Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Мозаика и фреска римская империя. Фресковые и мозаичные композиции

Искусство декоративного убранства домов достигло высокого совершенства уже в последний век Римской республики. В помпейских домах полы украшали мозаикой. Там были открыты мозаики, изображающие странствующих актеров, морское дно, дерущихся петухов, кошку с куропаткой в зубах. Самая интересная мозаика, исполненная около 100 года до н. э., найдена в доме Фавна. Он получил свое название от бронзовой статуи пляшущего сатира или фавна, обнаруженной в атриуме. Мозаика занимает 15 кв. м и сложена из 1.5 миллиона кубиков естественных горных пород. Оригиналом для мозаичиста послужила картина художника Филоксена (конец IV в. до н. э.), изображавшая битву Александра Македонского с персидским царем Дарием.

С поразительным искусством мастер запечатлел решающий момент сражения. С правой стороны несется обратившаяся в бегство персидская конница. В центре на колеснице изображен Дарий в высоком головном уборе, с луком в руке. Его возничий нахлестывает коней, которые скачут по телам раненых и убитых. Навстречу персидскому царю устремился Александр, шлем свалился с него в пылу боя, волосы растрепались. Исхудалое обросшее лицо с грубыми, некрасивыми чертами исполнено энергии и решительности. Два знатных перса, прикрывая собой царя, бросаются навстречу победителю.

Художник умело передал грозное напряжение битвы, сверкающий блеск оружия, выразительные лица воинов. Мастерство композиции, реалистическая точность изображения, красота колорита, построенного на сочетании черного, белого, желтого и красного цветов, индивидуальность образов - все говорит о большом таланте мастера и делает его произведение одним из выдающихся творений античной мозаики.

Стены богатых домов украшали фресковые росписи. Штукатурка, на которую накладывали краску, состояла из нескольких слоев, причем каждый последующий слой был более тонким и мелкозернистым. Во II веке до н. э. римляне заимствовали у греков роспись стены, подражающую кладке из цветного мрамора. Цвета фрески - красный, желтый, черный и белый - отличаются глубиной и чистотой тона.

В I веке н. э., в эпоху Римской империи, на стенах богатых домов появляются созданные воображением художника фантастические здания и причудливые арки. Иллюзорно написанные далекие колоннады, галереи и портики как бы раздвигают пространство комнаты, открывая перед зрителем необозримые просторы.

Фрески часто повторяли знаменитые картины греческих художников на мифологические темы, и мастера по просьбе заказчиков воспроизводили целые картинные галереи.

В росписях встречаются изображения садов и парков, городов и гаваней, храмов и рек. В них сказывается характерный для городской культуры интерес к пейзажу. Художники умеют с большим мастерством передавать птиц и животных, жанровые сцены. Продуманной красотой композиции отличается изображение фруктов и посуды, написанное на стене дома в Геркулануме. Спокойным мягким светом освещены персики и стеклянная ваза, расположенные на деревянных полках. Искусно положенные блики на вазе передают тонкость и прозрачность стекла. На темно-красном фоне запечатлел художник изящно изогнутую ветку с зеленовато-желтоватыми плодами и темно-зелеными листочками. Фреска написана широкими свободными мазками и радует глаз гармоничным звучанием цветовых пятен.

Украшения богатых домов в Помпеях служат яркой иллюстрацией блистательного расцвета декоративно-прикладного искусства в эпоху Империи.

На отношение римлян к этим произведениям проливает свет любопытное замечание одного из поэтов, который сравнивал хорошо сложенную мозаику с искусно составленной речью. Великолепные фрески и совершенные по исполнению, мозаики открыты не только в италийских городах, но и в многочисленных общественных зданиях и на виллах рабовладельцев во всех римских провинциях -- в Малой Азии, Сирии, Египте, северной Африке, Испании, Галлии, Греции, Северном Причерноморье.

Во второй главе я познакомилась с такими живописными стилями как канделябрный и декоративный, а также немного узнали о фресках и мозаиках периода Римской Империи.

Третий помпейский стиль (конец I в. до н.э. - начало I в. н.э.) полностью соответствует несколько холодному и парадному стилю Августа. Стиль живописи отмечен плоскостностью и орнаментальностью архитектурных мотивов, среди которых преобладают легкие ажурные сооружения типа трельяжей, обвитые гирляндами и лентами, легкие колонны. В этом стиле встречаются египетские мотивы. Живопись меняется. Фрески становятся миниатюрнее. Они не полностью заполняют пространство, а помещаются в середине. Почему этот стиль называют еще и стилем канделябров? А потому, что в росписи стен появляется новый орнаментальный мотив - ажурное сооружение, напоминающее высокий металлический канделябр - он разделяет фрагменты росписи.

Четвертый помпейский стиль - декоративный или иллюзорный. Также этот стиль называют фантастическим стилем или перспективно-орнаментальным. Он закрепляется в годы правления Нерона и отличается от других добавлением фантастических композиций и сценичностью.

Четвёртый стиль характеризуется изобилием богатств, но в тоже время отсутствием новых элементов. В основе четвертого стиля лежит стиль первый - имитация облицовки стен мрамором и ее членение, в нем используются фиктивные архитектурные элементы, характерные для второго стиля, украшение канделябрами, вьющимися растениями, характерными для третьего стиля. Но он резко отличается от предыдущих стилей динамичностью пространственных композиций картин, их нарочитой театральностью, обилием фигур, находящихся в сильном движении и тела, и души.

Оба этих стиля относятся к периоду Римской Империи.

Искусство декоративного убранства домов достигло высокого совершенства уже в последний век Римской республики. В помпейских домах полы украшали мозаикой. А стены богатых домов украшали фресковой росписью. Краску накладывали на штукатурку, которая состояла из нескольких слоев, причем последний слой был тонким и мелкозернистым. Римляне очень много заимствовали у греков. Например, цвета фресок: красный, желтый, черный и белый.

В Римской Империи на стенах богатых домов появляются созданные воображением художника фантастические здания и причудливые арки. Фрески часто писались на мифологические темы. Римляне проявляли интерес к пейзажу. Изображали сады и парки, различные гавани и реки. Так же они изображали животных и птиц, писали натюрморты.

Благодаря Риму народы Европы уже в период и далее, узнали о достижениях античной культуры, смогли воспринять красоту, многокрасочность и своеобразие античных фресок и мозаик.


Характерные черты Великолепие декоративных композиций Великолепие декоративных композиций Богатство сюжетов Богатство сюжетов Разнообразие художественных приёмов Разнообразие художественных приёмов Освоение воздушной перспективы Освоение воздушной перспективы Развёрнутое изображение окружающей человека среды Развёрнутое изображение окружающей человека среды


Характерные черты Непосредственность восприятия окружающего мира Непосредственность восприятия окружающего мира Стремление показать реального человека, его внутренний мир и физическую красоту Стремление показать реального человека, его внутренний мир и физическую красоту








Портрет Паквия Прокула и его жены Около года н. э. Высота 58 см Фреска Неаполь.





Христос - солнечное божество. Мозаика гробницы Юлии, обнаруженной под собором св. Петра годы н. э. Рим














Зима. Мозаика композиции "Четыре времени года" из Эль Джема, Тунис Вторая половина 4 века н. э.




Голова льва. Мозаика виллы близ Пьяцца Армерина, Сицилия годы н. э.


Творческое задание Римская культура во многом похожа на греческую. А можно ли её назвать уникальной и неповторимой? Одни учёные считают римскую цивилизацию подражательной и слишком утилитарной, видя в ней последнюю стадию единой греко-римской, или античной, цивилизации. Другие утверждают. Что Рим создал своеобразную, оригинальную цивилизацию со своей системой ценностей. Римская культура во многом похожа на греческую. А можно ли её назвать уникальной и неповторимой? Одни учёные считают римскую цивилизацию подражательной и слишком утилитарной, видя в ней последнюю стадию единой греко-римской, или античной, цивилизации. Другие утверждают. Что Рим создал своеобразную, оригинальную цивилизацию со своей системой ценностей. Каково твоё мнение? Каково твоё мнение?

В Древнем Риме мозаику повсеместно использовали для украшения интерьеров общественных зданий и частных домов.Спрос на нее был очень высок, поэтому качество могло быть разным.

Мозаику делали из натурального камня...

Или смальты - цветного стекла.

В отличие от Древнего Египта, Междуречья и др. древних цивилизаций, в Древнем Риме, как и в Древней Греции, использовали объемно-пространственный принцип изображения.

В древнеримской живописи, и мозаике в том числе, используются практически все жанры.
Самыми популярными были мифологический и бытовой жанры.

Одиссей. Мозаика из Дома Одиссея и Диониса в Дугге. III в.

Эту мозаику можно отнести как к бытовому жанру, так и к групповому портрету.

Философы. Мозаика из Неаполитанского археологического музея.

Исторический жанр встречается гораздо реже, но зато какое качество!


Битва при Исе. Помпеи.

Портреты, особенно женские, часто идеализированы.

Натюрморт - один из популярнейших жанров. Особенно любимы дары моря.

II век. Музей Ватикана.

Птиц и животных римские художники изображали очень часто.
Они всегда узнаваемы и очень выразительны.
Мозаика из Неаполитанского археологического музея.

Мозаичные картины часто были окружены широкой орнаментальной рамой.
Мозаика из Британского музея.

Нередки были и собственно орнаментальные мозаики. Разнообразие орнаментов поражает.

Живописное искусство представлено главным образом фресками и мозаиками Рима, Помпей и Геркуланума. «Искусством знаменитым» называл живопись учёный и писатель I в. н. э. Плиний Старший. К сожалению, многое утрачено или дошло во фрагментах. И все-таки древнеримская живопись поражает зрителя великолепием декоративных композиций, богатством сюжетов, разнообразием художественных приёмов, освоением воздушной перспективы, развёрнутым изображением окружающей человека среды. Излюбленные сюжеты живописи связаны с мифологией, гомеровскими поэмами и изображениями битв и триумфов. Живописные произведения того времени поражают непосредственностью восприятия окружающего мира, стремлением показать реального человека, его внутренний мир и физическую красоту.

В вилле Мистерий в пригороде Помпей сохранились знаменитые фрески. На стенах в естественный рост человека представлено 29 участников праздника, посвящённого богу Вакху. Они объединены в группы, их чёткие силуэты эффектно выделяются на красном фоне стен. Кроме мифологических персонажей перед зрителем проходят участники мистерий. Вот грациозная танцовщица с ударным инструментом в руках. Она показана в сложном танцевальном движении, золотисто-жёлтый шарф, переброшенный через плечо, прекрасно сочетается с розовато-золотистым тоном её тела. Рядом - коленопреклонённая девушка, припавшая к ногам сидящей женщины.

Во фресковых росписях всё чаще встречаются пейзажные зарисовки: парки, сады, портовые гавани, извилистые берега рек. С большим мастерством художникам удаётся передать мир животных и птиц, жанровые и бытовые сцены.

Изысканно красивы натюрморты с фруктами: мягкий свет нежно касается бархатистой поверхности персиков в стеклянной вазе. Блики солнечного света прекрасно передают тонкость и прозрачность стекла, а тёмно-зелёные листочки причудливо изогнутой ветки контрастируют с общей композицией.

Характерной особенностью фресковых росписей является стремление разрушить существующую преграду между внутренним пространством архитектурного сооружения и окружающим внешним миром. Наглядным примером, подтверждающим эту особенность римской живописи,

Весна. Фреска из города Стабий близ Помпей. I в.

является фреска «Весна» из города Стабий, близ Помпей. Девушка, символизирующая весну, удаляется от зрителя в глубину пространства, дышащего прохладой и свежестью. В левой руке она держит рог изобилия, а правой нежно касается поднимающегося из земли цветка. Её золотисто-жёлтая накидка, каштановые волосы и розовый тон обнажённых плеч удивительным образом гармонируют с ярким зелёным фоном цветущего луга. Радость, связанная с приходом весны, с тёплым весенним солнцем, благоуханием расцветающей природы, ощущение лёгкости движений девушки, как будто плывущей по воздуху, пронизывают всю живописную композицию.

Не менее знамениты римские мозаики. Искусство мозаики было известно ещё в Древней Греции: мозаикой греки называли картины, посвящённые музам. Как вечны музы, так должны быть вечны и эти картины, а поэтому их не писали краской, а набирали из кусочков цветного камня, а затем из кусочков специально сваренного стекла - смальты. Искусство декоративного убранства дворцов и вилл знати достигло в Древнем Риме совершенства. Особенно хорошо сохранились мозаики в Риме, Помпеях, Стабии и Геркулануме. На них изображены странствующие актёры, морское дно, дерущиеся петухи, кошки с куропаткой в зубах.

Битва Александра Македонского с персидским царём Дарием III. Мозаика. Около 100 г. до н. э. Копия. Национальный археологический музей, Неаполь

Хорошо известна копия мозаичной картины «Битва Александра Македонского с персидским царём Дарием III». На ней запечатлён решающий момент битвы двух армий при Иссе (Северная Сирия, 333 г. до н. э.), когда персидский царь Дарий, преследуемый Александром, обращается в бегство. На переднем плане боевая колесница Дария III, который изображён в высоком головном уборе, с луком в левой руке. Его возничий нахлёстывает коней, скачущих прямо по телам раненых и убитых. Навстречу Дарию устремлён бесстрашный всадник, копьём пронзающий тело противника. Это Александр Македонский - его глаза страстно горят, густые волосы беспорядочно разметались в пылу битвы, лицо исполнено энергии и решительности.

К сожалению, часть фигуры Александра утрачена. В мозаике, занимающей площадь в 15 м 2 , сложенной из полутора миллионов кубиков смальты, художник сумел выразительно и эмоционально передать индивидуальные черты главных персонажей и общую атмосферу боевого сражения.

Слайд 2

Римская мозаика - тип мозаики, набираемый из мелких кубиков камней разных цветов либо смальты, малые размеры модулей позволяют достичь высокой точности и изящества изображения. Эта техника используется и в декоративно-прикладном искусстве, она существует со времён Древнего Рима. Нептун, управляющий колесницей.

Слайд 3

История: Мозаику римляне переняли от древних греков. Самые ранние из известных образцов римской мозаики находятся в Делосе и датируются II веком до н. э.. Искусство мозаики стало активно развиваться в периоды правления Юлия Цезаряи Октавиана Августа, когда большие богатства начали стекаться в Древний Рим с завоеванных территорий. Мозаика «Гилас и нимфы». Разноцветный камень, мрамор. Конец III – начало IV в.

Слайд 4

Первые мозаики были довольно простыми и ограничивались геометрическими орнаментами. С ростом мастерства наиболее популярными стали антропо- и зооморфные изображения и сюжетные композиции. Каждый зажиточный римлянин имел в своем доме хотя бы одну мозаику, которой чаще всего украшали пол и стены. Юлий Цезарь приказывал выстилать пол мозаикой в своем временном жилище даже во время походов.

Слайд 5

Плиний Старший упоминает в «Естественной истории» пергамского художника Соза, который изобразил на полу в мозаичной технике в натуральную величину остатки пира: кости, крабьи клешни, фрукты и овощи, раковины. Другой известной работой мастера считается мозаика «Голуби на чаше».

Слайд 6

В Помпеях были найдены мозаики с изображением собаки и надписью Cavecanem («берегись собаки»), которые предупреждали непрошенных гостей о том, что дом охраняется собакой. Эти мозаики обычно были выложены на дороге перед домом и были выдержаны в черно-белой гамме. Чаще всего собаки были изображены на цепи и с оскалом, реже - свернувшиеся в клубок.

Слайд 7

Наиболее известной римской мозаикой из Помпей является «Битва при Иссе», изображающая Александра Македонского в битве с персидским царём Дарием III. Мозаика была найдена на полу в одном из помещений дома Фавна. Оригинальный размер составлял 313×582 см, но часть фрагментов не сохранилась.

Слайд 8

В III веке н.э. Римская империя переживала глубокий политический и социально-экономический кризис. Чтобы скрыть от плебса реальное положение дел, верхние слои населения тратят огромные суммы на пиршества и внешний лоск. Мозаика получает еще более широкое применение. Роскошные термы Каракаллы, построенные в начале III века, были богато украшены мозаикой, иногда с применением позолоты.

Слайд 9

Мозаичная техника Первые мозаики были выполнены в технике галечного мощения, при котором использовались целые камушки. Затем чаще стали раскалывать гальку на более мелкие фрагменты (тессеры), из которых получались более точные, утонченные изображения. В штучной мозаике в отличие от вышеупомянутых техник используются различные по величине и форме пластинки (обычно центральный элемент представляет собой цельную пластинку, более мелкие тессеры обрамляют его). Мраморная кладка на полу виллы Адриана

Слайд 10

Цветовая палитра была расширена за счет применения таких природных материалов, как мрамор, сланец, разноцветный известняк, полудрагоценные камни. Однако эти материалы были достаточно дорогостоящими, поэтому мастера по-прежнему довольствовались цветами гальки. С открытием более дешевого стекла в качестве мозаичного материала работы стали более художественными и яркими. Смальта стала традиционным материалом для создания мозаик. Мозаика «Июнь». Разноцветный камень, смальта. III в.

Посмотреть все слайды



© 2024 Идеи дизайна квартир и домов