Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Кто такой соломон и что он сделал. Кто такой Соломон в Библии? Политика государства под управлением Соломона

Краткое житие пророка Соломона, царя Израильского

Свя-той Со-ло-мон, сын Да-ви-да от же-ны его - Вир-са-вии, тре-тий царь всех из-ра-иль-тян, по-ма-зан-ный на цар-ство в 12 лет и цар-ство-вав-ший 40 лет. Власть Со-ло-мо-на бы-ла так ве-ли-ка, что про-сти-ра-лась на все со-сед-ние на-ро-ды, ко-то-рые бы-ли дан-ни-ка-ми его (). Сла-ва и бо-гат-ство его бы-ли так ве-ли-ки, что все ца-ри зем-ные, по сло-вам Св. Ис-то-рии, же-ла-ли ви-деть бо-гат-ство Со-ло-мо-на и слу-шать муд-рость его. Скон-чал-ся мир-но, оста-вив по-сле се-бя со-чи-не-ния: Прит-чи, Пре-муд-ро-сти, Ек-кле-си-а-ст и Песнь Пес-ней.

Полное житие пророка Соломона, царя Израильского

Как мудр был ты в юно-сти тво-ей и, по-доб-но ре-ке, по-лон ра-зу-ма! Ду-ша твоя по-кры-ла зем-лю, и ты на-пол-нил ее за-га-доч-ны-ми прит-ча-ми; имя твое про-нес-лось до от-да-лен-ных ост-ро-вов, и ты был лю-бим за мир твой; за пес-ни и из-ре-че-ния, за прит-чи и изъ-яс-не-ния те-бе удив-ля-лись стра-ны! Так пре-воз-но-сит Со-ло-мо-на муд-рый Иисус сын Си-ра-ха (). Из-бран-ная от-расль свя-то-го ца-ря Да-ви-да, Со-ло-мон еще в от-ро-че-ских ле-тах был по-ма-зан на цар-ство и про-воз-гла-шен ца-рем еще при жиз-ни от-ца сво-е-го. По утвер-жде-нии сво-ем на пре-сто-ле Из-ра-иль-ском Со-ло-мон преж-де все-го, в ис-пол-не-ние за-ве-ща-ния от-ца сво-е-го, обез-опа-сил се-бя на пре-сто-ле со сто-ро-ны вра-гов сво-их и пред-при-нял по-стро-е-ние хра-ма Бо-гу ис-тин-но-му.

На-род еще при-но-сил жерт-вы на вы-со-тах, ибо не был по-стро-ен дом име-ни Гос-по-да до то-го вре-ме-ни (). И Со-ло-мон по-шел в Га-ва-он, где на-хо-дил-ся глав-ный жерт-вен-ник, чтобы при-не-сти там жерт-ву Бо-гу. Здесь явил-ся ему Гос-подь в ноч-ном сно-ви-де-нии и ска-зал воз-лю-бив-ше-му Его и хо-дя-ще-му по уста-ву Да-ви-да, от-ца сво-е-го, Со-ло-мо-ну: Про-си, что дать те-бе (). И ска-зал Со-ло-мон: Ныне Гос-по-ди, Бо-же мой! Ты по-ста-вил ра-ба Тво-е-го ца-рем вме-сто Да-ви-да, от-ца мо-е-го; но я - от-рок ма-лый, не знаю ни мо-е-го вы-хо-да, ни вхо-да. И раб Твой - сре-ди на-ро-да Тво-е-го, ко-то-рый из-брал Ты, на-ро-да столь мно-го-чис-лен-но-го, что по мно-же-ству его нель-зя ни ис-чис-лить, ни обо-зреть. Да-руй же ра-бу Тво-е-му серд-це ра-зум-ное, чтобы су-дить на-род Твой и раз-ли-чать, что - доб-ро и что - зло; ибо кто мо-жет управ-лять этим мно-го-чис-лен-ным на-ро-дом Тво-им? И бла-го-угод-но бы-ло Гос-по-ду, что Со-ло-мон про-сил это-го. И ска-зал ему Бог: за то, что ты про-сил это-го, не про-сил се-бе дол-гой жиз-ни, не про-сил се-бе бо-гат-ства, не про-сил се-бе душ вра-гов тво-их, но про-сил се-бе ра-зу-ма, чтобы уметь су-дить, вот, Я сде-лаю по сло-ву тво-е-му. Вот, Я даю те-бе серд-це муд-рое и ра-зум-ное, так что по-доб-но-го те-бе не бы-ло преж-де те-бя, и по-сле те-бя не вос-станет по-доб-ный те-бе. И то, че-го ты не про-сил, Я даю те-бе и бо-гат-ство, и сла-ву, так что не бу-дет по-доб-но-го те-бе меж-ду ца-ря-ми во все дни твои. И ес-ли бу-дешь хо-дить пу-тем Мо-им, со-хра-няя уста-вы Мои и за-по-ве-ди Мои, как хо-дил отец твой Да-вид, Я про-дол-жу дни твои (). И про-бу-дил-ся Со-ло-мон от сно-ви-де-ния сво-е-го, и сбы-лось оно в точ-но-сти. И не за-мед-лил про-явить-ся дар ра-зу-ма - в су-де его над дву-мя жен-щи-на-ми, обес-смер-тив-ший сла-ву его во-ве-ки: ко-гда яви-лись к нему две жен-щи-ны, ро-див-шие од-новре-мен-но мла-ден-цев, из ко-то-рых один умер но-чью, ко-гда они спа-ли в од-ной ком-на-те, и вот, они спо-ри-ли, ко-му из них при-над-ле-жит остав-ший-ся в жи-вых мла-де-нец, - то ска-зал царь: по-дай-те мне меч. И при-нес-ли меч к ца-рю. И ска-зал царь:рас-се-ки-те жи-вое ди-тя на-двое и от-дай-те по-ло-ви-ну од-ной и по-ло-ви-ну дру-гой. И от-ве-ча-ла та жен-щи-на, ко-то-рой сын был жи-вой, ца-рю, ибо взвол-но-ва-лась вся внут-рен-ность ее от жа-ло-сти к сы-ну сво-е-му: о, гос-по-дин мой! от-дай-те ей это-го ре-бен-ка жи-во-го и не умерщ-вляй-те его. А дру-гая го-во-ри-ла: пусть же не бу-дет ни мне, ни те-бе, ру-би-те. И от-ве-чал царь и ска-зал: от-дай-те этой жи-вое ди-тя, и не умерщ-вляй-те его: она - его мать. И услы-шал Из-ра-иль, как рас-су-дил царь, и стал бо-ять-ся ца-ря, ибо уви-дел на-род, что муд-рость Бо-жия в нем, чтобы про-из-во-дить суд. И был Со-ло-мон ца-рем над всем Из-ра-и-лем (). Он вла-дел все-ми цар-ства-ми от ре-ки Ев-фра-та до зем-ли Фили-стим-ской и до пре-де-лов Егип-та. Они при-но-си-ли да-ры и слу-жи-ли Со-ло-мо-ну во все дни жиз-ни его (). И жи-ли Иуда и Из-ра-иль спо-кой-но, каж-дый под ви-но-град-ни-ком сво-им и под смо-ков-ни-цею сво-ею, от Да-на до Вир-са-вии, во все дни Со-ло-мо-на ().

И дал Бог Со-ло-мо-ну муд-рость и весь-ма ве-ли-кий ра-зум и об-шир-ный ум, как пе-сок на бе-ре-гу мо-ря (). Он был муд-рее всех лю-дей... имя его бы-ло в сла-ве у всех окрест-ных на-ро-дов. И из-рек он три ты-ся-чи прит-чей, и пес-ней его бы-ла ты-ся-ча и пять; и го-во-рил он о де-ре-вах, от кед-ра, что в Ли-ване, до ис-со-па, вы-рас-та-ю-ще-го из сте-ны; го-во-рил и о жи-вот-ных, и о пти-цах, и о пре-смы-ка-ю-щих-ся, и о ры-бах. И при-хо-ди-ли от всех на-ро-дов по-слу-шать муд-ро-сти Со-ло-мо-на, от всех ца-рей зем-ных, ко-то-рые слы-ша-ли о муд-ро-сти его (). По-стро-е-ние хра-ма, пред-при-ня-тое Со-ло-мо-ном, про-дол-жа-лось 7 лет; при этом бы-ло 70 000 че-ло-век но-ся-щих ма-те-ри-а-лы, 80 000 ка-ме-но-сеч-цев, 30 000 ру-бя-щих кед-ро-вый лес в Ти-ре, при-став-ни-ков, смот-рев-ших за ра-бо-та-ми - 3 600 че-ло-век. Ко-гда со-вер-ше-на бы-ла вся ра-бо-та для хра-ма Гос-под-ня, Со-ло-мон при-нес по-свя-щен-ное Да-ви-дом, от-цом его, се-реб-ро и зо-ло-то, и ве-щи от-дал в со-кро-вищ-ни-цы хра-ма Гос-под-ня и со-звал ста-рей-шин Из-ра-иле-вых и всех на-чаль-ни-ков ко-лен, глав по-ко-ле-ний сы-нов Из-ра-иле-вых,... чтобы пе-ре-не-сти ков-чег за-ве-та Гос-под-ня из го-ро-да Да-ви-до-ва ().

И, об-ра-тясь к на-ро-ду и бла-го-сло-вив со-брав-ших-ся из-ра-иль-тян, Со-ло-мон ска-зал: бла-го-сло-вен Гос-подь Бог Из-ра-илев, Ко-то-рый ска-зал Сво-и-ми уста-ми Да-ви-ду, от-цу мо-е-му, и ныне ис-пол-нил ру-кою Сво-ею! Он го-во-рит: с то-го дня, как Я вы-вел на-род Мой, Из-ра-и-ля, из Егип-та, Я не из-брал го-ро-да ни в од-ном из ко-лен Из-ра-иле-вых, чтобы по-стро-ен был дом, в ко-то-ром пре-бы-ва-ло бы имя Мое; но из-брал Иеру-са-лим для пре-бы-ва-ния в нем име-ни Мо-е-го, и из-брал Да-ви-да, чтобы быть ему над на-ро-дом Мо-им, Из-ра-и-лем. У Да-ви-да, от-ца мо-е-го, бы-ло на серд-це по-стро-ить храм име-ни Гос-по-да Бо-га Из-ра-иле-ва. Но Гос-подь ска-зал Да-ви-ду, от-цу мо-е-му: хо-ро-шо, что у те-бя ле-жит на серд-це по-стро-ить храм име-ни Мо-е-му; од-на-ко не ты по-стро-ишь храм, а сын твой, ис-шед-ший из чресл тво-их, он по-стро-ит храм име-ни Мо-е-му. И ис-пол-нил Гос-подь сло-во Свое, ко-то-рое из-рек. Я всту-пил на ме-сто от-ца мо-е-го Да-ви-да... и по-стро-ил храм име-ни Гос-по-да Бо-га Из-ра-иле-ва ().

И стал Со-ло-мон пе-ред жерт-вен-ни-ком Гос-под-ним, впе-ре-ди все-го собра-ния Из-ра-иль-тян, и воз-двиг ру-ки свои к небу и ска-зал: Гос-по-ди Бо-же Из-ра-илев! нет по-доб-но-го Те-бе Бо-га на небе-сах ввер-ху и на зем-ле вни-зу! () По-ис-ти-не Бо-гу ли жить на зем-ле? Небо и небо небес не вме-ща-ет Те-бя, тем ме-нее сей храм, ко-то-рый я по-стро-ил име-ни Тво-е-му... Но при-з-ри на мо-лит-ву ра-ба Тво-е-го и на про-ше-ние его! услышь воз-зва-ние и мо-лит-ву, ко-то-рою раб Твой умо-ля-ет Те-бя ныне! Да бу-дут очи Твои от-вер-сты на храм сей день и ночь, на сие ме-сто, о ко-то-ром Ты ска-зал: Мое имя бу-дет там; услышь мо-лит-ву, ко-то-рою бу-дет мо-лить-ся раб Твой на ме-сте сем! () При вся-кой мо-лит-ве при вся-ком про-ше-нии, ка-кое бу-дет от ка-ко-го-ли-бо че-ло-ве-ка во всем на-ро-де Тво-ем, ко-гда они по-чув-ству-ют бед-ствие в серд-це сво-ем и про-струт ру-ки свои к хра-му се-му, Ты услышь с неба, с ме-ста оби-та-ния Тво-е-го, и по-ми-луй; сде-лай и воз-дай каж-до-му по пу-тям его, как Ты усмот-ришь серд-це его, ибо Ты один зна-ешь серд-це всех сы-нов че-ло-ве-че-ских! ().

Ко-гда Со-ло-мон про-из-нес мо-ле-ние и про-ше-ние к Гос-по-ду, то-гда встал с ко-лен от жерт-вен-ни-ка Гос-под-ня, ру-ки же его бы-ли рас-про-стер-ты к небу и, стоя, он бла-го-сло-вил все со-бра-ние Из-ра-иль-тян (). И царь и все Из-ра-иль-тяне с ним при-нес-ли жерт-ву Гос-по-ду ().

И явил-ся Со-ло-мо-ну Гос-подь во вто-рой раз, как явил-ся ему в Га-ва-оне, и ска-зал ему: Я услы-шал мо-лит-ву твою и про-ше-ние твое... Я освя-тил этот храм, ко-то-рый ты по-стро-ил, чтобы пре-бы-вать име-ни Мо-е-му там во-век, и бу-дут очи Мои и серд-це Мое там во все дни (). По окон-ча-нии хра-ма Со-ло-мон воз-двиг сте-ну во-круг Иеру-са-ли-ма и дво-рец для же-ны сво-ей, до-че-ри ца-ря Еги-пет-ско-го, а по-том при-ка-зал устро-ить несколь-ко кре-по-стей.

Бо-гат-ство Со-ло-мо-на бы-ло так ве-ли-ко, что се-реб-ро во дни его не вме-ня-лось ни во что. И сде-лал царь зо-ло-то и се-реб-ро в Иеру-са-ли-ме рав-но-цен-ным про-сто-му кам-ню, а кед-ры, по мно-же-ству их, сде-лал рав-но-цен-ны-ми си-ко-мо-рам, ко-то-рые на низ-ких ме-стах ().

И все ца-ри зем-ли ис-ка-ли ви-деть Со-ло-мо-на, чтобы по-слу-шать муд-ро-сти его, ко-то-рую Бог вло-жил в серд-це его. И каж-дый из них под-но-сил от се-бя в дар со-су-ды се-реб-ря-ные и со-су-ды зо-ло-тые, и одеж-ды, ору-жие и бла-го-во-ния, ко-ней и ло-ша-ков из го-да в год ().

Все ца-ри бы-ли дан-ни-ка-ми Со-ло-мо-на, и да-же ца-ри-ца Сав-ская, услы-шав о сла-ве его во имя Гос-по-да, при-шла ис-пы-тать его за-гад-ка-ми. И при-шла она в Иеру-са-лим с весь-ма боль-шим бо-гат-ством: вер-блю-ды на-вью-че-ны бы-ли бла-го-во-ни-я-ми и ве-ли-ким мно-же-ством зо-ло-та, и дра-го-цен-ны-ми кам-ня-ми, и при-шла к Со-ло-мо-ну и бе-се-до-ва-ла обо всем, что бы-ло у нее на серд-це. И объ-яс-нил ей Со-ло-мон все сло-ва ее ()... И на-шла в Со-ло-моне ца-ри-ца муд-ро-сти и бо-гат-ства еще бо-лее, чем слы-ша-ла о том, и бла-го-сло-ви-ла Гос-по-да, по-ста-вив-ше-го Со-ло-мо-на ца-рем тво-рить суд и прав-ду...

Так бла-го-сло-вил Бог Со-ло-мо-на в то вре-мя, ко-гда он был непо-ро-чен пе-ред Ним, но ко-гда Со-ло-мон, в уго-жде-ние иным же-нам сво-им, по-стро-ил ка-пи-ща для идо-лов, по-чи-та-е-мых ими, то на-влек на се-бя гнев Бо-жий; Бог пре-дал его враж-де про-тив-ни-ков - Аде-ра иду-ме-я-ни-на и Ра-зо-на, быв-ше-го ра-бом ца-ря Сув-ско-го, ко-то-рый, убе-жав от сво-е-го гос-по-ди-на, со-брал шай-ку мя-теж-ни-ков и укре-пил-ся в Да-мас-ке. Оба они по-сто-ян-но тре-во-жи-ли иуде-ев сво-и-ми на-бе-га-ми. Осо-бен-но бес-по-ко-и-ло Со-ло-мо-на то, что про-рок Ахия пред-ска-зал под-дан-но-му его - Иеро-во-аму (Еф-рем-ля-ни-ну из Ца-ре-ды), что он ис-торгнет цар-ство из ру-ки Со-ло-мо-но-вой и что даст-ся ему власть над 10-ю ко-ле-на-ми из-ра-иль-ски-ми... Со-ло-мон ис-кал то-гда умерт-вить Иеро-воама, но Иеро-во-ам спас-ся бег-ством в Еги-пет, где и жил до смер-ти Со-ло-мо-на. Впро-чем, не пре-был без рас-ка-я-ния, и не за-тми-лась ис-ти-на в ду-ше Со-ло-мо-на. О со-кру-ше-нии ду-ха его и о со-зна-нии прав-ды и еди-но-го на по-тре-бу сви-де-тель-ству-ют сло-ва его в «Эк-кле-зи-а-сте»: Су-е-та су-ет - все су-е-та! ().

Вы-слу-ша-ем сущ-ность все-го: бой-ся Бо-га и за-по-ве-ди Его со-блю-дай, по-то-му что в этом все для че-ло-ве-ка ()...

Всех книг Со-ло-мон на-пи-сал че-ты-ре: Прит-чи, Пре-муд-рость, Эк-кле-зи-аст и Песнь Пес-ней.

Вре-ме-ни цар-ство-ва-ния Со-ло-мо-на в Иеру-са-ли-ме над всем Из-ра-и-лем бы-ло со-рок лет. И по-чил Со-ло-мон с от-ца-ми сво-и-ми, и по-гре-бен был в го-ро-де Да-ви-да, от-ца сво-е-го, и во-ца-рил-ся вме-сто него сын его Ро-во-ам () (от ко-то-ро-го - во ис-пол-не-ние про-ро-че-ства Ахии - при са-мом вос-ше-ствии его на пре-стол от-ло-жи-лись 10 ко-лен Из-ра-иле-вых).

Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов . Сегодня мы говорим о тех, кто носил имя Соломон в Библии.

Кто такой царь Соломон в Библии?

Соломон (по-еврейски его имя звучит «Шломо» и означает «мирный», «богатый миром») – знаменитый израильский царь (примерно 1015-975 г.г. до Р.Х).
О нем можно прочитать в Третьей Книге Царств, Первой и Второй книгах Паралипоменон (все входят в состав Ветхого Завета).

Его родители – израильский царь Давид (знаменитый автор псалмов) и Вирсавия (изначально жена Урии, одного из подданных Давида). Наставник Соломона – пророк Нафан.
В самом начале царствования Соломон принес большую жертву и увидел во сне Бога, который предложил ему просить что угодно. Царь попросил разума, чтобы уметь судить и управлять. За это Бог дал ему не только разум, но «и богатство, и славу» (3 Цар 3:12-15).

Самое первое проявление мудрости – разрешение спора между двумя женщинами (3 Цар 3:16-27). Они были блудницы жили в одном доме и почти одновременно родили детей. Ночью один из младенцев умер, и одна из женщин поменяла детей. Наутро она отрицала факт подмены, и женщины пришли к царю. Соломон велел рассечь мечом пополам живого младенца и отдать каждой по половине. Одна из женщин согласилась на это, а вторая сказала – нет, отдайте ребенка, только не убивайте. Так стало ясно, что именно она – мать живого младенца, а первая действительно поменяла детей.

Соломон был женат на дочери египетского царя, а также имел множество наложниц, в том числе чужестранок, которым разрешил поклоняться своим богам. В наказание за это Бог воздвигал против царя мятежников, а над самим Соломоном был произнесен суд о том, что после его смерти царство разделится, а его сын (Ровоам) будет царствовать только над его малой частью (3Цар 11:9 и далее).

Для управления делами Соломон разделил Израильское царство на 12 областей (независимо от деления на колена), для защиты от врагов составил многочисленное войско с колесницами и всадниками и основал города-гарнизоны для запасов. Он посылал корабли в дальние экспедиции и показывал народу диковины, которые привозили из разных стран. Всех царей Соломон превосходил богатством и мудростью (3 Цар 10:23).
Две знаменитые постройки Соломона – храм, который воздвигался семь лет, после чего был освящен перенесением в него ковчега завета, обильным жертвоприношением и торжественной молитвой царя (3 Цар 8:1) и дворец, который строился на протяжении тринадцати лет и поражал многочисленностью построек и роскошью. Обратная сторона этой роскоши – тяжелые подати, которые царь возложил на Израиль.

После 40-летнего царствования над всем Израилем Соломон «почил с отцами своими» и был погребен в городе Давидовом (3 Цар 11:43), то есть в Вифлееме.

Судя по заголовку 126 псалма, Соломон – его автор. Он также составил значительно число притчей в книге Притчей Соломоновых и традиционно считается автором книг Екклезиаста и Песни Песней (Все входят в состав Ветхого завета).
Соломонов притвор, о котором говорится в Новом завете (Ин 10:23, Деян 3:11 и 5:12) – восточная часть колоннады, которая окружала Иерусалимский храм.

третий еврейский царь, правитель объединённого Израильского царства в период его наивысшего расцвета

931 г. до Р. Х.

Краткая биография

Соломо́н (др.-евр. שְׁלֹמֹה, Шломо́ ; греч. Σαλωμών, Σολωμών в Септуагинте; лат. Salomon в Вульгате; араб. سليمان‎ Сулейман в Коране) - третий еврейский царь, правитель объединённого Израильского царства в период его наивысшего расцвета. Сын царя Давида и Вирсавии (Бат-Шевы), соправитель Давида в первые два года своего царствования. Во время правления Соломона в Иерусалиме был построен Иерусалимский Храм - главная святыня иудаизма.

По разным хронологиям, даты правления относятся к началу Х века до н. э., 972-932 до н. э., 960-е – ок. 930 до н. э., 967-928 до н. э., по традиционной еврейской хронологии ок. 874-796 до н. э.

Соломон - персонаж множества легенд, в которых выступает как мудрейший из людей и справедливый судья, нередко ему приписываются волшебные качества (понимание языка зверей, власть над джиннами).

Традиционно считается автором «Книги Екклесиаста», книги «Песнь песней Соломона», «Книги Притчей Соломоновых», а также некоторых псалмов (Пс. 126 (масоретский текст - Пс. 127), Пс. 131 (масорет. Пс. 132). В православной и католической церкви считается автором второканонической Книги Премудрости Соломона.

Историчность царя Соломона, также как и историчность царя Давида, и историчность Израильского царства является предметом научной дискуссии.

Историчность Соломона

Библия является основным источником сведений о жизни и правлении Соломона. Помимо этого, его имя упоминается в трудах некоторых авторов античности, о чём писал Иосиф Флавий.За вычетом библейских рассказов, прямых исторических свидетельств его существования не обнаружено. Тем не менее его принято считать исторической фигурой. По этому правлению в Библии имеется особенно подробная фактология со множеством личных имён и цифр. Имя Соломона связывается главным образом со строительством Иерусалимского храма, разрушенного Навуходоносором II и нескольких городов, строительство которых также связывали с его именем.

При этом вполне правдоподобная историческая канва соседствует с очевидными преувеличениями. Для позднейших периодов еврейской истории царствование Соломона представляло своего рода «золотой век». Как бывает в таких случаях, «солнцеподобному» царю приписывались все блага мира - богатство, женщины, недюжинный ум.

Имена Соломона

Имя Шломо (Соломон) на иврите происходит от корня «שלום» (шалом - «мир», в значении «не война»), а также «שלם» (шалем - «совершенный», «цельный»).Соломон упоминается в Библии также под рядом иных имён. Например, он называется Иедидиа («возлюбленный Богом или друг Бога») - символическое имя, данное Соломону в знак благоволения Бога к его отцу Давиду после его глубокого раскаяния относительно прелюбодеяния с Вирсавией.

В Аггаде царю Соломону приписываются также имена из Книги Притчей Соломона (гл. 30, ст. 1 и гл. 31, ст. 1) Агур, Бин, Яке, Лемуэль, Итиэль и Укал.

Библейское повествование

В Священном Писании говорится, что Соломон родился в столице Израильского царства - Иерусалиме (Первая Книга Паралипоменон, гл. 3, ст. 5). В Библии упомянуты жена Соломона Наама Аммонитянка (ивр. - נעמה) (Третья Книга Царств, 14: 22,31) и дочери Соломона - Тафафь (ивр. Тафат טפת), (Третья Кн. Царств 4:11) и Васемафа (ивр. Басемат בשמת), (Третья Кн. Цар. 4:15).

Преемником его стал его сын Ровоам (Третья Кн. Цар. 14:21).

Приход к власти

Царь Давид намеревался передать престол именно Соломону, хотя он был одним из его младших сыновей. Когда Давид одряхлел, власть попытался узурпировать другой его сын, Адония (3 Цар. 1:5). Он вошёл в заговор с первосвященником Авиафаром и командующим войсками Иоавом, и, воспользовавшись слабостью Давида, огласил себя преемником престола, назначив пышную коронацию.

Мать Соломона, Вирсавия (ивр. - בת שבע Бат Шева), а также пророк Нафан (ивр. נתן Натан) уведомили об этом Давида. Адония бежал и скрылся в Скинии, ухватившись «за роги жертвенника» (3 Цар. 1:51), после его раскаяния Соломон его помиловал. После прихода к власти Соломон расправился с другими участниками заговора. Так, Соломон временно удалил Авиафара от священства и казнил Иоава, который попытался скрыться в бегах. Исполнителя обеих казней, Ванею, Соломон назначил новым командующим войсками.

Бог дал Соломону царствование при условии, что тот не будет отклоняться от служения Богу. В обмен на это обещание Бог наделил Соломона невиданной мудростью и терпением (3 Цар. 3:10 - 11)

Состав правительства, сформированного Соломоном:

  • Первосвященники - Садок, Авиафар, Азария;
  • Командующий войсками - Ванея;
  • Министр налогообложения - Адонирам;
  • Придворный летописец - Иосафат; также писцы - Елихореф и Ахия;
  • Ахисар - начальник царской администрации;
  • Завуф;
  • Азария - начальник наместников;
  • 12 наместников:
    • Бен-Хур,
    • Бен-Декер,
    • Бен-Хесед,
    • Бен-Авинадав,
    • Ваана, сын Ахилуда,
    • Бен-Гевер,
    • Ахинадав,
    • Ахимаас,
    • Ваана, сын Хушая,
    • Иосафат,
    • Шимей,
    • Гевер.

Внешняя политика

Основой благосостояния Соломона был проходивший по его владениям торговый путь из Египта на Дамаск. Он не был воинственным правителем, хотя объединённые под его властью государства Израиль и Иудея занимали значительную территорию. Соломон поддерживал дружественные отношения с финикийским царём Хирамом. Великие строительные проекты оставили его в долгу перед Хирамом (3 Цар. 9:15). Чтобы погасить задолженность, Соломон вынужден был уступить ему селения на юге своих земель.

Согласно библейскому повествованию, узнав о мудрости и славе Соломона, к Соломону прибыла правительница Сабейского царства, «чтобы испытать его загадками» (Третья Книга Царств, гл. 10).В ответ Соломон также одарил царицу, дав «всё, чего она желала и чего просила ». После этого визита, согласно Библии, в Израиле началось небывалое процветание. В год к царю Соломону приходило 666 талантов золота (Третья Книга Царств, 10: 14). Впоследствии история о царице Савской обросла многочисленными легендами вплоть до предположений об её любовной связи с Соломоном. Христианские правители Эфиопии считали себя происходящими от этой связи.

Считается, что Соломон покончил с полутысячелетней враждой евреев и египтян, взяв в качестве первой жены дочь египетского фараона (Третья Книга Царств, 9:16).

Конец царствования

Согласно Библии, Соломон имел семьсот жен и триста наложниц (3 Цар. 11:3), среди которых были и чужестранки. Одна из них, ставшая к тому времени его любимой женой и имевшая на царя большое влияние, убедила Соломона построить языческий жертвенник и поклоняться божествам её родной земли. За это Бог прогневался на него и пообещал множество лишений народу Израиля, но после окончания царствования Соломона (так как Давиду было обещано благоденствие страны и при его сыне). Таким образом, всё царствование Соломона прошло достаточно спокойно.Соломон умер на сороковом году своего царствования. Согласно легенде, это произошло в то время, когда он наблюдал за строительством нового алтаря. Во избежание ошибки (предположив, что это может быть летаргический сон), приближённые не стали хоронить его до момента, пока черви не начали точить его посох. Только тогда он был официально признан мёртвым и захоронен.

Огромные затраты на строительство храма и дворца (последний строился в два раза дольше, чем храм) истощили государственную казну. Строительную повинность отбывали не только пленники и рабы, но и рядовые подданные царя (Третья Книга Царств, 12:1 - 5). Ещё при жизни Соломона начались восстания покорённых народов (эдомитян, арамеян); сразу же после его смерти вспыхнуло восстание, в результате которого единое государство распалось на два царства (Израильское и Иудейское). Cогласно Талмуду Соломон прожил 52 года.

Соломон в исламе

Согласно Корану Сулейман был сыном пророка Давуда. От своего отца он усвоил множество знаний и был избран Аллахом в пророки, причем ему была дана мистическая власть над многими существами, включая джиннов. Он правил огромным царством, которое на юге простиралось до Йемена. В исламской традиции Сулейман известен своей мудростью и справедливостью. Он считается образцом правителя. Неслучайно многие мусульманские монархи носили его имя.Исламская традиция имеет некоторые параллели с Аггадой, где Соломон представлен как «мудрейший из людей, который мог говорить со зверями, и они подчинялись ему». В иудейской традиции присутствует мотив смирения этого горделивого царя.

Согласно исламской традиции Сулейман умер на 81-м году жизни.

Символика

По легенде, при Соломоне знак его отца Давида стал государственной печатью. В исламе шестиконечная звезда носит название звезды Соломона. В то же время средневековые мистики называли Соломоновой печатью пентаграмму (пятиконечную звезду). Есть мнение, что звезда Соломона легла в основу мальтийского креста рыцарей иоаннитов.

Определил ему имя Соломон и обещал, что его царствование будет протекать в мире и спокойствии (1 Пар. 22, 9 -10). Кроме того, Господь повелел через пророка Нафана наречь Соломону имя Иедидиа (2 Цар. 12, 25).

Соломон возлюбил Бога и ходил по уставу своего отца. Его воспитателем называют пророка Нафана. Благодаря вмешательству Нафана юный Соломон был помазан на царство и провозглашен царём ещё при жизни отца. Торжественное помазание, по воле царя Давида, совершили пророк Нафан и священник Садок в Гионе (3 Цар. 1, 32 -40). Перед смертью Давид наказал Соломону использовать собранные им материалы для постройки храма Божия (1 Пар. 22, 6 -16). Он также оставил наследнику завещание быть твёрдым и мужественным, хранить завет Господа Бога и воздать противникам и сподвижникам Давида соответствующее возмездие и вознаграждение (3 Цар. 2, 1 -9).

Восхождение Соломона на престол сорвало первую попытку воцарения его старшего брата, Адонии . Однако, вскоре Адония обратился к молодому царю с просьбой отдать ему в жены Ависагу - девушку, которая ухаживала за состарившимся Давидом, - надеясь с ее помощью осуществить свои амбиции. Соломон усмотрел в этой просьбе новое посягательство на престол, и по его воле Адония был убит. Поддержавший Адонию главный военачальник Иоав также был убит, а первосвященник Авиафар - сослан в Анафоф ; их места заняли военачальник Ванея и первосвященник Садок (3 Цар 2, 12 -35).

В год воцарения у Соломона от Наамы Аммонитянки родился сын и будущий наследник - Ровоам (3 Цар 14, 21). В то же время молодой царь укрепил свою власть женитьбой на дочери Египетского фараона (1 Цар 3, 1), получив в приданое город Гезер - исключительный случай в анналах Египта, говорящий о признании мощи Израильского царства.

Наконец, важнейшим шагом Соломона по упрочению своей власти стало жертвоприношение Богу. В ту эпоху, за неимением храма, "народ ещё приносил жертвы на высотах" (3 Цар. 3, 2), отчего и Соломон пошёл в Гаваон , где находился главный жертвенник, чтобы принести там жертву Богу. Здесь Господь явился ему в ночном сновидении и сказал: "Проси, что дать тебе" (3 Цар. 3, 5). Соломон исповедовал себя "отроком малым" перед величием народа Божия, и попросил себе "сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что - добро и что - зло" (3 Цар. 3, 7 -9). Также просил он "премудрость и знание, чтобы я умел выходить пред народом сим и входить" (2 Пар. 1, 10). Ответ был благоугоден Господу, и Он даровал Соломону:

"сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе; [...] и богатство, и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои. И если будешь ходить путём Моим, сохраняя уставы Мои и заповеди Мои, как ходил отец твой Давид, Я продолжу дни твои " (3 Цар. 3, 11 -14).

Мудрость Соломона

Хотя Соломон сподобился многочисленных даров Божиих, первым среди них был дар разума. Вскоре царь явил свою мудрость в суде над двумя женщинами-блудницами, родившими одновременно младенцев, из которых один умер ночью, когда они спали в одном доме. Чтобы решить их спор о том, которой принадлежит оставшийся в живых младенец, царь велел рассечь дитя надвое и отдать каждой по половине. Тогда одна женщина согласилась, а другая - подлинная мать - взмолилась, чтобы ребёнка лучше отдали другой женщине, но оставили в живых. Так царь установил истину и отдал ребёнка его матери. Слава о суде Соломона разошлась по всему Израилю и упрочила его власть: люди "стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия в нем, чтобы производить суд" (3 Цар. 3, 16 -28).

Мудрость Соломона была "выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости египтян [...] и имя его было в славе у всех окрестных народов" (3 Цар 4, 30 -31). Выдающийся дар стал силой, которая привлекала и покоряла первых людей других стран. Иноземные цари, услышав о мудрости Соломона, стремились познакомиться с ним лично. Впечатляясь его разумом, они подносили ему щедрые дары, делаясь его вольными данниками (3 Цар 10, 24 -25). Ярким примером указывается царица Савская - т. е. правительница отдалённого Сабейского царства , которая, взяв с собой особо обильные дары, пришла испытать Соломона и нашла его ещё более мудрым и богатым, нежели его представляла молва (3 Цар. 10, 1 -3; 2 Пар 9, 1 -12).

Соломон называется автором 3000 притчей и 1005 песен (3 Цар. 4, 32), часть из которых вошла в канон Священного Писания .

Расцвет царства Соломонова

Внутреннее устройство царства было упорядочено. Продолжилось создание административного аппарата, начавшееся в правление Давида. Список чиновников Соломона включает писцов, дееписателя, военачальника, священников, царского друга, начальника над приставниками (областными наместниками), начальника над царским домом и начальника над податями (3 Цар 4,1 -7). Всё государство, за исключением удела Иуды , было поделено на двенадцать областей, каждой из которых правил особый приставник (наместник) (3 Цар 4, 7 -19). Для защиты обширного царства было создано постоянное мобильное войско из 1400 боевых колесниц и 12 тысяч всадников; для коней и колесниц было сооружено 4 тысячи стойл (2 Пар 1, 14 ; 9, 25).

Израильтяне при Соломоне, "многочисленные как песок у моря, ели, пили и веселились" (3 Цар 4, 20). Народ жил спокойно и в достатке, "каждый под виноградником своим и под смоковницею своею" (3 Цар 4, 25). Израиль достиг такого материального процветания, что золото и серебро в Иерусалиме были приравнены в цене простому камню, а кедры - к сикоморам (2 Пар. 9, 27). При этом на народ была наложена трудовая повинность (3 Цар 5, 13), а оставшиеся в стране хананеи были обращены в оброчных работников и низовых надсмотрщиков.

Царь-строитель

Наиболее примечательными вещественными памятниками Соломонова царства стали его многочисленные постройки, важнейшей из которых был величественный храм Божий в Иерусалиме . Во исполнение Божия повеления и отцова завета, в 480 году по исходе евреев из Египта , на четвертом году своего царствования (3 Цар 6, 1), Соломон предпринял построение храма. Строительные работы продолжались семь лет, в них было задействовано много десятков тысяч человек. Когда труды по возведению храма были завершены, Соломон положил в его сокровищницы посвящённое Давидом серебро, золото и вещи, после чего созвал начальников народа для перенесения ковчега Завета с Сиона в храм (3 Цар 7, 51 ; 8, 1). Торжественно поместив ковчег на новом месте, царь благословил народ, возглавил его в молитве к Богу и в принесении жертвы (3 Цар. 8, 54 -55, 62). Господь принял и освятил новый храм.

По окончании храма Соломон стал сооружать свой роскошный дворец, что заняло следующие 13 лет (3 Цар 7, 1). Он также воздвиг стену вокруг Иерусалима и дворец для своей жены-египтянки - дочери фараона, за счёт чего Иерусалим разросся к северу. Библейское повествование, подтверждаемое археологическими находками, также свидетельствует о строительстве гарнизонных городов, где стояло колесничное войско, и казематных городов на всей территории царства и, возможно, в приграничных областях в Хаммате (3 Цар 9, 17 -19; 2 Пар 8, 2 -6). Строились общественные здания, мощные городские стены, четырехколонные ворота - части этой градостроительной программы налицо в Гацоре , Мегиддо , Бефсамисе , Тель-Бет-Мирсиме , Газере . Оформилась характерная структура четырехкомнатного израильского дома, построенного из тесаного камня.

Закат Соломонова царства

Благоденствие Израиля при Соломоне было следствием благословения Божия, полученного царём в начале правления. Однако со временем преданность Творцу стала слабеть в сердце Соломона. Когда по окончании строительства храма и дворца Господь явился ему во второй раз, в словах Божиих прозвучало грозное предостережение против поклонения чужим богам (3 Цар 9, 1 -9; 2 Пар 7, 11 -22). Но царь не устоял против соблазна и со временем впал в идолопоклонство, так как сердце его было развращено многочисленными иноплеменными женщинами, которых он полюбил. У царя было 700 жён и 300 наложниц - кроме царевны-египтянки , среди них были моавитянки , аммонитянки , идумеянки , сидонянки и хеттеянки , - и под их влиянием Соломон стал строить капища и совершать поклонения ложным богам - Астарте , Милхому , Хамусу и Молоху (3 Цар 11, 1 -10).

Тогда Господь оповестил Соломона, что, за неверность царя Он отнимет у него царство. Однако ради Давида Бог положил явить Свой суд над Соломоном уже после его кончины, оставив за его потомством одно колено (3 Цар 11, 11 -13). Воля Божия была подтверждена и пророчеством Ахии Силомлянина (3 Цар 11, 29 -39).

Против Соломона поднялись не только внешние враги - Адер и Разон , но и внутренний - Иеровоам . Царь не сумел умертвить бунтаря, который бежал в Египет . Тем временем социальная почва для отложения северных колен от царского дома подготавливалась повинностями и налогами, которые израильтяне называли "жестокой работой" и "тяжким игом" (3 Цар 12, 4), а также роскошью царского двора и привилегированным положением Иудина колена . Если принять датировку книги Екклесиаст последними годами жизни Соломона, она предстаёт свидетельством того, что согрешивший царь, по слову святителя Филарета Черниговского , "не пребыл без раскаяния, и не затмилась истина в душе Соломона " . Тема суетности мирской жизни и сознание "единого на потребу" выступают эпитафией мудрого царя:

Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека. (Еккл 12, 13)

С другой стороны, преподобный Иосиф Волоцкий , хотя и величает Соломона "премудрым", говорит что царь "умер в грехах " .

Соломон скончался, процарствовав в Иерусалиме над всем Израилем сорок лет, и был погребён на Сионе (3 Цар 11, 42 -43). Престол перешёл было к его сыну Ровоаму , но тут вернулся Иеровоам и возглавил успешное восстание 10 колен против Иуды. Так суд Божий над домом Давида и еврейским народом выразился в разделении царства на Израильское (Северное) и Иудейское (Южное) , которым уже не суждено было объединиться и достичь прежнего могущества.

Кончину Соломона и разделение единого царства обычно относят к периоду между и приблизительно годом до н.э. Так как Священное Писание указывает продолжительность его царствования - 40 лет, воцарение соответственно датируют - годами. О продолжительности жизни Соломона мнения расходятся куда сильнее. В итоге авторы значительных исследований о Соломоне представляют различные версии датировки. Например, Каплинский датирует рождение годом, воцарение - годом, а кончину и раздел царства - годом до н.э. . Дубнов считает что Соломон прожил 64 года . Версия о воцарении Соломона в двенадцатилетнем возрасте встречается у армянского историка Моисея Хоренского . Особняком стоит древний историк Иосиф Флавий , утверждающий, что Соломон прожил 90 лет, из которых 80 лет правил .

Память

Значение Соломона, его деяний и эпохи сделали его имя незабвенным по целому ряду причин. Тот, чьё имя провозгласило его царём "мира", является прообразом Христа - великого Божьего Царя-Миротворца. Соломон занимает уникальное место как первый в истории строитель храма Божия . Его прославленная мудрость - главный дар, испрошенный Соломоном у Бога - открывается в Священном Писании как наиболее устойчивый его атрибут. Иисус, сын Сирахов так превозносит Соломона:

Как мудр был ты в юности твоей и, подобно реке, полон разума! Душа твоя покрыла землю, и ты наполнил её загадочными притчами; имя твоё пронеслось до отдалённых островов, и ты был любим за мир твой; за песни и изречения, за притчи и изъяснения тебе удивлялись страны. (Сир 47, 16 -19)

Священное Писание содержит довольно обширное повествование о Соломоне - в Третей книге Царств гл. 1-11 и во Второй книге Паралипоменон , гл. 1-9; известна и утерянная Книга дел Соломоновых (3 Цар 11, 41). Библия также включает четыре книги, связанные с именем Соломона: Притчи , Премудрость , Екклесиаст и Песнь Песней . Хотя авторство Соломона в отношении некоторых из этих текстов небесспорно, в них открывается та глубина мудрости, назидательность и пророческий дар, которые традиционно приписываются этому царю. Значимость Соломона объясняет появление и иных писаний, которые стали подписывать его именем (псевдоэпиграфов) - таких, как Псалмы Соломона и Песни Соломона . Ко времени воплощения Господа Иисуса Христа образ Соломона среди евреев был широко признанным мерилом мудрости и славы. Это признание обусловливает силу слов Господа, когда Он говорит, что Он "больше Соломона" (Мф. 12, 42 ; Лк. 11, 31), и когда Он указывает, что "и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из" полевых лилий (Мф. 6, 29).

Новозаветная Церковь , по мере образования канона богослужения и иконописи, более точно осмыслила место Соломона в жизни народа Божия. В своем Великом каноне преподобный Андрей Критский говорит о Соломоне нелицеприятно:

"Соломон чудный и благодати премудрости исполненный, сей лукавое иногда пред Богом сотворив, отступи от Него [...] Сластьми влеком страстей своих, оскверняшеся, увы мне, рачитель премудрости, рачитель блудных жен, и странен от Бога " (вторник, песнь 7).

Хотя отступление Соломона от веры не было полным отпадением, Церковь не прославляет его за богоугодное житие, как всех прочих честных праотец. В последовании Недели святых праотец другие праотцы упоминаются неоднократно, с конкретными указаниями особенностей их подвига, а Соломон - всего единожды: "Адама восхвалим, Авеля , Сифа [...] Давида и Соломона " (светилен).

Образование иконографической традиции первоначально прослеживается в книжной миниатюре, а приблизительно с века - во многочисленных иконах, фресках и мозаиках. Как правило, Соломон предстаёт молодым и безбородым, со стройной фигурой; на нем царские одежды, а на голове венец. Атрибутом в руках Соломона обыкновенно является свиток с пророческой или учительной надписью - часто: "Слыши, сыне, наказание отца твоего" (Притч 1, 8); "Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его" (Притч 9, 1). Реже в руку царя помещается также небольшой "макет" построенного им храма. Самые распространённые типы изображения царя Соломона - в пророческом чине иконостасов и на иконах Сошествия во ад . Часто он изображается близ своего отца, святого Давида Псалмопевца - так, на иконах Сошествия во ад взор Соломона традиционно обращён к Давиду; в миниатюре распространено изображение юного музицирующего Соломона по правую руку от Давида, составляющего

Легенда, которая помогает некоторым людям справиться со стрессовыми ситуациями, гласит, что давным-давно жил царь Соломон. Жизнь этого мудрого правителя не была спокойной, поэтому он обратился к придворному философу за советом. Мыслитель рассказал своему повелителю о не имевшем цены волшебном кольце, на котором высечено «Все проходит».

«Когда тебя постигнет сильный гнев или сильная радость, посмотри на эту надпись, и она отрезвит тебя. В этом ты найдешь спасение от страстей!», – говаривал царю мудрец.

Прошло много времени, Соломон усмирял свой гнев с помощью этого драгоценного подарка. Но однажды, взглянув на эту лаконичную надпись, Соломон не успокоился, а наоборот, вышел из себя. И тогда разъяренный царь сорвал кольцо с пальца в надежде выкинуть его подальше в пруд, но заметил, что на обратной стороне украшения написано «И это пройдет».

Насчет биографии царя Соломона идут споры и по сей день. Одни считают, что сын Давидов жил на самом деле, другие уверены, что мудрый правитель – это библейская фальсификация. Как бы то ни было, Соломон является неотъемлемым персонажем христианской и исламской (Сулейман) религий, который оставил след в культуре: его образ используют в живописных картинах, прозе, стихах, фильмах и мультфильмах.

Происхождение царя Соломона

Соломон родился в 1011 г. до н.э. в Иерусалиме. Единственный источник, указывающий на реальность существования легендарного правителя объединенного Израильского царства, – это Библия. Поэтому подтвердить или опровергнуть то, является ли Соломон исторической личностью, биографы и ученые не могут и по сей день.

Судя по описанию Божьей книги, Соломон является сыном второго царя Израиля Давида. Согласно Новому Завету, мессия из рода Давида по мужской линии – это .


До восшествия на престол Давид был простым пастухом, при этом показал себя человеком не только добрым и благонадежным, но также сильным и смелым: чтобы защитить своих овец, он мог голыми руками расправиться со львом или медведем.

Родительница Соломона, Вирсавия, приходилась дочерью Елиама и согласно Библии, обладала редкостной внешностью: Давид, прогуливавшийся по своим владениям, увидел купающуюся Вирсавию, и ее красота сразила царя наповал. Поэтому Давид велел доставить понравившуюся девушку, которая в то время считалась женой Урии Хеттеянина – военнослужащего в армии Давида, во дворец. Вирсавия забеременела, и тогда коварный Давид приказал военачальнику Хеттеянина в письме, чтобы супруг его возлюбленной не вернулся с поля боя живым:

«Поставьте Урию там, где будет самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражен и умер» (Книга Самуила 11:15).

После этого случая Давид обзавелся недоброжелателями, а Нафан (Натан), который значится в Священном Писании как пророк и один из авторов Книги Царств, проклял предводителя, обрекши его будущее на братоубийственные конфликты.


Позже Давид раскаялся в своем вероломном поступке и на коленях вымаливал у Бога прощения. Пророк сказал, что Господь простил пожелавшего смерти другому человеку, однако напомнил:

«…за овечку должны платить вчетверо».

Таким образом, в жизни Давида было много горечи и печали: его младший сын умер, а дочь Фламарь была изнасилованна сыном Амноном (который умер от руки родного брата). В положенный срок у царя родился сын. Назвав отпрыска Соломоном, Давид и Вирсавия предопределили будущее сына, ведь имя Шоломо в переводе с иврита означало «мир» (т.е. «не война»). В действительности, Соломон боялся вооруженных конфликтов, поэтому в годы правления не пользовался многочисленным войском.


Второе символическое имя Соломона – Иедидиа (переводится как «возлюбленный Бога») – дано ему в честь снисхождения Всевышнего к Давиду, который признал, что совершил один из семи смертных грехов – прелюбодеяние. Вирсавия была благочестивой женщиной, которая всегда оставалась в тени. Возлюбленная предводителя израильского народа не вдавалась в подробности политики, а занималась воспитанием детей.

Начало правления

По легенде, не обращая внимания на то, что Соломон был последним из сыновей Давида, царь хотел сделать младшего отпрыска своим приемником. Но также за власть боролся и старший сын Адония, имея на это право, ведь по древним традициям корона принадлежала ему. Поэтому истинный наследник создал специальный отряд телохранителей во главе с Иоавом и Авиафаром. И, воспользовавшись слабостью родителя, пытался привлечь на свою сторону Нафана, храброго Ванея и царскую гвардию, но не получил поддержи от подданных Давида.


Давид узнал из уст пророка о действующем заговоре, поэтому успел помазать миром Соломона на царствование, чтобы передать ему нужные для управления страной дары Святого духа. При этом Бог поставил условие самодержцу, чтобы тот никоим образом не уклонялся от служения Всевышнему. Получив обещание, Творец наделил Соломона мудростью и терпением.


Существует сказание о соломоновом суде, который доказывает разумность правителя. К царю пришли две женщины с просьбою определить, кто приходится истинной матерью ребенка. И тогда Соломон дал жестокий совет: не спорить, а разрубить дитя пополам, чтобы каждой досталось по половине. Одна из прихожанок сказала, что пусть оно так и будет, а другая впала в панику и отчаяние. Таким образом, Соломон разрешил прения и выяснил, кто является истинной родительницей, а кто лишь притворяется.


Поэтому узурпаторские попытки Адонии были обречены на фиаско: молодой человек бежал и нашел свое убежище в Скинии. Стоит отметить, что новоявленный царь простил своего брата и приказал помиловать, а вот участь его соратников Иоава и Авиафара была печальна: первый был казнен, а второй отправлен в ссылку. Однако Адонии не удалось избежать сурового наказания, ибо он попытался взять себе в жены Ависагу Сунамитянку, прислужницу царя Давида, попросив Вирсавию ходатайствовать за него перед Соломоном. Но мудрый царь посчитал, что его брат вновь желает заявить свои права на престол и велел казнить Адонию.

Внутренняя и внешняя политика

Избавившись от династического конкурента, Соломон стал полноправным правителем Израиля. Мудрый царь в политических целях взял в жены дочь фараона Шешонка I, так как Египет во все времена считался страной с исключительным плодородием и несметными богатствами (стоит только вспомнить сокровища царицы ).


Сделав предложение руки и сердца нильской красавице, иудейский правитель получил в придание Тель-Гезер – библейский город в Израиле (при Тутмосе III страна была зависима от египетских правителей, поэтому город принажал египтянам). Также большую часть денег царь получал за счет торгового пути Via Regia («Царская дорога»), который начинался из Египта и протягивался до Дамаска.


Также известно, что Соломон поддерживал дружественные отношения с финикийским царем Хирамом I Великим. Когда сын Давида стал полноправным правителем, он начал исполнять завещание, оставленное отцом, и принялся за строительство храма. Поэтому Соломон попросил содействия у Хирама, который обладал несметными богатствами, таким образом, правители заключили между собой союз.

Финикийский царь прислал Соломону кедр, кипарис, золото, а также строителей, а взамен получил оливковое масло и пшеничное зерно. Однако строительство храма оставило Соломона в долгу, поэтому предводитель иудейского народа отдал Хираму часть южных земель.


Фреска "Соломон и царица Савская"

Помимо прочего, существует сказание о царице Савской, которая, узнав о мудрости правителя Израильского царства, решила испытать Соломона загадками. Поговаривают, что после визита царицы Израиль стал процветающей и богатой золотом страной:

«И подарила она царю сто двадцать талантов золота и великое множество благовоний и драгоценных камней» (3-Цар. 10:2-10).

Стоит отметить, что этот библейский сюжет в дальнейшем стал подоплекой для создания легенд и преданий. Некоторые сочинители украсили эту историю любовной связью Соломона с его нежданной гостьей из Сабеи, но в священной книге о «неделовых» отношениях царицы Савской и сына Давида умалчивалось. Известно, что у Соломона было 700 жен и 300 наложниц.

Конец правления и смерть

Примечательно, что царь был мудрым политиком, во времена своего правления он умудрился покончить с голодом, а также зарыть топор войны между евреями и египтянами. В Библии говорится, что любимая жена Соломона была инаковерующей чужестранкой. Поэтому хитрая женщина уговорила возлюбленного построить языческий алтарь, что и стало яблоком раздора между Всевышним и правителем.


За это разгневавшийся Бог пообещал самодержцу, что после его царствования на Израиль обрушатся несчастья. Но и незадолго до смерти Соломона в стране все было не безоблачно: из-за строительных проектов опустела царская казна, к тому же начались восстания эдомитян и арамеян (покоренные народы).

Талмуд гласит, что Соломон прожил 52 года. Царь умер в тот момент, когда наблюдал за строительством нового алтаря. Чтобы исключить летаргический сон, тело предводителя долгое время не предавали земле.

Библия и мифология

Согласно древним легендам, после всемирного потопа, погубившего высокоразвитое государство Атлантиду, человеческую цивилизацию пришлось выстраивать заново. По мере развития нового общества люди находили останки прошлой культуры, среди которых были также и технологические достижения.

Полученные знания и артефакты дорого оценивались, поскольку они способствовали прогрессивному развитию тех государств, которые их приобретали. Вследствие этого возникла потребность передавать их таким образом, чтобы все знания оставались втайне от простых, не приближенных к управлению государством людей.


Поэтому среди правителей был принят запрет о письменной фиксации знаний, всю информацию передавали из уст в уста. Царь Соломон был первым предводителем, который зафиксировал все накопленные эзотерические знания из разных традиций в письменном виде. Из известных трудов царя до нас дошел его трактат «Ключи Соломона». «Малый ключ» состоит из пяти разделов, один из них, «Гоэтия», описывает 72 демонов, которых в нынешней науке принято считать человеческими гормонами.

Эти бумаги приобрели популярность за счет оригинального способа чтения информации – для удобства восприятия некоторая часть сведений в рукописи прорисована схемами и знаками. Среди этих рисунков большое значение имеют «Соломонов круг» (представляет собой модель планеты Земля и раньше использовался в гадании) и «Звезда Соломона» (основана на индийском учении о чакрах, используется в амулетах). Также считается, что Соломон стал автором «Книги Екклесиаста», «Песни песней Соломона», «Книги Притчей Соломоновых».

Образ в культуре

  • 1614 – , картина «Суд Соломона»
  • 1748 – Гендель, оратория «Соломон»
  • 1862 – Гуно, опера «Царица Савская»
  • 1908 – , повесть «Суламифь»
  • 1959 – Кинг Видор, драма «Соломон и царица Савская»
  • 1995 – Ричард Рич, мультфильм «Соломон»
  • 1995 – Роберт Янг, драма «Соломон и царица Савская»
  • 1997 – Роджер Янг, документальный фильм «Царь Соломон. Мудрейший из мудрых»
  • 1998 – Рольф Бейер, роман «Царь Соломон»
  • 2012 – Владлен Барбэ, мультфильм «Печать царя Соломона»


© 2024 Идеи дизайна квартир и домов