти за счет увеличения числа доменов третьего уровня. В июне 2003 года Фондом Развития Интернет , на который в настоящее время возложены функции администратора домена SU, свободная регистрация доменов второго уровня в зоне SU снова была открыта. Пятнадцатилетней годовщине домена SU была приурочена юбилейная научно-практическая конференция "Интернет и наука: 15 лет пути", прошедшая в ноябре 2005 года .

Россия относится к европейскому региону, и за распределение DNS-адресов среди российских пользователей перед лицом ASO отвечает RIPE NCC. Распределение происходит посредством организаций-провайдеров, которые становятся членами RIPE NCC и получают статус локального Интернет-реестра (LIR).

В 1992 году IANA распределила национальные доменные имена в соответствие с двухбуквенным кодом ISO 3166-1. Тогда в IANA поступило множество заявок на администрирование домена RU от разных компаний. Однако правом администрирования перед лицом IANA должна обладать одна организация, причём политика IANA предусматривает её полное невмешательство во внутренние конфликты такого рода. Для решения этой проблемы было учреждено собрание крупнейших российских Интернет-провайдеров, которое прошло 4 декабря 1993 года и завершилось подписанием Соглашения «О порядке администрирования зоны.RU». Домен RU появился официально 7 апреля 1994 года, и его администрирование и техническое обеспечение домена RU было доверено РосНИИРОС.

Для разработки политики регистрации доменных имён в домене.RU была создана Координационная группа, в которую вошли 28 представителей телекоммуникационных компаний и научных сетей. В 2001 году система представительства была усовершенствована: три общественные организации, Региональный общественный центр Интернет-технологий (РОЦИТ), Союз операторов Интернет (СОИ), Ассоциация документальной электросвязи (АДЭ), представляющие интересы пользователей Интернет, операторов услуг связи, органов государственной власти и предпринимателей, учредили Координационный центр национального домена.RU сети Интернет . Преемственность была сохранена: НИИРОС стал одним из учредителей Центра, а Координационная группа национального домена преобразована в Комитет №1 Центра. В 2002 году Координационному центру переданы полномочия по выработке правил регистрации доменных имен в домене RU, аккредитации регистраторов и разработке перспективных проектов, связанных с развитием российского национального домена.

При этом в России также появилась система распределительной регистрации. В 2000 году РосНИИРОС выделил из своей структуры Региональный сетевой информационный центр (RU-CENTER) и передал ему функции регистрации доменов второго уровня в домене RU, впоследствии появились другие регистраторы. А с 1 января 2005 года Росийский НИИ Развития Общественных Сетей прекратил самостоятельно выполнять функции регистратора доменов второго уровня в домене RU. Теперь РосНИИРОС выполняет функции технического сопровождения системы регистрации и DNS-серверов домена RU, а также ведет деятельность по регистрации и технической поддержке доменов общего пользования (GEOGRAPHICAL, GENERIC) и доменов третьего уровня в доменах общего пользования ORG.RU, NET.RU, PP.RU, COM.RU. 4 января 2006 года официальным администратором домена.RU стал Координационный Центр национального домена сети Интернет.

С ростом популярности Интернета в России, система распределения и технического обслуживания доменов национального домена диверсифицируется путём разделения функций между компаниями-регистраторами, торгующие доменными именами и общественными некоммерческими организациями, которые работают на основе принципа коллегиальности и выполняют контрольные функции.

Вы никогда не интересовались вопросом, где находится главный сервер интернета, альфа ? Или, кто является хозяином интернета? Сейчас, наверное, большинство читателей рассмеется и скажет, что никакого хозяина у интернета быть не может, так как интернет - это просто объединение множества компьютеров и других сетевых устройств.

Просто, да не совсем просто. В каком-то смысле, хозяева у интернета есть. Ведь все это объединение компьютеров - это не просто бесформенный муравейник; на самом деле, интернет имеет жесткую иерархическую структуру, наличие которой и позволяет вам легко связываться с компьютерами, находящимися на другом конце земного шара. Кто же эти "хозяева"? Как получается, что интернет выполняет свои задачи? Что нужно сделать, чтобы парализовать работу интернета? Этим темам и посвящена сегодняшняя статья.

Одной из важнейших организаций в интернете является IANA - Internet Assigned Numbers Authority — «Администрация адресного пространства Интернет». Эта некоммерческая американская организация занимается раздачей IP-адресов. Ваше интернет-соединение осуществляется через один из IP-адресов вашей подсети, так называемый шлюз. И если на этот шлюз придут данные из локальной сети с адреса, не попадающего в описанную на шлюзе подсеть, то он просто проигнорирует такой пакет.

Доменные имена

Но IP-адресами дело не заканчивается - даже если интернет прекрасно функционирует и пакеты доходят до целевых IP-адресов, мы должны не забывать о том, что мы практически всегда используем не IP-адреса, желая попасть на какой-либо сайт, а нормальные имена типа сайт, а преобразование таких имен в IP-адреса, отвечают службы DNS

Если DNS-сервер посетителя интернета не знает, как разрешить доменное имя (например, сайт), то он обратится не к кому-либо, а к доменному серверу, отвечающему за зону ua. А откуда он возьмет его адрес, если он его не знает заранее? А для этого он обратится к одному из 13 так называемых корневых DNS серверов. А вот их адреса уже постоянны и прописаны во всех операционных системах.

Этими корневыми доменными серверами управляет ICANN - Internet Corporation for Assigned Names and Numbers. Эта опять-таки некоммерческая американская организация поддерживает бесперебойную работу 13-ти корневых серверов, а также распределяет ответственных за доменные зоны верхнего уровня - ua, ru, com и прочие. В каждой стране есть своя организация, ответственная за соответствующую зону верхнего уровня. И уже эта организация определяет порядок раздачи доменных имен в своей стране.

Что же нужно предпринять чтобы нарушить работу интернета, чтобы DNS имена перестали разрешаться в IP-адреса? Для этого, нарушить функционирование корневых DNS серверов. Интернет "пропадет", конечно, не сразу, но проблемы начнутся сразу же. Попытки атак на эти сервера производятся постоянно. Также можно атаковать какую-нибудь конкретную доменную зону верхнего уровня.

В дело хранения информации о доменных именах включился Google. Он хоть и не распределяет доменные имена, но хранит информацию о всех имеющихся. Адрес DNS Google очень просто запомнить: 8.8.8.8 и 8.8.4.4.

Крайне важно размещать сайт на качественном и отказоустойчивом хостинге.

До 1998 г. управление Интернетом фактически осуществлялось одним (!) человеком - профессором Университета Южной Каролины Йоном Постелом, который умер в самый разгар дискуссии о принципах создания ICANN. В результате компромисса между общественными организациями, коммерческим сектором и администрацией Клинтона было принято решение, что Интернет и в дальнейшем будет функционировать на принципах самоуправления. Поскольку общественное самоуправление уже показало себя эффективным менеджером и позволило Интернету бурно развиваться, американские власти приняли решение не контролировать его напрямую.

Корпорация ICANN, созданная как некоммерческая общественная организация, действует на основе договора с Министерством торговли США. Кроме того, в связи с регистрацией в штате Калифорния деятельность ICANN не должна выходить за рамки американского законодательства. Влияние правительства США в ней очень велико, так как Министерство торговли обладает правом вето в любых вопросах. В связи с этим неоднократно высказывались опасения, что правительство Соединенных Штатов Америки в любой момент может «выключить» доменное имя любой страны и сделать пользование сервисами Интернета в этой стране невозможным. Так, например, «во время войны в Ираке, американское государство не раз перекрывало функционирование расширения «.ik», принадлежащего Ираку»

С начала своей деятельности ICANN начала использовать распределённую систему регистрации доменов, которая основана на принципе свободного доступа аккредитованных регистраторов к реестрам доменных имен. Этот шаг положил начало формированию конкурентного доменного рынка. Сегодня в доменных зонах общего пользования работает более 900 аккредитованных регистраторов, благодаря чему количество зарегистрированных доменов значительно возросло и уже превышает 270 миллионов.

В рамках развития системы адресации корпорация ICANN последовательно расширяла список доменов общего пользования, которых в 1998 году было всего три (.com, .net, .org). С 2001 года корпорация внедрила доменные зоны.info, .biz, .name, .coop, .museum, .aero, .pro, .travel, .jobs, .cat, .asia, .eu, .mobi, .tel. При этом в ICANN намерены и в дальнейшем следовать политике расширения адресного пространства за счёт создания новых доменов верхнего уровня, в том числе с использованием символов национальных алфавитов.

Заслугой ICANN можно назвать и то, что все принимаемые корпорацией решения предварительно обсуждаются с представителями интернет-сообщества, бизнеса и государственных органов власти различных стран. Это необходимо для обеспечения сбалансированного управления адресным пространством с учётом мнения всех заинтересованных в этом процессе сторон. Обсуждение документов ICANN сегодня проходит в самых различных форматах. В частности, перед утверждением все они доступны для комментариев на сайте организации. Кроме того, корпорация регулярно проводит международные конференции.

На прошедшей в Каире 2-7 ноября 2008 года 33-й конференции ICANN было принято Решение о выделении России кириллического домена верхнего уровня «.рф». 4 февраля 2011 года IPv4 адреса стали подходить к концу. ICANN уже начала внедрять новую серию IPv6 адресов.

В последнее время проблема управления Интернетом неожиданно стала одной из самых обсуждаемых и востребованных тем на различных международных саммитах и форумах. Это произошло в связи с тем, что глобальный характер Сети не может не затрагивать интересы всех участников современных международных отношений. Бурное развитие информационных технологий породило резкое разделение стран мира на «информационно-богатых» и «информационно-бедных». Это также вызвало серьезное недовольство со стороны некоторых, очевидно, не самых богатых стран. Так, например, такие страны, как Сирия и Куба указывали, что Интернет - это инструмент «мировой закулисы», деятельность которой направляется из Вашингтона, а руководитель Зимбабве Роберт Мугабе назвал существующую систему управления Интернетом «формой неоколониализма».

Хотя Интернет является децентрализованной сетью, основанной на объединении независимых компьютерных сетей, он все-таки требует некоторой степени координации. Миф о полной свободе и децентрализации Сети не выдерживает простейшего анализа технических особенностей ее создания. Во-первых, значимой такой особенностью является проблема присвоения доменных имен или приписывания конкретного адреса для каждого компьютера или сервера. Кто-то должен управлять базой данной с адресами и проводить регистрацию новых доменных имен, иначе пересылка информации превратится в лотерею с непредсказуемым результатом.

Во-вторых, должен существовать стандарт, при помощи которого передается информация в Сети. Этот стандарт обычно трактуется как интернет-протокол передачи данных TCP/IP. Однако технические стандарты передачи информации не исчерпываются вышеозначенным протоколом. Они включают в себя много дополнительных параметров, например, таких, как передача видео-сигнала через Интернет. Соответственно эти стандарты должны быть выработаны, приняты и внедрены, возникает потребность в ком-то, кто будет их хранить и следить за соответствием используемых программ необходимым стандартам.

В-третьих, существует необходимость в поддержание деятельности, так называемых корневых серверов, которые содержат базы данных с интернет-адресами и в течение миллисекунд определяют, откуда и куда нужно направлять данные. Существует всего 13 корневых серверов, жизненно необходимых для деятельности всей сети Интернет. В результате исторического развития корневые серверы находятся в собственности правительственных и неправительственных организаций. С географической точки зрения на сегодняшний день сложилась серьезная диспропорция в их нахождении: десять корневых серверов располагаются в США, по одному - в Амстердаме, Стокгольме и Токио.

Очевидно, что Интернет требует меньшего контроля и регулирования, чем телевидение или радио. Так, например, регистрация доменных имен производится в заявительном порядке. Если то или иное имя свободно, то не существует никаких дополнительных препятствий для его регистрации, сравнимых с необходимостью получения лицензий для теле- и радиовещания. Тем не менее некоторая централизованная координация все же требуется, иначе система просто не сможет функционировать. И это позволяет говорить о том, что Интернетом можно «управлять».

Некоторые европейские исследователи даже предлагали отсоединиться от американской Сети и создать собственную.

Очевидно, что такое положение вещей не могло устроить других участников международных отношений. С момента организации ICANN поднимался вопрос о передаче ее функций международной организации под эгидой ООН. В качестве вероятного кандидата назывался Международный союз электросвязи. Одними из первых, кто выразил недовольство «засильем» США в этом вопросе, стали наиболее развитие страны мира. Особенно резкой выглядела позиция Франции, которая неоднократно выступала за передачу управления Интернетом в руки международной организации, говоря о том, что национальное доменное имя является составной частью суверенитета страны.

Подавляющее большинство участников международных отношений не устраивает структура совета директоров ICANN. Так, например, до 2002 г. мировое сообщество могло делегировать в совет директоров ICANN не больше двух членов. На сегодняшний день в соответствие с действующим уставом организации такая возможность зарезервирована для 8 членов из 21. Однако сложная система отбора кандидатов приводит к тому, что в совете директоров доминируют представители англо-говорящих стран. Несмотря на заявленные цели «сделать управление Интернетом независимым от воли одного государства», на большинстве заседаний ICANN становится очевидным, что «Сеть остается собственностью англо-говорящих стран».

В самом начале нового тысячелетия международное давление на деятельность ICANN было настолько сильным, что правительство США серьезно задумывалось над вопросом передачи управления регистрацией доменных имен международной организации. Основная линия защиты сложившейся ситуации сводится к тому, что представители американского правительства указывают на то, что ICANN представляет собой новую форму согласования интересов государств, общественных организаций и бизнеса. Более того, общественный статус этой организации, по мнению американской стороны, помогает сохранить политическую неангажированность Интернета. Так, например, в 2002 г. в Федеральную комиссию по коммуникациям США поступил официальный запрос от властей коммунистического Китая, в котором требовались разъяснения по поводу существования доменного имени «.tw». Поскольку официальные власти Китая не признают существования Тайваня, то они просили отменить регистрацию этого доменного имени. Ответ американских властей заключался в ссылке на то, что ICANN - это некоммерческая организация, в которой правительство США не имеет возможности приказывать, а может только накладывать вето. Таким образом, США обнаружили неожиданную выгоду от такого способа организации управления Интернетом. С одной стороны, работа на основе общественного самоуправления развивается достаточно успешно, не требует значительных расходов и способствует распространению американских технологий и стиля жизни. С другой стороны, США сохраняют некоторый контроль над этой деятельностью.

Тем не менее, идя навстречу пожеланиям мировой общественности, в систему руководящих органов ICANN был включен Правительственный консультативный комитет, который призван представлять и отстаивать точку зрения правительств национальных государств. Однако этот комитет обладает только совещательным правом. Поэтому неудивительно, что с началом нового тысячелетия активизировалось участие в проблеме управления Интернетом различных структур под эгидой ООН. Начало этому положил генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, который в ноябре 2004 г. объявил о создании специальной рабочей группы по проблемам информационного общества, которая занялась подготовкой рассмотрения вопроса об «интернет-правительстве». В качестве результата деятельности группы появилось рабочее определение понятия «управление Интернетом». Это определение сводит проблему управления Интернетом к «разработке и применению правительствами, частным сектором и гражданским обществом, при выполнении ими своей соответствующей роли, общих принципов, норм, правил, процедур принятия решений и программ, регулирующих эволюцию и применение Интернета». Другим очень важным предложением стала идея создания Всемирной корпорации по присвоению доменных имен и номеров в Интернете, которая могла бы заменить американскую организацию ICANN.

В 2005 году по решению Тунисской фазы Всемирного саммита по информационному обществу был создан форум по вопросам управления Интернетом. В Тунисской программе для информационного общества содержалась обращенная к Генеральному секретарю просьба правительств создать новый форум для проведения политического диалога для обсуждения вопросов государственной политики, касающихся ключевых элементов управления использованием Интернета в целях содействия обеспечению жизнеспособности, эксплуатационной надежности, безопасности, стабильности и развития сети Интернет. В 2006 г. рабочая группа по проблемам информационного общества была преобразована в Секретариат Форума по управлению Интернетом и под эгидой ООН стали проходить ежегодные международные форумы по управлению Интернетом. Первоначально мандат Форума был ограничен пятью годами, однако впоследствии решением Генеральной Ассамблеи (A/RES/65/141) в 2010 году этот срок был продлен еще на пять лет.

18 августа 2015 года Министерство торговли США решило не передавать c 30 сентября 2015 года функции контроля за критической инфраструктурой интернета сообществу и продлить на год контракт с Корпорацией по управлению доменными именами и IP-адресами (ICANN), пишет .

«Правительство планирует продлить свой контракт с ICANN на один год, до 30 сентября 2016 года, с возможностью продлить его еще на три года», - заявил замминистра торговли США Лоуренс Стриклинг.

Основанием для такого решения стало то, что интернет-сообщество не успевает к указанному сроку подготовить консолидированное предложение по передаче функций ICANN сообществу.

Ранее Минторг США заявлял, что передаст управление критической инфраструктурой мировому сообществу только по модели малтистейкхолдеризма (multistakeholderism) - с учетом интересов всех участников: интернет-сообщества, бизнеса и государств. Но при условии, что будет гарантировано невмешательство какого-либо государства или группы государств в управление интернетом. При этом передачу контроля над интернетом международной организации (например, ООН или Международному союзу электросвязи) власти США категорически отвергали.

Такая позиция Минторга США вызывала критику различных стран, в том числе и России. Также высказывались сомнения относительно того, что Америка передаст контроль над интернетом в оговоренные сроки.

«К сожалению, чем ближе мы к 30 сентября, тем больше мы слышим риторики, что человечество не способно справиться с управлением интернетом, нет других достойных организаций из стран, которые способны потянуть такую сложную задачу. Что с этим способны справиться только США, - говорил в июне министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров. - <…> Не верят они, что человечество способно справиться с управлением всемирной сетью».

Никифоров отмечал, что если решение о передаче управления не будет принято до 30 сентября, то «человечество не будет ожидать завершения срока очередного госконтракта с ICANN». По его мнению, многие страны в мире начнут реализовывать технические и организационные проекты, которые демонополизируют интернет.

Неизбежность таких шагов со стороны различных стран министр объяснил, в частности, тем, что власти США распространили политику своих двойных стандартов в том числе на интернет. «С эффективностью их управления (администрации США) мы уже столкнулись, когда удалялись домены, зарегистрированные на юридических или физических лиц, находящихся в Крыму, - сказал Никифоров. - Это происходило по указу администрации США, невзирая на предыдущие заявления с трибун о том, что интернет находится вне политических решений, вне государственного управления. Вот такая политика двойных стандартов присутствует во многих сферах, а теперь добралась и до интернета. Интернет прямо управляется правительственной администрацией США».

При этом Никифоров подчеркивал, что национализация интернета никак не скажется на его работе.

В свою очередь помощник президента РФ Игорь Щеголев в июле заявлял о том, что Россия будет усиливать защиту собственных интересов в интернете независимо от того, какое решение примет Минторг США по вопросу передачи функций контроля управления интернетом.

«Мы будем двигаться в этом направлении вне зависимости от того, какими будут сентябрьские решения. С другой стороны, не только Россия, но и большинство стран мира ждут, что же произойдет в сентябре. < . . .> Все сохраняют умеренный оптимизм, что правительство США выполнит свои обещания и отпустит ICANN в свободное плавание», - говорил он.

Ранее директор по внешним связям RIPE NCC (Европейская региональная интернет-регистратура) в Восточной Европе и Средней Азии Максим Буртиков сообщал «Интерфаксу», что у интернет-сообщества есть опасения, что к моменту завершения срока действующего контракта с ICANN окончательное консолидированное предложение по передаче полномочий не будет подготовлено. «А если такое предложение и появится, то NTIA (Национальная администрация США по телекоммуникациям и информации) может не успеть его рассмотреть - и просто продлит контракт с ICANN еще на необходимый срок для завершения обсуждения», - говорил Буртиков.

В настоящее время структура управления интернетом состоит из нескольких уровней. Наверху - NTIA, которая определяет условия контракта на выполнение функций «Администрации адресного пространства Интернета» (Internet Assigned Numbers Authority, IANA). Последняя отвечает за пространство IP-адресов, домены верхнего уровня, а также используемые протоколы интернета. Традиционно этот контракт получает ICANN.

August 18th, 2015

Буквально сегодня увидел новость вот с таким названием: «США сохранят за собой контроль над интернетом еще на три года» и заинтересовался этой темой, т.к. вообще что то слабо представлял себе эти механизмы. Решил покопаться в этой теме и кое что рассказать вам.

До 1998 г. управление Интернетом фактически осуществлялось одним (!) человеком - профессором Университета Южной Каролины Йоном Постелом, который умер в самый разгар дискуссии о принципах создания ICANN. В результате компромисса между общественными организациями, коммерческим сектором и администрацией Клинтона было принято решение, что Интернет и в дальнейшем будет функционировать на принципах самоуправления. Поскольку общественное самоуправление уже показало себя эффективным менеджером и позволило Интернету бурно развиваться, американские власти приняли решение не контролировать его напрямую.

Корпорация ICANN, созданная как некоммерческая общественная организация, действует на основе договора с Министерством торговли США. Кроме того, в связи с регистрацией в штате Калифорния деятельность ICANN не должна выходить за рамки американского законодательства. Влияние правительства США в ней очень велико, так как Министерство торговли обладает правом вето в любых вопросах. В связи с этим неоднократно высказывались опасения, что правительство Соединенных Штатов Америки в любой момент может «выключить» доменное имя любой страны и сделать пользование сервисами Интернета в этой стране невозможным. Так, например, «во время войны в Ираке, американское государство не раз перекрывало функционирование расширения «.ik», принадлежащего Ираку»

С начала своей деятельности ICANN начала использовать распределённую систему регистрации доменов, которая основана на принципе свободного доступа аккредитованных регистраторов к реестрам доменных имен. Этот шаг положил начало формированию конкурентного доменного рынка. Сегодня в доменных зонах общего пользования работает более 900 аккредитованных регистраторов, благодаря чему количество зарегистрированных доменов значительно возросло и уже превышает 270 миллионов.

В рамках развития системы адресации корпорация ICANN последовательно расширяла список доменов общего пользования, которых в 1998 году было всего три (.com, .net, .org). С 2001 года корпорация внедрила доменные зоны.info, .biz, .name, .coop, .museum, .aero, .pro, .travel, .jobs, .cat, .asia, .eu, .mobi, .tel. При этом в ICANN намерены и в дальнейшем следовать политике расширения адресного пространства за счёт создания новых доменов верхнего уровня, в том числе с использованием символов национальных алфавитов.

Заслугой ICANN можно назвать и то, что все принимаемые корпорацией решения предварительно обсуждаются с представителями интернет-сообщества, бизнеса и государственных органов власти различных стран. Это необходимо для обеспечения сбалансированного управления адресным пространством с учётом мнения всех заинтересованных в этом процессе сторон. Обсуждение документов ICANN сегодня проходит в самых различных форматах. В частности, перед утверждением все они доступны для комментариев на сайте организации. Кроме того, корпорация регулярно проводит международные конференции.

На прошедшей в Каире 2-7 ноября 2008 года 33-й конференции ICANN было принято Решение о выделении России кириллического домена верхнего уровня «.рф». 4 февраля 2011 года IPv4 адреса стали подходить к концу. ICANN уже начала внедрять новую серию IPv6 адресов.

В последнее время проблема управления Интернетом неожиданно стала одной из самых обсуждаемых и востребованных тем на различных международных саммитах и форумах. Это произошло в связи с тем, что глобальный характер Сети не может не затрагивать интересы всех участников современных международных отношений. Бурное развитие информационных технологий породило резкое разделение стран мира на «информационно-богатых» и «информационно-бедных». Это также вызвало серьезное недовольство со стороны некоторых, очевидно, не самых богатых стран. Так, например, такие страны, как Сирия и Куба указывали, что Интернет - это инструмент «мировой закулисы», деятельность которой направляется из Вашингтона, а руководитель Зимбабве Роберт Мугабе назвал существующую систему управления Интернетом «формой неоколониализма».

Хотя Интернет является децентрализованной сетью, основанной на объединении независимых компьютерных сетей, он все-таки требует некоторой степени координации. Миф о полной свободе и децентрализации Сети не выдерживает простейшего анализа технических особенностей ее создания. Во-первых, значимой такой особенностью является проблема присвоения доменных имен или приписывания конкретного адреса для каждого компьютера или сервера. Кто-то должен управлять базой данной с адресами и проводить регистрацию новых доменных имен, иначе пересылка информации превратится в лотерею с непредсказуемым результатом.

Во-вторых, должен существовать стандарт, при помощи которого передается информация в Сети. Этот стандарт обычно трактуется как интернет-протокол передачи данных TCP/IP. Однако технические стандарты передачи информации не исчерпываются вышеозначенным протоколом. Они включают в себя много дополнительных параметров, например, таких, как передача видео-сигнала через Интернет. Соответственно эти стандарты должны быть выработаны, приняты и внедрены, возникает потребность в ком-то, кто будет их хранить и следить за соответствием используемых программ необходимым стандартам.

В-третьих, существует необходимость в поддержание деятельности, так называемых корневых серверов, которые содержат базы данных с интернет-адресами и в течение миллисекунд определяют, откуда и куда нужно направлять данные. Существует всего 13 корневых серверов, жизненно необходимых для деятельности всей сети Интернет. В результате исторического развития корневые серверы находятся в собственности правительственных и неправительственных организаций. С географической точки зрения на сегодняшний день сложилась серьезная диспропорция в их нахождении: десять корневых серверов располагаются в США, по одному - в Амстердаме, Стокгольме и Токио.

Очевидно, что Интернет требует меньшего контроля и регулирования, чем телевидение или радио. Так, например, регистрация доменных имен производится в заявительном порядке. Если то или иное имя свободно, то не существует никаких дополнительных препятствий для его регистрации, сравнимых с необходимостью получения лицензий для теле- и радиовещания. Тем не менее некоторая централизованная координация все же требуется, иначе система просто не сможет функционировать. И это позволяет говорить о том, что Интернетом можно «управлять».

Некоторые европейские исследователи даже предлагали отсоединиться от американской Сети и создать собственную.

Очевидно, что такое положение вещей не могло устроить других участников международных отношений. С момента организации ICANN поднимался вопрос о передаче ее функций международной организации под эгидой ООН. В качестве вероятного кандидата назывался Международный союз электросвязи. Одними из первых, кто выразил недовольство «засильем» США в этом вопросе, стали наиболее развитие страны мира. Особенно резкой выглядела позиция Франции, которая неоднократно выступала за передачу управления Интернетом в руки международной организации, говоря о том, что национальное доменное имя является составной частью суверенитета страны.

Подавляющее большинство участников международных отношений не устраивает структура совета директоров ICANN. Так, например, до 2002 г. мировое сообщество могло делегировать в совет директоров ICANN не больше двух членов. На сегодняшний день в соответствие с действующим уставом организации такая возможность зарезервирована для 8 членов из 21. Однако сложная система отбора кандидатов приводит к тому, что в совете директоров доминируют представители англо-говорящих стран. Несмотря на заявленные цели «сделать управление Интернетом независимым от воли одного государства», на большинстве заседаний ICANN становится очевидным, что «Сеть остается собственностью англо-говорящих стран».

В самом начале нового тысячелетия международное давление на деятельность ICANN было настолько сильным, что правительство США серьезно задумывалось над вопросом передачи управления регистрацией доменных имен международной организации. Основная линия защиты сложившейся ситуации сводится к тому, что представители американского правительства указывают на то, что ICANN представляет собой новую форму согласования интересов государств, общественных организаций и бизнеса. Более того, общественный статус этой организации, по мнению американской стороны, помогает сохранить политическую неангажированность Интернета. Так, например, в 2002 г. в Федеральную комиссию по коммуникациям США поступил официальный запрос от властей коммунистического Китая, в котором требовались разъяснения по поводу существования доменного имени «.tw». Поскольку официальные власти Китая не признают существования Тайваня, то они просили отменить регистрацию этого доменного имени. Ответ американских властей заключался в ссылке на то, что ICANN - это некоммерческая организация, в которой правительство США не имеет возможности приказывать, а может только накладывать вето. Таким образом, США обнаружили неожиданную выгоду от такого способа организации управления Интернетом. С одной стороны, работа на основе общественного самоуправления развивается достаточно успешно, не требует значительных расходов и способствует распространению американских технологий и стиля жизни. С другой стороны, США сохраняют некоторый контроль над этой деятельностью.

Тем не менее, идя навстречу пожеланиям мировой общественности, в систему руководящих органов ICANN был включен Правительственный консультативный комитет, который призван представлять и отстаивать точку зрения правительств национальных государств. Однако этот комитет обладает только совещательным правом. Поэтому неудивительно, что с началом нового тысячелетия активизировалось участие в проблеме управления Интернетом различных структур под эгидой ООН. Начало этому положил генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, который в ноябре 2004 г. объявил о создании специальной рабочей группы по проблемам информационного общества, которая занялась подготовкой рассмотрения вопроса об «интернет-правительстве». В качестве результата деятельности группы появилось рабочее определение понятия «управление Интернетом». Это определение сводит проблему управления Интернетом к «разработке и применению правительствами, частным сектором и гражданским обществом, при выполнении ими своей соответствующей роли, общих принципов, норм, правил, процедур принятия решений и программ, регулирующих эволюцию и применение Интернета». Другим очень важным предложением стала идея создания Всемирной корпорации по присвоению доменных имен и номеров в Интернете, которая могла бы заменить американскую организацию ICANN.

В 2005 году по решению Тунисской фазы Всемирного саммита по информационному обществу был создан форум по вопросам управления Интернетом. В Тунисской программе для информационного общества содержалась обращенная к Генеральному секретарю просьба правительств создать новый форум для проведения политического диалога для обсуждения вопросов государственной политики, касающихся ключевых элементов управления использованием Интернета в целях содействия обеспечению жизнеспособности, эксплуатационной надежности, безопасности, стабильности и развития сети Интернет. В 2006 г. рабочая группа по проблемам информационного общества была преобразована в Секретариат Форума по управлению Интернетом и под эгидой ООН стали проходить ежегодные международные форумы по управлению Интернетом. Первоначально мандат Форума был ограничен пятью годами, однако впоследствии решением Генеральной Ассамблеи (A/RES/65/141) в 2010 году этот срок был продлен еще на пять лет.

И вот буквально сегодня Министерство торговли США решило не передавать c 30 сентября 2015 года функции контроля за критической инфраструктурой интернета сообществу и продлить на год контракт с Корпорацией по управлению доменными именами и IP-адресами (ICANN), пишет The Wall Street Journal .

«Правительство планирует продлить свой контракт с ICANN на один год, до 30 сентября 2016 года, с возможностью продлить его еще на три года», — заявил замминистра торговли США Лоуренс Стриклинг.

Основанием для такого решения стало то, что интернет-сообщество не успевает к указанному сроку подготовить консолидированное предложение по передаче функций ICANN сообществу.

Ранее Минторг США заявлял, что передаст управление критической инфраструктурой мировому сообществу только по модели малтистейкхолдеризма (multistakeholderism) — с учетом интересов всех участников: интернет-сообщества, бизнеса и государств. Но при условии, что будет гарантировано невмешательство какого-либо государства или группы государств в управление интернетом. При этом передачу контроля над интернетом международной организации (например, ООН или Международному союзу электросвязи) власти США категорически отвергали.

Такая позиция Минторга США вызывала критику различных стран, в том числе и России. Также высказывались сомнения относительно того, что Америка передаст контроль над интернетом в оговоренные сроки.

«К сожалению, чем ближе мы к 30 сентября, тем больше мы слышим риторики, что человечество не способно справиться с управлением интернетом, нет других достойных организаций из стран, которые способны потянуть такую сложную задачу. Что с этим способны справиться только США, — говорил в июне в интервью «Интерфаксу» министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров. — <…> Не верят они, что человечество способно справиться с управлением всемирной сетью».

Никифоров отмечал, что если решение о передаче управления не будет принято до 30 сентября, то «человечество не будет ожидать завершения срока очередного госконтракта с ICANN». По его мнению, многие страны в мире начнут реализовывать технические и организационные проекты, которые демонополизируют интернет.

Неизбежность таких шагов со стороны различных стран министр объяснил, в частности, тем, что власти США распространили политику своих двойных стандартов в том числе на интернет. «С эффективностью их управления (администрации США) мы уже столкнулись, когда удалялись домены, зарегистрированные на юридических или физических лиц, находящихся в Крыму, — сказал Никифоров. — Это происходило по указу администрации США, невзирая на предыдущие заявления с трибун о том, что интернет находится вне политических решений, вне государственного управления. Вот такая политика двойных стандартов присутствует во многих сферах, а теперь добралась и до интернета. Интернет прямо управляется правительственной администрацией США».

При этом Никифоров подчеркивал, что национализация интернета никак не скажется на его работе.

В свою очередь помощник президента РФ Игорь Щеголев в июле заявлял о том, что Россия будет усиливать защиту собственных интересов в интернете независимо от того, какое решение примет Минторг США по вопросу передачи функций контроля управления интернетом.

«Мы будем двигаться в этом направлении вне зависимости от того, какими будут сентябрьские решения. С другой стороны, не только Россия, но и большинство стран мира ждут, что же произойдет в сентябре. < . . .> Все сохраняют умеренный оптимизм, что правительство США выполнит свои обещания и отпустит ICANN в свободное плавание», — говорил он.

Ранее директор по внешним связям RIPE NCC (Европейская региональная интернет-регистратура) в Восточной Европе и Средней Азии Максим Буртиков сообщал «Интерфаксу», что у интернет-сообщества есть опасения, что к моменту завершения срока действующего контракта с ICANN окончательное консолидированное предложение по передаче полномочий не будет подготовлено. «А если такое предложение и появится, то NTIA (Национальная администрация США по телекоммуникациям и информации) может не успеть его рассмотреть — и просто продлит контракт с ICANN еще на необходимый срок для завершения обсуждения», — говорил Буртиков.

В настоящее время структура управления интернетом состоит из нескольких уровней. Наверху — NTIA, которая определяет условия контракта на выполнение функций «Администрации адресного пространства Интернета» (Internet Assigned Numbers Authority, IANA). Последняя отвечает за пространство IP-адресов, домены верхнего уровня, а также используемые протоколы интернета. Традиционно этот контракт получает ICANN.

Еще в 2011 году NTIA объявила о проведении тендера на обновление контракта IANA. Основанием для этого стала позиция ряда стран по вопросу управления интернетом (России, Китая и др.). В частности, высказывалось недовольство работой ICANN, предлагалось передать ее функции Международному союзу электросвязи (МСЭ).

В марте 2012 года NTIA сообщила, что не получила предложений, которые бы соответствовали требованиям глобального интернет-сообщества, и признала тендер несостоявшимся. В результате Национальная администрация США по телекоммуникациям и информации в порядке исключения продлила корпорации ICANN на 6 месяцев срок действия контракта на управление интернетом, а затем заключила с ICANN новый трехлетний контракт, срок действия которого истекает 30 сентября текущего года.

ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

На этот вопрос ответ и есть и нет. Технически это сочленение элементов сети, но фактически это отдельный мир и инструмент влияния, без которого сегодня невозможно нормально жить и работать . Во всяком случае в развитых и развивающихся странах. Правильнее всего рассматривать управление интернетом как коллегиальное написание «правил игры».

Тогда в перспективе (правда, не так скоро, как хотелось бы) система будет выглядеть так:

  • независимое технологическое регулирование (сейчас это ICANN и иже с ним), которое самофинансируется за счет оказания неких услуг, например, взимает плату за распределение доменных имен. Также на технологическом уровне распространяются IP-адреса, определяются протоколы передачи данных;
  • самый главный элемент, который сейчас напрочь отсутствует, – некий аналог единой законодательной власти на глобальном уровне. Сейчас разработка требований и ограничений идет снизу вверх – каждое правительство действует настолько жестко, насколько считает нужным, интересы прочих игроков не учитываются.

В основном речь идет об ограничениях с точки зрения содержания контента и блокировках ресурсов. Свежий пример – в Таиланде оскорбительное высказывание в адрес правящей королевской фамилии считается уголовным преступлением (дают по 15 лет за подобное действие). За последние пару месяцев такие игроки как Facebook, YouTube по требованию властей страны заблокировали более 3 тыс. страниц с высказываниями такого рода. Самое интересное заключается в следующем: сейчас блокировка происходит на страновом уровне, но власти Таиланда начали шантаж – если не будут заблокированы все такие страницы, то компаниям не разрешат вести коммерческую деятельность в национальном интернет-сегменте страны. Представьте, если в каждой стране появится свой закон о запрете оскорблений кого бы то ни было (неприкасаемого, конечно, будут указывать власти)? Кстати, но пока нет известий о соответствующих действиях соцсетей. Чистка идет на уровне местных провайдеров. Кроме того, что вообще считать оскорблением?

Так что взаимодействие, выработка единых критериев совершенно необходимы. Если оценивать действующие законы, то самыми адекватными пока можно считать (сейчас большинство стран не мудрствуют лукаво и блокируют по IP-адресу), а причины блокировки соответствуют статьям почти всех уголовных кодексов уже много лет – наркотики, детская порнография, терроризм и прочие ужасы.

Мало того, ограничения должны назначаться с учетом интересов всех «жителей» Сети, то есть право голоса должно быть также у гражданского и бизнес-сообщества. Собственно, сейчас .

Юрий Каргаполов, член Координационного совета Украинского сетевого информационного центра, который администрирует кириллическую доменную зону. УКР.

Интернет не принадлежит никому. Интернет не должен никому принадлежать. Если рассматривать версию, по которой интернет принадлежит американцам, то нужно констатировать, что американцы не считают себя властелинами интернета, по крайней мере их internet-community, а вот политическая «хотелка» — это уже другое дело.

Интернет не принадлежит никому.

С технической точки зрения, сегодня технические политики управления интернетом никак не зависят от какого-либо субъекта, имеющего отношение к Сети. А вот с административной точки зрения не всё так просто и однозначно. Например, теоретически Госдеп имеет влияние на принятие решений по функционированию сети. Но это только теоретически. Если эту теорию перевести в практику, то от морального веса Америки, как такового отломится здоровенный кусок. Но, давайте так — «отключение» интернет на определённой территории, определяемой границами государства, зависит от многих факторов. Есть, конечно, и фактор Госдепа. Но если политики пропуска и маршрутизации интернет-трафика находятся в руках, которые могут быть подвержены влиянию госструткур, то в случае особо «выдающихся» ситуаций, даже локальное правительство может ограничить доступ к Интернет для пользователей страны, хотя это не будет 100%-ой фильтрацией. Наиболее продвинутые пользователи будут иметь доступ к внешним ресурсам сети.

Андрей Яранцев, топ-менеджер Wargaming


Интернет принадлежит всему человечеству.

Интернет — это некоторое количество сетей, добровольно соединенных друг с другом. Конкретно данное сообщество сетей (собственно само название интер-нет отсюда и родилось) никому не принадлежит, но есть ряд организаций, которые регламентируют работу тех или иных сервисов/протоколов сети. Все эти ICANN, ietf, w3c и так далее. И есть государственные организации (типа «Роскомнадзор» или Великий китайский файервол), присматривающие за своим региональным сегментом интернет, через телекомы.

В принципе, меня все устраивает в текущей ситуации (интернет принадлежит всему человечеству), хотя, конечно, той свободы коммуникации, что была в 90-е, уже нет. Но любое государство неизбежно будет пытаться свои сети регулировать/шейпить/файрволить, ведь это — часть госбезопасности.

Анатолий Стрельцов, профессор, заместитель директора Института проблем информационной безопасности Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова


Интернет является мировым достоянием.

Все зависит от того, с чьей точки зрения данный вопрос рассматривается, и что понимается под интернетом. С точки зрения американских специалистов, как мне кажется, интернет — это их изобретение, которым дали попользоваться другим государствам. С моей точки зрения, интернет является мировым достоянием, и не принадлежит никому конкретно.

Кирилл Волошин, предприниматель, совладелец портала TUT . BY


Интернет, как и Антарктика, не может кому-то принадлежать.

На мой взгляд, вопрос из серии, кому принадлежит воздух или Антарктика? Да, есть страны, играющие первую скрипку в процессах управления и развития Сети. Есть те, кто ограждает свои сегменты от остального мира или фильтрует часть международной паутины. Но я миролюбиво полагаю, что, как и Антарктика, по поводу которой странами в XX веке заключен договор об использовании в интересах всего человечества, интернет на сегодняшний день не может кому-то принадлежать – ни корпорациям, ни странам.

Если же смотреть с технической, инфраструктурной точки зрения, думаю, правильно сравнивать интернет с автодорогами – соединяет разные государства, но за исправность на своей территории «покрытия» и «проводов» для всеобщей пользы ответственна конкретная страна.

Интернет не принадлежит никому. Даже Америке.

Я стараюсь следить за процессом передачи управления от департамента торговли США к мультистейкхолдерам. Так что американцам принадлежит (в данный момент) техническая составляющая управления доменами. И то формально. Но для меня это не интернет. Интернет не принадлежит никому.

Александр Арсёнов, белорусский журналист

Судя по косвенным признакам, интернет никому не принадлежит. Хоть прямых доказательств этому нет и придумать можно любой масонский заговор, но было много случаев, когда «владелец интернета» должен был бы принять меры. От удаления безобидного фото коттеджа Барбары Стрейзанд до, уже не настолько безобидных, расследований Навального про коттеджи окружения Путина. От Ассанжа и Сноудена до пиратских торрентов или детского порно. Чем больше ты требуешь удалить своё неудачное фото из интернета, тем больше интернет его тиражирует.

Судя по косвенным признакам, интернет никому не принадлежит.

Можно сказать, что интернет принадлежит тем, кто может его отключить. Но проблема в том, что всемирного «рубильника» нет, такова структура Паутины. Разве что отдельные государства могут отключить интернет в своих границах или не впускать «внешний» интернет. Но это пока сделала только Северная Корея - для других стран, граждане которых уже успели «вкусить», это слишком опасно. Не раз были случаи, когда во время массовых протестов в городах и целых странах интернет отключали, но протесты не утихали, а скорее подогревались. И чем более цивилизованная и мирная страна, тем больше опасности, что хипстерам не понравится общаться вживую и они начнут жечь покрышки.

Даже если не бояться бунта интернатов, не у всех стран есть «рубильник». Даже если к власти в США придёт Трамп и решит отключить интернет, слишком много компаний обеспечивают доступ в интернет. Одни затянут процесс, другие не согласятся, а пока дело будет тянуться, там и злые хипстеры с покрышками. «Рубильник» есть разве что у стран вроде Беларуси, где внешний канал контролируют три компании, 2,5 из которых государственные. В России, говорят , пробовали свой «рубильник», но он не сработал из-за большого числа мелких провайдеров, легальных и не очень внешних каналов.

Рунет России принадлежать не будет.

Бизнесу же явно невыгодно отключать интернет. Да и гиганты вроде Google в нём имеют не так много власти - через Великий китайский фаервол Google не особо пробивается. Но и китайский интернет не принадлежит Китаю, а китайцам (потенциально злым хипстерам с покрышками) и китайским компаниям (они тоже будут злыми, если потеряют значимую часть прибыли). И китайцы через файервол при желании пробиваются. Другое дело, сколько такого желания.

Даже если Россия построит свой файервол, она не спрячет коттеджи окружения Путина от желающих на них посмотреть, а только уменьшит их количество, увеличив негативные настроения в обществе. Рунет России принадлежать не будет.

Александр Очеретний, журналист/редактор

Интернет — это океан, только информационный.

Никому не должен интернет принадлежать. Это океан, только информационный. Как в любом океане здесь есть все — и вредное, и полезное, и ядовитое, и разноцветное, и сладкое, и прочая, и прочая. Океан не принадлежит никому и принадлежит всем. Им можно пользоваться бесплатно, а можно и за деньги. Можно кролем, можно брассом, можно на яхте, можно на авианосце. Океаном можно просто наслаждаться, а можно качать из него деньги, если знаешь как.

Максим Магляс, бренд-менеджер Mail.ru Games


Интернет, как инфраструктура, принадлежит ряду крупных корпораций.

Интернет, как инфраструктура, принадлежит ряду крупных корпораций. Магистрали, кабели, железо, вот это вот все. Хорошо, впрочем, не одной, выступающей монополистом, а все же нескольким. Однако если рассматривать слово принадлежит в контексте «кто может интернет уничтожить», то это как раз те самые корпорации, владеющие инфраструктурой.

Если рассматривать интернет как экосистему, то он по сути не принадлежит никому и всем сразу. Кто способен здесь и сейчас использовать эту экосистему в своих целях, будь то Google или стримерша Карина, тот и владеет интернетом. И не важно, идет ли счет на часы или на долгие годы. Это — просто площадка со своими правилами игры, причем постоянно меняющимися. Тот, кто способен их соблюсти или предвидеть их изменения (или выступать рычагом их изменений), тот и, по сути, — текущий хозяин положения.



© 2024 Идеи дизайна квартир и домов