Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Задание 10 суффиксы. Правописание суффиксов различных частей речи

Упражнения

1. Заполните таблицу глаголами в указанных формах.

2. Определите начальную форму глагола и вставьте пропущенные буквы.

3. Вставьте пропущенные буквы.

Ве…т прохладой, она шепч…т на ухо, он кол…т дрова, он бре…тся по утрам, он кле…т конверты, он сия…т от радости, щенок верт…тся, трепещ…т листья, они провер…т билеты, он ответ…т за это, узла не завяж…шь, в глаза скаж…шь, он бор…тся, ветер зыбл…т травы, ла…т собаки, она дыш…т, они спор…т, отец гон…т из дома, стел…тся дым, рокоч…т машины, отвеча…шь головой, люди вер…т, собака чу…т дичь, она дума…т о маме.

4. От данных глаголов образуйте формы 2-го лица мн. ч. изъявительного и повелительного наклонения. Составьте с ними словосочетания (предложения), объясните различия в написании.

Выносить, выйти, выписать, прыгнуть, высохнуть.

5. Заполните таблицу словами в указанных формах.

6. Вставьте пропущенные буквы.

Они езд…т - езд…щий верхом, они ла…т - ла…щий щенок, они вид…т - слабо вид…щий, они кол…т - кол…щая в боку, они движ…тся - еле движ…щийся, они пиш…т - пиш…щий стихи, они трепещ…т - трепещ…щая на ветру, они лепеч…т - лепеч…щий сын, они меч…тся - меч…щийся зверек, они дыш…т - дыш…щий на ладан, они паш…т - паш…щий трактор, они бре…тся - бре…щийся по утрам.

7. Заполните таблицу примерами в указанных формах.

8. Вставьте пропущенные буквы.

Еле слыш…мый, всеми обсужда…мый, немину…мая гибель, неопису…мая радость, неприемл…мые условия, несклоня…мое существительное, воспева…мый всеми, вид…мый издалека, значимый для нас, реша…мая проблема, независ…мая газета, предполага…мый результат.

9. Заполните таблицу примерами в указанных формах. В формах прошедшего времени выделите все суффиксы.

10. Вставьте пропущенные буквы. Сделайте вывод об особенностях правописания данных форм глагола.

Услыш…ли стук, увид…л друга, обид…л друга, ненавидел ложь, вытерпел обиду, услыш…шь стук, увид…шь друга, обид…шь друга, ненавид…шь ложь, вытерп…шь обиду.

11. Вставьте пропущенные буквы. Сделайте вывод об особенностях правописания глаголов с данными приставками.

город обезлюд…л

обезвред…ть мину

к старости обеззуб…л

обезглав…л дракона

война обезлюд…ла страну

и тут он обеспамят…л

обесслав..л слугу

обезобраз..л квартиру

12. Вставьте пропущенные буквы.

Дети игра…т в песке, тороп…шься на встречу, смотр…шь фильм, стел…шь постель, он бор…тся с волнами, они преодолевает трудности, он улыба…тся другу, солдаты бре…тся, мама тревож…тся о ребенке, он леч…тся в клинике, он рассматривает картинки, она люб…т читать, он хлопочет о сыне, пове…т свежестью, ветка колебл…тся на ветру, самолеты рокоч…т, нам дыш…тся легко, догон…шь соперника.

13. Вставьте пропущенные буквы.

Хлопоч…щая хозяйка, трепещ…щий листок, дремл…щий старик, хлещ…щие брызги, стел…щийся туман, ре…щие знамена, кол…щий дрова, бор…щийся народ, волну…щая новость, плещ…щиеся ребятишки, пряч…щийся ребенок, слыш…щийся издали голос, тяжело дыш…щий бегун, спе.щие яблоки, ничего не знач…щий ответ, кле…щие игрушку дети, терп…щий бедствие корабль, ро…щие траншею рабочие, встречаемый друзьями, нарушаемый всеми, мысл…мый отвлеченно, вид…мый издалека, слыш…мый редко, охраня…мый сторожем, подозреваемый в преступлении, непромока…мый плащ, непередава…мые ощущения, никем не управляемый, закле…вший конверт, не вид…л нас, намыл…в воротник, обессил…л от борьбы, обид…вший соседа, выгор…вший на солнце, потер…вший доверие, наруш…в закон.

14. Образуйте от глаголов страдательные причастия и выделите в них суффиксы. Составьте с причастиями словосочетания.

Замесить, замешать, выкатить, выкачать, увенчать, подстрелить, увешать, рассеять, постелить, задержать, настрелять, разрядить, обвесить, скосить, замаслить, перетащить, обещать, закончить, завещать, обидеть.

15. По форме 1-го лица ед. ч. определите начальную форму глагола и образуйте действительное причастие.

16. Вставьте пропущенные буквы.

выздоравл..вать

перебрас..вать

команд…вать

отвоев…вать

исповед…вать

разрисов..вать

перекап…вать

перекле…вать

планир…вать

17. Устно просклоняйте существительные и выберите суффикс -ИК- или -ЕК-.

19. Образуйте новые существительные.

Образец: царапина - царапинка, вишня - вишенка.

Ссадина, ставня, спальня, завалина, часовня, перекладина, черешня, виноградина.

20. Вставьте пропущенные Е или И.

25. Образуйте от существительных прилагательные с помощью суффиксов -ЕВ-, -ИВ-.

Плакса, броня, игра, боль, пуля, ткань, питье, дождь, нуль, стиль, стержень.

26. Вставьте пропущенные Е или И, расставляя ударение и выделяя суффиксы.

Задание 10

Правописание суффиксов
различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)

Задание: В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква (буква указана)!

Правописание суффиксов существительных

Суффикс

Правило

Примеры

-ик-, -ек-

если при склонении существительного гласная выпадает, то пишется суффикс - ек-;

ореш ек - оре шк а;

гласная сохраняется - пишется -ик-

шалаш ик - шала ш ик а

-ец-, -иц-

В существительных М.Р. ЕЦ -

молод ец

В существительных Ж.Р. ИЦ-

дев иц а

Ср.р.- если ударение предшествует суффиксу – пишите - ИЦ-

усть иц е, кресл иц е, письм ец о

В ударном положении – ЕЦ-

-ичк-,

-ечк-

-ичк- в сущ. Ж.р., образованных от сущ. с суффиксом -иц-

Умн иц а – умн ичк а

-ечк - - в остальных случаях

семя - сем ечк о

-инк-,

-енк-

Пишется –инк- , если слово образовано от основы на -ин ;

в сочетании -енк- пишется е , если слово образовано посредством суффикса -к- от сущ. на -ня .

жемчуж инк а жемчуж ин а

пес енк а пес ня

Правописание суффиксов прилагательных

Суффикс

Правило

Примеры

-ив-, -ев-

В безударном положении пишется -ев-

алюмини ев ый, со ев ый;

-ив- под ударением

плакс ив ый

крас ив ый

Исключения : милост ив ый ,

Юрод ив ый

-оньк-,

-еньк-

-оньк- после г, к, х;

су х оньк ий,

-еньк- в остальных случаях

зелён еньк ий

-чив-,

-лив-

Всегда пишется и

доход чив ый, завист лив ый

-ов am -,

-ов-,

- овит-

пишутся после твердых согласных

красн оват ый, дел овит ый

-еват-,

-ев-,

- евит-

Пишутся после мягких согласных , после шипящих и ц

боль ш еват ый, глян ц евит ый

Правописание суффиксов глаголов

Суффикс

Правило

Пример

-о в а-

(-ева-),

-ую (-юю)

(я) бесед ую (1 л. ед.ч. н.в.) - бесед ова ть - бесед ова л,

(я) гор юю (1 л. ед.ч. н.в.) - гор ева ть - гор ева л,

-ыва-

(-ива-),

Если в 1-м л. ед.ч. наст, или буд. вр. глагол оканчивается на -ываю –

(-иваю-)

(я) наста иваю (1 л. ед.ч. н.в.)

    наста ива ть - наста ива л :

(я) заказ ываю (1 л. ед.ч. н.в.)

    заказ ыва ть - заказ ыва л ;

ударный суффикс

-ва-

Если суффикс -ва- отбросить и получится глагол совершенного вида, то пишется гласная корня.

запе ва ть - запеть(сов.в.) подли ва ть - подлить (сов.в.)

> Обратите внимание

В глаголах перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что перед -ть в инфинитиве: вид ел - вид еть , се ял - се ять .

Гласные перед -Н-, -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных

Гласные

Пишется

Пример

а, я

(-анн -,

-янн-)

В глаголах на

-ать-, -ять-

задерж ать - задерж анн ый,

взлеле ять - взлеле янн ый

Е

(-енн-)

в глаголах на –ить-, -еть-

просмотр еть - просмотр енн ый

реш ить - реш енн ый

Решите самостоятельно

Тест 1. 10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

А. ключ…вой

Б. одол…вать

В. кра…шек

Г. подраг…вать

Ответ________________________

В-1 . 10.

каракат..ца

милост..вый

раста..ть

каракул..вый

проветр..вающий

Ответ: ___________________________

В-2. 10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е

ута…вать

фасол…вый

назойл…вый

взвинч…вать

привередл…вый

Ответ: ___________________________

В-3 . 10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е

памятл...вый

преодол…вать

перешаг...вать

милост..вый

раскра..вать

Ответ: ___________________________

В-4. 10.

устойч…вый

буш...вать

ткан...вый

выгор...в

эмал…вый

Ответ : ___________________________

В-5. 10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

колебл..мый

раскраш..нный

бор..шься

выключ..вший

стел...шь

Ответ: ___________________________

В-6. 10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И

врач…вать

продл…вать

влюбч…вый

цел…вой

пригр…вать

Ответ: ___________________________

В-7. 10

солом..нка

усидч..вый

подчерк..вать

рул..вой

наде..лся

Ответ: ___________________________

В-8. 10 . Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е

тюл…вый

надоедл…вый

присва…вать

заканч..вать

доверч..вый

Ответ: ___________________________

В-9. 10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е

плать..це

врач...вать

укач...вать

усидч...вый

выкрас...л

Ответ: ___________________________

В-10 . 10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е

расклан..ться

глянц..вый

выращ..вать

милост…вый

доверч…вый

Ответ: ___________________________

ОТВЕТЫ:

Тест 1 - подрагивать

В-1 каракулевый

В-2 фасолевый

В-3 преодолевать

В-4 преодолевать

В-5 выключивший

В-6 влюбчивый

В-7 рулевой

В- 8 тюлевый

В-9 врачевать

В-10 глянцевый

Цели занятия :

  • обобщить и систематизировать сведения по теме “Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)”,
  • совершенствовать навыки правильного написания суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-),
  • проанализировать тестовое задание 10,
  • совершенствовать навыки выполнения тестового задания 10.

Задачи занятия:

  • работа над связным высказыванием на лингвистическую тему;
  • развитие орфографической зоркости.

Тип занятия - комбинированное занятие (обобщение и систематизация изученного, оценка и коррекция знаний учащихся).

Оборудование:

  • раздаточный материал;
  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • интерактивная доска;
  • презентация PowerPoint к занятию.

План занятия (2 часа)

Этап урока Презентация Цель и содержание этапа Время
1. Организационный момент Слайд 1 Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к занятию. Сообщение темы занятия. Постановка цели занятия. 2 минуты
2. Актуализация опорных знаний по теме “Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)”: Слайды 2-39 Работа на этом этапе осуществляется по следующей схеме: 78 минут
Правописание суффиксов существительных Слайды 3, 5, 12, 13 10 минут
Слайды 4, 6-11, 14-19 существительных . 26 минут
Правописание суффиксов прилагательных Слайды 21-25 анализ содержания учебного материала по орфографии,

орфографическая работа на основе правила и систематизация сведений по орфографии,

15 минут
Слайды 26-27 орфографическая работа с целью закрепления навыка правописания суффиксов прилагательных . 5 минут
Правописание суффиксов глаголов Слайды 29-31 анализ содержания учебного материала по орфографии,

орфографическая работа на основе правила и систематизация сведений по орфографии,

9 минут
Слайды 32-35 орфографическая работа с целью закрепления навыка правописания суффиксов глаголов. 6 минут
Правописание гласных перед -Н-, -НН-
в причастиях и отглагольных прилагательных
Слайд 37 анализ содержания учебного материала по орфографии,

орфографическая работа на основе правила и систематизация сведений по орфографии

3 минут
Слайды 38-39 орфографическая работа с целью закрепления навыка правописания гласных перед -Н-/-НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. 4 минут
3. Обобщение и систематизация изученного Слайды 40-42 Представление последовательности мыслительных операций, используемых при решении орфографической задачи (правильного написания суффиксов различных частей речи, кроме -Н-/-НН), в виде алгоритма. 4 минут
Слайды 43-48 Применение алгоритма при выполнении тестового задания 10. 18 минут
Проверка и коррекция знаний учащихся Слайды 56-57

“Варианты”

Установление осознанности усвоения учащимися учебного материала. Организация деятельности учащихся по применению усвоенных знаний. Индивидуальное выполнение тестового задания 10 по вариантам (12 вариантов). 15 минут
Подведение итогов занятия, оценка знаний Слайд 58 Анализ, оценка знаний учащихся 3 минуты

Ход занятия (120 минут)
+
перерыв (10 минут)

I. Организационный момент.

Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к занятию. Сообщение темы занятия. Постановка цели.

II. Актуализация опорных знаний по теме “Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)”. (Презентация. Слайды 2-39)

(Приложение 1)

Работа учащихся с примерами и формулировками правил.

Учащиеся вместе с преподавателем осуществляют анализ содержания учебного материала по орфографии.

Предлагаем рассмотреть и проанализировать примеры упражнений (Приложение 1) и формулировки правил. Просим учеников соотнести правило написания суффиксов с соответствующими примерами упражнений.

Работа на этом этапе осуществляется по следующей схеме:

  • анализ содержания учебного материала по орфографии,
  • орфографическая работа на основе правила и систематизация сведений по орфографии,
  • орфографическая работа с целью закрепления навыка правописания суффиксов.

(Анимация на проверочной карточке запускается по щелчку мыши при наведении курсора на нужную цифру, соответствующую номеру столбика. NB! Обратите внимание! Проверку упражнения на слайде 4 следует начинать с последнего слова, для того чтобы слова не перекрывали друг друга при распределении по столбикам!)

III. Обобщение и систематизация изученного.

(Презентация. Слайды 40-42)

1. Анализ примера задания 10.

Выпишите слово(а), в котором на месте пропуска пишется буква И.

ноч..вать
гречн..вый
завистл..вый
стро..вой

Представление в виде алгоритма последовательности мыслительных операций, используемых при решении орфографической задачи (правильного написания суффиксов различных частей речи, кроме -Н-/-НН-):

Орфографический разбор каждого слова.

Соотнесения результатов орфографического анализа с формулировками правила.

Написания суффиксов в каждом слове.

Поиск правильного ответа.

2. Анализ и выполнение тестовых заданий 10 (с 1 задания по 5) .

(Презентация. Слайды 43-48, 49-55)

Ученики работают с раздаточными карточками (Приложение 2) , отвечающий у доски, используя возможности программы Power Point, анализирует учебный материал и находит правильный ответ. Для проверки можно осуществлять переход по ссылке “Проверка” на слайд с проверочными карточками. Анимация на проверочной карточке запускается по щелчку мыши. Переход к следующему заданию со слайда проверки осуществляется по ссылке “Назад”.

Возможен вариант, когда ученики самостоятельно выполняют тестовые задания (Презентация. Слайды 43-48) с последующей проверкой (Слайды 49-55) .

Проверка и анализ выполнения заданий на данном этапе не оцениваются.

IV. Проверка и коррекция знаний учащихся.

Выполнение индивидуальной работы (Слайд 56-57, переход “Вариант...” к тестовому заданию). Задание и бланки ответов представлены в бумажном варианте и находятся в приложении 3 и приложении 4 .

V. Подведение итогов занятия , оценка знаний. (Слайд 58)

Литература

  1. Государственной программы “Русский язык. 10-11 классы”. (Авторы программы - Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина.) Москва: “Русское слово” 2008.
  2. Русский язык. 10 - 11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. / Н. Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина - 5-е изд., испр. и доп. - М.: ООО “ТИД “Русское слово - РС”, 2008.
  3. Поурочные разработки по русскому языку: 11класс: Традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ВАКО, 2005.
  4. Репетитор. Русская орфография и пунктуация/ А.В.Сухотинская. -М.: Высшая школа, 1992.
  5. Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий и методических рекомендаций/ Г.Т.Егораева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство “Экзамен”, 2010
  6. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2011: учебно-методическое пособие/ Н.А.Сенина. - Ростов н/Д: Легион-М, 2010.
  7. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Вступительные испытания/ Г.Т.Егораева, С.Ю.Иванова, В.И.Белякова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство “Экзамен”, 2011
  8. Русский язык. 30 вариантов типовых тестовых заданий и подготовка к выполнению части 2 / И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева, Г.Т.Егораева. - М.: Издательство “Экзамен”, 2015.
  9. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы/ Д.Э,Розенталь. - 3-е изд., перераб. М: Издательство Московского университета,1992.
  10. Тематическая рабочая тетрадь по русскому языку: задания уровня А, В, С/ Г.Т.Егораева, С.Ю.Иванова. - М.: Издательство “Экзамен”, 2010.

Чтобы выполнить задание 10, вспомним несколько правил, связанных с правописанием приставок, и правил правописания на стыке приставки и корня.

Формулировка задания:

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) бе..цельный, ра..кол, и..ходить

2) н..ихудший, з..ходил, н..дстройка

3) пр..обрёл, пр..белый, пр..шить

4) раз..скать, на..скось, сверх..нтересно

5) пре..стать, о..бойный, по..прыгнуть

Какие орфографические правила могут встретиться в задании 10?

Правописание приставок;

Правописание И, Ы после приставок;

Правописание разделительных Ъ и Ь знаков.

Приставки, в зависимости от способа проверки, можно разделить на три группы

1. Неизменяемые приставки во всех словах пишутся одинаково: надкусить, подставить, отделать, обтереть, покрасить, наилучший и т. д.

Обратите внимание:

В русском языке нет приставки З : с жать, с бежать, нес говорчивый. (В словах здесь, здешний, здание, здоровье З является частью корня.)

В приставках может появляться беглая гласная О: над рывать – надо рвать; об дать – обо гнуть; с гореть – со греть.

Различайте приставки ПРА- и ПРО- Приставка ПРА- имеет значение «исконный, древний» или указывает на степень родства: праславяне, праязык, прародители; прабабушка. (Сравните: прообраз главного героя.)

2. Правописание приставок на З и С зависит от глухости – звонкости согласного, который стоит после приставки:

Разбогатеть – расцвести

Безвкусный – бесчестный

Изморозь – исчезнуть

Возгордиться – воскликнуть, взбежать - вскрикнуть

Низвергнуть – ниспадать, снисходительный

Чрезвычайный – чересчур

3. Выбор приставки ПРИ и ПРЕ зависит от ее значения:

Приближение, присоединение, прибавление: примчаться, приклеить, пририсовать;

Пространственная близость: приусадебный, приморский;

Неполнота действия, сопутствующее действие: приоткрыть, прикусить, приговаривать;

Доведение действия до конца: приготовить, прикончить.

Значение «очень», «весьма»: премудрый, пренеприятный, преуспеть;

Значение «пере»: преграда (перегородить), преступить закон (переступить), предание (то, что передается), пререкаться (перебивать), преломление (переломить) и т. д.

Во многих словах ПРИ- и ПРЕ- утратили ясное значение или слились с корнем, но значение их все равно угадывается:

беспрекословно – не перечить, не перебивать;

превозмочь – пересилить себя;

превратности судьбы, превращение – изменение, переделка;

беспрестанно – не переставая;

непременно – без перемены;

предел терпения, знак препинания – преграда, перегородить;

привлекать – приближать к себе;

привидение – не полностью видный;

пригодный, приверженец, присяга, придираться, притязание, присутствовать, пристрастный, приязнь – во всех этих словах есть оттенок значения «приближение»;

приумножить можно лишь «слегка» преувеличить, превысить всегда «очень», «слишком».

Слова, которые нужно запомнить:

Пренебрегать, преследовать, пресмыкаться, президент, президиум,  премьера претензия, претендент, преимущество, престижный, презентация, префектура, прецедент,  привередливый, причудливый, примитивный, привилегия, приоритет, приватизация.

Слова, которые можно запоминать парами:

Пребывать в городе – прибывать в город

Претворить мечты в жизнь – притвориться больным

Преступить закон – приступить к работе

Преклоняться перед талантом, преклонять колени, преклонить голову (относиться с уважением) – приклонить ветви к земле

Предать друга – придать значение

Преступник – неприступные горы

Преемник президента – приёмник с антенной

Преходящий (временный, непостоянный) успех, слава – приходящая няня

Превратный смысл – привратник в замке

Предел терпению – придел в церкви (пристройка)

Презирать врага – призирать сироту (приютить)

Непреложная (нельзя переменить) истина – приложение к указу

Непременное условие (без перемены)  – применить правило

Претерпеть (пережить) лишения – притерпеться к  боли

4. Правописание букв Ы, И после приставок

После приставок, оканчивающихся на согласную, вместо И пишется Ы: сыграть (игра), разыскать (искать), безынтересный (интерес). (В слове взимать пишется и произносится И.)

Этому правилу не подчиняются приставки МЕЖ- и СВЕРХ-: сверхинтересный, межинститутский.

Пишется И после иноязычных приставок: дезинфекция, дезинформация, контригра; в сложных словах: спортинвентарь, пединститут, двухигольный.

Разделительные Ъ и Ь знаки

Ъ пишется

после приставок, оканчивающихся на согласную, перед Е, Ё, Ю, Я : взъерошенный, сверхъестественный, необъятный; неотъемлемый, изъян;

в иноязычных словах: адъютант, субъективный, инъекция;

в сложных словах, первую часть которых образуют числительные: двухъярусный, трехъязычный.

Ь пишется перед буквами Е, Ё, Ю, Я внутри слова (не после приставок).



© 2024 Идеи дизайна квартир и домов